Заболевания одс

Профилактика заболеваний

опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время врачи бьют тревогу: состояние здоровья молодого поколения ухудшается год от года. Особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Неумолимая медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки.

Какие же нарушения осанки чаще всего встречаются в детском возрасте?

1. Плоская спина — формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого пациента страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. В этом случае помочь может лечебная физкультура, лечение позой и положением, а также специальные корсеты.

2. Вялая осанка — при этом виде нарушения у ребёнка опущены и сведены вперёд плечи, наблюдается переразгибание в пояснице, мышцы брюшного пояса ослаблены. При этом в начальных стадиях осанка исправляется при выведении плечевого пояса в нормальное положение. Это нарушение также хорошо корректируется занятиями физкультурой.

3. Круглая спина — не исправляется, если попытаться «расправить» плечи, так как при этом виде нарушения осанки изменения возникают уже на уровне тел позвонков. Могут страдать даже внутренние органы — сердце и лёгкие (при выраженной деформации). В этом случае полностью устранить нарушение осанки, к сожалению, не удастся, но упомянутые уже занятия лечебной физкультурой и ношение специального корсета способны замедлить прогрессирование заболевания.
Кроме перечисленных выше видов нарушений осанки, довольно распространён среди детей и сколиоз — это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Осложнения не леченого сколиоза: деформация грудной клетки, ограничение функций лёгких, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки), холецистит, простатит, бронхиальная астма.

Нарушения осанки приводят к повышению нагрузки на тазобедренный сустав и свод стопы, формируя плоскостопие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Плоскостопие предрасполагает к развитию вросшего ногтя. Боли в стопах, коленях, бедрах, спине. Неестественная походка и осанка. Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие. «Тяжелая» походка, косолапие при ходьбе. Тошнота и рвота. Деформированные стопы (плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, безобразно широкая стопа). Колени (прогнутые наружу или внутрь); бедра (вывернутые), непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног и голени.

Искривление осанки это далеко не безобидная патология, грозящая лишь косметическим дефектом. Она приводит к тому, что в межпозвонковых хрящах начинают происходить дегенеративные изменения, что ведет к ущемлению нервных волокон, кровеносных сосудов питающих спинной и головной мозг. В итоге даже удетей может диагностироваться остеохондроз.

Остеохондроз — комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах. Может развиваться практически в любом суставе, но чаще всего поражаютсямежпозвоночные диски. В зависимости от локализации выделяют шейный, грудной и поясничный остеохондроз.

Отрицательно сказываются на дисках нерациональная и несимметричная работа мышц позвоночника, а именно: при неправильных привычных позах, при недостаточной разминке, при ношении сумок на плече, при использовании мягких подушек и матрацев.

Стимулятором патологических процессов может выступать плоскостопие. Если стопа не обеспечивает должную амортизацию взаимодействий с опорой, последнее приходится делать позвоночному столбу.

Ожирение — также способствует остеохондрозу позвоночника. Излишняя жировая ткань, откладываясь в разных местах, усложняет поддержку равновесия и перегружает межпозвоночные суставы.

Что является причиной увеличения заболеваемости опорно-двигательного аппарата у детей? В этом отчасти повинны плохая экология наших городов, наследственная предрасположенность, «быстрая” еда. Но самое большое значение в развитии искривлений позвоночника, остеохондроза, плоскостопия имеет малоподвижный образ жизни детей. Дети ежедневно по 5-6 часов проводят сидя за партой в школе, затем, придя домой, еще в течение 3-4 часов выполняют домашние задания, а после этого усаживаются перед экраном телевизора или начинают играть в различные компьютерные игры. Ребенок не тренирует свои мышцы, не укрепляет мышечный корсет, помогающий позвоночнику находиться в правильном физиологическом положении. В результате нередко возникают боли в спине, шее, начинают беспокоить головные боли. Длительное пребывание за компьютером приводит к ущемлению нервов и появлению болей в плечевом или лучезапястном суставе.

Ущемление нервных корешков может имитировать различные заболевания внутренних органов, и родители долго обследуют ребенка, а причина его недомоганий — искривленный позвоночник.

Какой же должна быть профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей?

Слово «профилактика” в переводе с древнегреческого языка означает «защита”. В современном понятии профилактикой заболеваний называют комплекс мероприятий по предупреждению и устранению причин, вызывающих возникновение той или иной патологии. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна проводиться у детей систематически и в школе, и дома.

В школе основной мерой профилактики заболеваний опорно-двигательной системы являются уроки физкультуры.

Но основные действия по предотвращению развития патологических процессов в ОДА должны предприниматься в домашних условиях под тщательным контролем родителей. Для ребенка следует разработать режим дня, предусматривающий чередования видов деятельности. Данное расписание необходимо тщательно соблюдать.

— Во время занятий обращать внимание на правильную позу сидящего за столом ребенка, он не должен сутулиться, и изгибаться в сторону.

— Письменный стол и стул тщательно подбирают под рост ребенка.

— Правильное освещение стола и использование специальных подставок для книг помогает избежать появления сутулости.

— Немаловажно нормализовать питание ребенка, не допускать развития ожирения. В ежедневном рационе обязательно должны быть свежие фрукты и овощи, соки, хлеб грубого помола, крупы, молочные продукты. Очень полезно давать детям рыбу и морепродукты. А вот шоколад, кофе, крепкий чай, кока-кола, копченые колбасы, маринады должны употребляться как можно реже.

Утро ребенка обязательно нужно начинать с гимнастических упражнений, направленных на укрепление и активизацию различных отделов опорно-двигательного аппарата. Для позвоночника очень полезны висы на турнике, а для мальчиков висы дополняются подтягиваниями. Для растяжения позвоночника выполняют наклоны корпуса и головы вперед — назад, вправо — влево, вращательные движения телом.

После этого начинают разрабатывать остальные суставы. Начинают упражнения с движений в плечевых суставах, затем идут локтевые, лучезапястные, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы. Таким образом, должен
соблюдаться принцип «сверху вниз”.

Во время утренней зарядки ребенок должен выполнять и упражнения, направленные на укрепление мышц брюшного пресса. Заканчивать зарядку желательно водными процедурами, обладающими закаливающим действием.

Ребенку необходимо достаточно времени проводить на свежем воздухе, играя в подвижные и спортивные игры, бегая, прыгая. Такие действия не только укрепляют суставы и мышцы, но и улучшают общий обмен веществ, развивают ловкость, красоту движений.

Рекомендации и для детей и для взрослых:

  • — спать на жесткой постели, спать без подушки или на плоской и жесткой подушке;
  • — спать на животе;
  • — формировать «мышечный корсет» для укрепления спины;
  • — разрабатывать позвоночник активными движениями во всех направлениях;
  • — чаще висеть на перекладине, чтобы «разгрузить» межпозво ночные диски;
  • — сидеть на жестком стуле или табурете, стараясь держать спи ну прямо;
  • — регулярно плавать (без конкретных указаний, каким именно стилем).

Для правильной осанки детям полезно:

  • Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;
  • Плавать;
  • Стрелять из лука (если нет сколиоза);
  • Приседать, ползать на четвереньках;
  • Поднимать и спускаться по шведской стенке;
  • Тренировать координацию движений: делать «ласточку», стойку на одной ноге, ходить по бревну;
  • Носить ранец до 6-7 класса;

Чего не следует делать:

  • Чрезмерное подгибание ног под сиденье стула неблагоприят но для кровотока в ногах.
  • Вредно класть ногу на ногу.
  • Когда человек пишет, рисует, его локти должны находиться на столе.
  • Одежда, ремень и браслет часов не должны быть тугими, что бы не ухудшать кровоток в соответствующих частях тела.
  • Не давать на переобувку в школу спортивную обувь. Кроссовки пред назначены лишь для кратковременного ношения. Для здорового функционирования стопы приобретите удобную обувь — это, как пра вило, кожаные туфли с широким носком, жесткой пяткой и мягкой подошвой, с небольшим каблучком, ортопедической стелькой (супинатором).

При соблюдении этих не хитрых правил, можно избежать больших проблем!

Технология проектной деятельности в детском саду

Соймина Галина Юрьевна, воспитатель

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово «проект” заимствоно из латыни и означает «выброшенный вперёд”, «выступающий”, «бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие «проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?”, «Ради чего он осуществляется?”, «Что станет продуктом проектной деятельности?”, «В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Первый этап – «выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

Травмы или повреждения опорно-двигательного аппарата являются одним из самых частых видов повреждений, которые происходят при различных анатомических и функциональных нарушениях тканей и органов, возникающих в результате действия агрессивных факторов внешней среды (при падении, неловком или неожиданном движении, во время автомобильных аварий или стихийных бедствий).

Основные виды травм:

  • Ушибы;
  • Растяжения или разрывы связок;
  • Вывихи;
  • Переломы.

Ушибы

Ушибы – наиболее частый вид повреждений, который может встречаться как самостоятельно, так и сопутствовать другим более тяжелым травмам (вывихам, переломам, повреждениям внутренних органов). Ушиб обычно является следствием падения с небольшой высоты или удара, нанесенного тупым предметом. При легких ушибах, не сопровождающихся кровоподтеками, припухлость и болезненность исчезают через 1—2 дня, при кровоподтеках они сохраняются до 6—12 дней.

Растяжения или разрывы связок

Повреждения тканей с их частичным разрывом при сохранении анатомической непрерывности называется растяжением. Чаще всего встречается растяжение связок суставов. Механизм данного вида травмы обусловлен растягиванием тканей двумя силами, действующими в противоположных направлениях, при фиксированном теле, органе или области. Обычно такое случается при падении, поднятии тяжести, беге и т.д. Растяжение связок – наиболее частая травма опорно-двигательного аппарата, с которой приходится сталкиваться в повседневной жизни. Она проявляется болью в области сустава. Такая боль при растяжении обычно долго не проходит, хотя внешних проявлений травмы нет.

Разрыв мышцы или сухожилия – довольно редкая травма. Для её возникновения требуется приложение чрезмерных усилий. Разрыв чаще всего происходит в мышцах, испытывающих самые сильные нагрузки – в бицепсе руки или трицепсе голени. Разрыв сухожилия (мышца рвётся крайне редко) проявляется тем, что в области плеча или голени образуется нехарактерный для этих частей тела рельеф – взгорбливание мышц. Это сопровождается сильной болью и неподвижностью конечности. Если действующая сила превышает сопротивляемость тканей, то происходит разрыв связок, фасций, мышц, сухожилий, нервов и др.

Вывихи

Вывих – это смещение суставных поверхностей костей в суставных сочленениях. При этом возможно повреждение суставной сумки с травмой сосудов, нервных стволов. Вывихи возникают от чрезмерной нагрузки на суставы. Наиболее часто встречаются вывихи плечевого и локтевого суставов. Реже наблюдаются вывихи голеностопного сустава и суставов пальцев кисти. Крайне редки вывихи коленного и тазобедренного суставов.

При вывихах и подвывихах нарушается нормальная форма сустава, движения в нем ограничиваются или становятся невозможными. Эти признаки сочетаются с симптомами, имеющими место при повреждениях связочного аппарата и сумки сустава.

Переломы

Переломами костей называют нарушение их целостности. Причиной перелома может быть как воздействие внешней силы (удар или большая нагрузка), так и некоторые болезни, которые снижают прочность костей и делают их ломкими. Тяжесть перелома зависит от его локализации, размера и вида.

Введение

Согласно перечню Международной классификации болезней, к заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся более 150 нозологий, поражающих скелетно-мышечную систему: мышцы, кости, суставы и соединительные ткани, такие как сухожилия и связки. Они варьируются в широком диапазоне, от острых и кратковременных явлений — переломов, растяжений и вывихов — до пожизненных нарушений, сопровождающихся хронической болью и инвалидностью.

Заболевания опорно-двигательного аппарата обычно характеризуются болевыми ощущениями (нередко постоянного характера) и снижением подвижности, моторики и функциональных возможностей, что ограничивает способность человека к трудовой деятельности и выполнению социальных функций, тем самым оказывая негативное воздействие на психическое благополучие и на благосостояние населения в целом. К наиболее распространенным инвалидизирующим заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся остеоартроз, люмбаго и цервикалгия, переломы, вызванные хрупкостью костной ткани, травмы и такие системные воспалительные заболевания, как ревматоидный артрит.

Заболевания опорно-двигательного аппарата включают в себя нарушения, поражающие:

  • суставы, в частности, остеоартроз, ревматоидный артрит, псориатический артрит, подагру, анкилозирующий спондилоартрит;
  • костные ткани, в частности, остеопороз, остеопению и связанные с этим переломы в результате травм или хрупкости костей;
  • мышцы, в частности, саркопению;
  • позвоночник, в частности, люмбаго и цервикалгию;
  • различные части тела или системы организма, в частности, регионарные и распространенные болевые синдромы и воспалительные заболевания, например, заболевания соединительных тканей и васкулит, характеризующиеся симптомами со стороны костно-мышечной системы, такие как системная красная волчанка.

Заболевания опорно-двигательного аппарата распространены среди лиц всех возрастных групп и чаще всего поражают людей в период от подросткового до пожилого возраста. Ожидается, что по мере старения мирового населения и усиления факторов риска неинфекционных заболеваний, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, распространенность и негативное воздействие опорно-двигательных заболеваний будут расти. Нарушения опорно-двигательного аппарата нередко сопровождают другие неинфекционные заболевания при полиморбидных состояниях.

Масштабы проблемы

Заболевания опорно-двигательного аппарата поражают лиц всех возрастных групп во всех регионах мира. В 2017 г. они были ведущей причиной инвалидности в четырех из шести регионов ВОЗ (занимая второе место в Регионе Восточного Средиземноморья и третье место в Африканском регионе). Хотя распространенность заболеваний опорно-двигательного аппарата увеличивается с возрастом, ими страдают и более молодые люди, нередко в годы наибольшей экономической активности.

Источником фактических данных об ущербе, вызываемом заболеваниями опорно-двигательного аппарата, служит исследование «Глобальное бремя болезней» (ГБВ), которое свидетельствует о значительном бремени вызываемой этими заболеваниями инвалидности. По данным исследования ГБВ 2017 г., заболевания опорно-двигательного аппарата занимают второе место среди факторов инвалидности в мире (на их долю пришлось 16% всех прожитых с инвалидностью лет), а люмбаго оставалось ведущей среди этих заболеваний причиной инвалидности с начала сбора данных в 1990 г. (1). Хотя распространенность заболеваний опорно-двигательного аппарата различается в зависимости от возраста и нозологии, с причиняющими боль заболеваниями костно-мышечной системы живет от 20% до 33% людей в мире.

Согласно отчету, подготовленному недавно в Соединенных Штатах Америки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата страдает каждый второй взрослый американец, что соответствует совокупному числу людей, страдающих сердечно-сосудистыми и хроническими респираторными заболеваниями (2).

Анализ данных исследования ВОЗ по вопросам глобального старения и здоровья взрослых (SAGE) указывает на высокую распространенность артрита среди групп населения с низким и средним уровнем дохода, особенно среди лиц с более низким социально-экономическим статусом (3).

  • Исследование ВОЗ по вопросам глобального старения и здоровья взрослых (SAGE) — на английском языке

Признаки и симптомы

Общими для целого ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата признаками являются боль и ограниченная подвижность. При хронических заболеваниях боль, как правило, имеет персистирующий характер. Некоторые заболевания при отсутствии своевременной диагностики и лечения могут привести к деформации суставов.

Профилактика и ведение больных

Факторы риска заболеваний опорно-двигательного аппарата аналогичны факторам риска других неинфекционных заболеваний и включают в себя недостаточную физическую активность, ожирение, курение и неполноценное питание. Хотя некоторые такие заболевания нередко требуют специализированной помощи и/или хирургического вмешательства, многие из них можно лечить в учреждениях первичной помощи при помощи базовых нефармакологических методов, таких как физические упражнения, контроль массы тела и психологическая терапия, в сочетании с фармакотерапией.

Социально-экономические последствия

Заболевания опорно-двигательного аппарата создают значительную нагрузку на здравоохранение и общество в целом. Расходы, связанные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с трудом поддаются оценке в силу их огромного многообразия и ограниченных возможностей систем эпиднадзора. Такие услуги ортопедической хирургии, как операция по полной замене сустава, входят в число наибольших статей расходов медицинских учреждений. Дефицит данных особенно ощутим в районах с низким и средним уровнем дохода. На долю заболеваний опорно-двигательного аппарата приходятся наибольшие потери производительности на рабочих местах. В 2011 г. такие заболевания обошлись в 213 миллиардов долларов США — 1,4% валового внутреннего продукта (2).

Деятельность ВОЗ

ВОЗ признает, что заболевания опорно-двигательного аппарата являются серьезной причиной инвалидности среди лиц всех возрастных групп во всех регионах мира. В частности, ВОЗ признает, что такие заболевания крайне негативно сказываются на функциональных возможностях людей. В этой связи ВОЗ принимает ответные меры в рамках модели оказания комплексной помощи пожилым людям (ICOPE), предполагающей выявление потребностей в улучшении функций опорно-двигательного аппарата посредством целого ряда мероприятий, одним из ключевых компонентов которых являются комбинированные физические упражнения.

  • Комплексная помощь пожилым людям — на английском языке

Необходимость решения проблем, затрагивающих здоровье костно-мышечной системы, для улучшения функционирования указана также в глобальной программе работы ВОЗ по вопросам реабилитации. Предупреждение травм опорно-двигательного аппарата является одной из задач глобальной программы работы ВОЗ по проблеме дорожно-транспортного травматизма.

Болезни ОДС и травмы

Опорно-двигательную систему человека изучает множество наук: анатомия, физиология, ортопедия, травматология и др. Существует огромное количество заболеваний этой системы, с которыми ежедневно сталкиваются большое количество людей. Далеко не всегда удаётся решить их безболезненно и эффективно. В результате, человек может на протяжении всей жизни страдать от определённых болезней, из-за неэффективного лечения.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (код по МКБ-10: M00-M99)

Наиболее распространёнными проблемами являются дорсопатии, остеопатии и артропатии. Многие из этих заболеваний приобретают характер хронических, поэтому человек может страдать в течение длительного времени. Их лечение занимается большое количество специалистов, что забирает много времени, сил и денег. Результат при этом далеко не всегда можно назвать удовлетворительным, поскольку спустя какое-то время после лечения боли вновь возвращаются.

Лечение болезней ОДС и травм с помощью аппарата «Нейродоктор»

Применение аппарата «Нейродоктор» показало хорошие результаты при восстановлении организма от некоторых болезней ОДС, а также позволяет ускорить восстановление после различных травм. Особенность работы устройства заключается в подаче световых импульсов через сетчатку глаза, которые немедленно доставляют нужному органу. Как известно каждому органу соответствует определённый цвет, и когда человек заболевает, то в этом месте меняется цвет. Использование нашего устройства даёт возможность скорректировать эту цветовую гамму, поэтому спустя какое-то время проходит и сама болезнь.

Основные заболевания ОДС, при которых использование аппарата «Нейродоктор» даёт хороший результат

  • анкилоз
  • артрит
  • артроз
  • артропатия
  • атрофия мышц
  • болезнь Бехтерева
  • болезнь Бехчета
  • болезнь Рейтера
  • боль в суставе
  • бурсит
  • воспаление суставов
  • гемартроз
  • гонартроз
  • гранулема
  • гранулематоз
  • дисплазия суставов
  • дорсалгия
  • дорсопатия
  • ишиас
  • капсулит
  • киста кости
  • кифоз
  • коксартроз
  • лордоз
  • люмбаго
  • мениск
  • метатарзалгия
  • миалгия
  • миозит
  • невралгия
  • неврит
  • остеоартроз
  • остеомиелит
  • остеопороз
  • остеофит
  • остеохондроз
  • панникулит
  • периартериит
  • подагра
  • полиартериит
  • полиартрит
  • полиартроз
  • полимиалгия
  • полимиозит
  • протрузия
  • радикулит
  • радикулопатия
  • синовит
  • сколиоз
  • спондилёз
  • спондилит
  • спондилолистез
  • тендинит
  • теносиновит
  • туберкулёз костей
  • туберкулёз позвоночника
  • фасциит
  • фиброматоз
  • хондромаляция
  • цервикалгия
  • энтезопатия
  • эпикондилит
  • киста Бейкера

Для лечения каких ещё болезней ОДС можно использовать аппарат «Нейродоктор»

Аппарат «Нейродоктор» даёт позитивный результат при лечении многих заболеваний. Однако, каждый человек индивидуален, поэтому перед оформление заказа рекомендуем связать с нашим специалистом. Тогда вам будет предоставлена бесплатная консультация по использованию данного аппарата, что позволит лучше понять возможности прибора.

В целом, применение аппарата является весьма эффективным для профилактики многих заболеваний и повышения жизненного тонуса. Его использование серьёзно повышает стрессоустойчивость, а также очищает организм от вредных веществ. Благодаря этому существенно улучшится качество самочувствие, а ваше здоровье будет намного крепче.

Остеохондроз — наиболее частая причина болей в позвоночнике. Заболевание распространяется, приобретая характер эпидемии. Остеохондрозом стали болеть даже дети!

Остеохондроз — болезнь образа жизни. При остеохондрозе позвоночника первые изменения происходят в мышцах. В них возникают спазмы, затем локальные мышечные уплотнения — миогеллозы, что выражается развитием так называемых миотонического и миофасциального синдромов. Именно длительный спазм мышц позвоночника является самой частой причиной боли в спине, вопреки распространенному мнению о том, что если болит спина — то обязательно «грыжа ущемляет нерв» или «смещены позвонки».

В спазмированных мышцах снижается кровоток, накапливаются продукты обмена. Нарушается снабжение жидкостью межпозвоночных дисков, они теряют высоту, становятся менее эластичными, начинаются их структурные изменения. Костная часть позвонков также претерпевает изменения — но на более поздних стадиях. Чтобы уменьшить нагрузку на пострадавший межпозвоночный диск, тела позвонков начинают разрастаться, увеличивая свою площадь. Образуются остеофиты — костные выросты.

Если такой вырост направлен в сторону межпозвоночного отверстия, через которое проходит спинномозговой нерв — возникают резкие и внезапные боли, сопровождающиеся нарушением и искажением чувствительности по ходу нервных волокон, раздражаемых остеофитом. Если остеофит направлен в просвет канала позвоночной артерии в шейном отделе позвоночника, возникают сильные головные боли на стороне поражения. При остеохондрозе позвоночника рано или поздно страдают межпозвоночные суставы — развивается спондилоартроз.

Опаснее всего то, что мы приспособились использовать «пятую точку опоры» в качестве единственной, хотя эта часть тела вовсе не предназначена природой для опорной функции. Посмотрите на животных, когда они сидят, то опираются на три точки опоры, а чаще на пять. Сидячее положение одно из наиболее редко применяемых животными. Они, как правило, либо стоят, либо лежат.

Человек же, помимо того, что изобрел устройство для сидения, сделал это положение едва ли не основным. В сидячем положении нагрузка на межпозвонковые диски намного больше, чем в положении стоя или лежа. Все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, боли в голове, конечностях и внутренних органах, стать причиной возникновения остеохондроза и сколиоза.

Остеохондроз — коварное заболевание. Кроме болевых ощущений, он приводит к снижению физической работоспособности, нарушению репродуктивной функции. Ограничения, которые испытывает больной остеохондрозом, не позволяют чувствовать себя свободно в повседневной жизни, заниматься большинством видов оздоровительного спорта.

Причины развития остеохондроза, то есть дегенерации межпозвонкового диска, до сих пор точно не установлены, в основном выделяются несколько причин, это: нарушение обмена веществ в организме, слабое физическое развитие, генетическая предрасположенность и другие. Грыжа диска образуется вследствие большой нагрузки на диск, естественно, чем слабее диск и мышечный корсет, тем меньшая нагрузка способна вызвать появление грыжи.

Сложность в определении причин развития остеохондроза заключается в том, что это заболевание встречается как у людей пожилого возраста, так и у молодых и как у физически развитых людей, так и у людей пренебрегающих спортом.

Итак, можно выделить причины:

  • снижение двигательной активности,
  • избыточный вес, оказывающий чрезмерную нагрузку на межпозвоночные диски,
  • длительная сидячая работа,
  • нарушения осанки.

Остеохондроз шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз)

Признаки шейного остеохондроза

Наиболее частые проявления шейного остеохондроза — боли в шее, чувство зажатости в области плеч, головные боли, головокружения, боль в лопатке, онемение или «мурашки» в руках, прострелы, при которых боль распространяется до пальцев рук — вот неприятности, которыми чревато развитие остеохондроза в шейном отделе позвоночника. Частый спутник остеохондроза шейного отдела позвоночника — плечелопаточный периартроз.

Факторы риска

Факторы риска развития остеохондроза шейного отдела позвоночника — длительные статические нагрузки на мышцы шеи. Они наблюдаются при длительном нахождении за рулем, перед компьютером, возле стоматологического кресла или у операционного стола, при нарушениях осанки, когда голова оказывается привычно опущенной.

Внутри позвонков шейного отдела позвоночника проходит канал позвоночной артерии — важнейшего сосуда, питающего кровью головной мозг. Поэтому мышечный спазм в этой зоне или патологические костные разрастания часто бывают причиной интенсивных головных болей. Поэтому при остеохондрозе шейного отдела позвоночника важно уточнить состояние позвоночных артерий.

Грыжи диско в в шейном отделе позвоночника даже при малых размерах дают весьма сильные проявления. Это обусловлено небольшими размерами позвоночного канала и межпозвоночных отверстий на шейном уровне.

Остеохондроз поясничного отдела позвоночника

Самые большие нагрузки испытывает поясничный отдел позвоночника. Поэтому проявления остеохондроза в этом отделе весьма частые. Это может быть остро возникшая боль в пояснице — люмбаго, боль, отдающая по ходу седалищного нерва — ишиалгия (ишиас). Только в редких случаях возникает ущемление нервного корешка выпавшим фрагментом грыжи (3-5%).

Подавляющее большинство проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника возникает как следствие так называемых «рефлекторных» синдромов. Дело в том, что при возникновении патологической импульсации от пораженного очага развивается защитный спазм глубоких мышц позвоночника — миофиксация.

Напряженные мышцы, с одной стороны, предотвращают движения в позвоночнике, из-за которых может произойти ухудшение состояния межпозвоночного диска. С другой стороны, мышцы сами по себе сдавливают межпозвоночный диск и спинномозговые нервы, что вызывает возникновение так называемой нейропатической боли, нарушение чувствительности и рефлексов.

Дегенеративные изменения межпозвонковых дисков лежат в основе остеохондроза позвоночника. Развитию этих изменений способствуют повторные травмы, избыточные статические или динамические нагрузки, наследственная предрасположенность.

Межпозвонковый диск постепенно теряет воду, ссыхается, утрачивает амортизирующую функцию и становится более чувствительным к механической нагрузке. Фиброзное кольцо, расположенное по периферии диска, истончается, в нем появляются трещины, по которым центральная часть диска — пульпозное ядро — смещается к периферии, формируя выпячивание (протрузию). Вследствие травмы или интенсивной нагрузки протрузия может скачкообразно увеличиваться, что приводит в выпячиванию пульпозного ядра и части фиброзного кольца в позвоночный канал, которое обозначают как грыжу диска (пролапс).

Грыжа обычно сохраняет связь с телом диска, но иногда её фрагменты выпадают в позвоночный канал, образуя секвестр. В зависимости от расположения грыжи диска подразделяют

17последняя «