Гиперкинезы у детей

Гиперкинетическое расстройство поведения – это целый комплекс психосоматических расстройств у детей, проявляющийся еще в младшем дошкольном возрасте. Выражается оно в гиперактивности, чрезмерной импульсивности, проблемах с самоорганизацией и нехватке внимания.

Такие дети испытывают проблемы с обучением и социальной адаптацией в детском саду и школе, поэтому нуждаются в комплексном лечении. Отсутствие помощи со стороны взрослых может привести к тому, что и во взрослую жизнь ребенок вступит с проблемами, влияющими на уровень жизни.

Что такое гиперкинетическое расстройство

Довольно часто это состояние может скрываться за такими названиями, как гиперактивное расстройство, синдром дефицита внимания, дефицит внимания с гиперактивностью. Все эти нарушения характеризуются проблемами концентрации и гиперактивного поведения, но несколько отличаются друг от друга степенью выраженности.

Гиперкинетическое расстройство – это состояние, которое характеризуется нарушением внимания, двигательной активностью и импульсивностью поведения. От всех остальных оно отличается стойкими и неконтролируемыми нарушениями поведения и социальных норм, которые не опасны для окружающих и самого ребенка.

Среди детей гиперкинетический синдром встречается с частотой от 5 до 20 %. При этом у мальчиков он диагностируется в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения

Гиперкинетическое расстройство возникает вследствие функциональной незрелости структур мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль функции внимания. Единой причины развития патологии нет, но выделяют две группы факторов, которые влияют на возникновение этого расстройства личности у детей: психологические и соматические.

К причинам психологического характера относят:

  • сильные стрессы в раннем детстве (например, возникшие от жестокого обращения родителей);
  • эмоциональная и сенсорная фрустрация в течение длительного периода времени (невозможность удовлетворения потребности в общении и взаимодействии с окружающими, нехватка соответствующих раздражителей, чувство изоляции);
  • нехватка или отсутствие психоэмоциональной устойчивости к стрессам;
  • некоторые черты характера (беспокойство, мнительность и др.).

Среди соматических факторов выделяют:

  • наследственные заболевания;
  • дисфункции головного мозга и его травмы (например, перинатальная энцефалопатия);
  • инфекции различного типа (вирусные или бактериальные);
  • солнечные удары;
  • ионизирующее облучение;
  • интоксикации;
  • употребление некоторых лекарств;
  • хроническое переутомление.

Разновидности гиперкинетического расстройства

Гиперкинетическое расстройство личности проявляется по-разному в зависимости от возраста ребенка. Поэтому различают 3 основных разновидности патологии:

  1. В возрасте 3-6 лет – у детей отмечается повышенная подвижность и нестабильность эмоционального состояния. Они имеют проблемы с поведением, не слушают взрослых, не обращают внимания на правила и запреты. Ребенок на фоне эмоциональной нестабильности испытывает проблемы со сном: часто просыпается по ночам, не может уснуть во время дневного сна, отчего еще больше перевозбуждается.
  2. В младшем школьном возрасте – дети имеют проблемы с успеваемостью и дисциплиной в школе. Ребенок испытывает большие сложности с фокусировкой внимания, он не может сосредоточиться на задании, не справляется с самостоятельной работой, допускает множество ошибок. Он с трудом удерживается за партой в течение урока, отвлекается сам, мешает одноклассникам и не усваивает учебный материал.
  3. В старшем школьном возрасте – к проблемам с успеваемостью и дисциплиной у школьника добавляются проявления неправильного образа жизни (курение, употребление алкоголя, асоциальное поведение, раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях).

Симптомы патологии

Некоторые родители принимают симптомы гиперкинетического расстройства за особенности темперамента ребенка или считают, что это его реакция на стиль воспитания. Но специалисты рассматривают это состояние как патологию (F 90.1), которая требует врачебной диагностики и коррекции.

Проявляться это расстройство поведения может различными симптомами, которые зависят от возраста, мотивации ребенка и его окружающей обстановки.

У некоторых малышей в первую очередь выражены проблемы с вниманием. Они легко и часто отвлекаются, не заканчивают начатый диалог, забывчивы, не организованы, переключаются с одного дела на другое, ничего не завершая до конца.

Другая категория детей больше проявляет симптомы гиперактивности: они много суетятся, беспокоятся, не могут усидеть на месте, делают много лишних движений и шумят. Гиперактивный малыш любит болтать без остановки, а любое свое действие сопровождает комментариями.

Если у ребенка превалирует симптом импульсивности, то ему очень сложно проявлять терпение (ждать очереди в игре или разрешения ответить на уроке). Он не задумывается о том, какие поступки совершает, поэтому часто имеет проблемы с дисциплиной.

Гиперкинетическое расстройство может сопровождаться и другими симптомами: нарушение координации и неразвитая мелкая моторика, проблемы с социальной адаптацией, обучением и соблюдением правил и требований. Также имеют место неврологические проявления: нервные тики, беспокойство, аутизм, эпилепсия, синдром Туретта, депрессивные состояния.

Родители и педагоги должны вовремя отреагировать на такое поведение ребенка и обратиться за врачебной помощью. Гиперкинетическое расстройство провоцирует проблемы как в детском возрасте (успеваемость, дисциплина, социальные контакты и др.), так и во взрослом (отношения, карьера, пагубные привычки). По статистике, в 15-20 % случаях возникновения этой патологии признаки сохраняются у человека в течение всей жизни, не исчезая к 12-20 годам, как у остальных детей.

К кому обращаться?

При гиперкинетическом расстройстве помощь оказывают ряд специалистов:

  • психиатр;
  • психотерапевт;
  • психолог;
  • невролог;
  • физиотерапевт;
  • педагог;
  • социальный работник.

При этом точный диагноз поставить ребенку может лишь врач-психиатр, изучив индивидуальные особенности поведения и характер пациента. Важно учитывать, что любой из выявленных признаков должен носить не единичный характер, а иметь стойкую периодичность на протяжении длительного времени (от 6 до 12 месяцев).

Чтобы диагностировать нарушение, применяются следующие методы:

  1. Беседа с ребенком и взрослыми, которые с ним часто взаимодействуют. Специалист должен выяснить объективную картину, потому что родители и учителя иногда преувеличивают какие-то из признаков патологии, а сам ребенок, напротив, не признает их у себя.
  2. Наблюдение за пациентом в его естественной среде обитания (дома, в детском саду, в школе, кружках и секциях и др.).
  3. Имитация жизненных ситуаций для отслеживания поведения малыша в этих условиях.

Успешность лечения гиперкинетического расстройства поведения во многом зависит от ранней диагностики, поэтому взрослые, которые окружают малыша, должны оперативно реагировать на тревожные сигналы, которые могут указывать на данную патологию.

Критерии наличия гиперкинетического расстройства

У каждого ребенка гиперкинетическое расстройство поведения может проявляться по-разному, это зависит от особенностей характера, социальных условий и возраста.

У большинства детей с этой проблемой наблюдаются 3 вида симптомов:

  1. нарушения внимания;
  2. гиперактивность;
  3. импульсивность.

Каждый из них диагностируется по следующим критериям:

1. Ребенок с нарушениями внимания:

  • выполняет любое задание с ошибками, допущенными по невнимательности;
  • часто не доводит начатое дело или игру до конца;
  • не слушает, что ему говорят;
  • не может выполнить задание по инструкции и сделать это вовремя;
  • испытывает сложности с организацией своей работы;
  • старается избежать заданий, которые тяжело ему даются (связаны с концентрацией и усидчивостью);
  • постоянно теряет свои вещи (школьные принадлежности, игрушки, книги);
  • легко отвлекается на любые раздражители;
  • часто забывчив.

2. Ребенок с гиперактивностью:

  • постоянно вертится на стуле, машет руками и ногами;
  • может покинуть свое место во время урока или в другой ситуации, где требуется усидчивость;
  • много шумит, бегает, не участвует в спокойных играх;
  • проявляет чрезмерную двигательную активность даже там, где она не предполагается правилами или социальным контекстом.

3. Ребенок с импульсивностью:

  • на уроке выкрикивает ответы с места;
  • вмешивается в чужой разговор, перебивает собеседника;
  • не может дождаться своей очереди в игре или в учебной деятельности;
  • неадекватно реагирует на неудачи (раздражается, злится, плачет);
  • любит громко и много болтать даже в тех местах, где это запрещено или неуместно.

Говорить о наличии гиперкинетического расстройства можно в случае, когда каждый из видов симптомов наблюдается у ребенка продолжительностью не менее 6 месяцев и представлен минимум тремя критериями каждой из групп. Первые признаки патологии должны быть заметны еще до семилетнего возраста малыша.

Лечение гиперкинетического расстройства

Лечение гиперкинетического расстройства поведения для каждого ребенка подбирается индивидуально. Это зависит от степени выраженности симптомов: кому-то будет достаточно занятий с психологом и коррекционной работы в детском саду или школе, а кто-то не обойдется без медикаментов.

Вся терапия преследует 3 цели:

  • коррекция нервно-психической устойчивости пациента;
  • обеспечение успешной социальной адаптации;
  • определение степени расстройства и подбор подходящего лечения.

Если специалисты считают, что состояние ребенка можно улучшить и стабилизировать без медикаментов, то проводится просветительская работа с родителями. При необходимости школьника отправляют в специальный (коррекционный) класс. Далее с ним проводится следующий комплекс мер:

  • нормализация режима дня;
  • занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • когнитивная психотерапия;
  • ЛФК;
  • массажи шейно-воротниковой зоны;
  • физиопроцедуры;
  • педагогическая коррекция;
  • создание комфортной психологической обстановки дома и в коллективе.

Медикаментозная терапия подразумевает прием курса необходимых препаратов. Самым распространенным считается психостимулятор метилфенидат, который повышает внимательность и энергичность ребенка.

При его непереносимости назначаются ноотропы (ноофен, пантокальцин, глицин). Также могут понадобиться нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, антиоксиданты и различные витаминные комплексы общеукрепляющего действия.

Точно и правильно назначить курс медикаментов может лишь врач-психиатр на основе подробной диагностики и обследования ребенка.

Успешность и эффективность лечения определяется по следующим индикаторам:

  • положительное изменение уровня активного внимания;
  • улучшение поведения;
  • сниженный уровень агрессии и импульсивности;
  • повышение успеваемости и самостоятельности в школе.

Помощь родителей

Без помощи и поддержки родителей лечение гиперкинетического расстройства не даст необходимого эффекта. Поэтому им стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • следить за сбалансированный питанием ребенка, в котором не будет продуктов, повышающих возбудимость;
  • организовать досуг ребенка так, чтобы вся избыточная энергия выходила наружу (активные игры, занятия спортом, продолжительные прогулки);
  • стараться организовать режим дня малыша, чтобы он знал, что его ждет;
  • разговаривать, просить о чем-то нужно спокойным голосом и в понятной для ребенка форме;
  • исправлять и критиковать малыша только при необходимости и в мягкой форме, подкрепляя беседу положительными моментами;
  • при занятиях, требующих усидчивости и сосредоточения, давать ребенку достаточное время отдыха, не позволяя ему переутомляться;
  • составлять с ребенком инструкции по выполнению различных дел для развития самоорганизации;
  • хвалить его даже за небольшие достижения.

Профилактика

В качестве профилактических мер необходимо следить за:

  • педагогическим контролем;
  • отсутствием побочных эффектов от приема препаратов;
  • поддержанием комфортной психологической атмосферы в семье;
  • постоянным контактом с персоналом школы;
  • систематическим проведением поведенческой терапии в рамках коррекционной работы;
  • улучшением качества жизни;
  • соблюдением режима дня;
  • качеством сна.

Взаимодействие с детьми с гиперкинетическим расстройством: мой опыт

Работа с детьми, имеющими гиперкинетическое расстройство, отнимает у учителя много сил и энергии. Особенно тяжело, если такой ребенок находится в общеобразовательном классе среди 30 других учеников. Он не только требует к себе постоянного внимания, но и отвлекает остальных ребят во время урока.

Родители не всегда признают, что их чадо имеет проблемы, справиться с которыми невозможно только при помощи усиленного контроля и дисциплины. Когда они пренебрегают обследованиями и лечением, то лишают ребенка возможности учиться в полную меру своих возможностей, не перевозбуждаясь и не отвлекаясь на любой раздражитель.

Даже один курс лечения дает ощутимые результаты: ученик быстрее реагирует на слова учителя, имеет силы концентрироваться на задании и старается следить за своим поведением. Это значит, что постоянное наблюдение у специалистов позволит ему учиться в обычном классе и преодолеть гиперкинетическое расстройство к старшему возрасту.

Взаимодействовать с такими детьми получается только через доверие и ласку. Их постоянно нужно хвалить, акцентировать внимание на успехах, давать индивидуальную инструкцию и устанавливать четкие временные рамки на выполнение задания.

Дружеские отношения с одноклассниками, особенно с соседом по парте, также помогают в обучении ребенку с патологией. Друг может помогать контролировать готовность к уроку, выполнение и правильность задания. Дети редко замечают проблемы одноклассников подобного плана, относятся к ним с пониманием и заботой.

Родителям я бы рекомендовала спокойно и без агрессии реагировать на все проявления нарушения у ребенка. При этом следует четко контролировать его действия, давая короткие понятные пояснения и используя ограничения по времени.

Многие из детей отличаются чрезмерной активностью, эмоциональностью и невнимательностью. Но если эти особенности доставляют неудобства в учебной деятельности, взаимоотношениях и поведении в социуме, то родителям не стоит оставлять это без внимания. Гиперкинетическое расстройство поведения у детей – это серьезная патология, которая требует обязательного лечения и контроля.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Гиперкинетический синдром у детей – расстройство, при котором наблюдаются неконтролируемые сокращения отдельных мышечных групп. Патология затрагивает мышцы лица, шеи. Такое явление периодически повторяется, проявляясь с разной интенсивностью и продолжительностью. Гиперкинезы как признак различных заболеваний могут быть врождёнными или возникать по мере роста ребёнка.

Гиперкинетический синдром – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом патологий, поэтому факторы, предрасполагающие к его появлению, разнообразны. Основными причинами считаются:

  • Отклонения в развитии центральной нервной системы, заложенные в период внутриутробного формирования плода, генные и хромосомные аномалии.
  • Наследственные заболевания, характеризующиеся медленным разрушением нервных клеток. У родителей с нейродегенеративными патологиями с высокой долей вероятности рождаются дети с аномалиями, одним из признаков которых является гиперкинез. Болезни такого рода диагностируются в раннем возрасте. Эта группа включает в себя такие метаболические сбои, как отложение железа в головном мозге (в базальных ганглиях), нарушение обмена меди, болезни Хантингтона, Минора.
  • Черепно-мозговые травмы, повлекшие за собой повреждение органов центральной нервной системы. У грудничков гиперкинез может возникнуть вследствие прохождения по родовым путям, если родовая деятельность матери происходила с затруднениями. У детей постарше мышечные сокращения вызываются непосредственно травмами, приводящими к разрушению клеток центральной нервной системы.
  • Интоксикация препаратами: антипсихотическими, противосудорожными и другими лекарственными средствами, которые имеют способность накапливаться к нервной ткани, минуя преграду между капиллярной кровью и нейронами ЦНС. Прекращение приёма таких лекарственных средств приводит к исчезновению непроизвольных мышечных сокращений.
  • Эндотоксикоз вследствие гипертиреоза, высоких концентраций билирубина у новорожденных, при недостаточности функций почек и печени.
  • Аномалии движения крови по сосудам, снабжающим головной мозг. Сужение сосудов ведёт к кислородному голоданию и отмиранию клеток в центрах, отвечающих за координацию движений и мышечный тонус, что приводит к появлению гиперкинетического синдрома.
  • Воспалительные заболевания инфекционного характера. Менингит, энцефалит провоцируют гибель клеток в отделах мозга, координирующих движения. Вирусы приводят к разрушению миелиновых волокон, что провоцирует хаотические непреднамеренные сокращения мышц и ряд других симптомов.
  • Эмоционально-психические перегрузки. Ещё не сформировавшаяся центральная нервная система ребёнка не выдерживает чрезмерных стрессов, что приводит к расстройству психики, выражающемуся в том числе в резких непроизвольных движениях.

Кроме распространённых причин, выделяют также такие факторы: развитие опухолевых образований в головном мозге, системные аутоиммунные заболевания (ревматизм, волчанка и другие). В отдельную группу отнесены гиперкинезы при детском церебральном параличе.

Классификация и основные симптомы

В основу классификации заболевания положены разные признаки, и один из них – то, как видоизменяются движения у ребёнка с диагностированным гиперкинетическим расстройством. В соответствии с этим разделением существуют такие виды:

  • Быстрые, или гипотонические, гиперкинезы. Вызваны снижением длительного стойкого напряжения мышечных волокон. К этой группе относятся тикозный гиперкинез, хорея, миоклония, тремор.
  • Медленные, или дистонические. Вызваны непостоянством тонуса: одни мышцы испытывают чрезмерное напряжение, при этом другие гипотоничны. Такой тип непроизвольных сокращений характеризуется неестественностью положений тела в пространстве и включает в себя торсионную и цервикальную дистонию, сокращения круговой мышцы глаза, атетоз.

В соответствии с частотой, длительностью, интенсивностью аномальных сокращений и их локализацией выделяют такие формы патологии:

  • Тремор. Проявляется в виде дрожания конечностей, головы, является симптомом таких патологий, как паркинсонизм, болезнь Гентингтона.
  • Экстрапирамидная форма – расстройства этой группы вызваны поражением одноимённой системы, представлены многообразием видов: ритмический, тонический, фазический. Клинически проявляется в гримасах, аномальных движениях глазных яблок, непроизвольном произнесении звуков и слов, подёргиваниях конечностей.
  • Атетоз. Медленные тонические судороги, локализующиеся в мышцах туловища, конечностей, лица. Отсутствие лечения приводит к контрактуре суставов.
  • Оральный тип. К этому виду относятся гиперкинез языка у детей, сокращения мышц мягкого нёба, гортани, возникающие из-за инфекционных заболеваний.
  • Тики. У новорожденных часто проходят самостоятельно. Лечение тикозного гиперкинеза у детей затягивается, если отмечается нарушение мозгового кровообращения.
  • Хореическая форма. У детей диагностируется очень редко, представляет собой беспорядочные движения конечностей, могут быть задействованы также лицевые мышцы.
  • Дистонии. Затрагивают мышцы верхних и нижних конечностей, этот тип гиперкинезов у детей до года наиболее распространён.
  • Ознобоподобный тип. Выражается в виде дрожания, появления мурашек на коже, сопровождается поднятием температуры тела.
  • Истерическая форма. Характеризуется широкой амплитудой движений в отсутствие гипертонуса мышц, проявляется в состоянии нервного возбуждения и проходит, когда ребёнок успокаивается. Диагностируется у детей школьного возраста.

Основные симптомы гиперкинетического синдрома у детей, которые должны насторожить родителей:

  • дрожание;
  • непреднамеренные подергивания конечностей, головы, туловища;
  • дрожание мышц лица, глаз;
  • учащённое сердцебиение;
  • отсутствие симптоматики во время сна.

Необходимые исследования

Диагностика проходит в несколько этапов:

  1. Осмотр и опрос пациента и его родственников.
  2. Исследование головного мозга с помощью УЗИ.
  3. Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  4. Электроэнцефалография мозга.
  5. Электромиография.
  6. Анализы крови: общий, биохимический.

На основании исследований врач делает вывод о природе гиперкинетического расстройства, о первичном заболевании, что позволяет принять решение относительно терапии синдрома.

Рекомендованное лечение

Коррекция гиперкинетических расстройств осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом. Специфической терапии, которая была бы одинаковой для всех случаев гиперкинеза у детей, не существует. Лечение направлено на устранение причины синдрома, что влечёт за собой и регрессию симптомов, но часто это лишь временная мера. Кроме медикаментозного воздействия, рекомендованы некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, обучение родителей основам лечебной физкультуры для детей.

Препараты

Для устранения патологии у детей назначаются лекарственные средства следующих групп:

  • Противосудорожные. Показывают эффективность в терапии миоклоний, тикозных расстройств.
  • Холинолитические средства. Назначаются при гипотонических формах заболевания.
  • Миорелаксанты. Оказывают расслабляющее действие на мышцы.
  • Адреноблокаторы. Облегчают состояние пациента при такой форме патологии, как хорея.
  • Нейролептики. Блокируют дофаминовые рецепторы на стриарных нейронах, применяются при любой из форм гиперкинетического синдрома.
  • Препараты ДОФА, снимающие тремор, назначают в раннем детском возрасте.

Детям с диагностированным синдромом показан приём витаминно-минеральных комплексов.

Отдельные болезни требуют специфического врачебного вмешательства: хирургического при спастической кривошее и раннем (ювенильном) паркинсонизме, ревматологического при хореях ревматологической природы.

Нетрадиционные методы

Терапия средствами народной медицины должна осуществляться параллельно с традиционным лечением и под контролем врача. Для снятия мышечного напряжения и купирования приступов используют:

  • Отвар из подорожника, травы руты, семян аниса.
  • Компрессы из листьев герани.
  • Мумие.

В качестве общеукрепляющей терапии для детей рекомендуется закаливание, игры на улице.

Мероприятия по предупреждению патологии

Специфической профилактики гиперкинетического синдрома у детей не существует. В случае если ребёнок находится в зоне риска развития заболевания (наследственные патологии), рекомендуется:

  1. Сбалансированная диета, обогащённая витаминами и минералами, калием, магнием, глицином.
  2. Умеренные физические нагрузки – лечебная гимнастика, пешие прогулки в среднем темпе.
  3. Благоприятная психоэмоциональная обстановка.
  4. Отсутствие умственных и физических перегрузок.

Прогноз

В случаях, когда заболевание имеет генетически обусловленную природу или вызвано патологиями развития ЦНС, прогноз неблагоприятный. Часто синдром переходит в форму хронического заболевания. Последствием отсутствия своевременной терапии становится инвалидность.

Если аномалия вызвана перегрузками (психоэмоциональными или физическими) на фоне возрастной незрелости нервной системы или некоторыми другими факторами, при своевременной терапии возможно устранение симптомов.

Гиперкинезы у детей проявляются на бессознательном уровне, поэтому они не зависят от желания несовершеннолетнего. При данной патологии возникают непроизвольные движения, которые человек не способен держать под контролем.

Главным симптомом выступает подёргивание какой-либо мышцы, при этом подобные приступы наблюдаются периодически, могут становиться сильнее или резко ослабевать. Преимущественно от них страдает шея и лицо, но могут быть затронуты и другие части тела. Патология способна возникнуть в любом возрасте, по этой причине нельзя однозначно сказать, когда именно она может появиться у ребёнка.

При первых симптомах необходимо обращаться к врачу, чтобы можно было пройти диагностику и начать правильное лечение.

Причины

Гиперкинезы у детей могут появляться по разным причинам, при этом основным провоцирующим фактором считается нарушение функционирования мотонейронов, которые локализуются в черепно-мозговой коробке. Помимо этого, происходит поражение глубинных нейронов и их ядер, что приводит к расстройству координации спинного и головного мозга.

Также можно выделить другие причины, из-за которых у детей возникают гиперкинез:

  • Патологии, связанные с белым веществом.
  • Врождённые аномалии центральной нервной системы. Они появляются из-за структурных изменений, а также патологий генов. Могут наблюдаться аномалии мозжечка, допустим, нейрофиброматоз или синдром Арнольда-Киари.
  • Расстройство передачи импульсов к нервным рецепторам от мотонейронов.
  • Травмы центральной нервной системы. У новорожденных повреждение может произойти при прохождении по родовым путям. У младенцев и школьников пострадать ЦНС может из-за травм черепно-мозговой коробки.
  • Повреждения, затронувшие миелиновые оболочки.
  • Эндогенная интоксикация. Она возможна при патологиях эндокринной системы, при ядерной желтухе у новорожденных, а также при энцефалопатии.
  • Проблемы с балансом нейромедиаторов.
  • Инфекционные и воспалительные процессы. Они возникают как результат острого воспаления мозговых тканей. Например, проблема может наблюдаться при энцефалите или менингите. Из-за серьёзного заболевания отмирают нервные клетки, которые отвечают за двигательную активность. Существует ряд возбудителей, вызывающих постепенную дегенерацию клеток, к ним можно отнести вирусы герпеса и бруцеллы.
  • Атрофия мозжечка.
  • Чрезмерные психические нагрузки. Нередко гиперкинезы у детей появляются из-за стрессов, неврозов и тревожных расстройств. Из-за этого понижается тормозное воздействие дофамина, как итог, ребёнок начинает совершать лишние и бесконтрольные движения.

Нередко человек страдает из-за непроизвольных движений, вызванных родовой травмой. Также гиперкинез может быть спровоцирован серьёзными болезнями, такими как адреголейкодистрофия или синдром Шильдера-Аддисона.

Независимо от причины, потребуется своевременно распознать симптомы и обратиться к врачу для дальнейшей диагностики. Только специалист может назначить определённую схему терапии, которая позволит быстро нормализовать самочувствие.

Симптомы

  • При появлении гиперкинеза у детей первым симптомом выступает непроизвольная двигательная активность. При этом данный признак может указывать на разные болезни неврологического характера, поэтому только по нему определить конкретную патологию не удастся. Постепенно к непроизвольным движениям будут присоединяться иные симптомы. Ребёнок способен скрежетать зубами, страдать от бруксизма, выполнять гортанное покашливание, обгрызать ногти. Несовершеннолетний не сможет полноценно контролировать своё тело, это приведёт к тому, что нарушатся произвольные движения.
  • В детском возрасте чаще всего наблюдаются тики и тремор. Они могут быть как проходящими, так и хроническими. У ребёнка станет подёргиваться мимическая мускулатура, плечи, шея. При этом в некоторых ситуациях малыш будет бесконтрольно смеяться, кашлять или выкрикивать отдельные звуки. Следует отметить, что тики имеют стереотипный неритмичный характер. Нередко ребёнок может подёргивать кистями и стопами, а также языком и нижней челюстью. Тики способны исчезать в спокойном состоянии и значительно усиливаться при эмоциональных переживаниях.
  • У ребёнка может наблюдаться дистония, в этом случае он совершает медленные и при этом однотипные движения. Нередко несовершеннолетний может вращать разными частями тела. При ревматическом виде у человека начинают возникать гримасы на лице, наблюдаются проблемы с проглатыванием слюны, имеются затруднения во время ходьбы.
  • При гиперкинезе у детей может присутствовать непроизвольное сокращение мышц языка и нижней челюсти. Из-за этого у несовершеннолетних значительно нарушается речевая функция и глотательный рефлекс. Ребёнок старается высовывать язык, причём делает это непроизвольно.
  • При атетоидном типе заболевания пациент изгибает фаланги пальцев, страдает от судорожных движений шеи и языка. Человек может принимать неестественные положения тела. Когда у ребёнка диагностирован миоклонический тип патологии, тогда резкая двигательная активность сменяется внезапным расслаблением.
  • Нередко при гиперкинезе у детей наблюдается тремор, при котором дрожит всё тело или отдельные его части, к примеру, голова или пальцы на руках. При этом симптом может наблюдаться даже в состоянии покоя, а тем более при движении поражённой областью. Тремор значительно усиливается при стрессах и мышечной усталости.
  • У несовершеннолетних может возникнуть хорея, в этом случае происходят беспорядочные и при этом быстрые движения. В процессе участвуют мышцы ног, живота и рук. При ходьбе симптом усиливается, из-за этого походка становится пританцовывающей. Человек нередко не в состоянии есть, сидеть и разговаривать, как только начинается хорея.

Сложно однозначно сказать, как будут проявлять себя гиперкинезы у детей в разных ситуациях. В любом случае понадобится обратиться к врачу, чтобы поставить точный диагноз и подобрать схему лечения.

Диагностика

При появлении гиперкинеза у детей необходимо обратиться к неврологу, который занимается несовершеннолетними. При возникновении симптомов болезни нужно будет пройти комплексное обследование в условиях стационара. Это нужно для того, чтобы определить причины, из-за которых развивается патология. Ребёнку придётся пройти ряд исследований, по итогам которых можно выявить конкретный недуг.

Обязательные диагностические процедуры:

  • Проведение оценки психологического статуса. Специалист обязан протестировать детей, которым больше трёх лет. Для этого применяются различные методики. По результатам тестов можно понять, какие присутствуют нарушения в эмоциональной сфере, имеется ли снижение интеллектуальных способностей, наблюдается ли когнитивный дефицит.
  • Электронейрофизиологическое обследование. По результатам ЭЭГ врач сможет оценить электрическую активность головного мозга, а также понять, имеются ли эпилептиформные паттерны. При этом в большинстве случаев требуется суточное исследование с видеосъёмкой. После этого выполняется расшифровка данных с помощью дифференциальной диагностики.
  • Определение неврологического статуса. Врач должен понять, какие имеются расстройства со стороны мышц, нервов, статики, координации, а также психосоматического состояния. На основе полученных данных можно понять, присутствует ли органическое поражение. Также определяется уровень повреждения, он может быть корковым, подкорковым и мозжечковым.
  • Консультация у окулиста. Специалист оценит состояние глазного дна: обследует сосудистый рисунок, а также диск зрительного нерва. По результатам можно понять, имеется ли внутричерепная гипертензия.
  • МРТ головного мозга. При помощи исследования можно оценить состояние данного органа. Удастся понять, присутствуют ли новообразования, аномалии в развитии, ишемические участки и другие отклонения. Может потребоваться провести исследование в ангиографическом режиме, чтобы выявить аплазии артерий, гипоплазии и иные отклонения.
  • Клинические исследования. Потребуется нейрохимическая и биохимическая диагностика. Требуется для выявления эндокринных болезней, дисбаланса нейромедиаторов и проблем с обменом веществ.

По результатам обследований подтверждаются гиперкинезы у детей. Помимо этого, определяется конкретный вид заболевания. Только после диагностики можно перейти к лечению, которое проводится исключительно под наблюдением специалиста.

Методы терапии

Тикозный гиперкинез у детей и любой другой вид патологии требует незамедлительного лечения. В первую очередь понадобится устранить причину, которая привела к непроизвольным движениям. После того самочувствие ребёнка должно значительно улучшится. При этом не во всех случаях можно устранить патологию, которая привела к развитию гиперкинеза у детей. Допустим, при генетических синдромах и аномалиях развития можно устранить только основные симптомы патологии.

Существует ряд препаратов, которые способны влиять непосредственно на подкорковые структуры мозга, а также корректировать двигательные нарушения. С их помощью можно устранить аномальную двигательную активность.

Какие препараты могут назначить врачи:

  • Противосудорожные средства. Они используются для терапии тиков и миоклоний. Медикаменты обладают способностью тормозить патологическую иннервацию, которая исходит от корковых структур.
  • Препараты ДОФА. Назначаются преимущественно при треморе и торсионной дистонии. С их помощью можно добиться кратковременного положительного результата, если у человека имеются дегенеративные болезни. При недостатке дофамина медикаменты ДОФА прописываются на всю жизнь.
  • Ботулотоксин. Используется для лечения медленных гиперкинезов. С его помощью можно добиться мышечного расслабления, а также абсолютной блокады нервно-мышечной передачи.
  • Холинолитики. Считаются основным средством терапии для быстрых гиперкинезов. Оказывают влияние на периферическую иннервацию, уменьшают количество медиатора ацетилхолина в синаптической щели. Благодаря данному действию удаётся снизить двигательную активность и нормализовать импульсную передачу.

Некоторые болезни нуждаются в специфической терапии, допустим, ревматические гиперкинезы требуют обращения к ревматологу. Когда имеются склеротические изменения, тогда ребёнку нужна операция. В любом случае лечение гиперкинезов у детей назначается врачом после тщательного исследования состояния пациента и выявления первопричины патологии.

Прогноз зависит от того, чем спровоцирована чрезмерная двигательная активность. Если болезнь вызвана генетическими недугами и аномалиями развития, тогда невозможно полностью избавиться от проблемы. При этом некоторые виды гиперкинезов поддаются лечению, всё зависит от общего состояния ребёнка. Чем раньше пациент обратится к врачу, тем проще будет побороть заболевание. По этой причине при появлении первых симптомов необходимо незамедлительно посетить специалиста.

Гиперкинетический синдром — проявление различных психоневрологических заболеваний, которое характеризуется непроизвольными движениями, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. По МКБ-10 синдром имеет код F90.

Название патологии в переводе с латинского языка означает «сверхдвижение». Двигательная гиперактивность известна со времен средневековья. Клинические признаки синдрома упоминались в произведениях тех времен, но не были определены соответствующие им патологические изменения в мозговой ткани. Гиперкинезы в средние века считали неврологическими расстройствами. Современные ученые выявили тесную взаимосвязь недуга с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге и изучили патогенетические основы формирования двигательных расстройств.

Патология не имеет четких ограничений относительно возраста и пола. Синдром встречается преимущественно у детей школьного возраста, причем у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Больные рассеяны, невнимательны и непоседливы. Движения возникают против их воли вновь и вновь. Они совершают импульсивные поступки и раздражаются по пустякам, что приводит к неуспеваемости в школе и негативно влияет на социализацию. Лица с гиперкинетическим синдромом часто становятся изгоями общества, не имеют друзей, не вливаются в коллектив.

Клинико-морфологические формы синдрома:

  • Тики – внезапные кратковременные стереотипии, вызванные спонтанным мышечным сокращением, которое не поддается контролю и влиянию;
  • Миоклонии — непродолжительное, судорожное, повторное подергивание крупных групп мышц;
  • Хорея – беспорядочные, отрывистые, нерегулярные движения, напоминающие нормальную мимику и жесты, но отличающиеся от них по амплитуде и интенсивности;
  • Баллизм – крупноразмашистый гиперкинез, затрагивающий мышцы рук или ног;
  • Тремор — быстрые и ритмичные сокращения мышц конечностей или головы непроизвольного характера, возникающие в покое или при произвольном движении;
  • Миокимия – неосознанные и самопроизвольные сокращения мышц, обусловленные гипервозбудимостью спинного мозга;
  • Торсионный спазм – вращения или скручивания любой части тела, вызванные хаотичными мышечными сокращениями;
  • Лицевой спазм – клонические сокращения мимических мышц, иннервируемых лицевым нервом;
  • Акатизия — нарушение двигательной функциональности с постоянным чувством внутреннего беспокойства;
  • Атетоз — непроизвольные и непрерывные, замедленные и несогласованные червеобразные движения пальцев рук, ног, лица, туловища, языка с нарушениями речи.

Диагностика синдрома заключается в проведении электроэнцефалографии, электронейромиографии, томографии, дуплексного сканирования, биохимического исследования крови. Лечение патологии консервативное, индивидуально подобранное. Больным назначают медикаментозные средства из группы нейролептиков, холинолитиков, вальпроатов, бензодиазепинов. Прогноз патологии благоприятный при своевременном оказании медицинской помощи. В противном случае болезнь прогрессирует, развиваются серьезные осложнения, которые приводят к инвалидизации и тяжелым расстройствам психики.

Этиология и патогенез

Конкретные причины синдрома в настоящее время не определены. В основе патологии лежит нарушение нейромедиаторного обмена. Адреналин, серотонин, ацетилхолин и дофамин – сложные биологически активные вещества, отвечающие за информационные потоки между нервными клетками. Дефицит одних веществ и избыток других способствует нарушению высших и низших функций нервной системы, а также приводит к развитию гиперкинетического синдрома.

Эндогенные и экзогенные факторы, провоцирующие развитие синдрома:

  1. Эндокринопатии,
  2. Детский церебральный паралич,
  3. Врожденные патологии,
  4. Травматические повреждения,
  5. Метаболические расстройства,
  6. Токсины,
  7. Инфекция,
  8. Патология беременности,
  9. Сложные роды,
  10. Всплески эмоций, стрессы, нервное напряжение,
  11. Наследственная предрасположенность,
  12. Конституциональные особенности,
  13. Органическое поражение головного мозга,
  14. Дегенеративно-дистрофические процессы,
  15. Лечение некоторыми лекарствами.

Под воздействием перечисленных факторов происходит сбой в нейромедиаторной системе, которая обеспечивает взаимодействие подкорковых и интеграционных структур с мотонейронами спинного мозга. При этом нарушается регуляция произвольных движений. Дисфункция экстрапирамидальной системы обуславливает появление гиперкинезов за счет искажения нервных импульсов, идущих от двигательных ядер продолговатого мозга к одноименным нейронам спинного мозга, отвечающим за сокращение мышц. Именно так и возникают аномальные движения.

Классификация

Этиологическая классификация синдрома:

  • Первичный гиперкинез – результат генетически детерминированных идиопатических процессов в ЦНС.
  • Вторичный гиперкинез — проявление основного заболевания или травмы: ЧМТ, новообразования, алкоголизма, интоксикации, инфекционного энцефалита, дисциркуляторных нарушений, инсульта.
  • Психогенный гиперкинез — признак нарушения психики: истерии, невроза, психоза.

Классификация по типу возникновения:

  1. Спонтанный гиперкинез, возникающий внезапно и непроизвольно.
  2. Акционный гиперкинез, провоцируемый определенной позой или движением.
  3. Рефлекторный – синдром как реакция на внешние раздражители.
  4. Индуцированный — гиперкинез появляется по воле пациента и может им сдерживаться до определенного момента.

Классификация гиперкинезов по течению:

  • Постоянные – исчезающие только во сне,
  • Пароксизмальные – появляющиеся эпизодически и ограниченные по времени.

Гиперкинезы также бывают быстрыми и медленными, возникающими при локализации очага поражения в стволе мозга или подкорковых структурах.

Симптоматика

Клиническая картина заболевания отличается полиморфностью, различной степенью выраженности и распространенности симптомов.

Первые признаки патологии появляются в раннем детстве, а диагностируются несколько позже. У детей гиперкинетический синдром проявляется следующими начальными признаками:

  • Чрезмерной активностью,
  • Сильной возбудимостью,
  • Невнимательностью,
  • Нарушением когнитивных функций,
  • Нетерпеливостью,
  • Неуравновешенностью,
  • Неусидчивостью,
  • Беспокойством,
  • Постоянными движениями рук и ног.

Младенцы высокочувствительны к внешним раздражителям – шуму, свету, гипо- и гипертермии, смене привычной обстановки. Они чрезмерно подвижны не только в дневное время, но и по вечерам. Перед сном малыши сопротивляются пеленанию, плохо едят, долго не могут успокоиться. У них нарушается сон: он становится непродолжительным и прерывистым. Больные часто просыпаются из-за активных движений руками и ногами. Годовалые малыши обычно не сидят, не ползают, редко переворачиваются на живот. Они резко откидывают голову назад или вертят ею по сторонам. Руками они совершают быстрые и размашистые, червеобразные движения, часто вздрагивают и зажмуриваются.

Больных детей 4-5 лет беспокоят дерганья разных частей тела — сжимание ягодичных мышц, выкручивание в разные стороны рук и ног, открывание рта, а также вокализмы – покашливания, шмыганье носом, похрюкивание. Эти симптомы возникают внезапно, периодически учащаясь или ослабевая. Ночью они могут исчезать, но перед сном всегда обостряются. Для больных характерна Задержка речи и психоэмоционального развития с сохранением интеллекта. Такие дети не занимаются в детском саду сами и мешают другим. При попытке заставить их что-то делать, проявляют агрессию, бьют и кусают других детей, воспитателя. Больные дети не могут спокойно играть или проводить досуг. Они не концентрируют внимание и предпочитают двигательную активность.

Юноши и девушки в состоянии сдерживать себя. Усмиряя свое двигательное беспокойство хотя бы кратковременно, они начинают чувствовать внутренний дискомфорт, напряжение и тревогу.

Подросткам присущи следующие черты:

  1. Импульсивность,
  2. Нервность,
  3. Эмоциональность,
  4. Нетерпимость,
  5. Впечатлительность,
  6. Порывистость,
  7. Возбудимость,
  8. Экспансивность.

Больные постоянно прерывают разговор, перебивают собеседника, не могут выслушать его до конца. На вопросы отвечают резко и часто неадекватно, что связано с неспособностью слушать. Они ведут себя немотивированно, совершают неожиданные поступки — бегут, скачут, прерывают игру или беседу. Дети с патологией испытывают трудности в учебе: у них плохая память, почерк, нарушено звуковосприятие и речь. При этом интеллект не страдает. Для них характерна резкая смена настроения — от агрессии и протеста до тревоги и грусти. Нередко подавленность обусловлена внутрисемейными и межперсональными конфликтами.

Для гиперкинетического синдрома характерны необдуманные и неожиданные поступки больных. Они агрессивны, бестактны, грубы, склонны к нервным расстройствам. Больные плохо спят, у них отсутствует аппетит, и часто меняется настроение. С ними сложно общаться, поскольку их симпатии кратковременны, они не могут ждать, им необходимо получить все и сразу.

Клиническими признаками синдрома у взрослых являются:

  • Тики,
  • Тремор,
  • Подергивание лицевых мышц,
  • Хаотичные движения различных частей тела,
  • Нарушение жестикуляции,
  • Мимические расстройства,
  • Речевая дисфункция.

Двигательные акты, развивающиеся против воли пациента, являются насильственными. Интенсивность клинических признаков возрастает при ходьбе, письме, речевой активности, в состояниях психоэмоционального напряжения. Больные могут подавить их на короткое время.

При постановке диагноза необходимо учитывать возрастные особенности пациентов. Симптомами патологии, протекающей по кардиальному типу, являются: пульсация в голове и шее, тахикардия, гипертония. Гиперкинетический синдром с преобладанием гипотонии проявляется цефалгией, шумом в ушах, головокружением, заторможенностью, нарушением зрения, гипергидрозом.

Клинические проявления купируются к 20 годам, сначала постепенно ослабевая, а затем полностью исчезая. Сначала уходит избыточная подвижность, а затем расстройство внимания. При отсутствии лечения синдром может привести к появлению асоциального поведения, личностно-эмоциональных расстройств. Осложнениями патологии являются тяжелые психические расстройства, делающие из человека инвалида.

Видео: пример пациента с гиперкинезией

Диагностические процедуры

Диагностика гиперкинезов основывается на симптоматических данных, особенностях неврологического статуса, анамнезе и результатах обследования.

Обследование больных с гиперкинетическим синдромом начинают с врачебного осмотра. Неврологи определяют тип гиперкинеза, сопутствующие неврологические расстройства, нарушения психики, уровень интеллекта.

Инструментальный и лабораторные методы диагностики:

  1. ЭЭГ – оценка биоэлектрической активности головного мозга, позволяющая исключить эпилепсию.
  2. ЭНМГ проводится с целью обнаружения мышечной патологии с нарушением синаптической передачи.
  3. Томографическое исследование головного мозга — метод выявления органического поражения мозга, опухоли, ишемии, гематомы, воспаления.
  4. МРТ мозговых сосудов и дуплексное сканирование позволяют оценить мозговой кровоток.
  5. Церебральная ангиография — рентгенологическая визуализация сосудов головного мозга.
  6. ЭКГ — выявление признаков ишемии миокарда.
  7. Биохимическое исследование крови — определение гиперкинеза метаболического или токсического происхождения.
  8. Измерение артериального давления и пульса — показатели работоспособности сердечно-сосудистой системы.
  9. Медико-генетическое консультирование проводится для определения наследственной предрасположенности к гиперкинезам.

Поскольку гиперкинетический синдром является проявлением различных психических и соматических патологий, необходимо провести все рекомендуемые мероприятия, чтобы выяснить этиологию гиперкинезии. После постановки диагноза пациенту назначают соответствующую терапию.

Видео: специалист о диагностике гиперкинезий

Общетерапевтические мероприятия

Лечение патологии консервативное, медикаментозное. Больным назначают следующие лекарства:

  • Препараты леводопы – «Синемет», «Тремонорм», «Дуэллин»;
  • Миорелаксанты – «Циклодол», «Баклофен», «Мидокалм»;
  • Противосудорожные средства – «Клоназепам», «Финлепсин»;
  • Симпатолитики – «Резерпин», «Норматенс»;
  • Диуретики – «Диакарб», «Лазикс»;
  • Антипсихотики – «Галоперидол», «Сонапакс», «Аминазин»;
  • Психостимуляторы – «Фенамин», «Эфедрин», «Катинон»;
  • Антидепрессанты – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Ниаламид»;
  • Нейропротекторы – «Церебролизин», «Ноотропил», «Фезам»;
  • Витамины – «Нейровитан», «Нейромультивит»;
  • Сосудистые средства – «Трентал», «Кавинтон», «Винпоцетин»;
  • Ноотропы – «Пирацетам», «Церебролизин», «Пантогам»;
  • Антигипоксанты – «Актовегин», «Циннаризин», «Кортексин»;
  • Седативные препараты – «Персен», «Тенотен».

Физиотерапия существенно улучшает прогноз патологии. Больным показана гидротерапия, ЛФК, иглорефлексотерапия, электрофорез. Гимнастика делает ребенка намного спокойнее и уравновешеннее, оказывая благоприятное воздействие на весь организм. Хорошим эффектом обладают общеукрепляющие процедуры — закаливание, ванны, обтирания, массаж.

Кроме медикаментозного воздействия положительное влияние на состояние больных оказывает психотерапия, основными методами которой являются внушение и убеждения. Лица без признаков выраженных психоневрологических расстройств легко адаптируются в социуме и в дальнейшем живут полноценной жизнью. Этому способствует тесное взаимодействие и контактирование больного и его семьи с психологами и педагогами. Всевозможные психологические тренинги и занятия с психотерапевтами обычно сочетают с приемом тех или иных медикаментозных средств. Комплексное лечение и семейная психотерапия способствуют быстрому выздоровлению больных.

Детям в первую очередь показана диетотерапия. Из рациона необходимо исключить продукты с консервантами и красителями. В меню должны преобладать блюда из свежих овощей и фруктов, круп, зелени, постного мяса, цельнозернового хлеба.

Народная медицина также помогает справиться с недугом. Больным показаны теплые ванны с отварами лекарственных трав или морской солью. Внутрь полезно принимать настой овса, отвар из фиалки, мяты и пустырника, мумие с медом и молоком. Хождение босыми ногами по земле оказывает благоприятное воздействие на психическое состояние ребенка.

В особо тяжелых случаях показано оперативное вмешательство. При наличии лицевого гемиспазма показана декомпрессия лицевого нерва на стороне поражения, заключающаяся в обнажение нервного ствола с выделением места повреждения. Стереотаксическую паллидотомию и электростимуляцию применяют при различных проявлениях гиперкинезии. Во время операции разрушают участок ткани, провоцирующий непроизвольный мышечный спазм.

Прогнозирование

Гиперкинетический синдром не угрожает жизни пациента и имеет благоприятный прогноз. Демонстративный характер патологии вызывает неприязнь у окружающих лиц по отношению к больному. Это угнетает его психологическое состояние и полностью дезадаптирует. Если гиперкинезы выражены, затрудняются произвольные движения, нарушается самообслуживание, наступает полная инвалидизация. В зависимости от этиопатогенетических факторов синдрома определяется его исход. При отсутствии терапевтических мероприятий недуг прогрессирует, больные не могут себя обслуживать, самостоятельно передвигаться и даже глотать. На самых поздних стадиях развивается деменция. При этом пациенты нуждаются в госпитализации и лечении в психиатрическом стационаре.

Чтобы избежать развития гиперкинетического синдрома, специалисты рекомендуют своевременно лечить психические и соматические заболевания, избегать конфликтных ситуаций, при необходимости наблюдаться у психолога, вести здоровый образ жизни, заниматься посильными видами спорта.