Дизорфография коррекция

Предлагаемые задания и упражнения направлены на коррекцию правописания гласных в корне слова при дизорфографии, способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания.

Выполняя эти задания и делая упражнения, дети должны научиться:

— выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной в корне;

— понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его;

— последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;

— подбирать проверочные слова;

— проверять безударную «е» ударной «ё»;

— различать слова с двумя безударными гласными;

— подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико-грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне;

— применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными;

— определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.

Поиск орфограмм

• Послушай рассказ об одной ошибке.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».

Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.

— Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

— Мяч будет! Петя обещал принести. Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования длинный деревянных меч.

Почему так случилось?

• Прочитай, выделяя голосом ударные слоги. Выпиши из каждой пары предложений выделенные слова: сначала с ударной гласной в первом слоге, затем — во втором. Обозначь в словах ударение. Поставь точку под одинаковыми гласными.

Сова — ночная птица. Совы лучше видят ночью, чем днем.

На горе росли сосны. Одна сосна была очень высокая.

На лугу трава не смята. Зеленые травы покрыли луга.

• Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.

Лиса—лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.

Снежок— снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.

Синеет—синька, синица, синеватый, синий, посинел.

• Подбери к каждому слову с пропущенной гласной слово, в котором эта гласная стоит под ударением. Напиши каждую пару слов. Вставь нужную букву. Обозначь орфограмму. Каким будет первое слово по отношению ко второму?

Хвост, травы, лист, стены, сад, дождь.

• Прочитай. Произнеси парами однокоренные слова, выделяя ударную гласную. Объясни, почему одно слово служит проверочным для другого. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, обозначь орфограмму в этих словах.

Целый час я решал задачу. Наши ч. .сы идут верно.

Ветер надул парус. Корабль поднял п. .руса.

У б. .льной поднялся жар. Дедушка сегодня болен.

С. .довник осмотрел посадки.

Слон очень силен. Сл..ны живут ст..дами. Пастух гнал стадо на лужок.

Повторение правила правописания безударных гласных

• Прочитай рассказ.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:

—Спишите их. Только не спешите. Все пишут, а Алеша — нет… Почему ты не работаешь, Алеша?

— А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спишите»…

Почему Алеша не понял, что делать надо?

• Выпиши парами однокоренные слова: сначала — чтобы гласная была ударной, а затем — безударной. Обозначь орфограмму.

Сосна, вода, дела, трава —

Проверить надо все слова.

Безударный гласный —

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте

Удареньем проверяйте:

А теперь — пишите смело!

• Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.

• Прочитай. Измени слова в скобках по смыслу (например, «стройная сосна»). Обозначь в них ударение. Поставь точку под гласной в безударном слове.

Стройная (сосны), высокая (горы), сильная (грозы), важные (грач), холодные (дождь), добрые (слово).

• Отгадай загадки. Подбери проверочное слово. Напиши по образцу: «Грибы — гриб».

— Кто вы?

— Мы лисички, дружные сестрички.

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой. (Грибы.)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

Закрепление правила правописания безударных гласных

• Прочитай стихотворение, спиши его. К каждому слову с пропущенной буквой выбери проверочное. Подчеркни и обозначь орфограмму.

Замерзнет, завяжет, скажет, смотрит.

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло зав…зал,

Чтоб в мороз не зам…рзал.

А жираф ск…зал:

«См…три!

Еще нужны мне тридцать три!»

• Проверь себя.

м…ряк море моряк

п…стух

пл…щадка

п…лезный

п…левой

с…довый

• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Напиши по образцу: «(Травы) — трава».

( ) — р…са; ( ) — стр…на; ( ) — п…сьмо;

( ) — д…ска;( ) — ст…кло; ( ) — к…льцо;

( ) — з…мля; () — пл…чо; ( ) — р…ка.

• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Напиши по образцу: «(Стог) — ст…га».

( ) — ст…да; ( ) — п…ля; ( ) — хв…сты;

( ) — др…зды; ( ) — дв…ры; ( ) — ш…ры;

( ) — цв…ты;( ) — д…ревья;( ) — л…сты.

Подбор проверочных слов

• Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: Цвет — цветник, цветной, цветут. Обозначь орфограмму.

Ледник, лед, ледниковый, ледяной.

Белить, беляк, побелка, белила, белизна.

Светлячок, свет, светить, светофор.

Зимовье, зимний, зимовать, зима.

• Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными. Например: «Темень — темнеет, темнота, темноватый». Обозначь орфограммы.

Смотр, лень, свист, корм.

• Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Например: «Гость — гостевая, гостиница. Выдели корень, обозначь орфограмму. Какое слово будет проверочным?

Вар — ягоды, сваренные в сахаре; тот, кто готовит пищу.

Час — мастер по починке часов; солдат, стоящий на посту.

• Выпиши однокоренные слова: первое слово с ударной гласной в корне, второе — с безударной. Найди лишнее слово. Обозначь орфограмму.

Борьба, воевать, борец.

Веселый, радость, весело.

Седой, сиденье, сед.

Лисица, лес, лесник.

Цвет, цветной, рассвет.

•Выпиши однокоренные слова, подчеркни орфограмму. Придумай два-три предложения о родном городе (селе), о том, что в нем особенно любишь.

Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя речушка, своя тропинка, своя заветная березка. При виде их душу переполняют любовь и нежность к своей земле, к Родине.

• Прочитай пословицу. Какая буква сломалась в пишущей машинке? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.

Хороша зима сн…гами, в…сна — цв…тами, л…то — грибами, а ос…нь — стогами.

Закрепление умения находить проверочное слово

• Подумай, какую гласную надо вписать в каждое слово? Напиши, вставляя пропущенные буквы.

«О» — «А»

Р…са, с…ды, стр…на, ст…га, тр…ва, в…лна, м…ря, к…льцо, вр…ги, др…зды, м..сты, п…ля.

«Е» — «И»

Стр…жи, зм…я, з…мля, с…стра, з…ма, зв…зда, л…сты, св…ча, стр…ла, п…сьмо, д…ревья, гн…здо, гр…бы, сл…за, ст…на.

• Впиши предложенные слова в нужный столбик. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Зимний, садик, звон, варка, варит, сад, зимушка, звонит.

• Подбери проверочное образцу. Обозначь слово по орфограмму.

Один — много Много — один

Стена — стены. Дела — дело.

Сосна — Грибы —

Гроза — Поля —

Страна — Снега —

Вчера — сегодня Сего дня — вчера

Платил — платит. Везет — вез.

Плясал — Пасет —

Носил — Метет —

• Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например: «Садовый — посадка, садик». Обозначь орфограмму.

Садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник.

Лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы.

Лиса—лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.

Синеет—синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.

• Прочитай. Собери из частей пословицы о первом весеннем месяце, спиши их. Как и почему назвал народ месяц март? Объясни написание выделенных букв.

• Соедини слово с нужной буквой.

• Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

С..сновые ( ) д…ревья ( ). М…рская ( ) в…лна ( ).

З…леная ( ) тр…ва ( ). В…здушные ( ) ш…ры ( ).

Ст…льная ( ) л…нейка ( ).

• Расставь предложения по порядку, В пустые окошки вставь нужную букву. Озаглавь текст.

• Собери пирамиду, вставив пропущенные буквы. Устно объясни свой выбор. Составь с одним из слов предложение.

Разграничение правил правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных

• Найди четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне.

• Выпиши слова в два столбика. Объясни свой выбор.

Д…лекий, ре…кий, с…леный, гл…за, щу…ка, др…зды, кре…кий, сла…кий.

• Поднимись по лестнице.

А теперь спустись.

• Составь ответ на каждый вопрос, используя слова для справок. Запиши составленные предложения. Обозначь орфограмму. Устно подбери к словам из справок проверочные слова.

В р…ке, на з…мле, в л…су, в ств…ле с…сны.

Где живут ежи? Где живут щуки? Где выдолбил дупло дятел? Где устроил гнездо жаворонок?

• Спиши. Проверь правильность написания. Обозначь в словах ударения. Поставь точку под теми безударными гласными, которые можно проверить.

От цветов в полях льется запах кругом,

И сияет роса на полях серебром.

(И. Суриков)

• Прочитай. Определи тему текста, озаглавь его. Напиши заголовок и текст, вставляя пропущенные в словах буквы.

Слова с безударной гласной «е», проверяемой «ё»

• Сравни проверочные и проверяемые слова. Какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква «ё»?

Пчёлы — пчелиный мёд,

зёрна — зерновой склад,

лёд — ледяная гора,

клён — кленовый лист.

• Напиши проверочные слова к словам.

Зв…зда, оз…ро, в…сло, ст…кло, с…дло.

• Объясни, какие буквы пропущены в словах. Напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

… — т…мнеть, т…мнота;

… — ч…рнеть, ч…рнота;

… — т…плеть, т…пло.

• Прочитай текст. Спиши. Подчеркни безударную гласную. Напиши два слова с буквой «е» в корне, которая проверяется буквой «ё».

В большой стране у каждого человека есть дорогой ему уголок — деревня, улица, дом, где он родился. (По Ю. Яковлеву)

• Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограммы.

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо, и…

Нарядили елку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная…

Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак

• Подбери проверочные слова, называя ласково предметы, которые они обозначают.

Пт…нец —

К…вер —

Лош…дь —

Зв…зда —

Разбери слово «лошадка по составу.

•Выпиши слова в данном порядке. Устно объясни написания слов.

Начинай с буквы «С»

Комната для еды. Ночная птица. Частичка снега.

Начинай с буквы «К»

Дом для лошадей. Инструмент для маляра и художника. Детеныш кошки.

Начинай с буквы «П»

Слово, противоположное по значению слову «кривой». Тот, кто пасет стадо.

• Спиши. Перед каждым словом напиши проверочное, которое называет предмет. Обозначь орфограмму.

Р…гатый, д…ждливый, цв…тет, скр…пит.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом напиши проверочное, которое отвечает на вопрос » какой?».

З…ма, веч…р, зел…нь, ч…стота.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на данный вопрос.

Т…мно (какой?) в л…су (что?) в н…чное (что?) время.

З…мля (что?) з…мой (какая?) отдыхает, а в…сной (что?) расцветает.

• Найди лишнее слово. Устно объясни свой выбор. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Св…сток, м…роз, с…лонка.

Су…та, д…жди, з…мля.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери такие проверочные слова, чтобы они были прилагательными. Например: «(Белый) белизна, побелело».

( ) т…мнота, т…мнеют. ( ) св…тлеет, св…тёлка.

( ) с…лач, с…льнее. ( ) п…стреют, п…строта.

( ) ч…стота. ( ) ск…льзить.

( ) т…плеет. ( ) т…шина, т…хоня.

( ) з…мовье, з…мовать. ( ) покр…снеть, кр…снота.

Подбор одноноренного слова, обозначающего действие

• Спиши слова (вначале — проверочное, затем — проверяемое). Например: «тащится — тащились». Обозначь орфограмму. Какой частью речи являются эти слова? Подумай, какие проверочные глаголы можно подобрать. Что нужно для этого изменить? (Часть речи, время, число, род.)

Хвалил, хвалит. Цветет, цвел.

Осветила, светит. Гонит, гонять.

Лечил, лечу. Стой, стою.

Делил, делит. Кормит, кормил.

• Подбери к словам проверочные глаголы. Спиши их. Например: «Кормит – кормил».

Цв…тет, бр…сок, л…чу (больного), пос…лил (суп), в…ренье.

• Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках запиши проверочные слова, отвечающие на данный вопрос. Обозначь орфограмму.

К…рмил (что делает?) к…тенка (кто?). В…рили (что делают?) в…ренье (что?).

Цв…тут (что делал?) ландыш. П…ют (что делай?) ч…жи (кто?).

• Объясни написание выделенных букв. Подбери к каждому слову из первого столбика противоположные по значению слова из второго. Запиши их парами.

хвалить ругать

начинать встречать

провожать кричать

молчать кончать

• Прочитай слова, обозначающие действия. Запиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Н…сил, х…дил, пл…тил, в…рил, др…знил, с…лил, д…рил, п…лил, в…зил.

• Прочитай слова, обозначающие действия. Подумай, какие гласные в них надо проверить. Подбери к каждому слову проверочное. для этого измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: «что сделал?». Например: «Встал — встаёт».

Заливает, подвезёт, приведёт, запевал (песню), запивал (молоком), принесёт, помогал, погасил (огонь).

• Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках пиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.

Правописание слов с двумя безударными гласными

• Прочитай слова. Запиши на первом месте проверяемое, затем — проверочные. Обозначь орфограмму.

Вечер, вечерний, вечереет.

Весело, весёлый, веселился.

Голод, голодный, голодают.

Сторож, сторожка, сторожит.

• Прочитай. Отметь в словах ударную гласную, проверь обе безударные гласные. Например: «Сторона — стороны — сторонка». Обозначь орфограмму.

Полоса — Молоток — Голодал —

Дорогой — Голова — Голоса —

Волосок — Колоски — Говорят —

Молодой — Деревянный —

• Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

г..л..ва головы, головка голова

п..л..са

ст. .р..жить

м. .л. .дой

д. .р..гой

б..р..да

з. .л. .неть

г.. в. .рить

• Прочитай текст. Какой отряд создали ребята? Объясни смысл его названия. Спиши текст. Проверь. Найди однокоренные слова и подчеркни безударную гласную.

У нас в школе есть отряд «Зеленый наряд Отчизны». Вот уже третий год мы ведем работу по озеленению нашего поселка. Высадили много плодовых деревьев и кустов. Радуемся, когда весной всё кругом цветет и зеленеет.

• Для всех слов с пропущенными буквами выбери свои проверочные. «Посели» их в нужный домик.

• Дополни сам.

тр..п..тали в..ч..реет ст..р..жили з..л..нели л..п..тали

трепещет вечерний сторожка зелень лепет

х..л..да б..р..да г..л..ва п..л..са г..р..да

• Запиши слова в два столбика. Подумай, что объединяет слова в первом столбике? Во втором? Обозначь орфограмму. Устно подбери проверочные слова.

Ядро, холода, травинки, грибок, колосок, веселый, страна, сторона, варить, сторожить, столяр, золотой.

• Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приведенные слова для справки, впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму. Вставленные слова разбери по составу.

З…л…тая, г…л…ве, ст…р…нушке, б…р…де, з…л…ная, х…л…дна.

Мудрость в … , а не в …

Без работы и печь …

На чужой … рад своей воронушке.

Не нужна соловью … клетка, а нужна …ветка.

• Прочитай текст. Подумай, как его можно озаглавить. Запиши слова с двумя безударными гласными. Подбери к ним проверочные. Например: «Холоднее — холод — холодный». Обозначь орфограмму.

Стало холоднее. Суровы морозы. В доме у барсучка тепло и хорошо. У него шерстка блестящая, серая с черными волосинками. Голова белая с черной полосой. Ушки круглы, коротки. Молодые барсучки любознательны.

Закрепление способов подбора проверочных слов

• Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно объясни значение пословиц.

Каждая тр…винка (что?) имеет св…ю (чей?) р…синку (что?).

Июнь с к…сой (что?) по лугам прошел, а июль с с…рпом (что?) по хл…бам (какой?) поб…жал (что?).

З…мля (что?) з..мой (какой?) отдыхает, а в…сной (что?) расцв…тает (что делал?).

• Прочитай каждую группу однокоренных слов. Отыщи слова, в которых нужно проверять гласную в корне. Запиши сначала проверочное, затем — проверяемые слова. Например: «Зверь — звериный, озверел».

Ленивый, ленится, лентяй. Постареть, старый, старик.

Далеко, далекий, дальний. Глядеть, взгляд.

Удивляться, дивный. Сор, насорить, соринка.

• Прочитай. Подумай, какие гласные в словах пропущены. Устно подбери к каждому такому слово проверочное.

Вст…ет ст…ною з…лотой,

В…лнуется пшеница,

И каждый кол…с нал…той

К земле готов скл…ниться.

• Прочитай начало рассказа. Из данных слов составь предложения и закончи ими рассказ. Подчеркни во всем тексте безударные гласные в корне, устно подбери к ним проверочные слова.

Карась

Карась обычно живет в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.

Обобщение знаний о различных способах проверки безударных гласных

• Выбери поочередно слова с каждой из безударных гласных. Устно подбери проверочные слова.

• Прочитай. Подумай, какие гласные пропущены.. Попробуй записать по памяти. Проверь себя. Если написал без ошибок — молодец (ты уже хорошо владеешь правилом), если есть ошибки — не огорчайся (тебе еще надо потренироваться в написании безударной гласной в корне).

Р…чной, л…сной, г…ристый,

М…рской, р…дной, л…систый.

Проверь слова да не сп…ши,

Красиво, грамотно п…ши.

• Подбери к словам проверочные однокоренные, принадлежащие к разным частям речи.

Цвет, бег, рост, смех.

• Выпиши слова в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

Гл…деть, м…рской, стр…на, св…ступька, ж…леть, ст…льной.

• Спиши без ошибок. Устно подбери проверочные слова. Подчеркни безударную гласную.

Цвитет, вада, стаит, лисная, гниздо, драва, галоса, сторик, озиро, бижал

Правописание слов, различающихся одной гласной в корне

• Исправь ошибки. Почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные. Отчего же зависит написание выделенных слов?

• Назови пары слов. Составь с одной из пар предложения.

спеши — спиши

С «е» торопят, если знают,

Что не долго уж до срока.

С «и» учительница часто

Говорит в конце урока.

запевай — запивай

С буквой «е» ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство —

Делай быстро с буквой «и»

• Прочитай рассказ «Письма».

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша — в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:

«Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:

«Ваня, здравствуй! Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?» Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помоги Ване разобраться, в чем его ошибки. Спиши письмо правильно, подчеркни в неверных словах безударную гласную.

• Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.

Пос…дел на скамейке — пос…дел от старости.

Сл…зал сливки — сл…зал с дерева.

Св…ла гнездо — св…ла пятно.

Пол…скать белье — пол…скать щенка.

Зак…лю булавкой — зак…лю здоровье.

Прим…рять платье — прим…рять друзей.

Острые м…чи — футбольные м…чи.

• Подбери подходящие по смыслу слова, вставляя в них пропущенные буквы. Пользуйся словами для справок. Спиши.

Сидеть, седеть; вила, вела; спеши, спиши; запивать, запевать.

Бабушка к старости стала … Хорошо вечером … у костра.

Птичка … гнездо. Дорожка … к озеру.

Списывая, не …. . Красиво, аккуратно…

… веселую песню. Вкусно пирог … молоком.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В л…су после дождя было сыро.

Мурзик сл…зал всю сметану.

Дежурные отв…рили дверь для проветривания.

Я помогала маме пол…скать белье.

Надо зак…ляться, чтобы быть здоровым.

Обобщение знаний о правописании безударных гласных

• Спиши слова, подобрав проверочные. Например: «Поспевает — спелый». Обозначь орфограмму. Составь предложение с одним из слов.

Р…систый, пос…ление, бр…венчатый, выт…рпеть, ч…сать, х…трец, зат…пить, п…ляна, выт…нуть, разл…лись, ст…клянный.

• Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочные к ним. Обозначь орфограмму.

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой. (И.С. Тургенев)

• Выпиши слова с безударной гласной. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

Подарили, магазин, глаза, плясал, речка, прямая, бумажка, рожь, глазки, тяжелый, солнце, близкий.

• Спиши, исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие виршины гары (5 ошибок).

Проверка знаний по правописанию безударной гласной

• Диктант.

Белка

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком занесло поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно зимой искать пищу. А наша белочка в дупле орешки грызет. Тепло ей там.

Выпиши из текста 2—З слов с безударной гласной, подбери к ним проверочные.

На занятиях необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы маленькие его достижения. Успех, формирует у него веру в себя желание учиться, радостный жизнеутверждающий тонус стимулирует к преодолению трудностей. Доброе, сердечное отношение к детям, своевременная и обоснованная похвала должны сочетаться с достаточно высокой требовательностью. С первых же занятий школьнику должно быт ясно, какие действия вызвал одобрение, что еще у него не получается, чему он должен на учиться.

DOI: https://doi.oig/10.15688/jvolsu2.2016.4.16

UDC 811.161.1’271.12 LBC 81.411.2-025

Submitted: 19.10.2016 Accepted: 18.11.2016

ORTHOGRAPHIC NORM: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

Svetlana Yu. Kharchenko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Key words: Russian language, linguistic norm, spelling norm, implementation of norm, orthogramma, orthographic rule.

Аннотация. Предметом изучения в статье послужила одна из разновидностей языковой нормы — орфографическая, а целью стало выявление проблем реализации нормы правописания, связанных с лингвистическими и экстралингвистическими причинами.

Особенности функционирования орфографической нормы до и после издания в 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации» показаны с опорой на понимание сущности орфографической нормы как двукомпонентного явления (орфограмма и правило орфографии) и с учетом форм ее существования; констатируется динамика орфографической нормы. Выявлено, что ошибки при реализации орфографической нормы в практике письма рядовых носителей языка имеют как интралингвистические, так и и экстралингвистические причины. Основными из них являются следующие: несвоевременная фиксация изменения орфографической нормы как результата трансформации других языковых норм (словообразовательной, морфою логической, орфоэпической и т. д.); отражение на письме установок «старой» орфографической нормы о вследствие незнания пишущим содержания «новой» нормы; некорректность языковой игры, связанной с . необходимостью привлечь внимание к рекламному тексту; малая начитанность молодого поколения; чте-^ ние книг и другой печатной продукции ненадлежащего качества редакторской и корректорской обработки; о влияние языка интернет-общения.

§ Ключевые слова: русский язык, языковая норма, орфографическая норма, реализация нормы, орфог-Еа рамма, орфографическое правило.

УДК 811.161.1’271.12 ББК 81.411.2-025

Дата поступления статьи: 19.10.2016 Дата принятия статьи: 18.11.2016

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ НОРМА: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Светлана Юрьевна Харченко

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа.

Л.В. Щерба

Одной из характерных черт орфографической нормы на современном этапе развития языка является ее представление в кодифицированном виде. Это дает основание предположить, что количество ошибок, связанных с нормами правописания, должно быть сведено к минимуму, и касаться они могут только трудных случаев орфографии и пунктуации. Более того, вышедший в 2006 г. академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» был призван скорректировать содержание первого свода правил (1956 г.) с учетом изменений в речевой практике и несоответствия формулировок кодификации опыту носителей языка, что также могло, как следствие, привести к улучшению общей картины грамотности пишущих на русском языке. Однако, как показывают наблюдения за практикой письма, нарушения правописных норм стали весьма частотными не только в процессе обучения, но и в письменной коммуникации, осуществляемой в разных сферах жизни социума. В рамках статьи рассматриваются вопросы, связанные с реализацией норм правописания в части орфографии.

Проблемы, касающиеся отражения лексических единиц на письме, можно отнести к двум типам: интралингвистические и экстралингвистические. Обратимся к первым из них. Приходится констатировать тот факт, что в языкознании отсутствует единообразное понимание сущности нормы. Э. Косериу объяснил причину появления разногласий по данному вопросу: норма может рассматриваться в соотнесении с системой языка и в соотнесении с речью . Смешение названных подходов порождает споры о том, является ли норма искусственным построением или она — объективно данное. Дискуссии по этому поводу велись и в 60-70-е годы прошлого

Термин «языковая норма», как отмечал В.А. Ицкович, чаще всего употребляется лингвистами в одном из двух значений: 1) «общепринятое употребление, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими)» и 2) «предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебником, словарем, справочником» . Первое значение, по его мнению, представляет норму как «объективно действующие в данное время в данном языковом коллективе законы языка и их воплощение в языковом материале», второе — как «отражение (с разной степенью адекватности) этого объективно данного в сознании тех, кто рассуждает о языке» . Учитывая оба значения, лингвист репрезентирует следующую дефиницию: норма — это «существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления, причем эти обязательные единицы могут либо быть единственно возможными, либо выступать в виде сосуществующих в пределах литературного языка вариантов» . Принимая данное определение как исходное, обратим внимание на то, что в нем указан такой существенный признак нормы, как ее временная соотнесенность с определенным периодом развития литературного языка, ограниченность ее существования во времени.

Противоречия в понимании нормы как объективного или субъективного конструкта можно снять, если признать, что лингвистика есть «выражение прагматического компонента языка, получившее официальный статус» . Система знаний и мнений о языке, представленная, с одной стороны, исследованиями лингвистов, а с другой — языковым сознанием рядовых носителей языка, является частью системы самого языка. Важно, чтобы первая система правильно отражала вторую, что возможно лишь при наличии адекватной нормы.

Орфографическая норма обладает специфическими чертами: она вторична по отно-

шению к другим разновидностям языковой нормы, более категорична в отношении вариантных единиц, кодифицирована (см. об этом подробнее ). Названные признаки стали характерными чертами нормы в орфографии с середины ХХ в. после издания «Правил русской орфографии и пунктуации». В предшествующие же периоды нормативными считались тексты писателей и ученых, авторитет которых признавался как непререкаемый. Имплицитно существующая норма орфографии приводила к противоречиям в ее реализации: авторитетные источники предлагали разнообразное решение одной и той же орфографической задачи. Например, в труде В.В. Виноградова «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» встречаем варианты: находу (с. 355) и на ходу (с. 356); налету (с. 355), на лету (с. 376) и на-лету (с. 356); безумолку (с. 374) и без умолку (с. 353); над-нях (с. 376) и на-днях (с. 355). В словаре под редакцией Д.Н. Ушакова (ТСРЯУ) орфографический разнобой проявился в полной мере: вожжи и возжи, вылокать и вылакать, всаженный и всоженный, выдох и выдых, ватрушка и вотрушка, баян и боян, восемнадцатый и восьмнадцатый, каморка и ко-морка, калач и колач, без умолку и безумолку, в скобку и вскобку и многие другие. С. П. Обнорский настаивал на раздельном оформлении наречий на кануне, на бекрень, на утек, в волю, в дребезги , так как, по его словам, целесообразно не прибегать к новизне, а в ТСРЯУ отражено слитное их написание (накануне, набекрень, наутек, вволю, вдребезги). Варианты в орфографии отдельных слов могут помочь решить вопрос упрощения письма , но приведут к расшатыванию норм и снижению уровня культуры носителей языка.

Признак вторичности орфографической нормы по отношению к орфоэпической, словообразовательной, морфологической и др. нормам тоже влияет на характер ее реализации, так как любые изменения в той или иной разновидности языковой нормы могут привести к недейственности нормативов правописания. В частности, от трансформации норм ударения зависит возникновение ошибок в словах с проверяемыми / непроверяемыми гласными в корне, в словах с выбором букв о

/ ё / е после шипящих: плащевый (ТСД, т. 3, с. 122), плащовый или плащевой) (ТСРЯ РАН, с. 323); изменение словообразовательных отношений (например, утрата мотивирующего слова) может повлечь корректировку написания слов: каравай (этимологически связано с корова); неверное определение частеречной принадлежности лексических единиц (в основном в случаях омонимии) приводит к нарушению норм слитных / дефисных / раздельных написаний: вследствие (предлог) — в следствии (существительное с предлогом).

Признание двукомпонентности орфографической нормы (орфограмма и правило орфографии) позволяет проследить нарушения, связанные с ее структурными составляющими. Ошибки в написании слов могут быть вызваны тем, что носители языка не опознают орфограммы (не различают графограм-мы и орфограммы), неправильно идентифицируют орфограмму, не знакомы со структурой орфограммы или не различают ее вариантов. Причинами неправильной орфографии слов могут выступать незнание правил, а также неверное соотнесение правила и варианта орфограммы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый свод правил орфографии был издан шестьдесят лет назад одновременно с выходом «Орфографического словаря русского языка» (ОСРЯ), отражавшего безвариантную, единообразную фиксацию на письме 110 000 слов. Это решало многие вопросы, актуальные для пишущих в то время: был устранен разнобой в написании, связанный, во-первых, с отсутствием единых правил (правила существовали и были зафиксированы в учебных пособиях, учебниках, грамматиках и до 1956 г., но не были едиными и обязательными для всех и нередко содержали противоречивые сведения; в частности, об орфографических правилах слитного / дефисного / раздельного оформления наречий см. ), во-вторых, с допускаемыми вариантами в орфографическом облике слов (так, в ТСРЯУ находим написания молюск и моллюск, неакурат-ный и неаккуратный, неапетитный и неаппетитный; в БАС: атрибут и аттрибут, биллиард и бильярд; в ТСД: безызносный и безъизносный, пловучий и плавучий). В ОСРЯ эти и многие другие вариантные написания были унифицированы. Кроме того, в

«Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 г. подробно охарактеризованы трудные случаи правописания (разграничение НЕ и НИ, обозначение гласного после Ц, выбор Н или НН в словах, слитное или раздельное написание НЕ и др.) , что, несомненно, оказывало помощь носителям языка.

Первая императивная кодификация орфографической нормы (свод правил) была создана с учетом состояния русского языка в середине ХХ в. и отражала те отношения, которые существовали между его элементами в то время. Непрерывное развитие системы привело к возникновению несоответствий между «новым» состоянием языка (его новыми элементами и / или новыми отношениями) и «старой» кодификацией и требует коррекции зафиксированной нормы. Как писал Л.В. Щер-ба, необходимо время от времени «чинить» свою орфографию . Новая редакция «Правил…» 1956 г. была дополнена нормативными установками о письменной передаче безударных гласных в конце инфинитивной основы глаголов (морочить — ворочать), беглых гласных (буквами о, е, и), о слитном написании существительных, образованных от собственных имен, пишущихся через дефис (ньюйоркцы), о написании производных от аббревиатур . Подвергся изменениям орфографический облик некоторых слов, что было отражено в академическом орфографическом словаре.

Рассматривая принципы нормализа-торской деятельности в сфере орфографии, И. В. Нечаева среди прочих называет изменение орфографической кодификации, но считает, что «факт отмены предыдущего решения расшатывает норму как таковую. Для той части пишущих, которая обычно следует за словарем, словарные рекомендации теряют свою надежность и авторитет» . Так, в первом и последующих изданиях «Русского орфографического словаря» под редакцией В.В. Лопатина зафиксирован новый облик некоторых лексических единиц с орфограммой «Н-НН в слове», прежде относившихся к исключениям из правила о написании полных отглагольных образований (отглагольных прилагательных): читаный (РОС, с. 1184), счита-ный (во множественном числе используемое в значении «очень немногие») (РОС, с. 1057),

деланый (в значении «неестественный») (РОС, с. 222). Тем не менее до сих пор многие следуют «старой» норме, либо не зная о принятых изменениях, либо по привычке сохраняя устоявшееся написание. В новостных передачах слово считаный, например, употребляется весьма часто (по поисковому запросу — более трех миллионов результатов), что вполне объяснимо необходимостью использования фразеологизированных сочетаний типа считаные дни (часы, минуты), но ошибочные написания превалируют и по настоящее время: Считанные минуты остаются до столкновения межпланетного аппарата «Розетта» с кометой Чурюмова-Гера-сименко (Первый канал, 30.09.2016, 14:12); В Москве считанные дни остаются до открытия сезона арбузов (ТВЦ, 27.07.2016); Считанные часы до завершения предвыборного марафона (Первый канал, 16.09.2016, 21:09). Иногда в «бегущей строке» телеэфира и в размещенном на сайте соотносительном тексте прослеживаются орфографические несоответствия; так, в программе «Время» Первого канала от 30.10.2016 на телеэкране появилось: От 6 до 10 тысяч проб доставляют за считаные часы… Через считаные часы они будут доступны лечащему врачу (10:06), в то время как в этом же тексте на сайте трижды употреблено считанные с двумя нн.

Анализ проводимого ежегодно с 1992 по 2016 г. вводного теста по орфографии (проверяются навыки правописания более 120 слов) со студентами первого курса Волгоградского государственного университета показывает, что уровень грамотности выпускников средних общеобразовательных учебных заведений после введения ЕГЭ в целом снизился, а в части написания слов-исключений снижение весьма значительное (в задания единого экзамена такие слова не вводятся, поскольку ошибки в них относятся к негрубым, а следовательно, при подготовке к ЕГЭ школьники практически не обращают внимания на их правописание). В 134 работах студентов-первокурсников нефилологических специальностей 2014 г. поступления, в частности, допущены ошибки в написании слов наотмашь у 77 человек, молодежь — у 32 студентов, в ис-

ключениях из правил пловец, ветреный, трещотка ошиблись соответственно 64, 69, 119 первокурсников. Правописание слова читаный, ранее оформлявшегося с двумя н и входившего в список исключений, вызывает затруднение и после вывода его из этого списка: 76 студентов зафиксировали отглагольное прилагательное с нн в сочетании читаная книга.

При сравнении результатов 2014 г. и 2012 г. уже только по названным словам наблюдаем возрастание процента ошибок (см. таблицу).

Результаты орфографического эксперимента

Слово во вводном тесте Ошибочные написания (%)

2012 г. 2014 г.

Трещотка 69,4 88,8

Читаный 57,9 56,7

Ветреный 48,4 51,4

Пловец 43,3 47,7

Наотмашь 33,1 57,4

Молодежь 12,1 23,8

Заря 7,6 9,7

Таким образом, специфика функционирования нормы правописания прежде всего обусловлена такими интралингвистическими факторами, как влияние других разновидностей языковой нормы на орфографическую и особенности реализации ее структурных компонентов.

Проблемы реализации орфографической нормы, приводящие к возникновению ошибок, связаны с целым рядом причин, отражающих действие экстралингвистических факторов. Такие ошибки могут квалифицироваться как массовые или индивидуальные.

В связи с отменой жесткой цензуры, с ослаблением контроля за соблюдением языковых норм, в материалах печатных средств массовой информации, в так называемой «бегущей строке» новостных и информационных передач на ТВ, в текстах рекламы встречаются ошибки правописания, которые могут быть отнесены к грубым (такие ошибки были недопустимы в 70-е годы ХХ в.). Например, появление неологизма суперъеда (а он орфог-

рафически должен быть оформлен именно так, согласно действующему правилу: перед буквой е после приставки, оканчивающейся на согласный, пишется разделительный твердый знак) неожиданно вызвало сомнения в его правописании. В телепередаче «Жить здорово», идущей на Первом канале ежедневно по будням, появилась рубрика, названием которой стал этот неологизм: на официальном сайте Первого канала названия выпусков этой рубрики сначала были представлены с дефисным написанием неологизма: «Супер-еда против ультрафиолета» (08.08.2012), а затем они стали включать его слитное написание: «Су-переда для мышц» (08.12.2015). На телеканале «Домашний» идет передача, название которой в заставке — «Джейми Оливер: Супер еда», хотя в Телепрограмме на Яндексе ее название — «Джейми Оливер: Супереда». В телеэфире от 29.10.2016 на канале «Россия 24» заголовок одного из слайдов в рубрике «Погода», демонстрировавшийся несколько минут, содержал слово с той же приставкой, написанное с ошибкой: «Суперячейки Бермудского треугольника».

Отметим, что в настоящее время в связи с утратой приоритета художественной словесности именно язык СМИ многими осознается как нормативный, как образец, которому противостоит язык интернет-общения, неподвластный нормам литературного языка. Несомненно, в языке СМИ отражаются динамические процессы, происходящие в русском языке и претендующие на внесение изменений системного характера, но важно, чтобы они не приводили к регрессии и языка, и речи говорящих на нем (такие процессы описаны в монографии О.Б. Сиротининой , в статье Л.П. Крысина ; новые типы ошибок характеризуются в статье В.В. Шаповала ).

Падение интереса к чтению классической художественной и публицистической литературы в качественном издании (а это значимо, в то время как многие либо читают пересказы содержания произведений в той или иной интерпретации, либо слушают аудиокни-ги, вообще не видя графического облика слов) приводит к ошибкам типа фельдегель (вместо фельдъегерь), набзнич и навзднич (вместо навзничь), счательный (вместо тщательный), шемпал (вместо шомпол), бичовка

(вместо бечевка), числавие и чидушие (вместо тщеславие и тщедушие), одыкватно (вместо адекватно), кладис (вместо кладезь). Некоторым представителям молодого поколения, вероятно, неизвестны лексические значения этих слов, хотя и в ситуации, когда значение слова известно, орфографическое оформление зачастую в памяти не зафиксировано: нарцыз (вместо нарцисс), опсалют-но (вместо абсолютно), исподтяжка (вместо исподтишка), пресудствует (вместо присутствует), не уже ли (вместо неужели), кагже (вместо как же), басеян (вместо бассейн), корубция (вместо коррупция), окатция (вместо акация), превзаходят (вместо превосходят), ечейка (вместо ячейка). Иногда к ошибочному отражению на письме ведет неумение пишущего соотнести данное слово с другими (однокоренными) словами: объвенен (вместо обвинен), изочего (вместо из-за чего), изчевоже (вместо из чего же), серовно (вместо все равно), лутьше (вместо лучше), дасихпор (вместо до сих пор) (примеры взяты из письменных работ выпускников школ и студентов первого курса университета). Все рассмотренные ошибки обусловлены, по-видимому, малой начитанностью, о значимости которой в свое время писал и Л.В. Щерба, отмечавший, что «механизм грамоты, несомненно, приобретается и чтением… Совершенно очевидно, что дети. должны читать наших классиков… и читать их в большом количестве» .

Причиной ошибок становится и намеренное искажение облика слова с целью привлечения внимания к содержанию текста. Чаще всего подобное явление в реализации нормы встречается в рекламных текстах (на банне-рах, в телерекламе, в печатных СМИ) и основано на принципе аналогии. Например, реклама строящегося жилого комплекса в Дзержинском районе г. Волгограда — Еживика по вкусу. На интернет-сайте строительной компании размещен текст, комментирующий рекламное предложение: «Многие называют выросший в микрорайоне 7 ветров жилой комплекс «Ежевика» по ассоциации с вкусной и полезной ягодой. Действительно, огромный дом с большим количеством однокомнатных квартир по внешнему виду напоминает цвета этой ягоды. Правда, на самом деле, в названии

жилого комплекса «Еживика» буква «е» заменена на «и». Потому что дом построен для абсолютно комфортной жизни тех, кто в нем поселится» (e-zhivika.ru). Как видим, мотивирующим словом для новообразования ежи-вика выступает глагол жить в форме повелительного наклонения — живи.

Иная словообразовательная модель представлена в тексте социальной рекламы здорового образа жизни: Пьятница погубит субботу. Семантика лексемы пятница после изменения орфографического облика слова расширяется за счет появившейся ассоциации со словом пьяница. Лингвисты называют подобные случаи «языковой игрой», но, к сожалению, эта игра понятна взрослым, а в подсознании детей, ежедневно видящих огромных размеров баннеры с такими написаниями, откладывается ошибочный облик слов.

Вопиющим примером безграмотности является и реклама строящегося жилого дома «Маяковский» в Ворошиловском районе г. Волгограда: Метр в квадрате за 40 тыщ нате!; видимо, в угоду стихотворному размеру рекламщикам пришлось сократить тысяч до тыщ. Однако после прочтения этого текста желания обращаться в строительную компанию не возникает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, проблемы реализации орфографической нормы связаны с целым рядом факторов. С одной стороны, орфографическая норма вторична по отношению к другим типам языковой нормы и обусловлена адекватностью отражения системных отношений, с другой — она является порождением человека (во времена стихийно существовавших норм — писателя, ученого, а также всех тех, кто имел отношение к письменной речи по роду профессии; с появлением кодифицированных норм -лингвиста), и это находит отражение в конкретных актах письма. Под влиянием естественного языкового опыта индивидов норма претерпевает изменения, но и сама она корректирует языковое сознание носителей языка. В реализации нормы правописания в лингвистических словарях и в практике печати до 1956 г. прослеживается функционирование большого количества вариантных единиц, что

объясняется, в частности, отсутствием единых для всех правил орфографии. Кодифицированный свод правил позволил решить многие вопросы правописания, но изменения, непрерывно происходящие в речи, потребовали корректировки его содержания, что и было сделано в 2006 году. Однако рост числа ошибок в письменной речи учащихся свидетельствует, скорее, не о несовершенстве нормативных установок (что тоже наличествует), а о влиянии на языковое сознание молодого поколения пишущих уже реализованных случаев и моделей, противоречащих норме.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Виноградов, В. В. Русский язык : (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. — М. ; Л. : Учпедгиз, 1947. — 784 с.

2. Голев, Н. Д. Антиномии русской орфографии / Н. Д. Голев. — М. : Едиториал УРСС, 2004. -160 с.

3. Ицкович, В. А. Очерки синтаксической нормы / В. А. Ицкович. — М. : Наука, 1982. — 199 с.

5. Крысин, Л. П. Кодификация нормы и языковая традиция / Л. П. Крысин // Русский язык в школе. — 2008. — № 7. — С. 77-82.

7. Нечаева, И. В. Некоторые особенности сложившейся орфографической кодификации и реалии современного письма / И. В. Нечаева // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2015. -№ 1. — С. 49-61.

8. Обнорский, С. П. Правописание наречий и наречных сочетаний / С. П. Обнорский // Русский язык в школе. — 1954. — № 6. — С. 17-20.

9. Правила русской орфографии и пунктуации / под ред. Л. А. Чешко. — М. : Учпедгиз, 1956. -176 с.

10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. — М. : Эксмо, 2006. — 480 с.

11. Русское правописание сегодня: О «Правилах русской орфографии и пунктуации» / С. Н. Бо-

рунова, Н. С. Валгина, Н. А. Еськова ; под. ред. В. В. Лопатина. — М. : Дрофа, 2006. — 254 с.

13. Сиротинина, О. Б. Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски / О. Б. Сиротини-на. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. — 116 с.

18. Шаповал, В. В. Новые типы ошибок в письменной речи / В. В. Шаповал // Русский язык в школе. — 2009. — № 9. — С. 76-81.

19. Шмелев, А. Д. Орфографические нормы и орфографические правила / А. Д. Шмелев // Русский язык в школе. — 2009. — № 9. — С. 70-75.

20. Щерба, Л. В. Безграмотность и ее причины / Л. В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. — М. : Учпедгиз, 1957. — С. 56-62.

СЛОВАРИ

БАС — Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. — М. ; Л. : АН СССР, 1950. -Т. 1. — 768 с.

ОСРЯ — Орфографический словарь русского языка : 110 000 слов. — М. : Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1956. — 1259 с.

РОС — Русский орфографический словарь : около 160 000 слов / редкол. : В. В. Лопатин (отв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ред.), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова . — М. : Азбуковник, 1999. — 1280 с.

ТСД- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — М. : Рус. яз., 1978. — Т. 1 — 699 с. ; Т. 3 — 555 с.

2. Golev N.D. Antinomii russkoy orfografii . Moscow, Editorial URSS Publ., 2004. 160 p.

3. Itskovich V.A. Ocherki sintaksicheskoy normy . Moscow, Nauka Publ., 1982. 199 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information About the Author

Информация об авторе

Светлана Юрьевна Харченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и документалистики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, xsvet@inbox.ru, iryas@volsu.ru.

Дизорфография – это нарушение, связанное с отсутствием у ребенка способностей к освоению орфографии. Отклонение обнаруживается в процессе обучения: ребенок не понимает, как использовать правила правописания и пунктуации при выражении мыслей на письме. Неполноценное развитие речевой и психической деятельности не отражается на общем состоянии интеллекта и не затрагивает устную речь.
В последнее время данное нарушение встречается у многих школьников в разной степени выраженности. Это обусловлено низким уровнем познавательной активности у детей.

Признаки дизорфографии у ребенка:

  • Употребление ограниченного количества слов и маленький словарный запас не дают развиваться письменной речи.
  • Отсутствует понимание о строении слова.
  • Не формируются навыки, определяющие части речи и морфологию слова.
  • Не может склонять, находить родственные слова, определять род.
  • Нарушение присутствует в анализе и синтезе – не умеет сравнивать фонему с буквой и звуком, делает ошибки в определении ударного слога и гласной буквы в слове.

Классификация дизорфографии

Симптоматика, которую носит данное нарушение, имеет полиморфный характер. Общие проявления дизорфографии наблюдаются в неумении пользоваться правилами правописания и сохранять морфемный принцип при написании всех значащих частей слова. У ребенка, не владеющего необходимой терминологией и знанием правил, обнаруживается низкое качество правописания и многочисленное количество орфографических ошибок в письме.
Дизорфография имеет 3 степени выраженности: тяжелая, средняя, легкая. Степень измеряется способностью выполнять определенное количество заданий, исходя из которых нейропсихолог или логопед определяет форму отклонения.
Также ученые разделяют нарушение на категории, согласно которым определяется методология и длительность коррекции.

Основные категории дизорфографии:

  • Морфемная – подразумевает нарушение восприятия структурного анализа слова. Сопровождается большим количеством ошибок в правописании, определяющихся на основе самостоятельных работ (сочинения, изложения).
  • Синтаксическая — неправильное применение правил синтаксического письма (пунктуации).
  • Смешанная – включает допущение ошибок в правописании и пунктуации одновременно.

Хорошим методом для определения категории служит изложение. В большинстве случаев ребенок делает ошибки в длинных словах, редко — в коротких.
В диктантах ошибок меньше. Почему? Потому что ученик не понимает, как сформировать основную мысль. Он не способен отделить главные события в рассказе от маловажных. В его работах нет последовательности в передаче сюжета. Дети, страдающие дизорфографией, часто ограничиваются лишь перечислением персонажей.

Коррекция дизорфографии

Если вас беспокоят частые ошибки ребенка на письме и не усвоение правил русского языка, запишитесь на комплексную диагностику (консилиум) специалистов в составе «нейропсихолог + логопед» в нашем Центре, обязательно принесите на консультацию рабочие тетради по русскому языку. Специалисты проведут необходимую диагностику и определят коррекционный маршрут. Как правило, в большинстве случаев занятия по коррекции дизорфографии проводит логопед с учетом рекомендаций нейропсихолога. В нашем Центре работают детские логопеды, имеющие дополнительно филологическое образование, поэтому коррекция дизорфографии — это та область, где наш Центр является лидером по Санкт-Петербургу.
Ваш ребенок в процессе курса занятий освоит орфографические, грамматические и пунктуационные правила русского языка, избавится от ошибок на письме, улучшит свои оценки и станет более уверенным в себе, что тоже немаловажно для формирующейся личности.

Запишитесь на консультацию логопеда по телефону (812) 642-47-02 или заполните заявку на сайте.

Дизорфография у школьников

Статистика дня сегодняшнего показывает, что за последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении по циклу предметов родного языка в общеобразовательных школах. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей письменной речи, но и в средних, и в старших классах. Сегодня это наименее изученная категория письма.

Значимость успешного овладения правописанием детьми очевидна. Однако в настоящее время увеличилось число детей, не способных по разным причинам овладеть орфографическими нормами. Чаще всего в логопедической практике у таких детей констатируется дизорфография. «Дизорфография — стойкая специфическая несформированностью усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций». Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей письменной речи, но и в средних, и в старших классах (Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю).

Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.

Механизмы, симптоматика, причины возникновения дизорфографии у школьников 11-12 лет

Проанализировав литературные источники, можно сказать, что в современной логопедической литературе (Прищепова И.В., Сумченко Г.Е., Корнев А.Н. и др.) дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (Р.И. Лалаева); специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил (Л.Г. Парамонова); нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа (А.Н. Корнев).

Изучением симптоматики дизорфографии занимались Прищепова И.В., Сумченко Г.Е. , Лалаева Р.И. , Корнев А.Н.. Исследователи отмечают, что симптоматика дизорфографии разнообразна.

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Иногда при морфологическом разборе слов дети вспоминают отдельные сведения о них, но забывают названия частей речи. Ошибки, допущенные при морфологическом разборе слов, свидетельствуют, прежде всего, о несформированности умения различать лексическое и грамматическое значения словоформ; о неумении ставить к ним грамматические вопросы. (Например, «Зима — это прилагательное. Зима — какая?») Дети с дизорфографией испытывают значительные затруднения и при определении рода и числа имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Они не усваивают категории склонения имен существительных и спряжений глаголов, то есть тех понятий, которые предполагают достаточно высокое развитие процессов абстракции и обобщения. Поэтому почти не умеют пользоваться памяткой для морфологического разбора слов.

Наибольшее количество ошибок допускают в самостоятельной письменной речи (изложениях, сочинениях, письменных рассказах по картинке). Они неправильно формулируют основную мысль, не выделяют главное и второстепенное, неверно передают последовательность событий. Учащиеся часто ограничиваются лишь перечислением персонажей и действий сюжета. Как правило, дети используют малораспространенные и нераспространенные предложения. У них в отличие от детей с нормальной речью самопроверка не дает положительных результатов.

У школьников с дизорфографией не сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий. Резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники с дизорфографией стараются избежать волевого напряжения. Это в конечном итоге препятствует нахождению адекватных способов их решения. Часто дети прибегают к угадыванию.

При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.

Данную патологию следует отличать от трудностей иного характера при усвоении и применении правил правописания. Они возникают из-за частых болезней ребенка, педагогической запущенности, одновременного использования нескольких методик обучения и некоторых других причин. При этом учащиеся допускают также большое количество орфографических ошибок. Ученики не усваивают орфограммы, которые подчиняются нескольким принципам написания. Однако данные затруднения не приобретают стойкого характера и преодолеваются при систематической работе над правилами.

Учащиеся с дизорфографией при проверке слов на безударные гласные в корне не пользуются приемом сопоставления данных словоформ. Их «проверочные» слова чаще всего сходны по звучанию, не являются родственниками («насок»- «насы» от слова нас). Дети не могут обосновать, почему «проверочные» слова являются родственниками.

Огромное количество ошибок дети допускают при переносе слов, что свидетельствует о неумении анализировать ритмический рисунок слова.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа — к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  1. Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).
  2. Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
  3. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Среди причин возникновения дизорфографии у школьников, можно выделить несколько. Одной из них является неполноценное развитие или функционирование у детей сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических функций, обеспечивающих овладение навыком письма, а затем формирование у школьников грамотной письменной речи. Это во многом может быть связано с ухудшением соматического и психического здоровья детей, наблюдаемого специалистами в последние годы.

Дизорфография может являться следствием перегруженности детей объемом школьного учебного материала, которая обусловливает перенапряжение еще не закончивших свое развитие психических функций и вызывает сбой в их функционировании. Однако следует отметить то, что причины возникновения дизорфографии, а главное — причины стойкого характера данного расстройства еще недостаточно изучены и требуют целенаправленных исследований.

Дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой некомпетентности детей, при этом необязательно у школьников с дизорфографией может наблюдаться какого-либо рода недостаточность в отношении состояния устной речи. Согласно современным представлениям дизорфография связана, прежде
всего, с затруднениями детей в усвоении ведущего — морфологического принципа русского письма. Морфологический принцип предполагает наличие при написании постоянного буквенного обозначения морфем (корней, суффиксов, флексий, приставок) не зависимо от их звучания в данном слове.

Полноценное овладение этим принципом написания базируется на сформированности у школьников словообразовательного анализа, которыми учащиеся овладевают на основе достаточно высокого уровня развития лексико-грамматического оформления собственной речи и развития способностей к произвольному анализу языковых единиц. Иначе говоря, овладение морфологическим принципом написания предполагает наличие хорошо развитой речи и сформированных языковых навыков. Следует также сказать о том, что грамотная письменная речь предполагает и высокий уровень развития у школьников синтаксического строя речи в структуре их общей лексико-грамматической компетентности.

Таким образом, дизорфографический дефект обусловливается несформированностью у школьников базовых компонентов грамотности, к которым можно отнести развитую речь и сформировавшееся на ее основе и в процессе практики письма «языковое чутье»; владение произвольными действиями с языковыми единицами (метаязыковыми навыками); полноценное психологическое обеспечение произвольных действий с языковыми единицами (имеются в виду сопровождающие письменную речевую деятельность процессы внимания, памяти; мыслительные операции).

Выводы:

  1. Симптоматика дизорфографии включает нечеткое владение учебной терминологией и формулировками правил правописания, трудности усвоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме;
  2. Дизорфография у детей проявляется в различной (тяжелой, средней и легкой) степени выраженности;
  3. Данная речевая патология представляет сложное, полиморфное нарушение и обусловлена недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций;
  4. Уровень сформированности предпосылок овладения орфографией у школьников с дизорфографией является значительно ниже, чем у учеников со средним уровнем успеваемости без речевой патологии. К шестому классу недоразвитие указанных предпосылок еще более усугубляет овладение орфографическими навыками в связи с усложнением программного материала;
  5. Имеет место определенная зависимость между характером, степенью выраженности дизорфографии и видом дисграфии. Смешанная дисграфия с ведущей дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементами аграмматической и оптической сочетается с более выраженной дизорфографией и преобладанием ошибок в словах морфологического и традиционного принципов написания, а также правил графики.