Синдромом стендаля

Приходилось ли вам когда-либо испытывать на себе силу искусства? Выразительные образы на картинах, прекрасная музыка, виртуозное пение – вызывали ли они у вас восторг, резкий подъём настроения, смятение мыслей или внезапное желание совершить что-то прекрасное и возвышенное или, напротив, – ужасное и разрушительное? Если да – то вы, возможно, стали жертвой синдрома Стендаля!

Этот синдром впервые был описан итальянским психиатром Грациэллой Магерини (Graziella Magherini) в 1979 году и назван в честь французского писателя Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. После посещения Италии Стендаль на основе своего путевого дневника издал книгу «Рим, Неаполь и Флоренция» («Rome, Naples et Florence», 1818). В ней он подробно описал необычные эмоции и ощущения, которые вызывали у него шедевры живописи в храмах Флоренции (поэтому синдром также называют флорентийским).

22 января 1817 года после визита в церковь Святого Креста (Santa Croce) во Флоренции, где похоронены многие итальянские художники, писатели и ученые эпохи Возрождения, Стендаль записал в своем дневнике: «Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей… Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением. Религиозный сумрак этой церкви, ее простая деревянная крыша, ее незаконченный фасад — все это так много говорит в моей душе. Ах, если бы я мог забыть!..»

…Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть.

Записи Стендаля в дневнике, сделанные во время путешествия по Италии

История синдрома Стендаля

Похожие переживания и связанные с ними кратковременные нарушения психики описывались разными авторами на протяжении последних двух-трёх столетий. В наши дни синдром Стендаля чаще всего испытывают туристы после знакомства с культурным наследием эпохи Возрождения. Причина кроется, вероятно, в необычайно высокой концентрации величайших произведений классического искусства, сосредоточенных в Италии – колыбели Ренессанса. Возможно, поэтому синдром Стендаля был описан именно во Флоренции, где собрано огромное количество шедевров.

Путешественники, попавшие под воздействие этого синдрома, как правило, привлекают внимание окружающих своим не вполне обычным поведением: они застывают среди флорентийских древностей с блаженным и отрешённым выражением лица или носятся меж дворцов и музеев с радостными безумными воплями. Бывают случаи, когда пораженный этим расстройством человек может представлять опасность для себя или окружающих. Например, синдром Стендаля считают причиной нескольких актов вандализма, когда туристы пытались разрушить или повредить произведение искусства. Дело дошло до того, что смотрителей музеев специально обучают вычислять больных в толпе по внешнему виду и принимать меры к их обезвреживанию.

Первооткрыватель синдрома Стендаля — Грациэлла Магерини — в настоящее время писатель, психотерапевт, крупный специалист в области психологии искусства, президент ассоциации «Искусство и психология», много лет работала главным врачом отделения психического здоровья больницы Санта Мария Нуова (Santa Maria Nuova) во Флоренции. Книга профессора Магерини «Синдром Стендаля» (Sindrome di Stendhal) была впервые опубликована в 1989 году и с тех пор не раз переиздавалась. Она основана на ее наблюдениях за иностранными туристами, у которых после ознакомления с культурным наследием города наступало необъяснимое острое расстройство психики, приводившее к госпитализации. Доктор Магерини проанализировала около 100 подобных случаев за более чем 10 лет и, сопоставив данные историй болезни с записями в дневнике Стендаля, назвала синдром именем писателя.

Клиническая картина синдрома

Название «синдром Стендаля» вошло в лексику психиатров, психологов и культуроведов как термин, который обозначает комплекс психических и соматовегетативных нарушений, связанных с острым и глубоким потрясением, спровоцированным произведениями искусства.

Состояние туристов, ставших жертвой синдрома, зачастую требовало госпитализации и неотложной психиатрической помощи из-за явной неадекватности поведения, двигательного возбуждения или, напротив, – выраженной заторможенности, дезориентации, затрудненного контакта вкупе с симптомами физического неблагополучия.

Согласно наблюдениям Магерини, расстройство длится от нескольких часов до восьми дней. Нарушается восприятие реальности, описываемое больными как ощущение неестественности или отчужденности от мира (дереализация), реже изменяется самовосприятие (деперсонализация). Некоторые пациенты описывают чувство сопричастности к увиденному, «попадания внутрь картины». Возможны изменения восприятия звуков и цвета, иногда зрительные галлюцинации и даже бред преследования. Эти расстройства, как правило, сопровождаются беспокойством или тревогой, бурными эмоциональными реакциями: резким подъёмом настроения вплоть до эйфории или, напротив, – аффектом страха, ужаса, отчаяния, гнева.

Среди соматовегетативных симптомов – учащенное сердцебиение, скачки артериального давления, боль в грудной клетке или животе, слабость, головокружение, тошнота, потливость.

Корни недуга

Научного объяснения существования синдрома, описанного Магерини, до сих пор не получено, а все существующие гипотезы основаны на предположении о влиянии следующих факторов:

* длительный период вынашивания идеи путешествия;

* индивидуальный характер путешествия;

* первое в жизни «столкновение» с великими произведениями искусства;

* яркое и подвижное воображение, повышенная эмотивность (чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными);

* высокий уровень культуры и образования, классический или религиозный характер последнего;

* относительно молодой возраст (25–40 лет); также отмечено, что у женщин синдром Стендаля возникает чаще, чем у мужчин;

* соотнесение внешних культурных объектов со структурами внутреннего мира самого субъекта.

Важнейшим фактором для проявления синдрома Стендаля является восприятие объекта (произведения искусства) как безусловной эстетической, моральной или исторической ценности. Таким образом, объекту оказывается безоговорочное доверие и готовность пустить его во внутренний мир субъекта-наблюдателя.

Интересно, что туристы из Северной Америки и Азии практически не подвержены этому синдрому, очевидно, потому, что увиденное зрелище не связано с их культурой. Также «иммунитет» имеет большинство итальянских туристов, поскольку они знакомы с местной «атмосферой» с самого рождения и потому воспринимают увиденное спокойнее.

С точки зрения патогенеза и клиники, у синдрома Стендаля есть «близкие родственники».

Парижскому синдрому в основном подвержены восприимчивые японцы, испытывающие жестокое разочарование, приезжая в столицу Франции. Увидев грязные улицы и неприветливых, по японским меркам, французов, некоторые туристы впадают в острое бредовое состояние и испытывают чувство преследования, дереализацию, деперсонализацию и другие проявления психического расстройства.

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами.

Суть проблемы

К какому же разделу современной классификации психических заболеваний можно отнести синдром Стендаля? Дело в том, что он относится к синдромам-эпонимам, когда какой-нибудь симптом или синдром называется именем автора, впервые его описавшего, либо сам автор дает название в честь какого-либо яркого персонажа, в том числе литературного и мифического (синдром Ван Гога, синдром Инкуба). Однако, за небольшим исключением, места таким названиям в Международной классификации болезней не нашлось. А классифицировать синдром необходимо, чтобы определиться с тактикой ведения пациентов, их лечением и профилактикой подобных проблем в будущем.

Наиболее распространено мнение, что синдром Стендаля относится к психосоматическим расстройствам. Однако мне это представляется сомнительным, поскольку в нашем случае нарушения со стороны внутренних органов (соматические) не играют заметной роли в патогенезе и картине расстройства. Также невозможно принять на веру суждение о флорентийском синдроме как о разновидности панических атак, возникающих при посещении музеев и исторических памятников. Панические атаки чаще возникают неожиданно, без связи с внешними обстоятельствами; сопровождаются тревогой, сильным беспричинным страхом – удушья, сумасшествия, немедленной смерти, и заканчиваются столь же резко уже через несколько минут. Они не оказывают заметного влияния на двигательную активность больного, хотя и сопровождаются массивными вегетативными нарушениями. После окончания атаки быстро формируются различные невротические расстройства, фобии, на фоне которых приступы паники могут возникать вновь и вновь. Всего этого при флорентийском синдроме мы не наблюдаем.

Мне кажется, что феномен синдрома Стендаля отлично укладывается в картину психогенного (реактивного) психоза, а точнее – является острой реакцией на стресс (аффективно-шоковой реакцией).

Аффективно-шоковая реакция – это тяжелое транзиторное расстройство психики, которое развивается у лиц без видимой психической патологии в ответ на исключительный физический и психологический стресс и обычно проходит в течение часов или дней. Оно проявляется (целиком или преимущественно) в неадекватном отражении реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации). Также для этой реакции характерны выраженные двигательные и вегетативные расстройства.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Перевод на русский язык под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина, Киев, 2005.

В качестве реализующих стрессовых факторов аффективно-шоковой реакции чаще всего выступают ситуации, опасные для жизни или благополучия. Внезапная утрата близкого человека, тяжелые конфликты с близкими людьми, резкая смена образа жизни – всё это может привести к подобным расстройствам.

В нашем случае стрессом является визуальный контакт уязвимой в силу различных причин личности с субъективно чрезмерно значимым для нее объектом искусства.

Психогенным психозам свойственны большая по сравнению с неврозами острота, изменчивость и тяжесть симптоматики, выраженные психомоторные и эмоциональные расстройства, бред, галлюцинации, грубые истерические нарушения (по большей части с явлениями расстроенного сознания). Развитие психогенного психоза влечет за собой временную утрату способности критической оценки собственного состояния, контроля над поступками, адаптации к сложившейся ситуации. К счастью, эти расстройства непродолжительны: через несколько часов или дней от них не остается и следа, а память о самых острых и тяжелых состояниях, как правило, не сохраняется. Зачастую человек продолжает жить нормальной жизнью и никогда больше не испытывает ничего подобного.

Лично мне за 12 лет практики не довелось столкнуться с синдромом Стендаля. И немудрено: Саратов – не Флоренция, наш Радищевский музей – не галерея Уффици. Однако могу признаться, что однажды и я соприкоснулся с подобным состоянием «изнутри». Лет 10 назад, оказавшись в Риге, я попал на концерт в церкви святого Петра. Под аккомпанемент органа пела молодая оперная певица. Гармония и красота внутреннего убранства собора, могучие звуки органа, прекрасный голос, отраженный древними сводами, – всё это вызывало потрясающе сильные эмоции на грани эйфории. Звуки и образы словно вырастали в нечто большее, что трудно описать словами; возникало чувство полета души, того самого примата духа над плотью, о котором толкуют теологи. Я словно слился с миром, и гармония, полнота этого единения – была совершенной. Позже, покинув собор, я словно летел, окрыленный невиданной силой, жаждой жизни и творчества.

Теперь, вспоминая об этом, я понимаю, что моя реакция на происходящее всё же не вышла из берегов нормы – потрясение сменилось здоровым сном, а наутро прошло бесследно, оставив лишь прекрасные воспоминания и ностальгию.

Лечение и диагностика синдрома Стендаля

Лечение пациентов с синдромом Стендаля предполагает удаление больного из провоцирующих ситуаций, ликвидацию психических и физических перегрузок. Это снижает у пострадавшего уровень эмоционального напряжения, дает ему возможность мобилизовать внутренние ресурсы. Терапия кратковременных, преходящих психогенных реакций может проводиться в амбулаторных условиях. Лечение более тяжелых или затяжных расстройств лучше проводить в психиатрических стационарах.

В лечении острой реакции на стресс применяют нейролептики различных групп, быстро блокирующие чувство тревоги, страха, явления психомоторного возбуждения, вегетативные симптомы. Если используется хлорпромазин или галоперидол, то их в этих случаях обычно вводят внутримышечно. При психозе меньшей интенсивности показано парентеральное введение транквилизаторов (диазепам, хлордиазепоксид). В дальнейшем по мере успокоения больного психотропные средства назначают внутрь. При тяжелых истерических психозах, особенно в тех случаях, когда их клиническая картина усложняется галлюцинаторной симптоматикой (галлюцинации воображения), бредоподобными фантазиями и явлениями ступора, нейролептические средства вводят внутривенно капельно. Наиболее эффективна комбинированная терапия нейролептиками и транквилизаторами бензодиазепинового ряда.

В случаях формирования стойкой постреактивной астении показаны ноотропы: пирацетам — до 2–3 г в сутки; производные гамма-аминомасляной кислоты; пиритинол. Лечение психогенных реакций не завершается купированием психоза. В последующем необходимы общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия.

Важная роль в купировании острой фазы реактивного психоза принадлежит психокоррекции. Пациенту оказывается помощь методами внушения и переубеждения. Активно используются также техники когнитивной и рациональной психотерапии, направленные в первую очередь на вербализацию, «проработку» травматических воспоминаний и позволяющие уменьшить аффективное напряжение, структурировать эмоции, активизировать целенаправленную деятельность пациента.

1. Руководство по психиатрии в 2-х томах, под редакцией академика РАМН А.С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.

2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э.Г. Эйдемиллера. СПб, 2005.

4. Лилия Илюшина. Синдром Стендаля. sova-golova.ru

5. Психиатрия. Учебник для студентов. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.

6. Международный неврологический журнал № 7 (37), 2010. www.mif-ua.com

7. В.В. Калинин. Редкие и малоизвестные психопатологические синдромы. Психиатрия и психофармакотерапия № 3, 2012. www.consilium-medicum.com

9. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

Рассказываем, какие путешествия опасны для душевного здоровья и почему Фото: Ibrahim Rifath/Unsplash

В поездке люди опасаются простудиться, отравиться незнакомой пищей или получить травму. Однако есть места, которые провоцируют у путешественников психические расстройства. Необычные симптомы возникают неожиданно и чаще всего проходят через неделю после отъезда или начала лечения — консультаций с психотерапевтом и приема легких транквилизаторов.

Специалисты отмечают, что болезненное состояние может вызвать усталость от перелета и новых впечатлений, джетлаг, действие снотворного и предрасположенность к психическим заболеваниям. И добавляют, что симптомы могут проявляться у туристов в разных городах и странах. Несколько таких расстройств получили названия с привязкой к конкретным точкам на карте, поскольку там путешественники болеют чаще всего.

Иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром — состояние психоза, которое возникает у туристов в столице Израиля. Человек становится одержим чистотой, постоянно моется и стрижет ногти, а потом отправляется бродить по улицам в простыне из отеля, чтобы читать псалмы и произносить проповеди. Первые упоминания о болезни встречаются в средние века — в записках немецкого монаха Феликса Фабера и писательницы Марджери Кемп. Новый всплеск случился на рубеже тысячелетий, в конце 1990-х — начале 2000 годов. Тогда главный врач психиатрической лечебницы «Кфар-Шауль» придумал термин «иерусалимский синдром».

Фото: Sander Crombach/Unsplash

Магнитом для безумцев по неясной причине стала историческая гостиница «Петра» в Старом городе. Большинство пострадавших — христиане, которые считали себя Иоанном Крестителем, апостолом Павлом и Девой Марией. Репортеры писали о вежливых спорах в холле «Петры» между конкурирующими «воплощениями» одного и того же библейского героя. Также известна история американца, который на родине занимался тяжелой атлетикой, поскольку идентифицировал себя с Самсоном, а затем в Иерусалиме попытался сдвинуть огромные камни у Стены Плача. Врач центра «Кфар-Шауль» Грегори Кац отмечает, что в начале нулевых психиатры фиксировали случаи психоза каждый месяц. Теперь происходят два-три эпизода в год, что эксперт связывает с общим снижением религиозности в Европе. Обычно синдрому подвержены люди, страдавшие психическими нарушениями до поездки, но в 10% случаев за последние 13 лет у заболевших туристов не было проблем со здоровьем.

Флорентийский синдром

Флорентийский синдром впервые описала психиатр Грациэлла Магерини, глава госпиталя «Санта-Мария-Нуова». Она изучила истории болезни 107 туристов, которые попали в клинику с 1979 по 1989 год. Симптомы состояния — учащенное сердцебиение, потливость, боли в животе и груди, галлюцинации, неконтролируемые эмоции и попытки уничтожить картину или статую. Доктор Магерини назвала болезнь «синдром Стендаля», поскольку романист описал схожие ощущения от визита во Флоренцию в 1817 году.

Ученые отмечают, что статистика учитывает только тяжелые проявления болезни. Так, например, студент из Праги в состоянии дезориентации попытался разрушить фрески в капелле Бранкаччи. Молодая путешественница начала галлюцинировать через несколько дней после посещения галереи Уффици. Девушка слышала пение ангелов, а себя считала воплощением монахини, похороненной в Умбрии. А 72-летний художник восемь лет страдал бессонницей и манией преследования после посещения моста Понте-Веккьо.

Профессор Магерини отмечает, что самые вероятные жертвы синдрома Стендаля — одинокие европейцы 26–40 лет, с классическим университетским или духовным образованием. Меньше других рискуют туристы из Северной Америки и Азии, которым не слишком близка европейская культура.

Фото: Clay Banks/Unsplash

Флоренция не единственное опасное место для туристов в Италии. Случаи флорентийского синдрома отмечают в городе Равенна на берегу Адриатического моря.

Парижский синдром

Парижский синдром похож по симптомам на два других, но ему подвержены путешественники из Японии. Первый случай выявил в 1986 году психиатр Хироаки Ото, который работал во Франции. Ученый назвал расстройство парижским синдромом. У людей возникает состояние сильной тревоги, депрессии, проблемы с памятью и восприятием себя и окружающего мира. Чаще всего жертвами расстройства становятся женщины 20–30 лет с гуманитарным образованием. Это жены японских дипломатов либо девушки, которые приехали в Париж в надежде на романтическую встречу.

Фото: Andrea Maschio/Unsplash

Причина синдрома в том, что жители Японии долгое время считали французскую столицу символом западной культуры, роскоши и моды. Реальный город не похож на кадры из фильмов и фотографии из рекламных буклетов туристических агентств. Не все парижане носят одежду знаменитых кутюрье, покупают роскошные вещи и ведут себя галантно и романтично. Холодность горожан, различия в общении и личных границах, языковой барьер и уровень преступности в Париже шокируют японских путешественников. Ежегодно за помощью к психотерапевтам обращаются от 12 до 20 японских туристов. Посольство страны создало круглосуточную горячую линию для своих граждан, которым нужна психологическая помощь или госпитализация.

Индийский синдром

Жертвы этого расстройства — американцы и европейцы, которые приезжают в страну в поисках просветления и обретения духовной силы. Чаще всего туристы заболевают во время паломничества по знаменитым духовным центрам страны — Дели, Ришикешу, Варанаси, Пушкару и Непалу. Доктор Калья Сачдев, глава частной клиники в Нью-Дели, куда ежегодно попадает сотня пострадавших западных туристов, рассказывает, что к кратковременному психозу приводит неверное понимание и применение духовных практик. Новички круглосуточно практикуют медитации и йогу, пытаются овладеть экстрасенсорными способностями и техниками левитации. Одни воображают себя бодхисатвами — просветленными существами в индийской традиции, другие надеются стать сверхлюдьми и получить суперспособности, похожие на силу джедаев. Доктор Сачдев уверен, что для выздоровления больного достаточно отправить домой.

Фото: Jk/Unsplash

Психиатр Режи Эро, который долгое время работал в посольстве Франции в Мумбае и продолжает консультировать пациентов с индийским синдромом в Париже, придерживается иного мнения. В книге «Помешанные на Индии» Эро вспоминает, что иногда лечил пострадавших от расстройства еще несколько лет после их возвращения из Индии. Кроме того, известны случаи, когда люди кончали с собой или исчезали без следа, оставив все свои вещи и сообщение, что они отправились «освобождать умы». В 2012 году так пропал ирландский журналист Джонатан Споллен, приехавший в Индию в поисках духовности. Родители молодого человека создали страницы в соцсетях, где продолжают поиски и призывают юношей и девушек, путешествующих по Индии, регулярно писать родным.

Эро считает, что только часть пациентов изначально предрасположены к психическим заболеваниям, в остальных случаях дело во влиянии экзотической культуры страны.

Созерцание красоты природы или предметов искусства может спровоцировать у человека развитие психосоматического расстройства, известного под названием синдром Стендаля. Больной слишком эмоционально воспринимает изображение на картинах и может попадать в параллельную реальность их сюжета. Подобные чувства обычный человек испытывает при просмотре зрелищного блокбастера или прослушивания любимой музыки. В случае с синдромом Стендаля они в несколько раз сильнее.

Охранников некоторых известных музеев обучают, как правильно действовать по отношению к жертвам синдрома Стендаля. Лучше, если об этом будут знать и другие члены общества.

История происхождения синдрома Стендаля

Синдром подробно описан в 1979 году доктором Грациэлла Магерини. Она исследовала более 100 схожих случаев, которые коснулись туристов Италии. Ее книга содержит описание и классификацию недуга.

Магерини отмечает, что наиболее подвержены заболеванию одинокие личности, верующие в Бога, а также туристы, путешествие которых было долгожданным. Подобные психосоматические реакции редко наблюдаются у азиатов, итальянцев и жителей Северной Америки. Чаще всего нарушение провоцировали предметы искусства эпохи Возрождения, которые находятся в музее Флоренции.

Именно в колыбели Ренессанса настигают туристов симптомы флорентийского синдрома. Вызвать психический кризис, к примеру, могут картины Рафаэля, Караваджо, Боттичелли. Больных с подобным нарушением отправляют в клинику Флоренции, где им дают выговориться и помогают найти причину расстройства психики.

Первый диагноз был поставлен в 1982 году. Магерини назвала патологию в честь литературного классика Фредерика де Стендаля. Писатель был очень восприимчивым человеком и часто переживал эмоциональные потрясения при восхищении произведениями искусства.

Фото Стендаля представлено ниже. С виду это обычный человек, ничем не отличающийся от остальных. Впервые побывав в церкви Святого Креста, где похоронены Микеланджело и Галилей, он почувствовал себя нехорошо. У писателя быстро забилось сердце, он боялся упасть в обморок. После увиденных шедевров Стендаль воспринимал все остальное маленьким и бессмысленным. Но и до него флорентийский эффект практически сводил с ума некоторых туристов.

Факторы, способствующие развитию расстройства

Медицина точно не может сказать, откуда берется это заболевание. Ученые отмечают несколько факторов, которые оказывают воздействие на психосоматику больного, среди них:

  • гиперчувствительность;
  • высокий уровень образования;
  • слишком богатая фантазия;
  • серьезная моральная подготовка к поездке и тщательное ее планирование.

В случае с паломниками или туристами Израиля может наблюдаться иерусалимский синдром. В его основе лежат мания величия и уверенность в том, что на человека снизошло благословение Бога.

Проявления патологии

Стендальский синдром характеризуется следующими признаками:

  • головокружение;
  • галлюцинации;
  • учащенное сердцебиение.

Эти симптомы возникают в момент созерцания произведений искусства, природных явлений, очень красивых людей, экзотических животных и могут быть самыми неоднозначными. Наиболее подвержены заболеванию лица с развитым воображением, мнительные и тревожные личности, женщины в возрасте от 25 до 40 лет.

К характерным симптомам эффекта Стендаля также относятся:

  • потеря сознания (полная или частичная);
  • отсутствие контроля над телом;
  • частичная амнезия;
  • нехватка воздуха, затрудненное дыхание;
  • эйфория;
  • агрессия;
  • паника;
  • дрожь в конечностях;
  • обильное потоотделение.

Подобные признаки путают с гипертонией, перегревом или легкой степенью шизофрении. Именно Стендальский синдром является причиной большинства случаев вандализма. Одержимый человек в порыве эйфории может пытаться уничтожить шедевр искусства. Это подтверждают многократные покушения на всем известное полотно да Винчи «Джаконда».

Лечение

В первую очередь надо увести больного с места, ставшего причиной проявления патологии. Если человеку стало очень плохо или он потерял сознание, следует вызвать бригаду медиков. В обязательном порядке больному назначают общеукрепляющую и реабилитационную терапию. Острую форму синдрома Стендаля лечат в условиях стационара.

Медикаментозные средства

Для лечения синдрома используют препараты:

  1. Нейролептики. Снимают чувства страхи и тревоги, снижают возбуждение и другие симптомы патологии. Их применяют при острой форме заболевания.
  2. Транквилизаторы. Используются при легкой стадии синдрома. Оказывают успокаивающее действие, регулируют эмоциональное состояние пациента. Назначают «Диазепам», «Хлордиазепоксид».
  3. Другие седативные препараты. Применяются при помощи внутривенных капельниц для борьбы с галлюцинациями, бредом и ступором.

Специфика терапии определяется, исходя из общего психического состояния пациента.

Психотерапия играет важную роль в лечении синдрома Стендаля. Она направлена на восстановление травматических воспоминаний и снижает эмоциональное напряжение. Болезнь лечат при помощи гипноза, способа убеждения, рациональной и когнитивно-поведенческой психотерапии. Эти методы помогают максимально оценить свое состояние и эмоции.

Психотерапевт старается определить причины, которые спровоцировали поведенческие реакции. При этом он подбирает необходимые защитные механизмы, помогающие больному справиться с признаками расстройства в конкретном случае. В результате такой терапии проявление симптомов снижается, Стендальский синдром удается вылечить навсегда.

При первых признаках заболевания необходимо обратиться к специалисту за грамотной помощью. Лечить патологию самостоятельно категорически противопоказано.