Нарушение восприятия

К расстройствам восприятия относятся нарушения перцептивной деятельности, объединяющей ощущения и восприятия. Ощущение — форма отражения в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира (величина, вес, тепло, холодно и т. д.). Восприятие — процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности и взаимосвязи их отдельных свойств. Восприятие является более сложной ступенью познавательной деятельности, включающей элементы суждений, действий, эмоциональных переживаний, памяти. В процессе восприятия на основе прошлого опыта и направленности внимания осуществляется активный анализ и синтез ощущений.

Нарушение перцепции проявляются в основном в трех видах: иллюзиях, галлюцинациях и психосенсорных расстройствах.

Иллюзии — это искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. Они подразделяются на физиологические, физические и психические.

При физиологических иллюзиях искажение восприятия связано с особенностями функционирования органов чувств. Например, при иллюзии Мюллера две одинаковые линии с разнонаправленными разветвленными концами кажутся человеку различными по длине.

Физические иллюзии обусловливаются объективными свойствами окружающей среды. Так, чайная ложка в стакане с водой кажется переломленной. Здесь искажение восприятия объясняется тем, что мы наблюдаем предмет в различных средах преломления, т. е. физическими законами.

Психические иллюзии (их называют также аффективными или эмоциональными) связаны с изменением чувственной сферы человека. В частности, на фоне ощущения страха обычные предметы воспринимаются как устрашающие образы, а слабый треск — как громкий выстрел.

Иллюзии классифицируются и по органам чувств.

В психиатрической практике часто встречаются слуховые и вербальные иллюзии. В этом случае больные искаженно, чаще всего в негативном для себя смысле, воспринимают слова окружающих.

При зрительных иллюзиях действительность кажется измененной по форме, величине, окраске, взаиморасположению предметов.

Наблюдаются также вкусовые, тактильные, обонятельные иллюзии.

В ряде случаев у людей со склонностью к фантазии возникают иллюзорные расстройства — парэйдолии. При этом предметы представляются фантастическими, отвлеченными. К примеру, обои на стене воспринимаются как облака с летящими птицами; пальто, висящее в затемненном коридоре, — как причудливая устрашающая фигура человека.

Иллюзии не являются абсолютным признаком психического заболевания, поскольку встречаются и у здоровых людей. Однако в отличии от последних у психически больных иллюзорные расстройства множественные и включаются в общую психопатологическую симптоматику того или иного заболевания. Они с трудом выявляются во время беседы с больным, так как часто оттесняются более тяжелыми расстройствами — галлюцинациями. Обычно практически здоровый человек критически относится к появлению у него иллюзий, правильно осмысливает и вовремя корригирует их. Психически же больной принимает кажущееся за действительное, не анализируя с достаточной критикой развившееся у него патологическое расстройство. У здорового человека иллюзорные переживания, как правило, единичны, преходящи, у больного они более разнообразны и устойчивы.

Галлюцинации — чуственно-субъективное переживание восприятия образов, предметов и явлений, объективно не существующих. При галлюцинациях видения, звуки, предметы, запахи — кажущиеся; их нет на самом деле. Полагают, что галлюцинации являются результатом оживления прежнего восприятия без наличия нового реального раздражения. Для галлюцинирующего больного кажущиеся образы столь же реальны, как и объективно существующие.

Галлюцинации бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные. Кроме того, они могут быть простыми (элементарными) и сложными.

Простые зрительные галлюцинации проявляются в виде мельканий вспышек света, искр, различных цветовых ощущений. Подобные нарушения носят название фотопсий.

В случаях сложных зрительных галлюцинаций больные видят животных, насекомых, людей, разнообразные фигуры, предметы — как обычной величины, так и бесформенные, уменьшенные или увеличенные; они могут быть черно-белые или цветные, в движении или в покое.

Иногда наблюдаются яркие сценоподобные видения. Это так называемые панорамические галлюцинации. В отдельных случаях галлюцинаторные образы проецируются вне поля зрения — тогда их называют экстракампинными. Необходимо отметить, что для больных, страдающих белой горячкой, развивающейся при хроническом употреблении алкоголя, характерны галлюцинации черно-белого цвета, у эпилептиков же они ярко окрашены.

Простые слуховые галлюцинации выражаются в виде кажущегося шума, треска, различных неясных звуков и называются акоазмами.

При сложных слуховых галлюцинациях больные слышат музыку, песни, голоса (мужские, женские, детские, знакомые, незнакомые и т. д.), крики, целые монологи, чаще всего осуждающие их поведение (комментирующие галлюцинации) или убеждающие в том, что не все потеряно, что еще можно исправить ошибки. Часто эти голоса больные приписывают якобы окружающим лицам, которых фактически нет.

Приведем пример сложных слуховых галлюцинаций.

Больной В., 37 лет, страдает острым алкогольным галлюцинозом, хроническим алкоголизмом II стадии. На приеме у врача сидит, низко опустив голову, не реагирует на окружающую обстановку. Временами к чему-то прислушивается, подозрительно оглядывается по сторонам. Неожиданно громко кричит: Через некоторое время рассказывает: Осмотрелся вокруг, но никого не увидел. Собрался пойти дальше, как вновь кто-то заговорил: . Наклонился к земле и услышал, как в глубине мелиоративного канала под слоем снега и земли что-то шуршит. На фоне шума вроде бы двое детей переговариваются. Один говорит: , а другой спорит с ним: . Пожалел я их. Быстро взял лопату, лом, решил пробить дыру в земле, чтобы они через нее вылезли. Дети обрадовались, смеются, песенку запели. Стал ломом землю долбить, вдруг слышу, как один ребенок заплакал: . Испугался я, что убил ребенка, побежал по шоссе, чтобы помощь ребенку оказали, да видно поздно пришел. Слышите, мать ребенка за дверями стонет, причитает, меня убийцей называет, пьяницей. А ведь я не хотел убивать, я хотел помочь детям>. Неожиданно прерывает разговор возгласом: Встает, пытается уйти.

В данном случае больным голоса на самом деле отсутствовали, но он не мог критически оценить свое состояние, что и отразилось на особенностях его поведения.

При алкогольном галлюцинозе больной слышит высказывания в свой адрес от третьего лица. При сифилитическом же галлюцинозе непосредственно обращаются к больному. Так, при алкоголизме больной слышит: , а при сифилисе мозга говорит: , и т. д.

Подобные различия в особенностях проявления зрительных и слуховых галлюцинациях могут служить определенным критерием в дифференциально-диагностической оценке заболевания.

При обонятельных и вкусовых галлюцинациях больные ощущают неприятные запахи керосина, тухлых яиц, крови, ядовитых газов, а пища им кажется безвкусной, отравленной, с каким-то привкусом.

Галлюцинации общего чувства — тактильные — сопровождаются ощущением ползанья мурашек по телу, ударов электрического тока, подергиванием мышц. От тактильных галлюцинаций следует отличать сенестопатию (патологическая интерорецепция) — ощущения стягивания внутренних органов, наличия в них посторонних предметов, переливания жидкости внутри организма при отсутствии объективных патологических признаков. Так, больные нередко чувствуют переливание жидкости из одной половины грудной клетки в другую и требуют удалить ее; некоторые ощущают плеск воды в голове, а в желудке — шевеление лягушки.

При усталости, тяжелых соматических заболеваниях и начальных признаках психических расстройств встречаются галлюцинации в виде окликов. Они могут появляться во время засыпания (гипногогические) или в период пробуждения (гипнопомпические). Эти галлюцинации, как правило, не отождествляются с реальностью, оцениваются критически и могут встречаться у психически здоровых людей.

При императивных — повелительных — галлюцинациях больной слышит слова, заставляющие его совершать какие-либо действия, поступки. Они сопровождаются асоциальным поведением, беспокойством, страхом, агрессивностью больного. Достаточная критическая оценка своего состояния у него обычно отсутствует.

Рефлекторные галлюцинации возникают под влиянием какого-либо реально существующего раздражителя. Например, шум мотора автомобиля больной воспринимает вместе с несуществующей мелодией, а в звуке падающих капель воды, в стучании маятника часов слышит голоса. С исчезновением реальных сигналов пропадают и галлюцинации. Рефлекторные галлюцинации могут быть в пределах нескольких анализаторов, например двигательного, обонятельного, вкусового (во время ужина возникают голоса, сообщающие о том, что пища отравлена).

Разновидностью рефлекторых галлюцинаций являются функциональные галлюцинации. Они возникают в пределах одного анализатора, например слухового.

Галлюцинации подразделяются также на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Истинные галлюцинации — это такие расстройства восприятия, при которых галлюцинаторные явления воспринимаются больным как бы извне, из окружающей среды, и сопровождаются чувством объективной реальности кажущихся образов. При этом больной уверен, что его галлюцинаторные переживания испытывают находящиеся рядом с ним люди, что они также слышат голоса, видят устрашающие сцены, ощущают неприятные запахи.

При псевдогаллюцинациях галлюцинаторные образы возникают не в реальной среде и не в реальной форме. Они не вызывают чувства объективной реальности, а сопровождаются ощущением навязанности галлюцинаторных явлений какой-то посторонней, часто необъяснимой силой. При этом больной слышит голоса в голове, в груди, в различных органах и может заявлять: В качестве примера опишем следующее наблюдение.

Больной К., 50 лет, в течение 10 лет страдает шизофренией. Внимание окружающих привлекли неадекватные поступки больного: пытался поджечь дом, выпил уксус, разбил телевизор. На приеме у врача держался спокойно, уверенно, даже несколько развязано. На вопрос, чем вызваны его поступки, ответил: Далее говорит, что разбил в доме телевизор потому, что голосам не понравилось, как . Жаловался, что . Больной в большинстве случаев голосам не подчиняется, к болезненным переживаниям относится с частичной критикой.

При многих психических заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорного синтеза — психосенсорные расстройства, вызывающие нарушения восприятия схемы собственного тела, собственного (деперсонализация, симптом двойника) и восприятия окружающего мира.

В случае деперсонализации больной заявляет, что отдельные части его тела стали необычной формы, величины, консистенции, изменились их месторасположение, вес; например, голова резко увеличилась до размеров многоэтажного дома или, наоборот, сжалась до небольшого шарика, ухо оказалось на локтевом сгибе или в области коленного сустава, оторванная от туловища рука или нога стала длиннее другой и приобрела необычную форму. Для больного кажутся чужими, измененными его мысли, воля, эмоции, сознание собственной личности, собственного .

Дереализация — нарушение восприятия окружающего пространства, формы предметов, расстояния и времени. Оказавшись в новом месте, больной утверждает, что оно ему знакомо, что он уже здесь был (фр. deja vu — уже виденное) или, наоборот, привычную, допустим домашнюю, обстановку воспринимает как чужую (фр. jamais vu — никогда невиденное). Эти расстройства часто связаны с нарушением памяти и сопровождаются ощущениями замедленного или необычайно ускоренного темпа времени.

Деперсонализация и дереализация наблюдаются при шизофрении, эпилепсии, депрессиях.

Патогенетической основой галлюцинаторных расстройств является нарушение оптимальных взаимоотношений основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Происхождение галлюцинаций И. П. Павлов(1927, 1951) связывал с развитием в коре больших полушарий очага застойного инертного возбуждения, в котором полностью исчезает тормозной процесс и остается лишь возбудительный.

А. Г. Иванов-Смоленский (1963), развивая учение Павлова, пришел к заключению, что в случаях, когда очаг застойного возбуждения, локализуясь в том или ином анализаторе коры, распространяется на корковые нейроны, проецирующие галлюцинаторные явления во внешнюю среду, мы имеем дело с истинными галлюцинациями; если же патологический очаг ограничивается одним анализатором и не связан с группой нервных клеток, проецирующих его работу во внешний мир, речь идет о псевдогаллюцинациях.

Е. А Попов (1941) установил, что если больные с расстройством восприятия принимает средства (например, бромистые препараты), усиливающие тормозной процесс, то галлюцинации возрастают. Обострение галлюцинаторных явлений наблюдается и в других случаях усиления торможения в коре больших полушарий: при засыпании, во время пробуждения, в состоянии гипноза. Если же галлюцинирующие больные принимают средства, ослабляющие корковое торможение (к примеру, кофеин), интенсивность галлюцинаций снижается. Таким образом, Попов, доказал непосредственню связь расстройств восприятия с тормозным процессом, в основе которого лежат фазовые явления (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальные фазы).

Современными нейрофизиологами обнаружено, что нормальная функция мозга может обеспечиваться оптимальным уровнем поступления информации. При так называемой информационной недогрузке могут возникать различные галлюцинаторные явления. Это экспериментально доказано на людях в условиях сенсорной (чувственной) депривации. Когда испытуемых на длительное время помещали в свето- и звукоизолирующую камеру (сурдокамера), то у них возникали галлюцинации: одни различных животных, бегающих по полю, другие — обнаженных людей, купающихся в реке, и т. д. Сенсорный голод, характеризующийся острым недостатком раздражителей, способствует развитию галлюцинаций не только в сурдокамерах. Во время космических полетов, когда двигатели перестают работать, космонавты оказываются почти в безмолвии. В процессе эксперимента на имитаторах космических кораблей отдельные испытуемые, спустя несколько часов после начала , слышат несуществующие звуки, видят незнакомых людей, окружающие вещи воспринимают искаженно. При этом у них возникает чувство беспокойства, тревоги, страха.

Кроме того, при информационных перегрузках могут возникать состояния, при которых наблюдаются различные психические расстройства, в том числе и галлюцинации. Они проявляются в случаях тяжелых психотравмирующих ситуаций.

Следовательно, перцепторные расстройства связаны с нарушением оптимального уровня информационных процессов, которые могут быть обусловлены как изменением притока поступлений раздражителей из окружающей среды, так и блокадой процессов передачи информации в различных системах мозга.

Однако как бы ни были правдоподобны гипотезы о происхождении галлюцинаций, механизмы их развития до сих пор окончательно не вскрыты. Опыт применения психотропной терапии показал различную эффективность нейролептических препаратов при клинически однородных галлюцинациях. Это говорит о сложности патологических механизмов, лежащих в основе расстройства восприятия.

Соавтор, рецензент, ведущий раздела психолог Максим Реуцкий, психолог Аксенова Е.Е., психолог Морозовская Е.Р..
Если вы врач или психолог и знаете, что улучшить, дополнить, исправить в этой статье, прочтите это.

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• варианты нарушений формирования сенсорно-перцептивных образов при психических заболеваниях, основываясь на предварительном ознакомлении с материалами по психологии восприятия, по свойствам образов ощущений, восприятий и представлений;

уметь

• квалифицировать расстройства восприятия, дифференцировать их друг от друга и от адекватного восприятия реальности;

владеть

• навыками получения от больного необходимой информации о его восприятии действительности и использовать при работе с больным методы психологического исследования процессов восприятия.

Человек воспринимает объекты окружающего мира в виде образов. Его система воспринимающего информацию анализатора подстраивает свои возможности реагирования под свойства действующего на него объекта восприятия, добиваясь перцептивными действиями соответствия друг другу этих состояний оригинала и его отражения в виде образа. Образ, являясь результатом такого взаимодействия, обладает качествами структурности, целостности, предметности и константности.

Сенсорные системы оказываются достаточно развитыми уже в младенческом возрасте. Сенсорный образ информирует человека о локализации раздражителя и некоторых отдельных его качествах. При психических расстройствах пациентами нередко неадекватно оценивается интенсивность раздражителей обычной силы. Уже в раннем возрасте у детей может наблюдаться гиперестезия (сенсорная гиперпатия), при которой резко снижены пороги ощущений в одной или нескольких модальностях (зрительной, слуховой, тактильной). Поэтому при неожиданных, даже слабых звуках, прикосновениях, зажигании света ребенок вздрагивает, у него появляется тремор рук, подбородка. Явления гиперестезии наблюдаются при психических заболеваниях и в любых других возрастах, особенно часто в подростковом и инволюционном периодах (преимущественно приступообразно) и в старческом возрасте (чаще длительно).

В патологии встречается и обратное явление — гипестезия (сенсорная гипопатия), проявляющаяся в резком повышении порогов ощущений, когда сильные и обычные раздражителя ощущаются больными как слабые. У детей раннего возраста это явление можно регистрировать по косвенным признакам поведения ребенка, например но замедленным и отсроченным реакциям в ответ на действие раздражителей.

В любом возрасте может наблюдаться отсутствие тактильной и болевой чувствительности в отдельных частях тела (анестезия) кратковременного или затяжного характера, что может приводить к получению ожогов, порезов, гематом и пр.

Начиная с 2—3 лет жизни у больных, при наличии хорошо развитой речи, можно зарегистрировать наличие парестезий в виде ощущений онемения, покалывания, ползанья мурашек на коже в разных частях тела без воздействия на кожу на тот момент каких-либо раздражителей. Парестезии чаще возникают у больных кратковременными эпизодами.

Сеиестопатии, характеризующиеся мучительными и разнообразными неприятными ощущениями в разных частях тела и внутренних органах без объективно регистрируемой в них патологии, для распознавания и квалификации требуют достаточно точного словесного описания, поэтому их регистрация возможна обычно не ранее 4—5-летнего возраста. По своей локализации и описываемым свойствам они могут носить как конкретный, так и обобщенный характер, например: «В моей левой руке от локтя до кончиков пальцев как кипяток разливается»; «Где-то внутри груди что-то как перекручивается». Сеиестопатии чаще многократно повторяются кратковременными эпизодами или носят затяжной характер. Как правило, больные при их возникновении испытывают тревогу, страх, снижение настроения. Особенно часто сеиестопатии появляются при психических заболеваниях в подростковом и инволюционном периодах жизни.

При большинстве психических заболеваний у людей, начиная с раннего детского возраста, встречаются расстройства восприятия, при которых образ восприятия по тем или иным параметрам не соответствует воспринимаемому объекту.

Одним из вариантов нарушений восприятия являются психосенсорные расстройства. При них нарушается восприятие формы, величины, локализации и устойчивости предметов в пространстве, их количество, цвет. Такие расстройства могут касаться и восприятия собственных частей тела (расстройства схемы тела). Можно сказать, что при нсихосенсорных расстройствах страдает прежде всего константность восприятия объектов. Такую патологию можно наблюдать у больных начиная с дошкольного возраста, причем раньше всего регистрируются расстройства восприятия расстояния до объектов в виде их неадекватного приближения (пропепсия) или отдаления (корропсия), затем появляются нарушения восприятия величины предметов и чуть позднее (с четырех-пяти лет) формы предметов и расстройства схемы тела. К концу дошкольного возраста у больных можно обнаружить практически все варианты психосенсорных расстройств.

Психосенсорные расстройства чаще всего возникают при нарушениях функций теменных и височных областей головного мозга. Их возникновение у большинства больных обычно сопровождается чувством страха, а у пациентов пожилого и старческого возраста тревожно-тоскливым оттенком настроения. Продолжительность эпизодов таких расстройств колеблется обычно от нескольких секунд до нескольких минут. Начиная с подросткового возраста больные, как правило, понимают, что все дело у них именно в нарушении восприятия предметов, а не в изменении самих предметов. Это же можно сказать и в отношении феномена «переворота на 180°» или «оптической бури», при которых больной видит предметы перевернутыми или мчащимися в одном направлении. Либо пациенты видят неустойчивость предметов в пространстве (пол, стены, потолок качаются, смещаются, сам больной ощущает легкость парения в воздухе или проваливания тела вниз), что называется оптико-пространственными расстройствами.

Достаточно редко и обычно не ранее подросткового возраста у больных встречается феномен раздвоения восприятия. При этом отдельные элементы объектов начинают восприниматься на короткое время как бы независимо от самих объектов, т.е. происходит своеобразное нарушение целостности образа восприятия. Например, вышитые на скатерти цветы воспринимаются отдельно от ткани скатерти, буквы в книге — отдельно от фактуры бумаги, на которой они напечатаны, и т.п.

Отчетливый распад целостности образов восприятия наблюдается при агнозиях. Агнозии бывают зрительными, слуховыми, тактильными в зависимости от повреждения функций вторичных и третичных зон соответствующих анализаторов в коре головного мозга. Обычно агнозии существуют у больных продолжительное время — от несколько недель до нескольких месяцев и дольше. При данной патологии целостный образ объекта восприятия не строится из его отдельных элементов, в силу чего, например, больной не может узнать даже хорошо известные ему предметы, лица знакомых людей, буквы (буквенная агнозия, литеральная алексия) и пр. Агнозии в слуховой модальности могут проявляться в виде расстройств узнавания звуков природы, техники, распознавания фонем речи (при сенсорной афазии, а у детей — сенсорной алалии).

Сложным вариантом расстройств восприятия являются синдромы дереализации и деперсонализации.

Синдром дереализации заключается в том, что больной оценивает окружающую обстановку как измененную, необычную, непривычную, ненастоящую, искусственную. Это измененное восприятие действительности носит обобщенный характер без каких-либо конкретных изменений формы, цвета, величины предметов. Больные отмечают, что все вокруг как ненастоящее, как нарисованное, как будто бы во сне. Пациенты мучительно ищут, в чем же конкретно произошли изменения. Такое восприятие больными неопределенной измененности окружающего мира появляется при психических заболеваниях обычно не раньше младшего школьного возраста. Дереализация может возникать при разных заболеваниях как короткими эпизодами, так и затягиваться на несколько недель или месяцев. У детей дереализация обычно сопровождается тревожным беспокойством, а у взрослых людей преобладает тревожная депрессия.

Синдром деперсонализации заключается в восприятии обобщенной неопределенной измененности или отчужденности собственных частей тела, внутренних органов или восприятия чуждости либо отсутствия реальности собственных психических процессов.

Переживание измененное™ или чуждости собственных частей тела и внутренних органов называется соматической деперсонализацией. Она возникает у заболевших людей начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. У больных наблюдается мучительный поиск конкретных признаков таких изменений, сопоставление актуального восприятия себя с тем, которое было до болезни. Чаще всего жалобы больных предъявляются в сослагательном наклонении: «Как будто бы это не мой нос, что-то в нем не то, не так, и губы какие-то чужие, не такие, как бы не мои…» Пациенты могут часами разглядывать себя в зеркале в поисках признаков изменений. Подвергается сомнениям даже само существование того или иного органа, например, больные могут жаловаться на то, что они не чувствуют, как дышат их легкие, как бьется их сердце, а пища проваливается как в пустоту без желудка и т.п.

Если больной регистрирует у себя отчужденность или отсутствие собственных психических процессов (мышления, памяти, чувств), то такое нарушение называется психической деперсонализацией. Она возникает у пациентов обычно не ранее 11 — 12 лет жизни. Больные утверждают, что у них как будто бы пустая голова, нет никаких мыслей и говорить они ни о чем не могут, ничего не могут вспоминать и особенно мучаются от отсутствия восприятия реальности собственных чувств. У больной слезы текут по щекам, она просит вернуть ей способность радоваться, любить своего ребенка, переживать и плакать. Таким образом, объективно они много, подробно и содержательно ведут беседу, проявляют спектр эмоциональных реакций, но субъективно не воспринимают и не оценивают реальности собственной психической деятельности.

Расстройство восприятия, при котором наблюдается не только определенное метрическое несоответствие образа восприятия оригиналу, но и качественное, содержательное несоответствие их друг другу, называется иллюзиями. Это ложное восприятие реально существующих объектов. Иллюзии возникают у людей разного возраста, при многих психических заболеваниях и даже у здоровых людей под влиянием сильных аффектов или в условиях, затрудняющих точность формирования образов восприятия (густые сумерки, слабая слышимость или сигнал на фоне выраженного шума, восприятие действительности на фоне резко выраженного у человека страха или восторга и т.п.). В зависимости от нарушений функционирования того или иного анализатора иллюзии бывают в разных модальностях — чаще всего это зрительные и слуховые иллюзии. Возможно, иллюзии могут возникать и у детей раннего возраста, но об этом трудно судить из-за отсутствия у них достаточного развития речи. В зрелом, пожилом и старческом возрасте иллюзии нередко возникают на фоне снижения остроты зрения и слуха. Иллюзорные образы вызывают у больных недоумение, растерянность, тревогу, страх. Обычно единичный иллюзорный образ существует короткое время, и в момент его появления больной прерывает свои действия, концентрируя на нем внимание. После исчезновения иллюзии пациенты пытаются разобраться в том, насколько это было реальным, и неохотно или с чувством облегчения признают ошибочность своего восприятия. У детей преобладают зрительные иллюзии, у больных зрелого возраста — зрительные и слуховые. Изредка, особенно в дошкольном и позднем возрасте, появляются вкусовые и обонятельные иллюзии.

Частым вариантом расстройств восприятия при психических заболеваниях являются галлюцинации. Галлюцинации — это мнимое восприятие. Галлюцинаторный образ у больных формируется без наличия в этот момент соответствующего объекта восприятия, и при этом субъективно он наделяется свойствами именно образа восприятия, а не представления. Галлюцинации регистрируются у больных с раннего детского возраста. У детей до 2—3 лет преобладают обонятельные и вкусовые галлюцинации. С 3 лет появляются зрительные галлюциноиды (образы имеют отдельные модальные характеристики и локализацию в пространстве, но без отчетливых собственных метрических характеристик) и зрительные галлюцинации, причем чаще в виде фрагментов каких-либо объектов (часть какой- либо игрушки, чьи-то глаза, кисть руки и т.п.). В дошкольном возрасте зрительные галлюцинации носят чаще всего характер целостных, неподвижных, единичных объектов (особенно часто возникают образы игрушек, сказочных, фантастических персонажей и близких людей). Нередко в этом возрасте возникают у больных зрительные галлюцинации воображения, при которых дети, разглядывая, например, картину или игрушки, замечают, как игрушечный мишка улыбается или плачет, машет лапой или подмигивает ребенку и пр. С 5—6 лет у детей появляются слуховые галлюцинации, которые чаще всего возникают в виде окликов по имени, междометий, шорохов, звуков шагов или дыхания, звуков природы. В целом можно отметить, что у детей преобладают единичные, простые по содержанию галлюцинаторные образы. К подростковому периоду жизни галлюцинации приобретают разнообразный характер по количеству, модальности и содержанию. В зрелые годы жизни преобладают слуховые галлюцинации, а в позднем возрасте — зрительные, обонятельные, вкусовые, причем нередко галлюцинаторные персонажи у больных воссоздают облик умерших близких людей и эпизоды из «прошлой жизни».

Галлюцинаторные образы у больных бывают простыми, малосодержательными или бессодержательными, и сложными по структуре и содержанию. Они бывают одномодальными (допустим, только зрительными или только слуховыми) и полимодальными (больной может и видеть, и слышать их при этом, и чувствовать запах, прикосновение галлюцинаторного объекта). Галлюцинации могут быть в виде единичных или множественных образов, возникающих хаотично или связанных единым сюжетом. Галлюцинаторные образы могут быть нейтральными для больного по содержанию, устрашающими, повелительными, комментирующими действия больного, веселящими его. Галлюцинации являются мощными регуляторами поведения больных, которое становится соответствующим сюжету галлюцинаторных образов, а не реальности, поэтому пациенты могут быть очень опасны для себя и окружающих людей.

Галлюцинации бывают истинными и ложными (псевдогаллюцинации). Истинные галлюцинации имеют характеристики, оцениваемые больными в соответствии с образами восприятия реальной действительности (т.е. галлюцинаторные образы для больных обладают свойствами предметности, структурности, целостности, константности). Обычно они ассимилируются реальной обстановкой, т.с. взаимодействуют с реальными предметами. Псевдогаллюцинации проецируются в условное, воображаемое пространство. Например, больной видит что-либо сзади или внутри себя, слышит голос внутри своей головы или с невероятно далекого расстояния. Кроме того, структурные и модальные характеристики галлюцинаторного образа могут быть сильно редуцированы: например, больные слышат не голос, а мысль с едва различимой звуковой оболочкой, или видят фигуру человека, но не могут сказать — это ребенок или взрослый, как он одет, высокий или низкий у него голос. Обычно псевдогаллюцинации не ассимилируются окружающей обстановкой. Больные трактуют происхождение псевдогаллюцинаторных образов как искусственно вызванных кем-то с помощью современной аппаратуры, гипноза, колдовства, как транслируемых на расстоянии, изображаемых кем-либо. Чаще всего псевдогаллюцинации носят затяжной характер и обычно появляются не ранее младшего школьного возраста. В случаях почти непрерывного галлюцинирования у больного принято говорить о синдроме галлюциноза.

Следует заметить, что при всех рассмотренных вариантах расстройств поведение больных меняется в соответствии с искаженными и ложными образами восприятия.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое восприятие?
  • 2. Какая разница между свойствами образов ощущений и восприятий?
  • 3. Назовите расстройства интенсивности ощущений.
  • 4. Что такое сенестопатии?
  • 5. В чем заключается сходство и различие между иллюзиями и психосснсорными нарушениями?
  • 6. В чем состоит различие иллюзорных и галлюцинаторных образов?
  • 7. Перечислите виды галлюцинаций.
  • 8. Чем отличаются истинные галлюцинации от псевдогаллюцинаций?
  • 9. Назовите возрастные особенности галлюцинаций.

Человеку в состоянии дереализации кажется, что от него начинает отдаляться мир, будто все вокруг находится за матовым стеклом, предметы, люди, природа становятся менее живыми и яркими. Если психически здоровые люди активно взаимодействуют с внешним миром, то при дереализации, окружающая действительность перестает трогать человека, «цеплять за живое”.

Иными словами, симптомы дереализации касаются восприятия окружающего мира, ощущения живости происходящего, часто это сопровождается потерей тонких чувств и эмоций. От чего возникает такое состояние? По каким признакам можно распознать дереализацию, и какое лечение будет эффективным?

Самостоятельное расстройство или симптом психической патологии?


Дереализация сама по себе – это не психотическое расстройство, обычно данное состояние рассматривается как компонент синдрома деперсонализации-дереализации, который по МКБ-10 относится к группе расстройств самосознания и восприятия. Под дереализацией понимают комплекс симптомов, которые отвечают за нарушение восприятия пространства и времени. Дереализация, так же как и деперсонализация, чаще всего является спутником различных невротических расстройств, тяжелых депрессий, острых психозов. При шизофрении эти состояния встречаются гораздо реже, чем при неврозе. Нередко одновременно с нарушением восприятия у пациентов наблюдается анестетическая депрессия – полная утрата или приглушение эмоций, бесчувствие в отношении родных. Состояние дереализации может также быть вызвано интоксикацией наркотическими или другими сильнодействующими веществами. В этом случае лечение направлено на нейтрализацию воздействия этих веществ на организм. Во многих ситуациях ощущения, испытываемые человеком при дереализации, переживаются достаточно долго и тяжело.

Механизм развития синдрома


Почему же возникает ощущение нереальности происходящего и обесцвечивание эмоций? С точки зрения физиологических процессов, состояние дереализации связано с нарушением работы некоторых нейромедиаторных систем головного мозга. Снижение выработки допамина, норэпинефрина, серотонина, а также усиление работы опиатной системы провоцируют появление симптомов расстройства восприятия. Причинами таких нейронных нарушений могут быть различные психические травмы, сильный стресс либо невротические патологии. Дереализация проявляется как защитный механизм психики, призванный избавить человека от отрицательных эмоций, вызванных сильными переживаниями и травмирующими событиями. Однако психика человека – это целостная система, поэтому нельзя отгородиться от какого-то отдельного чувства, либо человек переживает весь спектр эмоций, либо не чувствует ничего, в том числе и любовь, интерес, радость. Если после окончания тяжелого периода жизни чувствительность не возвращается, то человек может зависнуть в замороженном состоянии, потерять эмоциональную связь с миром на долгие годы. В таком случае самостоятельно изменить ситуацию очень сложно, необходимо квалифицированное лечение. Дереализация может возникать не только как следствие биохимических нарушений в мозге, но и как последствие реакции личности на психоз.

Симптоматические проявления


В основном все симптомы дереализации сводятся к ощущению нереальности окружающего мира, искаженному восприятию пространства, времени, предметов, людей и событий. Внезапное нарушение восприятия происходящего сопровождается приступом панического страха и тревоги. Ключевая симптоматика дереализации:

  • искаженное восприятие звуков;
  • потеря чувствительности при сенсорных контактах;
  • ощущение нарушения естественного течения времени;
  • ошибочное визуальное восприятие окружающей обстановки;
  • расстройство внимания;
  • нарушение памяти;
  • ощущение себя сторонним наблюдателем.

При этом состоянии важно то, что человек понимает, что мир такой как раньше, но его связь с этим миром утрачена. Есть осознание, что все вокруг живое, но теряется способность это почувствовать. Появляется ощущение преграды между самим человеком и окружающим миром.

Ощущения и поведение больного


В состоянии дереализации человеку может казаться, будто мир вокруг нарисован кем-то, а все люди в нем автоматы. Некоторые пациенты видят резкие тени и контуры, застывшие вещи, потерявшие внутренний смысл, им кажется, что все вокруг неправильно, не то. Одна из ключевых проблем – это проблема времени: часы могут пролетать незаметно или, наоборот, определенные моменты могут тянуться мучительно долго. Все происходит как будто во сне, вне времени, человек путает дни недели и месяцы. Иногда возникает ощущение дежавю или, наоборот, чувство, будто на самом деле знакомые человеку вещи он видит впервые. Нарушение внимание может проявляться в неспособности сконцентрироваться на отдельном предмете, либо, напротив, кто-то или что-то врывается в сознание человека, а остальное воспринимается как фон. Искажается восприятие скорости и механики движений, больному кажется, что люди двигаются как марионетки или просто странно. Для человека, страдающего дереализацией, окружающий мир постепенно отчуждается, выглядит как неживой. У таких людей часто наблюдается избыток вербальных конструкций. Они слишком много рассуждают о своем состоянии, используют различные сравнения, метафоры, из-за ощущения нехватки предметности мира больные уходят в словесную его форму.

Расстройство эмоциональной сферы


У многих людей одновременно с симптомами дереализации наблюдается анестетическая депрессия. Подобное состояние сопровождается болезненным чувством отчуждения эмоций, отсутствием настроения, каких-либо желаний и чувств. Человек теряет способность к сопереживанию, любви, радости, не может испытать ни огорчения, ни счастья, он неспособен получать удовольствие от общения с родными и от жизни в целом. На фоне этого может наблюдаться утрата способности мыслить логически, и находить связи между событиями. При анестетической депрессии все чувства человека словно приглушаются, все вокруг обесцвечивается, события кажутся отдаленными, ненатуральными, не откликаются в душе больного. Прогноз относительно проявления данной симптоматики обычно благоприятный, протекает данное расстройство достаточно легко. Лечение анестетической депрессии производится обычно с применением антидепрессантов.

Диагностика и прогноз

При выявлении дереализации используют методы дифференциальной диагностики для исключения схожих психопатологических проявлений. Необходимо исключить такие симптомы, как психический автоматизм, иллюзорное восприятие, галлюцинации. Чтобы определить выраженность симптоматики и степень тяжести расстройства применяют шкалу Нуллера. Если состояние пациента оценивается более, чем в 20 баллов, то врач будет рекомендовать стационарное лечение. Дереализация в некоторых случаях может длиться и несколько минут, если вовремя обратиться за помощью и соблюдать подобранную терапию. Так как данное состояние обычно возникает в молодом возрасте, прогноз обычно положительный, и пациент может быть полностью вылечен. Выздоровление будет происходить постепенно, по мере погружения человека в привычную деятельность.

Тактика лечения


Как выйти из состояния дереализации? В этом может помочь находящийся рядом, понимающий близкий человек. Присутствие осязаемого, реального и знакомого человека рядом способно вернуть больному возможность чувствовать и адекватно воспринимать окружающий мир. Если некому доверить свои тревоги и страхи, то на помощь всегда придет врач-психотерапевт. Лечение дереализации, прежде всего, направлено на устранение причин, вызвавших расстройство восприятия, а также на укрепление нервной системы. Специалист поможет постепенно нейтрализовать негативное влияние психотравмы, обучит пациента отслеживать свое состояние, поможет осознать, как психика больного блокирует вместе с отрицательными и положительные эмоции. Медикаментозная терапия, как правило, направлена на лечение основного заболевания, вызвавшего симптоматику дереализации. В качестве вспомогательных методов рекомендуют дыхательные упражнения, ароматерапию, массажи, гипноз, психологическое модулирование. Смена обстановки, здоровый режим отдыха и сна, физическая активность и умение расслабляться сделают лечение быстрым и эффективным.

bp21

(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)

(Продолжение. Начало , и )

«Мир не такой, каким кажется.»
(Духовная мудрость)

Эта тема совсем простая. Она о том, что наше восприятие несовершенно и иногда мы видим зрительные образы, слышим звуки, чувствуем вкус и запах не так, как это есть на самом деле. Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен создавать видимость того, чего не существует в действительности и в то же время не замечать очевидное. Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно. В психологии это называется иллюзии восприятия. Это четвертый уровень (если двигаться извне) иллюзии восприятия.

В контексте вышесказанного, иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий — те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой способ продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз. Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.

Еще примеры известных всем иллюзий. Рельсы на железной дороге параллельны и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся. Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты…

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

Оптические иллюзии — это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Ниже указаны некоторые группы зрительных иллюзий, которые проиллюстрированы картинками.

1. Иллюзии восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными.

А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.

Б). Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее? Кажется, что правая. Нет, они одной длины.

В). Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими. Нет, они одинаковые.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

2. Искажения геометрии фигур. Они связаны с тем, что параллельные прямые кажутся не параллельными, а ровные геометрические фигуры выглядят кривыми.

А). Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии? Кажется, что нет. На самом деле они параллельны.

Б). Иллюзия изогнутых квадратов. Узор как бы изгибается во внутрь. На самом деле квадраты ровные.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

3. Иллюзии цвета и контраста. Они связаны с тем, что на разном фоне и при разном контрасте происходит искажение правильности восприятия цветов.

А). Иллюзия множества цветовых оттенков. Сколько на картинке ниже цветовых оттенков, не считая белого? Кажется, что четыре. На самом деле, всего два — розовый и зеленый. Темно зеленые и темно розовые таковыми только кажутся.

Сколько цветов на картинке? Видите три цвета — розовый, салатовый и серый? На самом деле их тут только два. Никакого серого цвета здесь нет.

Б). Иллюзия бегающих цветных пятен. Необходимо смотреть не отрываясь на крестик. И вскоре увидите как минимум бегающее зелёное пятно. На самом деле ничего зелёного тут нет.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

4. Иллюзии движения. Она связана с тем, что узоры статической картинки кажутся движущимися.

А). Иллюзия вращения кругов. Если смотреть на картинку, то складывается ощущение, что круги вращаются, хотя на самом деле изображение статично, это не анимация. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то вращение останавливается.

Б). Иллюзия волн. На самом деле элементы узора статичны. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то «волны» останавливаются.

В). Иллюзия движения по коридору. На самом деле элементы узора статичны. Если сосредоточить взгляд в центр картинки, то через некоторое время движение останавливается.

Г). Иллюзия кручения кругов. Нужно смотреть на черную точку в центре и удалять или приближать глаза к рисунку. Тогда видно, что круги вращаются, причем в разные стороны.

Д). Иллюзия волны из центра. Если сосредоточить взгляд в центре картинки, то заметны движении волн. Эффект усиливается при удалении и приближении глаз к рисунку.

Е). Иллюзия расширения кругов. Если сосредоточить взгляд в центре картинки и двигать головой взад-вперед, то заметны расширения и сужения кругов, а также изменение цветовых вариаций.

Ж). Фрактальная пульсирующая иллюзия. Если рассматривать картинку, то заметны пульсирующие изменения в ее форме.

З). Иллюзия движения в разные стороны. Если смотреть на картинку, то видно, как центральная фигура движется влево, а нижняя вправо.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

5. Двойственное изображение. На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ.

А). Иллюзия Ястрова. Кого вы здесь видите? Зайца или утку? Можно увидеть и то, и другое.

Б). Иллюзия молодой девушки или грустной старухи. Вы видите кого?

В). Иллюзия книга или женская грудь, прикрытая платьем. Вы видите кого?

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

6. Иллюзии соотношения фигуры и фона. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот. Классический пример соотношения фигуры и фона ниже: здесь можно увидеть как вазу, так и два лица

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

7. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Они связаны с тем, что на фоне разных объектов и фигур создается впечатление наличия несуществующих фигур. Классический пример — треугольник Каниша. Равностороннего белого треугольника на самом деле нет. Он только кажется.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

8. Иллюзии восприятия глубины. Они связаны с тем, что при разной фокусировке взгляда поверхность выглядит то выпуклой, то вогнутой. Например, на картинке ниже рабочие выглядят на фоне неба как работающие на крыше, а на фоне земли как работающие на полу. На самом деле поверхность одна и та же на всем протяжении.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

9. Иллюзии невозможной фигуры. Связаны с расположением линий, которые не создают геометрическую фигуру или рисунок объекта, но мозг воспринимает их именно такими. Речь идет в основном о двусмысленных картинках, которые, на первый взгляд, кажутся «нормальными», но при детальном рассмотрении делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать два противоречивых восприятия. При этом трудно уловим признак, который позволил бы определить, что является фоном, а что – фигурой.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

10. Иллюзии перевёрнутой картинки. Связаны с распознаванием различных образов в зависимости от пространственной проекции объекта. Внизу голова французского солдата и, при переворачивании, лошади.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

11. Эффект перцептивной готовности. Мы не видим того, что не ожидаем. Например, при чтении. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а слово целиком. Поэтому при беглом чтении перестановка или пропускание букв могут не замечаться.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

12. Парейдолические иллюзии. Это иллюзорное восприятие реального объекта, мысленное превращение его в нечто иное. Парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. В частности, в дыме, идущем из горящего здания Центра международной торговли (США, 2001), некоторые журналисты увидели лицо дьявола. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

13. Иллюзия следящего взгляда. Есть картины лиц, с какой бы стороны человек не рассматривал их, нарисованные персонажи будут смотреть ему прямо в глаза.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

14. Иллюзии распознания образов. Возникают при условии, если есть подсказка или известно, что нарисовано. Тогда распознать образ относительно легко. Если не знать, что изображено, то увидеть рисунок образа практически невозможно. Например, ниже на картине берега озера можно просмотреть огромных размеров младенца.

(Больше картинок на эту тему можно посмотреть )

15. Эффект последействия. Связан с запечатлением на сетчатке глаза определенного образа и переноса его при взгляде на иной объект, либо связанное с этим изменение восприятия другого объекта. Картинки на эту тему можно посмотреть

Что интересно, такого рода ошибочные зрительные впечатления характерны для большинства людей, что говорит об одинаковости механизма восприятия у человека. Тот факт, что огромное число людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о том, что в системе координат человеческого восприятия мира наше зрение в целом дает относительно точные сведения о предметах нашего мира. Хотя, конечно, об абсолютной точности здесь речь не идет. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, свидетельствует о субъективности многих наших зрительных ощущений и об их относительности.

Говоря о причинах зрительных иллюзий, следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе, к примеру сетчатка глаза или рефлексы нервов. («Иллюзии зрения»)

Прочие иллюзии и эффекты..

Существуют и другие виды иллюзий, не только зрительные (оптические).

Примером иллюзии восприятия пространства может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Сидя в вагоне поезда, всем знакомо ощущение начала движения стоящего соседнего железнодорожного состава, в то время как в действительности это поехал поезд, в котором сидит сам наблюдатель. Лишь перевод взгляда на землю или другие окружающие предметы приводит к осознанию того, кто на самом деле движется.

Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например, приписывание голоса кукле, а не артисту. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Вкусовые иллюзии основаны на эффекте контраста, когда вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Контрастная температурная иллюзия: после холодного теплое воспринимается как горячее. Иллюзия веса : из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший предмет кажется тяжелее. Также холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Описание некоторых других иллюзий приводится .

Ниже видеоролик научно-популярного фильма «Большой скачок. Иллюзии» (26 мин.). В нем популярно рассказывается об иллюзиях восприятия, механизмах их проявления и научном изучении.

Еще один видеоролик — «Иллюзия вращения» (2 мин.). В нем вращается силуэт женщины и кошки. В какую сторону? По часовой стрелке или против? Каждый будет видеть по своему. Более того, даже у одного и того же человека восприятие направления вращения через некоторое время может поменяться.

Много ценной и интересной информации на озвученную тему содержится в научно-популярном фильме BBC «Испытайте свой мозг. Вы не поверите» (его можно скачать в интернете). (Это видео дается по наводке жж-френда spartak_gomel, за что спасибо ему!)

Таким образом, даже в границах чувствительных для человека диапазонов восприятия об объективности картины мира, строящейся в нашем мозгу, говорить не приходится. Слишком много субъективного и иллюзорного.

PS. Кстати, забегая вперед, вернитесь к картинкам иллюзии вращения кругов. Сосредоточьте взгляд в центре и попытайтесь охватить зрением всю картинку сразу, а не ее отдельную точку или фрагмент. Задержитесь на этом сосредоточении. Вы скоро заметите, что вращение прекратилось. При этом попытайтесь войти в состояние безмыслия, так называемой прострации. Это и есть состояние медитации. Такого рода картинки являются прекрасным тренажером для развития навыком удержания медитативного состояния и пребывания в нем.

(Продолжение следует)

Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

Ниже для любознательных даны ссылки на страницы с картинками и более подробной информацией об иллюзиях восприятия:

  • Зрительные иллюзии и феномены
  • Иллюзии восприятия
  • Иллюзия восприятия
  • Обман зрения — 44 картинки с пояснением (+ видео)
  • Самые интересные оптические иллюзии
  • Фото иллюзии или обман зрения
  • Эффект перцептивной готовности
  • Оптическая иллюзия — Википедия
  • Иллюзия Луны — Википедия

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/103607.html)

Патопсихологическая диагностика нарушения восприятия включает методы исследования иллюзий и галлюцинаций, методы диагностики нарушений зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного и кинестетического восприятия, а также восприятия пространства.

Методы исследования иллюзий и галлюцинаций

Исследование сенсорной возбудимости. Оно включает предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Далее предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.

Пробы Ашафенбурга. Испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.

Пробы Рейхардта. Испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.

Пробы Липмана. После надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.

Анализ нарушений восприятия в жалобах больного и его поведении во время беседы и других мероприятиях.

Диагностика нарушений зрительного восприятия

Пробы на узнавание реальных трехмерных объектов.

Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.

Пробы на узнавание незавершенных объектов.

Пробы на узнавание контурных изображений.

Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.

Пробы на узнавание конфликтных изображений.

Методика «Вырезы». На таблице сверху изображены фигуры с вырезами, а внизу на второй ее половине фигуры с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами.

Методика «Прогрессивные матрицы Равена». Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом, таким тестом «всеобщего интеллекта», к которым относят, например, шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания и восприятия.

Проективная методика ТАТ. Прямо или косвенно с ее помощью можно выявить и нарушения зрительного восприятия, дефекты смыслового восприятия.

Диагностика нарушений слухового восприятия

Пробы на узнавание мелодий.

Пробы на узнавание бытовых шумов.

Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.

Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятия

Пробы на узнавание объектов на ощупь.

Оценка позы и положения тела.

Пробы на воспроизведение позы пальцев.

Диагностика нарушения восприятия пространства

Пробы на ориентировку в правом и левом.

Пробы на ориентировку в помещениях.

Пробы на ориентировку в городе.

Пробы на ориентировку в географических картах.

Пробы на ориентировку в схемах и чертежах.

Методика «Компасы». На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.

См. также

Восприятие

  • Автономная сенсорная меридиональная реакция
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Антиципация
  • Апперцепция
  • Взаимоотношение целого и части в восприятии
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения и времени
  • Восприятие и его основные свойства
  • Восприятие пространства
  • Восприятие устной речи
  • … и другое

Патопсихология

  • Исследование мышления в детской психиатрии
  • Криминальная психопатология
  • Неврозы
  • Патопсихологическая диагностика памяти
  • Патопсихологические методики
  • Патопсихологическое исследование детей и подростков
  • Приспособительная реакция со смешанными нарушениями эмоций и поведения
  • Слабоумие