Избегающее расстройство личности

Трево́жное (уклоня́ющееся, избега́ющее) расстро́йство ли́чности — расстройство личности, характеризующееся постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия. Люди с тревожным расстройством личности часто считают, что они не умеют общаться, или что их личность не привлекательна, и избегают социального взаимодействия из-за страха быть осмеянными, униженными, отверженными или что к ним будут испытывать лишь неприязнь. Часто они преподносят себя как индивидуалистов и говорят о чувстве отчуждённости от общества.

Описание

Многие люди, включая пациентов, имеющих различные клинические синдромы, иногда используют избегание, чтобы ослабить тревогу или избежать трудных ситуаций. Избегающее расстройство личности (ИРЛ) характеризуется тотальным избеганием в поведении, эмоциях и когнитивной сфере. Это избегание поддерживают такие когнитивные темы, как самоосуждение, ожидание отвержения в межличностных отношениях и убежденность в том, что неприятные эмоции и мысли невыносимы.

В ходе психотерапии пациенты с ИРЛ сообщают о своем желании любви, принятия и дружбы, но на деле у них обычно мало друзей и они ни с кем не вступают в близкие отношения. Им трудно общаться даже с психотерапевтом. Их частое одиночество и печаль поддерживаются страхом отвержения, который препятствует началу или углублению дружеских отношений.

Типичный пациент с ИРЛ будет иметь убеждения: «Я социально неприспособлен и нежелателен» и «Другие люди выше меня и отвергнут или будут критиковать меня, узнав поближе».

Чаще всего на тревожное расстройство личности впервые обращают внимание в период 18—24 лет, связывая его с кажущимся или реальным отвержением от родителей или сверстников в период детства. На сегодняшний день остаётся спорным, является ли чувство отверженности следствием повышенного внимания к межличностному взаимодействию, свойственного людям с расстройством.

В советской традиции наиболее близким диагнозом является психастения.

Диагностические показатели

МКБ-10

Официально используемый в России международный классификатор болезней «МКБ-10» для диагностики тревожного расстройства личности требует наличия общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним наличия трёх или более из следующих характеристик личности:

  • а) постоянное общее чувство напряжённости и тяжёлые предчувствия;
  • б) представления о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим;
  • в) повышенная озабоченность критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
  • г) нежелание вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться;
  • д) ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
  • е) уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критики, неодобрения или отвержения.

Дополнительные признаки могут включать гиперчувствительность в отношении отвержения и критики.

Исключаются:

  • социальные фобии (F40.1).

DSM-IV-TR и DSM-5

Справочник DSM-IV-TR Американской психиатрической ассоциации, официально используемый в США для диагностики психических расстройств, определяет избегающее расстройство личности как постоянное стремление к социальной замкнутости, чувство неполноценности, гиперчувствительность к негативным оценкам, и начинающееся в период 18—24 лет, предстающее во множестве форм, и проявляющееся, кроме общих критериев расстройства личности, четырьмя (или более) приведёнными ниже признаками:

  1. Избегание профессиональной деятельности, требующей значимых межличностных контактов, из-за страха критики, осуждения или отвержения.
  2. Нежелание человека иметь дело с людьми без уверенности в том, что он им понравится.
  3. Сдерживание себя в завязывании близких отношений из страха пристыживания, высмеивания или получения отказа, в связи с заниженной самооценкой.
  4. Озабоченность возможной критикой или непринятием в социальных ситуациях.
  5. Скованность в новых социальных ситуациях из-за чувства неадекватности.
  6. Восприятие себя как человека социально неумелого, неприятного как личность или «второсортного» по отношению к окружающим.
  7. Повышенное нежелание брать на себя риски или заниматься новой деятельностью, так как это может укрепить чувство стыда.

В новом издании DSM-5 перечислены те же диагностические критерии.

Дифференциальный диагноз

Тревожное расстройство личности часто путают с антисоциальным расстройством личности (социопатия) из-за названия; клинически, термин «антисоциальное» означает неуважение к нормам и правилам общества, а не социальную замкнутость.

Уклонение от социальной деятельности свойственно как лицам с тревожным расстройством личности, так и с шизоидным. Шизоида отличают «матовый» аффект и желание остаться одному, в то время как тревожный тип желает общаться, но ощущает страх и неуверенность в себе. Люди с тревожным расстройством личности боятся, что их идентичность будет отвергнута и обесценена, поэтому избегают общения.

При зависимом расстройстве личности похожая клиническая картина, различие в том, что зависимый тип личности чувствует страх расставания, а тревожный — страх установления контакта.

Этиология и патогенез

Причины возникновения тревожного расстройства личности до конца не ясны. На возникновение расстройства может повлиять сочетание социальных, генетических и психологических факторов. Расстройство может возникать из-за факторов темперамента, которые являются наследственными. В частности, различные тревожные заболевания в детстве и юности могут быть связаны с меланхолическим темпераментом, характеризующимся наследственным поведением, включая такие черты как застенчивость, пугливость и замкнутость в новых ситуациях.

Многие люди с тревожным расстройством личности имеют болезненный опыт постоянного неприятия и критики со стороны родителей и/или окружающих людей. Желание не разрывать связь с отвергающими родителями делает такую личность жаждущей отношений, но её стремление постепенно развивается в защитную оболочку против постоянной критики.

Симптомы

К симптомам, не являющимся диагностическими критериями, относят:

  • чрезмерный страх отвержения или неодобрения окружающими;
  • избегание межличностных взаимоотношений;
  • чувство собственной неадекватности;
  • сниженная самооценка;
  • недоверие к окружающим;
  • самоизоляция от общества;
  • крайняя степень стыдливости/робости;
  • эмоциональное дистанцирование в интимных взаимоотношениях;
  • чрезмерная застенчивость;
  • самокритичность по поводу проблем в отношениях с окружающими;
  • гиперчувствительность к критике;
  • крайняя тревожность и чувство неловкости в социальных ситуациях;
  • проблемы в профессиональной деятельности;
  • чувство одиночества;
  • чувство «второсортности» по сравнению с окружающими;
  • хроническое злоупотребление или зависимость от тех или иных веществ.

Люди с тревожным расстройством личности слишком озабочены своими недостатками и формируют отношения с другими только если уверены, что не будут отвергнуты. Потеря и отвержение настолько болезненны, что эти люди выбирают одиночество, вместо того, чтобы рисковать и как-то связываться с людьми.

История

Термин «избегающая личность» впервые использовал Миллон (Millon, 1969). Он описал эту личность как состоящую из паттерна «активной обособленности», проявляющегося в «страхе и недоверии к другим людям».

«Эти люди постоянно следят за тем, чтобы их побуждения и стремление к любви не привели к повторению боли и страданий, испытанных ими ранее в отношениях с другими людьми. Они могут защищать себя лишь активным уходом от контактов. Несмотря на желание общаться с людьми, они приучились к тому, что лучше игнорировать эти чувства и поддерживать дистанцию в межличностных отношениях» (Millon, 1981, р. 61).

Определение ИРЛ, данное Миллоном, в значительной степени основано на социальной теории научения. Теоретики объектных отношений Бернхэм, Гладстоун и Гибсон (Burnham, Gladstone, & Gibson, 1969) представили концепцию, которая подчеркивает роль мотивации и выводит симптомы ИРЛ из дилеммы «потребность—страх».

«Он имеет выраженную потребность в структурировании внешнего мира и контроле… Его существование зависит от поддержания контакта с объектами…

Сама интенсивность его потребности в объектах также делает их крайне опасными и внушающими страх, так как они могут уничтожить его через отказ от контакта. Следовательно, он боится и не доверяет им.

Один из способов предотвратить или облегчить боль, вызванную дилеммой «потребность— страх» состоит в том, чтобы избегать этого объекта…

Попытки других людей вовлечь его во взаимодействие расцениваются как вторжения, которые грозят дезорганизацией».

Точку зрения, более близкую к когнитивному подходу, можно найти в работах Карен Хорни (Horney, 1945), которая описала «избегающего в межличностных отношениях» человека более чем за 40 лет до его определения в DSM-III-R: «Имеется невыносимое напряжение при общении с людьми, и одиночество становится главным способом его предотвращения…. Имеется общая тенденция подавлять все чувства, даже отрицать их существование» (р. 73-82). В более поздней работе (Horney, 1950) Хорни дает описание избегающего человека, которое согласуется с когнитивными формулировками:

«По малейшему поводу или вообще без такового он чувствует, что другие презирают его, не воспринимают его серьезно, не хотят находиться в его компании и фактически пренебрегают им. Его презрение к самому себе… заставляет его… сильно сомневаться относительно отношения других к нему. Не принимая себя таким, какой он есть, он не может поверить, что другие, зная все его недостатки, могут проявлять к нему дружеское отношение или хорошо думать о нем».

Лечение и терапия

Терапия может включать различные техники, например, тренировка социальных навыков, когнитивная психотерапия, постепенное наращивание социальных контактов, групповая терапия для практикования социальных навыков, и, иногда, фармакотерапия.

Ключевым в терапии является завоевание и удержание доверия пациента, поскольку люди с тревожным расстройством личности часто начинают избегать терапевтические сессии, если они не доверяют терапевту. Первичной целью и для индивидуальной терапии и для тренировки социальных навыков в группе является заставить пациента подвергнуть сомнению свои преувеличенно-негативные убеждения о самом себе.

Исследования и статистика

Исследователи предполагают, что люди с тревожным расстройством личности также могут страдать от социальной тревожности, чрезмерно следя за собственным внутренним ощущением во время социального взаимодействия. Однако, в отличие от социофобов, они также проявляют чересчур высокую внимательность к реакциям людей, с которыми взаимодействуют. Крайнее напряжение, вызванное этим наблюдением, может стать причиной сбивчивой речи и неразговорчивости у многих людей с тревожным расстройством личности. Они настолько заняты наблюдением за собой и другими, что беглая речь становится затруднительной.

Тревожное расстройство личности наиболее распространено среди людей с тревожными расстройствами, хотя вероятность сочетания заболеваний разнится из-за различия в диагностических инструментах. Исследователи предполагают, что примерно 10—50 % людей, страдающих паническим расстройством и агорафобией, имеют тревожное расстройство личности, так же как и 20—40 % людей, страдающих социофобией. Некоторые исследования указывают на то, что до 45 % людей с тревожным расстройством и до 56 % людей с обсессивно-компульсивным расстройством страдают тревожным расстройством личности. Хотя в DSM-IV об этом не упоминается, ранее теоретики выделяли «смешанную избегающе-пограничную личность» (APD/BPD), которая была сочетанием признаков пограничного расстройства личности и тревожного расстройства личности.

Литература

Замкнутый человек не всегда осознаёт свою проблему. В большинстве случаев он полагает, что комплекс застенчивости – это так же неисправимо, как цвет кожи или глаз. Нежелание работать над собой замкнутые люди оправдывают следующими доводами:

  • мир должен сам пойти мне на встречу. Стеснительный человек уверен в том, что окружающие заметят его застенчивость и захотят помочь. На самом деле, вам не только не стоит ждать милости, но и нужно быть готовым к тому, что вы станете жертвой. Стеснительный не умеет отказывать. Этим могут воспользоваться «друзья» застенчивого человека. Скромность удобна окружающим. Именно поэтому ваш комплекс застенчивости будет выгоден всем, кроме вас. Следовательно, никто не попытается уговорить вас избавиться от него;
  • застенчивость – это черта характера. Из этого следует, что избавиться от неё невозможно. Вероятно, человек может родиться со склонностью к стеснительности. В настоящее время никаких подтверждений этому факту не существует. Во всяком случае, человеческий характер, привычки и т. д. формируются не только на основе генетики. Застенчивость может быть вызвана неправильным воспитанием. Если ребёнку постоянно напоминать о том, какой он бездарный, рано или поздно он с этим согласится и начнёт вести себя соответствующим образом. Коррекция застенчивости может отнять значительное количество времени. Но это не значит, что она полностью неизлечима и является чем-то, что навсегда «приклеилось» к человеку;
  • раскрепощённым быть неприлично. Отказ от лечения застенчивости может быть связан с тем, что человек считает раскрепощённость чем-то непристойным. Такой подход также может быть следствием неправильных установок, полученных в детские годы. Лечение застенчивости необходимо и мужчинам, и женщинам. Однако девушка, которой с самого рождения внушали, что она должна быть скромной, полагает, что быть раскрепощённой – значит, быть вульгарной и доступной. Парень, выросший в консервативной семье, тоже может бояться избавиться от своей скованности. Между тем, общество осуждает скромную женщину, считая её замкнутой. Стеснительный мужчина подвергается ещё большим насмешкам. Коррекция застенчивости поможет стать другим.

Человеку, решившему работать над собой, придётся столкнуться с неизбежной сложностью: родные и близкие будут удивлены его новым образом. Вас привыкли видеть слабым, робким и стыдливым. Неожиданно вы начинаете вести себя совсем по-другому. Ваш голос становится громким и уверенным, плечи расправляются, голова гордо поднимается вверх. Всё это свидетельствует о том, что коррекция застенчивости идёт полным ходом. К сожалению, близкие люди не всегда с пониманием относятся к позитивным изменениям, которые с вами происходят. Они могут обвинять вас в дерзости, приписывать вам вульгарное поведение и т. п. Не выдержав такого напора, человек начинает сомневаться в правильности собственного выбора. Не следует поддаваться на провокации, чтобы не свести всё лечение застенчивости на «нет». Вероятно, кого-то из близких вы больше устраивали робким и стеснительным. Они имели над вами определённую власть, чувствовали себя более уверенно в вашем присутствии, могли воспользоваться вашей безотказностью.

Чтобы суметь принять окончательное решение о том, стоит ли вам избавляться от стеснительности или же продолжать жить с ней дальше, уделите себе несколько минут. Подсчитайте и выпишите на листок, если это необходимо, все преимущества, которые вы будете иметь, став свободным от неоправданной скромности и ненужной застенчивости.

Социально замкнутым называют человека, который избегает общения не только с чужими людьми, но и с родственниками. Иногда социальная замкнутость появляется в подростковом возрасте. Родители перестают узнавать своего ребёнка, который ещё совсем недавно был таким общительным и жизнерадостным. Не следует сразу же подозревать самое худшее – наркотики, связи с плохой компанией и т. д. Причинами ухода в себя могут стать:

  • первая любовь. Первые серьёзные чувства к противоположному полу человек испытывает именно в подростковом возрасте. Если чувства взаимны, ребёнок выглядит оживлённым и счастливым. Необщительность, замкнутость свидетельствуют о том, что любовь осталась неразделённой, что значительно осложняет ситуацию. Не получив ожидаемого ответа от предмета вожделения, подросток теряет интерес к жизни. Вероятно, ваш ребёнок не захочет обсуждать свою проблему ни с кем, даже с родителями. Если взаимность была достигнута, подросток может познакомить возлюбленного (возлюбленную) с родственниками. Следует вести себя осторожно и проявить максимальную тактичность. Не заставляйте ребёнка выбирать между вами и «второй половиной». Лучше посоветуйте ему быть осторожным и внимательным;
  • непонимание окружающих. Подростковая замкнутость нередко бывает связана именно с этим малообъяснимым явлением. От подростка часто можно слышать «Меня никто не понимает!» или «Вы меня не понимаете!». В 14-15 лет практически у каждого человека начинается смена ценностей и ориентиров. Ваш ребёнок не всегда может объяснить, что он чувствует. Чтобы не возникали необщительность, замкнутость, не следует вступать с ребёнком в открытый конфликт или смеяться над ним. Наилучший выход – оставить подростка в покое. Со временем без причинное депрессивное состояние исчезнет само по себе. Вероятно, подобные проблемы возникают из-за гормональных изменений в организме;
  • проблемы со сверстниками или преподавателями. Учителя в школе не всегда бывают внимательны к своим ученикам. Зачастую они позволяют себе высказывания, унижающие достоинство ребёнка. Результатом становится подростковая замкнутость, характерная для человека в возрасте между 11 и 18 годами. Найти общий язык с ровесниками тоже не всегда просто. Среди одноклассников появляются лидеры, требующие безоговорочного повиновения. Отказавшийся признать «предводителя» становится изгоем.

Заметив изменения в своём ребёнке, посетите с ним психолога. Не стоит, однако, говорить ему о том, что причиной посещения специалиста стало его странное поведение. Сделайте вид, что помощь необходима вам и попросите ребёнка сопроводить вас к психологу.

Не следует думать, что социальная замкнутость не позволит вашему ребёнку открыться во время беседы со специалистом. Иногда человеку намного легче довериться незнакомому, чем близкому родственнику. Не обвиняйте ребёнка в том, что он вам не доверяет. Подросток склонен считать свою проблему уникальной и трудноразрешимой. В задачи психолога входит объяснение того, что подобные проблемы были в жизни многих людей. С помощью взрослого с ними можно легко справиться.

Социальная замкнутость отдаляет подростка от родных и близких. Трудно найти универсальный выход из сложившейся ситуации. Одним подросткам просто необходимо побыть наедине с самими собой, разобраться в себе самостоятельно. Другим нужна посторонняя помощь. В любом случае ребёнок должен видеть в своих родителях преданных друзей. Не следует превращаться в строгих надзирателей. Это не только не решит проблем, но и ещё больше увеличит их количество.

Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро?
Жду на Skype консультации!
Олег.

P.S. Для того, чтобы сделать конкретные практические шаги, я рекомендую обратить внимание на курс по Избавлению от Замкнутости. В который позволит за 5 недель привести ваше состояние к открытости, большей уверенности, а среди людей вы себя будете чувствовать комфортно и легко. И даже, начнете получать удовольствие от общения.
Курс основан на тысячах часах моей практики работы с клиентами, и имеет в своей основе реальные психические процессы человека. Рекомендую выделить на этот курс время!

Прошлый мой перевод статьи про психастению воодушевил меня на перевод ещё одной статьи — о Тревожном расстройстве личности. В англоязычной Википедии так много всего интересного, чего нет в русской — жаль что языковой барьер пока ещё является для меня значительным, и чтобы разобраться в чём-либо, приходится вчитываться и переводить. Я надеюсь, мои переводы будут интересны не одной мне. ^^
Тревожное (избегающее) расстройство личности.
Не путать с диссоциальным расстройством личности.
Тревожное (избегающее) расстройство личности (Avoidant (anxiety) personal disorder) — расстройство личности, относимое к кластеру C в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM), касающееся лиц, в поведении которых преобладают такие черты, как социальная замкнутость, чувство неполноценности, чрезмерная чувствительность к негативным оценкам окружающих и избегание социального взаимодействия. Люди с данным расстройством ощущают постоянное беспокойство, тревожность, чувствуют себе одинокими, ненужными, изолированными от других.
Они считают себя социально неумелыми и личностно непривлекательными, и избегают социального взаимодействия из-за страха быть осмеянными, униженными, отвергнутыми или просто непринятыми. Тревожное расстройство личности обычно замечают с началом взросления и связывают с эмоциональным отвержением человека в детстве (в семье или группе сверстников — не важно где, но оба этих фактора могут повышать риск развития данного расстройства).
Существуют разногласия относительно того, стоит ли считать тревожное расстройство личности видом социальной фобии или нет. Есть также мнение, что оба этих расстройства — просто две разновидности одного и того же, и ТРЛ является более тяжёлой формой этого. ТРЛ и социофобия имеют схожие диагностические критерии, схожие условия возникновения, течение и методы лечения. Также для людей с данными видами расстройств свойственны одни и те же черты характера — такие, как, например, застенчивость.
Симптомы и признаки
Тревожное расстройство личности с большей частотой встречается у женщин, нежели у мужчин. Люди с этим расстройством обыкновенно выбирают изолированное рабочее место, где им не придётся часто взаимодействовать с другими людьми. Причиной этому является страх оказаться в центре внимания. Такие люди любят помечтать об идеализированных, тёплых отношениях, принятии, поскольку сильно желают быть привязанными к социуму. Но зачастую они считают себя недостойными тех отношений, о которых мечтают, поэтому испытывают стыд за каждую попытку завязать такие отношения.
Также люди с тревожным расстройством личности очень озабочены своими промахами в отношениях (вернее тем, что они сами назовут промахами, прим. ред.) и связываются с окружающими только когда будут уверены, что их не отвергнут. Потеря контакта и отвержение для них настолько болезненны, что люди с ТРЛ предпочитают одиночество, вместо того, чтобы рисковать и пытаться связываться с окружением. К себе они часто относятся с презрением, показывают упрямую неспособность увидеть в себе те качества, которые в социуме принято считать положительными.
Вот полный список симптомов тревожного расстройства личности:

  • повышенная чувствительность к отвержению и критике в свой адрес;
  • выбор социальной изоляции взамен общению;
  • крайняя застенчивость и беспокойство в социальных ситуациях, при наличии у человека сильного желания близких отношений;
  • избегание физического контакта ввиду ассоциации его с чем-то неприятным, болезненным;
  • чувство собственной неадекватности;
  • крайне низкая самооценка и самоуважение;
  • неприязнь к себе;
  • подозрительность к другим;
  • эмоциональное дистанцирование от интимных отношений;
  • повышенный самоконтроль;
  • самокритичность к собственным недостаткам в общении с другими людьми;
  • проблемы в профессиональной деятельности;
  • чувство одиночества и ненужности, даже когда окружающим действительно важны отношения с этим человеком;
  • ощущение приниженности по отношению к остальным;
  • в особо тяжёлых случаях — агорафобия;
  • фантазии, как форма эскапизма, ради ухода от болезненных переживаний

Причины
Причины тревожного расстройства личносты до конца не ясны. Возможно, они они являются комбинацией социальных, генетических и психологических факторов. Так, иногда причина расстройства, например, кроется в темпераменте человека — генетический фактор. Многие тревожные расстройства в детстве и подростковом возрасте имеют причиной темперамент, в основе которого лежит сдержанное поведение (застенчивость, боязливость, избегание нового). Всё это является передаваемой по наследству генетической предрасположенностью к формированию тревожного расстройства личности.
Типология Миллона
Американский психолог Теодор Миллон отметил для себя, что многие пациенты с тревожным расстройством личности показывали разную картину симптомов, отчего им был сделан вывод, что это расстройство имеет, помимо общих особенностей, несколько разновидностей. Он назвал их субтипами. Обычно в расстройстве доминирует один из четырёх различных субтипов:

  • Фобический (Phobic) (с элементами зависимости) — когда все тревожные чувства пациента вымещаются им на что-либо материальное, что он начинает избегать. Причиной опасений и беспокойств становится символизирующий их некий ужасный и отвратительный объект (или ситуация).
  • Конфликтный (Conflicted) (с элементами негативизма) — у пациента имеется внутренний душевный разлад, диссонанс; он боится зависеть от кого/чего-либо; неустойчив, непримирим к себе; стеснителен, сбит с толку, часто утомлён, замучен, озлоблен, склонен к порывам агрессии. Внутри его души наличествует неразрешённая тоска.
  • Гиперчувствительный (Hypersensitive) (с элементами параноидальности) — пациент чрезмерно осторожен и подозрителен; иногда впадает в панику; запуган, чрезмерно резок, боязлив, повышенно-восприиимчив, возбудим, раздражителен, дерзок и колюч.
  • «Избегающий» сам себя (Self-deserting) (с элементами депрессивности) — пациент блокирует свои переживания или допускает лишь частично до осознания; отбрасывает болезненные переживания и воспоминания; гонит прочь мысли и желания, которые считает неадекватными; в конечном счёте перечеркивает всю свою натуру (вступая на путь к суициду).

Диагностика

В МКБ-10 данное расстройство отмечено кодом F60.6 — Тревожное (избегающее) расстройство личности. Оно имеет следующие диагностические критерии:

  • стойкое и сильное чувство напряжения, негативные ожидания;
  • ощущение себя ненужным, личностно непривлекательным, второсортным по отношению к другим;
  • чрезмерные опасения быть раскритикованным или отвергнутым социумом;
  • нежелание взаимодействовать с людьми без гарантий им понравиться;
  • ограниченность образа жизни ввиду потребности в физической безопасности;
  • избегание профессиональной и социальной деятельности, требующей личностного взаимодействия из-за страха критики, неодобрения или отвержения.

Также сюда включается гиперчувствительность по отношению к отвержению или критике.
Как минимум 4 из описанных симптомов необходимы для постановки диагноза тревожного расстройства личности по данным МКБ-10, но также требуется наличие и основных критериев расстройств личности (проявление данных симптомов во всех сферах жизни, относительная стабильность во времени, социальная дезинтеграция — прим. ред.).
Согласно DSM-IV пациент имеет общую тенденцию к сдержанности с чувством собственной неадекватности, повышенной чувствительностью к негативным оценкам. Эти симптомы должны проявляться в период взросления, в различных ситуациях. В дополнение к ним должны присутствовать как минимум 7 из указанных ниже критериев:

  • избегание профессиональной деятельности, требующей личностного взаимодействия из-за страха критики, неодобрения и отвержения;
  • нежелание вступать во взаимодействие с людьми без гарантий понравиться им;
  • сдержанность перед близкими отношениями из-за страха быть осмеянным;
  • озабоченность критикой и отвержением в социальных ситуациях;
  • избегание новых личностных контактов из-за ощущения собственной неадекватности;
  • отношение к себе как к социально неумелому, личностно непривлекательному человеку, в сравнении с окружающими;
  • необоснованно низкое желание идти на риск и проявлять себя в чём-то новом, поскольку неудача может ещё больнее понизить самооценку пациента.

Ранее данное расстройство было принято считать частью более общего недуга, включавшего в себя симптомы тревожного и пограничного расстройств личности (смешанная избегающе-пограничная личность).
Дифференциальная диагностика
Исследования показали, что пациенты с тревожным расстройством личности зачастую страдают также и от хронической социальной тревожности (социофобии), непрерывно следят за своими внутренними реакциями в момент социального взаимодействия. Но, в отличие от социофобов, они также следят и за реакциями других людей, с которыми взаимодействуют. В результате образуется сильное напряжение, что становится причиной сбивчивой речи и молчаливости многих людей с тревожным расстройством личности — они так заняты наблюдением за собой и окружающими, что беглая речь становится затруднительной.
Согласно DSM-IV, тревожное расстройство личности должно быть дифференцировано с зависимым, параноидным, шизоидным и шизотипическим расстройствами личности.
Сопутствующие расстройства

Тревожное расстройство личности чаще всего встречается у людей с другими тревожными расстройствами, поэтому отграничение этого расстройства от прочих очень сильно варьируется в зависимости от инструментов диагностики. Исследования показали, что примерно 10-50% людей, страдавших от панических расстройств и агорафобии имеют тревожное расстройство личности, а 20-40% людей — страдавших от социофобии (социального тревожного расстройства). Согласно некоторым исследованиям, тревожным расстройством страдают более 45% с генерализованным тревожным расстройством, и более 56% с обсессивно-компульсивным расстройством.
Лечение
Лечение тревожного расстройства может включать в себя применение множества разнообразных техник — тренировка социальных навыков, когнитивная психотерапия, постепенное наращивание количества социальных контактов, групповая терапия для практики социальных навыков, иногда — медикаметозная терапия. Ключевым моментом лечения является завоевание и удержание доверия пациента, поскольку люди с тревожным расстройством личности часто начинают избегать психотерапевтических сессий, если они не доверяют терапевту или боятся отвержения. В первую очередь индивидуальная психотерапия и тренировка социальных навыков в группе помогают пациентам с тревожным расстройством личности начать протестовать собственным негативным установкам о самих себе.
Тренировка социальных навыков помогает людям с данным расстройством обрести себя в обществе, но в особо тяжелых случаях, с чувствами собственной никчемности и сильными страхами общения эти методы не приносят значительных изменений. Иногда в качестве лечения тревожного расстройства личности применяют антидепрессанты.
Эпидемология
По информации из DSM-IV, тревожное расстройство личности встречается примерно у 0.1-0.5% всего человечества. Однако, данные Национальных Эпидемиологических исследований на 2001-2002 показали, что в Америке расстройство имеется у 0.36% населения — его наблюдали у 10% всех пациентов, обратившихся за психиатрической помощью.
История
Отсылки к тревожному расстройству личности можно встретить в различных ресурсах с начала 20 века, однако долгое время расстройство не имело конкретного названия. Швейцарский психиатр Эйген Блейлер описывал пациентов с характерными для тревожного расстройства личности симптомами в своей работе «Dementia Praecox: Or the Group of Schizophrenias» (Преждевременное слабоумие или группа шизофрений) от 1911 года. Особенности тревожного и шизоидного расстройств часто вводили в заблуждение психиатров или интерпретировались как симптомы одного и того же, пока Кречмер в 1921 году не привел первого полного описания тревожного расстройства личности, таким образом сделав разграничение.

Не следует путать с антисоциальным расстройством личности .

Избегающее расстройство личности

Синонимы

Тревожное расстройство личности

Специальность

психиатрия

расстройства личности

Кластер А (нечетные)

  • параноик
  • шизоид
  • Schizotypal

Кластер B (драматично)

  • антиобщественный
  • граница
  • наигранный
  • самовлюбленный

Кластер С (тревоги)

  • Избегающее
  • зависимый
  • Обсессивно-компульсивное

Не указан

  • депрессивный
  • Haltlose
  • Пассивный агрессивный
  • садистский
  • Самодеструктивными
  • Психопатический

Избегающее расстройство личности ( АВПД ) является Кластер С расстройством личности . Пострадавшие отобразить картину тяжелой социальной тревожности , социальной замкнутости , чувства неполноценности и ущербности , крайняя чувствительность к отрицательной оценке и отказ и уклонение от социального взаимодействия , несмотря на сильное желание близости. Поведение, как правило , заметили в начале взрослой жизни и происходит в большинстве случаев.

Люди с АВПДОМ часто считают себя социально неумелым или лично непривлекательным и избежать социального взаимодействия из- за страх быть осмеянным, униженным , отвергнуто, или не любят. Они обычно избегают вовлекаются с другими , если они не уверены , что они будут нравиться. Как следует из названия, основной справляясь механизмом тех , с АВПДОМ является предотвращением боявшихся стимулов . Детство эмоциональное пренебрежение (в частности, отказ от ребенка одного или обоих родителей) и отвержение сверстников связаны с повышенным риском его развития; Однако, это возможно АВПД происходить без каких — либо заметных истории злоупотребления или пренебрежения.

Некоторые исследователи предположили некоторые случаи АВПДА может произойти , когда люди с врожденным высокой сенсорной чувствительностью обработки (характеризуются более глубокой переработкой физических и эмоциональных стимулов, наряду с высоким уровнем эмпатии ) воспитывается в оскорбительных, небрежных или иным образе неблагополучных условий, что препятствует их способности формировать безопасные связи с другими.

Будущее становится для него закрытым, и человек «тонет в депрессии», которая переходит в невротическую форму и затягивается на неопределенно долгое время. В этом случае депрессия из регулятора жизни превращается в остановку жизни.
Отчуждение и депривация смысла как основные невротические синдромы
Поскольку тревога и депрессия контекстуально связаны друг с другом и имеют общее основание, в дальнейшем мы будем использовать термин «невротическое состояние», подразумевая под ним возможность развития как тревожного, так и депрессивного расстройства.
В связи с тем, что характер переживания зависит от отношения к своему состоянию, особую актуальность приобретает вопрос личностной позиции, которую занимает человек: как именно он относится к своему состоянию и к «негативным переживаниям» в целом.
В том случае, когда «негативные переживания» побуждают человека не столько к поиску их причин, сколько к борьбе с самим переживанием (эта борьба заключается в попытках не думать, отвлечься, не замечать, делать для себя вид, что всё хорошо, изображать спокойствие и при этом избегать любых обстоятельств, способных столкнуть с неприятными чувствами), тогда состояние становится всё более напряжённым. Вместе с этим расширяется круг травмирующих факторов, преднамеренная деятельность в ещё большей степени дезорганизуется.
Такая борьба непосредственно с «негативным переживанием» означает не только оберегание себя от неприятных переживаний, но и отстранение как от смысла переживания, так и от смысла в более широком контексте – от своего жизненного смысла, поскольку само наличие «негативного переживания» говорит о том, что затронуты некие жизненно важные ценности.
Таким образом, мы считаем, что в порождении невротического состояния одним из ключевых личностных факторов является фактор депривации смысла.
Смысл, являясь чувством субъективной значимости чего-то, связывает человека с тем, что для него значимо, и таким образом, есть то, что выводит человека из замкнутости на самом себе в более широкий контекст его жизни. Внутреннюю ситуацию утраты смысла, соответствующую онтологической ситуации нарушения или разрыва связей индивида с миром, некоторые психологи рассматривают как ситуацию отчуждения: психологическим механизмом смыслоутраты выступает отчуждение, которое понимается как целостное устойчивое состояние нарушенности смысловых связей в структуре жизненного мира . Степень субъективного отчуждения представляет собой относительно устойчивую индивидуальную характеристику, охватывающую различные сферы жизнедеятельности человека .
При этом некоторыми психотерапевтами отчуждение считается не частным психопатологическим феноменом, а общим. Например, Г.М. Назлоян, описывая причины психопатологии, говорит о том, что признаки отчуждения присутствуют при каждом психическом и психосоматическом расстройстве; всякое психическое расстройство начинается с постепенного уединения, ухода в себя . В настоящее время некоторые исследователи считают (Ю.И. Александров), что социальность является не позднейшим приобретением живых существ, появляющимся на одной из стадий эволюционного процесса, а одним из основных механизмов эволюции. Эти факты как нельзя лучше говорят в пользу высказываемой Г.М. Назлояном точки зрения о том, что отчуждение является краеугольным камнем всякой психопатологии: отчуждение всегда ведёт к тому или иному психическому нарушению.
То, что при этом понятие отчуждения в большей мере имеет социальный контекст, нисколько не противоречит взгляду на отчуждение как на утрату смысла, поскольку переживание, будучи целостным феноменом, охватывает одновременно как «внешнее», так и «внутреннее» бытие человека.
Отчуждаясь от себя и своих смыслов, человек всегда одновременно отчуждается и от других людей, а отчуждаясь от других людей, человек всегда отчуждается от самого себя и своих жизненных смыслов.
Представляется логичным соотнесение данных феноменов (отчуждение и смыслоутрата) с рассматриваемыми нами явлениями: отчуждение – с тревогой, а смыслоутрату – с депрессией. В пользу данного соотнесения говорит и то, что тревога и депрессия находятся в такой же контекстуальной связи друг с другом, как отчуждение и смыслоутрата.
Другими словами, депрессивное расстройство является синдромом утраты смысла, а тревожное расстройство – синдромом отчуждения, причём оба синдрома являются полюсами одного континуума переживания.
При этом отчуждение/смыслоутрата как психологический феномен проявляет не столько конституциональные особенности личности, сколько её экзистенциальный статус, определяемый выбором.
Стресс как готовность к действию
Следующим понятием, логически развивающим тему данной статьи, является понятие стресса (англ. stress – напряжение). Всякое воздействие вызывает в нас как специфический, так и неспецифический (общий) ответ, выражающийся в потребности приспособиться к новым обстоятельствам и тем самым восстановить гомеостаз («нормальное состояние»). Согласно Г. Селье , стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования: любой внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в не зависящем от характера стрессора ответе организма (неспецифическом), названном общим адаптационным синдромом. Субъективно стресс ощущается как состояние напряжения, и всякое невротическое состояние сопряжено с определённым внутренним напряжением.
Существенным в данном случае является вопрос о том, действительно ли именно состояние гомеостаза, которое стремится восстановить организм, является тем, что определяет характер активности человека. Важно дифференцировать уровень организма и уровень личности. Если «нормальное состояние» является показателем приспособленности, а отклонение от него является сигналом к соответствующему обстоятельствам действию, то это ещё не означает, что для человека смыслом этого действия является приведение организма в первоначальное «нормальное состояние».
Для человека стресс – не просто некий «неспецифический ответ его организма»; это непременно и его личный ответ, поскольку человек всегда как-то относится к происходящему и совершает какие-то выборы.
Это означает, что для человека психологический смысл всякой «ответной реакции организма» заключён не в восстановлении состояния равновесия внутренней среды, а в освоении изменившейся ситуации, то есть в нахождении своего личного смысла и реализации его в соответствии с изменившимися условиями.
Именно в освоении ситуации и состоит адаптация к существующим и изменяющимся условиям.
В свою очередь, напряжение, которое возникает при взаимодействии со «стрессором», означает наличие организмической готовности к соответствующему ситуации действию. Если это состояние готовности реализуется, то внутреннее напряжение (и эмоциональное, и физиологическое) естественным образом преобразуется в энергию действия. И организм восстанавливает равновесное состояние. В противном случае, из-за того, что «состояние готовности» не реализуется, возникает перенапряжение.
Поэтому для человека, который в отличие от остальных животных является «существом смысла», в первую очередь необходима внутренняя работа («работа переживания») по приращению этого личного смысла и внешняя – по реализации личного смысла в своей практической деятельности. И если эта работа не производится, тогда возникает внутренняя ситуация бессмысленности (не осуществления потенций и объективно существующих потребностей), которая может не осознаваться. Это приводит к дистрессу (перенапряжению) и становится основой для развития невротического расстройства.
В том случае, если человек ставит во главу угла заботу именно о состоянии, а не осознавание смысла своего состояния и тех жизненных обстоятельств, отражением которых это состояние является, и не раскрытие этого смысла в соответствующей деятельности, то в этом и проявляется один из основных механизмов отчуждения/смыслоутраты.
Поясню этот тезис.
Жизнь – явление изменчивое, требующее постоянных усилий по её освоению (с тем чтобы ей соответствовать). Встречаясь с теми или иными жизненными обстоятельствами, человек всегда испытывает и соответствующие им и самому себе состояния (поскольку кроме внешних обстоятельств, человек всегда пребывает и в неких внутренних обстоятельствах: в жизненных обстоятельствах человек всегда «какой-то»). Состояние – явление комплексное, включающее всё многообразие эмоциональных состояний и чувств, а также всевозможных вегетативно-соматических реакций.
Смысл состояния в том, чтобы человек находил соответствующие формы деятельности (проявления себя) и осуществлял себя в данных жизненных обстоятельствах.
Всякое состояние побуждает к какому-то участию в мире, в жизни. То есть всякое состояние есть деятельностное состояние, которое человек как-то переживает, как-то осознаёт, как-то к нему относится. Всякое состояние переживается как различного рода напряжения и побуждения (или их отсутствие). Чем сложнее и труднее для человека жизненные обстоятельства, тем его состояние напряжённее, и в каких-то случаях эта напряжённость переживается весьма болезненно.
Когда человек вовлечён в созидательную деятельность, то есть творчески присутствует в своей жизни, тогда всякое его состояние разрешается в ходе деятельности само собой. Когда же человек смещает своё внимание с постижения смысла происходящего и со своего соответствующего участия в нём на своё состояние и пытается влиять на него непосредственно (избавиться от напряжения вместо решения жизненных задач), то в этом случае происходит своеобразный аутистический разворот на самого себя и выключение себя из взаимоотношений с миром. В сущности, этот разворот означает занятие патологической личностной позиции, которая и становится отправной точкой в развитии психопатологии.
Модель избегающего поведения
Опираясь на вышеизложенное, а также на описание переживания как целого, то есть с точки зрения его качественной определённости (эта тема подробно освещается в статье Ляшенко В.В. Переживание и его качественная определённость. // Психология и психотехника, 2016. – №1.- С.64-72), мы предлагаем следующую модель избегающего поведения, которое приводит к повышению эмоционального напряжения (перенапряжению), формированию дистресса и развитию психогенного расстройства.