Функциональное нарушение

Функциональные расстройства составляют большую часть психических нарушений. Речь идет о нарушениях, для которых пока еще не удалось выявить причинного фактора органической природы. Это главным образом расстройства поведения или психических функций, связанные, видимо, с изменением деятельности нервной системы; они серьезно затрудняют или делают невозможными нормальные способы адаптации к социальным коллизиям. Прежде эти нарушения относили к категории психозов или неврозов (см. документ 12.4).

Шизофренические расстройства

В США более четверти всех больных, подвергавшихся лечению по поводу поведенческих нарушений, имели диагноз «шизофрения», и около 50% последних были моложе 25 лет (Blum, 1978). Речь идет о людях, у которых выявляется дезорганизация поведения, в том числе и тех, которые чувствуют себя «вполне адаптированными». Восприятие, а также форма и содержание мыслей у них изменены. Жесты теряют свое значение, и в результате отношения с внешним миром прерываются (рис. 12.8).

Рис. 12.8. Ужас, объявший эту женщину и сквозящий в ее взгляде, полностью отрезает ее от других людей и перекрывает все пути к нормальному общению. Это как раз тот случай, когда человеку приклеивают ярлык «шизофрения».

Проблема, с которой сталкивается психиатрия, имея дело с этим расстройством, заключается, однако, в том, что о нем трудно говорить как об одном психическом заболевании; неспособность психиатрии рассматривать его иначе приводит к тому, что в эту плохо отграниченную категорию попадают очень многие больные (см. документы 4.6).

До сих пор не выявлено с определенностью ни одного биологического фактора, который позволял бы объяснить развитие этого расстройства. В некоторых исследованиях на близнецах делались попытки показать, что эти факторы имеют генетическую природу. Однако, как и при изучении наследственной передачи умственных способностей, в таких случаях всегда трудно определить, становится ли ребенок шизофреником в результате того, что он унаследовал определенные гены от родителей-шизофреников, или потому, что он ими воспитывался*.

* Согласно одной из биохимических гипотез, за развитие шизофрении ответствен дофамин, избыток которого в синапсах отмечается у многих шизофреников; не известно, однако, каким образом в этом случае действует дофамин и является ли этот избыток дофамина наследственным или приобретенным признаком (Owen et al., 1978).

Лучше изучены факторы окружающей среды, о роли которых выдвигались различные гипотезы. Делались попытки объяснить поведение шизофреника реакцией на чрезмерную заботливость, пренебрежительное отношение или подавляющее влияние матери, часто повторяющимися ситуациями «двойного принуждения» (см. гл. 11), разрывом привязанностей в детском возрасте или же, наконец (согласно бихевиористам), воздействием в детстве факторов социального подкрепления, способствовавших выработке аномального поведения.

Тот факт, что далеко не все, с кем обращались подобным образом в детстве, попадают впоследствии в психиатрические больницы, наводит на мысль, что у некоторых людей, видимо, имеется наследственная предрасположенность или «прирожденная хрупкость», делающая их более чувствительными к травмирующим факторам среды. Таким образом, возникновение шизофренических расстройств, так же как и развитие умственных способностей (см. досье 9.1), лучше всего объясняет эпигенетический подход.

По классификации DSM III существуют четыре типа шизофрении:

1. Несистематизированная шизофрения, для которой характерны спутанность мышления, бред и галлюцинации, не связанные с какой-то определенной темой, и, наконец, эмоциональные переживания, проявляющиеся неадекватно или причудливым образом.

2. Kaтатоническая форма с характерными особенностями психомоторного поведения: больной способен часами сохранять одну и ту же позу или внезапно, без воздействия каких-либо внешних стимулов, переходить к бурной двигательной активности (рис. 12.9).

Рис. 12.9. Неподвижность, которую часами может сохранять этот человек, полностью оторванный от внешнего мира, является главным симптомом шизофрении кататонического типа.

3. Параноидная форма с бредом величия или преследования, который сопровождается галлюцинациями, но не связан с какой-либо узкой темой.

4. Шизофрения неопределенного типа, которая включает все случаи заболевания, не относящиеся к трем описанным выше категориям.

Параноидные расстройства

DSM II относит к этой категории стойкие формы бреда, четко связанные с манией величия, преследования или ревности, превращающейся у больного в навязчивую идею. В таких случаях говорят о паранойе. Однако бывает трудно определить, в какой момент человек начинает уходить от действительности в мир собственных интерпретаций и в какой мере его параноидные расстройства не связаны с такими физическими дефектами, как, например, глухота, или с такими внешними обстоятельствами, как одиночество после переезда на новое местожительство.

Аффективные расстройства

Шизофренические и параноидные расстройства проявляются главным образом в когнитивной области, не сопровождаясь сколько-нибудь значительными отклонениями в эмоциональной сфере. В тех случаях, когда в поведении проявляется утрата контроля в эмоциональном плане, например чрезмерный прилив энергии или, наоборот, глубокая депрессия, говорят об аффективных расстройствах.

Согласно DSM III, биполярное расстройство характеризуется чередованием двух состояний -маниакального, когда больной крайне возбужден, говорит без умолку, перескакивая с одной мысли на другую, или то и дело разражается невротическим смехом, и глубокой депрессии, повергающей больного в состояние полной пассивности, пронизанной чувством бесполезности и ничтожности жизни*.

* По-видимому, «стабилизатором настроения» при маниакально-депрессивных состояниях может служить карбонат лития, который влияет на метаболизм норадреналина в головном мозгу. Однако его терапевтические дозы при этом приближаются к токсическим.

Глубокая депрессия может быть и единственным «полюсом» аффективного расстройства. Речь идет в этом случае о доходящей до отчаяния тоске, сопровождающейся болезненными мыслями и отказом от пищи или просто нежеланием покидать постель.

Невротическая депрессия отличается меньшей тяжестью и чаще всего возникает в результате утомления или стресса. Она выражается в более или менее сознательном отказе от всякой деятельности, которая теряет для человека смысл.

Тревожные состояния

Наряду с соматоформными и диссоциативными расстройствами, речь о которых пойдет в последующих разделах, тревожные состояния входят в группу заболеваний, названных Фрейдом неврозами,- иррациональных форм поведения, когда человек при столкновении с ситуацией, порождающей тревогу, не может преодолеть ее обычными способами, но не теряет при этом контакта с реальностью. Характерная особенность тревожных состояний — четко выраженное переживание тревоги, которая может быть либо генерализованной (как в случае панических расстройств), либо связанной с каким-либо предметом, мыслью или действием (как при фобиях и обсессивно-компульсивных расстройствах).

Фобии. Фобия представляет собой иррациональную, сильную и не имеющую под собой реальной основы боязнь чего-либо — открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами при агорафобии), тесного замкнутого пространства (при клаустрофобии), высоты (при акрофобии), безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает (рис. 12.10).

Рис. 12.10. Фобия-сильная иррациональная и беспочвенная боязнь того, что у других людей страха не вызывает. Как у вас обстоит дело со страхом перед змеями, которого, похоже, начисто лишена эта маленькая девочка?

Панические расстройства. Эти расстройства, которые Фрейд называл неврозами ужаса, в отличие от фобий характеризуются генерализованной тревогой, возникающей вне связи с какой-либо определенной ситуацией. Они проявляются в виде приступов, сопровождающихся сердцебиением, обильным отделением пота и иногда доходящих до потери сознания. Больной осознаёт, что его «ужас» иррационален, но сопротивляться ему не в состоянии.

Обсессивно-компульсивные расстройства. Эти расстройства проявляются в мыслях или побуждениях, которые принимают навязчивый характер (обсессия) и часто порождают непреодолимое желание совершить определенное действие, чтобы освободиться от тревоги (компульсия). Человек осознает иррациональность и бесполезность таких действий и потому постоянно «разрывается» между желанием совершать их и удерживаться от них. Чаще всего компульсивные, навязчивые действия связаны со страхом перед микробами и состоят в «ритуальном» мытье тех или иных частей тела.

Соматоформные расстройства

Речь идет о расстройствах с физическими симптомами. Больной жалуется на паралич или на боли в груди, не обнаруживая при этом, однако, никаких органических признаков заболевания.

Коверсионные расстройства. Аномалии этого типа Фрейд называл конверсионной истерией. Речь идет о нарушении какой-либо физиологической функции организма, проявляющемся в виде паралича конечности, нервного тика, полной или частичной потере голоса, ригидности руки или ноги, внезапной слепоте и т. п. Хотя такие симптомы и развиваются в отсутствие каких бы то ни было физических аномалий, больные их не симулируют. Их причину следует искать в психической сфере, предполагая, что больной пытается разрешить бессознательный конфликт, «конвертируя» его в соматическую сферу.

Соматизированные расстройства. В отличие от конверсии соматизация не сопровождается какими-либо соматическими симптомами. Человек жалуется на болезненные ощущения, не имеющие четкой локализации, что заставляет его обращаться к разным врачам и одно за другим пробовать разные лекарства, ни одно из которых ему не помогает. Самая большая трудность, связанная с этим видом расстройств, обычно развивающихся у лиц моложе 30 лет, состоит в том, что человек отказывается принять психологическое объяснение своей болезни и часто бывает убежден, что помочь ему может только хирургическое вмешательство.

Ипохондрия. Это преувеличенная озабоченность собственным здоровьем, свойственная некоторым людям зрелого возраста. Как правило, эта озабоченность касается состояния определенного органа или какой-то болезни, о которой человек узнал из телевизионной программы или прочитал в журнале и все симптомы которой он у себя находит. Склонность к «ипохондрическому синдрому» обнаруживают иногда и студенты, изучающие медицину и психологию, когда они приобретают знания о физической и психической патологии человека*.

* Таким образом, среди соматических расстройств, обусловленных психологическими причинами, следует различать:

1) психосоматические расстройства, симптомы которых связаны с определенным органом;

2) конверсионные расстройства, симптомы которых связаны с определенной функцией организма;

3) ипохондрические расстройства, симптомы которых человек воображает.

Диссоциативные расстройства

Эти расстройства, так же как и соматоформные, Фрейд относил к истерическим неврозам. Новая классификация, предлагаемая в DSM III, выделяет их в особую категорию, подчеркивая то, что диссоциативные расстройства представляют собой способ избежать стресса не путем «конверсии» внутреннего конфликта в соматическую сферу, а с помощью внезапных сдвигов на уровне памяти, моторного поведения, идентификации или сознания.

Психогенная амнезия — это амнезия, развивающаяся без видимой физической причины в результате психического шока или стресса. Речь идет в этом случае об активном «забывании», избирательно затрагивающем одно или несколько травмировавших человека событий. Другими словами, те события, которые человек забывает, «отложились у него в памяти» независимо от всех прочих воспоминаний, которые при этом сохраняются полностью.

Психогенное бегство заключается в том, что человек резко порывает со своим прежним образом жизни, с тем чтобы в другом месте начать новую жизнь как другое «Я». Когда через некоторое время человек восстанавливает свое прежнее «Я», весь эпизод «бегства» выпадает у него из памяти.

Множественная личность свойственна человеку, у которого в разные периоды времени проявляются как бы разные личности, обладающие высокой сложностью и целостностью. Каждая из таких «временных» личностей позволяет человеку переживать чувства и побуждения, которые его «главная» личность отвергает и постоянно игнорирует (Schreiber, 1978). Известны случаи, когда в одном человеке таким образом чередовалось более 20 разных личностей (рис. 12.11).

Рис. 12.11. Множественная личность крайне редко встречающаяся аномалия. Ее проявления не раз становились главной темой романов и таких фильмов, как, например, «Три лика Евы».

Деперсонализация характеризуется потерей контакта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни как сновидения и к формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля*.

* Это расстройство не следует смешивать с шизофренией, при которой имеет место полный отрыв от реальности. В случае диссоциативных расстройств человек нормально «функционирует» во всех тех сферах, которые воспринимает его личность.

Психосексуальные расстройства

Существуют многочисленные формы проявления сексуальности, которые только обогащают половую жизнь партнеров. В этом смысле даже девиантное (отклоняющееся) поведение нельзя расценивать как патологию, если оно проявляется людьми добровольно. Поэтому к психосексуальным расстройствам причисляются в DSM III только случаи нарушений половой идентификации, сексуальных отклонений, ориентированных на необычные объекты, нарушений половых функций или тревоги, связанной с гомосексуализмом.

Нарушение половой идентификации включает главным образом транссексуализм, т. е. желание быть существом противоположного пола. По-видимому, гормональное лечение и хирургическое вмешательство с целью сформировать пенис у женщины, желающей превратиться в мужчину, или женских половых органов у мужчины, желающего стать женщиной, могут сделать жизнь таких людей более привлекательной.

Известны также разнообразные парафилии — отклонения, при которых сексуальное удовлетворение связано с необычными объектами или формами активности. Главным образом у мужчин встречается травестизм, т. е. потребность одеваться и вести себя по-женски, но притом без какого-либо желания изменить пол или вступать в гомосексуальные отношения (рис. 12.12). Фетишизм состоит в том, что половое влечение и возбуждение провоцируется лишь какой-нибудь одной частью тела (например, пальцем ноги) или неодушевленным предметом (нейлоновым чулком, туфлей, женским нижним бельем и т. п.). Зоофилия связана с предпочтением сексуальных отношений с животными. Педофилия характеризуется влечением к детям, не достигшим половой зрелости, как к сексуальным партнерам. Похоже, однако, что в этом случае целью сексуальных отношений скорее бывают легкие прикосновения, нежели половой акт, и что, вопреки распространенному мнению, гораздо чаще встречаются случаи гетеросексуального, а не гомосексуального влечения*. Вуайеризм представляет собой расстройство, при котором человек способен получать половое удовлетворение, только наблюдая за незнакомыми людьми, участвующими в сексуальной активности, без их ведома. Эксгибиционизм состоит в том, что человек испытывает сексуальное возбуждение от неожиданного эффекта, который у посторонних производит обнажение им половых органов (по большей части однако, эксгибиционист не ищет полового контакта с посторонними).

* К тому же в 85% случаев в таких отношениях участвует друг семьи или знакомый.

Рис. 12.12. Травестизм характеризуется желанием одеваться и вести себя как лицо противоположного пола.

Садизм и мазохизм — психосексуальные отклонения, первое из которых выражается в потребности причинять партнеру страдания, а второе — в потребности быть униженным и страдать, чтобы достичь сексуального удовлетворения. Как уже отмечалось, о психосексуальной аномалии в таких случаях можно говорить только тогда, когда половой партнер садиста не является мазохистом, и наоборот.

Рис. 12.13. В середине 70-х годов возникло сильное движение протеста гомосексуалистов, отстаивавших свои права на тот образ жизни, который соответствовал бы их природным склонностям.

Одну из психосексуальнх проблем составляет нарушение половой функции. Оно может быть связано у мужчин либо с полной неспособностью к достижению или поддержанию эрекции (половое бессилие), либо с неспособностью контролировать рефлекс эякуляции (преждевременная эякуляция), а у женщин — с отсутствием полового возбуждения, неспособностью достичь оргазма (аноргазмия) или с полным или частичным противодействием влагалища проникновению пениса вследствие непроизвольных спазмов (вагинизм).

Эгодистонический гомосексуализм — единственный вид расстройства, связанных с гомосексуализмом, который рассматривается в DSM III. Он свойствен людям, у которых гомосексуальное поведение сопровождается тревогой и сильным чувством вины. Можно, однако, задаться вопросом: не идет ли в данном случае речь о расстройстве, для существования которого было бы гораздо меньше причин, если бы общество относилось к гомосексуальной ориентации более терпимо?

Нарушения контроля побуждений

Это формы патологического поведения, связанные с неодолимой потребностью совершать определенные действия: красть без всяких видимых на то оснований (клептомания), совершать поджоги (пиромания) или убивать других людей без какой-либо причины, которая позволила бы объяснить приступ подобной мании убийства.

лат. functio – исполнение) — заключение о состоянии здоровья индивида, позволяющее установить состояние его трудоспособности. Для этого необходимо иметь в распоряжении достаточно полные сведения не только об имеющихся нарушениях, но и функциональном состоянии органов, систем, о физических и психологических ресурсах пациента.

Диагноз нозологический (d. Nosologica, d. Morbi) д., содержащий название болезни втерминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней.

  1. Дайте визначення поняттю «функціональний діагноз”. Охарактеризуйте структуру функціонального діагнозу.

В структуре функционального диагноза выделяют три аспекта: клинико-психопатологический (уровень или стадия проявления заболевания, структура дефекта и функциональная оценка психопатологического состояния с точки зрения возможностей его компенсации и влияния на социальную адаптацию больного), психологический (характеризует личность пациента и значимые для его социальной и профессиональной адаптации отношения) и социальный (отражает реальную жизненную ситуацию и характер включенности в нее больного с учетом его преморбидного опыта). Психологический эксперимент строится по принципу моделирования определенной предметной деятельности. При установлении функционального диагноза врач ориентируется на выявление прежде всего тех особенностей психики больного, психических процессов и свойств личности, которые имеют особое значение для социальной и профессиональной адаптации больных. При этом оказывается важным установление не только пораженных, но и сохранных функций и определение возможностей и способов компенсации в различных видах деятельности. Оценивая под таким углом зрения структуру и степень нервно-психических расстройств, патопсихолог способствует формулированию всех трех аспектов функционального диагноза. В определении психологического и социального аспектов патопсихологу должна принадлежать ведущая роль.

  1. Дайте загальну характеристику сенсорних розладів. Визначте основні групи сенсорних розладів.

Нарушения обоняния Обоняние нарушается в тех случаях, когда затрудняется доступ пахучих веществ к обонятельному нейроэпителию (транспортные потери), повреждается рецепторная зона (потеря ощущения) или поражается центральный обонятельный путь (невральные потери). Транспортные нарушения обоняния могут возникать при набухании слизистой оболочки носовой перегородки в результате острых респираторных вирусных инфекций, бактериального ринита, синусита, аллергического ринита, а также органических поражений носовой полости, например при искривлениях носовой перегородки, полипах и новообразованиях. К потере обоняния приводят также нарушения секреции слизистой оболочкой, при которых обонятельные реснички погружаются в секрет. В настоящее время мало что известно об особенностях слизистой среды обонятельного нейроэпителия. Сенсорные нарушения обоняния возникают вследствие разрушения обонятельного нейроэпителия при вирусных инфекционных заболеваниях, новообразованиях, вдыхании токсических химических веществ, препаратов, нарушающих смену клеток, а также при лучевой терапии на область головы. Невральное нарушение обоняния вызывают черепная травма с переломом основания передней черепной ямки или решетчатой пластинки или без него, опухоли передней черепной ямки, нейрохирургические манипуляции, прием нейротоксических препаратов и некоторые врожденные заболевания, такие как синдром Каллманна. Можно выделить следующие расстройства обоняния: полную (общую) аносмию — отсутствие обоняния; частичную аносмию — способность различать некоторые (но не все) запахи, специфическую аносмию — неспособность различать какой-либо определенный запах (запахи), полную (общую) гипосмию — понижение чувствительности ко всем запахам; частичную гипосмию — понижение чувствительности к некоторым запахом; дизосмию (какосмию или параосмию) — извращенное восприятие запахов, т. е. ощущение неприятного запаха, когда на самом деле имеет место приятный аромат, или же ощущение запахов, которых нет в данной окружающей среде; полную (общую) гиперосмию — повышение чувствительности ко всем запахам; частичную гиперосмию — повышение чувствительности к некоторым запахам; агнозию — неспособность описать словами свои обонятельные ощущения, даже если сохраняется способность воспринимать и различать запахи. Нарушения вкуса Нарушения вкуса возникают в тех случаях, когда затрудняется оценка вкуса какого-либо вещества на уровне рецепторных клеток вкусовой почки (транспортные потери); при повреждениях рецепторных клеток (сенсорные нарушения), а также при повреждении вкусовых афферентных нер вов и центральных отделов вкусового анализатора (невральные нарушения). Транспортные расстройства вкуса развиваются при ксеростамии (сухость во рту) различного происхождения, включая синдром Шегрена, отравление солями тяжелых металлов и закупорку вкусовых пор бактериями. Для восстановления вкуса важное значение имеет слюна, окружающая рецепторы. Сенсорные вкусовые расстройства возникают при воспалительных и дегенеративных поражениях полости рта, приеме некоторых лекарственных препаратов, особенно затрудняющих регенерацию клеток, например противоопухолевых, при лучевой терапии полости рта и глотки, при вирусных инфекциях, новообразованиях, заболеваниях эндокринной системы, а отдельные носят возрастной характер. Невральные вкусовые расстройства наблюдаются при опухолях, травмах, а также после оперативных вмешательств, в результате которых повреждается целостность вкусовых волокон. Нарушение целостности вкусовых чувствительных волокон приводит к дегенерации вкусовых почек, однако в том случае, если соматосенсорные афферентные волокна сохранены, подобного процесса не отмечают. Нарушения вкусовых ощущений можно разделить на: тотальную агевзию — неспособность различить сладкий, соленый, горький и кислый вкус; частичную агевзию — нарушение способности воспринимать некоторые вкусовые ощущения; специфическую агевзию — неспособность различать вкус некоторых веществ; тотальную гипогевзию — понижение вкусовой чувствительности ко всем веществам; частичную гипогевзию — понижение вкусовой чувствительности к некоторым веществам; дисгевзию — извращение вкусовых ощущений, т. е. неправильное ощущение вкуса какого-то определенного вещества, или же вкусовые ощущения при отсутствии вкусового раздражителя. Нарушения слуха Потерю слуха могут вызывать поражения наружного слухового прохода, среднего уха, внутреннего уха и проводящих путей слухового анализатора. В случае поражения наружного слухового прохода и среднего уха возникает кондуктивная тугоухость, при поражениях внутреннего уха или улиткового нерва — нейросенсорная тугоухость. Кондуктивная тугоухость возникает в результате закупорки наружного слухового прохода ушной серой, инородными телами, при набухании выстилки прохода, стенозах и новообразованиях наружного слухового прохода. К развитию кондуктивной тугоухости приводят также перфорации барабанной перепонки, например при среднем отите, нарушения целостности слуховых косточек, например при некрозе длинной ножки наковальни вследствие травмы или инфекционных процессов, фиксация слуховых косточек при отосклерозе, а также скопление жидкости в среднем ухе, рубцы и опухоли среднего уха. Нейросенсорная тугоухость развивается в результате повреждений волосковых клеток кортиева органа, обусловленных шумовой травмой, вирусной инфекцией, применением ототоксических препаратов, переломами височной кости, менингитом, отосклерозом улитки, болезнью Меньера и возрастными изменениями. К развитию нейросенсорной тугоухости приводят также опухоли мостомозжечкового угла (например, акустическая невринома), опухолевые, сосудистые, демиелинизирующие и дегенеративные поражения центральных отделов слухового анализатора.

  1. Визначте та охарактеризуйте кількісні розлади чутливості. Наведіть приклади.

Функциональные нарушения (ФН) – это затрудненная способность заботиться о себе и выполнять рутинные действия. Это могут быть, например, нарушения зрения, слуха или двигательных функций, нарушения роста, поведения, развития речи или ментального развития. ФН могут быть врожденными или приобретенными в результате болезней скелета, мышц, соединительных тканей или хирургических заболеваний, а также в результате различных травм.

ФН могут влиять на быт и самообслуживание, перемещение, вовлечение в рынок труда и общество. Однако, получая соответствующую поддержку общества и социальные услуги, например, в виде приспособленной инфраструктуры, люди с ФН могут жить полноценной и самостоятельной жизнью – работать, иметь хобби и выходить в общество.

СОВЕТЫ ПО КОММУНИКАЦИИ С ЛЮДЬМИ С ФН

Первый и самый важный совет – будь самим собой. Человек с функциональными нарушениями (ФН), который стоит перед тобой, является таким же человеком, как и любой другой – он оценит уважительное и искреннее отношение как к равному.

Но есть несколько нюансов, которые нужно учитывать при общении с людьми в ФН в соответствии со спецификой нарушений.

Например, общаясь с людьми с нарушениями двигательных функций, не трогай кресло-каталку, другие вспомогательные устройства или собеседника, если только тебя об этом не попросили или не разрешили это сделать. В начале разговора встань прямо напротив человека так, чтобы он сразу тебя увидел. Соблюдай личные границы – нарушив их, ты можешь вызвать ненужное чувство тревоги или неуверенности. Прежде чем поспешить на помощь, всегда поинтересуйся, нужна ли твоя помощь.

При общении с людьми с нарушениями слуха особенно важно установить зрительный контакт и поддерживать его на протяжении всего разговора. Также убедись в том, что вокруг не слишком шумно, свет не слишком яркий или твое лицо не находится в тени и можно хорошо рассмотреть рот – чтобы тебя понять, человек с нарушенной функцией слуха будет читать сказанное тобой по губам. Говори равномерно, четко, не увлекаясь чрезмерно мимикой и жестами. Если собеседник пользуется слуховым аппаратом, особенно важно не повышать голос, не говорить нескольким людям одновременно и во время разговора не менять дистанцию – человеку с нарушениями слуха это может помешать понять сказанное. Если нужно, повтори или перефразируй то, что ты сказал, а если ты не понял, что сказал собеседник, то не стесняйся переспросить. Если общение совершенно не складывается, берись за ручку и бумагу – возможно, переписка станет наилучшим решением.

В общении с людьми с нарушениями зрения избегай употребления слова «слепой» – понятия «незрячий» и «слабовидящий» имеют разное значение.

Начиная разговор, сначала убедись в том, что вокруг не слишком яркий свет и что твое лицо не находится в тени, после этого назови свое имя и представься. Старайся начать разговор напрямую, а не при посредничестве третьего лица. Смело можешь говорить повседневным языком, но оценив ситуацию и стараясь подбирать как можно более точные и описывающие слова (например, дверь слева, девушка в желтом платье и т.д.). Говори медленно, четко и равномерно, не увлекаясь жестами. Если собеседник разрешает, можешь использовать прикосновения. Завершая разговор или уходя, прояви уважение к собеседнику с нарушениями зрения и сообщи о своих планах своевременно.

Будь терпеливым и чутким – люди с функциональными нарушениями могут отреагировать иначе, нежели ожидалось, или им может понадобиться больше времени, чтобы открыться для разговора.

Функциональное заболевание, расстройство жизнедеятельности растения в связи с нарушением строения и функций отдельных тканей и клеток под влиянием неблагоприятных условий внешней среды. Резкие изменения окружающих условий могут вызвать в организме значит, изменения в обмене веществ, проявляющиеся в виде неинфекционных болезней, а в более критических ситуациях организм может погибнуть. Функциональные заболевания вызываются в основном абиотическими факторами (условия питания, состояние водного баланса, температурный режим, солнечная радиация и др.). Питательные вещества в почве должны находиться в достаточном количестве и в определенных соотношениях. Избыток или недостаток в питании хотя бы одного из элементов приводит к функциональным нарушениям, расстройствам у растений. Так, при недостатке в почве азота угнетается рост, ослабевает цветение; молодые завязи преждевременно опадают, плоды мельчают; листья желтеют и продуктивность фотосинтеза снижается. Азотное голодание наблюдается в условиях продолжительной холодной или засушливой погоды, когда в почве процессы нитрификации замедлены. Калий повышает сопротивляемость растений к заболеваниям. При недостатке данного элемента в тканях накапливается аминпутресцин, который вызывает появление на листьях некротических пятен. При длительном фосфорном голодании нарушается дыхательный метаболизм растений. От недостатка в почве доступного железа растения заболевают хлорозом. При недостатке марганца, бора, меди, цинка у них наблюдаются хлороз между жилками листьев, мелколистность и др. болезни. Под влиянием дефицита воды в растении происходит распад сложных веществ, изменяются коллоидно-химических свойства цитоплазмы, усиливается дыхание, на листьях появляются бурые пятна. В условиях высоких температур растительный организм теряет тургор, его листья увядают и засыхают. Виноградные растения страдают и от действия низких температур: у них недозревает древесина и растрескивается штамб, они подвергаются зимним солнечным ожогам. При недостатке света наблюдаются патологические процессы типа этиоляции, т. е. недоразвитие, искривление и побледнение побегов, особенно молодых ростков привитых черенков винограда. Функциональные заболевания у растений вызываются и химических воздействиями — например, отравление дымом, ядовитыми газами, пестицидами. К этой категории болезней растений относятся механические повреждения, вызываемые сильными ветрами, обильными дождями, молнией, а также повреждения, причиненные растениям человеком во время ухода за ними. Борьба с функциональными заболеваниями организуется с учетом вызывающих их причин.