Фонастения

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии —функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum— нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

II. Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды, которые отражены в последующих главах. В этой связи следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение. Например, в дислексию включены, с одной стороны, артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи, относящиеся к уровню речевой нормы, а с другой — фонематические нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящиеся к уровню структурного (языкового) оформления высказывания.

Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно заметной в современный период развития науки в связи с возросшими знаниями о речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми исследованиями в логопедии. Каждый новый этап в развитии науки и новые знания требуют внесения коррективное в прежние представления, поэтому дальнейшая разработка вопросов классификации речевых нарушений остается актуальной задачей логопедии.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

ФОНАСТЕНИЯ (греч. phone звук, голос + astheneia бессилие, слабость) — расстройство голосообразования на почве невроза, заключающееся в нарушении координации функции мышц голосового аппарата без видимых анатомических изменений в нем. При Ф. наблюдается отсутствие согласованности между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей.

Ф. представляет собой типичное профессиональное нарушение голоса (см.), встречающееся преимущественно у лиц, профессия к-рых связана с речевой и вокальной нагрузкой. В этиологии Ф. большое значение имеют голосовые перегрузки, недостаточная постановка голоса; способствующими факторами служат функциональные расстройства нервной системы, истерия (см.), явления психастении (см.), общее переутомление (см. Утомление) и др.

Больные жалуются на охриплость, изменение тембра и звучности голоса, быструю утомляемость, ощущение жжения и колющей боли в области гортани, возникающие при пении (особенно в верхней части диапазона) и разговоре. Характерны явления парестезии (см.): ощущение скопления слизи в гортани (при фактическом ее отсутствии), зуда, щекотания, першения и давления в глотке и гортани. У таких больных выявляются разнообразные дефекты голоса, напр, голос может внезапно пропадать (так наз. провал голоса). При ларингоскопии (см.) отклонений от нормы обычно не выявляется. С помощью ларингостробоскопического исследования (см. Стробоскопия) обнаруживается асинхронность, малая амплитуда, частый и умеренный темп колебаний голосовых связок (то полное их смыкание, то образование овальной или треугольной щели между ними), исчезновение так наз. стробоскопического комфорта. Нередко при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых связок видны их сокращения или подергивания на отдельных участках. Время максимальной длительности фонации резко сокращено.

В начальной стадии фонастении диагностика ее довольно трудна. Большое значение имеют тщательно собранный анамнез, повторные осмотры, консультации невропатолога или психиатра. При выраженной Ф., сопровождающейся детонированием, тремолированием (так наз. качанием) звука, изменением тембра голоса, диагностика не представляет трудностей. В этом случае диагноз уточняют при ларингостробоскопичеоком исследовании.

Лечение включает комплекс мероприятий: устранение причин, вызвавших Ф., прием лекарственных средств, способствуюших уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в ц. н. с., ограничение голосовых нагрузок, ингаляцию (см.) лекарственных средств, массаж и самомассаж шеи (см. Массаж), фонопедические упражнения, предусматривающие тренировку дыхательной, артикуляционной и голосообразующей систем. При необходимости проводят психотерапию (см.).

Прогноз благоприятный.

Профилактика Ф. предусматривает постановку голоса, соблюдение голосового режима. Рекомендуются соблюдение правильного режима труда и отдыха, питания, сна, а также прогулки, утренняя гимнастика (см. Зарядка) и др. Больные, лечившиеся по поводу Ф., нуждаются в диспансерном наблюдении (см. Д испансеризация).

С. Л. Таптапова.

Проблемы с голосовыми связками часто встречаются у людей, чья профессия напрямую связана с общением. Чтобы сохранить голос, необходимо придерживаться простых правил, а при нарушениях важно своевременно обращаться к специалисту.

В силу своей профессиональной деятельности педагоги и дикторы сильно зависят от возможностей своего голосового аппарата. Он целиком и полностью отвечает за их работоспособность. Важно понимать, что от того, насколько правильно и умело человек пользуется своим голосом, будет зависеть здоровье его голосовых связок и отсутствие форс-мажоров в профессиональной деятельности.

У человека, профессия которого напрямую связана с общением, голосовой аппарат обязательно должен быть устойчивым к звучным, динамичным и достаточно интенсивным нагрузкам. Если не овладеть этими качествами, пренебрегать обучением, тренировками и закаливанием — будет повышаться утомляемость связок и снижаться работоспособность.

Как потерять голос знает каждый, а вот как сохранить или вернуть его звучание в случае утраты — это вопросы более сложные.

Нарушения голоса из-за профессиональных болезней

Голосовые нарушения — это распространенная проблема, которая встречается среди воспитателей, педагогов, тренеров, работающих с детьми, а также дикторов и других людей, работа которых связана с общением. Если рассмотреть этот вопрос с научной точки зрения, проблемы с голосом можно квалифицировать следующим образом: изменение тембра, нарушения резонансного звучания, громкости или высоты тональности.

Проблемы голосового аппарата являются сложными и требуют особого внимания специалистов. Чтобы поставить четкий диагноз, провести лечение и реабилитацию, нужны время, знания и терпение. Как показывает практика, большинство из функциональных нарушений — это приобретенные проблемы, которые связаны с родом профессиональной деятельности человека.

Чаще всего встречаются: фонастения, хронические дисфонии, ларингит, узелки певца (т.е. образования, которые появляются на голосовых складках человека, сильно напрягающего свой голос) или кровоизлияние.

В зависимости от того, насколько тяжелая и запущенная ситуация, можно выделить несколько групп профзаболеваний.

В первую группу входят расстройства, не представляющие собой видимых смещений гортани. Они проявляются исключительно неприятными ощущениями, а также субъективным восприятием действительности. В медицине эти проблемы называются фонастения.

Эти нарушение могут перейти в более острую фазу. Тогда они характеризуется неприятным и дискомфортным ощущением, низким качеством звучания голоса и плохим смыканием голосовых связок, что приводит к их вялости и недостаточному приливу крови к поверхности. В медицине чаще всего это называется «катар усталости».

К третьей группе относятся заболевания, влекущие за собой серьезные изменения голосового аппарата. Сюда входят узелки певцов, доброкачественные и злокачественные образования на голосовых складках, отслоения оболочки и даже кровоизлияния.

Если для людей, которые уже попали в третью группу необходимо срочное обращение к врачу и серьезное, длительное лечение, то в первых двух случаях вполне возможно справиться с проблемой голосовой функции своими силами.

Для решения проблемы разработано много препаратов, которые смогут вернуть голос и избавиться от неприятных последствий, одним из которых является «Гомеовокс». Это средство разработано специально для эффективной борьбы с хроническими ларингитами, осиплостью, хрипотой, потерей эластичности и усталостью голосовых связок. Препарат уникален тем, что начинает эффективно работать с первых дней приема, а также действует как при остром, так и при хроническом состоянии.

Кому чаще всего необходимо лечение воспаления голосовых связок

Для того чтобы приступить к непосредственному лечению, изначально нужно определить группу риска, в которой находится человек. После этого обязательно продиагностировать, в каком состоянии находится его голосовой аппарат, и какая идет на него нагрузка. Только после этого провести анализ полученных показателей и проведенных исследований.

По данным статистики, из 100 исследуемых педагогов у 61 наблюдаются проблемы с голосовым аппаратом. У них чаще, чем у других, возникают острые респираторные болезни, инфекционные процессы в гортани и воспаление голосовых связок. Также педагоги, которые имеют определенные болезни нервной системы или патологии дыхательной системы, находятся в особой группе риска.

В той же категории исследуемых педагогов были определены и другие нарушения. У 20% присутствовал хронический насморк, першение в горле — у 10%, трудное дыхание носом — у 9%. Также у 7% была отмечена невозможность плавно переходить на тон выше. При этом чаще всего голос либо резко повышается до шепота, либо резко срывается на крик.

Из этого можно сделать вывод, что педагоги — люди в группе риска и им необходимо проводить профилактику относительно нарушений работы голосового аппарата.

Фото: .com

Гигиена голосового аппарата и упражнения для голоса

Голос нужно беречь всем, а людям, чья профессия непосредственно связана с его качеством, стоит позаботиться о специальной гигиене. Ни в коем случае нельзя переохлаждать организм. В холодное время года не рекомендуется разговаривать на улице или ходить с открытым горлом. После того как связки разогреются, а это бывает после пения или длительной декламации, не следует сразу выходить на мороз. Например, после уроков вокала нужно дать связкам отдохнуть минимум 15-20 минут. Категорически запрещено кричать, шептать или петь на морозе. Также важно стараться свести к минимуму риск респираторных заболеваний, не посещать места скопления людей во время сезонных простуд и гриппа.

Специалисты рекомендуют вести активный образ жизни, соблюдать правильный режим сна и не пренебрегать закаливанием. Эти моменты очень важны для организма. Если голос перетрудился или вы почувствуете, что немного приболели — главное больше молчать, и не напрягать связки.

Распевки — также важный момент для всех людей, чья работа напрямую зависит от голоса. Распевки для вокала призваны разогреть связки, а также настроить и помочь сконцентрироваться на работе. Но их нужно делать правильно.

Распевка для голоса — это своего рода разминка, которую преподаватели, дикторы и ораторы должны делать ежедневно. Именно упражнения для голоса и тренировка дикции позволяют уберечь связки от перегрузок. Форсирование звуков точно недопустимо. Не нужно брать высокие ноты самостоятельно, если вы не занимаетесь с педагогом.

Также к общим рекомендациям относятся оптимальная влажность воздуха в помещении, где вы живете и работаете. Сухой воздух — главный враг голосовых связок, и с ним нужно бороться. Разнообразные увлажнители помогут быстро решить эту проблему.

Восстановление севшего голоса

Нагрузки на голос должны быть посильными для человека. Никогда не начинайте работать сразу после сна. Пока организм не проснулся, а это примерно 2-3 часа после подъема, голос не имеет нужной силы и будет звучать тихо и сипло. Дайте организму настроиться на работу, не забудьте про распевки для разогрева связок.

Увеличивайте нагрузки на голос постепенно. Сначала одного часа интенсивных занятий будет достаточно. В дальнешем нагрузка может постепенно возрастать, но голосовой аппарат ни в коем случае не нужно перенапрягать.

Правильным также должно быть и питание. Перед работой ни в коем случае нельзя употреблять в пищу мороженое, семечки, шоколад, газированные напитки. В рационе обязательно должны быть белковые продукты, а также продукты насыщенные витаминами группы В. Лучше всего, если последний прием пищи перед работой будет примерно за два или три часа — это позволит не ощущать дискомфорта.

В случае повышенной нагрузки на голосовые связки, рекомендуется использовать специальные препараты, которые помогут справиться с малейшими признаками хрипоты, устранят основные причины потери голоса, такие как ларингиты, воспаление гортани, помогут лечить осипший голос и будут эффективны в случае перенапряжения голосовых связок. Таким, например, может быть Гомеовокс. Врачи и пациенты отмечают улучшение качества голоса (звучность, звонкость) уже в первые дни приема данного препарата.

Подведя итоги, отметим, что все специалисты, чья работа непосредственно связана с использованием голоса, должны следить за своим главным инструментом. Нужно избегать волнения и стрессовых ситуаций, не пренебрегать дыхательной гимнастикой для вокала и распевкой, отказаться от алкоголя и курения, исключить газированные напитки и еду, раздражающую горло. Эти простые советы помогут оставаться здоровым и быть всегда на вершине ораторского искусства.

Главная страница » ЛОР заболевания » Методы исследования гортани и голосовых связок

Типы ларингоскопии

ЛОР заболевания — РopMed.ru – 2009

Ларингоскопия – это исследование, позволяющее оценить состояние ротоглотки, гортани и голосовых связок. При выполнении биопсии через несколько дней может быть известен характер исследуемой ткани.

Патология, которая может быть обнаружена при ларингоскопии:

  • Воспаление гортани
  • Травма гортани
  • Опухоли гортани
  • Инородные тела
  • Рубцы в области голосовых связок
  • Образования голосовых связок (полипы, папилломы, узелки)
  • Изменение формы и функции голосовых связок (например, паралич).

Показания к ларингоскопии:

  • Выявление причины таких изменений голоса, как охриплость, приглушенность, слабость либо полное его отсутствие.
  • Выявление причины болей в горле или в ухе.
  • Выявление причины затрудненного глотания, чувства инородного тела в горле либо наличие крови при отхаркивании.
  • Выявление повреждений гортани, сужения его или нарушения проходимости дыхательных путей.

Существует несколько типов ларингоскопии, каждый из которых имеет свои показания.

Непрямая ларингоскопия

Непрямая ларингоскопия проводится в кабинете врача. Для этого используется маленькое зеркальце, которое вводится в ротоглотку. С помощью рефлектора – зеркала, которое устанавливается на голове врача свет отражается от лампы и освещает гортань. В настоящее время данный метод считается устаревшим, так как все большее распространение получают гибкие ларингоскопы. Они позволяют получить больше информации.

Прямая ларингоскопия (гибкая или ригидная)

Прямая ларингоскопия позволяет увидеть больше, чем позволяет непрямая ларингоскопия. Она может проводиться как с помощью гибкого фиброларингоскопа, так и с помощью ригидного (жесткого). Жесткий ларингоскоп применяется обычно во время хирургических вмешательств. Прямая ригидная ларингоскопия обычно проводится с целью удаления инородных тел гортани, взятия биопсии, удаления полипов голосовых связок либо проведения лазерной терапии. Кроме того, этот метод диагностики применяется для выявления рака гортани.

Подготовка к ларингоскопии

Непрямая ларингоскопия. Перед проведением этого метода исследования рекомендуется воздержаться от приема пищи и жидкости для предупреждения рвоты во время исследования и развития такого осложнения. как аспирация (вдыхание) рвотных масс. Если Вы носите зубные протезы, рекомендуется снять их.

Прямая ларингоскопия. Перед проведением прямой лираингоскопии следует сообщить врачу следующие возможные факты: аллергия к медикаментам, в том числе и к анестетикам, прием каких-либо медикаментов, нарушение свертываемости крови либо прием препаратов, разжижающих кровь (например, аспирин или варфарин), проблемы с сердцем, возможная беременность.

Прямая ларингоскопия с помощью ригидного ларингоскопа проводится обычно под общим наркозом. За 8 часов перед этой процедурой следует воздержаться от приема пищи и жидкости.

Техника проведения непрямой ларингоскопии

Процедура проводится сидя. Пациент открывает рот и вытаскивает язык. При этом врач может держать его с помощью салфетки. При необходимости корень языка прижимается вниз с помощью шпателя. Зачастую этот момент вызывает рвотный рефлекс. Для его устранения обычно носоглотка опрыскивается анестетиком. Далее в ротоглотку вводится маленькое зеркальце на ручке, с помощью которого и проводится осмотр гортани и голосовых связок. с помощью особого зеркала и лампы врач направляет отраженный свет в рот пациента. В ходе исследования врач просит пациента сказать «А-а-а-а». Это делается для того, чтобы увидеть голосовые связки. Длительность процедуры всего 5 – 6 минут. Через полчаса действие анестетика проходит. Не рекомендуется прием пищи или жидкости пока полностью не пройдет его действие.

Техника проведения прямой гибкой ларингоскопии

Для этого метода исследования применяется гибкий ларингоскоп в виде трубочки. Перед ее проведением обычно пациенту назначаются препараты, подавляющие секрецию слизи. Кроме того, для подавления рвотного рефлекса горло пациента также опрыскивается анестетиком. Гибкий ларингоскоп вводится через нос. Для улучшения проходимости через носовой ход и уменьшения травмирования его слизистой полость носа опрыскивается сосудосуживающим препаратом.

Техника проведения прямой ригидной ларингоскопии

Ввиду сложности и некоторого дискомфорта прямой ригидной ларингоскопии этот метод проводится под общей анестезией. Перед его проведением пациент должен снять зубные протезы. Процедура выполняется в операционной. Пациент лежит на операционном столе. После действия наркоза пациент засыпает. В рот больного вводится жесткий ларингоскоп. На конце ларингоскопа, как и у гибкого ларингоскопа, имеется источник света – лампочка. Кроме осмотра полости гортани и голосовых связок прямая ригидная ларингоскопия позволяет удалить инородные тела из гортани, проведения биопсии, удаление полипов голосовых связок. Процедура занимает от 15 до 30 минут. После нее больной находится в течение нескольких часов под контролем медперсонала. Для предупреждения отека гортани на ее область кладется пузырь со льдом.

После данной процедуры рекомендуется в течение 2 часов воздержаться от приема пищи и жидкости для предупреждения удушья. Кроме того, не рекомендуется в течение нескольких часов сильно кашлять, а также полоскать горло. Если во время процедуры ригидной ларингоскопии проводилось вмешательство на голосовых связках (например, удаление полипов), в течение 3 дней после этого рекомендуется соблюдение голосового режима. Старайтесь не говорить громко или шепотом, а также длительное время. Это может нарушить нормальное заживление голосовых связок. Если проводилось определенное вмешательство на голосовых связках, в течение примерно 3 недель Ваш голос может быть охрипшим.

Как переносится ларингоскопия

При непрямой и гибкой прямой ларингоскопии обычно может ощущаться некоторая тошнота ввиду раздражения корня языка и задней стенки глотки. Для предупреждения этого применяется анестетик, которым опрыскиваю горло, при этом в начале может ощущаться умеренная горечь. При этом Вы можете почувствовать, как будто у Вас отекло горло и некоторое затруднение глотания.

После ригидной ларингоскопии, которая проводится под общей анестезией, в течение некоторого времени может ощущаться тошнота, слабость, умеренная боль в мышцах. Также ощущается некоторая боль в горле и охриплость голоса. Для уменьшения этого явления рекомендуется полоскание горла теплым раствором соды.

При проведении биопсии во время ларингоскопии обычно пациент может отхаркивать небольшое количество крови со слизью. Если при этом кровь отделяется более суток или Вы ощущаете затруднение дыхания, следует сразу обратиться к врачу.

При всех типах ларингоскопии имеется небольшой риск развития отека гортани и нарушения проходимости дыхательных путей.

Риск осложнений возрастает, если дыхательные пути у пациента частично блокированы опухолью, полипами либо у него имеется выраженное воспаление надгортанника (одного из хрящей гортани, который служит как бы клапаном, перекрывающим просвет трахеи).

При развитии тяжелого нарушения проходимости дыхательных путей врач проводит экстренную процедуру – трахеотомию. При этом в области трахеи проводится небольшой продольный либо поперечный разрез, через который пациент может дышать. При проведении биопсии тканей гортани имеется небольшой риск кровотечения, инфекции либо повреждения дыхательных путей.

ЛОР — ХИРУРГИЯ — ЛЕЧЕНИЕ ЛОР БОЛЕЗНЕЙ в МОСКВЕ

ЛОР — ХИРУРГИЯ – ЛЕЧЕНИЕ ЛОР БОЛЕЗНЕЙ в ИЗРАИЛЕ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЛУХА в ГЕРМАНИИ – ЛОР ЦЕНТР доктора ХОХЕНХОРСТА

Куда можно обратиться с этой проблемой?

ХОЧУ лечиться в МОСКВЕ!

ХОЧУ лечиться ЗА РУБЕЖОМ!