Атаксия мозжечковая

Е.Ф. Фролова, учитель – логопед

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Проблеме нарушений письма и речи у детей – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. После знакомства с нейропсихологией на курсах Московского института дефектологии и медицинской психологии, в моей логопедической практике изменился подход к решению интеллектуальных и речевых проблем детей. Нейропсихологический анализ данных диагностики позволяет мне выявить нарушение и сохранность того или иного звена функциональной системы, определить степень выраженности дефекта в каждом отдельном случае, изучить индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, связанные с преодолением специфического для него нарушения, правильно спланировать коррекционную работу.

Теория нарушения работы сенсорных систем.

Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США), в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Дж. Айрес, практик из «глубинки», увидела проблему, мешающую развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностировали и не замечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.

Джейн Айрес в своих наблюдениях пришла к выводу, что основа нормальной работы нервной системы обусловлена состоянием вестибулярной системы. Вестибулярная система является главным организатором ощущений, поступающих из других сенсорных каналов, — таким образом, она участвует в овладении речью. Джейн Айрес подчеркивала, что вестибулярная система отвечает за координацию и регуляцию мышечной активности невербального общения – «язык тела» и другие формы невербального общения.

Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?

Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.

Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. В переводе с латыни мозжечок означает «малый мозг» и является составной частью ствола мозга.

Симптомы мозжечковой недостаточности:

— ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;

— ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

— ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.

  1. Проблемы с речью:

— непроговаривание слов, перестановка слогов;

— логоневроз (обычное заикание);

— дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается

дисграфией – нарушением письма;

— отставание от школьной программы;

— нарушениях аутистического спектра.

2. Особенности моторики:

— угловатые, неплавные движения;

— дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;

— «дрожание» глаз при взгляде в сторону;

— ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

— быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

— невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

Мозжечковая стимуляция.

Что это такое?

Система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечковая стимуляция базируется на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают усвоению любой информации, и представляет собой серию реабилитационных методик, которые направлены на нормализацию работы ствола головного мозга.

В работе по мозжечковой стимуляции использую различные методы для достижения наилучшего результата в коррекции нарушений речи. На протяжении нескольких лет использую балансировочные диски, нейрогимнастику и фитбол , которые усиливают эффект занятия, создают положительный эмоциональный фон.

Балансировочные диски:

Это занимательные и эффективные тренажеры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача малыша – как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности.

Балансировочная доска — лабиринт предназначена для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата, развития навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто. Раскачиваясь в разные стороны, ребенок двигает шарик по лабиринту, тем самым тренирует зрение и ловкость. Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими – зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве. Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия. Приведенные ниже упражнения будут способствовать развитию равновесия в пространстве. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за правильно выполненные задания. Можно работать под музыку. На начальном этапе работы задача ребенка — как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности, далее задания усложняются.

Упражнение на развитие эквилибристической реакции, укрепления мышц туловища, координации движений рука-глаз и осознания работы частей тела.

1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; б)сзади; в) с обеих сторон.

2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» .Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.

4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.

6. Положение то же. Круговые вращения руками:

а) Обе руки в одну сторону

б) Обе руки в разные стороны

в) По очереди в одну сторону.

г) По очереди в разные стороны.

7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:

а) Обе руки положить на грудь

б) Поднять руки над головой

в) Прямые руки в сторону

г) Нагнуться, достать пальцы ног

д) Любые движения, какие понравятся.

Далее занятия усложняются: ребенок выполняет задания логопеда, например, обмениваясь мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п., находясь на балансировочной доске.

Задания эти направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Дети так любят цирк! Балансир позволит развить чувство равновесия и научиться концентрировать внимание, выполняя увлекательные игровые упражнения, так похожие на цирковые трюки.

Примеры упражнений:

1) Колпачки требуется поставить один на другой — сидя, опустившись на колени или стоя на балансире. Чем сильнее будет раскачиваться тренажёр, тем сложнее будет выполнить это упражнение. Можно устанавливать площадку для колпачков на разную высоту.

2) Нужно забросить подвешенный мячик в «корзину для мини-баскетбола» (в колпачок) меньшего размера. Колпачки устанавливают на подставку донышком вниз.

3) Попытаться закрутить шарик как пропеллер. Это очень трудное упражнение можно выполнить, лишь хорошо владея своим телом.

На занятиях логопеда чаще можно встретить маленький мяч, но огромный, яркий, с шипами и без, приводит детей в восторг, позволяя играючи развиваться.

Фитбол-гимнастика:

Изобретение фитбола сродни изобретению велосипеда. Большой надувной мяч из плотного каучука перевернул с ног на голову представление о том, какими могут быть тренажеры.

Комплексы фитбол-гимнастики применяют на логопедических занятиях. Эф­фективными являются занятия по подгруппам и индивидуально. Работа строится на основе поэтапного обучения технике упраж­нений с фитболами.

Фитбол – упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, чистоговорок, стихов в ритм движений, что способствует более быстрой автоматизации и дифференциации звуков, координации, равновесия, осанки, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия

Целью I этапа является освоение детьми мяча как оборудо­вания. Упражнения с фитболами на протяжении всего занятия не превышает 20-15 % времени. Используются такие игры, как «Угадай с закрытыми глазами», «Что я вижу?», «Мой весе­лый, звонкий мяч», «Что растет в огороде?», где дети упражня­ются в прокатывании мяча в паре сидя, стоя на коленях, лежа, отбивании мяча об пол на месте одной или двумя руками, пере­брасывании мяча, стоя в кругу. Важным является оказание по­мощи каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенно­стей.

Цель II этапа — тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных, повышение физической работоспособно­сти, улучшение координации движений.

На данном этапе применяются индивидуальные .Используется разнооб­разное содержание двигательных действий на занятии, вклю­чаются упражнения с мячом эпизодически и на протяжении все­го занятия (60-70 %), это зависит от постановки конкретных це­лей и задач.

Примерный комплекс работы с использованием фитболов:

Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

— Игра под музыку («Аэробика для малышей»).

— Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.

— Повороты головой направо-налево. Темп медленный.

— Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.

— Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.

— Повороты туловища направо-налево. Темп средний.

— «Лестница» – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.

— Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

— Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

— Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола

— Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть

— Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

— Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.

— Катание мяча друг другу.

— Перебрасывание мячей друг другу и через шнур «Кто дальше».

— Прыжки через препятствия.

— Прыжки с продвижением между предметов.

— Прыжки в длину с места «Кто дальше».

Комплексы упражнений помогают закрепить поставленные звуки и улучшить координацию движений, а чистоговорки, скороговорки и стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию. Графическое изображение упражнений и предметные картинки помогают детям правильно выполнять данные упражнения.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность логопедических коррекционных занятий. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, что гарантирует высокий успех проводимой коррекции.

В моей работе нейропсихология занимает важное место. И в первую очередь это определяется тем, что нейропсихологический подход оказался очень ценен для коррекции нарушений речи.

  • 12 Июля, 2018
  • Неврология
  • ArtMaks

Тело человека способно выполнять огромное количество различных движений, сохраняя при этом определенную позу и контролируя равновесие. Именно за эти функции и отвечает мозжечок – один из отделов головного мозга. Мозжечковая атаксия возникает при поражении этого органа. Рассмотрим подробнее, что собой представляет недуг, каковы причины его появления, способы лечения и прогнозы.

Общее описание патологии

Мозжечок – особая структура головного мозга, расположенная в задней черепной ямке затылочной и височной долей. Орган выполняют одну из основных функций – удерживает равновесие и координирует движения. В нем содержится около 50 % нейронов головного мозга. Для того чтобы просто встать или сесть, необходимо задействовать множество мышц, за слаженную работу которых отвечает мозжечок.

Атаксия мозжечка – синдром, относящийся к неврологическим расстройствам. Встречается недуг достаточно часто и практически всегда связан с различными травмами и заболеваниями. В последнее время специалисты чаще всего диагностируют наследственную форму патологии, в более редких случаях – приобретенную.

Причины развития

Недуг представляет собой симптомокомплекс, который состоит из нарушений динамической и статической моторики человека. Приобретенная форма патологии развивается при наличии следующих факторов:

  • травма головы;
  • рассеянный склероз;
  • инсульт головного мозга (ишемический, гипертонический);
  • вирусные или инфекционные заболевания;
  • интоксикация тяжелыми металлами;
  • опухоли головного мозга;
  • обструктивная гидроцефалия;
  • синдром Гийена – Барре;
  • острый дефицит витамина B12.

Перечисленные синдромы приводят к развитию мозжечковой атаксии с острым началом. Недуг, симптомы которого начинают проявляться в течение нескольких недель, имеет подострое начало. Основными причинами развития патологии являются эндокринные нарушения, метаболические расстройства, злокачественные образования, токсические отравления.

Прогрессирующая хроническая атаксия возникает на фоне хронического алкоголизма, атрофических процессов, поражающих мозжечок.

Наследственный тип недуга

Мозжечковая атаксия Пьера Мари – наследственное заболевание, имеющее доминантный характер. То есть развивается оно при получении бракованного гена от одного из родителей. Пропуск поколений встречается крайне редко. Является одной из форм наследственного типа недуга. Спровоцировать появление первых признаков патологии могут различные факторы: тяжелые инфекции (дифтерия, сальмонеллез, брюшной тиф), травмы, беременность, интоксикации. Проявляется после 20 лет.

Симптоматика наследственного заболевания постоянно нарастает и прогрессирует. Периодов обострения и ремиссии в таких случаях не наблюдается. Некоторые заболевания могут изменить характер течения патологии, что значительно усложняет своевременную диагностику.

Наследственная мозжечковая атаксия подразделяется на несколько форм:

  • атаксия Фридрейха;
  • непрогрессирующая врожденная атаксия;
  • атрофия мозжечка Холмса;
  • спиноцеребеллярная атаксия;
  • поздняя мозжечковая атрофия;
  • болезнь Мачадо – Джозефа.

Симптомы

Патология отличается довольно специфическими симптомами, которые сразу бросаются в глаза. Пациенты совершают размашистые движения во время ходьбы. При этом походка у них шаткая и неуверенная. Ноги широко расставлены и при передвижении практически не сгибаются в коленях. Поэтому в процессе движения пациент как бы расшатывается из стороны в сторону (мозжечковая походка). Особо выраженно симптоматика проявляется при попытке больного резко встать и начать движение.

Непроизвольная остановка движения еще до достижения цели – еще один характерный симптом патологии. Пациенты с мозжечковой атаксией не способны быстро выполнять противоположные движения. При попытке поворота больной «уходит» в сторону и даже может упасть. Речь при атаксии теряет плавность, становится скандированной.

Динамическая мозжечковая атаксия у людей связана с поражением полушарий мозжечка. К основным признакам недуга относится тремор в конечностях при окончании выполнения какого-либо действия, нарушение почерка, непроизвольное движение глазных яблок (напоминает дрожание), двигательные расстройства при разнонаправленных движениях.

Встречается ли недуг у детей?

Неправильная координация движений у детей может быть вызвана генетической предрасположенностью, родовыми травмами, гепатитом, инфекционными патологиями, церебральным параличом, грыжами мозга. В педиатрической практике встречается как статический, так и динамический тип недуга. Диагностировать атаксию в первый год жизни малыша довольно проблематично, потому как в этот период происходит становление походки.

Заметив характерные симптомы, следует обязательно показать малыша специалисту, пройти МРТ головного мозга. Поможет диагностировать недуг и пункция, в процессе которой будет произведен забор жидкости, окружающей головной и спинной мозг. Мозжечковая атаксия у детей на фоне другого заболевания хорошо поддается лечению.

Диагностика

Для установления точного диагноза специалисту обычно требуется провести лишь несколько простых тестов. Один из них – попытка стояния в позе Ромберга. Для этого пациента просят стать так, чтобы носки и пятки были сдвинуты вместе, а руки вытянуты вперед с повернутыми вниз ладонями и растопыренными пальцами. Такая поза больному дается с трудом – наблюдается сильная шаткость. В более сложном варианте пациенту предлагают поставить одну ногу вперед так, чтобы носок касался пятки.

Выявить синдром мозжечковой атаксии помогает асинергия Бабинского. В положении стоя пациенту предлагают прогнуться назад и запрокинуть голову. В норме для выполнения этого действия человеку понадобиться разогнуться в тазобедренном суставе и слегка согнуть колени. При атаксии мозжечка такая попытка заканчивается падением.

Мозжечковая атаксия у человека. Как лечиться?

В тех случаях, когда атаксия проявляется как вторичное заболевание, лечение следует начинать с устранения основного недуга. При инфекционно-воспалительных процессах требуется антибактериальная и противовирусная терапия. Если же этиология патологии кроется в сосудистых нарушениях, потребуется нормализация кровообращения. Для этого назначают препараты из категории антикоагулянтов, тромболитики, сосудорасширяющие лекарства, ангиопротекторы.

Полностью избавиться от наследственной формы недуга не удастся. При таком типе заболевания единственной помощью будет метаболическая терапия – применение витаминов группы B, препаратов на основе гинкго билоба, ноотропов.

Обязательным пунктом в процессе лечения является массаж и лечебная физкультура. Правильно подобранный комплекс упражнений позволит нормализовать состояние мышечных тканей, восстановить тонус, скоординировать движения.

Медикаментозная терапия

Лечение мозжечковой атаксии предполагает обязательный прием следующих категорий медикаментов:

  • миорелаксанты (помогают устранить спазм мышц);
  • ноотропы (улучшают мозговую деятельность);
  • препараты, которые помогают справиться с вестибулярными нарушениями;
  • антидепрессанты;
  • витамины группы B, витамин C и PP;
  • противосудорожные лекарства.

При мозжечковой атаксии используются такие препараты, как «Бетасерк», «Бетагистин», «Тагиста», «Бетавер», «Вестинорм», «Фенибут», «Пирацетам», «Церебролизин», «Мексидол», «Сермион», «Кавинтон», «Неуробекс», «Мильгамма», «Мидокалм», «Прегабалин».

Лекарство «Бетасерк»

Французский препарат «Бетасерк» применяется при нарушениях вестибулярного аппарата и является синтетическим заменителем гистамина. В качестве действующего компонента в составе медикамента используется бетагестин – вещество, способное задействовать H-1- и H-3-гистаминовые рецепторы центральной нервной системы. Компонент воздействует на кровоток, улучшает микроциркуляцию, стабилизирует давление эндолифмы.

При регулярном приеме препарата значительно сокращается частота головокружений, уменьшается звон и шум в ушах, восстанавливается слух. Длительность терапевтического эффекта медикамента – от нескольких минут до 24 часов.

В сутки взрослому пациенту можно принять не более 48 мг бетагестина. Дозу препарата делят на 3 приема. Более точную дозировку определяет специалист в индивидуальном порядке.

Следует помнить и о том, что препарат способен вызвать побочные действия: тошноту, рвоту, диспепсию, вздутие живота, сильную головную боль, аллергические реакции.

Препарат «Тагиста»

Российский аналог «Бетасерка» — препарат «Тагиста», отличающийся от оригинала лишь стоимостью. Цена заменителя – 80-90 рублей за упаковку. В то время как импортное средство обойдется покупателю в 640-690 рублей.

Медикамент часто назначают при мозжечковой атаксии. Лечение осуществляется только под контролем специалиста. Таблетки выпускаются в дозировке 8, 16 и 24 мг бетагистина.

Показаниями для назначения «Тагисты» служат такие патологические состояния, как синдром Меньера, вестибулярное головокружение, вестибулярный неврит, водянка внутреннего уха. Запрещено использовать средство при феохромоцитоме, повышенной чувствительности к компонентам в составе. Не назначают медикамент детям до 18 лет.

В зависимости от тяжести состояния таблетки «Тагиста» могут назначить по 1-2 шт. (в дозировке 8 мг) трижды в день. Улучшение состояния наблюдается уже после первого приема препарата.

«Фенибут» при атаксии мозжечка

Лекарственные средства из категории ноотропов способны воздействовать на высшие функции мозга и повышать его устойчивость к влиянию негативных внешних факторов. Они стимулируют работу головного мозга, улучшая умственную деятельность и память.

Одним из эффективных представителей группы ноотропов является препарат «Фенибут». По своей структуре лекарство представляет собой производное гамма-аминомасляной кислоты.

Препарат оказывает корректирующее влияние на нарушенные корковые функции головного мозга, устраняет симптомы физической и психической астении, обладает антидепрессивными свойствами, положительно воздействует на память, снижает повышенную эмоциональную возбудимость.

Рекомендуется принимать препарат при головокружениях, вызванной мозжечковой атаксией, травмами черепа, инфекционными патологиями. Показаниями для назначения являются такие патологии, как расстройство памяти, тревожные расстройства, бессонница, синдром Меньера, алкогольная зависимость, повышенная тревожность.

Принимать лекарство следует длительными курсами для достижения положительной динамики. Суточная доза медикамента для взрослых – 0,75-1,5 г.

Последствия недуга и профилактика

Лечение мозжечковой атаксии будет успешным только в том случае, если будет правильно установлена истинная причина развития недуга. Полностью излечить недуг удается лишь в редких случаях. Чаще всего у пациентов остаются характерные для заболевания симптомы, которые периодически обостряются. В тех случаях, когда удалось своевременно начать терапию основного заболевания, прогноз будет максимально положительным. Существенное влияние имеет возраст пациента, общее состояние здоровья и форма проявления атаксии мозжечка.

Специфической профилактики от развития атаксии не существует. Специалисты рекомендуют своевременно лечить инфекционные и вирусные патологии, делать вакцинацию от тяжелых заболеваний, следить за работой щитовидной железы и сердечно-сосудистой системы. Перед планированием беременности следует обязательно получить консультацию генетика, если в семье имелись случаи такого недуга.

Мозжечковая атаксия — это синдром, возникающий при поражении особой структуры головного мозга, именуемой мозжечком, или его связей с другими частями нервной системы. Мозжечковая атаксия встречается очень часто и может быть результатом самых различных заболеваний. Ее основными проявлениями являются расстройство координации движений, их плавности и соразмерности, нарушение равновесия и поддержания позы тела. Некоторые признаки наличия мозжечковой атаксии видны невооруженным глазом даже человеку без медицинского образования, а другие выявляются с помощью специальных проб. Лечение мозжечковой атаксии во многом зависит от причины ее возникновения, от того заболевания, следствием которого она является. О том, что может вызвать возникновение мозжечковой атаксии, какими симптомами она проявляется и как с ней бороться, вы узнаете, ознакомившись с данной статьей.

Мозжечок — это часть головного мозга, располагающаяся в задней черепной ямке внизу и сзади от основной части мозга. Мозжечок состоит из двух полушарий и червя, средней части, объединяющей полушария между собой. Вес мозжечка в среднем составляет 135 г, а размер 9-10 см × 3-4 см × 5-6 см, но, несмотря на столь малые параметры, функции его очень важны. Никто из нас не задумывается, какие мышцы необходимо напрячь, чтобы, например, просто сесть или встать, взять ложку в руку. Это как бы происходит автоматически, стоит лишь захотеть. Однако на самом деле для выполнения столь простых двигательных актов необходима слаженная и одновременная работа многих мышц, которая выполнима только при активном функционировании мозжечка.

Основными функциями мозжечка являются:

  • поддержание и перераспределение мышечного тонуса для удержания тела в равновесии;
  • координация движений в виде их точности, плавности и соразмерности;
  • поддержание и перераспределение мышечного тонуса в мышцах-синергистах (выполняющих одинаковое движение) и мышцах-антагонистах (выполняющих разнонаправленные движения). Например, чтобы согнуть ногу, необходимо одновременно напрячь сгибатели и расслабить разгибатели;
  • экономное раходование энергии в виде минимальных мышечных сокращений, необходимых для выполнения конкретного вида работы;
  • участие в процессах двигательного обучения (например, формирование профессиональных навыков, связанных с сокращением тех или иных мышц).

Если мозжечок здоров, то все эти функции осуществляются незаметно для нас, не требуя никаких мыслительных процессов. Если же какой-то участок мозжечка или его связей с другими структурами поражается, то выполнение этих функций становится затруднительным, а порой и попросту невозможным. Вот тогда и возникает так называемая мозжечковая атаксия.

Спектр неврологической патологии, протекающей с признаками мозжечковой атаксии, весьма разнообразен. Причинами мозжечковой атаксии могут быть:

  • нарушения мозгового кровообращения в вертебро-базиллярном бассейне (ишемический и геморрагический инсульт, транзиторные ишемические атаки, дисциркуляторная энцефалопатия);
  • рассеянный склероз;
  • опухоли мозжечка и мосто-мозжечкового угла;
  • черепно-мозговые травмы с поражением мозжечка и его связей;
  • менингиты, менингоэнцефалиты;
  • дегенеративные заболевания и аномалии нервной системы с поражением мозжечка и его связей (атаксия Фридрейха, аномалия Арнольда-Киари и другие);
  • интоксикации и метаболические поражения (например, употребление алкоголя и наркотиков, интоксикация свинцом, сахарный диабет и так далее);
  • передозировка антиконвульсантов;
  • дефицит витамина В12;
  • обструктивная гидроцефалия.


Принято выделять два вида мозжечковой атаксии: статическую (статико-локомоторную) и динамическую. Статическая мозжечковая атаксия развивается при поражении червя мозжечка, а динамическая — при патологии полушарий мозжечка и его связей. Каждая разновидность атаксии имеет свои особенности. Для мозжечковой атаксии любого вида характерно снижение мышечного тонуса.

Статико-локомоторная атаксия

Эта разновидность мозжечковой атаксии характеризуется нарушением антигравитационной функции мозжечка. В результате этого стояние и ходьба становятся слишком большой нагрузкой для организма. Симптомами статико-локомоторной атаксии могут быть:

  • невозможность ровно стоять в положении «пятки и носки вместе»;
  • падение вперед, назад или покачивание в стороны;
  • устоять больной может только широко расставив ноги и балансируя руками;
  • шаткая походка (как у пьяного);
  • при поворотах больного «заносит» в сторону, и он может упасть.

Для выявления статико-локомоторной атаксии используют несколько простых проб. Вот некоторые из них:

  • стояние в позе Ромберга. Поза заключается в следующем: носки и пятки сдвинуты вместе, руки вытянуты вперед до горизонтального уровня, ладони смотрят вниз с широко растопыренными пальцами. Вначале предлагают больному стоять с открытыми глазами, а затем с закрытыми. При статико-локомоторной атаксии больной неустойчив как с открытыми глазами, так и с закрытыми. Если в позе Ромберга не выявлено никаких отклонений, то тогда больному предлагают постоять в усложненной позе Ромберга, когда одну ногу необходимо поставить впереди другой так, чтобы пятка касалась носка (поддержание такой устойчивой позы возможно только при отсутствии патологии со стороны мозжечка);
  • больному предлагают пройтись по условной прямой линии. При статико-локомоторной атаксии это невозможно, больной неизбежно будет отклоняться в ту или иную сторону, широко расставлять ноги и даже может упасть. Также просят резко остановиться и повернуться на 90° налево или направо (при атаксии человек будет падать);
  • больному предлагают походить приставным шагом. Такая походка при статико-локомоторной атаксии становится как бы пританцовывающей, туловище отстает от конечностей;
  • проба «звездочки» или Панова. Эта проба позволяет выявить нарушения при нерезко выраженной статико-локомоторной атаксии. Методика заключается в следующем: больному необходимо последовательно сделать три шага вперед по прямой линии, а затем три шага назад тоже по прямой. Вначале пробу проводят с открытыми галзами, а затем с закрытыми. Если с открытыми глазами больной еще более-менее способен выполнить эту пробу, то с закрытыми неизбежно разворачивается (прямой линии не выходит).

Помимо нарушения стояния и ходьбы, статико-локомоторная атаксия проявляет себя нарушением координированного сокращения мышц при выполнении различных движений. Это называют в медицине мозжечковыми асинергиями. Для их выявления также используют несколько проб:

  • больного просят резко сесть из положения лежа со скрещенными на груди руками. В норме при этом синхронно сокращаются мышцы туловища и задней группы мышц бедра, у человека получается сесть. При статико-локомоторной атаксии синхронное сокращение обеих мышечных групп становится невозможным, в результате чего сесть без помощи рук не получается, больной падает назад и одновременно поднимается одна нога. Это так называемая асинергия Бабинского в положении лежа;
  • асинергия Бабинского в положении стоя заключается в следующем: в положении стоя больному предлагают прогнуться назад, запрокинув при этом голову. В норме для этого человеку придется непроизвольно немного согнуть колени и разогнуться в тазобедренных суставах. При статико-локомоторной атаксии ни сгибания, ни разгибания в соответствующих суставах не происходит, а попытка прогнуться заканчивается падением;
  • проба Ожеховского. Врач вытягивает свои руки ладонями вверх и предлагает стоящему или сидящему пациенту опереться на них своими ладонями. Затем врач внезапно убирает свои руки вниз. В норме молниеносное непроизвольное сокращение мышц у пациента способствует тому, что он либо отклонится назад, либо останется неподвижным. У больного со статико-локомоторной атаксией это не получится — он упадет вперед;
  • феномен отсутствия обратного толчка (положительная проба Стюарта-Холмса). Больному предлагают с силой согнуть руку в локтевом суставе, а врач оказывает этому противодействие, а затем внезапно прекращает противодействие. При статико-локомоторной атаксии рука больного с силой отбрасывается назад и ударяет в грудь больного.

Динамическая мозжечковая атаксия

В целом ее суть заключается в нарушении плавности и соразмерности, точности и ловкости движений. Она может быть двусторонней (при поражении обоих полушарий мозжечка) и односторонней (при патологии одного полушария мозжечка). Односторонняя динамическая атаксия встречается значительно чаще.

Часть симптомов динамической мозжечковой атаксии перекликается с таковыми при статико-локомоторной атаксии. Так, например, это касается наличия мозжечковых асинергий (асинергия Бабинского лежа и стоя, пробы Ожеховского и Стюарта-Холмса). Есть только небольшое отличие: поскольку динамическая мозжечковая атаксия связана с поражением полушарий мозжечка, то эти пробы преобладают на стороне поражения (например, при поражении левого полушария мозжечка «проблемы» будут с левыми конечностями и наоборот).

Также динамическая мозжечковая атаксия проявляет себя:

  • интенионным дрожанием (тремором) в конечностях. Так называется дрожание, которое возникает или усиливается к концу выполняемого движения. В покое дрожание не наблюдается. Например, если попросить больного взять шариковую ручку со стола, то поначалу движение будет обычным, а к моменту непосредственного взятия ручки появится подрагивание пальцев;
  • промахиванием и мимопопаданием. Эти явления становятся результатом несоразмерного сокращения мышц: например, сгибатели сокращаются сильнее, чем необходимо для выполнения конкретного движения, а разгибатели не расслабляются должным образом. В результате становится трудно выполнить самые привычные действия: донести ложку до рта, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, побриться и так далее;
  • нарушением почерка. Для динамической атаксии характерны крупные неровные буквы, зигзагообразная направленность написанного;
  • скандированной речью. Под этим термином подразумевается прерывистость и толчкообразность речи, разделение фраз на отдельные фрагменты. Речь больного выглядит так, как будто бы он выступает с трибуны с какими-то лозунгами;
  • нистагмом. Нистагм — это непроизвольные дрожательные движения глазных яблок. По сути, это результат дискоординации сокращения глазных мышц. Глаза как бы подергиваются, особенно это выражено при взгляде в сторону;
  • адиадохокинезом. Адиадохокинез — это патологическое двигательное расстройство, возникающее в процессе быстрого повторения разнонаправленных движений. Например, если попросить больного быстро поворачивать ладони против своей оси (как бы вкручивая лампочку), то при динамической атаксии пораженная рука будет делать это медленнее и неловко по сравнению со здоровой;
  • маятникообразным характером коленных рефлексов. В норме удар неврологическим молоточком под коленной чашечкой вызывает однократное движение ноги той или иной степени выраженности. При динамической мозжечковой атаксии колебания ногой производятся несколько раз после одного удара (то есть нога качается, как маятник).

Для выявления динамической атаксии принято использовать ряд проб, поскольку не всегда степень ее выраженности достигает значительных пределов и сразу заметна. При минимальных поражениях мозжечка ее можно выявить только при пробах:

  • пальценосовая проба. Выпрямленной и поднятой до горизонтального уровня рукой с небольшим отведением в сторону с открытыми, а затем с закрытыми глазами попросить больного попасть кончиком указательного пальца в нос. Если человек здоров, то сможет выполнить это без особого труда. При динамической мозжечковой атаксии указательный палец промахивается, при приближении к носу появляется интенционное дрожание;
  • пальцепальцевая проба. С закрытыми глазами больному предлагают попасть кончиками указательных пальцев немного расставленных рук друг в друга. Аналогично предыдущей пробе при наличии динамической атаксии попадания не происходит, может наблюдаться дрожание;
  • пальцемолоточковая проба. Врач перемещает неврологический молоточек перед глазами больного, а тот должен попадать указательным пальцем точно в резинку молоточка;
  • проба с молоточком А.Г. Панова. Больному дают в одну руку неврологический молоточек и предлагают пальцами другой руки поочередно и быстро сжимать молоточек то за узкую часть (рукоятку), то за широкую (резинку);
  • пяточно-коленная проба. Ее проводят в положении лежа на спине. Необходимо поднять выпрямленную ногу приблизительно на 50-60°, попасть пяткой в колено другой ноги и как бы «проехать» пяткой по передней поверхности голени до стопы. Пробу проводят с открытыми глазами, а затем с закрытыми;
  • проба на избыточность и несоразмерность движений. Больного просят вытянуть вперед руки до горизонтального уровня ладонями вверх, а затем по команде врача — повернуть ладонями вниз, то есть осуществить разворот четко на 180°. При наличии динамической мозжечковой атаксии одна из рук избыточно поворачивается, то есть больше, чем на 180°;
  • проба на диадохокинез. Больной должен согнуть руки в локтях и как будто бы взять в кисти по яблоку, а затем необходимо быстро совершать вкручивающие движения кистями;
  • пальцевой феномен Дойникова. В положении сидя расслабленные кисти рук больной располагает на коленях ладонями вверх. На пораженной стороне возможно сгибание пальцев и поворот кисти с связи с дисбалансом тонуса мышц-сгибателей и разгибателей.

Такое большое количество проб на динамическую атаксию обусловлено тем, что не всегда она выявляется только с помощью одного теста. Все зависит от масштабности поражения ткани мозжечка. Поэтому для более углубленного анализа обычно проводят несколько проб одновременно.

Не существует единой стратегии лечения мозжечковой атаксии. Это связано с большим количеством возможных причин ее возникновения. Поэтому в первую очередь необходимо установить то патологическое состояние (например, инсульт или рассеянный склероз), которое привело к мозжечковой атаксии, а затем уже строится стратегия лечения.

К симптоматическим средствам, наиболее часто используемым при мозжечковой атаксии, можно отнести:

  • препараты группы Бетагистина (Бетасерк, Вестибо, Вестинорм и другие);
  • ноотропы и антиоксиданты (Пирацетам, Фенотропил, Пикамилон, Фенибут, Цитофлавин, Церебролизин, Актовегин, Мексидол и другие);
  • препараты, улучшающие кровоток (Кавинтон, Пентоксифиллин, Сермион и другие);
  • витамины группы В и их комплексы (Мильгамма, Неуробекс и другие);
  • средства, влияющие на мышечный тонус (Мидокалм, Баклофен, Сирдалуд);
  • противосудорожные средства (Карбамазепин, Прегабалин).

Подспорьем в борьбе с мозжечковой атаксией является лечебная физкультура и массаж. Выполнение тех или иных упражнений позволяет нормализовать мышечный тонус, скоординировать сокращение и расслабление сгибателей и разгибателей, а также помогает больному адаптироваться к новым условиям передвижения.

В лечении мозжечковой атаксии могут быть использованы физиотерапевтические методы, в частности электростимуляция, гидротерапия (ванны), магнитотерапия. Нормализовать речевые расстройства помогут занятия с логопедом.

Для того чтобы облегчить процесс передвижения, больному с выраженными проявлениями мозжечковой атаксии рекомендуется использовать дополнительные средства: трости, ходунки и даже кресла-каталки.

Во многом прогноз для выздоровления определяется причиной мозжечковой атаксии. Так, при наличии доброкачественной опухоли мозжечка после ее хирургического удаления возможно полное восстановление. Успешно лечатся мозжечковые атаксии, связанные с нетяжелыми нарушениями кровообращения и черепно-мозговыми травмами, менингитами, менингоэнцефалитами. Дегенеративные заболевания, рассеянный склероз хуже поддаются терапии.

Таким образом, мозжечковая атаксия – это всегда следствие какого-то заболевания, причем не всегда неврологического. Ее симптомы не так уж и многочисленны, а выявить ее наличие можно с помощью простых проб. Очень важно установить истинную причину мозжечковой атаксии, чтобы максимально быстро и эффективно справиться с симптомами. Тактика ведения больного определяется в каждом конкретном случае.

Врач-невролог М. М. Шперлинг рассказывает об атаксии:


Мозжечковые расстройства проявляются нарушением координации. Причины заболевания разные, но клиническая картина сходна. Проблемы с мозжечком возникают из-за пороков развития, наследственных болезней или после инфекций. Какие симптомы сопровождают поражение мозжечка? Расскажем в нашей статье.

Что такое мозжечок?

Этот отдел расположен под затылочными зонами коры больших полушарий. Спереди от него находится продолговатый мозг и варолиев мост. Мозжечок носит название церебеллум или маленький мозг. В действительности по своей структуре он напоминает кору больших полушарий.

Его развитие напрямую связано со сложностью движений, которые выполняет организм. Наиболее развитым этот орган является у хищников. Улитки, слизни и паразитические организмы имеют простую и примитивную его структуру.

Работа cerebellum – это координация сложных движений, поддержание равновесия и сохранение тонуса мышц. Мозжечковые функции напоминают экстрапирамидную систему. Это одна из зон, которая тесно с ним связана.

Конечно, работа органа невозможна без четкой координации связей. Мозжечок «общается» с другими отделами мозга. Для этого у него есть три ножки. Они соединяют его со следующими отделами:

  • Корой;
  • Экстрапирамидной системой;
  • Стволом мозга;
  • И спинным его отделом.

Структура

Мозжечок похож на большой мозг не только названием. Строение органа включает в себя два полушария. Кроме того, структура церебеллума градируется на серое и белое вещество.

Итак, орган расположен под затылочными долями. От них его отделяет один из выростов твердой мозговой оболочки – намет мозжечка. Два полушария объединены «червем». Эта непарная структура отвечает за позу, тонус. Формирует равновесие и поддерживающие движения. При поражении «червя» у пациента развиваются симптомы локомоторной атаксии. Он не может самостоятельно ходить и стоять.

Серое вещество расположено снаружи долей. А в глубине залегает белый слой, который образует ядра. Это парные структуры. Они имеют свои особые функции. По названию некоторые из них похожи на ядра экстрапирамидной системы. Кроме того, они тесно с ними связаны.

Например, зубчатое ядро похоже на ядро оливы. Они имеют общие нервные волокна. При нарушении их работы страдает мускулатура конечностей. Ядро шара отвечает за функцию мускулов шеи и туловища. А ядро шатра выполняет функцию контроля равновесия тела. Оно самое древнее в филогенезе.

Факт! Ядро шатра называют древним мозжечком. Оно связано с вестибулярным аппаратом.

Заболевания мозжечка

Нарушения в работе органа проявляются разнообразной клиникой. Но преобладают проблемы, связанные нарушением координации, походки, мышечного тонуса.

Причины, которые вызывают поражение органа, можно разделить на три группы. Это врожденные пороки развития, наследственные атаксии и приобретенные заболевания.

Врожденные патологии появляются с первых минут жизни. Они связаны с недоразвитием мозжечка или одного из его отделов. Поражение становится заметным по мере формирования моторных навыков. Практически всегда появляется атаксия.

Наследственные проблемы связаны с дефектом генов. Они передаются от родителей по аутосомно-доминантному и аутосомно-рецессивному типу. Среди этих патологий можно выделить:

  • Атаксия Фридрейха;
  • Атаксия-телеангиоэктазия;
  • Атаксия с дефицитом витамина Е;
  • Абеталипопротеинемия.

Одним из видов атаксий являются спиноцеребеллярные нарушения. Они включают в себя целый комплекс заболеваний с наследственным механизмом передачи. Помимо основных симптомов доминируют нарушения ходьбы, тонуса, координации.

Приобретенные болезни мозжечка возникают в результате нарушения кровообращения в органе, перенесенных вирусных и бактериальных инфекций. Токсическое воздействие алкоголя, солей тяжелых металлов, лития, противосудорожных препаратов также приводит к проблемам церебеллума. Атрофические явления в органе появляются от недостатка витамина Е и В12, при гипотирозе.

В мозжечке развиваются опухоли. Они проявляются симптомами сдавления и нарушения координации. Чаще всего развиваются астроцитомы и медулобластомы.

Мозжечковый синдром

Мозжечковый синдром – это неврологическая болезнь, при которой проявляется комплекс симптомов. Они включают:

  • «Пьяную» походку;
  • Тремор;
  • Нистагм;
  • Нарушение координационных проб;
  • Снижение или усиление тонуса.

Что такое мозжечковый синдром? Это совокупность симптомов при любом поражении органа. Недостаточность этой структуры мозга проявляется резким началом, падениями, шаткостью и координационными проблемами.

Мостомозжечковый синдром

При этом поражении в патологический процесс вовлекаются нервы моста и мозжечковая ткань. Причинами синдрома становятся опухоли или спайки после воспалительных заболеваний.

Клиническая картина сопровождается внутричерепной гипертензией: периодические приступообразные головные боли, рвота, потеря сознания. К этому добавляются нарушения ходьбы, трудности с координацией движений, проблемы удержания позы.

На поздних стадиях нарушается глотание, сердечная деятельность. Затруднен дыхательный рефлекс.

Вестибуломозжечковый синдром

Причинами этой патологии становятся сосудистые поражения различного характера. Они варьируются от спазма сосудов до тяжелого атеросклеротического стеноза или ишемии при инфаркте.

Характерная клиническая картина:

  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Нарушение координации;
  • Шаткость походки;
  • Мелькание мушек перед глазами;
  • Невозможность удержать позу.

Вестибуломозжечковый синдром – это вторая по распространенности патология, которая диагностируется неврологами при поражении малого мозга.

Мозжечковоатактический синдром

Мозжечковая атаксия чаще всего встречается пожилых лиц на фоне сосудистых поражений вертебробазилярного бассейна. У лиц после 75-80 лет такие нарушения проявляются падениями. При этом пациенты могут травмироваться и требовать дополнительного ухода.

Атаксия мозжечкового характера проявляется расстройством поддержания равновесия, шаткостью при ходьбе, нескоординированными движениями.

Мозжечковопирамидный синдром

Этот тип расстройств проявляется при спиноцеребеллярной атаксии. Мозжечково-пирамидный синдром имеет следующую клинику:

  • Нарушение иннервации скелетной мускулатуры;
  • Проблемы с осознанными произвольными движениями;
  • Возникновение патологических нервных рефлексов;
  • Потеря координированных согласованных действий;
  • Шаткость походки;
  • Потеря устройчивости;
  • Проблемы с поддержанием позы.

Опущение мозжечка

Это опущение миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие. При этом происходит сдавление продолговатого мозга. При этом возникают следующие проблемы:

  • Затылочные боли;
  • Нарушение глотания;
  • Атаксия.

Причины проблемы – врожденные заболевания. Кроме того, аномалия Арнольда-Киари появляется при быстром росте головного мозга при медленном развитии костей черепа.

Вклинение мозжечка

Синдром появляется при дислокации мозга и сопровождается вклинением миндалин в затылочное отверстие. Причиной дислокации являет локальная гипертензия в одном из отделов. При этом структуры перемещаются из одного места в другое.

Возникают симптомы нарушения кровообращения, остановка дыхания, пропадает глотательный рефлекс. При прогрессировании признаков наступает смерть.

Факт! Дисэквилибриум – это осложнение процедуры гемодиализа. При потере осмотических свойств крови происходит отек мозга. При этом миндалины мозжечка вклиниваются в большое затылочное отверстие. Декомпенсированное состояние приводит к смерти. Наступает остановка дыхания и сердечной деятельности.

Воспаление мозжечка

Острый церебеллит чаще всего возникает у детей. Причиной являются вирусные инфекции или бактериальное поражение. На фоне болезни возникает атаксия, нарушается походка, координация. Пациент не устойчив в позе Ромберга.

Иногда церебеллит возникает после перенесенной болезни. Симптомы аналогичные острому периоду. У взрослых пациентов воспаление мозжечка встречается редко.

Атрофия и дистрофия мозжечка

Атрофия мозжечка встречается при многих дегенеративных болезнях головного мозга. Наступает уменьшение объема миндалин, снижается объем функционирующих нейронов. При атрофии появляются проблемы с ходьбой, неустойчивость в позе Ромберга, шаткость походки и неустойчивость в позе стоя.

Атрофия мозжечка редко встречается у молодых людей и чаще является следствием старческих болезней. В молодом возрасте симптомы атрофии возникают на фоне шизофренических расстройств (атрофия червя мозжечка) и при различных наследственных или врожденных патологиях. А также причиной начала дистрофии становятся опухоли, которые сдавливают ткани малого мозга и приводят к гибели его клеток.

Симптомы поражения мозжечка

Характерные мозжечковые признаки перечислим ниже.

  1. Атаксия статическая;
  2. Атаксия локомоторная;
  3. Нистагм;
  4. Скандированная речь;
  5. Интенционное дрожание;
  6. Адиадохокинез;
  7. Дисметрия;
  8. Гипотония мышц;
  9. Дисметрия;
  10. Промахивание;
  11. Мегалография;
  12. Асинергия;
  13. Шаткая походка.

Эти симптомы не всегда проявляются при поражении мозжечка. А также клиника напоминает расстройства экстрапирамидной системы. Поэтому следует подробно рассказать о каждом признаке.

Изменения походки

Походка при поражении структуры становится шаткая. Пациенты с симптомами болезни похожи на пьяных. Они нечетко двигаются, широко расставляют ноги. При этом больной покачивается при ходьбе. Качение усиливается в сторону пораженного полушария. Аналогичные проблемы формируются и при мозжечковой атаксии.

Факт! Пациент не может быстро менять направление движения. Повороты даются с трудом.

Нистагм

Нистагмом называют подергивание глазных яблок. Он ярко проявляется, когда больной смотрит в одну сторону. Нистагм бывает горизонтальным, вертикальным и круговым. При этом при мозжечковых проблемах встречается чаще горизонтальный нистагм. Он выражен при взгляде больного в сторону поражения.

Мышечный тонус при поражении мозжечка

Тонус при таких болезнях снижен вплоть до полной атонии мышц. Особенно ярко проявляются расстройства при поражении «червя». При гипотонии пациент быстро устает и истощается. Появляются избыточные пассивные движения в суставах. Пропадают поверхностные и глубокие сухожильные рефлексы.

Мегалография

Это характерное изменение почерка при проблемах с мозжечком. Буквы увеличиваются в размерах. При этом их контур нечеткий и неровный. Это связано с затруднением точных движений. В том числе и при письме. Пациентам с клинической картиной таких болезней рекомендуется пользоваться компьютером для печати текста.

Тремор

Дрожание проявляется только при движении. В покое тремор отсутствует. Это дифференциальный признак для исключения экстрапирамидной симптоматики. Дрожание возникает только на верхних конечностях. Голова, туловище и ноги вовлекаются крайне редко. Характерен интенционный тремор, когда пациент тянется к объекту. В это время руки начинают сильно трястись.

Нарушение координации

Эти поражения заметны при ходьбе и в покое. У пациентов с пораженным мозжечком возникает статическая атаксия. Это пошатывание туловища в положении стоя. Появляется локомоторная атаксия – нарушение координации при выполнении действий.

Появляется мимопопадание, промахивание при потребности в точных мелких движениях. Дисметрический синдром выражен в несоразмерности силы при выполнении действий или при просьбе взять какой-либо объект.

Поражение мозжечка у детей

Мозжечковая недостаточность у детей – это нормальное состояние, которое формируется в первый год жизни новорожденного. Она характеризуется шаткой неустойчивой походкой, частыми падениями, нарушенной координацией. При взрослении движения становятся более четкими и точными. А количество падений сокращается к 2 годам.

Если симптомы атаксии не проходят к 2-3 годам, это повод обратиться к врачу неврологу. Малыш при этом отстает в психическом и моторном развитии. У него отсутствуют навыки, характерные для ровесников. Мозжечковая недостаточность формируется в результате наследственных или врожденных заболеваний, при ишемии в родах и при перенесенной нейроинфекции.

Увеличенный мозжечок у ребенка появляется в результате активного роста опухоли. При этом наблюдаются и другие симптомы атаксии. В норме размер малого мозга не должен превышать указанных для визуализации норм.

Последствия

Изменения ткани в результате травмы, опухоли или инфекции приводят к тяжелым последствиям для молодого организма. Например, малыши могут так и не освоить двигательные навыки (ходьба, сложные координированные движения). При минимальных последствиях у пациента сохраняется шаткость походки, которая приводит к частым падениям.

При повреждении малого мозга отмечается незначительная отсталость интеллектуальной деятельности. Но ее можно компенсировать за счет адаптированной программы обучения таких малышей. Ведь их познавательные способности не снижены. Просто они ограничены в своих возможностях.

Способы диагностики расстройств мозжечка

Для диагностики мозжечковых нарушений применяются нейровизуализационные методы (КТ, МРТ). При воспалительных изменениях актуально исследование крови и ликвора (поиск антител к вирусам).

Но объективные методики неврологического исследования позволяют выявить отклонения, характерные именно для этого отдела мозга. Невролог проводит пробы при объективном осмотре. Из специальных приспособлений необходим неврологический молоток.

Применяются следующие пробы:

  • Пальценосовая;
  • Пальцеуказательная;
  • Проба Ромберга;
  • Бабинского;
  • Коленно-пяточная;
  • На дисметрию;
  • На диадохокинез;
  • На нистагм;
  • На расстройства походки.

Пальценосовая проба

Пациент находится в положении сидя или стоя. Врач просит его выпрямить руку и отвести ее в сторону. Затем больной должен дотронуться указательным пальцем до кончика носа. При этом выполнить пробу нужно с открытыми и закрытыми глазами.

Пациент с поражением органа промахивается пальцем на стороне поражения. При этом у него наблюдается интенционный тремор кисти и указательного пальца. При проблемах с мозжечком (атаксии) открытые или закрытые глаза не влияют на качество диагностики.

Пальцеуказательный тест

Есть несколько модификаций теста. Чаще всего пациенту предлагают развести руки в стороны и свести их, коснувшись указательными пальцами друг друга. Возможен тест, когда врач ставит свой палец или резинку молотка.

На стороне поражения пациент промахивается мимо цели. При этом появляется тремор в кисти. Палец отклоняется кнаружи от нормального положения. Выполнение с открытыми и закрытыми глазами не влияет на исход.

Проба Ромберга

В этой позе исследуют статическую атаксию. Пациент становится ровно, руки опущены вдоль туловища, стопы сведены вместе. Врач стоит сзади, если необходимо страхует больного. Если шатания нет, то проба усложняется.

Пациент вытягивает руки вперед и старается устоять. Если проблем не обнаружено, но больной располагает стопы по одной линии. При выполнении пробы пациент падает в сторону поражения. При этом открытые или закрытые глаза не влияют на устойчивость.

Тест Бабинского

В положении лежа пациент скрещивает руки. Затем ему надо присесть, не меняя их позиции. При вставании у больного поднимаются и ноги. При этом на стороне поражения нога поднимется выше.

Второй тест на асинергию выполняется также лежа. Врач сгибает руку больного в локте и кладет ее ему на грудь. Теперь он должен разогнуть руку и неожиданно отпустить. Пациент без поражения мозга сдержит руку и предотвратит удар. Ведь у него работают мышцы-антагонисты. Больной же стукнет себя кулаком.

Коленно-пяточный тест

Пациент сидит. Врач говорит достать пяткой противоположный коленный сустав. Затем по голени спуститься к голеностопу. На стороне поражения пациент с проблемами промахивается мимо колена. Пятка соскакивает с голени за счет большей амплитуды. Открытые и закрытые глаза не влияют на чувствительность теста.

Проба на дисметрию

Дисметрия – это нарушенная соразмерность движений. При этом пациента просят вытянуть кисти рук ладонями вверх. Далее, он закрывает глаза и переворачивает их ладонями вниз. На стороне поражения наблюдают избыточную пронацию. Ладони поворачиваются неодинаково.

На диадохокинез

Адиадохокинез – это невозможность быстро совершать противоположные движения. Больного просят совершить супинацию и пронацию в лучезапястном суставе. При этом на стороне поражения кисть отстает и совершает избыточные неточные движения. При этом наблюдается быстрая истощаемость.

На нистагм

Врач предлагает больному посмотреть на молоточек. Он отводит его вверх, вниз, в стороны. Пациент следит за ним, не поворачивая головы. При этом на пораженной стороне начинаются быстрые повторные движения глазных яблок.

Расстройства походки

Пациента просят пройтись вперед и назад по одной линии. При этом сначала проба выполняется с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Пациент с поражением органа отклоняется в сторону. Кроме того, его походка характеризуется большими шагами. Он идет, как пьяный. Широко расставляет ноги в стороны. Тело клонится в ту сторону, где поражена доля мозжечка.

Лечение и прогноз

При любых видах поражения терапию делят на симптоматическую и этиологическую. Возможности восстановления погибших клеток очень малы. Поэтому врачи купируют лишь симптоматику болезни. Используются лекарственные средства, хирургические методики. Прогноз у заболевания неблагоприятный.

Как развивать мозжечок?

Дети с мозжечковой недостаточностью могут отставать в развитии от сверстников. А у пожилых людей частые падения являются источником опасных осложнений. Как же развить «малый» мозг?

  1. Самый древний метод – это укачивание младенца в люльке. Не зря наши предки мастерили колыбели к рождению первенца. Это не только забота о матери, но и развитие вестибулярного аппарата ребенка;
  2. Далее, для тренировок двухлетки подходят качели. Они должны быть современными и безопасными. Просто играйте с малышом и развивайте не только вестибулярные навыки, но и разговорную речь;
  3. После 5-7 лет с детьми проводят занятия на балансировочной доске доктора Бильгоу. Ее можно смастерить самостоятельно или купить в магазине. А лучше посетить курсы с опытным инструктором ЛФК;
  4. На доске выполняется не только балансировка. Используются упражнения с киданием-ловлей мешочков с песком, мячиком и другими приспособлениями.

Важно регулярно проводить тренировки (3-4 раза в неделю). Длительность занятий – не менее 30 минут. При хорошем самочувствии такие тренировки доступны и для пожилых людей.

Болезни мозжечка

Ниже перечислим все поражения, которые характерны для этой зоны мозга.

  1. Опухоли;
  2. Абсцессы (бактериальные и паразитарные);
  3. Наследственные болезни (например, атаксия Пьера Мари);
  4. Алкогольная дегенерация;
  5. Рассеянный склероз;
  6. Нарушения кровообращения;
  7. Черепно-мозговая травма;
  8. Нарушение развития (аномалия Арнольда-Киари).

Мозжечковые нарушения выявляют у детей и взрослых пациентов. Симптомы атаксии сопровождаются вестибулярными расстройствами и нарушением координации. К сожалению, терапия патологии невозможна. Однако, рациональная реабилитация позволяет сохранить и развивать моторные навыки.

Ольга Гладкая

Автор статей: практикующий врач Гладкая Ольга. В 2010 году окончила Белорусский Государственный Медицинский Университет по специальности лечебное дело. 2013-2014 – курсы усовершенствования «Ведение пациентов с хронической болью в спине». Ведет амбулаторный прием пациентов с неврологической и хирургической патологией.