Синдром выгорания

Основные симптомы:

  • Бессонница
  • Боль в суставах
  • Быстрая утомляемость
  • Вспыльчивость
  • Головная боль
  • Головокружение
  • Мышечная слабость
  • Нервозность
  • Отрицание моральных правил
  • Отсутствие веры в себя
  • Ощущение усталости после отдыха
  • Пессимизм
  • Повышенное потоотделение
  • Подавленность
  • Пониженный иммунитет
  • Постоянное обвинение близких
  • Появление вредных привычек
  • Профессиональная деструкция
  • Разрушение идеала
  • Чувство полного одиночества

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, в основном возникающим в трудовой сфере, но и проблемы личностного характера не исключены.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика

Данный патологический процесс свойственен людям, чья работа заключается в постоянном взаимодействии с другими людьми (доктора, учителя, работники социальной сферы, менеджеры). На Европейской конференции ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) пришли к выводу, что стрессовые ситуации на фоне трудовой деятельности является гигантской проблемой для трети стран Евросоюза, а стоимость решения проблем психического здоровья составляет 3-4% от валового национального дохода страны.

Впервые феноменальное явление было описано в 1974 году психиатром из Америки Х. Фрейденбергером. Доктор описывал непонятные для него явления у себя, у коллег, так как они постоянно пребывали в тесном контакте с пациентами. Позже охарактеризовала синдром Кристина Маслач. Она описала понятие как синдром эмоционального и физического истощения параллельно с формированием негативной самооценки, негативного отношения к работе.

Этиология

Зачастую СЭВ связан с трудностями в сфере работы, однако, также синдром может наблюдаться у молодых мам, домохозяек, и проявляется он потерей интереса к своим обязанностям. Опираясь на статистику, синдром наблюдается у людей, которые ежедневно имеют дело с человеческим фактором.

Причины СЭВ делятся на две группы:

  • объективные причины;
  • субъективные причины.

К субъективным причинам относятся:

  • индивидуальные особенности человека;
  • возрастные особенности;
  • система жизненных ценностей;
  • индивидуальное отношение к выполнению какого-либо вида деятельности;
  • завышенный уровень ожиданий от трудовой деятельности;
  • высокий порог моральных принципов;
  • проблема отказа в случае необходимости.

К объективным причинам относятся:

  • увеличение нагрузок на работе;
  • неполное понимание своих обязанностей;
  • неадекватная социальная и/или психологическая поддержка.

Объективные причины напрямую связаны со служебными обязанностями человека.

В зону риска попадают люди, злоупотребляющие спиртными или энергетическими напитками, с никотиновой зависимостью. Таким способом они стараются максимизировать работоспособность в случае неприятностей на работе. Однако вредными привычками можно лишь усугубить положение.

Также эмоциональному выгоранию подвергаются творческие личности: стилисты, писатели, артисты, художники. Причины их стрессов кроются в том, что они не могут поверить в собственные силы. Особенно это выражается, когда их талант остается неоцененным публикой либо следуют негативного рода рецензии от критиков.

Однако любая личность может приобрести синдром такого типа. Это может спровоцировать нехватка понимания и отсутствие поддержки со стороны близких, вследствие чего человек перегружает себя работой.

В первых рядах отмечается синдром эмоционального выгорания у врачей и учителей. Ограниченность проведением уроков, как и ответственность перед высшим руководством, является провокацией психического расстройства. Мигрени, неспокойный сон, изменения веса, сонливое состояние на протяжении суток – всему этому способствует синдром эмоционального выгорания у педагогов и медиков. Также возможно проявление равнодушия к ученикам, сопутствующее агрессией, бесчувственностью и отсутствием желания проникнуться проблемами подростков. Раздражительность изначально проявляется в скрытой форме, затем доходит и до неприятных, конфликтных ситуаций. Некоторые закрываются в себе и прекращают контактировать с друзьями и родственниками.

При развитии синдрома данного типа у учителей, немаловажными являются внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относится:

  • ответственность за учебный процесс;
  • ответственность за эффективность проделанной работы;
  • нехватка необходимого оборудования.

К внутренним факторам можно отнести дезориентацию индивидуальности и эмоциональную отдачу.

Психология заболевания у педагогов также отмечается повышенным уровнем агрессии, враждебным настроем к окружающим, как следствие – изменением манеры поведения в негативную сторону, подозрительностью и недоверием к близким и коллегам по работе, обидой на весь мир.

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется стрессами, ночными дежурствами, ненормированным графиком, необходимостью постоянного повышения квалификации.

Синдром эмоционального выгорания у родителей, в частности, у мам, проявляется из-за того, что им приходится выполнять большое количество работы и становиться частью нескольких социальных ролей одновременно.

Классификация

Опираясь на теорию Дж. Гринберга, выделяют следующие стадии синдрома эмоционального выгорания:

  • первая стадия – рецидивирующие стрессы в рабочем плане, которые способны уменьшать физическую энергию человека на фоне удовлетворения работника предоставляемой трудовой деятельностью;
  • вторая стадия – снижение интереса к трудовой сфере, нарушение сна, чрезмерная усталость;
  • третья стадия – работа без выходных, отмечается наличие переживаний, и человек становится уязвимым к заболеваниям;
  • четвертая стадия – в организме прогрессируют хронические процессы, которые связаны с неудовлетворенностью собой как личностью, а также в рабочем плане;
  • пятая стадия – трудности физического и психоэмоционального плана способствуют развитию опасных для жизни заболеваний.

Длительная функциональная нагрузка при отсутствии доверительных межличностных отношений является основным фактором формирования стрессового состояния.

Стадии профессионального выгорания по Дж. Гринбергу

Симптоматика

Признаки синдрома эмоционального выгорания можно разделить на три группы:

  • физиологические признаки;
  • психоэмоциональные признаки;
  • поведенческие реакции.

Физиологические признаки включают в себя:

  • быстрое ощущение чувства усталости;
  • ощущение утомляемости после отдыха;
  • слабость в мышцах;
  • повторяющиеся приступы головной боли, головокружения;
  • ослабление иммунитета;
  • появление продолжительных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • болевые ощущения в области суставов;
  • обильное потоотделение;
  • бессонница.

К психоэмоциональным симптомам можно отнести:

  • чувство полного одиночества;
  • отрицание моральных правил;
  • постоянное обвинение близких;
  • отсутствие веры в себя и в свои способности;
  • разрушение идеала;
  • угнетенное настроение;
  • нервозность;
  • чрезмерная вспыльчивость;
  • пессимизм.

Поведенческие реакции:

  • появление профессиональной деструкции;
  • желание оставаться в полном одиночестве;
  • уклонение от ответственности за совершенные поступки;
  • появление вредных привычек из-за желания скрыться от происходящего.

Клинические симптомы приравнивают заболевание к депрессивному расстройству, однако, синдром эмоционального выгорания имеет более благоприятные прогнозы для возвращения человека к обыденной жизни.

Диагностика

Для того чтобы диагностировать синдром правильно, врачу необходимо:

  • изучить историю болезни пациента;
  • узнать о наличии хронических заболеваний;
  • уточнить симптомы, на которые может пожаловаться больной;
  • выяснить наличие вредных привычек.

Также назначаются следующие лабораторные исследования:

  • общий анализ крови;
  • экспресс-тест на функционирование печени и почек;
  • тест для определения уровня электролитов в крови.

Также медики придерживаются основного метода диагностики, разработанного В. Бойко – тестирование, которое включает в себя 84 утверждения, а пациент должен выразить свое отношение к фразам ответами «да» или «нет».

Таким способом можно выявить фазу развития синдрома:

  • фазу напряжения;
  • фазу резистенции;
  • фазу истощения.

Фазы эмоционального выгорания

Фаза напряжения включает в себя следующие клинические признаки:

  • неудовлетворенность собой как личностью;
  • тревожное и депрессивное состояние;
  • переживание ситуаций, которые травмируют психическое здоровье;
  • загнанность в угол.

Фаза резистенции состоит из следующих диагностических симптомов:

  • неадекватное эмоциональное, избирательное реагирование;
  • эмоционально-нравственная дезориентация;
  • расширение сферы экономии эмоций;
  • редукция должностных обязанностей.

Фаза истощения характеризуется:

  • дефицитом эмоций;
  • эмоциональной отстраненностью;
  • деперсонализацией;
  • психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Результаты тестирования подсчитывают по специально разработанной усложненной системе. Экспертами оценивался ответ на каждое утверждение определенным числом баллов, и с помощью трехступенчатой системы получения показателей выводятся результаты тестирования и те симптомы, которые характерны для пациента.

Дифференциальная диагностика проводится с психическими расстройствами, которые не являются зависимыми от влияния факторов извне. Часто затруднение у специалистов вызывает диагностика синдрома эмоционального выгорания и синдрома хронической усталости. Разница между ними заключается в том, что первый затрагивает в большинстве случаев рабочий аспект, а синдром хронической усталости – все аспекты жизни больного.

Лечение

Лечение сформированного синдрома проводится с помощью:

  • психотерапии;
  • фармакологического лечения;
  • реорганизации рабочего окружения;
  • комбинации изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

Во время работы с больными психологи придерживаются следующих мероприятий:

  • проведение тренинга навыков общения – обучают навыкам эффективной межличностной коммуникации, помогают осознать важность существования близких в жизни больного;
  • тренинг позитивного взгляда на вещи – обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной;
  • фрустрационная профилактика – обучение оценивать свои возможности и способности реалистично;
  • тренинг уверенности в себе – с помощью применения методики «волшебный магазин» (больной представляет, будто очутился в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера) психологи работают над увеличением уровня самооценки пациента;
  • дебрифинг после тяжелого события – больной выражает свои мысли, переживания по поводу какого-либо глобального происшествия (лечение таким методом активно используется за границей);
  • обучение методикам релаксации.

Техники релаксации включают в себя:

  • мышечную релаксацию (методика Джекобсона);
  • трансцендентальную медитацию;
  • аутогенную тренировку (методика Шульца);
  • методика произвольного самовнушения (методика Куэ).

Методика Эмиля Куэ

Медикаментозное лечение включает в себя применение определенных лекарственных препаратов:

  • антидепрессантов;
  • транквилизаторов;
  • β-адреноблокаторов;
  • снотворных средств;
  • препаратов нейрометаболического действия.

Специалисты также сталкиваются с ситуациями, когда синдром развивается стремительно, и у больного наблюдается крайне негативное отношение к коллегам, к работе, к окружающим. В таком случае задача клинициста состоит в том, чтобы переубедить человека сменить работу и окружение, к примеру, переехать в другой город, так как это пойдет на пользу пациенту и сразу же будет заметное улучшение самочувствия.

Профилактика

Профилактика синдрома такой клинической картины условно разделяется на:

  • физическую профилактику;
  • эмоциональную профилактику.

Физическая профилактика эмоционального выгорания включает в себя:

  • соблюдение правильного питания (в рацион должны входить продукты, которые содержат витамины, растительную клетчатку и минералы);
  • частые прогулки, отдых на свежем воздухе;
  • регулярная физическая активность;
  • соблюдение правильного режима дня;
  • здоровый сон (не меньше восьми часов).

Эмоциональная профилактика синдрома эмоционального выгорания включает:

  • выходные дни, когда человек может посвятить время себе;
  • обязательный отпуск минимум раз в год;
  • анализ размышлений, ситуаций, которые беспокоят человека;
  • правильную расстановку приоритетов (первоочередное выполнение необходимых дел);
  • медитацию;
  • тренинги;
  • ароматерапию.

Не существует универсального решения проблемы синдрома эмоционального выгорания. Гармоничное существование присуще только тем, кто научился правильно расставлять жизненные приоритеты.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Сахарный диабет (совпадающих симптомов: 8 из 20) Синдром хронической усталости (совпадающих симптомов: 8 из 20)

Доводилось ли вам слышать выражение: «Перегорел на работе?” А может быть, так говорили про вас? Синдром эмоционального выгорания – это патологическое состояние человека, при котором он постоянно чувствует моральное, эмоциональное и физическое истощение. Знакомое состояние? Почему же оно возникает, каковы признаки СЭВ и что делать, чтобы от него избавиться? Сегодня я отвечу на все эти вопросы.

Общая характеристика

Стресс для человека – это не всегда плохо. Легкий стресс, возникающий, например, когда мы изучаем что-то новое, помогает преодолевать трудности. В конечном итоге благодаря такому стрессу мы обретаем новый навык, а значит, развиваемся.

Однако на длительный непрекращающийся стресс организм реагирует эмоциональным выгоранием. Происходит перегрузка организма, психическое и физическое истощение. Это не просто плохое настроение. СЭВ характеризуется непрекращающимся характером и интенсивностью. Из этого состояния сложно выбраться.

В 1974 году американский психиатр Х. Фрейденбергер впервые описал непонятное для него и его коллег-докторов психоэмоциональное состояние. Оно было связано с тем, что им приходилось тесно и довольно часто контактировать с пациентами.

Чуть позже это явление описала Кристина Маслач. Она назвала его синдромом эмоционального и физического истощения. При этом на фоне этого синдрома формируется негативное отношение к работе и отрицательная самооценка.

Сильнее всего синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, чья работа связана непосредственно с общением с другими людьми. В частности, это представители следующих профессий:

  • врачи;
  • психологи;
  • педагоги;
  • работники социальных служб;
  • менеджеры по продажам и т. п.

Фрейденбергер также отмечал, что подобное состояние развивается у людей, которые:

  • склонны к сочувствию;
  • излишне мечтательны и поэтому неустойчивы в своей самооценке;
  • одержимы навязчивыми идеями;
  • стремятся идеально выполнить свою работу.

Нередко СЭВ наблюдается у творческих личностей (писатели, артисты, музыканты, художники и проч.). Особенно если их талант остается непризнанным. Помимо этой категории синдром часто проявляется у женщин, которые недавно стали мамами или занимаются исключительно домашним хозяйством.

К факторам, провоцирующим возникновение СЭВ, относятся:

  1. Однообразная работа, которая превращается в рутину.
  2. Работа в напряженном ритме, когда регулярно возникают стрессовые ситуации.
  3. Постоянная критика руководства.
  4. Недостаточное вознаграждение за выполненную работу. Причем не только материальное, но и психологическое, например, похвала.

Синдром эмоционального выгорания можно рассматривать как способ психологической защиты. У человека полностью или частично отключаются эмоции в ответ на воздействие, причиняющее эмоциональную травму.

Симптомы эмоционального выгорания

Симптомы СЭВ можно разделить на 3 группы:

  • психофизические;
  • социально-психологические;
  • поведенческие.

К психофизическим симптомам относятся:

  • хроническая усталость, когда человек чувствует себя уставшим не только вечером, но и утром сразу после пробуждения;
  • вялость и мышечная слабость;
  • регулярные приступы головной боли;
  • бессонница;
  • снижение иммунитета и как следствие частые простуды и ОРВИ;
  • резкий набор веса или сильное похудение;
  • ухудшение показателей крови и гормонального фона;
  • заторможенность и сонливость;
  • ухудшение слуха, обоняния, осязания, зрения, тактильных ощущений.

Социально-психологические симптомы проявляются у человека в следующем:

  • возникает чувство равнодушия к работе, безразличия и скуки;
  • развивается депрессия, ощущение подавленности и внутреннего опустошения;
  • часто происходят нервные срывы от вспышек необоснованного гнева до полного ухода в себя и отказа от общения;
  • даже мелкие и незначительные события вызывают сильное раздражение;
  • не покидают негативные эмоции (обида, стыд, вина, подозрительность), хотя видимых причин для них нет;
  • развивается чувство повышенной тревожности и беспокойства;
  • человека преследует страх, что он не справится с задачей или у него ничего не получится;
  • неуверенность в себе и в своих силах.

Поведенческие симптомы выражаются следующим образом:

  • человек начинает ходить на работу без энтузиазма и долго «включается” в рабочий процесс;
  • он увеличивает продолжительность перерывов и по возможности сокращает рабочее время;
  • откладывает выполнение важных задач, а вместо этого занимается мелкими заданиями;
  • постоянно берет работу на дом, но так ничего и не делает;
  • отстраняется от коллег или клиентов, например, учеников, пациентов;
  • если человек является руководителем, то ему становится сложно принимать решения;
  • ему становятся абсолютно безразличны результаты работы;
  • злоупотребляет алкоголем, пробует наркотики, выкуривает гораздо больше сигарет, чем привык.

Данные признаки могут проявляться у человека иногда и исключительно на работе. Либо он испытывает их постоянно и переносит на семейные и дружеские отношения. Интенсивность и частота проявления признаков СЭВ зависит от стадии развития синдрома.

Стадии СЭВ

Синдром эмоционального выгорания не возникает резко. Он развивается поэтапно по мере того, как нарастает психическое напряжение у человека. Психолог Джеррольд Гринберг выделил 5 стадий СЭВ:

  1. На первой стадии человек вполне удовлетворен своей трудовой деятельностью. Он увлечен делом, испытывает энтузиазм. Возникающие стрессовые ситуации не вызывают сильного эмоционального напряжения. Они лишь немного снижают активность и энергичность работника.
  2. По мере накопления усталости развивается вторая стадия синдрома. Человек теряет интерес к своему делу. У него возникают нарушения сна. Это может быть бессонница. Или наоборот, избыточный сон, который не приносит облегчения. Ощущение переутомления и апатии становится постоянным.
  3. На третьей стадии обостряется чувство подавленности, неудовлетворенности работой. Человек становится раздражительным. Он начинает думать о том, что в будущем у него нет никаких перспектив. Хроническая усталость провоцирует физические недомогания.
  4. Четвертую стадию можно охарактеризовать как кризис. У человека обостряются хронические заболевания. Из-за этого снижается работоспособность. Депрессия усиливается. Человека не удовлетворяет качество его жизни, собственная продуктивность.
  5. На пятой стадии психические и физические нарушения обостряются настолько, что возникает угроза жизни. На фоне тяжелейшей депрессии человек начинает злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики. Он полностью дезадаптирован как в профессиональном плане, так и в личных и семейных отношениях

Чем раньше человек обратится к психологу за помощью, тем быстрее и легче он справится с синдромом.

Диагностика

Правильно диагностировать СЭВ может только специалист. Диагностика включает в себя 3 этапа:

  • изучение истории больного и опрос;
  • лабораторные исследования;
  • тестирование.

В первую очередь врач изучает историю болезни пациента, выясняет наличие хронических заболеваний и вредных привычек. Обязательно уточняет симптомы, на которые жалуется пациент.

Для более полной картины врач назначает лабораторные исследования. Чаще всего в этот перечень входят:

  • общий анализ крови;
  • анализ на определение уровня гормонов;
  • экспресс-тест на функционирование печени и почек.

Основным методом диагностики является тестирование, которое разработал отечественный психолог В. В. Бойко. Тест содержит 84 утверждения, на которые пациент должен ответить «да” или «нет”. По результатам теста врач определит фазу развития СЭВ. Всего выделяют 3 фазы.

  1. Напряжение. Пациент остро переживает конфликтные ситуации. У него повышается уровень тревожности. Он недоволен собой как личностью. Чувствует себя загнанным в угол. Его психика борется.
  2. Резистенция. Пациент начинает реагировать на события неадекватно с эмоциональной стороны (кричит, плачет, срывается, истерит). Какие-то вещи перестают вызывать эмоции. Все больше рабочих задач остаются невыполненными, потому что он уже не считает их важными. Психика начинает сдаваться.
  3. Истощение. В данной фазе у пациента возникает дефицит эмоций, отстраненность, нарушения со стороны психосоматики. Психика сдалась окончательно.

Если пациент не принимает никаких мер, то одна фаза постепенно сменяет другую.

Лечение

Большую роль в устранении симптомов СЭВ играет мотивация пациента и поддержка близких людей. На первой стадии человек вполне способен самостоятельно справиться с синдромом. Для этого порой достаточно изменить режим работы, пересмотреть свою систему ценностей, полноценно отдохнуть и отвлечься от проблем.

В более запущенных случаях необходима помощь психотерапевта. Лечение проводится комплексно с помощью следующих методов:

  • психотерапия;
  • медикаменты;
  • изменение рабочего окружения.

Во время сеансов психотерапии врач меняет личностные установки пациента по отношению к профессиональной деятельности. Он заново формирует у пациента мотивацию и заинтересованность работой. А также учит его правильно распределять время и силы на различные сферы жизни.

Психотерапевты применяют следующие техники и упражнения.

  1. Тренировка навыков общения. Она обучает пациента умению эффективно коммуницировать с другими людьми. Ее основная задача – помочь пациенту осознать важность присутствия в его жизни близких.
  2. Обучение оптимизму. Данный тренинг учит пациента воспринимать события не с негативной стороны, а с более позитивной.
  3. Профилактика фрустрации. Эта техника помогает пациенту реалистично оценивать свои способности и возможности.
  4. Волшебный магазин. В данном упражнении пациент представляет, будто он оказался в волшебном магазине. В этом магазине он может приобрести любую черту характера, которой ему недостает, по его мнению. Цель упражнения – повысить самооценку больного.
  5. Психологический дебрифинг. Он представляет собой беседу врача и пациента, который столкнулся с тяжелым событием. Больной высказывает свои мысли, описывает ощущения и чувства по поводу пережитого.

В зависимости от клинической картины и степени тяжести синдрома врач назначает лекарственные препараты. Это могут быть:

  • антидепрессанты;
  • бета-блокаторы;
  • снотворные средства;
  • транквилизаторы.

Медикаментозное лечение проводится исключительно по показаниям врача и под его наблюдением.

К сожалению, нет волшебного средства, которое поможет избежать или мгновенно вылечить эмоциональное выгорание. Это всегда большая работа над собой, над умением жить гармонично. Если уделять все свое время и силы только одному аспекту жизни, то выгорание неизбежно наступит. Это, пожалуй, является основной причиной СЭВ.

Профилактика

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это относится и к синдрому эмоционального выгорания, который официально признан заболеванием. К профилактике устранения симптомов СЭВ относится работа в 2 аспектах:

  • физическом;
  • эмоциональном.

Для физической профилактики надо делать следующее:

  • правильно и сбалансировано питаться;
  • как можно больше гулять и отдыхать на свежем воздухе;
  • регулярно заниматься спортом;
  • соблюдать режим дня и спать не меньше 8 часов.

С этими пунктами вроде все ясно. Если не привыкли к регулярным физическим нагрузкам, то почитайте, как заставить себя заниматься спортом. Я уже писала об этом.

Эмоциональная профилактика более обширна. Она включает в себя большой перечень действий, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие именно для вас. Итак, вот что надо делать, чтобы избежать эмоционального выгорания.

  1. Устраивать себе полноценные выходные дни. В это время заниматься любыми делами, но не только не рабочими. Например, посмотреть сериал, почитать книгу, сходить в спа-центр и т. д.
  2. Прекратить ругать себя за ошибки, а наоборот, научиться хвалить себя за достижения. Помните, что истинной причиной стресса является ваше отношение к неудачам, а не они сами. Измените его!
  3. Брать отпуск хотя бы 1 раз в год. Желательно на это время уехать куда-нибудь в другое место.
  4. Планировать свой день и правильно расставлять приоритеты. В первую очередь необходимо выполнять самые важные задачи. Все второстепенное можно на время отложить.
  5. Творить! Любая творческая деятельность помогает избавиться от переживаний и волнений. Рисуйте, танцуйте, пойте, сочиняйте, шейте и т. д.
  6. Медитировать.

Эмоции, которые вы загнали внутрь и насильно там удерживаете, рано или поздно вырвутся наружу. Поэтому их надо научиться «выплескивать” так, чтобы никто из окружающих не пострадал. Как можно это сделать:

  • рассказать кому-нибудь о своих чувствах и проблемах (близкому другу, психотерапевту, любимому человеку);
  • записать свои эмоции на бумаге, а потом сжечь ее или порвать на мелкие кусочки;
  • нарисовать свою эмоцию, а потом закрасить ее или дорисовать к ней что-нибудь смешное.

Я нашла для вас интересное видео, на котором девушка-блогер делится своим опытом. Она рассказывает, как ей удалось справиться с эмоциональным выгоранием.

Мы с вами разобрались, что означает в психологии синдром эмоционального выгорания, как его распознать и бороться с ним. Лучше, конечно, не доводить себя до такого состояния.

Говорят, что успех приходит к тому, кто работает не покладая рук. Я не могу согласиться с этим утверждением. Чтобы по-настоящему стать успешным человеком в жизни, надо добиться гармонии во всех ее сферах. Уделять достаточно времени и работе, и семье, и себе любимому. Тогда вы будете излучать свет и тепло, а не сгорите, как спичка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.015.3:159.944

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Колузаева Татьяна Владимировна,

подполковник внутренней службы, помощник начальника отдела МВД России по Алтайскому району (по работе с личным составом) —

руководитель группы (по работе с личным составом) Научный руководитель — А. В. Метелев, доцент кафедры педагогики, психологии и организации работы с кадрами

Академия управления МВД России (г. Москва)

В данной статье раскрывается содержание понятия «синдрома эмоционального выгорания», описаны причины возникновения и развития данного психологического состояния, обозначены факторы, способствующие возникновению анализируемого синдрома, определены способы его профилактики.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, причины возникновения и развития СЭВ, факторы, способствующие возникновению СЭВ, способы профилактики СЭВ.

EMOTIONAL BURNOUT: CAUSES, CONSEQUENCES, PREVENTION METHODS

Koluzaeva Tatyana Vladimirovna,

В настоящее время с увеличением темпа жизни всё большее количество людей испытывает эмоциональные перегрузки и страдает от проявлений синдрома хронической усталости. Особую психоэмоциональную истощённость испытывают специалисты, находящиеся в процессе постоянной коммуникации с другими людьми, а именно специалисты, чья работа попадает под область определения профессии типа «человек — человек», в силу специфики выполняемой деятельности. Именно они более всего подвержены риску психосоматических заболеваний, вызванных постоянным эмоциональным напряжением и стрессовым состоянием. На первом месте среди указанных расстройств находится синдром профессиональ-

ного выгорания, который является негативным последствием, обусловленным особенностями работы.

Термин «эмоциональное выгорание» в науку впервые был введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для обозначения психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном взаимодействии с разными личностями в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи .

В исследованиях разных авторов утверждается, что первым на синдром эмоционального выгорания, которое проявляется в нарастании эмоционального истощения или, по К. Маслач и С. Джексон, синдром физического и эмоцио-

нального истощения ), обратил внимание американский психиатр Н. J. Frendenberger, который в 1974 году в работе «Staffbumout» и предложил термин «выгорание» (см., например об этом: . Учёный наблюдал за работниками психиатрических учреждений и на их основании, как пишут Е. Г. Королева и Э. Е. Шустер, разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с профессиональной деятельностью .

В последующем феномен эмоционального выгорания исследовали такие исследователи, как Б. Перлман, Е. Хартман, К. Маслач,

A. Пайнс, Е. Айронс, Д. Дирендонк,

B. Шауфели, Х. Сиксма, М. Буриш и др., внёсшие весомый вклад в развитие представлений о данном состоянии, причин его появления и стадиях формирования.

Синдром профессионального выгорания -это неблагоприятная реакция на стрессы, возникающая вследствие самых разных причин, связанных с выполнением профессиональных обязанностей; они включаюют в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты . По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, что в свою очередь ведёт к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Жертвы профессионального выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворённость личной жизнью. Если личная жизнь не даёт достаточных оснований для самоуважения и подтверждения значимости человека, то «выгорающие» люди ещё с большим усердием пытаются найти обоснование смысла своей жизни и самоактуализироваться

в работе. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от неё ведёт к накапливанию последствий стрессов и истощению запаса жизненной энергии человека.

В целях профилактики такого негативного состояния, как эмоциональное выгорание, необходимо знать факторы, способствующие его развитию. Изучение литературы показало, что их можно разделить на: социально-демографические, личностные, организационные, социально-психологические.

Социально-демографические факторы включают в себя пункты:

— возраст (наиболее чувствительны к выгоранию молодые люди 19-25 лет в силу своей неопытности и представители более старшего поколения, люди 40-50, причиной выгорания которых является накопившаяся усталость);

— пол (мужчины менее эмоциональны, женщины, напротив более подвержены эмоциям, что связано с выполнением ими дополнительных домашних и семейных обязанностей, вследствие чего они испытывают напряжение в гораздо большей степени. В данном случае очень важно распределение нагрузки с учётом гендерного признака: есть круг обязанностей, где нужно показать силу, выносливость и мужественность, что несвойственно большинству женщин. Имеются обязанности, которые требуют умения сочувствовать и сопереживать, что в большей мере свойственно женщинам;

— стаж работы (исследователями установлено, что эмоциональному выгоранию наиболее подвержены молодые специалисты в силу нереалистичности их ожиданий, а также лица старшего возраста, длительное время замещающие одну и ту же должность, поскольку в подобных случаях высок риск профессиональной деформации). Так, интересные данные о профессиональном выгорании и стрессоустой-чивости у сотрудников противопожарной службы с разным стажем работы находим в статье А. А. Фёдоровой и Н. И. Горбуновой . См. также о результатах экспериментального исследования о влиянии стажа работы на особенности профессионального стресса, а значит, и на процесс эмоционального выгорания у учителей школ, реализующих инклюзивное образование: . Особенности структуры профессионального выгорания в зависимости от стажа у врачей и медицинских сестёр отделений анестезиологии и реанимации исследовали В. Б. Кошкин и его соавторы ;;

— семейное положение (более высокая степень подверженности выгоранию у лиц, не состоящих в браке, поскольку в семье каждый человек получает колоссальную поддержку; люди одинокие, как правило, переживают свои сомнения и неудачи наедине с собой);

— уровень образования (у людей с высшим образованием более высокие притязания, а ожидания не всегда соответствуют действительности. Специалисты, имеющие среднее профессиональное образование, с одной стороны, чувствуют себя неловко в кругу специалистов с высшим образованием, с другой стороны, имеют гораздо больше стремлений к достижению успеха).

К личностным факторам относят следующие:

— выносливость (сохранение ежедневной высокой продуктивности труда, независимо от сложившихся обстоятельств, сформировать которую возможно путём саморазвития либо опытом решения подобных задач, а также при наличии соответствующей мотивации);

— индивидуальные стратегии сопротивления (умение контролировать ситуацию и оперативно реагировать на её изменение свойственно как специалистам без опыта, так и профессионалам, имеющим за плечами большой жизненной опыт; немаловажную роль здесь также играет семья и круг общения работников);

— предрасположенность к эмоциональному эмоциональному выгоранию (чаще всего этот

фактор наблюдается у людей с бурным темпом жизни, испытывающих сильную потребность держать всё под своим контролем, а также у людей, имеющих опыт негативного разрешения различного рода ситуаций; в данном случае нельзя исключать также психологические особенности конкретного человека);

— самооценка (низкая самооценка предрасполагает к эмоциональному выгоранию, так как неуверенный в себе человек сам по себе пребывает в состоянии стресса);

— профессиональная мотивация (речь идёт о связи ценностей личности, совпадающих с возможностью их реализации именно в процессе профессиональной деятельности).

К организационным факторам причисляют такие как:

— условия работы (многочисленные исследования показали, что у работников с двенадцатичасовым рабочим днём уровень профессионального выгорания гораздо выше, чем у персонала с восьмичасовым рабочим днём. Снижению уровня выгорания способствуют и перерывы в работе, но это временный эффект, поскольку уже через три дня после возвращения к профессиональным обязанностям данный уровень частично повышается, а через три недели восстанавливается полностью);

— содержание труда (повышенная ответственность за выполняемые функции, постоянный прессинг особых социальных институтов, призванных побуждать к ответственности за выполняемую работу, психологически трудный контингент и эмоциональная насыщенность, большой объём информации, которую необходимо переработать и зачастую не всегда оправданное затраченное на это время).

Группу социально-психологических факторов составляют:

— поддержка от администрации организации (поддержка со стороны коллег и людей с более высоким социальным и профессиональным статусом существенно снижает уровень эмоционального выгорания, а порой даже сти-

мулирует демонстрировать свои способности, так как каждый человек, ощущая, что его оценивают по достоинству, чувствует удовлетворённость от выполняемой работы и стремится достигнуть большего);

— недостаточное вознаграждение (несправедливое стимулирование заслуг работников, когда появляются так называемые «любимчики», которые поощряются регулярно, без особого учёта заслуг. В то же время есть категория менее заметных работников в силу разных причин, однако их вклад в общее дело абсолютно очевиден);

— ролевой конфликт и ролевая двойственность (нечёткая организация и планирование труда, недостаток материально-технического обеспечения, расплывчатая информация, наличие конфликтов в коллективе, неблагоприятный социально-психологический климат и т. д.).

Е. Г. Королева, Э. Е. Шустер пишут, что «у людей, поражённых СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции» . Авторы выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные. Согласимся с тем, что к факторам, способствующим развитию эмоционального выгорания, следует отнести целый их комплекс, то есть на профессиональную деятельность негативно может влиять сочетание конкретных разновидностей из приведённых выше групп. Именно такой подход, например, наблюдаем у Т. В Пфау и А. Н. Бозыковой, изучавших ситуативную и личностную тревожность, самочувствие, активность и настроение у врачей специальностей «Офтальмология», «Фтизиатрия» и «Терапия» .

Специфика современной профессиональной деятельности такова, что большинство работников для достижения поставленной цели вы-

нуждены трудиться с раннего утра и до поздней ночи, вследствие чего человек постоянно напряжён, озабочен и, как правило, испытывает негативные эмоции. Длительное нахождение в таком состоянии, как правило, приводит к полному опустошению человека.

Яркими представителями указанного вида деятельности являются сотрудники органов внутренних дел, выполнение профессиональных обязанностей которых связано с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной ответственностью за результаты выполняемых профессиональных задач. Длительное чрезмерное напряжение сказывается на психическом и соматическом состоянии сотрудников, вызывает развитие состоянии психической дезадаптации, приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья, служебных взаимоотношениях, в се-мейно-бытовой сфере личного состава, а также результатах оперативно-служебной деятельности.

Представители данной профессии находятся в постоянной коммуникации с различного рода категориями граждан. С одной стороны, это люди, оказавшиеся в беде и нуждающиеся в помощи, с другой — люди, нарушившие чьи-то права и преступившие закон. Взаимодействие с обеими сторонами чаще всего является непредсказуемым, в связи с чем от сотрудников требуется максимальная выдержка, наличие необходимых знаний, умений и навыков, высокий уровень морально-психологической и физической подготовленности.

Данные психологических исследований граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, свидетельствуют о том, что основными мотивами поступления на службу являются такие, как желание помогать людям (64 %), обеспечение соблюдения гражданами требований действующего законода-

тельства (68 %), интересная, нестандартная профессия (48 %), семейные традиции (22 %), социальная защищённость (72 %), саморазвитие, углубление знаний, приобретение опыта (38 %). Однако спустя два-три года, по данным психологических исследований, выявлено, что 28 % опрошенных готовы изменить сферу профессиональной деятельности, у 36 % сотрудников отмечается снижение уровня правосознания, следствием чего является рост фактов нарушений служебной дисциплины.

Проведённый анализ повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что именно их деятельность носит экстремальный характер, и при отсутствии у личного состава должного уровня стрессоустойчивости неизбежно влечёт возникновение и развитие профессионального стресса и эмоционального выгорания. Наиболее подвержены риску возникновения указанных негативных эмоций сотрудники подразделения участковых уполномоченных полиции. Именно в деятельности сотрудников этого подразделения присутствуют факторы, способствующие возникновению профессионального стресса и развитию эмоционального выгорания. Сотрудникам указанной структуры необходимо быстро принимать решения в самых разных проблемных ситуациях. Участковые уполномоченные полиции первыми выезжают на места происшествий и дают оценку происходящему. Так, находясь на суточном дежурстве, оперуполномоченный и следователь в среднем выезжают на вызов один-два раза в составе следственно-оперативной группы. Участковый уполномоченный полиции, как правило, выезжает на вызовы один, от 10 до 15 раз в сутки, что требует от него длительной концентрации внимания, строгого выполнения нормативов и требований, высокой ответственности за принимаемые решения. Вследствие всего перечисленного возникают высокая насыщенность межличностных взаимодействий, наличие ситуаций, угрожающих

жизни и здоровью, способных привести к серьёзной травме или более серьёзным последствиям, например, ранению как самого сотрудника, так и граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Сохраняющаяся на протяжении последних пяти лет текучесть кадров в подразделении участковых уполномоченных полиции и проблемы с комплектованием вакантных должностей в данном подразделении, а также наблюдать за их психосоматическим состоянием, которое свидетельствует явное эмоциональное истощение, обозначило необходимость выявления причин данной статистики на уровне психологического исследования.

Для оценки уровня эмоционального выгорания сотрудников подразделения участковых уполномоченных полиции нами было проведено комплексное исследование. В нашей выборке участвовали 13 сотрудников отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. Возраст испытуемых -от 25 до 45 лет, стаж службы в органах внутренних дел равен от одного года до 24 лет, стаж службы в указанном подразделении от одного года до 11 лет. По критерию образования данные таковы: высшее образование имеют 11 человек, из них 8 — юридическое, 2 сотрудника имеют среднее профессиональное образование.

Эмпирическое исследование включило в себя использование следующих методик:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко; указанная методика предназначена для диагностики синдрома выгорания, который учёный рассматривает с позиции общего адаптационного синдрома Ганса Сельем. Метод включает три основных стадии, каждая из которых характеризуется определёнными симптомами:

Стадия «напряжение»:

— переживание психотравмирующих обстоятельств;

— неудовлетворённость собой;

— «загнанность в клетку»;

— тревога и депрессия.

Стадия «резистенция»:

— неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

— эмоционально-нравственная дезориентация;

— расширение сферы экономии эмоций;

— редукция профессиональных обязанностей.

Стадия «истощение»:

— эмоциональный дефицит;

— эмоциональная отстранённость;

— личностная отстранённость (деперсонализация);

— психосоматические и психовегетативные нарушения.

В зависимости от того, насколько сформирован каждый симптом, можно говорить о степени сформированности той или иной стадии и, как следствие, о состоянии эмоционального выгорания .

2. «Опросник профессионального выгорания МВ1» К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Использование данного опросника позволяет отразить степень выраженности синдрома выгорания. В отличие от опросника В. В. Бойко здесь предлагается другая структура вопросов. Опросник названных авторов состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений трёх шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений». При этом эмоциональное истощение понимается авторами как сниженный эмоциональный фон, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к жизни, а деперсонализация как деформация отношений с другими людьми, негативизм по отношению к взрослым (родителям, коллегам, близким) и детям. Редукция личных достижений в свою очередь понимается как негативное оценивание себя, снижение значимости собственных достижений, самооценки и профессио-

нальной мотивации, в некоторых случаях негативизм относительно служебных обязанностей.

3. «Опросник психического выгорания для сотрудников правоохранительных органов» Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой. Данная методика была разработана на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон, содержащей утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Опросник также состоит из трёх субшкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Профессиональные достижения». Ответы оцениваются по шестибалльной шкале измерений и варьируются от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов). О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «Эмоционального истощения» и «Деперсонализации» и низкие — по шкале «Профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, чем меньше он удовлетворён самореализацией в профессиональной сфере, тем больше у него выражен синдром выгорания.

По результатам нашего исследования, проведённого с использованием методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, получены следующие данные: низкий уровень эмоционального выгорания обнаружен у 15,4 % опрошенных, уровень ниже среднего свойствен 7,7 %, средний уровень показали 53,8 % испытуемых, уровень выше среднего — у 7,7 %, высокий — у 15,4 % сотрудников.

Следует отметить, что в фазе напряжения среди складывающихся симптомов выделяются следующие: переживание психотравми-рующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, тревога и депрессия (продемонстрировали 15,4 % сотрудников); «загнанность в клетку» выявлена у 23,1 % опрошенных. В фа-

зе резистенции среди складывающихся симптомов доминирующим признаком является неадекватное эмоциональное реагирование, что свойственно 30,2 % испытуемых. В фазе истощения среди складывающихся симптомов преобладают: эмоциональная отстраненность у 46,2 % и эмоциональный дефицит у 38,5 % сотрудников.

Наибольшее число опрошенных в стадии сложившегося симптома (показатели по которым составляют от 16 баллов и выше) в фазе напряжения страдают от переживания психо-травмирующими обстоятельствами — 15,4 %; в фазе резистенции от расширения сферы экономии эмоций и неадекватного эмоционального реагирования по 15,4 % соответственно; в фазе истощения преобладают: эмоциональный дефицит у 30,2 % опрошенных, эмоциональная отстраненность у 15,4 % сотрудников.

Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу, что проблема «выгорания» носит актуальный характер, так как только 15,4 % опрошенных не страдают от проявлений данного синдрома, а остальные 84,6 % сотрудников страдают от указанной проблемы, причём у 15,4 % из этого числа наблюдается полностью сформировавшийся синдром эмоционального выгорания. Эта статистика указывает на острую необходимость проведения профилактических и реабилитационных мер, направленных на предупреждение и устранение выгорания.

Вторым этапом исследования стало изучение влияния стажа работы на интенсивность выгорания, с этой целью было проведено несколько тестов. В качестве первой методики была использована «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексона.

Анализ данных позволил увидеть корреляцию между выгоранием и стажем службы в органах внутренних дел. Так, сотрудники, имеющие стаж менее 5 лет, отличаются низким уровнем психического выгорания, у со-

трудников со стажем службы более 5 лет этот уровень выглядит так: низкий — 10 %, средний — 40 %, высокий — 50 %. Однако в целом эмоционально истощены 69,2 % опрошенных сотрудников.

Проведённые нами сследования с использованием опросника психического выгорания для сотрудников правоохранительных органов» Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченко-вой, полностью подтвердили результаты выше использованной методики.

В целях выявления основных стресс-факторов, влияющих на развитие профессионального стресса у сотрудников подразделения участковых уполномоченных полиции, нами проведено анкетирование личного состава. Анализ анкет показал, что высокую рабочую нагрузку отмечают 100 % опрошенных, дефицит рабочего времени указывают 84,6 %, невозможность контролировать ситуацию и влиять на принятие важных решений пометили 46,2 %, двусмысленные, неоднозначные требования назвали 53,8 %, несовершенство действующего законодательства обозначили 46,2 %, отсутствие полноценного отдыха отметили 76,9 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты нашего исследования подтверждают, что развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют как особенности профессиональной деятельности, так и индивидуальные характеристики сотрудников. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических изменениях личности; кроме того, они негативно сказываются на результатах профессиональной деятельности, поэтому важно не упустить начало этих процессов, чтобы не допустить более серьёзных последствий и помочь сотруднику в преодолении возникающих в его профессиональной деятельности сложностей.

Таким образом, действие эмоционального выгорания распространяется не только на область рабочих отношений человека, но и за-

трагивает сферу личных и социальных коммуникаций, оказывая негативное воздействие на каждую из них.

Учитывая факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания, мы предлагаем следующие направления его профилактики:

— максимальную укомплектованность вакантных должностей, что позволит избежать дополнительной нагрузки на каждого сотрудника;

— оптимизацию информационных потоков, в данном случае речь идёт в большей степени о полномочиях руководителя, до сведения подчинённого личного состава должна доводиться проверенная информация, действительно ему необходимая в повседневной деятельности;

— создание возможностей для продвижения по службе, так как, когда сотрудник видит перспективы, он всегда будет лично заинтересован в качественном и эффективном выполнении своих служебных обязанностей. Важная роль здесь отводится формированию кадрового резерва для замещения руководящих должностей и преимущественному назначению на вакантные вышестоящие должности из его состава;

— получение новых знаний, умений, навыков и опыта, постоянный мониторинг прохождения обучения сотрудников в системе дополнительного профессионального образования, оказание содействия специалистам с перспективой профессионального роста в повышении своего образовательного уровня;

— развитие содержания труда, а именно использование современных методов организации и его планирования, формирование способностей личного состава по рациональному использованию своего рабочего времени, сокращение документооборота, внедрение новых технологий, в частности, максимально возможная автоматизация труда, что позволит выполнять ряд обязанностей гораздо быстрее и

заменить ресурсы человека на некоторых этапах профессиональной деятельности;

— улучшение условий труда и отдыха, постоянный мониторинг сведений о материально-техническом обеспечении, соблюдение графиков отпусков и распорядка рабочего времени, предоставление дополнительных выходных в случае реальной переработки, исключение фактов привлечения к должностным обязанностям в период нахождения в отпуске либо в выходной день, контроль над состоянием служебных помещений, размещение работников в одном служебном помещении с учётом особенностей психотипа, характера и общих интересов;

— повышение уровня мотивации, профессионально грамотная постановка задач, обсуждение результатов работы, формирование сплочённости взглядов и единства приоритетов, а также высокой согласованности действий (в данном случае положительно сказываются мероприятия, направленные на достижение единой цели всего отдела, независимо от направления деятельности конкретного подразделения), материальное и нематериальное стимулирование труда, ежеквартальное подведение итогов с оценкой вклада каждого конкретного сотрудника в деятельность всего подразделения, предоставление возможности корректировать своё рабочее время, организация встреч действующих сотрудников с сотрудниками, находящимися на заслуженном отдыхе (ветеранами) и показавшими высокие результаты в профессиональной деятельности, либо добившимися значимых достижений в труде;

— организацию психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня (мониторинг увлечений сотрудников, организация спортивных секций и культурно-массовых мероприятий с привлечением членов семей, создание комнат психологической разгрузки);

— улучшение психологического климата в коллективе, что предполагает его систематиче-

ское исследование, выявление неформальных лидеров и индивидуальная работа с ними, распределение должностных обязанностей с учетом индивидуально-психологических характеристик личности, совместное обсуждение планов дальнейшего развития подразделения и формирование путей достижения поставленной цели, в данном случае каждый специалист должен осознавать необходимость своего присутствия и важность конкретно своей функции;

— формирование стрессоустойчивости личного состава, в данном направлении деятельности ведущая роль принадлежит психологам подразделений, которым необходимо обучить личный состав навыкам эффективного общения, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, а также обеспечить раннюю диагностику состояний профессионального стресса и эмоционального выгорания и своевременную профилактику данных явлений;

— назначение на должности руководителей профессионально грамотных специалистов, имеющих высокий социометрический статус в данном коллективе и опыт решения профессиональных задач, поскольку уважаемый, успешный руководитель всегда будет примером и той «вершиной», к которой необходимо стремиться;

— обсуждение негативного опыта решения задач и путей преодоления неудач, проведение различного рода индивидуально -воспитательной работы с каждым членом коллектива, с учётом достоверной информации о его семье, жилищно-бытовых условиях, данных личных дел и увлечений самого сотрудника.

Подводя итоги всему сказанному ранее, следует констатировать, что эмоциональному выгоранию подвержено большинство работающих людей, особенно тех, кто имеет многочисленные коммуникации и ненормированный рабочий день. Именно поэтому профилактика эмоционального как негативного состояния должна быть одним из приоритетных направлений в деятельности любой организации. Психически и физически здоровый работник добьётся гораздо больших успехов и улучшит показатели своего предприятия, учреждения, организации и т. д. Формирование стрессоустойчивости у личного состава, а также ранняя диагностика эмоционального выгорания сохранит максимальную укомплектованность штата высококвалифицированными специалистами и повысит эффективность любой деятельности.

Библиографический список

1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер. 2008. 336 с.

3. Herbert J. Freudenberg. Staff bum out // Journal of Social issues. 1974/ Vol. 30. P. 159-165.

5. Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания // Практикующему врачу. Журнал ГрГМУ. 2007. № 3. С. 108-111.

6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются: практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2001. 528 с.

7. Фёдорова А. А., Н. И. Горбунова Влияние эмпатии на профессиональное выгорание и стрессоустойчивость у сотрудников противопожарной службы с разным стажем профессиональной деятельности // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 5. С. 93- 95.

9. Пфау Т. В. Нервно-психическая устойчивость как ресурс преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 12. С. 59- 61.

10. Бойко В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня. 2000. 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.