Рас расстройство аутистического спектра
Содержание
- Обзор лекарств, используемых для лечения аутизма
- Какие симптомы аутического спектра можно лечить при помощи специальных средств?
- Лечение тревоги и депрессии
- Особое внимание родителей
- Проблемы в поведении
- Лечение припадков
- Лечение гиперактивности и рассеянного внимания
- Как выносить суждение о необходимости медикаментозного вмешательства
- Что за болезнь: расстройство аутистического спектра
- Что такое аутизм
- Почему развивается заболевание
- Как диагностируют расстройство
- Как лечат РАС
Обзор лекарств, используемых для лечения аутизма
Вы знаете, что известные на сегодняшний день лекарственные средства не могут вылечить аутизм – и все же ваш доктор выписывает вам лекарства. Что тому причиной?
Ответ прост: доктор не лечит сам аутизм, он лишь пытается смягчить или полностью устранить определенные его симптомы. Часто, когда симптомы сняты, люди с аутизмом лучше учатся, общаются и им в целом легче находить общий язык с окружением.
Какие симптомы аутического спектра можно лечить при помощи специальных средств?
У разных людей с аутизмом бывают разные симптомы, и не все симптомы поддаются медикаментозному лечению. Чаще всего лекарства выписывают при тревожности, депрессии, переменах в настроении, при гиперактивности и проблемах во внимании.
Лечение тревоги и депрессии
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) обычно выписывают при депрессиях и тревожных состояниях, а также при обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР). В США для лечения и ОКР и депрессии у детей от семи лет и старше разрешен только Прозак (флуоксетин). Исключительно для ОКР используют Флувоксамин, Сертралин и Кломипрамин.
Также для облегчения симптомов депрессии в Америке используют Бупропион (амфебутамон) – антидепрессант, который отличается по своему действию от препаратов, относящихся к СИОЗС.
Особое внимание родителей
При приеме детьми препаратов группы СИОЗС, родители должны обращать пристальное внимание на изменения в поведении ребенка, поскольку существует риск попытки суицида. Это критически важно для тех случаев, когда меняются дозы или в самом начале лечения.
Проблемы в поведении
У многих детей с аутизмом есть существенные проблемы с поведением. Некоторые из них поддаются немедикаментозной терапии (АБА, Флортайм и т.д.). Однако, когда поведение выходит из под контроля и становится опасным, необходимо рассмотреть возможность применения антипсихотических препаратов, снижающих активность нейротрансмитера дофамина в мозгу.
§ «Старые» антипсихотические препараты
Более старые препараты, позволяющие сделать поведение контролируемым, это галоперидол, тиоридазин, флуфеназин и хлорпромазин. Из этих средств галоперидол считается особенно эффективным для решения серьезных поведенческих проблем.
Однако у всех перечисленных медикаментов есть серьезные побочные эффекты, такие как общая вялость, гипертонус мышц и самопроизвольные мышечные движения.
§ «Новые» антипсихотические препараты
Для детей лучшим выбором могут быть некоторые из «новых» антипсихотиков. Вместе сс тем, поскольку их использование не имеет еще долгой истории, отсроченный эффект от их применения у детей с РАС пока что недостаточно изучен. Из этих средств самыми многообещающими считают рисперидон, оланзапин и зипрасидон (зелдокс). Для лечения импульсивного поведения, тревоги и агрессии часто применяют клонидин.
Лечение припадков
У каждого четвертого человека с аутизмом случаются припадки. Обычно для их лечения используют антиконвульсанты, такие как карбамазепин, ламотриджин, топирамат или вальпроевая кислота.
Уровень медикамента в крови нужно тщательно отслеживать, чтобы быть уверенным в том, что используется минимально возможная эффективная доза. Хотя эти препараты обычно снижают количество припадков, они не всегда их полностью устраняют.
Лечение гиперактивности и рассеянного внимания
Такие средства, как метилфенидат, успешно и безопасно используемые для лечения людей с расстройствами внимания, также выписывают и для детей с аутизмом. Эти медикаменты могут снизить импульсивность и гиперактивность у некоторых детей, (особенно это касается высокофункциональных аутистов). Аддерал также часто используется для того, чтобы решить проблемы во внимании, поведении и концентрации.
Как выносить суждение о необходимости медикаментозного вмешательства
Все описанные в этой статье медикаменты имеют потенциальные побочные действия. Некоторые из них, когда используются для терапии аутизма, применяются не по основному их назначению. Это значит, что каждое фармакологическое вмешательство несет в себе определенный риск.
По этой причине имеет смысл использовать медикаменты только в тех случаях, когда неприемлемые и опасные симптомы очень сильны и не поддаются контролю никакими другими средствами.
Но даже тогда критически важно отдельно пообщаться с врачом-терапевтом, который имеет опыт в вопросах аутизма и, если это возможно, педиатрии. Ваш доктор должен предоставить вам максимально подробную информацию о возможных побочных действиях. Узнайте, могут ли они нанести значительный ущерб, и что надо делать в случае их возникновения. После начала приема лекарств, организуйте еще одну встречу с врачом, чтобы он мог оценить, как успешно проходит лечение и нужны ли изменения в дозировке.
Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
Давайте подробнее рассмотрим, на что стоит обратить внимание.
Главным образом это триада нарушений, то есть в трех сферах:
Общение. Как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
Коммуникации. Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)
Поведение. Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)
Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, это повод обратиться к врачу.
Нарушения социального взаимодействия
Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.
- Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой
- Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры
- Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
- Может не проявлять интерес к играм других детей
- Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
- Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
- Не улыбается в ответ на улыбку
- Не реагирует на свое имя
- Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям
Нарушения в сфере коммуникации
Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.
Вместо этого, они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать или указывают на них рукой мамы.
Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.
Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.
Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:
- Избегают контакта «глаза-в-глаза»
- Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
- Используют «управляемую руку» взрослого
Нарушения в поведении
Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.
- Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
- Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
- Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
- Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
- Часто многократно взмахивает руками
- Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
- Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
- Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
- Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
- Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
- Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет
Нарушения моторики
Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.
- Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
- Хождение на цыпочках
- Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
- Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
- Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
- Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
- Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти
Особенности восприятия – обостренная чувствительность
Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности.
Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.
- Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков
- Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
- Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
- Может не переносить музыку
- Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
- Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
- Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
- Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины
Причинение вреда самому себе
В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.
- Может вырывать у себя волосы клочьями
- Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
- Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
- Может кусать себя
Нарушение чувства опасности
Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.
Расстройства желудочно-кишечного тракта
У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи. Другие симптомы: у ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами
Нарушения сна
Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.
Интеллект
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Лечение
Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.
Помощь детям с аутизмом
Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи, чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии. Наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения. Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.
В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма.
Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.
Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.
Автор статьи: Наталья Морозова, клинический психолог высшей категории, ведущий специалист Нейрореабилитационного Центра «Импульс», г. Сочи.
Что за болезнь: расстройство аутистического спектра
Apr 2, 2018 · 6 min read
Сегодня Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Мы решили рассказать, что это за болезнь, как она появляется, почему её сложно диагностировать и лечить.
Что такое аутизм
Расстройство аутистического спектра — это название большой группы расстройств развития. Из-за них человек может испытывать трудности в общении, поведении и социализации, которые сопровождают его всю жизнь.
Симптомы РАС делят на две большие группы: социальную коммуникацию и повторяющиеся или ограниченные действия, занятия и интересы. Первая группа — это отсутствие интереса к общению, способности говорить или понимать других. Обычно именно эти симптомы помогают родителям заподозрить, что с ребенком что-то не так.
Ко второй группе симптомов относятся:
- Повторяющиеся движения тела, например, хлопки, скручивания, качания, наклоны;
- Последовательность действий и ритуалы, нарушение которых расстраивает человека;
- Ограниченность интересов;
- Слишком чуткое или наоборот притупленное восприятие запахов, звуков и прикосновений.
Обычно на симптомы обращают внимание в детстве — в возрасте от 2 до 3 лет. Но не всегда специалисты могут диагностировать РАС у детей, потому что симптомы могут проявляться у здоровых детей, которые испытывают стресс, тревогу или депрессию. Поэтому заболевание иногда обнаруживают только у взрослых.
Общество по-разному воспринимает людей с РАС. Кто-то считает их гениями, ведь Альберт Эйнштейн тоже был аутистом, кто-то думает наоборот. На самом деле, аутизм проявляется у каждого человека по-своему, но одаренность или гениальность (синдром саванта) встречается все-таки довольно редко.
В этом видео мамы детей с РАС, детский психиатр и специалист АВА-терапии отвечают на популярные мифы и другие важные вопросы об аутизме.
По статистике ВОЗ в мире от РАС страдает 1 ребенок из 160, но эта цифра может быть заниженной. В США примерно у 1 из 68 детей диагностируют расстройство аутистического спектра. В России распространенность составляет 1 случай на 100 детей, но официальный диагноз получили гораздо меньшее число людей.
Почему развивается заболевание
Пока исследования не позволяют с точностью определить все причины возникновения РАС, но некоторыми данными мы располагаем. Среди причин возникновения расстройства выделяют наследственные факторы и воздействие среды.
На сегодняшний день известно около 1000 генов, ассоциированных с этой группой заболеваний. Большинство из них связаны с работой мозга и белками, которые влияют на сигнальные пути и экспрессию генов. Так, ген ADNP кодирует белок, который связан с формированием хроматина. Хроматин, в свою очередь, играет определяющую роль в упаковке ДНК и экспрессии генов. Изменения в структуре гена влияют на развитие головного мозга.
По разным данным и в зависимости от семейной истории, развитие болезни зависит от генетики на 64% — 91%. Точный механизм наследования РАС пока не ясен. Исследования показывают, что у однояйцевых близнецов риск развития расстройства выше, чем у разнояйцевых, а у разнояйцевых близнецов он выше, чем у родных братьев и сестер. Это говорит о том, что на развитие заболевание влияет не только генетика, но и течение беременности.
Также риск РАС зависит от других факторов:
- Пола. Риск заболевания в 4 раза выше у мальчиков, чем у девочек.
- Истории семьи. Риск выше, если у одного из детей уже есть диагностированное РАС. Бывает, что у родителей или родственников ребенка с аутизмом есть схожие проблемы в общении или привычки, характерные для РАС. По данным исследования, проведенного в Швеции, риск развития расстройства повышается в 10 раз, если оно диагностировано у родного брата или сестры, и в 2 раза, если диагноз есть у двоюродных.
- Наличие некоторых заболеваний — тоже фактор риска. К ним относится туберкулезный склероз, синдром Ретта или синдром ломкой х-хромосомы.
- Недоношенность. У младенцев, рожденных раньше 26 недели, риск развития аутизма может быть выше.
- Возраст родителей. Судя по исследованиям, чем старше возраст родителей на момент зачатия, тем выше риск развития аутизма. Особенно яркая корреляция, если папа старше 50 лет. Это связывают со случайными мутациями в сперматозоидах. Что касается мам, то среди детей риск выше, если беременность началась в подростковом возрасте или после 35–40 лет. Но нужны дополнительные исследования, чтобы в этом убедиться.
Расстройство аутистического спектра часто сопровождается проблемами с питанием и пищеварением. Особенности пищевого поведения приводят к тому, что у людей с РАС очень специфический видовой состав бактерий кишечника — профиль микробиоты. При аутизме в кишечнике наблюдается низкое разнообразие видов, и пониженный уровень бактерий, которые производят масляную кислоту — вещество, которое защищает кишечник от воспаления.
Такой состав микробиоты характерен для воспалительных заболеваний кишечника и ассоциирован с употреблением большого числа простых углеводов и жиров при недостатке клетчатки в рационе. В некоторый случаях детям с РАС проводят пересадку микробиоты, и такие операции даже дают положительный эффект на состояние кишечника и даже некоторые симптомы РАС. Впрочем, исследования пока проводились с участием небольшого количества пациентов и нуждаются в дополнительной проверке.
Иногда родители беспокоятся, что причиной РАС могут быть вакцины. Такой страх вызван тем, что первые признаки аутизма могут проявляться в период вакцинации или после нее. Но на самом деле это совпадение. Многочисленные исследования показали, что связи между прививками и аутизмом нет. Научная статья, в которой утверждалось обратное, ссылалась на исследование, проведенное с намеренными нарушениями и искажениями фактов, и сейчас она отозвана из научного журнала.
Как диагностируют расстройство
Важно диагностировать РАС, как можно раньше, если оно есть. Нейронные связи в мозге наиболее пластичны и реагируют на терапию в течение первых трех лет жизни. Возможно, поэтому раннее вмешательство будет более эффективным и менее дорогостоящим.
Обычно в диагностике РАС участвует несколько специалистов — невролог, психолог, психиатр, педиатр. Американская академия педиатрии рекомендует проходить скрининг задержек развития в возрасте 9, 18 месяцев и 2 или 2,5 лет. Скрининг нужно проходить чаще, если у ребенка высокий риск развития проблем: преждевременные роды или низкий вес при рождении.
Расстройства аутистического спектра диагностируют по симптомам. Поэтому важно обратиться к специалисту (педиатру или неврологу), если вы заметили, что что-то не так. Например, ребенок не смотрит, когда вы показываете пальцем на объекты, избегает зрительного контакта и хочет быть один, не заинтересован в общении с другими, часто повторяет какие-либо действия или слова. Это не обязательно указывает на аутизм, но может быть сигналом провести обследования и проконсультироваться с врачом.
Для постановки диагноза собирают полную информацию о семье и болезни ребенка, проводят осмотр, неврологическое обследование, проверяют социальные, когнитивные и языковые навыки ребенка. Кроме этого специалист может посоветовать сделать генетическое тестирование на наличие синдрома Ретта или ломкой X-хромосомы.
Подробнее о критериях диагностики по DSM-5 (руководство Американской психиатрической ассоциации) можно почитать .
Как лечат РАС
Расстройства аутического спектра не лечатся. От этого заболевания нельзя избавиться полностью, но можно смягчить его проявления. Поэтому главная цель лечения — сделать так, чтобы ребенку было комфортно общаться с другими, осваивать новые навыки и быть самостоятельным во взрослой жизни (если это возможно).
Так как аутизм проявляется по-разному, каждому пациенту подбирают индивидуальный план лечения. Он может состоять из разных программ и методов обучения.
Поведенческая терапия
Некоторые программы снижают проблемы в поведении и помогают осваивать навыки, другие учат детей общаться и вести себя в обществе. Одна из самых популярных методик — ABA-терапия. По клиническим исследованиям она показывает хорошие результаты, но взрослые люди, которые проходили терапию, иногда ее критиковали. Главная претензия была в том, что терапия не помогает детям раскрыть потенциал, а пытается приблизить аутистов к «норме». На этой идее были основаны первые занятия, но сейчас это не так. Сегодня цель качественной ABA-терапии — раскрыть способности ребенка в формате игры.
Образовательные программы
Часто детям с расстройством аутистического спектра подходят хорошо структурированные образовательные программы. Обычно в таких программах группа специалистов проводит мероприятия, чтобы улучшить социальные навыки, общение и поведение ребенка.
Семейная терапия
Родители и другие члены семьи могут научиться играть и взаимодействовать с ребенком так, чтобы одновременно учить его общаться, выполнять повседневные жизненно важные дела и уменьшать проблемы в поведении.
Медикаментозное лечение
Хотя расстройство аутистического спектра не лечится лекарствами, врач может назначить их для лечения сопутствующих заболеваний или симптомов — депрессии, тревожности, гиперактивности.
Эффективность альтернативных методов лечения не доказана, но родители могут выбрать некоторые виды терапии в дополнение к основным, например, арт-терапию, сенсорную терапию, массаж, терапию с животными.
Некоторые виды альтернативной медицины считаются опасными. К ним относится хелатная терапия (удаление тяжелых металлов из организма), гипербарическая оксигенация (вдыхание кислорода в камере под давлением), введение иммуноглобулинов.
Мы используем комплексный подход к проблеме ребенка, принимая во внимание при разработке методик реабилитации не только проявления заболевания, но и особенности юного пациента как личности. С ребенком работает целый штат специалистов – от педиатра до психотерапевта, что позволяет добиться максимальной эффективности при прохождении курса.
План реабилитации разрабатывают, корректируют и дополняют в зависимости от наличия и степени прогресса в состоянии ребенка после уже проведенной терапии.
Реабилитацию проводят сразу по нескольким направлениям: логопедическому, психотерапевтическому, а также двигательному. Все мероприятия направлены на то, чтобы ребенок мог раскрыть свой потенциал, получить хотя бы минимальные навыки самообслуживания, приобрести возможность взаимодействовать с окружающим миром.
Психотерапевтические методики используют для регуляции поведения, развития памяти и внимания, вовлечения ребенка в различные виды индивидуальной и совместной деятельности.
Цель логопедической коррекции – запуск речи (при ее отсутствии), расширение словарного запаса, развитие способностей к работе с текстом и речью.
Речь тесно связана с движением, поэтому двигательная реабилитация, включающая массаж, ЛФК, гимнастику и другие занятия, очень важна и является неотъемлемой частью курса.
В последние годы в комплексной реабилитации детей с нарушениями аутистического спектра все шире используется транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – неинвазивное воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. ТЛНС воздействует на стволовые структуры, в первую очередь на ретикулярную формацию, которая регулирует процессы возбуждения и торможения всего головного мозга. В результате нормализуется эмоциональный фон, контроль поведения и импульсивности, улучшаются когнитивные функции (память, внимание, мышление), обучаемость, нормализуются циклы сна/бодрствования, улучшается переносимость физических, умственных и психических нагрузок. Потребуется от 5 до 20 сеансов ТЛНС, обычно в сочетании с психотерапевтической, логопедической, физической или медикаментозной коррекцией.
Добавить комментарий