Незрелый ребенок

Компоненты психологической готовности

Для начала успешного обучения немаловажную роль играет психологическая готовность ребёнка к школе. Поэтому при коррекционной работе с детьми определяются варианты развития, которые наиболее благоприятно отразятся на психическом состоянии первоклассников. Компонентами психологической готовности являются интеллектуальные и личностные качества. Если одно из них недостаточно сформировано, то это становится помехой для обучения.

Учителя говорят о том, что личностные качества намного сложнее формировать, чем интеллектуальные. Психологическая готовность является целостной. Когда недостаточно сформирован один компонент, то он повлечёт за собой искажение или отставание других способностей в развитии. Однако комплексные отклонения встречаются намного реже, это такие случаи, где дети с некоторыми личностными особенностями неспособны освоить обучение.

Личностная неготовность

Личностная неготовность определяется детской непосредственностью. Такие ученики отвечают на вопрос учителя одновременно, перебивая друг друга, торопятся и руку не поднимают. Они рассказывают учителю о своих чувствах и соображениях. Работают они хорошо только в том случае, если учитель обратился к ним непосредственно.

В остальных случаях урок им не интересен, поэтому они отвлекаются и являются нарушителями дисциплины. Из-за завышенной самооценки они часто обижаются на замечания учителя. Родителям дети жалуются на неинтересные уроки и плохую школу, или злую учительницу. Когда мотивационная сфера у ребёнка недостаточно сформирована, то продуктивность обучения невысока.

Интеллектуальная неготовность. Вербализм

Когда у ребёнка интеллектуальная неготовность преобладает, то он не может понять учебные задания и выполнить его успешно. Ребёнок получает низкие оценки. Развитие детей с преобладанием интеллектуальной неготовности идут в различных вариациях. Одним из таких вариантов является вербализм.

В основе вербализма лежит высокий уровень речевого развития. Ребёнок обладает хорошей памятью, но восприятие и мышление развиты недостаточно. Такие дети рано начинают говорить, овладевают грамматическими конструкциями намного быстрее, говорят сложными предложениями и имеют богатый словарный запас. Они больше уделяют времени на вербальную деятельность, чем занимаются практически.

Игры с детьми и сотрудничество с родителями их мало интересуют. Такое поведение приводит к неумению работать по заданному образцу, невозможности соотнести свою деятельность с заданными способами, следствием является неуспешное обучение. Коррекция состоит в возврате ученика на уровень дошкольного возраста, где играют, рисуют и конструируют. Данные виды деятельности очень хорошо развивают образное мышление.

Тревожность

А.Л. Венгером были описаны варианты развития детей в возрасте 6-7 лет. Одним из вариантов, способствующих развитию, не в лучшую сторону является тревожность. Она имеет ситуативный характер, но может приобрести и личностные особенности. Тревожность становится устойчивой при ежедневном недовольстве учебной работой первоклассника, как учителя, так и родителей.

Множество замечаний и упрёков приводят к усугублению ситуации. Ребёнок постоянно находится в напряжении и страхе, что работу выполнит неверно. Также завышенные требования родителей к способностям ученика способны вызвать состояние тревожности. Когда тревожность прочно закрепляется в поведении ребёнка, то его самооценка снижается, и учебные достижения падают.

Неуверенность в себе может привести к желанию следовать указаниям учителя бездумно, все действия как по образцу или шаблону. Первоклассник не может проявить инициативу, вследствие чего все знания закрепляются на уровне формальности.

При этом взрослые ещё больше усиливают дискомфорт ребёнка, постоянно указывая на его низкую продуктивность в учебной деятельности. Чтобы снизит тревожность ребёнка, следует сконцентрировать внимание не на его неудачах, а на успехах и достижениях. Такое отношение будет является стимулом для успешной учёбы, так как в этом возрасте дети стремятся чтобы их постоянно хвалили.

Tags: воспитание, первоклассник, школа

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга” новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как делается НСГ головного мозга у новорожденных?

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?)
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: профилактика асфиксии новорожденных в домашних условиях);
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: какие бывают степени гипотрофии у детей?);
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: оценки по шкале Апгар

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гипоксия у новорожденного: что это?

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Ранняя диагностика и грамотное лечение мозговой дисфункции гарантируют благоприятный исход. Почти у 50% детей мозговая дисфункция по достижении подросткового возраста полностью исчезает (подробнее в статье: как проводится обучение детей детей с зпр?).Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гидроцефалия головного мозга у детей до года: фото

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет”, делать массаж.

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Пост с картинками: Чем мозг ребёнка отличается от взрослого? / Newtonew: новости сетевого образования

Незрелость головного мозга у детей явление не редкое, поскольку после рождения ЦНС продолжает свое развитие, усложняя нейронные связи для выполнения высших психических функций (интеллект, моторика, мышление, речь). Такого диагноза не существует в международной классификации болезней.

У новорожденного незрелость мозговых структур не относится к патологии. Кора больших полушарий совершенствует свое развитие на каждом этапе возрастной периодизации ребенка, и завершение процесса происходит после полового созревания.

Незрелость мозговых структур – термин, которым любят апеллировать врачи. Данное выражение родители могут услышать от невропатолога при прохождении плановой диспансеризации с ребенком. Его значение довольно двоякое. С одной стороны, врач может иметь в виду незрелость, как вариант нормы для грудного ребенка – нескоординированность движений, мышечный тонус, недостаточно сфокусированный взгляд.

С другой стороны, речь идет уже о патологии и функциональных нарушениях. Если выявлены неврологические отклонения, то необходимо пройти обследование. Постановка любого диагноза на основании физикального осмотра, является неправомочной.

Как ускорить развитие мозга новорожденного?

Поскольку бурный рост мозга ребенка происходит в первые три года жизни малыша, именно в этот период он наиболее способен к обучению и получению новых навыков.

Для того чтобы мозг новорожденного развивался должным образом, он должен быть обеспечен необходимыми питательными веществами. Это означает, что правильное питание играет ключевую роль в росте и развитии мозга новорожденного.

Основным строительным материалов для клеток мозга является белок. Таким образом, задача родителей обеспечить сбалансированное питание для своего малыша.

Еще одним важным моментом является внешняя стимуляция функций мозга новорожденного, которая происходит в процессе общения взрослых и ребенка.

Должны быть созданы все условия для активного познания мира, в результате чего межнейрональные связи формируются гораздо быстрее.

Если с самых первых дней жизни вести активный диалог со своим малышом, то развитие его мозга будет происходить быстро, что заложит прочный фундамент для дальнейшей жизни.

Незрелость коры головного мозга у ребенка, и возможные функциональные нарушения, исследуют при помощи различных методик. У новорожденных первым диагностическим тестом является суммарная оценка (от о до 10 баллов) состояния в первые минуты жизни – шкала Апгар.

Низкий балл (5 или менее) предполагает более тщательное наблюдение за ребенком и дополнительные методы диагностики.

Незрелость мозга и повреждение ЦНС может проявиться в более позднем возрасте, для детей от 3 лет и старше, показанием для диагностики являются различные отклонения в развитии (речевое, психическое, физическое).

  1. ЭЭГ – регистрирует активность мозговых структур и позволяет проанализировать степень зрелости нейронов, учитывая возрастные особенности. Для детей до 1 года, данный метод позволяет оценить все участки мозга и выявить патологию (через большой родничок);
  2. МРТ – позволяет оценить общее состояние тканей, функциональные нарушения и локализацию патологии;
  3. Нейросонография – ультразвуковые волны позволяют визуализировать мозговые структуры и сосудистую сеть. Возможно, выявить патологию на ранней стадии и врожденные аномалии.

Выявление дисфункции мозга на ранней стадии позволяет своевременно провести необходимую терапию и избежать тяжелых последствий.

Причины появления

Церебральная ишемия может развиваться в утробе либо при родах. Питание плода происходит через плаценту. Если кровоток к будущему ребёнку нарушается, появляется недостаток кислорода. Головной мозг плода чувствителен к дефициту.

В результате нарушается работа и развитие клеток органа. А если гипоксия тяжёлая – они погибают. Но допускается развитие заболевания при родовой деятельности. Церебральная ишемия у новорожденного может возникать по разным причинам.

Наиболее часто выделяют следующие факторы:

  • кислородное голодание (асфиксия) после родовой деятельности, которое связано с нарушенным дыханием ребёнка – это самая частая причина (встречается в 95%) появления заболевания;
  • недостаток кислорода у ребёнка при длительной родовой деятельности или пережатии пуповины;
  • патологии сердца, передающиеся по наследству;
  • получение травмы позвоночника (шейного или грудного отдела) во время родов;
  • плацентарная недостаточность – это синдром, который развивается у беременной и может нарушать взаимодействие организма женщины и плода;
  • сепсис у новорожденного – гнойная инфекция, которая развивается при попадании патогенных микроорганизмов;
  • наследственный фактор – к примеру, если у кого-то из родственников была церебральная ишемия, есть вероятность передачи заболевания;
  • обильное кровотечение у беременной вследствие нарушенной свёртываемости крови, заболеваний печени и других причин – признак может способствовать уменьшению давления.

Помимо прямых причин, при церебральной ишемии выделяют факторы риска, которые могут увеличивать вероятность появления заболевания. Они указаны в таблице.

Название Факторы риска
Со стороны мамы новорожденного Вероятность церебральной ишемии у ребёнка увеличивается при наличии следующих факторов у женщины:

  • заболевания неврологического характера у близких родственников;
  • эпилепсия;
  • лечение бесплодия;
  • заболевания эндокринного характера – к примеру, патология щитовидной железы или сахарный диабет;
  • акушерский анамнез – в истории болезни есть аборты, выкидыши;
  • наличие хронических заболеваний – патологии сердца, дыхательных и мочеполовых органов.
Особенности во время беременности Факторы, которые увеличивают вероятность заболевания:

  • преэклампсия – осложнение во второй половине беременности, которое характеризуется артериальной гипертензией, отёками, наличием белка в моче;
  • эклампсия – судорожный приступ, при котором артериальное давление достигает высокой отметки, состояние угрожает жизни беременной и плода;
  • патология плаценты – преждевременная отслойка, нарушение кровообращения;
  • злоупотребление вредными привычками – алкогольные напитки, наркотические вещества, курение;
  • респираторные или инфекционные патологии;
  • многоплодная беременность;
  • токсикоз на позднем сроке беременности;
  • появление кровотечения;
  • маловодие – патология, при которой уменьшается количество околоплодных вод до 500 мл или менее.
Особенности во время родов Заболевание может появиться у новорожденного при влиянии следующих факторов риска во время родов:

  • сильное кровотечение;
  • родовая деятельность при сроке беременности менее 37 либо более 42 недель;
  • маленькая или большая масса тела новорожденного;
  • при родах не было медицинской помощи или она оказана несвоевременно;
  • использование акушерских щипцов во время родовой деятельности;
  • быстрая родовая деятельность (меньше 2 часов);
  • длительные роды;
  • повышенная температура при родах – вероятность церебральной ишемии увеличивается, если показатель превышает 38 градусов;
  • проведение кесарева сечения (экстренное);
  • стимулирование родов;
  • роды у девушки до 18 или женщины старше 35 лет;
  • длительная ИВЛ или другие реанимационные мероприятия.

Наличие факторов риска не гарантирует точное возникновение заболевания у ребёнка. К примеру, кровотечение, патологии плаценты и недостаточный вес ребёнка – это факторы, которые являются взаимосвязанными. Они могут способствовать родам раньше времени, кесареву сечению. Совокупность факторов увеличивает риск церебральной ишемии у новорожденного.

Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.

Признаки незрелости головного мозга у новорожденных

Новорожденный ребенок имеет еще не до конца сформированные органы и системы, и для окончания формирования требуется некоторое время. Именно в процессе роста малыша также формируется и созревает его ЦНС. Нервная система грудничка помогает регулировать нормальное существование его в мире.

В некоторых случаях может диагностироваться поражение ЦНС новорожденных, которое встречается в последнее время достаточно часто. Угнетение нервной системы может спровоцировать серьезные последствия и оставить ребенка инвалидом.

Особенность строения нервной системы новорожденного

Грудной ребенок отличается от взрослого не только внешними расхождениями, но и строением своего организма, так как все системы и органы не до конца сформированы.

В период формирования мозга у ребенка ярко выражены безусловные рефлексы. Сразу же после рождения повышается уровень веществ, регулирующих гормоны, отвечающие за функционирование пищеварительной системы.

В то же самое время все рецепторы развиты уже достаточно хорошо.

Причины возникновения патологии ЦНС

Причины и последствия поражения ЦНС новорожденных могут быть самыми различными. Основными факторами, провоцирующими нарушение функционирования нервной системы, являются:

  • недостаток кислорода, или гипоксия;
  • родовые травмы;
  • нарушение нормального обмена веществ;
  • инфекционные болезни, которые перенесла будущая мать во время беременности.

Недостаток кислорода, или гипоксия, возникает в случае работы беременной женщины на вредном производстве, при инфекционных болезнях, при курении, предыдущих абортах. Все это нарушает общее кровообращение, а также насыщение крови кислородом, а плод получает кислород вместе с кровью матери.

Одним из факторов, приводящих к поражению нервной системы, считаются родовые травмы, так как любое травмирование может спровоцировать нарушение созревания и последующего развития ЦНС.

Нарушение нормального обмена веществ происходит по тем же причинам, что и недостаток воздуха. К дисметаболическим нарушениям приводит также наркозависимость и алкоголизм будущей матери. Кроме того, влиять на нервную систему может прием медикаментозных сильнодействующих препаратов.

Критичными для плода могут быть инфекционные болезни, перенесенные будущей матерью при вынашивании ребенка. Среди таких инфекций нужно выделить герпес и краснуху. Кроме того, совершенно любые патогенные микробы и бактерии могут спровоцировать необратимые негативные процессы в организме ребенка. В основном проблемы с нервной системой возникают у недоношенных детей.

Периоды протекания патологий ЦНС

Синдром поражения и угнетения нервной системы объединяет в себе несколько патологических состояний, возникающих в период внутриутробного развития, во время родовой деятельности, а также в первые часы жизни грудничка. Несмотря на наличие множества предрасполагающих факторов, в течение болезни выделяют всего лишь 3 периода, а именно:

  • острый;
  • восстановительный;
  • исход болезни.

В каждом периоде поражение ЦНС у новорожденных имеет различные клинические проявления. Помимо этого, у детей может наблюдаться сочетание нескольких различных синдромов. Выраженность каждого протекающего синдрома позволяет определить степень тяжести повреждений нервной системы.

Острое течение болезни

Острый период продолжается на протяжении месяца. Протекание его напрямую зависит от степени повреждений. При легкой форме поражения наблюдается вздрагивание, повышенная возбудимость нервных рефлексов, дрожание подбородка, резкие неконтролируемые движения конечностей, нарушения сна. Ребенок может очень часто плакать без видимых причин.

При средней степени тяжести наблюдается снижение двигательной активности и тонуса мышц, ослабление рефлексов, преимущественно сосания. Это состояние малыша обязательно должно насторожить.

К концу первого месяца жизни имеющиеся признаки могут смениться гипервозбудимостью, почти прозрачным цветом кожи, частыми срыгиваниями и метеоризмом.

Зачастую ребенку ставят диагноз – гидроцефальный синдром, характеризующийся быстрым увеличением окружности головы, повышением давления, выпуклостью родничка, странными движениями глаз.

При самой тяжелой степени обычно наступает кома. Такое осложнение требует пребывания ребенка в больнице под наблюдением доктора.

Реабилитационный период

Поражение ЦНС у новорожденных во время протекания периода восстановления имеет синдромы:

  • повышенной возбудимости;
  • эпилептический;
  • двигательных нарушений;
  • задержки развития психики.

При продолжительном нарушении тонуса мышц зачастую возникают задержки развития психики и наличие нарушений двигательных функций, которые характеризуется непроизвольными движениями, спровоцированными сокращением мышц туловища, лица, конечностей, глаз. Это препятствует совершению нормальных целенаправленных движений ребенка.

При задержке развития психики грудничок начинает гораздо позже удерживать самостоятельно голову, сидеть, ходить, ползать. Также у него недостаточно хорошая мимика, сниженный интерес к игрушкам, слабый крик, задержка появления лепета и гуления. Такие задержки развития психики ребенка обязательно должны насторожить родителей.

Результат болезни

Примерно к году становится очевидным поражение ЦНС у новорожденных, хотя основные симптомы болезни постепенно уходят. Результатом протекания патологии становится:

  • задержка развития;
  • гиперактивность;
  • цереброастенический синдром;
  • эпилепсия.

В результате этого может быть детский церебральный паралич и инвалидность ребенка.

Перинатальное поражение ЦНС

Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных – собирательное понятие, подразумевающее под собой нарушение функционирования мозга. Подобные нарушения наблюдаются в антенатальный, интранатальный и неонатальный период.

Антенатальный начинается с 28-й недели внутриутробного развития и заканчивается после рождения. Интранатальный включает в себя период родов, начиная от начала протекания родовой деятельности и до момента рождения ребенка. Неонатальный период наступает после рождения и характеризуется адаптацией грудничка к условиям внешней среды.

Основной причиной, по которой возникает перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, является гипоксия, которая развивается при неблагополучном протекании беременности, родовых травмах, асфиксии, инфекционных болезнях плода.

Причиной поражения мозга считаются внутриутробные инфекции, а также родовые травмы. Кроме того, может быть поражение спинного мозга, возникающее при травмах во время родов.

Симптомы во многом зависят от периода протекания болезни и степени тяжести поражения. В первый месяц после рождения ребенка наблюдается острый период протекания болезни, характеризующийся угнетением нервной системы, а также гипервозбудимостью. Постепенно нормализуется тонус мышц. Степень восстановления во многом зависит от степени поражения.

Диагностируется болезнь еще в роддоме доктором-неонатологом. Специалист проводит комплексный осмотр малыша и на основании имеющихся признаков ставит диагноз. После выписки из родильного дома ребенок находится под наблюдением невролога. Для постановки более точного диагноза проводится аппаратное обследование.

Лечение должно проводиться с первых часов после рождения ребенка и постановки диагноза. При острой форме терапия проводится строго в условиях стационара под постоянным контролем доктора. Если болезнь имеет легкое течение, то лечение можно проводить в домашних условиях под наблюдением невролога.

Восстановительный период осуществляется комплексно, и при этом вместе с медикаментозными препаратами применяются физиотерапевтические методы, такие как лечебная физкультура, плавание, мануальная терапия, массажи, логопедические занятия. Основной целью таких методов является коррекция психического и физического развития в соответствии с возрастными изменениями.

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

Так как зачастую именно гипоксия провоцирует поражение нервной системы, то каждая будущая мама должна знать, что приводит к гипоксии и как этого можно избежать. Многие родители интересуются, что это такое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных. Выраженность основных признаков болезни во многом зависит от продолжительности гипоксии ребенка во внутриутробном периоде.

Если гипоксия кратковременная, то нарушения не настолько серьезные, более опасно кислородное голодание, продолжающееся на протяжении длительного времени. В таком случае, могут произойти функциональные нарушения мозга или даже гибель нервных клеток.

Для предотвращения расстройства нервной системы у грудничка женщина во время вынашивания ребенка должна очень внимательно относиться к состоянию своего здоровья. При подозрении на наличие болезней, провоцирующих гипоксию плода, нужно сразу же обратиться к доктору для проведения лечения.

Зная, что это такое — гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных, и каковы признаки болезни, можно предотвратить возникновение патологии при проведении своевременного лечения.

Формы и симптомы протекания болезни

Поражение ЦНС у новорожденных может протекать в нескольких различных формах, а именно:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

Легкая форма характеризуется тем, что в первые дни жизни ребенка может наблюдаться чрезмерная возбудимость нервных рефлексов, слабый тонус мышц. Может появляться скользящее косоглазие или неправильное, блуждающее движение глазных яблок. Через некоторое время может наблюдаться дрожь подбородка и конечностей, а также беспокойные движения.

Средняя форма имеет такие симптомы, как отсутствие эмоций у ребенка, плохой мышечный тонус, паралич. Могут наблюдаться судороги, чрезмерная чувствительность, непроизвольное движение глаз.

Тяжелая форма характеризуется серьезными нарушениями нервной системы с постепенным ее угнетением. Это появляется в виде судорог, почечной недостаточности, нарушениях деятельности кишечника, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Диагностика

Так как последствия поражения центральной нервной системы могут быть достаточно опасными, поэтому важно своевременно диагностировать нарушения. Больные дети в основном ведут себя нехарактерно для новорожденных, именно поэтому при появлении первых симптомов болезни обязательно нужно обратиться к доктору для проведения обследования и последующего лечения.

Изначально доктор проводит осмотр новорожденного, однако этого зачастую недостаточно. При малейшем подозрении на наличие патологии доктор назначает проведение компьютерной томографии, ультразвуковую диагностику, а также рентген. Благодаря комплексной диагностике можно своевременно выявить проблему и провести лечение с применением современных средств.

Проведение лечения поражения ЦНС

Некоторые патологические процессы, протекающие в организме грудничка, в запущенной стадии могут быть необратимыми, поэтому требуют принятия неотложных мер и своевременной терапии. Лечение новорожденных должно проводиться в первые месяцы их жизни, так как в этот период организм грудничка способен полностью восстановить нарушенные функции мозга.

Отклонения в работе ЦНС корректируются при помощи медикаментозной терапии. В ее состав включены препараты, способствующие улучшению питания нервных клеток. В ходе проведения терапии применяются препараты, стимулирующие кровообращение. С помощью медикаментозных препаратов можно снизить или повысить мышечный тонус.

Чтобы больные дети смогли быстрее восстановиться, в комплексе с медикаментозными препаратами применяется остеопатическая терапия и физиотерапевтические процедуры. Для проведения курса реабилитации показан массаж, электрофорез, рефлексотерапия и многие другие методики.

После стабилизации состояния ребенка разрабатывается индивидуальная программа проведения поддерживающей комплексной терапии и осуществляется регулярное наблюдение за состоянием малыша. На протяжении года анализируется динамика состояния ребенка, подбираются другие методики терапии, способствующие скорейшему восстановлению и развитию требуемых умений, навыков и рефлексов.

Профилактика поражения ЦНС

Чтобы не допустить возникновения тяжелой и опасной болезни, нужно проводить профилактику поражений ЦНС грудничка. Для этого доктора рекомендуют планировать беременность заранее, своевременно проходить требуемые обследования и отказаться от вредных привычек. При надобности проводится противовирусная терапия, делаются все необходимые прививки, а также нормализуется гормональный фон.

Если же поражение ЦНС грудничка все же произошло, то важно оказать помощь новорожденному с первых часов его жизни и проводить постоянный контроль за состоянием малыша.

Последствия поражения ЦНС

Последствия и осложнения поражения ЦНС у новорожденного ребенка могут быть очень серьезными, опасными для здоровья и жизни, и выражаются они в виде:

  • тяжелых форм психического развития;
  • тяжелых форм моторного развития, ДЦП;
  • эпилепсии;
  • неврологического дефицита.

Своевременное выявление заболевания и грамотно проведенная терапия помогут избавиться от серьезных проблем со здоровьем и не допустить возникновения осложнений.

Последствия незрелости головного мозга у новорожденных

Рождение ребенка раньше срока это не приговор с современными пренатальными технологиями. Тем более, что основной орган, который отвечает за дальнейшее развитие крохи это мозг.

Окончательное развитие центральной нервной системы плода заканчивается к 15 неделям, а значит даже глубоко недоношенный ребенок с помощью современной медицины сможет стать полноценным членом общества.

Незрелость головного мозга у младенцев может проявляться в недоразвитии клеток и нервных волокон, которые располагаются у нервных путей.

Нерв – это передатчик импульса, для конкретной его работы он должен быть покрыт изолирующим веществом миелином, отсутствие которого и вызывает незрелость головного мозга.

Пока эта оболочка не окружит нервные пути всего головного мозга, будет наблюдаться нарушение координации движение новорожденного.

Незрелость головного мозга очень опасна во время родов. Если посмотреть высокоточное узи на 32 неделе беременности, то можно заметить, что у плода уже образовалось несколько крупных извилин, и постепенно расширяется сетка сосудов головного мозга. Однако кровотоки расположены еще хаотично и обрамлены специальной зародышевой нервной тканью.

Такая ткань имеет свойство разрушать тромбы, чтобы не возникало ишемической болезни головного мозга. Если до выхода плода из матки, мозг по каким-то причинам не приобрел необходимую структуру, его повреждение во время родов может быть очень опасным.

Любые толчки и ушибы головы младенца почти всегда превращаются в кровоизлияние и возникновение ишемической болезни головного мозга.

При рождении недоношенного ребенка всегда большему риску подвергается именно здоровье головного мозга. Физиологически родовые пути и сам малыш не готов к рождению, а значит маленькая и хрупкая головка будет подвержена высокому и опасному давлению. Именно поэтому большинство преждевременных родов требуют операции кесарево сечение.

Такая операция тоже очень опасна, особенно при глубокой недоношенности. Есть большой риск повредить спинной мозг ребенка, что может привести к необратимым последствиям в нарушении работы опорно-двигательного аппарата.

Чтобы избежать повреждений при родах раньше срока очень часто использую эпизиотомию – рассечение промежности чтобы уменьшить давление на тело малыша.

Как определяют состояние нервной системы крохи после рождения?

Оценка неврологического статуса новорожденного устанавливаться сразу после появления на свет. Многие симптомы поведения малыша могут сразу указать на нарушение в работе нервной системы.

  1. Оценивают мышечный тонус крохи. Малыш со слабым развитием головного мозга будет проявлять слабую активность, однако для недоношенных деток это характерно больше. Мышцы еще слабые, поэтому тонус их снижен.
  2. Рефлексы малыша очень слабые. Пытаясь вызвать движение конечностей мы переутомляем кроху, и инстинкты угасают. Ручки ребенка лежат вдоль тельца, животик плоский и немного свисает по бокам.
  3. Плач малыша очень тихий, больше похож на хныканье, когда дите окрепнет и головной мозг начнет функционировать правильно, голос прорежется и станет громким и звонким.
  4. Незрелость головного мозга будет также проявляться в том, что малыш почти все время будет спать, просыпаясь только на прикосновения и покушать. Иногда даже инстинкт голода не может разбудить ребенка, поэтому мама должна внимательно следить за рационом и регулярностью питания.
  5. Частые вздрагивание, дрожание рук и подбородка также являются признаками незрелости коры головного мозга. Иногда возникает судорожное сокращение стоп. У малышей косят глазки и иногда взгляд не концентрируется на предмете. Такое состояние пройдет ближе к полугоду.

Статус незрелости головного мозга ставят на основе вышеперечисленных симптомов и лишь компьютерная диагностика может дать точную картину здоровья вашего ребенка.

Основной опасностью незрелости головного мозга является незнание о ней. Если ребенок родился в срок, но врачи поставили диагноз незрелости это не означает ничего страшного. В таком случае важно вовремя принять меры для его устранения.

Если ребенок немного не доразвился в утробе это не страшно, это состояние пройдет через месяц контакта с окружающим миром. Более сильное недоразвитие требует врачебного вмешательства и постоянного наблюдения.

Основные заболевания, которые возникают в последствии недоразвития коры головного мозга у новорожденных:

  • Эпилепсия – состояние человека, при котором периодически возникают приступы конвульсий, которые бывают разных степеней. Чем больше поражен мозг чет сильнее приступы возникают у ребенка. В случае новорожденных эпилепсия очень опасна, потому как ее невозможно предвидеть и малыш ничего не может сказать. В более зрелом возрасте эпилепсию можно контролировать и подавлять специальными препаратами.
  • ДЦП – детский церебральный паралич – характеризуется нарушением работы отдела головного мозга, который отвечает за функционирования определенной системы. Как правило церебральный паралич поражает именно центральную нервную систему, поэтому появляются нарушения с речью и восприятием информации. Реже нарушение памяти, движения, моторики, а также изложения информации.
  • Нейропатия – нарушение работы головного мозга, которое сопровождается отсутствием мышечного тонуса, нарушением роботы связок и сухожилий, атрофацией мышц, мышечной слабостью и болью.
  • Гидроцефалия – отек головного мозга, который вызван скоплением жидкости в желудочковой системе головного мозга. Причиной этому является недостаточная работа системы сосудов, которые должны эту жидкость выводить через кровь. Заболевание характеризуется увеличением объема головы у младенцев, равномерно или в некоторых ее частях. Вызывает головные боли и косоглазие, повышается возбудимость и нарушается процесс торможения нервных реакций.
  • Общее отставание в развитии по сравнению со сверстниками. Частое недомогание, медленная реакция на раздражители, слабая способность к запоминанию и воспроизведению информации, нарушение эмоциональных реакций.

Недоразвитие головного мозга у новорожденных очень опасный диагноз, который нередко приводит к пожизненным нарушениям работы всего организма.

Однако стоит помнить, что именно ранняя диагностика такого состояния дает возможность принять меры в самом начале заболевания.

Нередко быстрота реакции на нарушение дает возможность в 90% случаев избавиться от вышеперечисленных последствий. Иногда же состояние здоровья младенца не поправимы.

Чтобы не попасть в подобную ситуации матери в первую очередь важно заботиться о здоровье плода с первых недель беременности. Для этого необходимо ознакомиться с литературой о вынашивание и родах, чтоб не спровоцировать ситуацию, виновником которой может стать именно женщина.