Нарушение поведения

Содержание

Итак, третье поколение. Не буду здесь жестко привязываться к годам рождения, потому что кого-то родили в 18, кого-то — в 34, чем дальше, тем больше размываются отчетливые «берега» потока. Здесь важна передача сценария, а возраст может быть от 50 до 30. Короче, внуки военного поколения, дети детей войны.

«С нас причитается» — это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей. В психологи такое называется «парентификация».

А что было делать? Недолюбленные дети войны распространяли вокруг столь мощные флюиды беспомощности, что не откликнуться было невозможно. Поэтому дети третьего поколения были не о годам самостоятельны и чувствовали постоянную ответственность за родителей. Детство с ключом на шее, с первого класса самостоятельно в школу — в музыкалку — в магазин, если через пустырь или гаражи — тоже ничего. Уроки сами, суп разогреть сами, мы умеем. Главное, чтобы мама не расстраивалась. Очень показательны воспоминания о детстве: «Я ничего у родителей не просила, всегда понимала, что денег мало, старалась как-то зашить, обойтись», «Я один раз очень сильно ударился головой в школе, было плохо, тошнило, но маме не сказал — боялся расстроить. Видимо, было сотрясение, и последствия есть до сих пор», «Ко мне сосед приставал, лапать пытался, то свое хозяйство показывал. Но я маме не говорила, боялась, что ей плохо с сердцем станет», «Я очень по отцу тосковал, даже плакал потихоньку. Но маме говорил, что мне хорошо и он мне совсем не нужен. Она очень зилась на него после развода». У Дины Рубинной есть такой рассказ пронзительный «Терновник». Классика: разведенная мама, шестилетний сын, самоотверженно изображающий равнодушие к отцу, которого страстно любит. Вдвоем с мамой, свернувшись калачиком, в своей маленькой берлоге против чужого зимнего мира. И это все вполне благополучные семьи, бывало и так, что дети искали пьяных отцов по канавам и на себе притаскивали домой, а мамочку из петли вытаскивали собственными руками или таблетки от нее прятали. Лет эдак в восемь.

А еще разводы, как мы помним, или жизнь в стиле кошка с собакой» (ради детей, конечно). И дети-посредники, миротворцы, которые душу готовы продать, чтобы помирить родителей, чтобы склеить снова семейное хрупкое благополучие. Не жаловаться, не обострять, не отсвечивать, а то папа рассердится, а мама заплачет, и скажет, что «лучше бы ей сдохнуть, чем так жить», а это очень страшно. Научиться предвидеть, сглаживать углы, разряжать обстановку. Быть всегда бдительным, присматривать за семьей. Ибо больше некому.

Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.

Или помните мальчика Рому из фильма»Вам и не снилось»? Ему 16, и он единственный взрослый из всех героев фильма. Его родители — типичные «дети войны», родители девочки — «вечные подростки», учительница, бабушка… Этих утешить, тут поддержать, тех помирить, там помочь, здесь слезы вытереть. И все это на фоне причитаний взрослых, мол, рано еще для любви. Ага, а их всех нянчить — в самый раз.

Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом — муки невозможной сепарации, и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись — и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.

Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь, и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца. Про это все столько есть фильмов и книг, что даже перечислять не буду.

Интересно, что при все при этом и сами они, и их родители воспринимали свое детство как вполне хорошее. В самом деле: дети любимые, родители живы, жизнь вполне благополучная. Впервые за долгие годы — счастливое детство без голода, эпидемий, войны и всего такого.
Ну, почти счастливое. Потому что еще были детский сад, часто с пятидневкой, и школа, и лагеря и прочие прелести советского детства, которые были кому в масть, а кому и не очень. И насилия там было немало, и унижений, а родители-то беспомощные, защитить не могли. Или даже на самом деле могли бы, но дети к ним не обращались, берегли. Я вот ни разу маме не рассказывала, что детском саду тряпкой по морде бьют и перловку через рвотные спазмы в рот пихают. Хотя теперь, задним числом, понимаю, что она бы, пожалуй, этот сад разнесла бы по камешку. Но тогда мне казалось — нельзя.

Это вечная проблема — ребенок некритичен, он не может здраво оценить реальное положение дел. Он все всегда принимает на свой счет и сильно преувеличивает. И всегда готов принести себя в жертву. Так же, как дети войны приняли обычные усталость и горе за нелюбовь, так же их дети принимали некоторую невзрослость пап и мам за полную уязвимость и беспомощность. Хотя не было этого в большинстве случаев, и вполне могли родители за детей постоять, и не рассыпались бы, не умерили от сердечного приступа. И соседа бы укоротили, и няньку, и купили бы что надо, и разрешили с папой видеться. Но — дети боялись. Преувеличивали, перестраховывались. Иногда потом, когда все раскрывалось, родители в ужасе спрашивали: «Ну, почему ты мне сказал? Да я бы, конечно…» Нет ответа. Потому что — нельзя. Так чувствовалось, и все.

Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне — сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.

Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок — он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж. Забывает, откладывает на потом, не успевает, обещает и не делает, опаздывает везде и всюду и т. п. Ох, начальники от этого воют прямо: ну, такой хороший специалист, профи, умница, талант, но такой неорганизованный…

Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.

Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?». А врезать в свою дверь защелку было равносильно «плевку в лицо матери». Ну, о том, что нормально проверить карманы, стол, портфель и прочитать личный дневник… Редко какие родители считали это неприемлемым. Про сад и школу вообще молчу, одни туалеты чего стоили, какие нафиг границы… В результате дети, выросший в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях (хотя раньше это было обычным делом). Не знают соседей и не хотят знать — а вдруг те начнут в друзья набиваться? Мучительно переносят любое вынужденное соседство (например, в купе, в номере гостиницы), потому что не знают, не умеют ставить границы легко и естественно, получая при этом удовольствие от общения, и ставят «противотанковые ежи» на дальних подступах.

А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком, или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.

Конечно, полученные и усвоенный в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться. Разводы стали чаще, поскольку перестали восприниматься как катастрофа и крушение всей жизни, но они обычно менее кровавые, все чаще разведенные супруги могут потом вполне конструктивно общаться и вместе заниматься детьми.

Часто первый ребенок появлялся в быстротечном «осеменительском» браке, воспроизводилась родительская модель. Потом ребенок отдавался полностью или частично бабушке в виде «откупа», а мама получала шанс таки отделиться и начать жить своей жизнью. Кроме идеи утешить бабушку, здесь еще играет роль многократно слышанное в детстве «я на тебя жизнь положила». То есть люди выросли с установкой, что растить ребенка, даже одного — это нечто нереально сложное и героическое. Часто приходится слышать воспоминания, как тяжело было с первенцем. Даже у тех, кто родил уже в эпоху памперсов, питания в баночках, стиральных машин-автоматов и прочих прибамбасов. Не говоря уже о центральном отоплении, горячей воде и прочих благах цивилизации. «Я первое лето провела с ребенком на даче, муж приезжал только на выходные. Как же было тяжело! Я просто плакала от усталости» Дача с удобствами, ни кур, ни коровы, ни огорода, ребенок вполне здоровый, муж на машине привозит продукты и памперсы. Но как же тяжело!

А как же не тяжело, если известны заранее условия задачи: «жизнь положить, ночей не спать, здоровье угробить». Тут уж хочешь — не хочешь… Эта установка заставляет ребенка бояться и избегать. В результате мама, даже сидя с ребенком, почти с ним не общается и он откровенно тоскует. Нанимаются няни, они меняются, когда ребенок начинает к ним привязываться — ревность! — и вот уже мы получаем новый круг — депривированого, недолюбленного ребенка, чем-то очень похожего на того, военного, только войны никакой нет. Призовой забег. Посмотрите на детей в каком-нибудь дорогом пансионе полного содержания. Тики, энурез, вспышки агрессии, истерики, манипуляции. Детдом, только с английским и теннисом. А у кого нет денег на пансион, тех на детской площадке в спальном районе можно увидеть. «Куда полез, идиот, сейчас получишь, я потом стирать должна, да?» Ну, и так далее, «сил моих на тебя нет, глаза б мои тебя не видели», с неподдельной ненавистью в голосе. Почему ненависть? Так он же палач! Он же пришел, чтобы забрать жизнь, здоровье, молодость, так сама мама сказала!

Другой вариант сценария разворачивает, когда берет верх еще одна коварная установка гиперотвественных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это — отдельная песня. Рано освоившие родительскую роль «дяди Федоры» часто бывают помешаны на сознательном родительстве. Господи, если они осилили в свое время родительскую роль по отношению к собственным папе с мамой, неужели своих детей не смогут воспитать по высшему разряду? Сбалансированное питание, гимнастика для грудничков, развивающие занятия с года, английский с трех. Литература для родителей, читаем, думаем, пробуем. Быть последовательными, находить общий язык, не выходить из себя, все объяснять, ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКОМ. И вечная тревога, привычная с детства — а вдруг что не так? А вдруг что-то не учли? а если можно было и лучше? И почему мне не хватает терпения? И что ж я за мать (отец)?

В общем, если поколение детей войны жило в уверенности, что они — прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперотвественных почти поголовно поражено «родительским неврозом». Они (мы) уверены, что они чего-то не учли, не доделали, мало «занимались ребенком (еще и работать посмели, и карьеру строить, матери-ехидны), они (мы) тотально не уверенны в себе как в родителях, всегда недовольны школой, врачами, обществом, всегда хотят для своих детей больше и лучше.

Несколько дней назад мне звонила знакомая — из Канады! — с тревожным вопросом: дочка в 4 года не читает, что делать? Эти тревожные глаза мам при встрече с учительницей — у моего не получаются столбики! «А-а-а, мы все умрем!», как любит говорить мой сын, представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей и то, что мне попалась в свое время книжка Никитиных, где говорилось прямым текстом: мамашки, не парьтесь, делайте как вам приятно и удобно и все с дитем будет хорошо. Там еще много всякого говорилось, что надо в специальные кубики играть и всяко развивать, но это я благополучно пропустила:) Оно само развилось до вполне приличных масштабов.

К сожалению, у многих с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается.». А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми — дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает — все хуже.

Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать. Жизнь покажет.

Чем дальше, чем больше размываются «берега», множатся, дробятся, причудлво преломляются последствия пережитого. Думаю, к четвертому поколению уже гораздо важнее конкретный семейный контекст, чем глобальная прошлая травма. Но нельзя не видеть, что много из сегодняшнего дня все же растет из прошлого.»

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

Взрослым, важно помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И наша основная задача — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Очень часто негативные характеристики личности и способы поведения, укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с трудными детьми. А ведь именно взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять ребенка, дает ему возможность прочувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться.

Возникает необходимость организации комплексной работы по преодолению поведенческих нарушений, включающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка.

Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, т.е. научение ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенном сообществе. Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезнет по мере взросления. Задача педагогов— в результате организованной работы научить детей регулировать свои агрессивные импульсы, адаптироваться к требованиям общества.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что работа по преодолению детских поведенческих нарушений может иметь положительный результат лишь в том случае, если будут объединены усилия психологов, социальных педагогов, учителей и, естественно, родителей. Проведение коррекционной работы, строящейся только на непосредственном взаимодействии с ребенком, явно недостаточно, для преодоления сложной проблемы девиантного поведения.

Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей, т.к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком. Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т.п.

Если вы достаточно часто сталкиваетесь с проблемами взаимоотношений с ребёнком, то следует получить консультацию детского психолога. Грамотный специалист всегда придёт на помощь и укажет на ошибки в воспитании.

Важнейшим условием при организации коррекционной работы является преодоление родительских и педагогических ограничений и приобретение ими нового опыта взаимодействия с детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков, переосмысливания их роли и позиции по отношению к детям.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ В КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Одним из основных направлений работы с агрессивными детьми является гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенностей вида и выраженности агрессивного поведения ребенка, а также от конкретных внешних обстоятельств и условий проявления агрессии в ситуации «здесь и теперь».

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления физической агрессии.

1. В том случае, когда взрослый видит, что ребенка уже некогда отвлекать и нападение вот-вот состоится — наилучшей реакцией взрослого будет просто отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.

2. Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).

3. Не стоит принуждать ребенка к извинению — некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

4. У агрессивного ребенка необходимо стимулировать возникновение гуманных чувств по отношению к обиженному им ребенку («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).

5. Ребенка, совершившего агрессивный поступок, необходимо подводить к осознанию и пониманию им причин своего поведения, а также его ближайших и отдаленных последствий («Ты стукнул Веру потому, что…, а еще почему…?»).

6. В некоторых случаях для предупреждения возникновения агрессивных реакций можно попробовать переключить внимание ребенка. Средствами переключения внимания на иное состояние или поведение являются новизна, необычность, неожиданность действий и поведения.

7. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В СЛУЧАЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). То обстоятельство, что бранные слова шокируют взрослых, привлекают их внимание, оказывается наилучшим поводом, чтобы повторять их.

1. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

2. Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время — один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.

3. Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое, неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословия. Реплики типа «Ты послушай, что он говорит!», сделанные в присутствии ребенка, обеспечивают ему аудиторию и внимание и скорее, будут стимулировать, а не прекращать брань.

4. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани — слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.

5. Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научаться не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

В группе необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: «В нашей группе существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди».

Поведенческие расстройства могут возникать в связи с самыми различными нарушениями психики. Однако не каждый недуг способен вызывать серьезные изменения в поведении, неадекватное виденье мира. Ряд расстройств не развиваются на психотическом уровне, поэтому не вызывают нарушение интеллектуальной деятельности и сохраняют способность обслуживать себя самостоятельно.

Расстройство поведения у детей

Отличительной особенностью расстройства поведения в детском возрасте является невозможность контролировать и планировать собственные действия, а также взаимодействовать с другими людьми в соответствии с принятыми нормами и правилами. Появляется повышенная агрессия, раздражительность, отсутствие дисциплины и желания слушаться старших, драчливость, жестокость, воровство, нередко ребенок начинает врать.

Чтобы установить диагноз, специалисты проводят ряд психодиагностических мероприятий, а также беседуют с ребенком, составляя максимально грамотный и полный анамнез. Разработка лечения осуществляется посредством терапевтических методик в индивидуальном или групповом порядке.

Виды расстройства поведения

Была создана целая классификация расстройств поведения, где каждый вид имеет собственные отличительные характеристики, способы лечения, симптоматику и диагностику.

Психические расстройства и расстройства поведения

Важно отметить, что при развитии психического расстройства, каждый человек сможет это установить в связи с ярко выраженной симптоматикой. К самым распространенным можно отнести: невозможность полноценно мыслить и заниматься интеллектуальной деятельностью, постоянно изменяется эмоциональный фон, также нередко появляются отклонения в поведении от общепринятых норм.

Как правило, человек начинает слышать несуществующие голоса или видеть нереальные объекты. Часто появляются поведенческие реакции, которые ранее для него были не свойственны. Возрастает агрессивность, пациент может выходить из себя буквально из-за каждой мелочи. Затрагивается и когнитивная сфера: становится сложно читать, проводить мыслительные операции, нередко появляется тревога, страх, агрессия.

Смешанное расстройство поведения

Характеризуется нарушением в интеллектуальной деятельности, действия и поведении. Данный диагноз относится к категории психических. Их поведение зачастую расценивается как неадекватное, по-другому воспринимается возникновение малейшей стрессовой ситуации. Как результат, все чаще могут возникать разногласия в профессиональной деятельности или семье.

Отличительной особенностью является тот факт, что человек не может осознать возникновение психического расстройства, поэтому нередко лечение начинается уже в запущенной стадии.

Главными задачами специалиста является:

  1. Восстановление нормального реагирования на внешние факторы
  2. Научить пациента взаимодействовать с другими людьми в соответствии с общественными нормами
  3. Не причинять вреда окружающим и себе.

Заболевание развивается на протяжении всей жизни. Чаще всего оно возникает в детском возрасте. В подростковом возрасте становление личности продолжается, поэтому постановка такого диагноза не всегда является корректной. С наступлением зрелого возраста, состояние пациента начинает стремительно ухудшаться и возникает смешанный тип расстройства.

Органическое расстройство поведения

Это вид расстройства, который появляется в результате нарушения мозговой деятельности, либо в результате развития психических расстройств и других заболеваний. Когда нарушение диагностируется в мозге, поведение человека автоматически меняется. Это связано с тем, что мозг отвечает за выполнение мыслительных процессов, мышления.

Не менее важным является установление возраста, в котором началось органическое расстройство. Подростковый период и климакс являются самым опасными, поскольку чаще всего изменения наблюдаются в негативную сторону.

Среди основных причин возникновения расстройства можно выделить следующие аспекты:

  1. Эпилепсия (если ее развитие продолжается больше 10 лет). Диагностируется целый комплекс побочной симптоматики, о котором пациент осведомлен
  2. Получение мозговой травмы. Как правило, органическое расстройство проявляется при сильных механических повреждениях. Особенно это касается ситуации, если целостность черепной коробки была нарушена. Серьезные отклонения могут развиваться при получении травмы в подростковом возрасте
  3. Чрезмерное употребление спиртными напитками, применение психотропных веществ и наркотических препаратов
  4. Заболевания аутоиммунного типа
  5. Образование онкологического вида
  6. Заболевания сосудистой системы и нарушения кровообращения.

В зависимости от сложности и развития, заболевание может проявляться совершенно по-разному. Среди самых распространенных проявлений можно выделить следующие аспекты:

  1. Появление специфических поведенческих привычек
  2. Человек не в состоянии контролировать собственную волю, поведение
  3. Нарастание эмоциональной нестабильности
  4. Познавательная деятельность снижается
  5. Возникновение бредовых идей.

Для постановки диагноза важно, чтобы симптоматика проявлялась постоянно. В противном случае разовые вспышки не доказывают развитие органического расстройства.

Социальное расстройство поведения

Категория расстройств, которой присущи девиантное поведение, чрезмерная агрессивность. Чаще всего развивается в детском или подростковом возрасте. Как правило, расстройство на эмоциональном уровне проявляется минимально. Не обязательно нарушения проявляются в семейной или трудовой деятельности. Если заболевание развивается у школьника, то могут диагностироваться следующие аспекты:

  1. Расстройство чаще всего проявляется при взаимодействии в группе
  2. Делинквентность
  3. Нарушения прав других членов группы
  4. Ребенок может начинать воровать
  5. Самостоятельный уход из учебного учреждения, бродяжничество
  6. Повышенная возбудимость.

При дифференциальной диагностике в первую очередь устанавливается контроль и наблюдение над взаимодействием с другими людьми, сверстниками. Кроме того, постановка диагноза предполагает наличие постоянных признаков на протяжении минимум полгода.

Гиперкинетическое расстройство поведения

Заключается в появлении сложных нарушений в поведении, которые проявляются в чрезмерной импульсивности, гиперактивности, невнимательности. Как правило первые признаки могут проявляться еще в раннем возрасте. В результате ребенок может испытывать сложности в процессе общения с другими школьниками или детьми более старшего возраста. Согласно статистике, 5% от общего количества детей ежегодно страдают данным расстройством и большинство из них мужского пола.

Не существует определенных причин, в связи с которыми появляется данное расстройство. Но установлено, что существует генетическая предрасположенность и переживания сильной амплитуды. Среди других распространенных факторов можно отметить следующие аспекты:

  1. Недостаточно сбалансированное питание
  2. Серьезное отравление тяжелыми химикатами
  3. Наличие серьезной стрессовой ситуации
  4. Длительное применение медикаментозных препаратов
  5. Черепно-мозговые травмы.

При развитии заболевания в детском возрасте, наблюдается повышенная активность, импульсивное поведение, а также невозможность концентрации внимания.

Смешанное расстройство эмоций и поведения

Проявляется в детском возрасте на ранней стадии. Основным фактором является негативная обстановка в семье, постоянные скандалы, жестокие наказания, недостаточное проявление любви к ребенку. Основным проявлением является девиантное поведение (хулиганство, воровство, чрезмерная агрессия, грубость, бродяжничество) у детей младшего и подросткового возраста. Как правило, негативные отношения формируются со взрослыми, которые представляют власть.

Касательно диагностических мероприятий можно выделить в первую очередь наблюдение. Если формируется устойчивое поведение, отклоняющееся от принятых норм, устанавливается диагноз смешанного расстройства.

Социализированное расстройство поведения

Развитие девиантного поведения, отличающегося от установленных норм, называют социализированным расстройством. Зачастую первые признаки наблюдаются в школьном или подростковом возрасте.

Заболевание появление в связи с накоплением внешних негативных факторов, среди которых может выступать негативная обстановка в доме, в учебном учреждении. Нередко ребенок становится изгоем, над ним могут издеваться сверстники. Через определенный промежуток времени, ребенок испытывает склонность к хулиганству, влезает в драки, грубит взрослым. Нередко конфликты возникают с представителями власти.

В процессе диагностических мероприятий важно отметить тот факт, что социализированное расстройство ставится только в том случае, если признаки проявляются на протяжении длительного времени (не менее 6 месяцев).

Суицидальное расстройство поведения

Характеризуется стремлением нанести себе физический вред, который приведет к летальному исходу. Агрессия, которую направляет на себя человек, имеет множество граней, поэтому изучается специалистами отдельно.

Выделяют несколько отличительных особенностей, которые характеризуют суицидальное расстройство:

  1. Чтобы решить возникшую проблему, человек старается наложить на себя руки
  2. В качестве стимуляторов выступают психологические терзания и болезненные переживания. Суицид в данном случае выступает в качестве быстрого решения проблемы
  3. Человек перестает видеть выход из сложившейся ситуации, проявляет беспомощность и безнадежность
  4. Возникновение стойкого чувства покончить жизнь самоубийством
  5. Как избегание большего зла
  6. Возникновение ненависти к самому себе.

Если возникают вышеперечисленные признаки и симптомы, то пациента необходимо направить к психологу или психотерапевту для корректировки состояния. При развитии сильного депрессивного состояния специалисты могут назначать дополнительные медикаменты.

Девиантное расстройство поведения

Устойчивое противостояние общественным нормам, а также стремление доказать правильность собственного подхода к жизни называют девиантным расстройством. Выражается чаще всего в асоциальных чертах поведения.

Проявление отклоняющегося от нормы поведения предполагают формирование неадекватных моральных установок, правил и устоев. Чаще всего проявляется в подростков возрасте посредством следующих установок и свойств:

  1. Наличие импульсивной реакции
  2. Неадекватное реагирование на внешние проявления окружающего мира
  3. Реакции поведенческие, которые проявляются многократно
  4. Проявление асоциального поведения в обществе.

Было установлено, что развитие подобных симптомов формируется в результате психологических и социальных факторов. Среди них можно выделить отличительные особенности воспитания, наследственную предрасположенность, формирование негативного микроклимата в семье, употребление наркотиков и алкоголя.

При диагностировании данного расстройства в обязательном порядке проводятся консультации с психологом и коррекционные работы поведения.

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей

У детей гиперкинетическое расстройство чаще всего связывают с чрезмерным контролем со стороны родителей или воспитателей. Однако это не единственный фактор, который может привести к стойкому развитию патологии. Воздействие оказывает определенная обстановка в социуме (например, в классе или в семье). Среди самых ярко выраженных признаков стоит отметить:

  1. Чрезмерную импульсивность
  2. Повышенную активность
  3. Нарушается функция внимания.

Касательно последнего пункта важно отметить, что ребенку сложно сконцентрироваться, чтобы усвоить в полной мере учебный материал. Нередко он начинает терять дезориентацию, не в состоянии организовать себя самостоятельно, если начинает одно дело, не может довести его до конца.

Малыши как правило, отличаются суетливостью, сложно переносят ожидание, не в состоянии самостоятельно адаптироваться к новым условиям в социуме.

Аутистическое расстройство поведения

В результате аутистического расстройства происходит искажение реальных событий, которые происходят в окружающей среде. Также человек может испытывать сложности в процессе коммуникации с другими людьми. Диагностические мероприятия проводят посредством наблюдения и беседы.

Если диагноз подтверждается, то лечение происходит посредством целого комплекса мероприятий: медикаментов, работы с психологом, разработки специальных обучающих программ.

Несоциализированное расстройство поведения

Среди основных признаков является настойчиво проявление асоциальных признаков поведения. Часто проявляется повышенная агрессия, злость, нередко происходит нарушение в процессе коммуникации с другими людьми, вне зависимости от возрастной категории. Чаще всего развивается в подростковом возрасте, когда ребенок старается показать свое превосходство посредством хулиганства и драк.

Органическое расстройство личности и поведения

Проявляется в результате мозговых травм, что негативно влияет на развитие личности и поведения. У человека нередко диагностируется моральное и психическое истощение, мыслительная деятельность постепенно снижается. Самыми острыми периодами заболевания является наступление климакса, подростковый период.

Расстройства волевого поведения

Отличительной симптоматикой является нарушения, связанные с деятельностью. Нередко встречается ослабление или усиление волевых качеств, выходящих за рамки допустимой нормы. При выявлении гипербулии, человек действует с непоколебимой решимостью, что далеко от объективной оценки сложившейся ситуации. Абулия – снижение волевых качеств, поскольку у человек отсутствует побудительная мотивация к действиям. Нередко диагностируется пассивность, вялость, выполнение задуманного.

Расстройства личности и поведения

В зависимости от вида расстройства происходит не только коренное изменение поведения, но и личностного слоя. Как результат, пациенту сложно взаимодействовать в обществе, могут возникать постоянные конфликты на работе и семье. Чаще всего подобные расстройства не осознаются со стороны больного.

Расстройство эмоций и поведения

Основной характеристикой является проявление агрессивного поведения. Нередко вызываются в результате длительного депрессивного состояния, воздействия стрессовой ситуации, наследственным фактором. Чаще всего первичные признаки возникают в детском возрасте и по мере взросления приобретают ярко выраженный характер.

Расстройство поведения у подростков

Самой распространенной причиной возникновения является стрессовые ситуации. Поскольку в подростковом возрасте личностное становление продолжается и до конца не сформировано, важно оказывать ему поддержку в сложные моменты. Среди основных признаков можно выделить:

  1. Одержимость одним занятием, при этом положительных результатов он не достигает
  2. Все старые хобби отходят на второй план, либо вовсе забываются
  3. Резкое снижение успеваемости в школе
  4. Потеря интереса к любой другой деятельности.

Однако важно смотреть совокупность с другими факторами. Например, можно сметить резкие перепады настроения, неуважение к взрослым людям, любой совет от взрослых может вызвать агрессивную реакцию.

Расстройство поведения и эмоций у ребенка

Проявляются по мере взросления ребенка, однако при появлении данного дефекта он может быть скорректирован, но ликвидировать в полной мере его невозможно. Проявления могут быть в виде фобий, раздражительности, агрессии, девиантного поведения и других негативных факторов. Чтобы скорректировать программу работы, основным диагностическим приемом является наблюдение на протяжении нескольких месяцев. Постановка заболевания происходит только в том случае, если симптоматика постоянно повторяется.

Детские расстройства поведения

Существует целая классификация детских расстройство поведения, согласно общепринятой номенклатуре МКБ-10. Среди основных групп можно выделить:

  1. Гиперкинетические
  2. Поведенческие
  3. Тревожные
  4. Фобические.

Несмотря на специфику каждой группы в отдельности, важно отметить, что чаще всего заболевания возникают в результате негативных социальных факторов, наследственности или неблагоприятной обстановки в семье.

Клиника расстройства поведения в Москве

Чтобы справиться с поведенческим расстройством, важно обратиться в специализированную клинику в Москве, где работают профессионалы с большим практическим опытом и соответствующей квалификацией. Как только будут проведены диагностические мероприятия, для каждого пациента в индивидуальном порядке будет сформирована комплексная программа лечения, что позволит оперативно наладить коммуникации в обществе, улучшить внимание и его концентрацию.

Причины расстройств поведения

Принято выделять несколько групп причин, в связи с которыми могут диагностироваться поведенческие расстройства:

  1. Физиологические (шизофрения, эпилепсия и другие психические расстройства)
  2. Психологические (подавленное состояние, заниженная самооценка, перекладывание вины на других людей)
  3. Социальные (негативный опыт взаимодействия с другими людьми).

Перед тем, как формировать комплексную программу лечения, специалисты устанавливают причины, в связи с которыми развивается расстройство.

Диагноз расстройства поведения

Чтобы поставить диагноз расстройства, как правило, специалистами используется метод наблюдения на протяжении нескольких месяцев. Это связано с тем, что при возникновении единичной необоснованной агрессии или раздражительности, расстройство данного типа не ставится. Дополнительно специалист собирает максимально подробный анамнез у пациента, на основании которых формирует первичную картину об имеющемся заболевании.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17

Расстройства социального поведения – это стойкие, длительно сохраняющиеся (не менее 6 мес.) диссоциальные формы поведения: характерны для подросткового возраста, чаще наблюдаются у мальчиков. Ключевыми проявлениями расстройств социального поведения являются агрессивность и различные формы асоциального поведения на фоне враждебности и конфронтации по отношению к окружающим. Основной принцип поведения подростков – полная свобода от обязательств и норм поведения в семье и обществе, стремление к получению удовольствий от жизни. Используются любые способы осуществления своих желаний, в том числе аморальные и асоциальные. Наиболее типичными проявлениями поведения подростков являются поздние возвращения домой с прогулок, игнорирование школьных занятий и подготовки к ним, прогулы в школе, лживость, грубость и циничность по отношению к взрослым, конфликты с родителями и уходы из дома; подростки примыкают к неформальным, в том числе − криминальным группировкам, алкоголизируются, употребляют токсические и наркотические вещества, участвуют в криминальных эксцессах. Протест со стороны родителей потенцирует проявления злобы и жестокости. Поведение подростков становится открыто враждебным, вызывающим, с тенденцией «делать назло». Обозленность подростков адресована всему миру, с особым варварством издеваются над животными, не задумываясь лишают их жизни; могут нападать на случайных прохожих, обворовывать и избивать их. Осознание ненормальности собственного поведения полностью отсутствует, причинно-следственные связи поступков и последствий этих поступков не выстраиваются.

Интеллект подростков с расстройством социального поведения обычно невысокий, ценностные ориентации далеки от духовности, нет стремления к получению образования, отсутствуют понятия этики и эстетики.

В МКБ-10 существуют диагностические рубрики, определяющие специфику вышеописанных поведенческих нарушений у подростков.

Расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи (F91.0). Для него характерна реализация агрессивного и антисоциального поведения подростков в кругу семьи, чаще к родителям или лицам их заменяющим. Деструктивное поведение может не распространяться на других членов семьи, педагогов и уж тем более на сверстников. За пределами семьи социальные взаимоотношения сохраняются в пределах нормы.

Несоциализированное расстройство поведения (F91.1).Проявляется наличием стойкого антисоциального поведения в сочетании с агрессией и нарушением взаимоотношений со сверстниками. Враждебное отношение распространяется и на взрослых, которые пытаются противостоять асоциальным поступкам. Подростки открыто грубят, хулиганят, проявляют жестокость, драчливость и вспышки гнева.

Социализированное расстройство поведения (F91.2).Характеризуется тем, что антисоциальное и агрессивное поведение сочетается с дружескими и доверительными отношениями с детьми и некоторыми взрослыми. Обычно ненависть адресована ответственным за их поступки лицам. Охотно дружат с делинквентными подростками, вместе с ними совершают грабежи и другие криминальные действия.

Вызывающее оппозиционное расстройство (F91.3).Проявляется явно негативистичным, провокационно-вызывающим поведением. Наблюдается обычно в препубертатном периоде. Подростки демонстрируют непослушание, враждебность и ненависть чаще всего ко взрослым; игнорируют моральные и социальные установки. Агрессии и делинквентных форм поведения при этом типе расстройства не отмечается.

Большую роль в возникновении расстройств поведения играют социо-культуральные факторы. Обычно подростки являются выходцами из семей с низким материальным и культурным уровнем жизни и многодетных семей, в которых складывается особый микроклимат перенаселенности с напряженными взаимоотношениями между членами семьи (ссоры, скандалы, драки, особенно между родителями). При этом, особую роль играет не столько состав семьи (деструктивная семья), сколько острота семейного конфликта, алкоголизация родителей, их аморальное поведение, утверждение несправедливости как нормы поведения, незавуалированное отвержение подростков. Существенную роль в возникновении расстройств поведения у подростков играют эмоциональная депривация детей и подростков, неправильное воспитание по типу гипер- и гипоопеки, «кумир» семьи. Безразличие родителей по отношению к детям и жестокое с ними обращение формируют у подростков чувство собственной ненужности, подавляя у них и без того заниженную самооценку. На смену приходят бравада, культ силы и власти над младшими и более слабыми.

Диагностика расстройств поведения проводится на основании критериев, главным из которых является наличие стойкого паттерна вызывающего, асоциального и противозаконного поведения с нарушением общепринятых норм и прав окружающих:

− выходящие за рамки возрастной нормы частые и выраженные проявления гнева и злости;

− частые конфликты со взрослыми;

− игнорирование требований взрослых;

− упорство со склонностью вывести из эмоционального равновесия окружающих взрослых;

− непризнание собственных промахов и вины за неправильное поведение

− ожидание обиды со стороны окружающих;

− угрюмый, раздраженный фон настроения;

− неприязнь по отношению к окружающим;

− лживость и безответственность;

− задиристость, склонность к потасовкам;

− применение различных видов оружия;

− поздние возвращения домой;

− безжалостное и беспощадное отношение к окружающим, с тенденцией нанесения телесных повреждений;

− варварское отношение к животным;

− преднамеренная порча, ломка чужих вещей или собственности;

− преднамеренное совершение поджога;

− умышленная кража чужой собственности, ценных вещей;

− уходы из школы с частыми прогулами;

− побеги из дома на период более одних суток;

− совершение противоправных действий (кражи, ограбления);

− стремление к сексуальному насилию;

− издевательское отношение к окружающим;

− ограбление со взломом автомобилей или помещений;

Дифференциальная диагностика. Прежде всего следует отличать любой вид расстройства поведения от нормальных возрастных особенностей эмоциональных проявлений и возрастной двигательной активности ребенка.

Даже самые сложные взаимоотношения подростка с родителями и сверстниками не могут расцениваться как патология поведения при отсутствии диагностических критериев.

Отдельные клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, гиперкинетического расстройства поведения и расстройства социального поведения могут входить в структуру симптоматики различных заболеваний − как психических так и соматических. Гиперактивность ребенка и дефицит внимания могут возникать при астенических состояниях вследствие перенесенного инфекционного или соматического заболевания, при черепно-мозговых травмах, в рамках тревожного расстройства, при аутизме, неврозах, отравлении свинцом. Любое сочетание гиперактивности и нарушения внимания с симптомами основного заболевания имеет временные интервалы возникновения симптомов основного заболевания (в то время, как проявления СДВГ отмечаются с раннего детства) и является дифференциально-диагностическим признаком. При неврозах отмечается наличие психотравмирующей ситуации и вегетативной симптоматики. Кроме того, симптомы СДВГ могут встречаться при нарушении психологического развития: при патологии развития речи, расстройствах развития школьных навыков (чтения, письма, счета), невысокая выраженность клинических проявлений которых свидетельствует в пользу основного заболевания. Расстройства социального поведения могут наблюдаться при депрессивных и маниакальных состояниях, шизофрении, психопатическом развитии личности, последствиях органического поражения головного мозга, легкой степени олигофрении. Во всех случаях анамнестические данные (преморбид и наследственная отягощенность по эндогенной патологии, сведения о перенесенной ЧМТ, врожденный или приобретенный на ранних этапах развития ребенка интеллектуальный дефект) и ведущие психопатологические проявления (наличие симптомов аффективного расстройства, основных признаков шизофрении, проявлений церебрастении, результат показателя интеллекта IQ) позволяют поставить диагноз.

Динамика СДВГ на протяжении жизни ребенка имеет определенные периоды экзацербации (обострение) симптоматики. Наиболее часто, независимо от пола, таким периодом является возраст от 7 до 12 лет. При этом выраженность клинических проявлений более значительна в период начала обучения в школе, то есть в 6-7 лет. Это обусловлено спецификой развития и созревания функциональных структур головного мозга, контролирующих и интегрирующих когнитивные процессы (память, внимание, мышление), в этом возрасте создается основа для формирования абстрактно-логического мышления. В связи с отставанием функционального созревания отдельных структур коры головного мозга и подкорковых ядер, дети с СДВГ в 7 лет обычно не готовы начать обучение в школе; регулярные школьные нагрузки могут вызвать срыв компенсаторных механизмов нервной системы и привести к развитию нервно-психической или соматической патологии. Поэтому вопрос начала обучения в школе детей с СДВГ должен решаться индивидуально для каждого больного.

В период нейро-эндокринной перестройки наблюдается усиление симптомов СДВГ и наслоение поведенческих девиаций, что может существенно дезадаптировать подростка. В юношеском возрасте гиперактивность и импульсивность обычно уменьшаются или исчезают, поведение становится контролируемым, однако дефицит внимания сохраняется. В некоторых случаях симптомы дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются в зрелом возрасте. СДВГ является благоприятной почвой для формирования расстройств социального поведения у подростков. Гиперактивность и импульсивность обрастают поведенческими девиациями в виде враждебного и агрессивного отношения к окружающим, жестокости и насилия по отношению к людям и животным, хулиганства, уходов из дома, бродяжничества, алкоголизации и злоупотребления токсическими и наркотическими препаратами. Нередко возникают делинквентные формы поведения, совершаются поступки, нарушающие права граждан и общества, в том числе и криминальные.

ПрогнозСДВГ и расстройств социального поведения зависит от ряда условий: своевременная диагностика, лечение и длительное наблюдение больных с СДВГ обеспечивают благоприятный вариант исхода этого расстройства. В некоторых случаях симптомы дефицита внимания приводят к задержке развития у детей младшего возраста, в более старшем возрасте − к диссоциальному поведению и патологии формирования личности. Пониженная способность к обучению сохраняется на протяжении всей жизни. Наличие симптомов СДВГ у взрослых осложняет их повседневную жизнь, снижая организованность и контроль собственных действий и поступков.

Прогноз расстройств социального поведения у подростков по сравнению с СДВГ менее оптимистичен. Относительно благоприятный вариант исхода возможен при вызывающем оппозиционном расстройстве. При других формах расстройств социального поведения высока вероятность возникновения алкоголизма, наркомании, токсикомании и подростковой преступности. Последнее представляет особую значимость в связи с высоким ростом криминогенной активности несовершеннолетних в современном обществе. Отмечается смещение возрастной границы в сторону омоложения у совершивших преступления с особой жестокостью; возможность рецидивов преступления значительно выше у лиц с уголовным прошлым в подростковом возрасте. Все это еще раз подчеркивает особую важность своевременной диагностики и проведения лечебно-коррекционных мероприятий у детей и подростков с СДВГ и расстройствами социального поведения.

Лечение СДВГ и расстройств поведения у подростков должно быть мультимодальным. Важно участие специалистов разных профессий: врачей, психологов, социальных педагогов, учителей, родителей. Лечебно-коррекционные мероприятия должны осуществляться комплексно и поэтапно и включают немедикаментозные и медикаментозные методы. Начинать лечение предпочтительно с немедикаментозных методов, которые включают организацию режима труда и отдыха, различные виды психотерапии, психолого-педагогическую коррекцию, методы релаксации. В период бодрствования ребенка должен присутствовать четкий контроль за его распорядком дня: время для приема пищи, для занятий, для игр, для сна. Обучение ребенка в школе желательно проводить в малочисленном классе с укороченным (до 30 мин.) уроком, с постоянным контролем за деятельностью ребенка и поощрительными высказываниями в его адрес. Вне школьных занятий свободное время ребенка должно быть заполнено спортивными мероприятиями или физическими упражнениями. Психолого-педагогическая коррекция должна включать гармонизацию семейного микроклимата и воспитательные мероприятия. Психотерапевтическое воздействие рекомендуется в виде индивидуальной и групповой психотерапии, поведенческой психотерапии. Релаксационные мероприятия включают аутогенную тренировку по методу Шульца. В случае отсутствия эффекта назначается медикаментозная терапия. Существует несколько подходов в медикаментозной терапии СДВГ. За рубежом отдается предпочтение препаратам группы психостимуляторов (риталин, декседрин, пемолин). Отмечена их высокая эффективность в отношении нормализации когнитивных функций и снижении двигательной активности. Однако лечение психостимуляторами имеет ряд недостатков: кратковременность терапевтического эффекта и наличие побочных действий в виде раздражительности, головных болей, расстройства ЖКТ, бессонницы; при длительном применении препаратов группы психостимуляторов возможно привыкание. В Украине и странах Ближнего Зарубежья препараты группы психостимуляторов не зарегистрированы и, соответственно, не используются для лечения. В настоящее время применяются вазоактивные средства и препараты группы ноотропов (аминалон, церебролизин, инстенон); трициклические антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин). В последнее время отмечается высокая эффективность лечения СДВГ методом транскраниальной микрополяризации, сущность которого заключается в лечебном воздействии небольшой силы постоянного электрического тока на ткани головного мозга, в частности на подкорковые структуры.

Лечение расстройств социального поведения у подростков проводится по принципу лечения СДВГ, которое может быть расширено за счет назначения препаратов группы нейролептиков: неулептил, сонапакс, иногда галоперидол; препаратов лития (литосан). В случаях криминогенного поведения подростков используется пребывание в исправительно-трудовых учреждениях закрытого типа.

Социальная реабилитация детей и подростков с СДВГ и расстройствами поведения должна быть направлена на восстановление их социальной адаптации и возобновление учебного процесса. Это коррекционные мероприятия, которые должны представлять систему методов, направленных на восстановление равновесия между психическим состоянием подростка и его поведением и гармонизацию поведения с социальными установками. Для этого необходимо обеспечить детям с СДВГ строго регламентированный режим организации их быта, жесткий контроль деятельности; при расстройствах поведения – оздоровление семейного микроклимата, гармонизацию социальных условий.

Вопросы профилактики СДВГ и расстройств социального поведения включают профилактику перинатальной патологии и заболеваний ЦНС у детей раннего возраста, правильную организацию режима труда и отдыха, включая занятия физкультурой и спортом.

Вопросы экспертизы решаются индивидуально. Дети и подростки с СДВГ и расстройством социального поведения обучаемы в школе, однако, в некоторых случаях, по специальной программе для детей с дефицитом внимания и гиперактивностью. Вопросы военной экспертизы зависят от наличия или отсутствия коморбидной патологии (шизофрении, психопатии); наличие сопутствующей психической патологии является показанием для освобождения от службы в армии. Вопросы судебной экспертизы с определением вменяемости и дееспособности детей и подростков с СДВГ и с расстройствами поведения включают общие принципы судебной экспертизы. Отсутствие психотических расстройств и умственной отсталости предполагают дееспособность в гражданском делопроизводстве и вменяемость при криминальном поведении.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОГЕНИЙ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОГЕНИЙ, РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ФАКТОРОВ, ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.. 1

НЕВРОЗЫ, ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ И ТЕЧЕНИЮ. ОСТРЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, НЕВРОЗЫ… 4

СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА.. 19

РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ… 22

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕСОВОЕ РАССТРОЙСТВО.. 33

ШИЗОФРЕНИЯ. ПРЕМОРБИДНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ. КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ. ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ. 34

АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ. СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ ДЕПРЕСИИ. ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С АФФЕКТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ. 50

ЭПИЛЕПСИЯ.. 57

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.. 66

ПСИХОПАТИИ И ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.. 74

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. ЭТИОЛОГИЯ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА. ЛЕЧЕНИЕ. ПРОФИЛАКТИКА. ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ.. 85

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, НАЧИНАЮЩИЕСЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.. 94

СОДЕРЖАНИЕ.. 103