Моторная афазия

При семантической афазии наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные смешивают направления действий при решении арифметических примеров, испытывают трудности при действии с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа. Например, вместо числа 1081 человек записывает 1801, 1108, так как затрудняется в определении разрядности числа. Нарушения счета проявляются в трудностях понимания текста задач, так как они включают те же логические элементы больше — меньше, дальше — ближе, на сколько, во сколько раз и т. д., что также объясняется нарушением симультанного анализа и синтеза тех же логико-грамматических конструкций».

АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная кинестетическая моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (рис. 18, поля 7, 40). Вторичные поля постцентральных и нижнетеменных отделов тесно связаны с первичными полями, для которых характерно четкое соматотопическое строение. Нервные волокна, несущие импульсы от нижних противоположных конечностей, располагаются в верхних отделах этой зоны. Нервные волокна, несущие импульсы от верхних конечностей, — в средних отделах, импульсы, поступающие от лица, губ, языка, глотки, — в нижних постцентральных отделах. Эта проекция построена не по геометрическому, а по функциональному принципу: чем большее значение имеет та или иная область периферических тактильно-кинестетических рецепторов того или иного активного органа и чем большей степенью свободы обладает тот или иной двигательный сегмент: сустав, фаланга пальцев, язык, губы и т. д., тем большую территорию имеет его представительство в соматотопической проекции коры. Существенно, что соматотопическая проекция органов, участвующих в артикуляции звуков, значительно больше представлена в левом, доминантном по речи полушарии.

Известно, что каждый речевой звук произносится одномоментным включением или выключением определенной группы пространственно организованных артикуляционных органов. Так, вторичные поля, принимающие комплексное, симультанное участие в организации той или иной фонемы, связаны с первичными, проекционными полями. Однако не всегда учитывается, что смычка губ и языка при произношении м и н является менее напряженной, чем при б и п, д и т. Наиболее напряженной является смычка при произношении глухих фонем кит, но при этом голосовые складки оказываются в ненапряженном состоянии. Трудностями определения этих тонких дифференциальных кинестетических признаков фонем объясняется возникновение при афферентной моторной афазии грубой аграфии, алексии, нарушений понимания речи.

Классификация

Термин «парафазия» происходит от двух греческих слов: «рara» – «около», «рhasis» – «речь» и может быть интерпретирован как «приблизительное высказывание». Суть расстройства заключается в замене части или целого слова другим, искажающим структуру и смысл единицы речи. Замены на письме носят название параграфии, при чтении — паралексии. В современной логопедии выделяют 3 вида парафазий:

  • Литеральные (фонематические, буквенные) ‒ ошибочные употребления отдельных звуков, букв или слогов внутри слова (например, «дверь» вместо «зверь»). Литеральные замены обусловлены нарушением моторного либо сенсорного контроля за собственной речью. Характерны для поражения лобных отделов.
  • Вербальные (словесные) ‒ использование вместо правильного слова неточного, но относительно близкого в смысловом отношении, принадлежащего к той же категории (например, «вода» вместо «река»). Связаны с семантическими и мнестическими нарушениями. Возникают при поражении височно-теменных зон.
  • Зеркальные – искажение структуры слова таким образом, что его начало и конец произносятся правильно, а в середине звуки либо слоги меняются местами (например, «барт» вместо «брат»). пациенты с данной формой парафазии обладают способностью бегло и безошибочно читать слова, написанные в зеркальном отображении.

Причины парафазии

Алалия

Как литеральные, так и вербальные парафазии встречаются в речи алаликов. В случае моторной алалии в основе данного симптома лежат трудности поиска и переключения артикуляционной позы, проблемы усвоения двигательной схемы слова, бедность лексического запаса. Характерен речевой негативизм (нежелание говорить). Все этапы речевого развития запаздывают и искажаются. Нарушается слоговая структура слова, не усваиваются грамматические категории, страдает лексика и связная речь. В грубых случаях речь остается на уровне звукоподражаний, лепета, мимики и жестикуляции.

Возникновение парафазий при сенсорной алалии обусловлено неспособностью ребенка дифференцировать на слух речевые звуки. Это приводит к их многочисленным заменам, приблизительности артикуляции, искажению звуконаполняемости слова. Типичными проявлениями служат персеверации, контаминации, эхолалические повторения. Смысл речи при этом теряется.

Алалия и сопутствующая ей симптоматика обусловлены врожденными или рано приобретенными (в довербальном периоде) поражениями речевых зон церебральной коры. Повреждающими факторами могут выступать:

  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия в родах;
  • родовые травмы ЦНС;
  • перенесенные в раннем детстве нейроинфекции.

Парафазия при алалии

Афазия

Явления парафазии присутствуют в речи больных с различными формами афатических расстройств. Нарушение слухового контроля и слухового внимания лежит в основе акустико-гностической афазии. При сенсорной афазии встречаются как вербальные, так и фонематические парафазии, что связано с феноменом отчуждения смысла слова – потерей константного звучания фонем и слов. Наряду с парафазиями присутствует логорея, витиеватость высказываний, быстрое истощение слухового внимания.

Акустико-мнестическая афазия характеризуется дефектом слухоречевой памяти. Проявляется быстрым забыванием информации, словарным дефицитом, трудностями понимания. Этим объясняется наличие в речи большого количества вербальных парафазий, затруднениями при назывании предметов.

Моторные афазии (эфферентная и афферентная) обусловлены наличием артикуляционных трудностей в реализации моторной программы высказывания. В обоих случаях возникают литеральные парафазии: при афферентной форме они выражаются в заменах артикуляционно близких звуков, при эфферентной – слогов. Аналогичные трудности присутствуют и в письменной речи.

Афатические расстройства вызваны органическими поражениями речевых систем мозга, произошедшими в период владения речью. В числе основных причин:

  • ОНМК (геморрагические, ишемические инсульты);
  • открытые и закрытые ЧМТ;
  • воспалительные заболевания: менингиты, энцефалиты;
  • церебральные опухоли и др.

Деменция

У больных с умеренной степенью слабоумия отмечаются проблемы с памятью и связанные с ними вербальные парафазии. Человек забывает названия предметов, обозначая их похожими по смыслу или звучанию словами. Распадаются навыки чтения и письма. Происходит обеднение лексического запаса, снижение беглости речи. В тяжелой стадии речевая активность сокращается до единичных слов и фраз либо утрачивается полностью. Парафазии присутствуют в клинике сосудистых (церебральный атеросклероз), атрофических (болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона), сенильных и других деменций.

Парафазии являются речевым симптомом, указывающим на наличие неврологического дефицита, поэтому наряду с логопедом пациенты должны быть обследованы врачом-невропатологом, нейропсихологом. Конкретный план и содержание этапов диагностики зависит от искомой патологии. В большинстве случаев требуется:

  • Неврологическое обследование. Направлено на выявление этиофакторов, лежащих в основе речевых нарушений. Включает проведение нейровизуализационных исследований головного мозга (МРТ, МРА церебральных сосудов, ПЭТ-КТ), электрофизиологических (РЭГ, ЭЭГ) и инвазивных методик (люмбальная пункция).
  • Нейропсихологическая диагностика. Начинается с предварительной беседы, в ходе которой выясняется осознанность ситуации, ориентация в окружающем, критичность к своему состоянию. Затем исследуются различные виды гнозиса и праксиса, состояние памяти и мышления, интеллектуальных процессов.
  • Логопедическое обследование. У лиц с алалией и афазией изучается уровень владения импрессивной и экспрессивной речью. Уделяется внимание состоянию артикуляционной моторики, фонематических процессов, пониманию вопросов и инструкций. Выявляется наличие парафазии и ее вида. Если до заболевания пациент владел чтением, счетом и письмом, исследуется сохранность навыков.

Логопедические занятия

Коррекция

Медицинский этап

Парафазия – не самостоятельное нарушение, поэтому ее устранение напрямую зависит от терапии основного заболевания. Нейрореабилитация при поражениях головного мозга складывается из медикаментозного и вспомогательного лечения. Пациентам назначаются курсы ноотропов, антигипоксантов, вазоактивных, противосудорожных препаратов. В восстановительном периоде показаны занятия ЛФК, физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, дарсонвализация, электромиостимуляция), механотерапия.

Нейропсихологическая помощь

Направлена на преодоление речевого негативизма, активизацию межполушарных связей, коррекцию нарушений ВПФ, замедление прогрессирования когнитивного дефицита. В детском возрасте основу занятий с нейропсихологом составляет игровая терапия. Во всех возрастных группах полезны нейродинамическая гимнастика, нейропсихологические упражнения, аутотренинги, психотерапия. Важное значение имеет работа с родственниками пациента.

Логопедический этап

Речевая реабилитация, направленная на преодоление парафазии и других нарушений речи, проводится параллельно с предыдущими этапами. Ее содержание зависит от структуры речевого дефекта, главным образом – от нарушения моторного или сенсорного компонента речи.

При расстройствах моторного звена речевого акта задачами логопедической коррекции выступают:

  • преодоление артикуляционной апраксии: артикуляционная гимнастика; логопедический массаж; электростимуляция оральных мышц;
  • активизация речевой активности (при алалии), растормаживание речи (при афазии);
  • наращивание/актуализация словаря и развитие связной речи.

При парафазии, вызванной сенсорными речевыми расстройствами, работа направлена на:

  • активизацию слухового гнозиса;
  • развитие дифференцированного восприятия звуков речи;
  • формирование понимания речи;
  • тренировку слухоречевой и зрительной памяти.

АФАЗИЯ

Определение афазии, ее этиология. Афазия при сосудистых нарушениях мозга, при травме, при опухолях мозга.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Этиология афазии:

· нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия);

· травмы;

· опухоли;

· инфекционные заболевания головного мозга.

Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм.

Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Специфические неречевые и речевые симптомы афазии. Классификация афазии А.Р. Лурии.

Неречевые симптомы:

1. Неврологические симптомы. Сенсорные нарушения, тактильные, слуховые и зрительные нарушения узнавания. При поражении затылочного отдела коры больной афазией не может узнать предмет или осмыслить картину в целом, из-за нарушения пространственного восприятия может наблюдаться зеркальное письмо. При поражении височных отделов нарушается понимание речи, иногда больной не узнает даже хорошо знакомые звуки.

2. Двигательные расстройства. У больных афазией часто проявляются расстройства произвольных движений. Им трудно воспроизвести написание букв, нарушаются произвольные движения губ и языка, они путают и заменяют звуки.

3. Психологические расстройства. Хотя в целом больной разными формами афазии ведет себя адекватно, у него может наблюдаться расстройство мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Интеллектуальные способности остаются неповрежденными, страдает лишь речевой механизм реализации интеллектуальной деятельности.

Речевые симптомы:

1) Эмболы;

2) Персеверации (навязчивое повторение элементов речи);

3) Парафазии (употребление одних слов и звуков вместо других);

4) Параграфии (замена слов на письме);

5) Паралексии (замена слов при чтении);

6) Контаминации (смешение элементов двух или более слов).

Классификация афазии А.Р. Лурии.

В основу классификаций афазий А.Р. Лурии был положен «принцип анализа топически ограниченных поражений мозга”, с одной стороны, и «выделение тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга”, — с другой.

Все афазии существенно отличаются друг от друга:

1) по основному механизму, лежащем в основе нарушения речи;

2) по клинической картине протекания нарушения;

3) по психологическому строению нарушения речи.

Однако общим для всех форм афазии является то, что все они представляют собой не выпадение какой-либо изолированной стороны процесса, а системное нарушение речи в целом.

А.Р.Лурия выделил семь форм афазии:

Две формы моторной афазии, которые связаны с поражением преимущественно двигательного анализатора:

· Эфферентная моторная афазия.

· Афферентная моторная афазия

Две формы сенсорной афазии, возникающие преимущественно при поражении акустического анализатора:

· Сенсорная афазия.

· Акустико-мнестическая афазия.

Три формы афазии, которые представляют собой нарушения более высоких уровней построения речи:

· Амнестическая афазия.

· Семантическая афазия.

· Динамическая афазия.

Характеристика эфферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы премоторной области (зона Брока) (на рис области 44 и 45).

МЕХАНИЗМ: Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций. Возникшие персеверации затрудняют или делают совсем невозможными устную речь, чтение и письмо. Все дефекты речи протекают при сохранном произнесении отдельных звуков; трудности начинаются лишь при переходе к серийному производству звуков.

СИМПТОМАТИКА

1. НАРУШЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ:

· При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь;

· Утрачивается способность повторить серию звуков или слогов . Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда;

· При самом тяжелом варианте эфферентной моторной афазии полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматическое его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, вместо слова молоко произносит морковь, мороженное;

· Наблюдаются контаминации: стожка (стол, ложка).

· При спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных – выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля”.

· Выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым.

· Среди различных вариантов эфферентной моторной афазии наблюдается такая, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Страдает выделение ударных слогов, интонационная окраска.

2. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

· Запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях невозможна запись слов и складывание их из букв разрезной азбуки. Больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова.

· В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская гласные и согласные в стечениях, переставлять буквы и слоги;

· На поздних этапах восстановления выявляются аграмматизмы, проявляющиеся в трудностях согласования слов в предложениях, смешениях флексий.

· Чтение носит угадывающий характер.

· В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

· При нарушениях лишь ритмико-мелодического компонента речи письмо и чтение остаются сохранными.

3. НАРУШЕНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· При грубом расстройстве персеверации проявляются уже при выполнении простых инструкций;

· Показ отдельных частей тела доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы;

· Несколько лучше, но с трудом больные показывают предметные картинки;

· Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок.

· На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные;

· Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц. Нарушение понимания многозначности слов.

Характеристика афферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы посцентральной области левого полушария.

МЕХАНИЗМ: нарушение артикуляционного акта, следствие нарушения кинестетической организации двигательных актов.

Лурия выделил два варианта афферентной моторной афазии:

I. Нарушение пространственного, симультанного синтеза движений органов артикуляции и полное отсутствие ситуативной речи.

II. «Проводниковая афазия» – сохранна ситуативная, клишеобразная речь при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи.

СИМПТОМАТИКА

1. НАРУШЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

· Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

· Специфические особенности нарушения понимания — вторичные нарушениях фонематического слуха. При афферентной кинестетической моторной афазии возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (губные: б-м-п, переднеязычные: д — л — m — н, сонорные щелевые: н-х-ш, сонорные и гласные и т. д.). Эти трудности фонематического анализа в целом компенсируются избыточностью фонематических различий слов в разговорной речи и позволяют им понимать ее, но сказываются в письме больных.

· Нарушение понимания слова ухудшается в тех случаях, если больной пытается его проговорить, т. е. включает первично нарушенный кинестетический контроль.

· Наряду с артикуляторными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, при афферентной кинестетической моторной афазии наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. К ним относится прежде всего характерный для этой формы афазии предложный импрессивный аграмматизм: при сохранности понимания значений отдельных предлогов нарушается возможность расположения в пространстве трех предметов, например, положить или нарисовать карандаш под кисточкой и над ножницами, т. е. наблюдаются нарушения понимания, свойственные для семантической афазии.

· Сложность и многообразие особенностей нарушения понимания при афферентной кинестетической моторной афазии компенсируется в повседневной речи избыточностью, конкретностью ситуации, что и создает картину относительной сохранности у них понимания речи.

2. НАРУШЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· Для устной речи этих больных характерны трудности при воспроизведении слоговой структуры слов. Они дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласный звук.

· При менее выраженной апраксии артикуляционного аппарата больные, медленно подбирают нужные артикуляторные движения, общаются при помощи неполных высказываний, обеспечивающих им элементарный контакт с окружающими.

· При афферентной моторной афазии наблюдаются нарушения орального, артикуляционного и символического праксиса по постцентральному типу. Больные с трудом могут имитировать простые оральные позы, символические оральные движения (плевок, поцелуй).

· В некоторых случаях могут наблюдаться в речи больных легкие артикуляционные призвуки, напоминающие дизартрию или в других – легкий иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких, отсутствии мягких согласных.

· В целом, речь невнятная, в ней возникают многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих формирование речи.

3. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

· При афферентной моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

· Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата.

· Восстановление чтения и письма происходит параллельно с ее преодолением.

· Восстановление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи.

· При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т. е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

· При втором варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркально (вода — «даво», окно __»онко»), пропускают гласные или же пишут сначала все согласные, а затем уже гласные, причем, как правило, у них сохраняется представление о наличии звука в слове, например, пропуская букву ё в слове ведёт, больной ставит две точки над д.

· Дефекты письменной речи при афферентной моторной афазии зависят от степени тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубые нарушения отмечаются при апраксии всего аппарата речи, особенно языка, который является основным органом артикуляции.

· Отмечается пространственная дезориентированность в географической карте. Больные не могут определить местонахождение отдельных городов, рек, гор и т.п.

· Значительные трудности в счетных операциях, отмечается грубая степень выраженности расстройств. Больным с афферентной моторной афазии доступны лишь простые счетные операции, предъявляемые в письменной форме.

· Устный счет, а также сложные действия, требующие запоминания отдельных звеньев, не доступны больным из-за отсутствия полноценной опоры на проговаривание.

· В некоторых случаях при грубой афферентной моторной афазии наблюдается диссоциация между полным отсутствием устной речи и некоторой сохранностью письменной речи, служащей средством общения с окружающими. Эта сохранность письменной речи объясняется наличием преимущественной апраксии лишь глотки и гортани, выполняющих в русском языке роль преднастройки всех артикуляционных движений (Н.И. Жинкин, 1958) и осуществляющих фонацию гласных и звонких согласных.

· По мере восстановления чтения и письма число литеральных параграфий уменьшается.

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная) Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывисто Речь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация) Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматика Синтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звуки Пациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушено Дефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи Методика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Рубрика МКБ-10: R47.0

МКБ-10 / R00-R99 КЛАСС XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках / R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу / R47 Нарушения речи, не классифицированные в других рубриках

Определение и общие сведения

Афазия — это системное нарушение различных сторон речи, связанное с локальным поражением речевых зон, располагающихся у правшей в доминантном по речи левом полушарии головного мозга. При афазии наряду с нарушением речи обычно страдают чтение и письмо.

Можно выделить 4 основные формы афазии:

— моторную (афазия Брока);

— сенсорную (афазия Вернике);

— сенсомоторную (глобальная афазия);

— амнестическую.

Этиология и патогенез

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Среди других причин афазий — ЧМТ (Черепно-мозговая травма), энцефалит. Афазии наблюдаются при прогрессирующих атрофических заболеваниях головного мозга, таких как болезнь Альцгеймера.

Клинические проявления

При моторной афазии страдает речевая зона Брока, расположенная у правшей в задних отделах левой нижней лобной извилины. Сенсорная афазия возникает при локализации очага поражения в задней трети левой верхней височной извилины (речевая зона Вернике). Сенсомоторная афазия наблюдается при поражении обеих речевых зон (Брока и Вернике). Амнестическая афазия возникает при поражении теменно-височной области левого полушария.

Для моторной афазии характерно:

— расстройство собственной речи; при грубых нарушениях она невозможна (иногда больной произносит лишь речевой эмбол типа «та-та», «да-да», «нет-нет» и т.д.); в более легких случаях речь больных крайне бедна и состоит лишь из отдельных слов;

— при моторной эфферентной афазии больные неправильно произносят отдельные звуки, заменяют одни из них на другие, обычно близкие по звучанию (вместо «д» — «т», «р» — «л» и т.д.);

— при произнесении или повторении слова, особенно сложного, могут наблюдаться литеральные парафазии — перестановка букв в слове, например, вместо «молоко» — «моколо»;

— понимание речи окружающих, в основном, сохранено;

— чтение и письмо могут быть нарушены в различной степени.

Для сенсорной афазии характерны:

— нарушение понимания речи окружающих; в тяжелых случаях оно полностью отсутствует; в более легких случаях понимание речи неполное, фрагментарное, например, больной может понять и выполнить односложную инструкцию: «возьмите авторучку», но не понимает многосложную: «возьмите авторучку, положите ее в блокнот, а блокнот положите на тумбочку»;

— из-за нарушений фонематического слуха (фонемы — звуки, характерные только для речи; у каждого языка имеются свои, специфические для него фонемы) нарушено повторение;

— при относительно сохранном фонематическом слухе, что наблюдается при акустико-мнестической афазии, отмечается феномен отчуждения, когда больной правильно повторяет слово, например, «стол», но не понимает, что оно значит, и не может показать, где находится стол в комнате;

— собственная речь при сенсорной афазии свободная, обильная, но малоинформативная; поток исковерканных слов и их обрывков образно обозначают терминами: «словесная окрошка», «словесный салат»; в легких случаях речь более информативна, но в ней много вербальных парафазий (словесных замен), например, больной показывает на вилку, а говорит «ложка»;

— нарушены чтение и письмо.

При сенсомоторной афазии наблюдаются разной степени выраженности как нарушение собственной речи, так и понимание речи. При этом, как правило, первым восстанавливается понимание речи.

Особый вид речевых нарушений представляет амнестическая афазия, при которой сохранены и понимание речи, и правильное произношение слов, и чтение, и письмо. Однако больные забывают названия предметов, абстрактные понятия и действия. Для того чтобы выразить свою мысль, они используют обходные пути: вместо слова «авторучка» говорят «то, чем пишут», вместо слова «стул» — «то, на чем сидят». Характерно, что этим больным помогает подсказ первого слога. Собственная их речь свободна, достаточно информативна, но бедна.

Дисфазия и афазия: Диагностика

Для восстановления речи используются психолого-педагогические занятия, которые обычно проводит специально обученный логопед или нейропсихолог. Занятия по восстановлению речи более эффективны в комплексе с лечением ноотропными препаратами.

Восстановление письма и чтения

Параллельно с занятиями по восстановлению устной речи и ее пониманию больных необходимо обучать чтению и письму, так как восстановление этих функций в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой (грубый парез), следует с самого начала учить писать больного левой рукой.

Лучше начинать обучение рукописному письму, чем печатанию на компьютере, так как письмо прописью более тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение больного печатанию на компьютере, особенно, в тех случаях, когда больной владел им до болезни.

Профилактика

Источники (ссылки)