Госпитализм в психологии

Приходилось ли вам долгое время лежать в больнице или находиться в другом государственном учреждении вдали от родных и друзей? Что вы при этом чувствовали? Вероятно, вам не хватало душевных разговоров, объятий, тепла. Из-за этого вас одолевала тоска, мучила подавленность. Это и есть легкие проявления госпитализма. В более тяжелых случаях синдром госпитализма проявляется целым рядом соматических и психических нарушений. Особенно опасен госпитализм для детей из интерната и неблагополучных семей. Предлагаю разобраться во всем по порядку: какого происхождение феномена госпитализма и что это значит, как проявляется и как лечится.

Что такое госпитализм

Название образовано от латинского слова hospitalis, что означает «гостеприимный», «госпиталь». Госпитализм – это синдром, при котором у человека возникают психосоматические нарушения из-за длительного пребывания в больнице, вдали от дома и друзей. В то же время под этим подразумевается отставание в психическом и физическом развитии у детей, с младенчества выросших в интернате или лишенных родительского внимания и любви. Близкое, теплое общение с матерью и другими значимыми взрослыми – ведущая потребность младенчества. Депривация (неудовлетворение потребности) приводит к психофизическим и интеллектуальным нарушениям, задержке в развитии.

Рассмотрим более подробно определения госпитализма в психологии и психиатрии.

В психологии

Госпитализм – это в психологии психосоматические изменения личности в результате дефицита общения с близкими. Психологи рассматривают госпитализм с двух сторон: у детей и у взрослых. В первом случае под этим подразумевается психофизическая отсталость ребенка из-за дефицита общения в первые годы жизни. Во втором случае речь идет о психосоматических расстройствах, вызванных длительным нахождением в больнице. Однако стоит отметить, что госпитализм, возникший в детстве, может преследовать ребенка всю жизнь. В то же время дети, как и взрослые, подвержены больничному госпитализму.

В психиатрии

Это ухудшение психофизического состояния из-за длительного нахождения в больнице. Альтернативное название – синдром отрыва от дома. Проявляется социальной дезадаптацией, утратой трудовых навыков, потерей интересов, обострением хронических заболеваний, ослаблением потребности в общении и рядом других изменений.

История открытия феномена

Явление госпитализма в психологии было открыто психоаналитиком Р. Спитсом (1945 г.). Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных долгое время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате. Психоаналитик выяснил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение о сепарации ребенка от матери.

Спитс изучал состояние детей, которые находились в благоприятных с точки зрения гигиены условиях (питание, уход, чистота), но без должной материнской поддержки. И вот что он заметил:

  • на третьем месяце жизни у детей возникли физические ухудшения, ослаб иммунитет, возросла смертность;
  • чуть позже стали заметны психические изменения, в частности депрессивность, пассивность, заторможенность;
  • на втором году жизни стали заметны признаки глубокой психофизической отсталости во всех областях (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).

В результате своего исследования Шпитс (Спитс, Спиц) заключил, что детям необходима забота и любовь матери. Она важна для жизни и развития ребенка.

Психоаналитик выявил две формы синдрома:

  • госпитализм, связанный с полной депривацией материнской заботы;
  • анаклитическая депрессия, которая возникает в том случае, если сначала ребенок нормально общался с матерью, а потом его изолировали.

Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация приводит к госпитализму. В том числе ненадлежащий уход за ребенком в условиях семьи. Этой же точки зрения придерживаются современные исследователи.

Причины госпитализма

Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.

В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.

Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях. Например, где родители заняты построением карьеры.

Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  • длительная изоляция в медицинском учреждении;
  • дефицит общения с семьей, родными, близкими;
  • пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).

К факторам риска относится следующее:

  • наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
  • пожилой возраст;
  • жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
  • жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
  • младенческий и детский возраст;
  • пребывание в пансионате, оздоровительном центре.

Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения. Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой. Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.

Симптомы и признаки

Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.

Синдром госпитализма у детей

У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:

  • недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
  • недержание мочи и кала;
  • задержка речевого развития;
  • задержка двигательного развития;
  • эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
  • навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
  • рахит;
  • отставание в физическом развитии;
  • низкий уровень адаптации;
  • отставание в освоении своего тела, языка;
  • болезненность;
  • вялость;
  • апатичность;
  • бледность;
  • пассивность;
  • истощение;
  • плохой аппетит;
  • проблемы со сном;
  • лихорадка;
  • сонливость;
  • гипотонус мышц;
  • отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).

Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.

Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).

Синдром госпитализма у взрослых и пожилых

Характерны следующие проявления:

  • социальная дезадаптация;
  • потеря интереса к работе и труду как таковому;
  • ослабление профессиональных навыков;
  • оскудение круга общения, снижение качества контактов;
  • обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
  • потеря аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • снижение адаптационных возможностей;
  • флегматичность;
  • оскудение мимики;
  • замедленная моторика;
  • когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
  • беспечность;
  • малоподвижность;
  • монотонность.

У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.

Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда. Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров. Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).

При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):

  1. Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
  2. Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
  3. Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
  4. Смешанный вариант.

Лечение госпитализма

Лечение синдрома у детей и взрослых отличается. Рассмотрим подробнее каждую из категорий.

У детей

Лечение подразумевает не только устранение негативного фактора, то есть восстановление теплого общения с мамой, но и системную работу с разными специалистами:

  • педагогическая коррекция;
  • психологическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • увеличение интенсивности общения.

Вместе с этим проводится симптоматическая терапия, то есть психологическое и медицинское лечение для устранения признаков истощения и отсталости. Программа мероприятий подбирается индивидуально.

У взрослых

Прежде всего, нужно устранить негативный фактор: вылечить хроническое заболевание, перейти на амбулаторное лечение. Но важнее всего вернуть человеку поддержку близких, общение с ними. Показано комплексное лечение у терапевта, психотерапевта (психиатра). Желательно избегать консультаций в стенах медицинского учреждения, рекомендуется приглашать специалиста на дом.

Главное правило профилактики госпитализма — это общение.

Чем опасен госпитализм

Каждый случай требует частного рассмотрения, но можно абсолютно точно сказать, что иногда эффекты госпитализма имеют необратимый характер и даже приводят к смерти. Среди людей с синдромом госпитализма выше риск развитии психических расстройств, асоциальных наклонностей.

Детский госпитализм опасен тем, что ребенок станет диким и уже никогда не сможет вернуться к нормальной, человеческой жизни. Виктор Каспар, Джени из Калифорнии – яркие примеры детей-маугли из прошлого. Но пугает, что это происходит и в наше время. Не так давно все телеканалы пестрили шокирующей новостью: «В московской квартире нашли пятилетнюю девочку-маугли». Таких историй очень много. Кому-то удается стать человеком, кто-то так и остается «диким животным», живущими инстинктами и рефлексами. К сожалению, даже на современном уровне развития педагогика, психология и другие социальные науки не всегда способны помочь таким детям.

Профилактика госпитализма

В качестве профилактики психологи рекомендует родителям или другим близким взрослым общаться с ребенком как можно больше, а начинать общение как можно раньше. Это должно быть очень теплое, эмоциональное взаимодействие. Играйте, занимайтесь с ребенком. Старайтесь не оставлять ребенка одного в больнице, не оставляйте его с эмоционально холодным человеком. Изучайте возрастную психологию, чтобы корректно ухаживать за малышом.

Профилактика госпитализма среди взрослых подразумевает максимальное сохранение контактов с внешним миром: общение по телефону, скайпу, чату, личные визиты. Не бросайте своих бабушек и дедушек, не замыкайтесь в себе, если сами оказались в больнице.

Если бы в больницах, интернатах и других учреждениях рядом с больным (воспитанником) всегда был человек, который 24 часа 7 дней в неделю уделял бы внимание только ему, то, вероятно, синдром госпитализма не проявится. Но мы понимаем, что это невозможно, по крайней мере, в государственных учреждениях. В быту же можно нанять няню, сиделку.

Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери. Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году. Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

Отсутствие эмоционального и социального контакта с матерью может быть обусловлено двумя основными причинами:

  1. Длительное нахождение в больницах, сиротских домах, детских садах закрытого типа, интернатах. Малыш не чувствует любви, заботы, понимания.
  2. Эмоциональная холодность матери, вызванная психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, увлеченностью карьерой, особенностями характера.

В группу риска развития синдрома госпитализма входят дети до трех лет, у которых еще мало адаптационных ресурсов; малыши в период возрастных кризов (3 года, 7 лет, переходный период) и дети с неустойчивостью эмоций.

Все вышеперечисленное приводит к депривации – неудовлетворению потребности в общении, тепле, ласке. Встречается полная или частичная форма расстройства. Первая делится на два основных вида — изоляцию и сепарацию.

Изоляция – полное лишение человеческого общения, пример крайней степени – Маугли.

Сепарация – длительное пребывание в закрытых учреждениях без матери. Частичная депривация – бедность эмоциональных контактов мать–дитя.

Причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.

Признаки патологии

Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

Симптомы госпитализма воспитанников детских домов

В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания. Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами. Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.

У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию. В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют. Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.

У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:

  1. Протест — малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
  2. Истощение — обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
  3. Адаптация — ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.

Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью. Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства. У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь. С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.

Клиника госпитального синдрома при частичной депривации

У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует. Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики. Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.

Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.

Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства. Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно. Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.

Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая — возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Диагностика

Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.

Дифференциальная диагностика проводится:

  • у детей после года — с умственной отсталостью, аутизмом;
  • у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.

Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.

Лечение госпитализма у детей

Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге. Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

Прогноз и профилактика

На исход борьбы с патологией влияют следующие факторы:

  1. Возраст, в котором произошла депривация (период до трех лет считается наиболее опасным).
  2. Был ли до депривации «светлый промежуток» – полноценное общение с матерью в домашних условиях – или малыш с рождения был помещен в детское учреждение.
  3. Навещает ли мать свое дитя и как часто.
  4. Степень интеллектуальных, эмоционально-личностных, поведенческих нарушений.
  5. Наличие сопутствующих заболеваний, осложнений.
  6. Находится ли ребенок под наблюдением специалистов, получает ли медицинскую и психологическую помощь.

Последнее время в мире отмечаются тенденции к деинституционализации. Дети помещаются в специальные учреждения только в крайних случаях. Создаются «детские деревни» в которых малыши объединены по 5-6 человек в «семью» с «мамой», живут не в казенных условиях, а в обстановке, приближенной к домашней. Многие закрытые учреждения ликвидированы. В больницах младенцу разрешается длительное время находиться вместе с мамой.

Есть надежда, что в будущем такое явление, как госпитализм, полностью искоренят.

Австрийский психоаналитик Рене Шпиц вел наблюдение за детьми, лишенными общения с родителями и близкими, в условиях больниц и приютов. Он сделал вывод о том, что в подобных случаях у детей возникали психологические и физиологические изменения. В 1945 году данное явление Шпиц обозначил термином «госпитализм».

Шпиц заметил, что у детей из сиротских приютов наблюдается отставание в психофизиологическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, а у более взрослых детей происходит оскудение эмоциональной сферы, проблемы в интеллектуальном и речевом развитии и т. д.

Позже подобные симптомы стали замечать не только у детей, но и у взрослых, помещенных в условия стационара. Таким образом, госпитализм – это совокупность психологических и физиологических нарушений, возникающих в связи с длительным пребыванием человека (ребенка или взрослого) в условиях стационара и лишенного привычного окружения.

Симптомы госпитализма

Стоит различать симптомы госпитализма у детей и взрослых. У детей в первую очередь возникает отставание в развитии, а у взрослых – деградация в психической и физической сферах.

Симптомы госпитализма у детей:

  • нарушения в двигательной сфере: вялость, малоподвижность, навязчивые однообразные движение (например, раскачивания). Малыши поздно начинают делать первые шаги;
  • эмоциональная сфера: бедность эмоциональных проявлений, невыразительная мимика т. д.;
  • социальная сфера: низкий уровень адаптации в обществе, аутистические тенденции;
  • антропометрические показатели: недобор в массе тела, маленький рост, низкая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, гипотонус (сниженный тонус) мышц.

Симптомы госпитализма у взрослых:

  • социальная дезадаптация: теряется интерес к трудовой деятельности, сужается круг общения;
  • интеллектуальная сфера: снижение темпа мышления, нарушения запоминания;
  • появляется склонность к ипохондрии и затяжным заболеваниям;
  • моторная заторможенность: вялость, сонливость, нежелание вставать с постели;
  • страх перед выпиской. Люди, достаточно долго пробывшие в условиях стационара, боятся снова возвращаться к обычной жизни, так как в больнице они были отгорожены от своих повседневных проблем.

Причины развития синдрома госпитализма

  • Бытовые условия: замкнутое пространства, смена режима и рациона питания и прочее.
  • Бедные эмоциональные реакции со стороны сотрудников стационара.
  • Специфичный психологический климат.
  • Длительные и частые госпитализации. За счет этого человек привыкает жить в больничных условиях.
  • Изоляция от привычного образа жизни, родных и близких.
  • Длительная медикаментозная терапия приводит к угнетению некоторых психологических и физиологических показателей.
  • Продолжительная и навязчивая забота со стороны медицинского персонала.

Методы лечения

Основным методом лечения госпитального синдрома является психотерапия. Грамотный психотерапевт подберет подходящий метод лечения для конкретного пациента. Возможно использование следующих видов:

  • когнитивно-бихевиоральная психотерапия;
  • социальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • комплекс реабилитационных мероприятий (отмена медикаментозной терапии, увеличение контактов с окружающими и т. д.).

Синдром госпитализма является хоть и негативной реакцией человека на условия больницы, но вполне закономерной и распространенной. При своевременном вмешательстве психолога и поддержки со стороны близких человек с легкостью справится с данной проблемой.

Под термином госпитализм понимают целый пласт расстройств психосоматики, которые развиваются на фоне чрезмерно долгого нахождения пациента в условиях стационарного лечения пациента.

Усугубляет положение тот факт, что больной в течении длительного пребывания в лечебнице теряет контакт со своими близкими и родными: от дефицита общения со знакомыми лицами у человека возникает сильное чувство собственной изолированности и мнимой ненужности окружающему миру, что в свою очередь способствует формированию устойчивого депрессивного состояния, которое может привести к самым неприятным последствиям.

На детей и взрослых пребывание долгое время в изоляции от родных отражается по разному: дети начинают заметно отставать в развитии от своих сверстников, они замыкаются в себе и появляются явные признаки аутизма, особенно если речь идет о детях младшего возраста до пяти лет.

Чем более взрослый ребенок, тем менее подвержена психика его к отставанию в развитии ввиду ее большей устойчивости к раздражителям извне. В младшем детском возрасте влияние окружения на психику и дальнейшее развитие особенно важное, так-как именно в этот период закладывается основной фундамент для будущей личности.

Известны случаи, когда человеческих детей воспитывали дикие звери, вроде волков и шимпанзе, однако, когда дети эти были обнаружены цивилизованными людьми, при всех усилиях с их стороны, попытки перевоспитать диких людей не увенчались успехом. Дикие дети навсегда так и остались дикими, ведь весь младший детский период они находились в состоянии зверя, под присмотром своих диких и лохматых приемных родителей.

У взрослых проявления госпитализма протекают в несколько ином ключе: при отсутствии адекватного общения и взаимодействия со знакомыми людьми (а в некоторых сложных случаях людьми в целом) больные начинают деградировать в психическом и физическом плане, все дальше отходят они от образа человека разумного, уходя в сторону даже не своего предполагаемого предка — человекоподобной обезьяны, но превращаясь в нечто совершенно новое, иное и от того неизмеримо пугающее и вызваающее отвращения у любого, кому они являют свой лик.

ПРИЧИНЫ

При наличии определенных сложно поддающихся лечению в домашних условиях формах психических недугов, больным рекомендуется проходить долгосрочное (а иногда и пожизненное) лечение и пребывания в психических лечебницах с полным отрывом от общества: от мира людей, который они знали.

Психиатрическая клиника закрытого типа мало чем напоминает привычное любому человеку место. От одной только идеи нахождения в таком месте хоть сколько-нибудь продолжительное время может случится нервный срыв даже у вполне здорового и адекватного человека, что уж говорить о тех, у кого психика изначально не является устойчивой.

Но речь здесь может идти не только о суровых лечебницах для душевнобольных в тяжелой стадии заболевания, но и о таких вполне распространенных повсеместно учреждениях, как детские интернаты да и простые больницы, где, к примеру, дети находятся более определенного срока в отрыве от собственной матери и ее внимания. Особенно это касается детей до пяти лет, ведь в этот период дети испытывают особенную привязанность к своей матери а ее отсутствие и лишь редкое появление нарушают функционирование психики в нормальном здоровом режиме.

Сам термин госпитализм впервые применил психоаналитик Р. Шпиц из Соединенных Штатов Америки, когда в 1945-ом году он провел исследования касательно длительного пребывания детей в лечебных учреждениях а также детских интернатах для сирот, в ходе чего установил дегенеративное воздействие на детей, пребывающих в такого рода заведениях, где их общее состояние ввиду изложенных выше моментов можно было охарактеризовать как неудовлетворительное. От состоянии психики зависит многое: здоровье всего организма и психика тесно взаимосвязаны.

Р. Шпиц установил: нахождение ребенка без матери в течении одного года и более наносят необратимый и серьезный ущерб психическому здоровья ребенка. Ввиду всего этого, становится совершенно ясно: здоровая психически (и физически, ведь как уже отмечалось ранее, физическое здоровье связано со здоровьем психическим) личность не состоится без материнской любви и родительской заботы, верного воспитания.

Нужнго отметить тот факт, что нвиболее подвежрены госпитализму все же дети возрастом до пяти-семи лет. В более взрослом возрасте явления госпитализма довольно редки и носят единичный характер. Недаром второе неофициальное название данного заболевание — отрыв от родного дома или отрыв от матери. Исходя из этого, наиболее подверженной группой к госпитализму, являются:

  • Дети в детских домах и приютах а также в интернатах закрытого типа.
  • Дети, которым не посчастливилось родится в неблагополучных семьях, где отсутствует забота и внимание о малыше, где ребенок подвергается моральному унижению и давлению со стороны взрослых.
  • Болеющие тяжелыми заболеваниями дети, ввиду чего они длительное время вынуждены находиться вдали от родного дома.

СИМПТОМАТИКА

Дети, страдающие госпитализма резко теряют в весе, их кожа приобретает бледно-голубой или слегка желтоватый болезненный оттенок под глазами образуются характерные припухлости, у них на лицо явный недостаток в физической энергии, они пассивны и выглядят крайне изможденными. В некоторых сложных случаях, ребенок даже перестает развиваться, он становится неполноценным и недоразвитыми и последствия эти могут носить необратимый характер.

Моторика претерпевает некоторые изменения а сами дети теряют умение адекватно и уместно выражать свои эмоции, что еще более приводит к их отчуждению от общества. Дело доходит в итоге до того, что больной утрачивает частично или полностью способность к самообеспечению и вынужден постоянно находится под присмотром медицинского персонала психиатрической лечебнице, где повзрослевшие дети, страдающие госпитализмом, доживают свой век в полном забвении.

Но если же все же в течении трех-четырех месяцев ребенок вновь вернеться к своей матери, то все зарождающиеся симптомы со временем сойдут на нет и он вновь станет полноценным, вполне здоровым человеком. О дегенеративных последствиях необратимого характера можно говорить о пребываниии ребенка без матери и близких а течении от девяти месяцев и более.

Лица старшего возраста подвергаются госпитализму от слишком долого пребывания в условиях стационара, который стал для них обязательной нормой жизни, которую они знают и ни при каких условиях не желают ее изменить. Когда их все же не без усилия выписывают вон из стационарного лечения, больные госпитализмом всеми силами пытаются вернутся в знакомые условия существоания.

Изначальное, первичное заболевания, из-за которого когда-то пациент попал в условиях стационара, усиливается на фоне госпитализма: пациент все больше начинает предаваться ипохондрии и постоянно жалуется на общее недомогание где каждый новый день приносит с собой новый симптом.

Такое положение ухудшает общее состояние здоровье больного не в пример быстрее самого первичного заболевания и в психиатрических лечебницах такие случаи не являются редкими. Мноие пациенты буквально превращаются в инвалидов болагодаря склонности к госпитализму и ипохондрии,где под воздействием сильнодействующих психотропных препаратов они превращаются в зависимых как от последних, так и от самих стен той лечебницы, в которой они находятся столь продолжительный период времени. Наиболее часто госпитализмом страбат лица от 60-и лет и более.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Выявить госпитализм детей и взрослых можно по многим показателям, среди которых наиболее яркими могут быть следующие признаки:

  1. Нежелание и избегание к проявлению эмоций и физических действий.
  2. Нежелание покидать стены лечебного заведения, в котором больной находится.
  3. Однотипные монотонные движения телом.
  4. Страх перед чем-то, который тут же сменяется гневом на окружающих.
  5. Отсутствие желания познавать новое.

Лечится госпитализм у детей, страдающих от отсутствия матери ее присутствием: не спроста больные детки младшего возраста находятся в больнице со своими матерями а не в одиночку, что было бы крайне негуманно. Больные взрослые лечатся частыми встречами со своими родными и близкими. Как для детей, так и для взрослых, проводятся занятия со специалистами в области психологии дабы купировать имеющиеся симптомы и жалобы больных госпитализмом. Медикаментозное лечение назначается лишь в крайних и запущенных случаях, где используются препараты воздействующие на ЦНС и способствующие стимулированию познавательных функций головного мозга.

ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА

Положительное стечение обстоятельств возможно только в том случае, если ребенок младшего возраста, который находится в отдалении от своей матери и близких ему людей войдет в контакт с ними как можно скорее — не позднее пяти месяцев. Если в течении этого времени и до одного года этого не произойдет, то все симптомы госпитализма не только не пройдут, но и обретут пролонгированный характер и нанесут непоправимый ущерб психическом и физическому состоянию ребенка.

Во взрослом возрасте положительный исход возможен, как правило, для лиц моложе 65-летнего возраста. С годами психика человека теряет способность быстро адаптироваться к окружающей обстановке, ухудшается ее гибкость. Для взрослых больных госпитализмом важно часто общаться со знакомыми и близкими ими людьми. Им важно положительное отношение к ним со стороны окружающих их людей а также его частота: чем чаще, тем лучше.

Что это такое?

Госпитализм – это психологический термин, обозначающий серьезное нарушение психической деятельности у детей или взрослых.

Такой феномен обусловлен дефицитом человеческого общения, узостью социальных контактов или полной изоляцией от общества.

Таким образом, госпитализм — это отставание в развитии детей или деградация эмоциональных и поведенческих реакций у взрослых.

Чаще обнаруживается в раннем, дошкольном и школьном возрасте. В юности, зрелости и старости встречается редко.

Наукой изучены случаи заболеваемости у детей, которые в силу тех или иных причин долго пребывали в госпиталях или других медицинских учреждений, интернатах или детских домах.

Синдром проявляется в выраженных отклонениях от нормы коммуникативных и интеллектуальных способностей, интеллектуальных способностей, а также навыков мелкой моторики, умений выражать эмоции. Такие дети испытывают трудности с освоением основных движений, отстают в росте, наборе мышечной массы, в возрастном физическом развитии.

Взрослые пациенты страдают депрессиями и потерей интереса к окружающему миру.

Причины возникновения

Обоснования, вызывающие подобное явление носят на сегодняшний день чисто теоретический характер, исследований, которые подтвердили бы природу этого психического расстройства на практике пока нет.

Долгое время, наблюдая за детьми с госпитализмом, медики считали, что их состояние вызвано гиповитаминозами, ослабленным иммунитетом, плохим питанием и условиями содержания в казенных учреждениях.

Тщательно изучать отклонение начал американский психолог Рене Спиц. Автор понятия «госпитализм» в 40-х годах двадцатого столетия собрал и проанализировал десятки случаев заболевания у детей, проживавших в стационарах и домах ребенка.

Ученый опроверг предположение о том, что именно неблагоприятные условия содержания являются причиной отклонения в детском развитии, так как болезнь была обнаружена и у тех ребят, которые хорошо питались и получали должный уход. Поэтому исследователь сделал революционное предположение, что в основе госпитализма лежат внутренние неразрешимые конфликты в душе ребенка.

Вместе с группой единомышленников Спиц создал теорию о происхождении этого расстройства, используя учение Зигмунда Фрейда.

В итоге, пусковым механизмом госпитализма психологи стали считать отсутствие родительского тепла, любви и заботы в период новорожденности и младенчества. Разлука или отсутствие матери (отца) становится для малыша психологической травмой, последствия которой на подсознательном уровне отражаются на всей его последующей жизни.

Предположительно именно этот внутренний конфликт, неразрешенный и во взрослом возрасте может стать отправной точкой для проявления госпитализма у зрелых или даже пожилых людей.

Доказывая свою теорию, Спиц опирался на примеры, когда маленькие дети, выжившие в дикой природе и «воспитанные» животными, по возвращении в цивилизацию, так и не смогли развить навыки человеческого поведения и должного уровня общения с другими людьми.

В наши дни, продолжая исследования этого расстройства, специалисты выяснили, что болезнь может быть последствием не только сиротства, но и эмоционального игнорирования ребенка в условиях полной семьи, где с малых лет для детей становится актуальной проблема одиночества. Малыши, конечно, не могут полностью понять поведение родителей, но они очень тонко чувствуют их отношение и сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.

Симптомы

Поскольку госпитализм это в психологии отставание в развитии для детей и деградация для зрелых людей, его признаки у данных возрастных групп несколько отличаются.

Детский госпитализм характеризуется:

  • отклонениями от нормальных показателей роста и веса, такие дети имеют определенный внешний вид — они низкие, худые, с неразвитой мускулатурой;
  • сложностями при осуществлении активных физических действий, малыши поздно осваивают ходьбу и неуверенно двигаются, бегают, держат руками и пользуются предметами быта;
  • обедненностью мимики и эмоциональных реакций, т.е. они не отвечают как должно на многие события в жизни, не могут смеяться над чем-то, радоваться новому, получать удовольствие от игр;
  • частыми монотонными движениями тела, конечностей, губ или глаз (раскачиванием головы из стороны в сторону, сжиманием разжиманием кистей, морганием и т.п.);
  • восприимчивостью к соматическим заболеваниям, малыши быстро «подхватывают» инфекции и тяжело переносят их, страдают многочисленными хроническими недугами;
  • задержкой речи;
  • недоразвитием интеллекта;
  • поздним освоением гигиенических навыков (горшка, мытья рук, душевых процедур).

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?

  • отсутствие нормального общения с ребенком (игр, разговоров, обмена эмоциями);
  • плохой уход за малышами (игнорирование их потребностей, нежелание купать, переодевать, укладывать спать, кормить, сопровождать на прогулки).

Кроме этого, такие родители не уделяют времени на обучение своего ребенка, не хотят помочь в освоении первых шагов, почитать малышу, порисовать или полепить с ним.

Симптомы расстройства у взрослых

У данной возрастной группы причина госпитализма заключается в дефиците человеческого общения, изоляции. Поэтому случаи болезни часто обнаруживаются в тюрьмах, отдаленных от цивилизации населенных пунктах или в домах престарелых.

Такие люди, лишенные общества, полноценных дружеских и родственных связей становятся апатичными и безынициативными, не могут четко формулировать свои мысли и выражать их, а также дать ответную реакцию на положительные или отрицательные стимулы извне.

Они перестают читать, смотреть телевизор, выходить на прогулки, имеют застывший взгляд и отрешенное выражение лица, их конечности могут периодически подергиваться.

Лечение

Помочь людям с госпитализмом непросто, терапевтический эффект связан с выявлением психологической проблемы, запустившей механизм болезни.

Чаще специалисты предпочитают вначале поработать с такими пациентами индивидуально, это обусловлено тем, что их навыки общения не развиты и применить их в группе достаточно сложно.

Таких людей приходится заново обучать коммуникативным умениям, развивать мелкую моторику, обогащать эмоциональную сферу. Однако, как только обнаруживаются положительные сдвиги, пациентов можно пригласить на групповые занятия. И хотя это заболевание считается достаточно сложным, в некоторых случаях может быть достигнут прогресс и качество жизни пациентов существенно повышается.

Психологи и психотерапевты используют для детей и взрослых с госпитализмом арт-терапию, музыкальную, телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации, активно практикуется семейное консультирование с включением в процесс лечения родителей и близких людей.

Коррекция госпитализма требует комплексного подхода и участия в лечении педагогов и учителей. Детям необходимы специальные упражнения для тренировки внимания, двигательных навыков, мышления, памяти.

Медикаментозная терапия применяется редко, только в запущенных тяжелых случаях.