Брадилалия

Замедление (заторможенность) мышления характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей. Сами больные говорят о чувстве затруднения мышления, об ощущении своей интеллектуальной несостоятельности, жалуются, что у них «мало мыслей». У таких лиц отмечается существенное замедление темпа ассоциаций, отчетливо проявляющееся увеличением латентного периода словесных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедленное мышление характеризуется уменьшением количества представлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен переход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к застреванию на мысли. Такое явление обозначается как моноидеизм. Можно думать, что он играет существенную роль в стойкости бредовых переживаний у больных с замедленным мышлением. Хотя уровень процессов обобщения и отвлечения при этом не снижен, отмечаются затруднения осмысления. В своих рассуждениях больной медлителен, с трудом подходит к цели, испытывая затруднения и в формировании словесного отчета о ходе мыслей. Качественное изменение мышления проявляется и в том, что страдает его направленность — больные жалуются на невозможность закончить процесс размышления, говорят, что им трудно довести свои рассуждения до конца.

Представление больного о цели мыслительной деятельности существенно не страдает, но формируется оно значительно медленнее, чем у здорового человека. Но, даже осознав цель мышления и не обнаруживая снижения интеллектуального уровня в своей мыслительной деятельности, больной ее либо вовсе не достигает, либо достигает лишь частично и с большим трудом. Замедление мышления одинаково сказывается в затруднениях как формирования цели мышления, так и в достижении этой цели, т. е. в результативности мыслительной деятельности.

Замедленное мышление часто входит в структуру брадипсихизма, включающего замедление и других психических функций — речи, эмоциональной реактивности, психомоторики.

Замедление мышления по своим клиническим проявлениям противоположно ускорению мышления и чаще всего наблюдается при депрессивных состояниях, при астении. Классическая картина замедленного мышления наблюдается при циркулярной депрессии. Тугоподвижность протекания мышления, моноидеизм, своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (наиболее актуальными представляются больному отрицательно эмоционально окрашенные мысли и неприемлемыми — мысли, противоречащие грустному настроению), что способствует возникновению у больных бредовых идей самообвинения, самоуничижения, греховности.

Замедленное, заторможенное мышление наблюдается и при органических поражениях головного мозга, например при некоторых формах эпидемического энцефалита, опухолях головного мозга, в этих случаях оно тесно связано с явлениями брадипсихизма. Причина замедленного мышления в этом случае — общее замедление темпа психических процессов в связи с патологией подкорковых образований лобных отделов и ствола мозга.

Замедленное мышление может наблюдаться и при шизофрении, главным образом при мутизме, отмечающемся в дефектных состояниях, при наличии выраженных эмоционально-волевых изменений, бедности побуждений. При этом имеют место как значительная заторможенность мыслительного процесса, так и снижение моторно-речевой деятельности, затруднения вербализации мысли.

Е. Bleuler (1920) указывал на то, что мутизм может иметь в своей основе различные причины (негативизм, бредовые переживания, наличие императивных, запрещающих больному разговаривать галлюцинаций). Однако главная его причина — обеднение душевного мира больного шизофренией, безразличие к задаваемым ему вопросам, отсутствие интереса к окружающему. В ряде случаев шизофренический мутизм отражает присущую этому заболеванию парадоксальность протекания психических процессов. Например, в кататоническом ступоре больной не отвечает на обычную речь, но обнаруживает естественную реакцию на тихую, шепотную речь (этот признак трактуется с точки зрения концепции И. П. Павлова о гипноидно-фазовых состояниях и поэтому носит название симптома Павлова). Другим таким симптомом является симптом последнего слова (К. Kleist, 1908) —больной отвечает на вопрос уже после того, как задававший его удалился из комнаты.

Алалия. Что это?

При алалии нарушены все языковые системы языка. Алалия входит в структуру ОНР (общее недоразвитие речи), как наиболее тяжёлая его форма.

Ребёнок с алалией не использует речь, как познание мира. Использует в речи отдельные звуки, звукокомплексы, активно использует жесты, голосовые модуляции.

Причины алалии:

-незрелость клеток мозга;

-минимальная мозговая дисфункция (ММД);

-социальные факторы (табакокурение, наркомания, алкоголизм родителей);

-неблагоприятное экологическое последствие;

Неречевые особенности детей с алалией.

— моторная неловкость;

-снижение двигательной активности;

-недоразвитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, словесного мышления и др.). Ребёнок не может запомнить более 2-3 слов, не запоминает ритма.

-недостатки конструктивного праксиса: трудно собрать разрезные картинки, фигурки из палочек;

При алалии часто формируются патологические особенности личности: замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость.

В современной классификации существует две формы алалии: моторную и сенсорную. При смешении этих двух форм выделяют также смешанную алалию.

Моторная алалия.

Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленной несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

При моторной алалии нарушены все уровни речевого высказывания:

-мотивационно-побудительный;

-смыслообразовательный;

-реализационный;

-программируемый;

-трансляции;

Речевые симптомы моторной алалии:

Отмечается бедность активного словаря (дети не могут ответить, спросить). Предметы называют без глаголов и пр

изнаков. Часто используют жесты и голосовые модуляции. В момент речи происходит поиск слов, неадекватное их

использование. Отмечаются стериотипность высказываний, речевые штампы ( произносит, но не понимает смысл).

Грамматика формируется поздно не могут обобщать языковые элементы, производить мыслительные операции над

лексико- грамматическим материалом. Не формируется морфология, синтаксис, обобщения и противопоставления. Не

сформировано понимание окончаний («телеграфный стиль») . В активной речи присутствует ряд специфических

ошибок : литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение

звуков или слов), элизии (выпадение звуков).Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими

вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться

контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например —

трашет – трактор пашет. Пассивный словарь (понимание речи) моторных алаликов значительно лучше активного. Г.И.

Жаренкова в 1957г. провела исследование понимания речи детей с моторной алалией и выделила 3 уровня понимания речи:

1.Грубое нарушение понимания речи. Грамматические элементы слов не несут никакой функции при понимании фразы. Ориентируются на лексическое значение слова.

2.Начинает приобретать значение грамматическое изменение слов.Нестабильно, в словах с ударными окончаниями.

3.Имеются различия некоторых грамматических форм (единственного и множественного числа существительных, мужского и женского рода). Нестойко, связано с ситуацией.

Неречевая симптоматика:

— моторная неловкость;

-снижение двигательной активности;

-недоразвитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, словесного мышления и др.). Ребёнок не

может запомнить более 2-3 слов, не запоминает ритма.

-недостатки конструктивного праксиса: трудно собрать разрезные картинки, фигурки из палочек;

При алалии часто формируются патологические особенности личности: замкнутость, неуверенность в себе,

обидчивость. При моторной алалии могут различаться варианты и степени выраженного интеллектуального

недоразвития. Может быть лёгкая вторичная задержка умственного развития, а может быть умственная отсталость

(должно быть выявлено нарушение на ЭЭГ).

Сенсорная алалия.

Данная проблема характеризуется первоначальным нарушением восприятия речи при нормальном слухе. Сенсорная алалия появляется вследствие поражения височных областей головного мозга, находящихся в левом полушарии, которые называются центром Вернике.

Причины сенсорной алалии.

Вследствие дисфункции клеток верхневисочной извилины , возникающие под влиянием звучащего слова возбуждение не передаётся в другой анализатор, что обуславливает тяжёлое нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга.Обращённая речь оказывается слишком слабым сигналом, чтобы вызвать интерес, понимание и ответ. Иногда дети с сенсорной алалией лучше понимают обращённую речь утром, когда после ночного сна рабочая функция коры головного мозга выше.

При сенсорной алалии отмечается гиперакузия- повышенная чувствительность к тихим неречевым звукам, безразличным для окружающих ( шуршание пакета, шелест бумажки и др.) Дети закрывают голову подушкой.

Речевые симптомы:

В случае тяжёлого фонематического недоразвития ребёнок не понимает речь окружающих,относится к ней как к шуму лишённого смысла. Ребёнок не реагирует на своё имя, безразличен к любым звукам.Однако, даже после непродолжительного лечения начинает различать 3-4 звука. Тишина успокаивает таких детей, т.к. незрелые клетки коры головного мозга нейробласты впадают в шоковое состояние при шуме.

В более лёгких случаях понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне развёрнутого высказывания. Большую роль в понимании речи играет ситуация. Понимание речи улучшается при зрительном и тактильном подкреплении.Дети заглядывают в лицо, следят за мимикой и жестами, это помогает воспринимать ими речь.Встречаются дети, которые могут понять, лишь, то что проговорили сами (подкрепление от собственных кинестезий). Часто понимают только педагога или маму. Пассивный словарь примерно одинаков с активным. Не точное восприятие слов приводит к проговариванию, поиску слова. Часто дети повторяю обращённый к ним вопрос. В речи присутствуют парафазии, контаминаци, элизии, персеверации. Свойственна логорея -бессвязное воспроизведение слов или их обрывков («словесный салат»).Часто называют один и тот же предмет по разному. В отличие от моторной алалии дети не критичны к своей речи, говорят легко ,плавно, не задумываясь о своих ошибках. Отмечается вторичная задержка умственного развития.

Неречевая симптоматика

Сенсорная алалия может сопровождаться различными неврологическими расстройствами, при этом наиболее характерными являются:

¨ сенсорно-акустический синдром — специфические нарушения восприятия звуков при сохранности звукопроводящей функции слухового анализатора;

¨ слуховые агнозии — неспособность узнавать предметы и явления по характерным для них звукам, различать звуки речи;

¨ гиперакузия — повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды и т.п. Дети с сенсорной алалией воспринимают такие звуки обострённо, дают на них болезненную реакцию: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах, голове. «Это является лишним свидетельством сохранности у ребен­ка слуха и показателем того, что непривычные звучания иног­да становятся сверхсильным раздражителем для незрелых клеток коры мозга. Иногда на незнакомые звуки любой гром­кости дети с сенсорной алалией не реагируют совсем»

Психопатологическая симптоматика также своеобразна и обширна:

¨ отмечаются выраженные нарушения слухового внимания: трудности включения и концентрации, устойчивости и распределения внимания, повышенная отвлекаемость, истощаемость и прерывистость внимания; наблюдается несформированность произвольного слухового внимания: дети не вслушиваются в речь, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям и т.п.;

¨ выявляются нарушения слуховой памяти;

¨ возможна вторичная задержка интеллектуального развития;

¨ характерны своеобразные нарушения двигательной сферы: в тяжёлых случаях у безречевого непонимающего ребёнка наблюдается двигательное беспокойство, он хаотично бегает, прыгает, стучит, кричит, совершает импульсивные, беспорядочные действия;

¨ отмечаются выраженные трудности регуляции поведения детей с сенсорной недостаточностью, так как речь не выполняет регулирующей функции;

¨ эмоционально-волевая сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, резкими перепадами настроения;

¨ для сенсорных алаликов характерны адаптационные трудности, они крайне болезненно реагируют на изменение окружающей обстановки, отказываются контактировать с новыми людьми;

¨ мотивационная сфера детей данной категории также своеобразна: отмечается нестойкость познавательных, игровых, коммуникативных интересов, отказ от выполнения задания при наличии малейших затруднений;

¨ деформация речевого и психического развития во многом обуславливают формирование негативных черт характера у детей с алалией (обидчивость, капризность, раздражительность, неуверенность в себе и т.п.).

Смешанная форма:

Cенсорная и моторная алалии в чистом виде встречаются редко.Могут быть следующие варианты:

1. Моторная алалия с сенсорным элементом.

2. Сенсорная алалия с моторным элементом.

Коррекционная работа при моторной алалии:

Основные направления методики Б.М. Гриншпуна при работе с моторной алалией:

Основная задача: создание стимулов, пусковых механизмов, которые должны обеспечить развитие речи у детей и усвоение ими языковой системы.

Ключевые звенья:

-развитие предикативной функции( глаголы);

— овладение элементами грамматического строя;

Этапы коррекционной работы:

1 этап. Однословная фраза. Работа проводится на фоне общения логопеда с ребёнком. Логопед создаёт единство двигательной словесной реакции.В форме побудительного наклонения логопед просит ребёнка выполнить действие: «Сядь», «Иди». В момент выполнения этого действия ребёнком логопед вместе с ним проговаривает это слово.

2 этап. Предложение из двух слов. Центром является глагол в побудительном наклонении. Расширяется синтаксическая конструкция за счёт других членов предложения — дополнений. Формируется номинативный (предметный) словарь.Глагол один, а к нему множество предметов. Работа проводится на фоне действий ребёнка. ( «Несу куклу»).

3 этап. Двусоставное предложение (подлежащее + сказуемое). Основывается на том, что ребёнок должен высказать суждение о действиях другого лица или животного. Требуется чёткое произнесение окончаний. Примеры : «Мама идёт».

Таким образом в результате этой методики достаточно быстро формируется у неговорящего ребёнка фраза «Мама несёт куклу».

Коррекционная работа при сенсорной алалии:

1 этап. Адаптационный.

2 этап. Однословный.

3 этап. Неречевой этап. Адекватное реагирование на различные шумы, преодоление гиперакузии.

4 этап. Семантический этап. Формировании безошибочной связи слова с обозначаемым предметом ( преодоление замыкательной акупатии).

5 этап. Этап развития экспрессивной речи. Формирование и воспроизведение словосочетаний, фраз.

6 этап. Этап формирования фонематических процессов.

Прогноз при сенсорной алалии неоднозначен. Зависит от раннего начала коррекционных занятий, а также интеллектуальной сохранности.

Брадилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой. При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.

Брадилалия (брадифразия) – чрезмерно медленный темп речи. В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии должного внимания к ним, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание. Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психических процессов.

Причины брадилалии

В этиологии брадилалии выделяют биологические и психологические факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. В других случаях брадилалия является следствием перинатального поражения ЦНС (алкогольного синдрома плода, резус-конфликта, родовых травм и др.), общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.

В клинике неврологических заболеваний брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии. Брадилалия характерна для некоторых психических нарушений, например, олигофрении. В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.

К причинам психологического плана относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих. Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом. Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.

Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения.

Симптомы брадилалии

При брадилалии наблюдается характерная речевая и неречевая симптоматика. Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).

Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица. У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

Диагностика брадилалии

Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром. При обследовании пациента с брадилалией необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.

Диагностика устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов. Наряду с диагностическим обследованием речи, при брадилалии проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.

Коррекция брадилалии

Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.

Целью коррекционно-педагогического воздействия при брадилалии служит выработка быстрых и четких речевых реакций, развитие просодической стороны речи. Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.

С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение. Ускорения темпа речи, нормализации просодики удается добиться в результате систематических занятий на протяжении 6-12 месяцев.

Прогноз и профилактика брадилалии

Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.

Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.

Жизнь человека не может быть полноценной, если он не умеет говорить, выражать свои мысли, находить «общий язык» с окружающими его людьми. На сегодняшний день существуют определенные нормы и требования к разговорной речи ребенка в соответствии с его возрастом. Наличие каких-либо несоответствий может быть первым симптомом серьезной патологии или причиной задержки развития.

Характеристика брадилалии

Нарушение темпа речи или брадилалия – проблема, которая часто встречается у современных детей из-за различных причин, и может быть выражена в различной степени:

Степень тяжести Описание симптомов
Легкая Незаметна для окружающих, проявляется в процессе мыслительной деятельности, например, когда человек долго формулирует ответ на поставленный вопрос, имеет проблемы с чтением «про себя».
Средняя Человек испытывает дискомфорт при общении с другими людьми, с трудом переключается с одного вида занятия на другой по причине замедленной мыслительной деятельности.
Тяжелая Человек, имеющий тяжелую стадию брадилалии, медленно думает и говорит, не умеет повышать/понижать голос в разговоре. Часто окружающим необходимо несколько раз повторять свои просьбы, по этой причине больной с трудом социализируется.

Важно! Ребенок с брадилалией медленно размышляет, с трудом логически мыслит и анализирует те или иные события, его внимание и память практически не развиваются.

Родителям может показаться, что их ребенок подбирает слова, тщательно продумывает каждую фразу, прежде чем что-то сказать. На самом деле брадилалия характеризуется медленной мыслительной и физической деятельностью, и при отсутствии соответствующего лечения приводит к серьезной задержке речевого развития (ЗРР), проблемам в учебе и в общении со сверстниками.

Причины

Определением патогенетического механизма и структуры дефекта при брадилалии должен заниматься только опытный специалист, после проведения тщательного психического и неврологического обследования. Причиной того, что ребенок разговаривает очень медленно, выдерживая между фразами длительную паузу, может быть как самостоятельная патология, так и результат развивающегося заболевания.

Причины брадилалии:

  • наследственность (наличие проблем с речью у близких родственников);
  • поражение ЦНС в эмбриональном периоде;
  • внутриутробная интоксикация алкоголем, наркотическими веществами, угарным газом и т.п.;
  • гемолитическое нарушение (резус-конфликт);
  • родовая травма;
  • поражение мозжечка;
  • неврологические и психические нарушения развития;
  • опухоль мозга;
  • сотрясение или черепно-мозговая травма в первые годы жизни;
  • подражание разговорам взрослых.

Несмотря на то, что человек с симптомами брадилалии медленно разговаривает, читает и пишет, он не совершает грамматических и фонетических ошибок. Доказано, что зарождение и развитие болезни и отдельных её проявлений связано с нейродинамическими расстройствами, в результате доминирования процессов торможения над механизмами возбуждения.

Установление причины патологии – первый шаг к выздоровлению. Так, например, если причиной брадилалии является наследственность, родители с раннего детства могут самостоятельно проводить профилактические мероприятия, посещать с ребенком дополнительные логопедические занятия, театральные кружки и т.п.

Симптоматика

Чтобы своевременно выявить нарушения речевого развития, нужно знать основные симптомы брадилалии. Их подразделяют на две категории – неречевые симптомы, проявляющиеся в поведении ребенка, и речевые – характеризующие патологический говор.

Определить бралилалию как самостоятельно заболевание можно только при комплексном изучении возможных причин патологии, поведения и развития ребенка. Неречевая симптоматика брадилалии характерна и для других распространенных психических и неврологических заболеваний. К таким симптомам относятся:

  • отсутствие эмоциональной звуковой выраженности и мимики;
  • проблемы с развитием мелкой моторики, координаций движений в целом;
  • постоянная вялость, отсутствие физической активности, нежелание участвовать в подвижных играх.

Невозможно поставить диагноз «брадилалия» при наличии только неречевых симптомов, так как появление вялости, отсутствие желания общения с третьими лицами, может быть как причиной развития заболевания, так и особенностью характера ребенка. Более того, медленный разговорный темп характерен для флегматиков, а у народов Крайнего Севера затяжной темп разговора считается нормой.

Речевые симптомы

Характеристика голоса при брадилалии:

  • Монотонность произношения звуков, невыразительность;
  • Длинное произношение гласных звуков, непроизвольное растягивание окончаний слов «ма-ма-а-а”, «да-а-а”, «мо-о-ло-о-ко-о”;
  • неуместные паузы между словами, фразами;
  • медленный темп разговорной речи (в диалоге с третьим лицом, при пересказе сказки или какого-либо события).

У детей младшего дошкольного возраста (в тот период, когда малыш только учится говорить и выстраивать предложения), выявить речевую симптоматику брадилалии и ее причины особенно сложно, так как родители воспринимают такую речь как норму. В результате того, что близкие не замечают проблем в развитии своих детей в раннем детстве, при дальнейшем поступлении в дошкольное образовательное учреждение у ребят возникают серьезные проблемы со здоровьем. Дети, имеющие симптомы нарушения речи или другие патологии, часто замыкаются в себе, а сверстники избегают прямого контакта, так как все испытывают дискомфорт в общении. В коллективе ребенок с симптомами брадилалии сразу же выделяется – он стеснителен, редко отвечает на поставленные вопросы, не участвует в коллективных мероприятиях.

Из-за того, что малыш с брадилалией не получает нужного его коммуникативного общения, не может и не умеет полноценно излагать свои мысли, желания и требования, нередко появляются другие, более серьезные нейродинамические патологии (например, нарушение речи судорожного характера – заикание). Чтобы предотвратить появление осложнений необходимо своевременно, при появлении первых симптомов обратиться за помощью к логопеду. Эффективными являются занятия логоритмикой, игры с речевым сопровождением, школы ораторского искусства, театральные сценки. Для развития внутренней речи ребенка необходимы регулярные разнообразные занятия на сообразительность, логику и воображение.

Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым нарушением свойствен медленный темп речи с длительными паузами между отдельными фразами. Механизм брадилалии устроен так, что замедляется не только внешняя речь, но и внутренняя — человек с данной патологией медленно думает. Помимо устной речи могут страдать чтение и письмо: данные процессы могут осуществляться медленнее, чем это происходит у людей без речевых патологий и нарушений.

Данное речевое нарушение со временем может повлечь за собой осложнение в форме заикания, хотя изначально и не носит судорожный характер. Пациенты с брадилалией часто подвержены психологическому дискомфорту, вызванному тем, что зачастую окружающие неосознанно избегают коммуникаций с таким человеком, так как с ним довольно трудно общаться.

Нередко специалисты связывают брадилалию с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка больного. Однако, стоит отметить, что данный дефект может появиться у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с подобной речевой особенностью. Суть дефекта заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.

Выделяют следующие причины возникновения брадилалии:

  • генетическая предрасположенность;
  • интоксикация плода в период беременности или в младенческом возрасте;
  • конфликт резус-фактора; — опухоль головного мозга;
  • синдром Паркинсона;
  • нарушения функционирования мозжечка;
  • родовая или черепно-мозговая травма

При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь: отсутствие интонаций и обертонов, присущих ей в норме.

Симптоматика брадилалии

Такая речевая патология как брадилалия может наблюдаться в любом возрасте. Основная симптоматика нарушения связана с речевым и моторным дисбалансом. Медленный темп речи при брадилалии — лишь один из симптомов, помимо которого существуют и другие:

  • Длительные паузы между отдельными фразами и предложениями.
  • Растянутое произношение отдельных звуков и гласных букв.
  • Монотонность речи.
  • Отсутствие модуляции голоса.
  • Плохая моторика и координация движений.
  • Слаборазвитая мимика.
  • Отсутствие эмоциональности.
  • Вялость и медлительность движений.

Стоит отметить, что при проявлении всех этих симптомов, слова произносятся правильно как в монологе, так и в диалоге (рассказе, пересказе и т. д.). Люди, страдающие брадилалией, с трудом могут включиться в какой-либо вид деятельности, а затем переключиться на другое дело.

Чаще всего симптомы брадилалии можно наблюдать у детей. Родителям важно не списывать это на особенности темперамента ребенка, а при проявлении симптоматике сразу обратиться за консультацией к специалисту. Своевременное обследование малыша позволит вовремя установить причины появления речевой патологии, а также начать принимать необходимые меры для коррекции речи.

У детей с брадилалией наблюдаются трудности с развитием внимания и памяти. Таким детям свойственны медлительность в размышлениях, трудности построения логических умозаключений. Часто ребенку с подобной патологией тяжело переключиться с одного занятия на другое. Осознавая свою проблему, малыш может еще сильнее замкнуться в себе, что повлечет за собой различные психологические переживания. Сильное расстройство нейродинамики в дальнейшем может вызвать у него заикание.

Коррекция брадилалии

Лечение брадилалии, как и любого заболевания, должно носить комплексный характер. Если у Вашего ребенка наблюдаются симптомы брадилалии, необходимо проконсультироваться с психологом и психотерапевтом.

Первостепенную помощь в коррекции данной речевой патологии оказывает логопед. Особенно эффективны при брадилалии занятия логоритмикой: дети двигаются под заданный им ускоренный ритм, быстро маршируют, бегают, выполняют упражнения под ритмичную музыку, играют в подвижные игры с речевым сопровождением.

Также, положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребенка оказывают:

  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • подвижные и развивающие игры;
  • аутогенные тренировки;
  • пение, танцы, спорт;
  • чтение книжек, отгадывание загадок.

Стимуляция скорости речи у детей проходит постепенно в несколько этапов:

  • На первом этапе логопед произносит простую фразу (например, «котёнок пил тёплое молоко»), задавая темп речи (дирижированием, хлопками в ладоши или простукиванием ритма по столу). Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.
  • На втором этапе дети быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
  • Третий этап коррекционной работы заключается не только в стимуляции скорости речи, но и работу над ее выразительностью. С детьми ставят сценки, где они разучивают инсценировки по ролям, закрепляя требуемый темп и ритм речи.
  • На четвертом (заключительном) этапе дети работают со скороговорками и чистоговорками, которые способствуют закреплению полученных навыков и развитию речевой моторики.

Своевременное выявление наличия речевой патологии, а также вовремя проведенная коррекционная работа дают положительный прогноз развития речевых навыков ребенка. Лечение проходит успешно при регулярных занятиях и комплексной поддержке медицинских специалистов. Однако, обращаем Ваше внимание, что даже после положительной коррекции брадилалии, малышу нужен контроль и поддержка родителей, так как самому ему первое время будет трудно следить за состоянием своей речи.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!