Онр 4

Статья:

Общее недоразвитие речи 4 уровня — самая легкая форма нарушения. Языковые компоненты практически соответствуют норме, у ребенка хороший словарный запас и связная речь — этого достаточно для общения. Тем не менее, в школе он все равно может испытывать трудности при обучении чтению, письму. Чтобы маленький школьник хорошо учился, нужно довести его речевые навыки до полного соответствия норме.

В этой статье мы поговорим об ОНР 4 уровня: характеристике и признаках нарушения, кто выделил 4 уровень ОНР и как его откорректировать.

ОНР 4 уровня: характеристика нарушения

Изначально было принято разделение ОНР на 3 группы — от 1-ой до 3-ей. Однако в 2001 году профессор, логопед-дефектолог Филичева Т.Б. включила в классификацию еще одну степень ОНР — четвертую.

В целом ребенок четвертого уровня ОНР типа говорит правильно, но все же некоторые ошибки и сложности встречаются. Вот его признаки:

  1. Дети говорят недостаточно четко и выразительно, «хромает» артикуляция;
  2. Трудности вызывает разделение шипящих, вибрантов, то есть дрожащих согласных, и аффрикат («ч» = «ть» + «щ», «ц» = «т» + «с»);
  3. Могут заменять или переставлять местами звуки, пропускать слоги. Например, вместо слова «молоток» сказать «моток». Но в большей мере это касается слов со сложной слоговой структурой и звуковой наполненностью;
  4. Недостаточно понимают значения слов, которые обозначают признаки предметов. Например, могут сказать «мальчик длинный» вместо «мальчик высокий»;
  5. Неправильно составляют новые слова с помощью суффиксов. Например, вместо «платьице» скажут «платенько»;
  6. Ошибаются при согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком»), неправильно применяют существительные во множественном числе родительного или именительного падежей (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»);
  7. Не понимают значения слов, которые не используются в повседневной жизни;
  8. Неправильно трактуют пословицы, подбирают антонимы и синонимы;
  9. При пересказе или составлении рассказа детки путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же.

Перечисленные ошибки встречаются не всегда. Отклонения настолько малозаметны, что выявить их можно только целенаправленно при обследовании у логопеда-дефектолога. Но сделать это нужно обязательно, чтобы в дальнейшем у первоклассника не возникло трудностей с обучением.

Характеристика детей с ОНР 4 типа

У деток хороший словарный запас, хотя преимущественно он состоит из слов общего употребления. Поэтому значение редких слов им, как правило, неизвестно.

У них связная речь, хоть и несколько смазанная и нечеткая. Они развернуто отвечают на вопросы, выражают свои мысли. Но речь своеобразная. Если попросить малыша пересказать рассказ, он будет акцентировать внимание на неважных деталях и упускать важные; а при повествовании на свободную тему будет выбирать простые слова и несложные предложения.

Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Если предложить ему 2 варианта, он выберет верный.

У деток с ОНР 4 типа хорошо поставлены звуки, они правильно выговаривают их. Но им не хватает четкости, поэтому необходимо поработать над артикуляцией.

Малыши пропускают или заменяют союзы. Например, могут сказать: «Папа сказал я шел домой» (пропущен союз «чтобы»), «Я побежала, куда сидела кошка» («куда» вместо «где»).

В предложениях встречается инверсия. Например, дошкольник с ОНР 4 ур скажет: «Увидели долго искали которого котенка» вместо «Увидели котенка, которого долго искали».

Еще у деток с ОНР 4 уровня характеристика такая: им пока тяжело планировать свое повествование.

4-й уровень речевого развития как самостоятельный диагноз ставят редко. Как правило, на него выходят дети после коррекционной работы у логопеда-дефектолога, которым ранее диагностировали 3 степень ОНР. Главная характеристика детей с ОНР 4 уровня — практически полное соответствие возрастной норме по речевому развитию и готовность к школе. Еще немного коррекционной работы — и детки полностью преодолеют все барьеры и без труда начнут учиться писать и читать.

Причины ОНР IV уровня

Есть 2 группы факторов, которые могут привести 4-му уровню речевого развития — биологические и социальные.

Биологические включают органические причины. К ним относят особенности развития центральной нервной системы и органов речи. На овладение речевыми навыками влияет внутриутробное развитие плода. Вредные привычки беременной женщины, стрессы, фетоплацентарная недостаточность, токсикоз, внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия плода, осложненные роды (тяжелые, стремительные, затяжные) — все это влияет на развитие младенца после рождения.

Огромное значение имеют и события первого года жизни грудничка: слабое здоровье, перенесенные нейроинфекции, поствакцинальные осложнения, черепно-мозговые травмы — вот основные причины общего недоразвития речи 4 уровня. В зоне риска младенцы, которые поздно начали гулить, лепетать, сказали первое слово или овладели фразовой речью — это указывает на возможную задержку речевого развития.

Социальные — это средовые факторы. Сюда входит речевое окружение малыша, отношение к нему, воспитание. Плохо, если родители не занимаются с чадом, не разговаривают с ним, не играют. Но не меньший вред приносят ему родственники, которые сюсюкают, используют уменьшительно-ласкательные или «детские» слова («биби», «кака», «красненький», «тарелочка»). Это все только затрудняет овладение родным языком. В зоне риска и дети-билингвы, в семьях которых говорят на двух языках или на «суржике».

Неблагоприятная обстановка в семье, эмоциональное напряжение или отверженность, дефицит общения и отсутствие контакта с родителями тоже могут стать причиной ОНР 4 ур.

Методы диагностики ОНР 4 степени

Сначала маленького пациента осматривает педиатр и собирает общую информацию о состоянии здоровья, а затем направляет его к узким специалистам — психологу, неврологу, отоларингологу, логопеду, психиатру:

  1. Психолог оценивает психоэмоциональное состояние малыша, развитие личностной сферы, памяти, мышления, внимания;
  2. Отоларинголог исключает нарушение остроты слуха;
  3. Психиатр оценивает психическое здоровье пациента и исключает заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями, например аутизм;
  4. Невролог оценивает неврологический статус малыша, выявляет причины нарушения, при необходимости направляет его на аппаратную диагностику (МРТ головного мозга, ЭЭГ, например). Он же пишет заключение онр 4 типа;
  5. Логопед оценивает сформированность речевых компонентов. Он использует материалы разной тематики и сложности, адаптированные под возраст пациента. Это могут быть картинки, тексты, аудиозаписи. Также специалист опирается на результаты осмотров других врачей, собирает информацию о речевом развитии малыша у родителей.

Диагностика устной речи при ОНР 4 степени

Цель — оценить сформированность всех языковых компонентов.

Первый — связность речи. Логопед просит малыша составить рассказ по картинке или пересказать услышанное. У дошкольников должна быть последовательная связная речь.

Второй — грамматические процессы. Врач оценивает, насколько дитя может составлять новые слова, согласовывать их в предложениях и выстраивать фразы.

Третий — звуковой компонент. Логопед оценивает, насколько правильно и четко произносит малыш звуки, насколько развита слоговая структура и звуконаполняемость слов.

Четвертый — слухоречевая память. Для полного овладения речевыми навыками этот процесс должен быть полноценно развит.

После заключения ОНР 4 степени специалист разрабатывает план логопедической работы.

Коррекционная программа при ОНР IV уровня

Оптимальный возраст для начала коррекции речи у деток с ОНР 4 ур — 6 лет. К моменту поступления в школу логопед успеет откорректировать речевые навыки и подготовит будущего школьника к обучению письму и чтению в первом классе. Именно такие цели и преследует коррекционная работа.

Занятия составляются таким образом, чтобы развивать все языковые звенья.

Во-первых, вывести на новый уровень фонематические процессы и звукопроизношение. Сначала логопед работает над артикуляцией, потом учит различать звуки на слух, произносить их с опорой на акустику и артикуляцию. Особое внимание уделяется во время занятий словам со сложной слоговой структурой и стечением согласных, а также звуко-буквенному анализу. Это пригодится впоследствии при обучении чтению. Занятия включают логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Во-вторых, расширить словарный запас. Важно наполнить словарь и новыми общеупотребительными словами и теми, которые используются реже. Логопед учит подбирать омонимы, синонимы, антонимы, составлять новые слова с помощью приставок и суффиксов. Объясняет ученикам смысл поговорок и пословиц, переносный смысл слов.

В-третьих, сформировать грамматический строй языка. Уделяется вниманием родам, числам, падежам. Деток учат понимать интонацию и определять по ней вопросительные и повествовательные предложения. Они учатся правильно задавать вопросы и развернуто отвечать на них, изучают предлоги.

В-четвертых, совершенствовать связную устную речь. Детки учатся строить и использовать сложные предложения в повседневном общении. На уроках они пересказывают или составляют рассказы по картинкам – учатся полностью раскрывать тему, вычленять главное и второстепенное, использовать прямую речь, говорить выразительно и четко.

В-пятых, подготовить дошкольников к обучению письму и чтению. Это необходимо для закрепления навыков устной речи. Главная цель — подготовить руку к письму, познакомить с буквами, научить складывать из них слова. На уроках детки работают с разрезной азбукой.

Выводы

ОНР 4-го типа не мешает деткам общаться. Тем не менее, станет проблемой, когда придет время учиться читать и писать. Чтобы у школьника не возникло таких проблем, необходимо откорректировать и устранить пробелы.

Чем раньше вы их выявите, тем лучше. Если вы замечаете ошибки в устной речи дочки или сына или же у него в анамнезе имеется диагноз ОНР, обязательно нужно довести уровень речевого развития до возрастной нормы.

Четвертый уровень недоразвития речи

В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта ососбенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутсвуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки).

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

  • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:

  • «общее недоразвитие речи»;
  • «задержка психического развития»;
  • «заикание».

Поэтому, родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

Список использованной и рекомендуемой литературы:

2.11.5. Четвертый уровень — шлейфы контроля состояния извещателей систем охранной, тревожной сигнализаций и входные цепи управления (сбалансированные и несбалансированные радиальные шлейфы, адресные шлейфы, входные цепи для контроля датчиков различных подсистем управления). Как правило, здесь применяются нестандартные специализированные интерфейсы и протоколы.

2.11.6. Среди других общих принципов построения ИСБ можно отметить следующее:

— расширяемая модульная архитектура аппаратных средств (возможность наращивания аппаратных средств);

— для программного обеспечения — возможность добавления модулей и расширения их функций;

— наличие в составе ПО упрощенного специализированного языка программирования для добавления пользователем собственных реализаций взаимодействия компонентов;

— масштабируемость — возможность первоначального развертывания системы в минимальном варианте с последующим наращиванием в процессе эксплуатации, как количественных характеристик, так и функциональных возможностей;

— интеграция подсистем не должна приводить к снижению общей надежности системы и входящих подсистем;

— высокая живучесть системы (сохранение работоспособности системы при выходе из строя отдельных подсистем и блоков, а также сохранение работоспособности в пределах своих функций отдельных подсистем при выходе из строя или потери связи с центром управления);

— автономная работа контроллеров подсистем при нарушении связи с центром управления;

— удаленный доступ с использованием каналов связи для построения территориально распределенных систем;

— для распределенных систем со связью с удаленными компьютерами или с модемной связью, криптографическая защита данных;

— защита программного обеспечения от несанкционированного доступа, разграничение доступа по уровням полномочий пользователей.

ОНР в логопедии расшифровывается как общее недоразвитие речи. Вопросами классификации коммуникативных дефектов данной группы занимались Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Л.Ф. Спирова. Исследования и анализ полученных результатов проводились в 50-60 годах XX века. Совместная работа профессиональных логопедов и педагогов позволила выявить 4 уровня ОНР: I, II, III представлены в трудах Р. Е Левиной, а IV описан в книге Т.Б Филичевой «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста”.

ОНР IV уровня относится к легкому типу недоразвития речи у дошкольников. Дефект может остаться незамеченным, если к говору ребенка прислушивается не профессиональный логопед, педагог. Речь дошкольника понятна, но отличается сбивчивым темпом, несвязностью при составлении рассказов, смешением небольшого числа звуков, пропуском слогов в сложных словах. Но даже такие незначительные пробелы в артикуляционном, коммуникативном развитии могут стать причиной неуспеваемости в школе, трудностях в усвоении учебной программы.

Причины

Тщательный анализ речевых навыков детей с ОНР 4 степени позволил Т. Б Филичевой говорить о возможных причинах коммуникативного недоразвития. Профессор логопедических наук считает, что замедленный темп формирования речи в большинстве случаев обусловлен следующими негативными факторами:

  • родовая травма;
  • длительные соматические заболевания в раннем детском возрасте (синдром госпитализма);
  • неблагоприятная речевая среда;
  • дефицит в общении;
  • билингвизм;
  • психологические травмы.

При этом у дошкольников с IV уровнем ОНР не наблюдаются нарушения в работе ЦНС, слуха, зрения. Так же обращает на себя внимание тот факт, что речевые дисфункции хорошо поддаются лечению и коррекции.

Симптомы

Все уровни общего недоразвития речи по Левиной, Филичевой характеризуются индивидуальными и общими симптомами. У детей с IV степенью недоразвития речи наблюдаются следующие признаки дефекта артикуляции:

  1. Недостаток дифференциации звуков -, -, -, -, -;
  2. Элизии — сокращение количества звуков в словах (велопед – велосипед, корабик- кораблик), реже пропуск целых слогов;
  3. Парафразия — нарушение темпа речи. Дети пропускают слова в предложениях, говорят быстро, невнятно. Большой текст из 10 предложений сокращают при пересказе до 2-4;
  4. Персеверация — повторение одного слога в слове несколько раз (библиотека библилиотека);
  5. Смешение родовых и видовых понятий (вместо названий отдельных птиц используется общее слово «птичка”);
  6. Смешение признаков. Старый = взрослый, длинный = большой;
  7. Сложности при словообразовании. В основном это употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных и прилагательных (изюмка-изюминка, пальтовка-пальтишко, волкин-волчий);
  8. Незначительная ограниченность словарного запаса. Дети стараются пользоваться знакомыми единицами речи, чтобы не допускать лексические и грамматические ошибки;
  9. Затруднения в понимании абстрактных понятий, слов с переносным значением, смысловой нагрузки пословиц;
  10. Нарушения могут носить непостоянный характер. Если детям предлагают выбрать из двух вариантов только правильный, обычно задача выполняется верно;
  11. Пропуски или замена союзов в предложениях (я побежал, куда сидел щенок – где сидел щенок; мне сказали, я не трогал горячий чайник – чтобы я не трогал горячий чайник);
  12. Инверсии;
  13. При составлении рассказа используют малоинформативные, простые предложения;
  14. При описании картинки дошкольники испытывают трудности с выделением главного и второстепенного, логически «застревают” на незначимых для повествования деталях, неоднократно повторяют один-два эпизода;
  15. В связной речи и при выполнении заданий логопеда детям сложно подбирать неоднокоренные синонимы. Дошкольники предпочитают пользоваться приставкой не- (большой – небольшой, красивый-некрасивый).

ОНР 4 уровня считается незначительным типом расстройства речи по сравнению с другими заболеваниями. Пробелы в развитии выражены неярко, устраняются за короткий период времени. Но если ребенок не получает помощь логопеда-дефектолога нарушение речи скажется на его интеллектуальном росте, успеваемости в школе.

Характеристика 1 уровня ОНР
Характеристика 2 уровня ОНР
Характеристика 3 уровня ОНР

Для постановки диагноза педагогам, логопедам требуются: характеристика дошкольника от воспитателя ДОУ и практическое взаимодействие с ребенком. На заседаниях ПМПК используется определенный набор упражнений и заданий, который помогает выявить ОНР быстро:

  1. Беседа с дошкольником. Ребенок отвечает на вопросы о месте жительства, говорит, как его зовут, сколько ему лет, с кем он пришел и так далее.
  2. Составление рассказа по картинкам.
  3. Выполнение простых заданий для выявления уровня сформированности мышления, логики, интеллекта: убери лишнее и объясни свой выбор, посчитай, что на картинке нарисовано неправильно, скажи ласкового, подбери синоним-антоним и т.д.
  4. Обследование моторики. Ребенок обводит картинку по пунктирам, рисует прямые, изогнутые линии.
  5. В момент беседы с дошкольником оценивается слоговая структура речи, уровень освоения грамоты.

Кроме непосредственного обследования дошкольника для диагностики ОНР 4 уровня потребуются заключения терапевта об общем соматическом здоровье малыша, сбор сведений о беременности и родах матери, заключения детского психолога и невролога.

Характеристика ребенка

При ОНР 4 уровня характеристика на ребенка составляется логопедом или воспитателем детского сада. Документ необходим родителям для прохождения ПМПК перед поступлением в 1 класс спецшколы или логопедическую группу ДОУ.

Для составления характеристики на ребенка можно пользоваться таким планом:

  1. ФИО воспитанника ДОУ, год рождения, паспортные данные родителей.
  2. Уровень физического развития (группа здоровья, уровень развития моторики, ведущая рука).
  3. Психологическая характеристика дошкольника (поведение в ДОУ, на занятиях, особенности взаимодействия с детьми, педагогами).
  4. Объем словаря.
  5. Сформированность слоговой структуры речи.
  6. Уровень слуховой дифференциации.
  7. Громкость голоса.
  8. Особенности связной речи.
  9. Положительные стороны личности ребенка.

Кроме перечисленных пунктов, педагог может кратко добавлять те моменты, которые считает важными для составления объективной картины о состоянии здоровья дошкольника.

Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Коррекция

Для логопедической работы по коррекции недоразвития речи 4 степени важно провести диагностику остаточных явлений речевой дисфункции, выявить сохраненные компоненты коммуникативной системы каждого детсадовца и особенности психического развития воспитанника.

После составления индивидуальной карты ученика, логопед может приступить к разработке программы занятий.

Обычно перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Развить у ребенка фонематический слух;
  2. Дифференцировать звукопроизношение;
  3. Закрепить навык говорения многосложных слов;
  4. Научить звуковому анализу и синтезу фонем;
  5. Расширить словарный запас;
  6. Обучить азам грамоты: чтение и письмо.

С учетом поставленных целей и задач логопедическая работа по увеличению лексического запаса может включать в себя следующие задания и упражнения:

Подбор предметов с тем же признаком

Педагог дает ориентир: белый цвет предмета. Задача воспитанника придумать не менее 5 слов с таким же признаком (существительных). Белый мел, снег, халат, лист бумаги, сахар, мука.

Разгадывание загадок и узнавание предмета по описанию

Логопед зачитывает загадку или текст с описанием предмета, дошкольник угадывает.

Спит в берлоге, сосет лапу — медведь.
Есть орехи, прыгает по веткам — белка.
Жужжит, летает, с цветов нектар собирает — пчела.

Подбор однокоренных слов

Педагог дает опорное слово, может помогать составить первую пару, далее ученик работает самостоятельно. Лес – лесной, пар – пароход.

Объяснение переносного значения слов.

Волк воет, ветер воет; часы ходят, люди ходят.

Образование притяжательных прилагательных с помощью суффиксов.

Волк – волчий, лиса – лисий, заяц – заячий.

Для формирования грамматического строя языка у детей с ОНР 4 уровня подойдут следующие упражнения:

  1. Изменение слов по числам, лицам, падежам.

Это требует речевой практики. Можно использовать хоровое проговаривание.

  1. Пересказ текста или собственное высказывание от разных лиц.

Ребенок рассказывает историю от действующего лица (я), от наблюдателя (от лица другого человека).

  1. Построение коротких и распространенных предложений.

Советуем начинать работу так: педагог предлагает воспитаннику ситуацию, например, девочка идет по улице. Далее логопед задает вопросы: куда идет, зачем, во что одета, кто находится рядом и так далее. Отвечая на них, дошкольник использует опорную фразу и дополняет ее новой информацией. Девочка в синем платье идет по улице вместе с мамой; девочка в синем платье идет по улице вместе с мамой, а рядом бежит маленькая собачка.

  1. Согласование местоимений, прилагательных, числительных с существительными.

Детям необходимо научиться составлять такие фразы: у меня есть один карандаш – у меня нет трех карандашей, в пяти наших окошках – из пяти наших окошек.

  1. Образование сравнительной и превосходной степени имен прилагательных.

Умный-умнее-умнейший, добрый-добрее-добрейший.

Обучение связной речи происходит на основе уже сформированных речевых навыках. Основными видами заданий будут следующие типы упражнений:

  • Составление сложных предложений с сочинительной связью из двух простых.

Например, дети собирали грибы, а взрослые искали на поляне ягоды. Для соединения предложений дошкольники должны использовать сочинительные союзы (и, а, но, до, или и так далее).

  • Составление сложноподчиненных предложений с помощью союзов чтобы, как, когда, потому что, если и т.д.

Мы пойдем в зоопарк, чтобы посмотреть на новорожденных медвежат. Вы стали рано, чтобы успеть в музей на выставку.

  • Формирование навыка рассказывания на свободные и строго определенные темы.

Педагогу нужно выдвинуть к связной речи ребенка следующие требования: обязательное раскрытие темы, наличие прямой речи, правильность структуры повествования, использование выразительных средств, завершенность высказывания.

В качестве инструмента для анализа качества речи ребенка рекомендуем педагогам записывать рассказы детей на аудионосители, прослушивать их вместе с воспитанниками. Такой метод работы позволит явно увидеть динамику в развитии артикуляции дошкольника. Дети становятся участниками учебного процесса, у них воспитывается внимание к собственной речи.

Прогноз по исправлению речевых дефектов будет положительным, если:

  1. С ребенком занимаются систематически.
  2. Заболевание выявлено на раннем этапе, не позже 6-7 лет.
  3. Родители заинтересованы в исправлении артикуляционных недочетов, следят за качеством речи малыша дома.
  4. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей развития подопечного.
  5. Упражнения распределены в плане коррекционной работе в порядке нарастающей сложности.
  6. Педагог предлагает ребенку не однотипные, а вариативные упражнения и задания.
  7. Дошкольник посещает логопедическую группу детского сада.

Кроме логопедической работы по коррекции используют медикаментозное лечение, но чаще логопеды советуют обратиться за помощью к физиотерапевтам. Дошкольнику понадобится массаж, фитотерапия, ЛФК. Обязательным условием эффективной помощи детям с недоразвитием речи является консультирование родителей, оказание им социальной и психологической помощи по оптимизации микросоциальных условий по воспитанию необычного ребенка.

Рейтинг автора 3Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38