Инфантилизм

В начала нашего века в литературе описывается большая группа различных по тяжести и течению отставаний в психическом и физическом развитии детей, при которой возникает как бы своеобразное копирование характеристик более младшего возраста. Иначе говоря, возникает нарушение в первую очередь темпа психофизического созревания детей с задержкой на 2 — 3 года, но без грубого поражения мозга с явлениями олигофрении. Такой вариант задержки развития называют психофизическим инфантилизмом (Антон Г., Перитц Г., Мельникова А. Ф., Сухарева Г.Е. и др.) Выделяют 3 основных варианта психофизического инфантилизма:

а) гармонический психофизический инфантилизм.

Причинами такового чаще всего являются наследственного факторы и истощающие заболевания периода раннего детства.

В дошкольный период эти дети обычно не вызывают беспокойства у родителей и воспитателей детских садов в плане своего психического развития. Они общительны, доброжелательны, приветливы, с непосредственными, яркими и выразительными эмоциями. В играх со сверстниками они достаточно активны и инициативны. Охотно общаются и с более старшими ребятами, и со взрослыми, так как любят покровительство, ласку, заботу и внимание со стороны окружающих, а обладая, как правило, достаточной привлекательностью, они пользуются расположением и детей и взрослых.

Однако в школе эти дети вскоре становятся неуспевающими учениками и, как правило, ни дополнительные занятия с учителями, ни жестокий контроль и усилия со стороны родителей не приносят желаемого результата.

Клиническое обследование таких учеников начальных классов позволяет выделить у них ряд особенностей. По своим физическим показателям эти дети отстают от сверстников на 2 — 3 года. Они хрупкого телосложения, с пропорциями тела, свойственными дошкольникам. Движения их плавны и изящны, мимика яркая, выразительная, нестойкая. Речь правильно оформлена, с достаточным словарным запасом, нередко с использованием словесных штампов взрослого человека. Они наивны и непосредственно в своих суждениях и поступках.

Психологически они недоразвиты до способности воспринимать и выполнять школьные требования. Обучаясь в школе, продолжают жить и руководствоваться в основном игровыми интересами, причем стремятся обрати ть в игру любую ситуацию. В классе, например, во время урока они могут подойти и приласкаться к учительнице, как к близкому человеку, использовать учебные принадлежности как игрушки (строить из учебников и тетрадей дома, превращать в поезда и самолеты ручки и карандаши, разрисовывать буквы, превращая их в цветы, человечков и пр.) На замечания учителя они либо обижаются, либо не обращают внимания. Грубых нарушений гнозиса, внимания, памяти у этих детей не наблюдается. Они проявляют достаточно яркое воображение и неплохую фантазию в играх, точно и быстро ориентируются в бытовых ситуациях, хорошо улаживают отношение к ним окружающих. Способность к отвлеченному мышлению у них обычно развита достаточно.

Учитывая сказанное, очевидно, целесообразно возвращение таких детей из 1 класса обратно в детский сад, где они «дозреют» до понимания школьной ситуации и умения подчинять свои действия планируемым режимным моментам. Дальнейшая динамика их развития и обучения в школе обычно благоприятная. Следует лишь отметить, что нередко у них нарастают черты акцентуации характера по истероидному типу -стремление быть в центре внимания, внешняя выразительность отношений к чему-либо при отсутствии истинной увлеченности, нестойкость интересов, повышенная внушаемость. По-видимому, способствующая фиксации таких черт характера длительная ситуация в макросоциальном окружении может способствовать формированию психопатической личности истероидного типа.

Для иллюстрации вышеизложенного приводим краткую выписку из истории болезни мальчика с психофизическим инфантилизмом гармонического варианта.

Выписка из истории болезни № 2.

Больной М.О., 8 лет, находился в Детской психиатрической больнице № 9 в связи со школьной неуспеваемостью.

Клинический диагноз: психофизический инфантилизм.

В анамнезе: отец работает шофером, злоупотребляет алкоголем, в связи с чем в семье частые скандалы. Мать имеет образование 3 класса, занимается неквалифицированным трудом. Мальчик от 6-й беременности, 4-х родов (1-й ребенок умер в 2 года, 2-й окончил 8 классов и ПТУ, отбывает срок наказания за хулиганство, 3-й ребенок — девочка 11 лет, здорова, учится в школе). Беременность у матери протекала с выраженным токсикозом (рвотами и отеками), родился восьмимесячным с весом 2150, находился на искусственном вскармливании.

Темп и характер раннего психомоторного развития правильный. На 1-м году болел диспепсией, на 2-м году — дизентерией, в дальнейшем -страдал частыми простудными заболеваниями. Посещал ясли и детский сад. Рос послушным, но плаксивым и обидчивым, впечатлительным, физически всегда выглядел младше сверстников. В детском саду активно играл с ребятами, но подготовительных к школе занятий избегал. За 4 месяца обучения в школе выучил 3 буквы, звукослиянием не овладел, тяжело переживал получение плохих отметок, иногда отказывался от посещения школы.

При обследовании: соматическое состояние: больной маленького роста (116 см при норме 123). Вес 19 кг (при норме 24 кг). Пропорции тела соответствуют более младшему возрасту. Черты лица тонкие, трубчатые кости тонкие, пальцы миниатюрные, телосложение хрупкое, грацильное. Артериальное давление 80/40. Неврологическое обследование: признаки дисфункции вегетативной нервной системы — акроцианоз, потливость ладоней, яркий, стойкий красный дермографизм. ЭЭГ. диффузные изменения биоэлектрической активности в виде несформированности альфа-ритма — фон ЭЭГсоставляют низкоамплитудные альфа-волны, перемежающиеся со среднеамплитудными тета-волнами в затылочных отведениях.

Психическое состояние: легко вступает в контакт, интересы носят игровой характер. Впечатлителен, обидчив, любит ласку, опеку со стороны старших. Занятия в классе начал посещать неохотно, заявив: «Лучше вы меня отпустите домой к маме. Из этого дела у меня ничего не получится». Мимика живая, выразительная. В речи наивные суждения переплетаются со взрослыми словесными оборотами типа «а что вы на это скажете», «могу ли я надеяться на..» и т. п. Желание покровительства и опеки над собой сочетается с заносчивым самоутверждением в коллективе: «Я ему покажу, я сильный… я заставлю его…»— говорит он в отношении более сильного мальчика. Обнаруживает неплохую ориентировку в бытовых вопросах, но сведения общественно-исторического характера носят разрозненный и обедненный характер. При выполнении заданий на классификации, группировки, определения, сравнения предметов и явлений друг с другом нуждается в помощи, которую, однако, неплохо использует. В играх с детьми проявляет достаточную сообразительность и активность. Зрительный, тактильный и пальцевой гнозис не нарушены. Затруднен фонематический анализ слов. Объем кратковременной памяти не нарушен. Имеются отдельные трудности при выполнении заданий на динамический и конструктивный праксис.

Посещая занятия в классе, обнаружил отсутствие знаний и навыков

чтения, письма и счета. Проявляя интерес к какому-либо виду учебной деятельности, быстро пресыщался ею и на основе фантазии и воображения превращал занятия в игру, используя для этого учебные предметы.

б) дисгармонический вариант психофизического инфантилизма.

Синдром психофизического инфантилизма может встречаться у детей с относительно негрубым повреждением головного мозга на ранних стадиях развития. Такой вариант патологии называется «дисгармоническим» или органическим» психофизическим инфантилизмом (Сухарева Г.Е., Ковалев В.В.). В клинической картине у этих больных кроме явлений отставания в физическом развитии и замедления личностного созревания наблюдаются черты церебрастенического синдрома. Дети плохо способны к устойчивому интеллектуальному напряжению, обнаруживая при утомлении либо повышенную переключаемость внимания, либо его патологическую инертность. Объем кратковременной памяти и способность к длительному удержанию информации в памяти снижены. У них оказывается недоразвитой способность к анализу пространственных отношений, конструктивному праксису, операциям последовательных действий разного уровня сложности. При проведении операций классификаций и сравнений предметов и явлений, при анализе переносного смысла сказок, басен, метафор, пословиц они нуждаются в помощи. Логопедическое обследование у таких детей обычно позволяет выявить дислексию, дисграфию и дискалькулию полиморфного характера. На школьную неуспеваемость и соответствующее отношение к ним окружающих эти дети не реагируют так ранимо, как дети с гармоничным вариантом инфантилизма или задержкой психического развития с церебрастеническим синдромом. Черты детской непосредственности, наивности в суждениях и поступках перекрываются у них аффективной неустойчивостью, конфликтностью, драчливостью. Они нередко эгоистичны, жадны, почти не имеют друзей, лишены самокритичности. Динамика их развития и обучения в условиях лечебно-коррекционных мероприятий не так благоприятна, как при гармоническом психофизическом инфантилизме, и напоминает динамику детей с ЗПР с церебрастеническим синдромом. Выраженность отставания в развитии и низкая динамика их продвижения в обучении побудила ряд исследователей рассматривать таких детей как астеническую форму олигофрении (Мухин С.С., Прокопова Е.Д., Исаев Д.Н.)

в) психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности.

Отставание в развитии по типу инфантилизма наблюдается и при
эндокринной недостаточности с явлениями гипогенитализма и гинозарного субнанизма. Такие дети отличаются диспластичностью телосложения, отстают в темпе физического созревания. Движения часто неловки, неуклюжи. У них обычно нарушена четкая координированность и последовательность движений. Такие особенности телосложения и моторики нередко ведут к формированию у таких детей чувства неполноценности, что часто поддерживается насмешками со стороны сверстников. В то же время эти дети стремятся к общению с одноклассниками и пугаются принимать участие в различных коллективных мероприятиях даже тогда, когда одноклассники не хотят их включать в свою игру. Отличаются привязанностью к близким людям, внушаемы, пугливы, робки, склонны к ворчливости, хвастливости, резонерству. В их интеллектуальной деятельности обращает на себя внимание повышенная отвлекаемость, медленное включение в работу, отсутствие инициативы, гибкости и яркости воображения. Выраженная замедленность темпа протекания всех психических процессов в сочетании с личностными особенностями могут служить источником низкой школьной успеваемости и попытками родных объяснить эту неуспеваемость «ленью» детей. Они плохо умеют оценивать тонкие межчеловеческие отношения, пользуются штампованными выражениями нравоучительного характера, не всегда понимают и медленно реагируют на шутки. Все это создает своеобразную наивность в их движениях, отличную от непосредственности детей с гармоническим психофизическим инфантилизмом. Трудности в обучении, сложные отношения с товарищами по классу, чувство собственной неполноценности нередко порождают у таких детей колебания настроения с выраженными депрессивными компонентами и возникновением разнообразных невротических симптомов.

К юношескому возрасту психические особенности таких детей несколько сглаживаются, что позволяет оценить динамику как личностного формирования, так и способности к обучению и социальной адаптации вцелом как благоприятную.

Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Со временем индивид привыкает к такому образу жизни. Он может быть уже не молод, но его увлекает прежнее безответственное поведение, легкомысленность, развлечения, и человек не хочет расставаться с такой жизнью. Он не замечает, сколько проблем вокруг порождает такая инфантильность.

Нередко женщины жалуются на незрелость своих мужчин, а те в свою очередь на женщин. Люди не понимают своей инфантильности характера, не осознают, что в жизни необходимо проявлять постоянство и стойкость, а не идти на поводу своих ситуативных желаний.

Чтобы понять конкретнее, что такое инфантильность человека, следует узнать причины формирования этого качества.

Причины инфантильности часто кроются в особенностях воспитания. Зачастую мамы желают как можно дольше опекать ребенка, тем самым отодвигая его взросление.

Признаки инфантильности преимущественно выражаются в степени созревания эмоционально-волевой сферы, в сохранении детских качеств и неспособности принять самостоятельное решение.

Интересным фактом является то, что инфантильный мужчина и инфантильная женщина не смогут жить вместе и создать семью, поскольку им обоим нужен кто-то взрослее их, кто выполнял бы роль родителей.

Что такое инфантильность

Чтобы понять, что такое инфантильность человека, нужно рассмотреть соответствующее признаки инфантильности личности.

Один из признаков инфантильности – страх перед ответственностью. Человек с инфантильностью избегает ситуаций, в которых от него может что-то зависеть. Личности с инфантильностью характера редко становятся руководителями. Они не способны вести за собой людей, быть лидерами, внушать кому-то свою волю.

Инфантильность проявляется в зависимости человека от мнения других людей. Человеку приходится делать что-то, чего он не хочет, только потому, что он боится критики. Он верит любому слову, если при этом говорится, что все так делают и что это одобряет большинство. При этом человек с инфантильностью характера редко имеет стойкие жизненные ориентиры, в его жизни преобладают минутные влияния.

Инфантильный человек доверчивый и наивный, поэтому он часто становится жертвой различных мошенников и аферистов.

Инфантильность личности заставляет человека бояться одиночества, даже сам факт о его вероятности приводит в ужас. Такому человеку необходимо, чтобы кто-то был рядом, ему гораздо спокойнее быть частью определенной группы.

Инфантильность порождает спонтанные эмоциональные реакции, которые часто являются неуместными в определенных ситуациях. Инфантильные люди не умеют управлять своими эмоциями, поэтому они очень прямолинейны и непосредственны, из-за чего не тактичные и не дипломатичные.

Инфантильность человека проявляется в неумении прогнозировать и рассчитывать события. Такой человек ленится продумывать и взвешивать возможные последствия от своих действий, и не умеет учиться на ошибках.

Инфантильность детей раннего возраста выявляется с большим трудом. Поэтому только со школьного или подросткового возраста можно реально увидеть признаки инфантильности, поскольку именно в это время они начинают проступать более отчётливо.

Причины инфантильности кроются в особенностях воспитания родителями ребенка. Это проявляется, когда взрослые не разрешают ребенку принимать самостоятельные решения или несерьёзно относятся к нему. Особенно вредит такое поведение взрослых, когда отпрыск находится в подростковом возрасте и родители намерено ограничивают его свободу и не позволяют самостоятельно мыслить и поступать.

Инфантильность детей проявляется в том, что у них преобладают игровые интересы над учебными. Они не способны воспринимать учебный процесс и все связанные с ним дисциплинарные требования, что в свою очередь приводит к дезадаптации ребенка в школе, а вне школы – это выражается в различных социальных проблемах, что негативно отражается на психическом состоянии.

Инфантильность детей способствует развитию абстрактно-логического мышления. Хотя иногда из-за школьной дезадаптации таких детей путают с умственно отсталыми или аутичными. Однако такие дети отличаются большей продуктивностью и умением переносить выученные понятия на новые, конкретные задачи.

Зрелая личность умеет отвечать за собственные слова и поступки, при этом не имеет значения ее пол. Инфантильные личности не считают важным сдерживать свои обещания, могут забыть о своих обязанностях и в удобный момент увильнуть от ответственности.

Причины инфантильности могут заключаться в особенностях состава самой семьи. Зачастую такие личности вырастают в неполных семьях или когда между родителями не складываются отношения. Так, например, женщина, которая в одиночку воспитывает сына, может быть чрезвычайно строгой и подавлять мужские качества.

Если женщина, которая была женственной и доброй становится в миг строгой и твердой, то это может привести ребенка в замешательство, ведь в мамином лице он начинает видеть облик отца. Сильная женщина идет против законов природы, что вызывает у ребенка нарушения в психике. Поэтому ребенок не знающий, как вести себя с такой мамой, просто ведет себя так, чтобы дольше оставаться зависимым, и не делать каких-то взрослых и самостоятельных поступков. В противоположном случае, если к ребенку относятся слишком лояльно, разрешают иметь все, что он хочет, и делают все за него, то воспитывают в нём безответственность и безалаберность.

Причины инфантильности могут заключаться в особенностях протекания подросткового кризиса, ведь именно от его исхода зависит, насколько сильной будет личность в будущем.

Инфантильность у мужчин

Признаки инфантильности особенно четко можно наблюдать, когда две личности противоположного пола желают сойтись в браке и один из них оказывается неготовым. Инфантильный мужчина может вообще не думать о том, что нужно будет когда-то жениться, ведь его устраивает такое положение вещей, при котором не возникает надобность брать на себя больше ответственности, нежели в не узаконенных отношениях. Такой мужчина абсолютно не готов к образу жизни женатого мужчины, и ему трудно понять, чего от него требует его женщина.

Признаки инфантильности мужчин. Первый признак – эгоцентризм. Эта черта отображает зацикленность индивида исключительно на своей личности. Когда это свойство характерно для ребенка – это вполне естественно. Проявление слишком выраженного эгоцентризма у взрослого человека вызывает смятение. Так инфантильный мужчина считает себя лидером абсолютно во всем, из-за этого он уверен в том, что всё, что его окружает – это только для него.

Такие мужчины считают себя всегда правыми, поэтому недовольство других на свой счет они не воспринимают вовсе. Когда доходит до проблем во взаимоотношениях, тогда они обычно говорят об отсутствии взаимопонимания и сваливают вину на других.

Следующий признак – иждивенческие установки, которые выражаются в нежелании и неспособности самостоятельно действовать в практической деятельности и обслуживать себя в быту. Такие мужья абсолютно не проявляют инициативу к домашней бытовой работе. Такие вещи, как приготовление обеда, уборка и мытье посуды за собой для них составляет большую проблему, поэтому они считают все это не мужским занятием. Они полагают, что раз взяли девушку в жены, значит, сразу же обрели в её облике и любовницу и домработницу. А потом сами часто жалуются, что у жены нет времени для мужа.

Мужчины с инфантильностью характера много времени уделяют игровой деятельности. Они могут часами сидеть в интернете, играть в игры, в онлайн-казино. Такой мужчина знает много веселых игр и развлечений, поэтому с ним можно интересно и нескучно провести время.

Инфантильность мужчины порождает в нем неумение принимать важные решения, поскольку для этого требуется иметь развитую силу воли, что ему совершенно не свойственно.

Мужчины с инфантильностью характера часто выбирают женщин значительно старше себя, тем самым пробуждая у них проявления родительской заботы. Если они находят такую зрелую женщину, готовую во всем им помогать, то тем самым обеспечивают себе возможность оставаться ребенком навсегда.

Инфантильность у женщин

Многие люди в силу своей неопытности считают, что все фемин с рождения являются инфантильными.

Что же такое инфантильность характера женщин? Мужчины о женщине с инфантильностью характера всегда говорят, как о маленькой девочке в облике взрослой женщины. К таким женщинам мужчины относятся с особым трепетом и нежностью, им хочется их защищать, укрывать от холода и других напастей.

Инфантильность женщины предполагает, что за ней всегда должен стоять мужчина романтик. Иногда именно таких легкомысленных и избалованных женщин предпочитают мужчины, достигшие многого в своей жизни, которые хотят немного расслабиться, и отойти от привычного образа жизни.

В женщине с инфантильностью в характере сильные мужчины находят отвлечение, им нравится делать вместе глупости, выслушивать капризы, защищать от всевозможных бедствий и просто баловать. С такими женщинами легко, поскольку они не говорят о будущем, не задумываются о рождении детей, а брак для них, по сути, не играет существенной роли.

Инфантильные женщины в свою очередь мечтают о мужчине-папочке. В выборе потенциального жениха они руководствуются такими критериями, как обеспеченный, щедрый, ответственный, мужественный и не жадный. В общем, они ждут героя, который будет решать их проблемы, при этом будет восторгаться их беззащитности.

Важно сказать о том, что женщина может действительно иметь в своем характере черты инфантильности, а может и создать её. Для этого она специально говорит высоким голосом, похожим на детский. Таким способом женщина пытается завоевать симпатию мужчины. Или хочет показаться очень хрупкой и чувствительной, особенно для того, чтобы мужчина её не ругал, если она знает, что сделала что-то не так. Мужчина, воспринимая высокий голос женщины, слышит не её, а ребенка, которым она прикидывается и инстинкты подсказывают ему о том, что нельзя ругать ребенка, его нужно защищать.

Инфантильность порождает в поведении женщины наивность, которой она показывает «искреннее» непонимание происходящего, в то время, как прекрасно все осознает. Мужчины возле таких женщин ощущают свою силу и опытность, что естественно благоприятно воздействует на их самооценку.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает гнев. Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Основные симптомы:

  • Бледность
  • Вялость
  • Игнорирование чувства ответственности
  • Легкомысленность
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение менструального цикла
  • Нарушение процесса дефекации
  • Неподчинение дисциплине
  • Непродуманные решения
  • Неспособность к принятию решений
  • Неспособность к самостоятельному выбору
  • Отсутствие беспокойства о завтрашнем дне
  • Отсутствие волевых качеств
  • Перепады настроения
  • Постоянный поиск поддержки у взрослых
  • Потеря аппетита
  • Слабая мотивация к обучению
  • Снижение мышечного тонуса
  • Стресс при необходимости выйти из зоны комфорта
  • Увеличение объемов живота

Инфантильными считаются люди, которые в любом возрасте проявляют поведение ребенка. Инфантилизм называют «детскостью» («инфантилис» — детский), термин выступает как синоним наивного, детского подхода к решению взрослых проблем, бытовых отношений, способности принимать ответственные решения.

  • Причины
  • Классификация
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогнозы
  • Профилактика

Характерные представители инфантилизма — клабберы, движение которых началось в США около 50 лет назад, затем перешло в Западную Европу и в конце прошлого века — в Россию. Весь смысл жизни клабберов заключается в трате огромного количества денег на гардероб и посещение модных клубов. Причем клабберы живут «на широкую ногу» за чужой счет: чьи это деньги и что будет завтра, таких людей не волнует.

Если говорить об инфантилизме у мужчин, это, скорее всего, будут мужья, которые каждый вечер идут в гараж (полуразваленный, с древним автомобилем — неважно), куда не должна ступать чужая нога. Но это может быть и супердорогой ночной клуб, главное, что инфантил действует и живет по собственным придуманным правилам, далеким от реальности.

Если говорить об инфантилизме у женщин, это обиженные на жизнь и на бывших мужей жены, собирающиеся на ежевечернее обсуждение мужчин, с которыми были. Это могут быть и женщины, главная цель которых — «богемная» жизнь, плавный переход из одного дорогого клуба в другой, постоянное обновление гардероба дорогими вещами.

Проявления инфантилизма

Причины

По мнению психологов, причина психологического инфантилизма в неправильном воспитании детей. На самом деле все зависит от типа расстройства, можно быть инфантилом без родительского воспитания и с хорошим воспитанием, нарушая правила отношений в семье, установленные матерью и отцом.

Воспитание в семье влияет на развитие детей и может дать «старт» заболеванию. Например, если родители не воспринимают подростка серьезно, принимая за него решения, не позволяя действовать самостоятельно. Бывают обратные ситуации, когда предъявляются высокие требования не по возрасту.

В зоне риска находятся дети, воспитывающиеся одним из родителей: матерью или отцом. Считается, что в этом случае наблюдается перекос развития в мужское или женское начало, который приводит к отсутствию здоровой самостоятельности. Особенно это проявляется, если девочку воспитывает отец, а мальчика — мать или бабушка. Правильное развитие происходит при одновременном равном взаимодействии в семье отца и матери в воспитательном вопросе.

Физиологический и психический инфантилизм может возникнуть по таким причинам:

  • наследственная предрасположенность;
  • интоксикации во внутриутробном периоде, гипоксия;
  • поражения головного мозга в результате тяжелых заболеваний;
  • черепно-мозговые травмы;
  • шизофрения, аутизм;
  • гиперопека — тотальный контроль над поступками ребенка, завышенное внимание, чрезмерная забота.

При патологии поражаются лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль над высшей психической деятельностью, формированием мотивации, целенаправленным социальным поведением.

Причины инфантилизма половых органов — постоянная интоксикация и нарушение гормонального фона. Среди других провоцирующих факторов у женщин:

  • авитаминоз;
  • регулярные строгие диеты;
  • недоразвитие яичников;
  • болезни сердца и щитовидной железы.

У мужчин — врожденные аномалии строения репродуктивных органов (маленький размер пениса или его отсутствие, раздвоенный пенис, отсутствие головки или яичек и так далее). Зачастую эта форма болезни сочетается с физическим и психическим недоразвитием.

Классификация

Виды инфантилизма условно различают по следующим критериям.

По возрасту:

  • детский инфантилизм;
  • подростковый инфантилизм;
  • взрослый.

По этиологии:

  1. Психофизический инфантилизм — развивается на фоне тяжелых соматических расстройств, истощающих нервную систему.
  2. Психический — незрелость психического развития, при котором поведение не соответствует возрасту.
  3. Физиологический инфантилизм — замедление физического развития, соматических органов и систем организма.
  4. Органический инфантилизм — развивается на фоне поражения нервной системы, обусловленного ЧМТ, внутриутробной асфиксией, интоксикацией или воздействием инфекции.
  5. Психологический инфантилизм — результат изнеженного отношения к ребенку или, наоборот, деспотического влияния. Отличается от психического причинами возникновения.
  6. Половой инфантилизм — задержка сексуального формирования, часто сочетающаяся с отставанием в психическом и физическом развитии.
  7. Правовой — низкий уровень ответственности при желании получить высокий результат без осознания последствий, но с осознанием своего поведения.
  8. Социальный инфантилизм — нарушение социализации (интеграция в социальную систему).

По половой принадлежности:

  1. Женский инфантилизм.
  2. Мужской инфантилизм.

По степени тяжести:

  1. Частичный — физическое развитие ребенка опережает развитие психики, ребенок полностью зависит от родителей.
  2. Тотальный — отстает развитие психики и физических данных, внешний вид и поведение соответствуют раннему возрасту.

По локализации:

  1. Кишечный инфантилизм — целиакия, недостаточность всасывания полезных веществ (жиров и углеводов) кишечником, относится к пищеварительным расстройствам.
  2. Генитальный инфантилизм.
  3. Инфантилизм матки — гипоплазия, задержка или остановка развития матки на уровне подростка или маленькой девочки.

Заболевание может быть врожденным и приобретенным.

Целиакия

Симптомы

Главный признак инфантилизма — жизнь в собственной ограниченной «песочнице», возможно с такими же единомышленниками, но по своим правилам, чаще похожими на правила какой-либо игры. Какая именно это будет «песочница» — не важно, главное — выполнение правил игры.

Инфантилы не развиваются с возрастом и сохраняют поведение, присущее раннему возрасту. Инфантилизм у взрослых может проявляться не только в психологических явлениях, но и в чертах лица и фигуре.

Обобщенные признаки психического инфантилизма у детей:

  • неспособность принимать решения;
  • неумение и нежелание брать ответственность как за себя, так и за любого другого человека или животное;
  • непродуманные решения, когда человек не задумывается о последствиях;
  • постоянные поиски поддержки у взрослых;
  • следование сценариям, заложенным в семье с раннего детства;
  • боязнь выйти из зоны комфорта;
  • отсутствие беспокойства о завтрашнем дне;
  • неспособность к самостоятельному выбору;
  • слабая мотивация к обучению;
  • непонимание общепринятых правил поведения и нежелание им следовать, неподчинение дисциплине;
  • отсутствие или снижение волевых качеств;
  • неустойчивое внимание, поспешные суждения, неспособность к анализу, эксцентричность, легкомысленность, беззаботность;
  • склонность к фантазиям;
  • эмоциональная безудержность, быстрая смена настроения от жизнерадостности к агрессии, но обычно у такого ребенка не возникает желания кому-то целенаправленно причинить вред;
  • неспособность к оценке ситуации и поиска выхода из нее;
  • неспособность держать дистанцию с чужими людьми;
  • патологическая привязанность к одному родителю (чаще к матери).

Синдром психического инфантилизма становится заметным и проявляется более отчетливо в школьные годы, чаще в подростковом периоде. Такие дети остаются в классе на второй год, заводят друзей младше себя, не живут коллективными интересами, предпочитают игры, а не учебу. Во взрослой жизни не способны на глубокие искренние чувства. Общественная дезадаптация усугубляет отставание в психическом развитии.

Инфантильные дети сильно отличаются в интеллектуальном плане от аутистов и детей с умственной отсталостью. Они продуктивны, способны мыслить логически и абстрактно, переносить знания на поставленные задачи.

Это гармонический инфантилизм, который, в отличие от дисгармонического, не приводит к изменению личности. Дисгармоническая форма заболевания наблюдается у больных шизофренией, у лиц с истерическими расстройствами.

Психически инфантильные дети отличаются от психологических тем, что последние теоретически в состоянии принимать решения соответственно своему возрасту, но практически этого не происходит. Они привыкли, что за них всегда принимает решения кто-то другой.

Врожденная или приобретенная целиакия может быть самостоятельным заболеванием или осложнением другой патологии. Проявления заметны с двухлетнего возраста. Основные симптомы:

  • нарушение дефекации (пенистый, кашицеобразный, обильный стул);
  • вялость;
  • плохой аппетит;
  • бледность;
  • снижение мышечного тонуса;
  • увеличенный живот;
  • нарастающая дистрофия.

Признаки генитального инфантилизма:

  • миниатюрное телосложение женщины;
  • зауженные плечи и таз;
  • небольшой рост;
  • характерна поздняя менструация, сопровождающаяся болезненностью, скудными выделениями, нерегулярностью, диспепсией, головной болью, обмороками;
  • либидо слабое, молочные железы слабо развиты, волосы в подмышечной впадине и на лобке отсутствуют.

Болезнь у женщин разделяется по степеням тяжести, в зависимости от развития матки:

  1. Генитальный инфантилизм 1 степени — редкая форма врожденных половых аномалий, характеризующаяся недоразвитой (рудиментарной) маткой длиной до 3 см, длинной шейкой, непропорциональными половыми губами, большим клитором, отсутствием месячных и фертильности, восстановить которую невозможно.
  2. 2 степени — инфантильная матка, размер более 3 см, как у 10-летней девочки, высоко расположенные половые железы, длинные и извилистые фаллопиевы трубы. Менструация скудная, болезненная. Лечение возможно, но очень длительное.
  3. 3 степени — гипопластическая матка, размер не больше 6 см. Чаще всего это следствие воспаления репродуктивных органов в детском или подростковом возрасте. В некоторых случаях патология регрессирует во время гестации.

Основное проявление у мужчин — маленький половой член, длиной в 1,5–2 раза меньше средней длины, присущей возрасту. У таких мужчин снижено или отсутствует сексуальное влечение, характерна самопроизвольная эякуляция, спонтанная эрекция.

Мужчина не в состоянии наладить контакт с женщиной, не способен на интимную близость. Часто внешний вид больных не соответствует возрасту. Такая клиническая картина может развиться на фоне тяжелых психических отклонений.

Признаки инфантилизма зависят от форм заболевания, причин возникновения, степени тяжести.

Симптомы гармонического инфантилизма

Диагностика

Диагностика психофизических форм болезни включает такие методы:

  1. Беседа со специалистом — психиатр задает уточняющие вопросы, по которым оценивает адекватность человека, адаптационные способности, готовность к обучению, эмоционально-поведенческие реакции, способность поддерживать беседу.
  2. Рисуночные тесты — используются при обследовании детей дошкольного и школьного возраста. Ребенка просят нарисовать дерево, дом, человека, животное. Больной ребенок не способен придерживаться инструкции, упрощает элементы рисунка.
  3. Интерпретация ситуаций — используются различные тесты для школьников, больной ребенок не может объяснить чувства людей на изображениях.
  4. Анкеты — опросники для школьников старше 10 лет, позволяющие выявить психоэмоциональную неустойчивость.

Для выявления половых инфантильных расстройств применяют сонографию, антропометрию, анализ на гормоны, гинекологический осмотр.

Целиакия неспецифична в проявлениях, поэтому сложна в диагностике. При обследовании выясняют жалобы, собирают анамнез, проводят лабораторный анализ (иммуноферментный) с определением биомаркеров. Выполняется гастроэнтероскопия, биопсия.

Лечение

Схемы лечения инфантилизма подбираются с учетом вида заболевания и тяжести течения. При органических поражениях терапия направлена на борьбу с основной патологией, при психогенной форме осуществляется психологическая коррекция.

При выраженных поведенческих расстройствах назначают психотропные средства, антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы. Психотерапия заключается в работе психолога с эмоциональными и поведенческими установками больного, обучении адаптации и функционированию в обществе, в беседе с родителями.

Лечение целиакии заключается в диетическом питании, приеме больших доз витаминов, ферментных препаратов. При тяжелом течении требуется переливание крови.

Лечение генитального инфантилизма заключается в применении гормоносодержащих препаратов, витаминов, соблюдении режима сна, отдыха, питания. Помогает курортное лечение, физиотерапия, гинекологический массаж. Для лечения мужчин-инфантилов с половой дисфункцией используются методики реконструктивной хирургии, гормонотерапия, диетотерапия.

Прогнозы

При затяжном течении и запущенности заболевания развиваются социальная дезадаптация, невротические и депрессивные расстройства, тревожное состояние, психопатия, интеллектуальное отставание, проблемы с логическим мышлением и памятью.

Более благоприятный прогноз имеет тотальная форма психического инфантилизма: ребенок может стать самостоятельным, проявлять творческие способности, интерес к обучению при педагогической и психологической поддержке.

При своевременной диагностике и грамотном лечении целиакии исход болезни благоприятный. В противном случае наблюдается отставание в росте, развитие остеопороза. При генитальной форме отмечается снижение фертильности, выкидыши, бесплодие, проблемы в личной жизни.

Профилактика

Родители должны воспитывать в детях «взрослость», доверять им, уметь настаивать на своем, не поддаваться истерическим требованиям, тотально не контролировать детей, учить их манерам общения, приучать к самостоятельной жизни, повышать целеустремленность. Взрослых инфантилов нужно выводить из зоны комфорта, чтобы детское поведение было «невыгодным».

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Авитаминоз (совпадающих симптомов: 8 из 20) Предменструальный синдром (совпадающих симптомов: 6 из 20)

Многие представители старшего поколения любят говорить, что нынешняя молодежь – сплошные инфантилы. Мы предлагаем оставить данный тезис в стороне (хоть мы и вернемся к нему чуть ниже) и вместо этого разобраться, что такое инфантилизм, каковы его признаки и кого действительно можно назвать инфантильным человеком. А главное – каковы причины такого явления и способна ли незрелая личность вырасти и стать взрослой?

Виды инфантилизма

Для начала разберемся, о каких видах инфантилизма будет идти речь. В зависимости от сферы, данное слово имеет различные значения. В психиатрии это патологическая задержка в развитии, когда поведение и эмоциональные реакции подростка соответствуют таковым у детей (или когда взрослый ведет себя как ребенок или подросток). Есть и физиологический инфантилизм – соответственно, физиологическая патология, задержка в развитии органов и систем. В бытовом же употреблении чаще всего имеется в виду психологический и/или социальный инфантилизм, с патологиями не связанный. Именно на этих видах мы и предлагаем остановиться.

Основные особенности и признаки инфантильного поведения

В психологии об инфантилизме говорят тогда, когда взрослые (по паспорту) люди в жизни проявляют черты, свойственные ребенку или, скорее, подростку. В таких случаях отмечают, что перед нами незрелая, инфантильная личность. Причем, повторимся, это никак не связано с патологиями психики. Значит, герой нашего рассказа в целом здоров, но его образ мыслей и поведенческие шаблоны не соответствуют таковым у зрелых личностей. Что конкретно имеется в виду?

Рассмотрим самые явные признаки инфантилизма.

  • В первую очередь это неумение принимать решение и нести ответственность – за сделанный выбор, за выполненную работу и т.д. Взрослый человек осознает, что каждое его решение приводит к тем или иным последствиям – значительным или незначительным, хорошим или плохим. «Взрослый ребенок» брать ответственность на себя категорически не хочет.
  • Это связано еще и с другой важной особенностью инфантильного человека: он не умеет решать проблемы. Если они все же возникают, наш герой ждет, пока придет «взрослый» взрослый (родители, супруг, друзья) и все исправит или в крайнем случае скажет, что надо сделать, чтобы все исправить. Это также приводит к тому, что личность не в состоянии оценить истинных последствий тех или иных своих действий – ведь в целом такую оценку за них проводят другие. Некоторые воспринимают цену любого проступка на «школьном уровне»: от всего можно отделаться нотациями учителя и записью в дневнике. Тогда как во взрослой жизни порой все гораздо серьезнее.
  • «Взрослым детям» свойственно перекладывание ответственности – у них практически всегда виноваты другие. Такие личности не могут взять ответственность не только за себя, но и за других, а кроме того, бывают достаточно эгоистичны. Это следствие неспособности понять мысли, чувства, точку зрения других людей. Впрочем, в данном вопросе все зависит от психологии конкретного человека.
  • Многие незрелые личности между серьезным делом и удовольствием выберут именно последнее (порой вне зависимости важности дела). «Взрослые дети» часто не в состоянии заставить себя что-то сделать и не задумываются, к каким последствиям это может привести. В угоду сиюминутным желаниям способны вести себя очень безответственно. Также они редко думают о будущем – как своем, так и других людей.

Здесь вспоминается противостояние лимбического мозга и неокортекса в модели «Три мозга» по Маклину. «Взрослые» взрослые умеют усмирять лимбический мозг и следовать тому, что говорит неокортекс. В то же время инфантилы зачастую просто подчиняются лимбической системе и даже не делают попыток справиться с ее порывами.

Социальный инфантилизм

Весьма близок к психологическому и социальный инфантилизм. Он также предполагает, что перед нами психически здоровая личность, которая не хочет принимать ответственность и решать проблемы. В данном случае это вопросы социализации, адаптации к окружающим условиям, общественным ценностям. Главным образом – нежелание брать на себя ответственность, связанную с новыми для таких личностей, «взрослыми» обязанностями.

Следует отметить, что социальный инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент. Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества. Ценности меняются – например, от поколения к поколению, и при подобной смене в глазах родителей их дети будут социальными инфантилами.

Например, сейчас некоторые женщины не видят смысла жизни в создании семьи и воспитании детей (традиционные ценности). В глазах одной части общества такие дамы выглядят в лучшем случае инфантильными девушками, которые не хотят брать на себя ответственность. В глазах другой части – решение не заводить детей может быть даже более ответственным, чем решение рожать, если женщина понимает, что пока не готова к этому с финансовой или моральной точки зрения.

Таким образом, если представители старшего поколения говорят о молодежи как о сплошных инфантилах, скорее всего имеют в виду социальный инфантилизм (или же люди, употребляющие данное слово, могут вовсе не знать его значения, но это уже совсем другая история).

Так как психологический и социологический виды в принципе достаточно близки, предлагаем далее рассматривать их совместно.

Инфантилы в работе и личной жизни

Инфантильные мужчины и женщины стремятся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве. При этом «взрослый ребенок» может быть весьма успешным специалистом в своей области, но в быту, во взаимоотношениях вести себя как подросток (покладистый или же капризный). Но бывает и так, что с работой у него возникают проблемы. Например, некоторые сворачивают с пути, столкнувшись даже с небольшим препятствием. Они сразу опускают руки, передают проект другим сотрудникам, отказываютcя от перспективных должностей и задач, боясь не справиться. Другие слишком безответственны, на них нельзя положиться, потому что они считают нормальным бросить работу из-за того, что им стало скучно или захотелось заняться чем-то еще. Все это, конечно, затрудняет карьерный путь.

Инфантилизм не знает пола: он с равным успехом встречается и у мужчин, и женщин. Также следует заметить, что это явление далеко не новое, и «взрослые дети» существовали во все времена.

Что касается семейных взаимоотношений, то герои нашего рассказа вполне могут состоять в крепких отношениях. Но ищут они себе не партнера, а родителя – того, что будет решать за них все проблемы. Если их вторую половинку устраивает такая роль, то данный союз может быть вполне гармоничным. «Великовозрастные дети» подходят тем, кто предпочитает самостоятельно принимать решения за себя и за других и кто любит, чтобы все было так, как он хочет. У «взрослого ребенка» бывают и свои дети. Зачастую, этим двум «типам» детей приятно проводить время вместе, играть и т.д. Здесь важно, что у мальчика или девочки перед глазами все же был пример «взрослого» взрослого.

Вопреки мнению некоторых людей, увлечение компьютерными играми, фантастикой, фильмами, книгами, комиксами, коллекционирование игрушек и т.д. само по себе вовсе не является признаком инфантилизма у взрослых. Так же как и не говорят об этом отдельные черты характера или не совпадающее с общественной точкой зрения отношение к определенным жизненным вопросам (женитьба, дети, работа). В следующих статьях мы рассмотрим этот вопрос подробнее. А пока заметим: быть инфантильным человеком значит в комплексе проявлять многие указанные выше черты!

Причины развития инфантилизма

Как известно, многие особенности личности вытекают из детства. Социальный и психологический инфантилизм не исключение. Более того, в большинстве случаев он связан с именно ошибками воспитания со стороны родителей. Среди самых частых причин – гиперопека, стремление во всем угождать ребенку, ограждать его от всех проблем и забот, бежать на помощь даже до того, как он об этом попросит.

Навязанное чувство вины – еще одна неприятная вещь, которая появляется в результате ошибок в воспитании

Негативно влияет полное игнорирование мнения и чувств маленького человека, принятие за него всех решений (что надевать, во что играть и что делать), попытка воплотить в сыне или дочери то, что не получилось у самого родителя.

Существуют и другие причины, почему дети вырастают по паспорту, но не по личностному развитию. Однако воспитание – слишком объемная тема, которую стоит рассмотреть отдельно. Самое важное: из-за того что родители постоянно и на корню «обрубают» решения, мечты, стремления, желания, амбиции, эмоции, намерения ребенка, в конце концов он просто перестает думать и решать самостоятельно. Зачем, если все равно будет так, как скажут мама или папа? Из-за этого у юного человека нарушается процесс формирования, созревания личности, и в итоге она так и не созревает.

Став взрослым, такой человек изо всех сил старается сохранить статус кво – то есть ничего не решать самому, не справляться с трудностями, делать что, что скажут другие. В этом есть и свои преимущества. А есть ли недостатки? Да, и их может быть достаточно много.

В чем проблемы инфантилизма?

  • Одна из главных проблем для некоторых «взрослых детей: они не могут быть по-настоящему счастливы. Они не знают, что им на самом деле нравится в жизни, потому что до этого все решения принимались за них. Если кому-то повезло, и его дело ему действительно нравится – отлично. Однако многим так не везет, но они годами вынуждены ходить на нелюбимую работу, так как не могут принять решение сменить ее и/или получить новую профессию.
  • Аналогично с личной жизнью – даже при наличии второй половинки по факту «взрослый ребенок» может быть весьма одинок. Потому что а) человек выбирал не партнера, а родителя, который делает все так, как хочется ему; б) не факт, что этот выбор инфантил вообще сделал самостоятельно, а не все решили за него.
  • Незрелые личности зависят от других людей, от их мнения и от их действий. Будучи предоставленными сами себе, они рискуют стать беспомощными. Конечно, зрелая личность также нуждается в близких людях, но здесь не идет речь о зависимости.
  • Герои нашего рассказа прячутся от внутренних проблем и страхов, потому что это именно та область, где за них не могут решать другие. Но такие проблемы и страхи никуда не пропадают, напротив, становятся только сильнее.
  • Также многие «взрослые дети» достаточно внушаемы, легко поддаются чужому влиянию и манипуляциям. Многие ведутся на рекламу, в том числе весьма сомнительную, покупая ненужные вещи. Некоторые ввязываются в аферы, финансовые пирамиды и т.д. Эта особенность связана с тем, что многие «большие дети» тянутся к легким деньгам и волшебным способам их получения. Перед нам как будто особая вера в чудо, свойственная детям, только на «квазивзрослом» уровне.

Можно ли избавиться от инфантилизма?

Избавиться от инфантилизма можно. Формально, чтобы перестать быть инфантильным, человеку нужно осознать, что его жизнь зависит только от него, что он может сам ее менять, что он имеет право на свое мнение, свои решения, эмоции и желания, а также на то, чтобы претворять все задуманное в жизнь. Выглядит не слишком сложно – в теории все это дано нам от рождения. Однако на практике, если человек в сознательном возрасте никогда не прислушивался к себе и не принимал решений, ему может быть непросто перестроиться. Поэтому не всем удается победить инфантилизм без помощи психолога.

Важно и желание самого человека поменяться. Многие «взрослые дети» не видят особенностей своего мышления и поведения. Все описанное выше присутствует для них скорее на подсознательном уровне. Они не думают, что вот придет мама/папа/муж/жена и решит все проблемы. Они не понимают, что не могут принять решение сами. Они думают (и говорят) что-то вроде: «Мне надо посоветоваться, прежде чем дать окончательный ответ». Такие люди достаточно горды, чтобы считать все навязанные решения своими собственными.

Кроме того, внешне быть под вечной опекой весьма удобно, а если раньше герой нашего рассказа жил в рамках модели «родитель – ребенок», значит, у него была такая возможность. Однако если человек чувствует себя одиноким, несчастным или испытывает какие-то проблемы или страхи, он сам может захотеть что-то изменить в себе и в своей жизни. И для «взрослых детей» это уже большой шаг вперед.

Что делать, если ваш близкий – инфантил?

«Друг познается в беде» – эта поговорка хорошо отражает то, как проще всего вычислить инфантила. Пока все в норме и вы не сталкиваетесь с проблемами, незрелость личности может практически никак не проявлять себя. Но когда нужно решать какие-то проблемы, детское поведение и образ мысли вашего друга или второй половинки становятся очевидными.

Можете ли вы помочь близкому перестать быть инфантильным? Да, помочь можно. Однако не стоит брать на себя роль родителя и решать за человека, надо ли ему это или нет. Вам кажется, что кто-то живет неправильно, но ему самому это может действительно нравиться. К тому же, если вы решается за инфантила, то вы просто занимаете свое место в модели «родитель – ребенок».

Так или иначе, если вы помогаете близкому повзрослеть, помогайте аккуратно. Начните с чего-то небольшого. Например, попробуйте больше расспрашивать его о том, что он хочет, начиная с незначительных моментов. Для начала оставляйте за ним выбор, как вы проведете выходной, что приготовить и т.д., потом переходите на более существенные вопросы. Чаще спрашивайте, что человек чувствует и что он хочет. Но не осуждайте и не говорите, что его чувства или желания неправильные – это инфантилам говорят и без вас. Ваш близкий должен на деле понять, что он может принимать решения, что он имеет право на свои эмоции и желания. Но также позволяйте ему самостоятельно справляться с возникающими проблемами – будьте рядом и оказывайте поддержку, но не делайте ничего за друга.

Спросите, кем ваш близкий хотел стать в детстве и при возможности предложите сейчас сделать шаг навстречу той мечте, причем вместе с вами. А может быть, у него есть уже более «свежие» желания, которые на самом деле не так сложно исполнить? Например, если человек хотел/хочет стать художником/поваром/читать Шекспира в оригинале, запишитесь с ним на соответствующие курсы. Ваша поддержка будет очень важна.

Напомним главное правило – не делать ничего вместо друга, не принимать решения за него. Пусть он сделает это сам, а вы просто будете рядом и окажете поддержку в случае необходимости.

Как известно, некоторые незрелые люди «экстренно» взрослеют, сталкиваясь с различными серьезными проблемами, из-за которых оставаться ребенком больше не получается. Однако ни в коем случае не «лечите» других какими-либо стрессами (подобные рекомендации можно встретить в Сети). Помните, что кто-то в таких случаях взрослеет, а кто-то ломается – получает невроз, впадает депрессию и т.д.

В заключение отметим: конечно, взрослым важно сохранять в себе частичку ребенка – радоваться приятным мелочам, мечтать, верить в чудеса и т.д. Но также важно, чтобы в нужный момент «у руля» стоял именно взрослый. Каким бы притягательным ни было детство, оно должно уступить время другой жизни, в которой также немало хорошего.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн-курсы, а для любителей вкусненького – на сладости и пиццу ;))

Получить подарок

Инфантильное расстройство личности – состояние человека, при котором он не имеет эмоционального равновесия. При этом влияние на него нестандартных ситуаций, стрессов и других неприятностей вызывает выраженную негативную эмоциональную реакцию, что приводит к расстройству всей эмоциональной сферы. Человек не может контролировать свои чувства враждебности, тревоги или вины. Проявляются тенденции в поведении, свойственные маленьким детям. Такие люди склонны к чрезмерным обидам, негативизму, своеволию и так далее.

Этиология заболевания

В настоящее время достоверной причины развития мозаичной психопатии не выявлено. Учеными выделены две теории развития заболевания:

  • наследственная предрасположенность;
  • влияние социальной среды.

Сторонники наследственного характера заболевания предполагают доминирующее влияние определенной последовательности генов на развитие психопатии. Не исключается и роль мутаций в генотипе человека. В пользу этой теории говорит частые сочетания психопатий с органическими поражениями головного мозга (олигофрения, шизофения, задержка умственного развития).

Многие специалисты обращают внимание, что на развитие антисоциального поведения зачастую влияют черепно-мозговые травмы в анамнезе.

При превалирующем влиянии социальной среды в условиях игнорирования норм и правил поведения возможно развитие психопатии без органического поражения головного мозга и при отсутствии подобных заболеваний в семье.

Многие психологи склоняются к двум этим версиям патогенетического формирования мозаичной психопатии. Известно, что в 50% случаях при наличии предрасположенности решающая роль принадлежит факторам среды обитания. Благоприятная обстановка в семье и раннее привитие социальных норм снижают развитие психопатического поведения даже в случае генетической предрасположенности.

Лечение инфантильного расстройства пограничного типа

Смотреть галерею

Лечение данного типа отклонения часто предполагает гибкий план, сочетающий различные методики. Могут быть использованы следующие методы:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия (направлена на искоренение из сознания больного негативных моделей мышления).
  2. Диалектическая поведенческая терапия (развивает навыки преодоления нежелательных реакций).
  3. Когнитивная — основана на осознанности (профилактика рецидивов путем обращения к сознанию и мышлению пациента).
  4. Групповая терапия.
  5. Поиск точки в визуальном поле пациента, зрительный контакт с которой приведет к улучшению состояния (Brainspotting).

Психопатическая личность

Термин «психопатическая личность» употребляется многими врачами для характеристики больных с антисоциальным поведением. Смешанное расстройство личности имеет следующие признаки антисоциального поведения:

  • неспособность формировать привязанность к окружающим людям, в том числе к детям и родителям;
  • игнорирование социальных норм и правил;
  • агрессивность в поведении;
  • навязывание собственных мыслей и мнения окружающим людям;
  • стремление к доминированию в отношениях;
  • ложь для собственной выгоды;
  • неспособность планировать свои действия;
  • невыраженное чувство совести.

Психопатическая личность не может испытать искреннего чувства привязанности к людям, поэтому свои отношения начинает строить с целью достижения определенной выгоды. При этом они понимают все нормы и правила поведения, но продолжают сознательно их игнорировать.

Зачастую такие люди искусно умеют манипулировать близкими и родными для достижения своей цели. Доминирующую роль в поведении определяют собственные желания. Для социопатов не составит труда солгать для собственной выгоды. Среди них часто встречаются люди, совершившие правонарушение. Чувство вины люди с расстройством личности не испытывают. Для собственной выгоды они могут имитировать нормальное поведение, но на короткое время.

Характерной особенностью социопатов является импульсивность своих действий. Долгосрочное планирование в своей жизни они не умеют применять. Все действия связаны с достижением кратковременного результата.

При смешанном расстройстве личности социальные ограничения и нормы воспринимаются как инструменты для манипуляций людьми. Социопаты не понимают бескорыстного поведения. Чувства близких и родных людей мало их волнуют. Для удовлетворения своих потребностей они могут применить силу или насилие. В отношениях с людьми социопаты занимают доминирующее значение с явлениями тирании в семье.

Клиническая картина

Симптомы инфантилизма у женщин нередко сочетают в себе как недостаток развития половых органов, так и задержку развития других систем в организме. Невысокого роста и хрупкого телосложения, с узким тазом и тонкими скелетными костями — так обычно выглядит больная. При этом молочные железы не развиты, оволосение по женскому типу слабо выражено.

Функция половых органов также недостаточна: отмечаются нарушения менструального цикла, месячные выделения скудные, нередко сопровождаются головной болью, тошнотой и рвотой. В запущенных случаях менструации отсутствуют. Половое влечение снижено или его нет. У некоторых больных наблюдается частичный инфантилизм, при котором пациентка имеет нормальное телосложения, психические отклонения отсутствуют, однако отмечается недоразвитие половых органов, при этом нередко имеется функциональная недостаточность.

Мужчины страдают от этого заболевания гораздо реже, чем представительницы противоположного пола. При этой патологии у мужчин внешность и половое развитие не соответствуют их истинному возрасту. Нередко вторичные половые признаки недостаточны, гениталии также недоразвиты, что доставляет пациентам множество психологических проблем.

Характерно отсутствие полового влечения, спонтанных эрекций, ночного семяизвержения. Однако стоит заметить, что у некоторых мужчин половые органы сформированы без отклонений, инфантилизм в этом случае является результатом психического недоразвития. Такие пациенты испытываю трудности при общении с женщинами.

Сопутствующие симптомы

Для выявления психопатии мозаичного типа у людей необходимо руководствоваться не только характерными признаками, но и уделить внимание сопутствующим симптомам. Такие симптомы усложняют социальную адаптацию и позволяют выявить социопатов на ранних стадиях формирования антисоциального поведения.

Основными признаками, позволяющими заподозрить мозаичную психопатию, являются:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • трудности с обучением;
  • неспособность к трудовому процессу, особенно в систематическом порядке;
  • патологические лгуны, списывающие свои ошибки на других;
  • эмоциональное отреагирование.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Психопатия возбудимого типа

Множественное расстройство личности можно выявить у детей с антисоциальным поведением еще в школе. Как правило, такие дети плохо учатся и отличаются жестоким поведением. Они не могут нормально реагировать на внешние факторы, поэтому стараются всегда выбрать для себя роль не жертвы, а хищника. Эмоциональное отреагирование – это механизм защиты, при котором ребенок проигрывает пугающий сценарий с целью замены пассивной роли на активную. Своими жертвами они выбирают более слабых детей.

В раннем диагностировании мозаичной психопатии важная роль отдается школьным психологам, которые должны работать с детьми на предмет социопатии. Особое внимание следует уделять детям из неблагополучных семей, где детям с раннего возраста прививается антисоциальное поведение.

Типы инфантильных расстройств

В зависимости от симптомов и эмоционального состояния больного можно выделить 4 типа инфантильных расстройств:

  • Пограничное представляет собой резкие перепады настроения. Сохраняется заболевание чаще всего и после пубертатного периода.
  • Антисоциальное расстройство включает полное нежелание взаимодействовать с обществом, заводить партнерские и дружеские контакты.
  • Нарциссическое расстройство – нездоровая, неконтролируемая склонность к власти, авторитаризму.
  • Театральное расстройство выражается в зависти, стремлении манипулировать, привлечении внимания при помощи эксцентричного, чрезмерно эмоционального поведения.

    Смотреть галерею

Виды мозаичной психопатии

В психологической практике принято выделять две формы психопатии:

  • активная;
  • пассивная.

Для людей, страдающих активной психопатией, характерно поведение без внутренних и внешних задержек. Социопаты не сдерживают своего поведения и не считают нужным соблюдать законы и правила в обществе. Такие люди некоторое время могут вести себя нормально, особенно когда этого требует режим или присмотр авторитетных людей (госпитализация или тюремное заключение). При отсутствии надзора активные социопаты снова ведут антисоциальный образ жизни. Присутствие морали и совести у них не наблюдается.

Пассивные социопаты в своей жизни руководствуются определенным сводом правил, которые заменяют им совесть и другие чувства. Наиболее часто такие люди привержены религии и активно соблюдают все религиозные законы. У таких людей часто встречается идеологическое поведение, когда для подражания они выбирают идеал или авторитетную личность. Эти люди просто повинуются определенным законам без осознания человечности своих поступков. При лишении идеала и изменении привычного образа жизни пассивные социаопаты могут проявлять антисоциальное поведение.

Мозаичная психопатия и закон

Нередко результатом антисоциального поведения является нарушение закона в результате девиантного поведения. Виды девиантного поведения:

  • криминальное;
  • антиобщественное.

Нарушение законодательства в области административного или уголовного права ведут к возникновению последствий в виде сексуального нападения, мошенничества, хулиганства и в самых тяжелых случаях убийства.

Нарушение антиобщественных норм и правил не приносит прямого вреда окружающим людям, но может косвенно на них отразится. К такому поведению относится уклонение от трудовых обязанностей, мелкие пакости или неадекватное поведение.

Черты психопатической личности часто приводят их к совершению различных преступлений. Однако социопаты никогда не сожалеют о совершенном нарушении закона, а лишь о том, что их поймали.

В социальном плане такие личности могут реализоваться в качестве лидеров преступной группировки или религиозных сект. Судьба многих людей, страдающих мозаичной психопатией, бывает связана с употреблением наркотиков или алкоголя. Зависимость формируется лишь для удовлетворения собственных желаний.

В международной классификации болезней МКБ-10 не существует диагноза «мозаичная психопатия». МКБ-10 содержит раздел личностные расстройства. Именно здесь имеются возможные диагнозы психопатических расстройств личности.

При мозаичной психопатии диагноз устанавливается при наличии следующих признаков (не менее трех):

  • равнодушное отношение к близким людям;
  • безответственность и пренебрежительное отношение к социальному поведению;
  • неспособность формировать привязанность;
  • низкий порог сдерживания своего агрессивного поведения и короткий период фрустации;
  • отсутствие чувства вины;
  • всевозможное оправдание своего поведения и обвинение других людей.

Если установлено хотя бы три признака, то врач может спокойно поставить диагноз «диссоциальное расстройство личности» или «мозаичная психопатия». Иногда для диагностики просматривают записи школьного психолога о наличии конфликтного поведения. Дополнительным признаком может учитываться эмоциональная нестабильность и раздражительность.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Психические расстройства и расстройства поведения

Но стоит отметить, что оценка поведения каждого пациента учитывается индивидуально. Для этого составляются соотношения религии и закона для формирования антисоциального поведения.

Существует еще ряд критериев введенных Американской психической ассоциацией, наличие которых обязательно для диагноза «мозаичная психопатия»:

  • несоответствие социальным нормам и правилам;
  • лицемерное поведение;
  • отсутствие планирования в повседневной жизни;
  • агрессивное и жесткое поведение;
  • подверженность себя и окружающих неоправданному риску;
  • безответственное поведение на работе и в жизни;
  • отсутствие жалости к окружающим и безразличное поведение.

Диагноз может быть установлен только совершеннолетним людям. При этом следует учитывать проявления психопатии в возрасте до 15 лет.

При наличии сопутствующих психических заболеваний необходимо доказательство наличия антисоциального поведения в периоды благополучия. Например, при маниакально-депрессивном синдроме не учитывается поведение в период маний и депрессий. Для выявления сложных случаев собирается комиссия с проведением психологической экспертизы для выставления заключительного диагноза.