Динамическая афазия

Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.

Нарушение экспрессивной речи. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. Больные нуждаются в постоянной стимуляции речи. Их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом не наблюдается аграмматизма.

Центральным звеном при динамической афазии является нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья; например; «Вот… у хозяина была курица… и золотые яйца… и он ее убил,., вот!» (пример А. Р. Лурия, 1975).

При динамической афазии могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при вспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, улиц и т. п. В отличие от больных с акустико-мнестической и семантической афазией эти больные не прибегают к помощи фразеологического описания функций предмета, подсказ первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слов. Из-за инертности протекания речевых процессов испытываются значительные трудности при задании произвести обратный порядковый счет, например, от двадцати к одному.

При более массивных поражениях левой лобной доли выявляется глубокое нарушение порождения сложных мотивов, замыслов и программ поведения (А. Р. Лурия, 1969, 1975), не проявляется интерес к окружающему, не формулируются никакие просьбы, не задаются вопросы. Спонтанная речь может совсем отсутствовать. Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопросов.

В более легких случаях эхолалично заимствуется часть вопроса собеседника, при этом придается ей правильная грамматическая форма. Например, на вопрос: «Вы сегодня завтракали?» звучит ответ: «Мы сегодня завтракали». В речи наблюдается много персевераций. Например, назвав карандаши с помощью подсказанного слова цветные, больной продолжает называть следующие предъявленные ему предметы «душистые карандаши», «чайные карандаши» (вместо слов цветы, ложки).

Нарушение понимания речи. При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развертывания речевого замысла, но и свертывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста.

При легкой степени динамической афазии понимание элементарной ситуативной речи, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструкциями, остается сохранным. Однако при убыстрении предъявляемых заданий, при показе предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения предмета, возникает псевдоотчужденность смысла слова.

При выраженной динамической афазии, как и при эфферентной моторной афазии, обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения.

Эти трудности в понимании сложных высказываний связаны с недостаточной активностью больных, инертной фиксацией их внимания на значении отдельных элементов с нарушением понимания грамматических средств языка.

При динамической афазии чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания.

Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи. Однако при этой форме афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, 1966).

Нередко встречаются больные с так называемыми «комплексными» афазиями: афферентно-эфферентной, эфферентной с динамическим компонентом, сенсомоторной афазией и т. п., обусловленными тем, что при травме или нарушении мозгового кровообращения страдают рядом лежащие речевые зоны или имеется несколько очагов поражения. При «комплексных» афазиях прежде всего следует преодолевать расстройства более низкого уровня, например апраксию артикуляционного аппарата и нарушением фонематического слуха до преодоления симптомов эфферентной моторной афазии или акустико-мнестической афазии и т. п.

Исследование высших корковых функций при афазии проводится по следующей схеме:

1. Исследование общей способности к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения полноты собственной речи больного, понимания им ситуативной, обиходной речи, степени речевой активности.

2. Исследование понимания речи. Предъявляются на слух специальные одно- и многозвеньевые инструкции; задания по нахождению предметов; предлагается пересказ прослушанных коротких текстов; решение логико-грамматических конструкций. Исследуется фонематический слух; слухоречевая память; понимание смысла пословиц.

3. Исследование экспрессивной речи: автоматизированной речи, повторения звуков, слогов, слов различной степени сложности, называния предметных картинок, называния действий, составления фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста.

4. Исследование чтения, письма и счета.

5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса.

6. Исследование акустического и оптического гнозиса.

7. Обследование «рукости» (т. е. тесты на левшество-правшество) у взрослых больных с афазией.

При подведении итогов обследования высших корковых функций больного составляется общая характеристика его речи при соблюдении следующего плана: наличие левшества (по А. Р. Лурия, 1969), степень контактности страдающего афазией, ориентированность его в окружающем, его истощаем ость. Характеризуется степень нарушения понимания речи, того, что преобладает в картине нарушения понимания: фонематический слух, импрессивный аграмматизм, персевераторность при выполнении заданий, понимание сложных инструкций и отдельных слов, фразеологических оборотов, особенности слухоречевой памяти. Фиксируется степень распада экспрессивной речи, наличие персевераций, характер вербальных и литеральных парафразий; возможность повторения отдельных звуков, слов, серий слов и предложений; возможность называния, составления фразы по простой сюжетной и по серии сюжетных картинок. Отмечается возможность чтения про себя, выполнения письменных инструкций, узнавания отдельных слов при грубом нарушении чтения, запись букв, слов и фраз под диктовку, самостоятельное письмо, обязательно отмечается наличие литеральных и вербальных парафазии, пропусков и перестановок букв, слогов и слов в предложении, наличие персевераций.

Проверяется выполнение больным плана математических действий, возможность перехода через десяток, наличие оральной и артикуляторной апраксии, динамической или конструктивно-пространственной апраксии, сохранность оптического и акустического гнозиса. Проводится тщательное обследование у больного (опрос, тесты) наличия левшества.

На основании анализа нейропсихологического комплексного обследования делается результатирующее заключение о форме афазии, степени распада всех функций.

Дизартрия и дисфазия

  • Речь — это процесс артикуляции и произношения.
  • Язык — это процесс, в котором мысли и идеи становятся предметом разговора. Он включает в себя выбор слов для произношения, и формулировку соответствующих предложений или фраз.

Определения

Дизартрия — это нарушение речи,возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дисфазия (также называемая афазией) является нарушением языка.

Дизартрия и афазия означают полное отсутствие способности формировать речь или язык.

Дисфазия может быть восприимчивой или выразительной. Дисфазия — это нарушение способности понимать или использовать произнесенное слово. Это связано с поражением доминирующего полушария и может включать в себя нарушение способности читать, писать и использовать жесты. Рецептивная дисфазия — это сложность в понимании, в то время как выразительная дисфазия — это сложность в соединении слов для придания им смысла. Человек с чистой дизартрией без дисфазии сможет читать и писать как обычно если необходимые двигательные пути не повреждены.

Неспособность написать — аграфия или дисграфия. Неспособность считать числа — это акалькулия или дискалькулия. Трудность чтения — дислексия.

Доминирующее полушарие

Речевая область находится в левой, доминирующей стороне мозга примерно у 99% правшей. У левшей правое полушарие является доминирующей стороной только в 30%. Таким образом, нарушение области речи левой стороны, встречается редко.

Как правило, поражение левого полушария вызывает дисфазию, в то время как в правом полушарии оно вызывает пренебрежение, зрительно-пространственные и когнитивные проблемы.

Причины дизартрии

Дизартрия вызвана поражением верхних или нижних поражений двигательных нейронов ствола головного мозга.

Нарушения нервной системы, которые ослабляют мышцы нижней части лица, губ, языка и горла, могут привести к дизартрии.
Шесть различных типов отклонений речи, общих для дизартрии:

  1. Проблемы с регулировкой громкости (слишком громкий, слишком мягкий)
  2. Напряженный или резкий голос
  3. Проблемы с артикуляцией (слова искажаются при произнесении)
  4. Нарушение акцента (во фразировке, скорости речи, ударение на звуки, слоги и тон)
  5. Нарушение контроля высоты тона (говорит слишком высоким или слишком низким голосом)
  6. Снижение жизненной емкости (связано с поддержкой дыхания и контролем во время разговора)

Дизартрия делится на три отдельные категории :

Спастическая:

  1. дизартрия вызвана жесткостью, спазмом или плохой координацией мышц, используемых для речи. Это может привести к: «сломанному» голосу
  2. Медленной речи
  3. Неясной артикуляции звуков
  4. Проблемы координации разговора с дыханием
  5. Краткая или необычная краткая формулировка
  6. Проблемы с регулировкой громкости голоса во время разговора (мягкая речь)
  7. Гиперназальная речь

Атаксическая дизартрия возникает из-за проблем с ритмом речи-это может привести к:

  1. Голосовой тремор
  2. Неправильная артикуляция звуков
  3. Проблемы с ритмами между языком, губами и челюстью
  4. Сканирование речи (странный, неестественный стресс на разговорных ритмах)
  5. Проблемы с регулировкой громкости голоса во время разговора (громкая речь), продолжительные промежутки между произнесенными словами

Смешанная дизартрия испытывает сочетание спастической и атаксической дизартрии.

Лечение дизартрии

Речевая и языковая терапия необходима для оценки и лечения бульбарных и лицевых мышц. Программа упражнений разработана для улучшения мышечного тонуса и движения в соответствии с потребностями человека.

Особенности дисфазии

Дисфазию можно рассматривать как нарушение связей между мышлением и языком. Диагноз ставится только после исключения сенсорных нарушений зрения или слуха, нарушений восприятия (агнозии), когнитивных нарушений (памяти), нарушения движений (апраксия) или нарушения мышления, как при деменции или шизофрении. При тестировании на дизартрию и дисфазию может указывать способность пациента повторять или выдвигать сложные фразы или скороговорки.

  • Люди с рецептивной дисфазией часто свободно говорят нормальным ритмом и артикуляцией, но они не понимают того, что говорят.
  • Люди с выраженной дисфазией испытывают трудности в формировании слов и предложений. Есть грамматические ошибки и трудности с поиском правильного слова. В серьезных случаях они не говорят спонтанно, но обычно понимают, что им говорят.

Как правило, выраженная дисфазия предполагает переднее поражение, тогда как рецептивная дисфазия предполагает заднее поражение. Есть несколько подтипов:

  • Сенсорная дисфазия / афазия — поражения локализуются в левой задней перизилвиальной области, и основными симптомами являются общий дефицит понимания, дефицит поиска слов и смысловые парафазии.
  • Производственная дисфазия / афазия — поражения располагаются в левой прецентральной области. Пациенты обычно демонстрируют медленную и прерывистую речь, но с хорошим семантическим содержанием. Понимание обычно хорошее.
  • Проводящая дисфазия / афазия — поражения вокруг дугообразного пучка, задней теменной и височной областей. Симптомами являются недостатки в наименовании, неспособность повторять бессмысленные слова и словосочетания, хотя существует нормальное понимание и продумывание речи.
  • Глубокая дисфазия / афазия — поражения в височной доле, особенно те, которые опосредуют фонологическую обработку. Симптомами являются проблемы повторения слов и семантическая парафазия (семантически связанное слово заменяется, когда его просят повторить целевое слово).
  • Транскортикальная сенсорная дисфазия / афазия — поражения находятся в местах соединения височной, теменной и затылочной областей левого полушария. Симптомами являются нарушение понимания, наименования, чтения, письма и смысловые несоответствия в речи.
  • Глобальная дисфазия / афазия — происходит с обширным повреждением левой перизилвиальной области, белого вещества, базальных ганглиев и таламуса. Симптомами являются обширные и обобщенные недостатки в понимании, повторении, наименовании и производстве речи.

Тесты на рецептивную дисфазию могут включать просьбу пациентов прочитать слова или отрывок. Затем их просят объяснить,что они прочитали.
Прогноз

Приблизительно у 40-60% людей после инсульта может сохраняться некоторая степень дисфазии, которая связана с меньшим социальным участием, худшими результатами реабилитации и ухудшением качества жизни. Вероятность восстановления дисфазии после травмы выше, чем после инсульта.

Синдром динамической афазии – нейропсихологическое расстройство, сопровождающееся нарушением речи, при котором затрудняется формирование внутреннего плана высказывания. Речевая симптоматика динамической афазии – это невозможность выговорить предложение или фразу целиком.

Динамическая афазия возникает при повреждении заднелобных структур ведущего полушария. У правшей – это левое полушарие, у левшей – правое. На нейропсихологическом уровне нарушение возникает на уровне третьего блока – активации, регуляции и планирования действий, в том числе и речевой деятельности.

Для динамической афазии наиболее характерно нарушение построения развернутого высказывания. Отдельные звуки произносятся и воспринимаются правильно, артикуляция не нарушена. Больной может высказывать отдельные слова и короткие фразы.

Симптомы грубой дисфазии проявляются нарушением спонтанности и инициативности речи: больному трудно начать диалог, а если он и начался, то фразы состоят из шаблонных и стереотипных слов и словосочетаний. Грубая афазия также характеризуется наличием эхо-симптомов, в особенности эхолалии и эхопраксии. Эхолалия — это симптом, характеризующийся повторением одного и того же слова, эхопраксия – повтор одного и того же действия.

Характеристика динамической афазии состоит из двух фундаментальных структур:

  1. Состояние импрессивной речи.
  2. Состояние экспрессивной речи.

Это – понимание устной и письменной речи. Очаг поражения при динамической афазии вовлекает не только развертывание высказывания, но и понимание.

При легкой дисфазии больной понимает разговор, если та выражена с интонациями, с присутствием пауз и произносится медленно. Если слова произносится быстро, или в диалоге нет акцентированной интонации, понимание устной речи затрудняется.

При тяжелой дисфазии нарушается понимание слов, утрачивается «чувство языка и речи». Недоступны для понимания сложные фразы, предложения с двумя «не», речевые обороты и словосочетания. Это нарушение обусловлено снижением внимания на отдельных словах, так как пациент пытается объять сразу все предложение или фразу, не придавая значению отдельным ее элементам.

Нарушение экспрессивной речи отражает затруднение в построении плана высказывания и программировании моторных действий. Краткое повествование отличается банальностью и шаблонностью словестных структур при сохранности грамматической составляющей. Патология обуславливается аспонтанностью и скупостью фразы. А.Р. Лурия приводит пример речи больного, которому он показывал сюжетные картинки: «Хозяин, у него курица, несет яйцо. Хозяин убил курицу».

Клиническая картина дополняется амнестическими признаками. Так, пациент забывает имена, наименования предметов, адрес дома и названия улиц. Однако этот симптом отличается от акустико-мнестической афазии, при которой человек пытается описать предмет или явление.

Присутствуют трудности обратного отсчета: больные не могут отсчитать, например, от 10 до 1.

Если локализация очага вовлекает большую часть лобной доли, то у пациента возникают нарушения мотивов и воли. Отмечается снижение побуждений, интереса к миру. Пациенты не интересуются у врача своим здоровьем и прогноз лечения, неохотно пьют лекарства.

Нарушается спонтанность речи. При тяжелой дисфазии больные произносят шаблоны и стереотипы, встречающиеся в повседневной жизни. Диалог изобилует преимущественно бытовыми и разговорными фразами. При попытке аспонтанной речи резко теряются интонации.

Разговор людей с афазией средней тяжести отличается однообразными высказываниями. Присутствует телеграфный стиль повествования, при котором произносятся только глаголы и существительные, также отсутствуют служебные элементы: союзы, прилагательные.

При легком варианте присутствует спонтанность, однако диалог состоит из бедных логических структур и изобилует стереотипными фразами. Часто слышны повторяющиеся словестные обороты и отсутствие интонаций. В разговоре отмечается малое количество служебных элементов, которые присутствуют в разговоре.

Диалог при тяжелой дисфазии наполнен элементарными разговорными конструкциями. Чаще всего это ответы «да» или «нет». При заинтересованности в разговоре больные произносят более сложно организованные структуры, но не сложнее словесных шаблонов. Афазия умеренной и легкой степени отличается сохранностью диалогической речи.

При тяжелой афазии пациенты не могут пересказать текст даже своими словами. При умеренной и легкой степени люди могут пересказать текст ответами на вопросы. По качеству ответов врачу ясно, понимает ли человек слова и их смысл, или нет.

Чтение не нарушается даже при тяжелой степени расстройства. Единственная трудность – при чтении пациенты застревают на определенном слове, однако быстро переключаются. Нарушения письма не наблюдаются.

Динамическая дисфазия диагностируется при помощи непосредственного контакта врачом с больным. Ему показывают сюжетные картинки и просят вкратце рассказать суть происходящего. Также просят написать сочинение по прочитанной теме.

Методы коррекции

Приведен типовой план реабилитации при динамической дисфазии. Для человека с этим расстройством речи необходимы следующие методы:

  • Упражнения на преодоление ошибок в грамматической структуре.

Предлагаются такие задания:

  1. составить предложения из отдельно данных слов, которые согласованы между собой;
  2. составить фразы из 2 слов, которые несогласованы между собой;
  3. закончить фразу из неоконченного предложения (Дмитрий купил молока, потому что…).
  4. Упражнения на преодоление трудностей в планировании фразы:
  5. пациенту показывают сюжетные картинки, по которым необходимо кратко рассказать мотив главных героев;
  6. больному дают прочитать краткий рассказ, после чего нужно выделить в нем главную мысль;
  7. пациенту дают прочитать известные устойчивые фразы и просят его объяснить их смысл (вода камень точит, яблока от яблони не далеко падают);
  8. больного просят составить краткую автобиографию: как зовут, где родился, какие есть хобби, какие любимые блюда.

Павел Дубровный, Специалист по медицинской психологии Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Нарушения речи часто провоцируются поражением мозга. Динамическая афазия — это расстройство восприятия и произношения слов, вызванное патологией заднелобных отделов коры больших полушарий с левой стороны. При этом задеты и проводящие пути.

Эта зона мозга считается основной по речи. Она относится к третьему блоку функций, который включает в себя активацию, планирование и регуляцию общения. При их нарушении изменяется восприятие, усложняется построение предложений и страдает произношение звуков.

Причины возникновения

Динамическая афазия часто возникает при инсульте.

Из других причин встречаются:

  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения оперативного вмешательства;
  • эпилепсия;
  • опухолевый процесс;
  • менингиты и энцефалиты;
  • болезнь Крейтцфельдта-Якоба.

Кроме основных причин возникновения этого речевого дефекта, существуют предрасполагающие факторы.

В их число входит:

  • повышенное давление;
  • пожилой возраст;
  • транзиторные ишемические кризы;
  • наследственность;
  • ревматические заболевания и их осложнения на сердце.

Афазия может возникать только при сформировавшейся речи.

Она может быть обусловлена патологией психики, но сама не относится к таковым. У ребёнка диагноз может быть выставлен только после 3-х лет. Иногда афазию путают с алалией. Но эти два состояния различны по своей сути: при афазии нарушается поставленная речь, и её нужно восстанавливать, а при алалии звуки неправильно формируются, и им нужно обучать с нуля.

Симптомы патологии

При динамической афазии нарушаются все уровни речи: письменная, устная, чтение и понимание на слух. Они могут быть неравномерно изменены, но по каждому направлению обнаруживается ухудшение. Наиболее заметна трудность в составлении длинных связанных фраз, что может привести к невозможности внятного изъяснения.

Пациенты могут произносить звуки, говорят слова и небольшие фразы. Но вести связный диалог таким людям не удаётся. Если состояние прогрессирует, появляется спонтанность не только в речи. Такой человек старается повторить звуки и слова, обращённые к нему, а также копирует движения собеседника.

В речи пациента отмечается шаблонность. Если нужное слово кажется слишком трудным для произношения, его заменяют синонимом. Это уменьшает языковое разнообразие. Человек не может построить рассказ по картинке или передать сюжет просмотренного видео. Его фразы отрывочны, не всегда связаны друг с другом.

Также к признакам афазии относятся:

  • отсутствие понимания сказанного;
  • неправильное произношение звуков не по причине паралича;
  • отсутствие возможности сказать о предмете в одном слове;
  • употребление существительных преимущественно в форме именительного падежа;
  • обилие выдуманных слов в речи;
  • нарушение формирования слова;
  • замена одной буквы на другую (чаще неудобной для произношения на более простую);
  • неправильное употребление форм глаголов, местоимений, предлогов;
  • повторы слов или слогов;
  • отсутствие возможности повторить сложные словосочетания;
  • игнорирование правил грамматики в построении фраз;
  • окончание предложения при неполном выражении мысли;
  • резкое сокращение лексического запаса;
  • непонимание и невыполнение простых просьб.

Письменная речь у больных сохранена. Но одновременно писать и произносить текст они не могут. Нарушаются арифметические функции: выполнять действия с числами и считать от большего к меньшему человек не может, а назвать цифры по порядку способен. Имена знакомых и географические названия пациент сказать затрудняется. Но после подсказки в виде начала слова вспоминает и правильно произносит то, что у него спрашивали.

Диагностика дефекта

Если у пациента обнаружен один или несколько симптомов афазии, его необходимо показать неврологу (для обнаружения причин), нейропсихологу (для исключения психологических проблем) и логопеду (для подбора методики коррекции). При обнаружении очага поражения в мозге, назначаются препараты, которые позволяют улучшить состояние нервной системы. После этого можно приступать к лечению последствий в виде нарушения речи.

Логопед проводит несколько тестов, которые позволяют определить вид афазии и составить коррекционную программу. В их число входит:

  • Письмо.
  • Разговор.
  • Воспроизведение слов по памяти на слух.
  • Называние предметов одним словом.
  • Конструктивно-пространственное исследование.

Логопед предлагает пациенту описать происходящее по предложенной картинке или серии из них в форме небольшого рассказа. Также проверяется возможность пересказа прочитанного текста и составление небольшого сочинения на выбранную тему. По результатам обследования делается заключение о степени нарушения и подбирается лечение.

Общие принципы коррекционной работы

Лечение подбирается совместно с врачом-неврологом. Исходя из причин расстройства, оно может быть хирургическим (при опухолевом процессе), направленным на устранение сосудистой патологии и её последствий (при инсульте), антибактериальным (при нейроинфекции) или гормональным. На фоне терапии проводится логопедическая коррекция.

Работа с логопедом продолжается 2-3 года, а затем переходит во встречи раз в 6 месяцев для контроля состояния. Длительность занятия начинают с 15 минут в сутки, постепенно доводя до часа. Встречи должны быть ежедневными, чтобы речь восстановилась полностью и не возникали «откаты» до прежнего уровня из-за перерывов.

Начинать коррекционную работу стоит с первых дней обнаружения патологии. При серьёзном поражении мозга возможно пассивное участие больного. Для этого используют приёмы, направленные на снятие тормозного влияния нервной системы на центры речи. Такая тактика позволяет избежать формирования автоматизма речи. Занятия помогают восстановить письмо, понимание слов, экспрессивную окраску и способность к чтению.

Для пациента важно найти мотивацию к занятиям и обеспечить самоконтроль за речью и правильностью выполнения упражнений. При динамической афазии используют методику внешних опор, которая позволяет вернуть способность составлять развёрнутые фразы при помощи специальных фишек. В результате связная речь возвращается.

Занятия по восстановлению речи

Для успешной коррекции состояния у пациента должна быть сформирована высокая мотивация к занятиям. Важно учитывать уровень утомляемости больных, поэтому начинать стоит с 15-ти минут в день. Если потребуется, устраивают дополнительные перерывы и паузы между упражнениями, чтобы дать время на восстановление.

Занятие должно быть разбито на несколько блоков.

В их число входит:

  1. Обозначение цели урока.
  2. Проверка упражнений на письменную речь с комментариями и исправлениями.
  3. Повторение пройденного.
  4. Введение новых упражнений.
  5. Практическая работа по новой теме.
  6. Самостоятельное выполнение упражнений.
  7. Итоги урока.

Такая схема позволяет пациенту легче ориентироваться и справляться с задачами. Если пациент устал, а все пункты занятия ещё не пройдены, стоит сделать перерыв перед выполнением следующего блока.

Для эффективной работы на уроке потребуются дополнительные материалы:

  • зеркало;
  • предметы ежедневного пользования (бумага, посуда, письменные принадлежности, спички, несколько коробок различного размера, тетрадь, ключи, набор ниток, книги, ткань, салфетка, конверт и др.);
  • карточки и картинки (с действиями, серия для составления рассказа, тематические картины, карточки с предметами);
  • плакаты для изучения семантики текста;
  • буквы в печатном и письменном виде;
  • плакаты с поговорками и пословицами, лёгкими к запоминанию и чтению;
  • карточки со слогами;
  • плакаты с небольшими текстами (печатный и письменный шрифты);
  • цифры, арифметические знаки, задачи и примеры;
  • головоломки и конструкторы по Кузнецову;
  • плакаты со слогами и ударением;
  • кубики Кооса;
  • палочки для счёта, в том числе объединённые по 10 штук;
  • монеты различного номинала;
  • пары картинок с одинаковым изображением и с незначительными различиями;
  • пластилин, глина;
  • муляж часов.

Все рабочие материалы должны быть удобны больному. Плакаты рекомендуется делать на листах А4, чтобы ими было удобно пользоваться и держать в руках.

С помощью пособий больному предлагается выполнить несколько упражнений:

  • составить рассказ по нескольким сюжетным картинкам;
  • включать в словосочетания слова, обозначающие последовательность действий;
  • неречевые задачи, улучшающие мелкую моторику (рисование, лепка, конструирование и проч.);
  • ответы на вопросы по прослушанному тексту;
  • вставка пропущенных букв в словах;
  • выполнение и озвучивание простых просьб;
  • группировка слов по категориям (картинками и устно);
  • написание отдельных букв и цифр на слух;
  • указание на озвученный предмет в комнате, на себе или на картинке;
  • изменение формы предложенного слова по падежам и количеству;
  • раскладывание картинок согласно сюжетной линии;
  • закончить озвученную фразу подходящим словом в нужной форме;
  • симуляция простых диалогов с бытовыми сюжетами;
  • складывание слов из отдельных букв;
  • сопоставление надписи и предложенной картинки;
  • написание отдельных слов и небольших фраз на слух.

Если занятия будут систематическими и плодотворными, шанс на восстановление речевой функции у пациента стремится к 90%. Чем дольше пациент посещает логопеда, тем устойчивее положительные изменения. Патология может возвращаться в том случае, когда она появилась и была исправлена в детстве. Тогда при сильном стрессе во взрослом возрасте могут снова возникать нарушения.

Коррекция афазии успешна в большинстве случаев обращения к логопедам. Сложность представляют лишь пожилые пациенты из-за большого количества сопутствующих патологий. В детском возрасте стойкое восстановление речи наблюдается у абсолютного большинства обратившихся за терапией.

Премоторные отделы доминантного по речи полушария являются завершающими процесс кодирования речевого высказывания. С одной стороны, они осуществляют плавное переключение сформированных в постцентральных отделах артикуляторных и лексических комплексов, с другой — завершают процесс планирования и грамматического оформления замысла высказывания, программируемого в лобных и заднелобных отделах.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.

Нарушение экспрессивной речи. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. Больные нуждаются в постоянной стимуляции речи. Их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом не наблюдается аграмматизма.

Центральным звеном при динамической афазии является нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья; например; «Вот… у хозяина была курица… и золотые яйца… и он ее убил,., вот!» (пример А. Р. Лурия, 1975).