Аутоагрессия у ребенка

Аутоагрессия — это форма поведенческих отклонений, при которой человек стремится нанести вред самому себе. Возникает она на фоне нарушения психического состояния, самообвинения или навязчивых мыслей. Проявляется причинением физического страдания косвенно или напрямую. Диагностикой и лечением патологии занимаются психиатры.

Что такое аутоагрессия?

Аутоагрессией в психологии называют патологическую реакцию организма на стресс, проявляющуюся нападением человека на самого себя. Существует несколько форм этого отклонения, начинающихся самообвинением и заканчивающихся попытками суицида.

Статистика учитывает наиболее опасные проявления аутоагрессии — самоубийство, наркоманию, алкоголизм. Подобные отклонения чаще возникают у мужчин.

Причины аутоагрессии

Степень влияния провоцирующих факторов во многом зависит от возраста пациента. Если взрослый человек выходит из психотравмирующей ситуации с минимальными потерями, то у ребенка может развиться психическое расстройство.

Аутоагрессия у детей

Возникновению аутоагрессии у детей способствуют следующие факторы:

  1. Особенности характера. Заболевание возникает у детей, зависящих от эмоционального состояния окружающих, имеющих низкую самооценку и несклонных к общению. Такие пациенты при возникновении проблем начинают небрежно относиться к своему телу.
  2. Наказания. Ребенок не может вступить в противостояние со взрослым. Более доступным объектом становится собственное тело.
  3. Конфликты в семье. Ссоры родителей негативно влияют на психическое состояние ребенка. Формируется постоянное чувство страха, желание защитить маму или папу. Невозможность выражения своих мыслей способствует возникновению аутоагрессии.
  4. Дефицит внимания. Нанесение вреда себе — метод манипуляции взрослыми. Обеспокоенные состоянием ребенка родители проявляют больше любви и заботы.
  5. Повышенные требования со стороны окружающих. Ребенок, неспособный оправдать ожиданий родителей, приобретает чувство вины. Аутоагрессия становится методом наказания себя за ошибки.
  6. Аутоагрессия родителей. Дети повторяют поступки взрослых. Если мама отказывается от пищи, ребенок делает так же.

Аутоагрессия у подростков

Развитию патологии у подростков способствуют следующие причины:

  1. Унижения. Жестокое обращение родителей, насмешки сверстников, отсутствие внимания к проблемам почти всегда приводят к возникновению саморазрушительных мыслей и поступков.
  2. Проблемы в отношениях с противоположным полом. Подростки отличаются повышенной чувствительностью, из-за чего неразделенная любовь часто приводит к нанесению вреда самому себе.
  3. Попытки обратить на себя внимание. Демонстративные формы аутоагрессии распространены среди подростков с истероидным характером. Такие люди остро нуждаются во внимании со стороны окружения.

Аутоагрессия у взрослых

Возникновению стремления к саморазрушению у взрослых способствуют такие факторы:

  1. Неправильное воспитание. Самообвинение характерно для людей, выросших в условиях агрессии и отсутствия любви со стороны родителей. Психические расстройства могут быть вызваны завышенными требованиями, сравнением с другими детьми, лишением общения.
  2. Насилие. Жертвы насильственных действий и криминальных нападений наносят вред своему телу, таким образом подавляя эмоциональный всплеск. В группу риска входят люди, подвергавшиеся телесным наказаниям в детстве или побоям супруга.
  3. Приверженность идеологии. Фанатичное отношение к религии или эзотерическому учению вызывает внутреннее напряжение. Связано это с неспособностью следовать некоторым правилам и требованиям, формирующей ненависть к себе.
  4. Проблемы в семье и рабочем коллективе. Если человек не может открыто реагировать на стрессовые ситуации, запреты и ограничения, нарастает психоэмоциональное напряжение. Аутоагрессия помогает сохранять спокойствие и подавлять сильную обиду, направленную на окружающих.
  5. Соматические и психические расстройства. Желание закончить жизнь самоубийством часто возникает у людей, имеющих неизлечимые заболевания.

Симптомы саморазрушения личности

К явным признакам аутоагрессии относятся:

  1. Самоповреждение. Человек причиняет себе физические страдания путем нанесения ударов, порезов или укусов. Другой формой отклонения считается пристрастие к пирсингу, нанесению татуировок и шрамированию.
  2. Суицидальные мысли и попытки. Склонный к саморазрушению человек долго планирует самоубийство, чаще всего совершая этот поступок демонстративно.
  3. Пищевая или наркотическая зависимость. Пациент наносит вред своему здоровью путем переедания, употребления алкоголя, наркотических и токсичных веществ.

К косвенным признакам психического расстройства относят:

  • фанатичное поведение (пациент вступает в политические и религиозные группировки);
  • совершение осуждаемых обществом поступков;
  • отказ от общения с окружающими;
  • стремление к попаданию в ситуации, опасные для здоровья и жизни;
  • пристрастие к экстремальным видам спорта.

Лечение и профилактика аутоагрессии

При аутоагрессии, особенно если она возникла у ребенка, начинать лечение нужно с нормализации отношений в семье.

Родителям не следует вступать в конфликты, предъявлять завышенные требования или практиковать телесные наказания.

Психотерапевты для устранения расстройства применяют следующие методы:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия.
    Сеансы помогают осознать и изменить отношения пациента к самому себе. Лечение повышает самооценку, избавляет от чувства страха и вины. На следующем этапе человека учат контролировать свое поведение. Пробуются техники открытого проявления агрессии, не причиняющие вред окружающим.
  2. Групповые тренинги.
    Межличностная коммуникация помогает человеку получить способность решать проблемы, не причиняя вред себе и окружающим. Пациент учится открыто проявлять эмоции, отстаивать собственную позицию. Через поступки участников занятия реализуется обратная связь, помогающая оценить продуктивность поведения.
  3. Медикаментозное лечение.
    При выраженном отклонении, способном привести к совершению суицида, применяются лекарственные средства. Психиатр назначает препараты с учетом преобладающих симптомов. Чаще всего используются антидепрессанты, нейролептики и седативные средства.

Профилактика основывается на выработке навыков общения с окружающими и повышении устойчивости к стрессовым ситуациям. Вероятность развития аутоагрессии снижается, если человек начинает открыто и правильно выражать свои эмоции.

При невозможности проявления отрицательных чувств их нужно переносить на неодушевленные объекты. Справиться с гневом и агрессией помогают занятия боксом или каратэ.

Необходимо уметь отвлекаться от психотравмирующих ситуаций, находить время для отдыха и творчества.

Статья мне нравитсяСтатья не нравится

На протяжение всей жизни ребенок активно растет, развиваются его личностные и поведенческие качества.

Иногда даже самый милый и воспитанный малыш внезапно демонстрирует агрессивное поведение, чем ставит в тупик родителей и окружающих.

Важно понять, что стало причиной подобного поведения, является ли оно разовым проявлением или следствием психических нарушений.

Ребенок бьет себя по голове, когда злится: что делать? Узнайте мнение психологов.

Основные понятия

С точки зрения психологии, агрессией являются действия, которые направлены на причинение физической и психической боли другим людям.

Аутоагрессия представляет собой поведение, при котором ребенок осознанно или бессознательно причиняет боль себе.

Каждый ребенок хоть раз в жизни проявлял агрессию по отношению к другим людям. Первые признаки возникают еще в грудном возрасте, малыш может щипаться, кусаться, царапаться.

После года агрессия начинается в момент, когда ребенок хочет что-то получить, а ему запрещают. Если с помощью агрессивного поведения он добивается своей цели, то у него в сознании четко фиксируется причинно-следственная связь: агрессия — достижение цели.

В случае, когда такие поступки не пресекаются родителями, то агрессия становится чертой характера и основным способом получения желаемого.

Агрессивное поведение выражается следующими способами:

  • экспрессия. Это мимика, жесты, позы. Данная форма трудней всего диагностируется;
  • вербальный вариант. Дети ругаются, оскорбляют сверстников, нецензурно выражаются;
  • физическое проявление: драки, побои и другие физические воздействия.

Аутоагрессия, или аутодеструкция имеет более серьезные причины.

Психоаналитики относят ее к методам психологической защиты. Аутодеструкция может быть вербальной и физической.

В первом случае ребенок ругает себя, перестает есть, сам становится в угол. При физической аутоагресии малыш наносит себе физические увечья: бьется головой о стену, царапает себя, в более старшем возрасте проявляет попытки суицида.

Саморазрушение встречается значительно реже, чем обычная агрессия, ей подвержены мальчики с невротическим расстройством поведения. Данная патология проявляется в условиях социальной дезадаптации.

Ребенок не может противостоять более сильным людям, внешним раздражителям, боится разрушить отношения, поэтому перенаправляет агрессию с внешнего объекта на самого себя. Это своего рода психологическая защита.

Аутоагрессия может проявляться в разных формах:

  1. Нанесение повреждения себе. Дети режут себя ножом, бьются головой о стену, уродуют свою внешность.
  2. Патологическое пищевое поведение. Свойственно школьникам, проявляется в отказе от пищи, воды или употреблении некачественных продуктов, вызывающих расстройство пищеварения.
  3. Зависимость от наркотиков, алкоголя, сигарет.
  4. Проявления аутизма. Ребенок замыкается в себе, сознательно не общается со сверстниками и родителями.
  5. Попытки суицида. Это самое тяжелое проявление аутоагрессии. Стремление к суициду может быть прямым и косвенным, когда подросток занимается экстремальным видом спорта, провоцирует опасные для жизни ситуации.

Причины

Почему ребенок агрессивный?

Патогенез обоих состояний заключается в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге вследствие недоразвития определенных мозговых структур.

После попадания раздражителя процессы торможения включаются с запозданием.

Несмотря на разницу в проявлении агрессии и аутоагрессии, причины подобного поведения практически идентичны. Они бывают физиологическими и психологическими. К физиологическим относятся:

  • серьезные заболевания нервной системы или сердца;
  • травмы головы;
  • опухоль мозга;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • родовые травмы.

Основная психологическая причина агрессии и аутоагрессии — это социальная дезадаптация. Обычно она возникает из-за неблагоприятного психологического климата в семье.

Провоцирующими факторами появления патологического поведения выступают:

  1. Страх физического наказания. Малыш не в состоянии отразить агрессию взрослых, поэтому он выплескивает эмоции на сверстников или на себя.
  2. Семейные конфликты. Дети постоянно наблюдают ругань, ссоры в семье, особенно сопровождаемые физическим насилием, у них возникает желание защитить обиженного. Но в силу возраста не могут этого сделать.
  3. Стремление привлечь внимание родителей. При помощи деструктивного поведения дети обращают внимание родителей на себя.
  4. Завышенные требования. Малыш не оправдывает ожидания учителей и родителей, у него формируется чувство вины.
  5. Наследственность. Если родители отказываются от пищи, закрываются в комнате, то и ребенок будет делать то же самое.
  6. Особенности психики. Обычно деструктивное поведение проявляют застенчивые дети, не умеющие выстраивать отношения со сверстниками, обладающие слишком подвижной психикой.

У маленьких детей до года причиной агрессии становится неправильное отлучение от груди. Малыш перестает чувствовать защиту мамы, пытается вернуть ее близость и внимание.

Более старшие дети (2-3 года) с помощью деструктивного поведения пытаются заполучить желаемое, например, игрушку, сладости. В возрасте 4-5 лет ребенок обычно начинает посещать детский сад, у него формируются навыки социального взаимодействия.

Если до этого он не научился общаться с детьми, то будет требовать внимания к себе с помощью агрессии. Такое поведение свойственно единственным детям, которых балуют родители.

В 6-7 лет причиной деструктивного поведения становится желание стать лидером в классе, самоутвердиться. У подростков причиной агрессии и аутоагрессии становится гормональная перестройка.

Скрытая агрессия

Одним из вариантов агрессивного поведения является скрытая, или пассивная агрессия. В отличие от явной, она выражается не в действии, а в бездействии. Например, отказ общаться с родителями, делать уроки, обидчивость и т. д.

Такие дети становятся искусными манипуляторами. Они удачно прячут свои намерения, но всеми способами добиваются поставленных целей.

Например, ребенок не хочет идти в школу и жалуется на боли в животе, голове, высокую температуру. Иногда он сознательно может подвернуть ногу, порезать палец и пр.

Обнаружить скрытую агрессию можно по следующим признакам:

  1. Вранье. Если проанализировать рассказ ребенка, то можно найти множество нестыковок.
  2. Отвлечение внимания. Манипулятор старается увести жертву в сторону, чтобы добиться своего.
  3. Попытки вызвать чувство вины. Например, подросток жалуется родителям, что с ним никто не дружит, потому что у него несовременный телефон или дешевые кроссовки.
  4. Перекладывание вины на других. Дети постоянно оправдывают свое агрессивное поведение тем, что их на это спровоцировал кто-то другой.
  5. Демонстрация невинности. Манипулятор утверждает, что любой его плохой поступок — это случайность, он не хотел ничего плохого и не ожидал, что так получится.

Что делать?

Как вести себя родителям? При первых признаках агрессии следует осознать, что явилось причиной подобного поведения. Возможно, малышу просто недостает внимания мамы.

Сначала необходимо наладить психологический климат в семье. Дети не должны видеть ссоры родителей, слушать крики и нецензурные выражения.

Второй шаг — это повышенное внимание к ребенку. Нужно поговорить с ним, выяснить, что его тревожит, чего он боится. Родители должны объяснить, что они любят сына или дочку и способны защитить его от всех проблем.

Обязательное условие — это единая линия поведения обоих родителей. Нельзя, чтобы один все запрещал, а другой — все разрешал.

Также родителям по возможности необходимо проводить как можно больше свободного времени с ребенком, выезжать на природу, посещать кафе, развлекательные центры и своим поведением подавать пример социального взаимодействия.

Как реагировать и подавить приступ гнева?

Как снять приступ агрессии у чада? Приступ гнева легче предотвратить, чем погасить.

Родители знают поведение малыша, поэтому легко заметят приближающиеся признаки деструктивного поведения.

Справиться с ситуацией можно при помощи следующих способов:

  1. Отвлечение внимания. При первых признаках агрессии следует переключить внимание ребенка на другой объект или деятельность.
  2. Осуждение поведения. Нельзя поощрять или оставлять без внимания вспышки гнева. Родители должны объяснить, что это плохо, предложить устранить последствия подобного поведения: убрать игрушки, пожалеть обиженного.
  3. Поощрение. Обязательно хвалить малыша за хорошие поступки.
  4. Предложение альтернативы. Это относится к словесной агрессии. Иногда ребенок не знает, как по-другому выразить свои эмоции. Родители должны рассказать, чем можно заменить нехорошие слова.

Отличный способ перевоспитать излишне агрессивного ребенка — это записать его в спортивную секцию. На занятиях его научат дисциплине, там он будет выплескивать лишние эмоции.

Советы психологов

Существуют некоторые психологические приемы, которые помогут справиться с агрессией:

  • битье подушек;
  • выражение эмоций с помощью рисунка;
  • упражнения на релаксацию;
  • выполнение физических упражнений, требующих значительных усилий, например, прыжки, кувырки;
  • пение песен громким голосом.

Большое значение имеет полноценное питание, режим дня ребенка.

Следует оградить сына или дочь от просмотра агрессивных фильмов, компьютерных игр, особенно перед сном.

На ночь можно почитать спокойную добрую книжку, поговорить о чем-то приятном.

Ошибки родителей

В отношениях с агрессивными детьми родители совершают ряд ошибок:

  • шантаж, угрозы;
  • физические наказания;
  • игнорирование деструктивного поведения;
  • поощрение агрессии;
  • перевод ситуации в шутку.

Зачастую взрослым проще уступить маленькому тирану и дать ему, что он требует, чем справляться с его выходками.

Это является самой главной ошибкой. У ребенка формируется четкое убеждение, что достичь цели возможно только при помощи деструктивных поступков, криков, физического насилия или манипулирования.

Также неправильно защищать и оправдывать поведение своего чада перед обиженными им другими детьми, перекладывать вину на жертву.

Точка зрения Комаровского

Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.

В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.

Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется. При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:

  1. Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
  2. Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
  3. Правильно выразить словами состояние дитя: «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
  4. После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.

Лечение

Иногда агрессия и аутоагрессия не поддаются коррекции воспитательными мерами. В этих случаях прибегают к помощи врачей.

Терапия будет эффективной при комплексном подходе и сочетании различных методик.

Для лечения патологии применяют следующие методы:

  1. Семейная психотерапия. Врач проводит сеансы вместе с родителями. Основной упор делают на беседу, обсуждение семейных конфликтов. Учат родителей и детей выражать эмоции и решать проблемы мирным путем, осваивают практические способы выражения агрессии: подвижные игры, пение, рисунки.
  2. Когнитивная психотерапия. Психотерапевт в индивидуальной беседе выявляет негативные личностные установки ребенка: заниженную самооценку, страхи, излишнюю ответственность, боязнь наказания.
  3. Тренинги в группе. Обычно применяются для тетей школьного возраста. Их учат взаимодействовать, решать конфликты, налаживать социальные связи. Положительные эмоции от других участников пзитивно влияют на ребенка, повышают его значимость и самооценку.
  4. Лечение медикаментами. Применяется в крайних случаях, когда вспышки агрессии и аутоагресии становятся опасными для ребенка и окружающих. Обычно назначают антидепрессанты, нейролептики и снотворное.

Деструктивное поведение среди детей встречается довольно часто.

Основной причиной является сложная психологическая обстановка в семье.

Если родители не будут обращать внимание на патологические проявления, то агрессия и аутоагрессия превратятся в черты характера, которые создадут множество проблем во взрослом возрасте.

Если психотерапевтические методики бессильны, прибегают к лекарственной терапии.

Как бороться с детской агрессией, направленной на других, как бороться с детской аутоагрессией? Советы психолога:

Наша интересная группа Вконтакте:

Аутоагрессия – это одна из разновидностей агрессивного поведения, при котором разрушительные действия или враждебное отношение направлено против самого себя. При этом человек может причинять себе вред как на физическом уровне, так и на психологическом, осознанно или бессознательно. К наиболее частым проявлениям физической аутоагрессии относятся: причинение себе боли, вырывание волос, нанесение телесных повреждений – порезы, ожоги, удары, царапины, расчесывание кожных покровов, кусание губ и щек и т.п. К психологическим проявлениям аутоагрессии можно отнести негативные эмоции и мысли по отношению к себе, самобичевание и самоуничижение – то есть любое нанесение ущерба своему душевному равновесию и благополучию. Люди со склонностью к такому виду саморазрушения долго и мучительно переживают свои даже самые незначительные ошибки, корят себя за промахи, часто позволяют в отношении себя принижающие мысли и высказывания, а в некоторых случаях – испытывают ненависть или чувство отвращения к себе.

Те или иные проявления саморазрушительного поведения встречаются у людей любого возраста, однако наиболее часто аутодеструкции подвержены дети подросткового возраста. Самым распространенным и широко известным типом такого поведения подростков являются порезы на бедрах или предплечьях – так называемые «вскрытые” или «перерезанные вены”. Сами вены при этом чаще всего не задеваются, ведь у ребенка, как правило, нет желания совершить суицид. Также довольно распространенным среди подростков способом причинения себе физического вреда является царапание себя ногтями или другими острыми предметами, щипки, удары головой или кулаком о твердые предметы, обжигание себя, регулярное раздирание или расчесывание уже существующих ран. Иногда аутоагрессия у подростков проявляется в форме постоянного самоунижения и самообвинения. У каждого склонного к аутоагрессии ребенка имеется свой «любимый” способ самоповреждения, и в основном он использует только его.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует «норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче «управлять”. Формулировки могут быть самые разные – «мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, «мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, «ты меня довел до нервного срыва”, «я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Как реагировать и чем помочь аутоагрессивному подростку

Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.

В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят. Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу.

В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.

Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.

Елена Сидорец
Детская аутоагрессия: причины и пути выхода

Детская аутоагрессия – причины и пути выхода

Бывают такие случаи, когда становишься свидетелем того, как маленький ребенок начинает бить сам себя или биться головой обо что-то твердое. Бедные родители в этот момент не знают как вести себя, как успокоить малыша. Такое поведение малышей называют аутоагрессией, то есть агрессией, которая направлена на себя самого.

Детская аутоагрессия – не редкость

Детская аутоагрессия у ребенка 5 лет – это своего рода реакция на неудачные поступки, которые вызывают недовольство окружающих. Таким образом, ребенок наказывает себя сам и причиняет себе боль. Такое поведение не возникает само собой. Это одна из форм агрессивного поведения. Как правило, таких малышей родители наказывали в раннем детстве. Но причиной такого поведения малыша становится не жестокость наказания, а разгневанность взрослых, их яркое недовольство своим ребенком. Это оказывает психотравмирующее воздействие на малыша, он пугается ярости и гнева родителей. Эти страхи становятся настолько сильными, что ребенок впоследствии, чтобы опередить негативную реакцию родителей и других взрослых, начинает наказывать себя сам.

Другой причиной аутоаргессивного поведения ребенка может стать его сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Чужое страдание и слезы для них становятся невыносимыми. Они готовы причинить себе боль сами, лишь бы не видеть страдания других. Они боятся стать причиной страдания другого человека. Если вдруг нечаянно они причинили страдание другому человеку, то переживают это сильнее пострадавшего.

Еще одна причина – тяжелое детство. Непонимание родителей, травля в школе и обесценивание себя.

Аутоагрессия (причинение вреда себе в стрессовой ситуации) — явление довольно распространенное. Нет человека, который бы периодически не проявлял ее, ведь все мы родом из детства, где нас наказывали и не понимали. Родители, склонные к жестоким наказаниям, пренебрегающие переживаниями ребенка, высмеивающие его чувства и потребности, добиваются лишь одного —ребенок начинает думать: «Я — никто, и желания мои — пустяк». Неудивительно, что в школе таких детей преследуют сверстники и «давят» учителя.

Тяжелое детство наверняка станет началом нелегкой жизни со многими проблемами. Разобраться в корнях ситуации помогает психолог-консультант Наталья Котова, а психотерапевт Янина Даниш советует, как справиться с аутоагрессией в детстве, уже будучи взрослыми.

Аутогрессия — злость не по адресу

Итак,основная причина аутоагрессии — неумение выражать свою злость по адресу.Способов это сформировать может быть множество: ребенка бьют по рукам, заставляют придумывать самому себе наказание, оставляют наедине с проблемой. Особенно это заметно на детской площадке. Вот один малыш стукнул другого лопаткой, другой заплакал или стукнул в ответ. Мамы тут же их разняли, первого шлепнули по попе, второго или успокоили, или тоже шлепнули. Научится он защищать себя? Вряд ли.Не надо требовать от маленьких детей взрослых умений: их надо учить и на личном примере показывать, как правильно себя вести.

В школе проблема усиливается, страдания возрастают. Не научившись выражать свои чувства в семье, отражать давление одноклассников и учителей очень трудно. Ребенок замыкается, страдает, появляется отвращение к себе. «Все время грызет ногти, я наказываю, но ничего не помогает», — часто жалуются мамы школьников, не понимая, что ребенок грызет не ногти, а себя, и любое наказание только усугубляет это состояние. В стрессовой ситуации у ребенка трясутся руки и ноги,и вот здесь наступает критический момент: либо он начинает бить обидчика, либо приучается сдерживать негативные эмоции (которые потом переходят в психосоматические заболевания, либо начинает мучить себя. Изменение схемы питания (отказ от еды или обжорство, жертвенное поведение, фразы «Я умру, а вы все пожалеете», попытки самоубийства — все эти реликвии из сундука беззащитности и неумения давать сдачу.

Во взрослой жизни проблема не исчезает. И вот, скажем, женщина в возрасте 35 лет давит прыщи до крови, грызет ногти и глубоко внутри ненавидит свою внешность, свою жизнь и направляет любую обиду на себя, при этом ничего не меняя (ни опостылевшую работу, ни докучающего мужа, а лишь терпит, страдает и мучает свое тело.

Отличия от манипуляции

Аутоагрессия у взрослых людей проявляется в суицидальных мыслях, пристрастии к наркотикам, алкоголизму, курению, а также в увлечении экстремальными видами спорта. Притом важен не только поступок, но и мысли, которые возникают при его совершении. Так, прыгнуть с парашютом ради интереса — прекрасная возможность попробовать свои силы, а вот мысль «умру, и всем будет только лучше» — признак аутоагрессивного поведения. Склонность к аутоагресии развивается с детства, но механизм ее не так прост, как кажется.Часто его объясняют так: «Если жестокие родители бьют ребенка, он становится агрессивным и направляет свою агрессию либо на окружающих, либо на себя».Но возникает вопрос: «Почему одного бьют, и он превращается в маленького монстра, а с другого как с гуся вода? Ответ на этот вопрос надо искать в каждом конкретном случае, ведь на формировании характера человека сказывается не только воспитание, но и особенности личности. Некоторые дети видят злобное лицо матери, понимают, что их скоро накажут, и чтобы избежать этого,начинают самобичевание: бьются головой о стену или об пол. Иногда те же проявления имеют демонстративный подтекст и прекращаются, как только мама выходит из комнаты. Такой концерт — чистой воды манипуляция и к аутоагрессии отношения не имеет.

Что делать, если ребенок страдает аутоагрессией?

Всегда детская аутоагрессия требует от родителей большого внимания и терпения. В первую очередь малыша не надо провоцировать и не усугублять его страдания. Вопросы, крики, испуг и растерянность не смогут малыша успокоить. Необходима сдержанность и терпимость. Малыша надо приласкать, обнять, а если он противится этому, то навязчивость только усилит его агрессию.

В этот момент малыша надо постараться отвлечь, но сделать это аккуратно и ненавязчиво, не ограничивая его в действиях. Затыкание рта, хватание за руки только спровоцирует еще большую агрессию. Сам малыш не сможет нанести себе серьезную рану, а вот в тот момент, когда он вырывается из рук взрослого, он способен причинить себе серьезный вред.

В некоторых случаях помогает уход взрослого в другую комнату под предлогом того, что смотреть такое не возможно. После того как малыш успокоится, с ним надо провести некоторое время – посадить на колени, пожалеть, почитать книгу. Ребенку важно дать понять, что вы его жалеете и не осуждаете. Поддержка родителей очень помогает малышу справиться с агрессией.

Воспитание детей – это наука, которую постигает каждый родитель на своем собственном опыте. И зачастую мы не задумываемся, к чему может привести наша чрезмерная критика поведения наших маленьких детишек. Малыша надо прощать за его промахи, не быть суровым с ним и не предъявлять ему завышенных требований. И тогда многих проблем таких как, агрессия у маленького ребенка, можно избежать. Но если у вашего малыша все-таки появились признаки аутоагрессии, то помощь психолога ускорит процесс избавления от агрессивного поведения/

Советы родителям

Итак,часто дети грызут ногти, вырывают волосы, царапают и бьют себя. Родители ругают и наказывают, а надо действовать по-другому.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Для начала родителям необходимо научиться слышать ребенка и правильно реагировать на его эмоции.Не стоит задавать вопросы: «Тебе больно? Тебя обидели? Что происходит?». Чтобы ребенок чувствовал себя услышанным, отражайте его эмоции, как зеркало, формируя утвердительные, а не вопросительные фразы,не боясь не угадать: «Тебе больно. Тебе обидно. Ты сейчас злишься». В какой-то момент ребенок скажет «да» и расскажет сам, что его взволновало или обидело. Ни в коем случае малышу, плачущему от боли или обиды,нельзя говорить: «Ничего страшного, тебе не больно». Он же чувствует, что ему больно, страшно или обидно, а вы своей фразой показываете, что его чувства не важны. Ребенок понимает, что его не слышат,и думает: «если я так чувствую, а мама говорит, что этого чувства не должно быть, значит, так чувствовать плохо и я плохой». Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, ему надо дать понимание, а не успокоение и убеждение, что ничего не происходит.

ПЕСОК И КАМНИ. Чтобы помочь ребенку дать выход злобе и обиде, можно рисовать на песке или рыть в нем ямки. Также можно бросать камушки в песок, в воду или на землю. Главное — научить ребенка бросаться камнями и песком не в людей, а в цель. Тогда это будет и весело и безопасно, а агрессия в будущем трансформируется в достижение цели.

Гуашь, газета, гвозди и драка

КАЛЯКИ-МАЛЯКИ. И детям, и взрослым можно рисовать свою злость. С аутоагрессией отлично работает рисунок руками на ватмане. На лист формата А1 или А2 надо вылить разноцветную гуашь, разбавленную водой, и руками перемешивать, рисуя каляки-маляки. В итоге все краски смешаются, рисунок превратится в грязно-черно-серую массу. Его надо высушить, а потом, по желанию, либо разорвать и выбросить, либо смыть водой. Во втором случае на бумаге появятся орнаменты, в которых можно разглядеть образы и символы. То, что там увидится, может многое рассказать. Вымытый рисунок можно дорисовать, повесить на стену в рамочке.

ДАРТС. Эта простая игра помогает освободить свои чувства. Замечено — попадает в цель всегда самый злой. Главное — обеспечить безопасность в игре и разрешить себе выплеснуть свои эмоции (можно даже кричать).

Слушай и ищи глагол

«Я ВСЕХ ПОРВУ». Произносящему эту фразу надо купить побольше газет и рвать. Притом с размахом. С детками можно продолжить игру – подбрасывать кусочки, посыпать ими голову, бросаться. Прекрасный выход эмоций. Также можно лопать воздушные шарики. Сначала выдуть в них всю злость, а потом взять что-то острое и бабахнуть. Для пущего веселья можно привязать шарики к ногам и стараться лопнуть чужой, а свой спасти.