Леворукость

Сложной педагогической проблемой является феномен леворукости. По мнению специалистов леворукость не является патологией, а может считаться проявлением индивидуальности в пределах нормы .

Физиологическая предрасположенность ведущей руки претерпевает корректировку со стороны социальных факторов. С началом овладения ребенком речью и первыми признаками осознания им самого себя происходит интенсивное развитие левого полушария, а в связи с этим начинают вырисовываться различия между «праворукими» и «леворукими» детьми («кризис 3 лет»).

Левополушарный характер обучения на ранних стадиях не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам детей, постижению знаний через интерес, увлечение, самостоятельный поиск решений. Опора учителей в начальной школе на:

  • – большую наглядность, образность, эмоциональность в подаче материала,
  • – разнообразные формы его самостоятельного усвоения,
  • – поощрение;
  • – безотметочное обучение и др.

способствует нормальному физиологическому балансу в работе головного мозга.

Исследователи М.Г.Князева, Бишон, Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе.

Согласно исследованиям М.М.Безруких , адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.

Период школьной адаптации довольно продолжителен по времени — 4-6 недель, но родители «отводят» на адаптацию своих детей не больше 1-2 недель, а учителя — 2-3 недели.

При обучении правополушарных детей (левшей) необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин — переучивание в дошкольном возрасте.

Долгое время многие учителя, воспитатели и родители считали своей обязанностью переучить ребенка, заставляя перекладывать карандаш из левой руки в правую, использовали «двойное» переучивание.

Однако ряд исследований показал, что насильственное переучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но и нарушением психического благополучия детей. Наиболее часто в практике школы встречаются проявления симптоматики астенического невроза:

нарушение сна;

нарушение аппетита;

головные боли;

страхи;

энурез;

заикание;

тики, навязчивые движения;

повышенная возбудимость, раздражительность;

вестибулярные расстройства;

различные гиперестезии (повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам);

двигательная расторможенность или заторможенность.

Среди леворуких детей достаточно часто распространены «школьные страхи» перед неудачами в школе, порицанием со стороны родителей, учителей, перед письменными работами; часты невротические тики, невротический энурез. Последствия таких состояний серьезно сказываются на физическом и психическом развитии ребенка.

Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большой комплекс проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных.

В работе с леворукими детьми в школе и дома следует соблюдать ряд условий.

Первое из них касается рабочего места ребенка. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Второе условие касается отношения взрослого к леворукому ребенку как к особому ребенку. Родителям следует создать условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не чувствовал бы негативного отношения к своей леворукости; составить рациональный режим дня с часами отдыха, прогулками; и никаких «продленок» (!).

При подготовке леворукого ребенка к школе для успешной его адаптации необходимо учитывать три направления работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи наш леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.

Уважаемые коллеги! Проконсультируйте пожалуйста по такой особенности в развитии нашего парня. Сейчас нам 2,5 месяца. Замечаю что левая сторона у него более активная — и левой рукой он охотнее держит игрушки — может до 5 минут её греметь в то время как правой рукой только под настроение и непродолжительное время.

Рассматривание черно-белых картинок. Если поставить слева и справа одинаковые картинки в 9 случаях из 10 он повернет голову налево.

Слежение за передвигающимися картинками — следим очень хорошо, но когда перемещаю за горизонт слева — он довольно долго фокусирует взгляд в ту сторону и ищет картинку, но если увожу картинку вправо — то следит туда взглядом 2-3 сек и переводит взгляд на другой предмет.

У нас в семье мама – правша, я почти одинаково владею и левой и правой рукой (во всяком случае и нож держу в левой руке, и пилу и в боулинг левой выбиваю практически столько же сколько и при бросках правой рукой)

В связи с этим вопрос — не является ли это признаком того, что у нас растет левша? Есть ли смысл начинать коррекцию поведения? Что посоветуете почитать по этой тематике?

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Индивидуальные особенности детей:Леворукость и праворукость

Леворукость – это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребенка. Почти 90% людей имеет ведущую правую руку и лишь около 10% – левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой.
У 95 % праворуких людей центр речи находится в левом полушарии, а у леворуких – и в правом (75 %), и в левом полушарии. Или даже располагается симметрично – в правом и левом полушарии (Сиротюк А.Л., 2001). Не рекомендуется обучать детей, пока они не выговаривают несколько звуков, так как у них еще доминирует неречевое, правое полушарие, и интеллектуальная нагрузка может привести к заиканию, неврозу.
Специалисты (Безруких М.М., 2000, Сиротюк А.Л., 2001) отмечают, что дети-левши могут позже созревать в психическом плане, что выражается в более тяжелей адаптации в первом классе, в быстро наступающем утомлении от большого количества социальных контактов.
Очень часто леворуким детям свойственна повышенная эмоциональность, что тоже необходимо учитывать. Не следует их перегружать участием в эмоционально насыщенных мероприятиях (Бетти Лу Ливер, 1995).
Если ребенок был переучен в дошкольном возрасте с левой руки на правую, то категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти первого класса.
Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. У леворуких детей чаще, чем у праворуких (Безруких М.М., 2000), отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), низкая скорость письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики обучения леворуких детей письму).
При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Положение парт и классной доски не позволяют посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому лучшее место для него — у окна, слева за партой. Там лучше освещенность, а, кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой.
Только общая линия поведения педагогов и родителей, рассматривающих леворукость ребенка как индивидуальный вариант развития в пределах нормы, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире.

Таблица 6
Стратегии взаимодействия с право- и левополушарными детьми
(по материалам Сиротюк А.Л. , 2001)

Тип Особенности Стратегии взаимодействия
Левополушарный
тип
Склонность к абстрагированию и обобщению.
Словесно-логический характер познавательных процессов.
Левое полушарие оперирует словами, символами, отвечает за письмо, счет, анализ.
Информация обрабатывается последовательно, линейно, медленно.
Восприятие аудиальное.
Интеллект вербальный, теоретический.
Память носит более произвольный характер. Абстрактно-линейный стиль изложения информации.
Анализ деталей.
Неоднократное повторение материала.
Тишина на занятии, во время объяснения, чтения.
Работа в одиночку.
Вопросы закрытого типа (требующие ответов «да», «нет»)
Высокая потребность в умственной деятельности.
Правополушарный тип Склонность к творчеству.
Склонность к рисованию и восприятию гармонии цветов, музыке.
Конкретно-образований характер познавательных процессов.
Правое полушарие отвечает за синтетическую деятельность мозга.
Визуальное восприятие.
Невербальный, практический интеллект.
Быстрая переработка информации.
Непроизвольная память.
Экстраверты. Творческие контекстные задания.
Эксперименты.
Музыкальный фон на занятии.
Работа в группе.
Вопросы открытого типа (требующие развернутых ответов).
Синтез нового материала.
Социальная значимость в деятельности, престижность в коллективе.

Тайны леворукостиАвторы: Смолякова Екатерина Павловна,воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 255», город Новокузнецк;
Рудак Елена Петровна, учитель-логопед,МБДОУ «Детский сад № 255», город Новокузнецк.
Данный материал будет полезен как воспитателям детских садов, так и заботливым, любящим своих детей родителям.
Тайны леворукости
Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как аномалии, нарушению развития. Действительно, большая часть человечества – праворукие. Среди них есть сильно леварукие и сильно праворукие, те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) – люди, одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой.
Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких переучиваться, становится как все. Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и длительную историю. Существуют различные представления о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение. Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это?
Решающим является незнание, непонимание биологических механизмов леворукости, а главное – неприятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их способностей, склонностей, различия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуальные особенности как данность, которую не нужно, нельзя переделывать, изменять по своему желанию. Многим, считающим, что леворукость и низкие способности, низкая одарённость, ущёрбность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей – Александра Македонского и Наполеона, Леонардо да Винчи и Джеймса Клерка Максвелла, И.П. Павлова и В.И. Даля, Чарли Чаплина, Пола Маккартни, Джорджа Буша и Билла Клинтона, многих выдающихся спортсменов, которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей и что они способны добиваться в своём деле больших успехов. И всё же тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена основания. Среди леворуких существенна доля детей, внутриутробный период развития и рождение которых протекали с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребёнка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. Учёные предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние стрессовых воздействий праворукой среды на здоровье и формирование личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья.
Пока ещё нет чёткого однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребёнка работать правой рукой, но изменить его биологическую суть нельзя.
Часто встречающаяся семейная леворукость заставила учёных ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Существует несколько концепций генетической обусловленности той леворукости, которая называется нормальной, или генетически закреплённой, несвязанной с нарушениями в развитии. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей – левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в пять раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей. Однако, любая генетическая модель, должна совпадать с практическими расчётными данными, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости. (Генетические теории Д. Леви и Т. Нагилаки; Н. Гешвинда и А. Галабурды; теория «правого сдвига» М. Аннет). Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления латерального предпочтения. Но, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости.
Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причём возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики причин и степени предпочтения руки.
Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей на земле более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука и почему только часть людей – их зеркальное отображение. Мы не знаем и того, почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь высокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени. А значит, мы ещё далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.
Все попытки связать какие-либо трудности обучения, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют чётких подтверждений. Если ваш леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливым и добрым, уметь понять ребёнка. В реальной жизни всё не так просто, но не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Можно выделить несколько типов леворукости, имеющей и различные особенности межполушарной асимметрии (леворукие дети, у которых центр речи в левом полушарии; леворукие дети, у которых центр речи в правом полушарии; леворукие дети, у которых центр речи в обоих полушариях). Но можно выделить и леворукость различного происхождения (генетически закреплённую леворукость, вынужденную леворукость). Понятно, что особенности межполушарной асимметрии, определяющей распределение функций между правым и левым полушариями, будут проявляться и в высших психических функциях ребёнка, и в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды. Ещё более сильны различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения. Леворукие дети не однородная, не однотипная группа, а трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины. Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчёркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких детей как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения.
Действительно, эти тревоги не лишены основания. Школа, учёба, особенно впервые месяцы, в первый год требуют от ребёнка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребёнка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования – это совсем не просто для любого ребёнка, а для леворуких тем более, та как значительная часть леворуких детей имеют факторы риска в раннем развитии и более позднее нарушение в развитии, а значит, они будут наиболее чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий, будь-то эмоциональные перегрузки или большой объём учебной работы. Особенности межполушарной асимметрии также определяют характер реакции организма на любые внешние воздействия.
Период приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по времени – 4-6 недель. А опросы показывают, что родители (отводят) на адаптацию не больше 1-2 недель, учителя – больше: 2-3 недели. Реальные же сроки продолжительнее в два раза. В этот период трудно всё: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного не привычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительна статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе не вертясь), и незнакомые дети (хорошо ещё тем, кто ходил в детский сад, а как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома с бабушкой или с мамой?).
Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе: им ещё труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворких детей с возбудимостью, чувствительностью, добросовестностью, а также хорошем пониманием социальных нормативов. Наверное, необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются. Не думаю, что стремление к общению со сверстниками очень сильно отличает леворуких и праворуких детей, скорее, это особенность всех детей шести – восьми лет. Недостаточность или нарушение наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия (выражённые в большей или меньшей степени) характерны для многих леворуких детей. Для них может оказаться трудным совсем простое, на взгляд взрослых, задание: скопировать фигуру, особенно несколько фигур, расположенных в определенном сочетании, срисовать схему и т. п.
Не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребёнка в школе. Как правило, причина этого – сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребёнка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно-значимых функций.
Все попытки связать какие-либо трудности обучения, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют чётких подтверждений. Если ваш леворукий ребёнок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребёнку. Главное, необходимо учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливым и добрым, уметь понять ребёнка. В реальной жизни всё не так просто, но не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»Леворукий ребенок в школеПисьмо Деду МорозуОсобенности леворуких детей младшего школьного возраста

Определение леворукости. Тесты и методики

Традиционные тесты

Существуют специальные батареи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.

Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из хорошо известных является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Второй столь же известный — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки.

Для оценки скорости определяется число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число точек (касаний ручки) на плоскости листа при постукивании ручкой за 10 секунд. Каждое задание выполняется трижды, потом определяется среднее значение.

Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Эту процедуру необходимо проводить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг.

Кречмера

Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий.

По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости нужно посмотреть, как ребенок выполняет следующие действия: поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и при этом движения выполняются легко и точно, то он — левша.

Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где — ребенок, как дается инструкция.

Непросто использовать рекомендацию проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди заданий предлагаются следующие: вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку.

Озьяс

При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант.

Задания (полный набор)

1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5–6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий).

Тест Князевой и Вильдавского

Для выявления ведущей руки можно использовать батарею тестов, разработанную отечественными исследователями и .

Эти тесты включают игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий — бытовые, часто используемые, многие из них дети выполняют обеими руками. Это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Такой подход позволит более точно выделить ведущую руку.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т. п.

Как провести тестирование?

Оно проводится один на один. Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.

Обстановка — спокойная, благожелательная, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно — нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка.

Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.

Следует также обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит.

Второе задание – открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание — построение колодца из палочек (спичек). Ведущая рука используется более активно.

Четвертое задание — игра в мяч. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит взять мяч и бросить ему. Перебрасывание повторяется несколько раз.

Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Ведущая рука более активна, причем ребенок необязательно ею держит ножницы, так как они могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

Эта проба неинформативна, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.

Задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10–15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущая рука выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2–3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущая рука развязывает узел (другая его держит).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки.

Можно взять иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.

Девятое задание — постройка из кубиков дома, ограды; складывание рисунка по образцу и т. п. Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.

При складывании кубиков нередко используются две руки, кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор или мозаику.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.

Возраст________________

Дата тестирования _______

Тесты

Левая рука

Обе руки

Правая рука

+

+

+

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятым пунктом в таблице являются данные о семейном левшестве. Если у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, — левша.

Внимание и терпение

На первый взгляд — все просто. Однако у ребенка могут быть все плюсы в графе «Левая рука» за выполнение заданий со второго по девятое, а за первое — рисование — может быть минус, то есть бытовые действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Ситуация может быть и прямо противоположной. Это варианты сложных случаев.

Выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а преимущество правой — в графических.

Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия.

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой в бытовых условиях? Нередко он начинает писать и правой и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой, или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.

Часто взрослые — и педагоги и родители — придерживаются такой позиции: «Какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое — письмо. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»).

Исследования французских ученых показали, что, как правило (в 90% случаев), графические левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши и бытовыми правшами, причем это соотношение сохраняется в возрасте от 5 до 12 лет.

Есть дети — амбидекстры (одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Здесь нужен индивидуальный подход. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой.

Как правило, эти дети — левши, но их переучивали с раннего детства дома или в детском саду, при рисовании поощряли работу правой рукой. Такие дети легче обучаются письму, если они пишут левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо правой и левой.

На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки или нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. От взрослых требуются внимание и терпение. Во всех случаях нужно с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.

Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998 (в газетной редакции).

Материал подготовлен Ириной Ереминой методистом отдела СПС