Интеллектуальное нарушение

Содержание

Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.

Причины умственной отсталости.

Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.
Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:

  • Инфекции во время беременности:
  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;
  • Поведенческие проблемы во время беременности:
  • Курение;
  • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
  • Проблемы при рождении:
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
  • Травмирование ребенка во время родов;
  • Факторы в детстве:
  • Дефицит питательных веществ;
  • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
  • Травмы головы или утопление;
  • Социальные факторы;
  • Недостаток образования.
  • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
  • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
  • Травмы головы у ребенка

Слабоумие

Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.
В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).
Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).

Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).

Умственно отсталые дети. Олигофрения.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.
У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.
У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.
Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

Интеллектуальная инвалидность.

Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития — инвалидности может варьироваться — легкая, средняя, тяжелая или глубокая.

Симптомы интеллектуальной инвалидности (интеллектуального развития).

Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями.
Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:

  • Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
  • Трудности в общении с другими людьми;
  • Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
  • Проблемя с обучением в школе;
  • Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
  • Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
  • Неспособность логически мыслить.
  • Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
  • Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 50-70;
  • Развитие медленнее, чем у большинства детей;
  • Нет необычных физических признаков;
  • Может обучиться практическим навыкам;
  • Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
  • Нормальные социальные контакты;
  • Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
  • Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 35-49;
  • Заметные задержки развития, особенно речи;
  • Может иметь необычные физические признаки;
  • Можно обучить простому общению;
  • Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
  • Может выполнять простые действия;
  • Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
  • Могут отправляться одни в знакомые места.
  • Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ 20-34;
  • Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
  • Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
  • Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
  • Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
  • Потребность социального руководства и контроля.
  • Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
  • IQ <20;
  • Значительная задержка развития во всех областях;
  • Врожденные аномалии;
  • Требует постоянного присмотра;
  • Требуется постоянный уход;
  • Неспособность к самообслуживанию.

Диагностика интеллектуальной инвалидности.

Если вы подозреваете, что ребенок не развивается нормально и у него есть интеллектуальная задержка развития, скажите об этом врачу как можно скорее. Доктор спросит о симптомах и истории болезни ребенка, а также выполнит медицинский осмотр. Стандартные тесты для выявления задержки развития, применяемые для диагностики могут включать:
Тест на интеллект: IQ тесты измеряют способность ребенка абстрактно мыслить, решать задачи и наконец учиться чему либо. Ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, если результаты IQ теста 70 или ниже;
Адаптивное поведение — изучаются такие навыки которые необходимые для функционирования в повседневной жизни, в том числе: Чтение и письмо;
Социальные навыки, опишем только такие как ответственность и чувство собственного достоинства;
Практические навыки — это способность не только принимать пищу, но и одеваться, пользоваться ванной комнатой.
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют очень высокий риск наличия разных проблем, например нарушения слуха, проблемы со зрением, судороги, синдром дефицита внимания и гиперактивности или ортопедические заболевания. Для проверки наличия других заболеваний могут быть необходимы дополнительные тесты.

Лечение задержки интеллектуальной инвалидности.

Лечение является наиболее полезным, если оно начинается как можно раньше. Методы лечения интеллектуальной инвалидности включают в себя:
Программы раннего вмешательства для младенцев и малышей в возрасте до трех лет;
Консультирование по семейным вопросам;
Программы развития, в том числе эмоциональных навыков и зрительно-моторной координации;
Специальные образовательные программы;
Обучение жизненным навыкам, таким как приготовление пищи, купание;
Работа с тренером;
Обучение социальным навыкам;
Обучение самообслуживанию.
Профилактика интеллектуальной инвалидности
Чтобы уменьшить вероятность умственной отсталости ребенка:

  • Во время беременности:
  • Если вы курите, нужно бросить;
  • Нельзя пить алкоголь или употреблять наркотики;
  • Придерживайтесь здоровой диеты, с низким содержанием насыщенных жиров и богатой цельными зернами, фруктами и овощами;
  • Дополнительно потребляйте фолиевую кислоту;
  • Регулярно посещайте врача;
  • После рождения:
  • Выполните скрининг новорожденного на заболевания, которые могут стать причиной интеллектуальной инвалидности;
  • Вовремя прививайте ребенка;
  • Регулярно посещайте педиатра;
  • Пользуйтесь детскими автокреслами и велосипедными шлемами;
  • Исключите контакт ребенка с красками на основе свинца;
  • Держите ядовитые бытовые вещества вне досягаемости ребенка;
  • Детям и подросткам с текущей или недавней вирусной инфекцией не рекомендуется принимать аспирин, из-за риска развития синдрома Рейе. Спросите врача, какие другие лекарства безопасны для вашего ребенка.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ Умственной задержки развития.

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения умственной отсталости проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шимкент, Нурсултан, Ташкент, фергана.

НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Выберите город:

Учебно-методическое пособие

Институт педагогики, психологии и физического воспитания

Направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц

с отклонениями в состоянии здоровья»

Профиль подготовки «Адаптивное физическое воспитание»

Вологда

УДК 37.037.1:796(075.8)
ББК 74.202.57я73

Утверждено экспертным советом по изданию учебной и учебно-методической литературы ВоГУ

Рецензенты:

канд.пед.наук, доцент заместитель начальника Департамента физической культуры и спорта Вологодской области А.В. Коковкин,

канд.пед.наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания А.С.Лопухина

В учебно-методическом пособии представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания для дошкольников и школьников, изложены особенности проведения подвижных игр, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с нарушением интеллекта, комплексы физических упражнений. Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам направления подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», профиль «Адаптивное физическое воспитание» и учителям физической культуры специальных (коррекционных) школ VIII вида. Приведены контрольные вопросы для самоконтроля.

ВВЕДЕНИЕ

Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15%. Нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека нарушение интеллекта является наиболее распространенным явлением. В различных регионах мира люди с нарушением интеллекта составляют от 2 до 6% населения.

В связи с продолжающимся ростом количества новорожденных детей, имеющих вторичные отклонения в развитии умственных способностей, перед специалистами по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре встают проблемы поиска и экспериментального обоснования педагогических методов и средств, с помощью которых можно эффективно осуществлять педагогическую коррекцию их физического развития и физической подготовленности и на этой основе последовательно осуществлять процесс социальной интеграции и адаптации к предстоящей жизнедеятельности.

Основой нарушения психического развития ребенка является клиническая патология центральной нервной системы, которая касается главным образом ее наиболее сложных и поздно сформировавшихся мозговых структур. По мнению Л.С. Выготского, «ядро дебильности» составляют: слабость замыкательной функции, инертность нервных процессов и повышенная способность к охранительному торможению.

Нарушения интеллекта ребенка влекут за собой аномальное развитие двигательной сферы, особенно координационной, совершенно необходимой для его социально-трудовой адаптации после окончания школы.

На формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков у детей большое влияние оказывает уровень общей физической подготовленности.

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Одним из принципов отечественной педагогики является «обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности». Принцип выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации (абилитации).

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта в общество во многом обусловлен уровнем освоения ими трудовых, двигательных умений и навыков, зависит от степени развития физических качеств. Один из путей реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов – двигательная активность, которая стимулирует развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности.

Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания. Умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, которая для них является главным способом, формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми навыками, социализации в обществе. Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с нарушением интеллекта в специальных коррекционных школах, детских домах-интернатах взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств.

В настоящее время ведется активная работа по исследованию физического развития, уровня физической подготовленности, функциональных особенностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека умственная отсталость является наиболее распространенным явлением. Актуальным на сегодняшний день остается вопрос влияния обучения в коррекционных школах, занятий адаптивной физической культурой на состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность детей с нарушением интеллекта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Понятие «нарушение интеллекта»

Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям нарушение интеллекта (умственная отсталость) является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – стойкое необратимое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального (Вайнер Э.Н., 2003).

Нарушение интеллекта представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития (Сапего А.В., 2014).

Это понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Общий объединяющий признак – недоразвитие познавательной сферы, абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с инертностью психических процессов, тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития из-за необратимого поражения центральной нервной системы ребенка.

Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием. Включает в себя стойкие нарушения интеллекта, обусловленные разными клиническими формами интеллектуального недоразвития – как резидуальными, так и прогредиентными, обусловленными прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы.

Умственная отсталость или олигофрения — это группа различных по причинам возникновения и проявлениям, не ухудшающихся со временем состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности (В. Брагинский, 2004).

В соответствии с современным научным представлением, понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, которые связаны с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения (от греч. — olygos — малый, — phren — ум) — особая форма психического недоразвития, которая возникает вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития (Попов С.Н., 1999).

Олигофрения — одна из групп умственной отсталости, различная по этиологии и патогенезу болезненных изменений, объединенных общим клиническим проявлением недоразвития головного мозга. В основе проявления олигофрении лежит психическое недоразвитие, патологическое состояние, результат действия этиологического фактора, которые вызывает задержку развития. Олигофрения является не прогрессирующим патологическим состоянием. При олигофрении в большинстве случаев возможно интеллектуальное развитие.

Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

Деменция представляет собой распад сформированных интеллектуальных и психических функций. При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект. В детском возрасте деменция возникает в результате органиче­ских поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалитель­ных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы).

В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие от олигофрении на­рушение деятельности мозга при деменции наступает после опреде­ленного периода нормального развития ребенка. Обычно деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2 – 3 лет.

По локализации выделяют:

— корковую — с преимущественным поражением коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);

— подкорковую — с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества));

— корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция);

— мультифокальную — с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта — Якоба).

В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов) (З.Б. Эм, 1985).

Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют им овладевать программой общеобразовательной массовой школы. Обучаются по адаптивным программам в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Овладевают определенными трудовыми навыками, хорошо адаптируются в обществе. С годами умственное недоразвитие становится менее заметным.

Имбецильность – средняя степень умственной отсталости. Грубые дефекты восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически необучаемыми даже в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Находятся под опекой родителей или заменяющих лиц. Возможно обучение навыкам самообслуживания, элементам грамоты и элементарным трудовым процессам.

Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Детям – идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается крайне медленно. Характерно нарушение моторики (лежачий образ жизни). Жизненные процессы протекают на безусловном уровне. Они не обучаются. Часто находятся с согласия родителей в специальных учреждениях. Нуждаются в постоянном уходе.

В соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-10) Всемирной организации здравоохранения ВОЗ (1994) приняты следующие условные показатели интеллекта (IQ) (Евсеев С.П., 2014):

— психическая норма = 100-70 IQ;

— легкая степень умственной отсталости = 69-50 IQ;

— умеренная умственная отсталость = 49-35 IQ;

— тяжелая умственная отсталость = 34-20 IQ;

— глубокая умственная отсталость = ниже 19 IQ.

Ф.А.Самсонов (1980) предлагает следующую классификацию: пограничная умственная отсталость, дебильность, умеренная отсталость средней тяжести (неглубокая имбецильность), резкая умственная отсталость (имбецильность), глубокая умственная отсталость (идиотия), не уточненная по степени умственная отсталость.

М.С.Певзнер (1959) предложил классификацию умственной отсталости, в основу которой положен клинико-патогенетический подход (5 вариантов умственной отсталости):

— основная (неосложненная) форма олигофрении;

— олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями;

— олигофрения, сочетающая диффузное поражение коры головного мозга и локальные поражения в теменно-затылочной области левого полушария;

— олигофрения, сочетающая недоразвитие познавательной деятельности и недоразвитие личности в целом.

По клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делятся на неосложненные, осложеннные и атипичные. Неосложненные – отсутствие дополнительных психопатологических расстройств. Осложненные – наличие дополнительных психопатологических расстройств (нарушение эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотивированные колебания настроения). Атипичные – нарушение познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, нарушениями зрения и слуха. В педагогическом прогнозе наиболее перспективны дети с неосложненными формами умственной отсталости.

По времени воздействия этиологического фактора выделяют пренатальные, интернатальные и постнатальные поражения центральной нервной системы.

По данным Ф.А.Самоснова (1980), в среднем 7-10 из 1000 детей имеют интеллектуальную недостаточность и нуждаются в специальном обучении.

Американские ученые считают, что 2,28% всего населения (без явных органических патологий) в любом обществе имеют отклонения умственного развития. У 0,76% населения имеются явные органические нарушения, которые являются причиной отклонений умственного развития.

Умственная отсталость – не однородное состояние. Она имеет множество проявлений, обусловленное врожденными и приобретенными причинами.

Нарушение интеллекта – умственная отсталость или слабоумие (МКБ-10: F70, F71, F72, F73, F78, F79) – это постоянное снижение интеллекта из-за органического повреждения мозга. Следовательно, это расстройство не может быть излечено, потому что не является болезнью, а постоянным физиологическим состоянием (слабое развитие интеллектуальных качеств, некоторых психических свойств, нарушение адаптационных способностей). Лица, у которых отставание в интеллектуальном развитии возникло по причинам, отличным от органического повреждения головного мозга (напр., из-за воздействия окружающей среды, невозможности образования и т.д.), имеющие IQ 70 или более, считаются слегка умственно отсталыми, но не по клиническим причинам.

Что это такое?

ВОЗ определяет расстройство интеллекта как: «состояние нарушенного умственного развития, характеризующееся определенным нарушением навыков, возникающим в течение развития, охватывающим все элементы интеллекта, а именно когнитивные, речевые, моторные и социальные способности». Оно может сочетаться с другими нарушениями либо возникать без них.

Другая характеристика: «Интеллектуальная отсталость – это неспособность достижения надлежащей степени умственного развития (<70% от нормы), невзирая на стимуляцию в образовательном плане приемлемым способом».

А так определяет умственный дефицит Американская ассоциация по интеллектуальным нарушениям и отклонениям в развитии (AAIDD): «Нарушение интеллекта – это понижение способностей, типичное существенными ограничениями умственных функций и адаптивного поведения. Это поражение возникает до 18-летнего возраста».

Кроме 18-летней границы, в работах некоторых авторов можно найти возрастное ограничение в 2 года. При этом, поражение, возникающее после этого возраста, называют деменцией.

Причины нарушения интеллекта

Организм человека состоит из 100 трлн. клеток. В каждой клетке кодируется до 100 тыс. генов. Ядро клетки несет четкую программу жизни, составленную из вкладов наших предков. Эта программа содержится в хромосомах, и представляет собой генетический код.

Гены в хромосомах определяют физические и биохимические свойства человека. Они в большей или меньшей мере принимают участие во всех функциях – от отдельных клеток до физических характеристик и развития. Полный набор из 46 хромосом называется клеточным геномом.

Учитывая эту сложность, нелегко ответить на вопрос о точных причинах низкого интеллекта. Подобное нарушение можно связать с любыми обстоятельствами, препятствующими развитию мозга до, во время или после родов.

При снижении интеллекта причины кроются не только в генотипе или генетических дефектах человека. Умственная отсталость также может быть вызвана различными факторами окружающей среды, такими как употребление наркотиков, дефицит питательных веществ, бедность или культурная депривация. Было установлено, что более 50% людей с ограниченными умственными возможностями имеют более одной причины расстройства.

Генетические условия

Сюда относятся следующие факторы:

  • аномалия генов, унаследованных от родителей;
  • нарушение при соединении генов;
  • проблемы, имевшие место во время беременности (инфекции, чрезмерное воздействие рентгеновских лучей) и др.

С умственной отсталостью связано более 500 генетических заболеваний. Например, фенилкетонурия, редкое заболевание генов, иногда также называют врожденным метаболическим нарушением, т.к. оно вызывается дефектным ферментом.

Примером хромосомного расстройства является синдром Дауна. Эти болезни возникают спорадически и опосредуются чрезмерным количеством или дефицитом хромосом, изменением их структуры.

Синдром хрупкой Х-хромосомы – это уникальное генетическое расстройство, относящееся к половой хромосоме, и являющееся основной наследственной причиной нарушения интеллекта.

Проблемы при беременности

Употребление алкоголя или наркотиков беременной матерью может вызвать нарушение интеллекта у ребенка. Недавние исследования показали, что курение также увеличивает риск умственной отсталости. Другие опасности включают:

  • недоедание;
  • сильное загрязнение окружающей среды;
  • некоторые заболевания во время беременности, в частности, токсоплазмоз, ЦМВ, краснуха и сифилис.

Беременные женщины, инфицированные ВИЧ, могут передать вирус ребенку, что в будущем может привести к нервным повреждениям.

Проблемы при родах

Хотя мозг ребенка может повредить любое состояние необычного стресса, преждевременные роды и низкий вес при рождении предсказывают серьезные проблемы чаще, чем любое другое состояние.

Проблемы после рождения

Детские болезни, такие как коклюш, ветряная оспа, корь, менингит, энцефалит, могут повредить мозг.

Мозговые нарушения также происходят при травмах, например, при ударе головой или утоплении. Непоправимое нарушение работы мозга и нервной системы может спровоцировать появление свинца, ртути и других токсинов в окружающей среде.

Бедность и культурные ограничения

Деменцирующее снижение интеллекта встречается у детей из неблагополучных слоев населения из-за недоедания, отсутствия надлежащей гигиены, медицинской помощи.

В среднем от умственной отсталости страдает около 3-4% населения. Это расстройство выходит за рамки расы, этнической принадлежности, образования, общества и экономического положения.

Что означает термин «умственный возраст»?

Термин «умственный возраст» используется в тестировании интеллекта. Это означает, что человек получил количество баллов в стандартном тесте IQ, сравнимое с уровнем среднего человека этого возраста из выборки населения.

Классификация степеней умственной отсталости:

  • Легкая (IQ 50-69).
  • Умеренная (IQ 35-49).
  • Тяжелая (IQ 20-34).
  • Глубокая (IQ 0-19).
  • Неуточненная.
  • Другие виды нарушений.

Легкая степень нарушения интеллекта

В лучшем случае, мышление человека с легкой степенью умственного дефицита находится на уровне ученика средней школы. Он может учиться в специальных образовательных заведениях.

Обычно такой человек достигает способности эффективно использовать речь в повседневной жизни, поддерживать беседу, проходить клиническое собеседование.

Большинство людей с легкой степенью нарушения интеллекта также достигают полной независимости в личной гигиене (еда, стирка, одевание, контроль мочевого пузыря и кишечника). Основные трудности обычно проявляются в теоретических школьных занятиях.

Умеренная степень нарушения интеллекта

Мышление человека с умеренной степенью умственной отсталости можно сравнить с мышлением ребенка дошкольного возраста. Он может учиться только механически, преимущественно на практическом уровне, способен освоить общие привычки и простые навыки.

Во взрослом возрасте люди с умеренным интеллектуальным дефицитом обычно могут выполнять простую ручную работу при условии тщательного структурирования задач и наличия профессионального надзора.

Полностью самостоятельная жизнь возможна редко.

Тяжелая степень нарушения интеллекта

Пониженный уровень навыков и эмоционального развития в этой группе обычно более выражен. Большинство людей в этой категории страдают от значительной степени двигательных расстройств или других связанных дефектов, опосредуемых наличием существенного повреждения или нарушенного развития ЦНС. IQ обычно составляет 20–34.

Глубокая степень нарушения интеллекта

Человек с глубоким умственным дефектом серьезно ограничен в способности понимать или выполнять требования, инструкции. Большинство людей в этой категории неподвижны или сильно ограничены в передвижении. Они мало способны (или вообще неспособны) заботиться о своих основных потребностях, им требуется постоянная помощь, надзор.

Характерная особенность глубокого нарушения интеллекта, особенно у мобильных пациентов, – присутствие наиболее тяжелых форм распространенных нарушений развития, например, атипичного аутизма.

Другие виды нарушений

Оценка степени интеллектуальных дефектов затруднена из-за сопутствующих расстройств, аутизма, поведенческих нарушений.

Неуточненная умственная отсталость

Этот термин применяется, когда психическое поражение доказано, но его степень трудно или невозможно оценить и, таким образом, включить человека в одну из предыдущих категорий.

При наличии сопутствующих расстройств, лечение должно включать их облегчение. Наиболее частые проблемы, связанные с умственной отсталостью:

  • ДЦП;
  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдромы Аспергера, Ретта, Дауна;
  • эпилепсия;
  • фетальный алкогольный синдром и др.

Из-за некоторых из указанных заболеваний, у человека с нарушенным интеллектом может проявляться агрессивность (синдром Аспергера, шизофрения), нарушения памяти (синдром Ретта) и даже депрессия. Существует также связь между нарушениями интеллекта и риском развития рассеянного склероза.

Уход за человеком с ограниченными интеллектуальными возможностями предполагает командную работу нескольких специалистов из следующих областей медицины:

  • неврология;
  • генетика;
  • физиотерапия;
  • трудотерапия;
  • психология;
  • психиатрия;
  • специальная педагогика;
  • логопедия и т.д.

Эксперты определяют объем функциональных ограничений, рекомендуют соответствующие способы работы с детьми и взрослыми с умственными расстройствами, консультируют по поводу соответствующего выбора компенсаторных средств или игрушек.

Поддержка развития навыков особо важна для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. В раннем возрасте методы стимуляции включают:

  • физиотерапевтические методы (напр., метод Войта, концепция Бобата и т.д.);
  • эрготерапию (сенсорная стимуляция и др.);
  • специальные педагогические методы;
  • специальные подходы и программы для тренировки самообслуживания;
  • некоторые другие используемые методы (трудотерапия, музыкальная терапия и т.д.).

Возможна ли профилактика?

За последние тридцать лет исследования смогли уменьшить количество случаев умственной отсталости. В частности, это было достигнуто путем неонатального мониторинга фенилкетонурии (и последующей корректировки питания) и врожденного гипотиреоза (замена гормона щитовидной железы), использования анти-Rh глобулина при желтухе новорожденных.

Несмотря на расходящиеся мнения о вакцинации, доказано ее положительное влияние на снижение частоты нарушений интеллекта в случае вакцинации против кори и краснухи.

Постепенное удаление свинца из окружающей среды снижает повреждение головного мозга у детей. Профилактические меры, такие как использование детских автомобильных кресел и велосипедных шлемов, ограничивают частоту травм головы.

Большое значение имеют программы раннего вмешательства для уязвимых младенцев и детей, ограничивающие ожидаемое снижение интеллектуальных способностей.

Ранняя комплексная дородовая помощь и профилактические меры до наступления беременности повышают способность женщин предотвращать умственную отсталость у будущих детей. Детский СПИД снижается благодаря высокоактивной антиретровирусной терапии женщин во время беременности, а дополнительный прием фолиевой кислотой уменьшает риск заболеваний нервной трубки.

Ученые продолжают изучать новые способы предотвращения нарушений интеллекта, включая исследования по развитию и функционированию нервной системы, широкое разнообразие методов лечения врожденных расстройств и генную терапию, направленную на коррекцию аномалий, вызванных генными расстройствами.

особенности развития наглядно – образного мышления детей 11-13 лет

с интеллектуальной недостаточностью

Введение

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения .

Для умственно отсталых детей характерны: замедленный темп психофизического развития, неравномерность физического и психического развития (физическое развитие опережает психическое), дисгармоничность в развитии психики (менее развиты высшие психические функции: духовные потребности, высшие чувства, обобщения и отвлечения).

Развитие умственно отсталых детей протекает на более низком уровне, чем развитие их нормальных сверстников; отличается узостью, бедностью содержания психической деятельности; более поздним становлением высших психических функций. Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий они не улавливают их переносного смысла. Затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений. У умственно отсталых лиц слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

Наиболее существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.

Характерна, не сформированность мыслительных процессов, которая сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии детей с умеренной умственной отсталостью, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к познавательной деятельности.

Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью является одним из важнейших условий их психического развития в целом, обеспечения готовности детей к обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.

Актуальность данной работы заключается в недостаточной сформированности познавательных процессов, которая является одной из главных причин трудностей, возникающих у детей с интеллектуальной недостаточностью при обучении в школе, что может быть одной из причин школьной дезадаптации. Специальное обучение детей способам мышления помогает им овладеть информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т.е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Таким образом, проблема исследования мышления и его коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы.

Цель работы — изучение индивидуально психологических особенностей наглядно – образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

  1. На основе анализа литературы по проблеме исследования уточнить понятие мышления как психического процесса, его физиологическую основу, виды и основные характеристики, операции.

  2. Изучить онтогенез мыслительной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.

  3. Исследовать понятие, причины и классификации умственной отсталости детей.

  4. Проанализировать результаты исследовангия своеобразия наглядно – образного мышления детей с умственной отсталостью.

  5. Предложить упражнения, игры и приемы для развития наглядно — образного мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью .

Гипотеза исследования, мы предполагаем, что проведение своевременной диагностики особенностей наглядно – действенного и наглядно – образного мышления у детей с умственной отсталостью, и организация специальной коррекционно-развивающей работы позволит повысить качество обучения умственно отсталого ребенка.

Предмет исследования – особенности наглядно – образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования – наглядно – образное мышление.

Клинические разновидности интеллектуальной недостаточности

Олигофрения — форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.

Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:

— преобладание интеллектуального дефекта;

— отсутствие прогредиентности состояния.

Сходное определение даёт В.В. Ковалёв, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза (В. В. Ковалев) и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

Выраженная зависимость оценки уровня когнитивного развития и социальной компетенции от социо-культуральных воздействий делает невозможным установление детализированных клинических критериев степеней умственной отсталости в международном масштабе. Поэтому в МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных. Легкая степень расстройства (F70) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет. Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет), тяжелая степень (F72) – при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет), глубокая (F73) – при IQ ниже 20 баллов (ребенок до 3 лет).

Условные разграничения по степени тяжести расстройства в МКБ-10 опираются прежде всего на градации достигаемого больными уровня социального приспособления.

При легкой степени расстройства (дебильность), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, в дальнейшем они могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Низкая социальная компетенция резко ограничивает социальный ролевой репертуар.

При умеренной степени (имбецильность) речевые и навыки самообслуживания в развитии никогда не достигают среднего уровня. Заметное отставание социального интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. Школьное обучение даже в минимальном объеме маловероятно. Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или несложным трудом в специализированных условиях.

При тяжелой форме (тяжелая олигофрения), развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне.

При глубокой умственной отсталости (идиотия), минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянных уход за больными. Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне.

Чем более выражено расстройство, тем раньше оно обращает на себя внимание. Выявление резко усиливается с началом обучения в школе, достигая пика в 10-15 лет, после чего постепенно снижается до 1% популяции .

Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.

1.Неосложнённая олигофрения. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

  1. Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

  2. Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

  3. Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

  4. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;

  • различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

  • тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

  • заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

  • при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

  • травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;

Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить:

  • фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

  • нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина ;

  • Воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;

  • В последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем — постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

Таким образом, изучив причины возникновения олигофрении и ее классификацию, можно выделить следующее, что изучение специфики умственной отсталости велось активно как за рубежом, так и в нашей стране. Существую несколько классификаций олигофрении, но наиболее распространенной является различие по степени тяжести расстройства в МКБ – 10:

-легкая (дебильность),

-умеренная умственная отсталость (имбецильность),

— тяжелая олигофрения

— глубокая умственная отсталость (идиотия).

Также более распространенная в нашей стране это классификация, предложенная М.С.Певзнер:

— неосложнённая олигофрения

— олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями, — олигофрения с нарушением функций анализаторов

— олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением

— олигофрения с выраженной лобной недостаточностью

Причины, которые вызывают умственную отсталость детей, многочисленны, но можно также выделить наиболее распространенные и существенные:

— тяжелые инфекционные заболевания

— различные интоксикации

— тяжелые дистрофии женщины во время беременности

— заражение плода различными паразитами

— заболевании беременной женщины сифилисом

— травматические поражения плода

— длительная асфиксия во время родов

— фактор наследственности

— нарушения белкового обмена в организме

— воспалительные заболевания мозга и его оболочки

-радиацией местности

Следует отметить также, что степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести заболевания, от его преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия.

Список литературы: