Задержка развития

Задержка умственного развития — это не психическая болезнь. Правильным будет назвать это особым психическим состоянием, которое характеризуется невысоким уровнем развития центральной нервной системы.

Считается, что у детей с диагнозом «задержка умственного развития» нет шансов полностью догнать обычных детей. Малыши могут развиваться, но лишь до определенной границы биологических возможностей.Родным детей с подобным диагнозом крайне сложно принять тот факт, что у их чада диагностировали умственную отсталость.

Для них очень важно сделать все, что только возможно, ради того, чтобы ребенок стал таким же, как все. На самом деле это неправильный путь. Помочь малышу адаптироваться в социальной среде можно только принимая его таким, какой он есть. Лишь в этом случае есть вероятность, что его точно так же смогут принять в социуме.

Признаки умственной задержки

У детей задержка умственного развития может быть как врожденной, так и приобретенной в возрасте до трех лет. Главный признак, указывающий на заболевание — это нарушение работы интеллекта. Как правило, связаны эти нарушения с патологиями мозга и нервной системы.

Кроме нарушений в работе интеллекта, задержка умственного развития может привести детей к социальной дезадаптации. Такие дети страдают нарушением речевых и психомоторных функций, недоразвитием эмоционально-волевой сферы.

Олигофрения: что нужно знать?

Задержки умственного развития также принято называть одним простым словом — «олигофрения», что в переводе с древнегреческого означает «малоумие». Так болезнь называют в том случае, если выявлена причина ее появления. Если же причина неясна, то более уместным считается термин «умственная недостаточность».

Это понятие более широкое, так как в него умещается не только отставание развития, вызванное органическими нарушениями, но и педагогическая либо же социальная запущенность.В психиатрии человека с олигофренией характеризуют как личность, неспособную научиться самостоятельно жить в социальной среде.

Врожденная умственная отсталость, она же олигофрения, накладывает определенные ограничения на развитие малыша, который не может достичь того же уровня, что и здоровые дети. Когда же речь идет и приобретенном слабоумии — деменции, то подразумевают снижение уровня интеллекта по сравнению с показателями возрастных норм.

Степени тяжести умственной отсталости

Степень задержки умственного развития у детей может быть разной. Всего выделают несколько таких степеней умственного отставания:

  • легкую;
  • умеренную;
  • глубокую.

Каждая из степеней характеризуется определенным уровнем IQ. Если у детей с легкой степенью показатель IQ колеблется в пределах 50-69 пунктов, то у ребят с четвертой степенью IQ составляет не более 20 пунктов.

Самая легкая — это первая стадия. Дети с диагнозом «задержка умственного развития первой стадии» обладают основными навыками самообслуживания и домашней работы, могут обучаться в специализированных заведениях по специальной программе, способны будут со временем научиться простому ремеслу для заработка.

Средняя (умеренная) степень олигофрении характеризуется усложненным освоением детьми навыков самообслуживания, задержкой речевого развития. Такие дети часто не могут справиться с освоением даже самых простых движений, не всегда понимают обращенную к ним речь, требуют к себе повышенного внимания как в детском, так и во взрослом возрасте.

Последняя стадия — это глубокая задержка, или идиотизм. Дети с диагнозом «задержка умственного развития глубокой стадии» остаются на уровне ребенка трех лет. Они не понимают правил, не соблюдают инструкции, неспособны слушать и запоминать, имеют проблемы с двигательной активностью, страдают недержанием кала и мочи. Не исключены неврологические нарушения. Как правило, вызывают такую тяжелую степень заболевания органического и генетического характера, не так часто — травмы головного мозга.

Считается, что окончательно вылечить умственную отсталость у детей невозможно. Да, в отдельных случаях применяются стимулирующие лекарства, но эффект будет ровно таким, насколько это возможно в границах биологических возможностей ребенка.

Именно поэтому то, насколько удачным будет внедрение ребенка в социум, во многом зависит от выбранной для его случая системы лечения, обучения, воспитания.Причины задержки умственного развития

У детей задержка умственного развития может быть вызвана целым рядом причин – как генетического характера, так и связанных с особенностями окружающей социальной среды. В зоне риска дети родителей, родственники которых имели подобный диагноз. Именно на генетическом уровне проблема передается в 50 процентах случаев. Также очень часто выявить причину умственной задержки у ребенка не представляется возможным.

Ниже перечислены основные причины отсталости детей в интеллектуальном развитии:

  • заболевания генетического характера;
  • внутриутробные поражения;
  • интоксикация;
  • отравление плода алкоголем;
  • воздействие медикаментозных средств;
  • радиация и химиотерапия;
  • гипоксия;
  • недоношенность последней степени;
  • родовые травмы;
  • инфекции, поражающие центральную нервную систему;
  • социальная запущенность на фоне плохого питания и педагогического невнимания.

Диагноз — не приговор!

Как уже упоминалось выше, у детей задержки умственного развития не лечатся. Тем не менее речь идет не обо всех детях с таким диагнозом. Не поддаются лечению только те ребята, причиной отсталости которых является тяжелая генетическая наследственность или социальные причины. А таких на самом деле всего около 30%. Все остальные, а это подавляющее большинство, получили такой диагноз в результате соматических причин, поэтому их можно и нужно лечить.

К сожалению, чаще всего медики ставят диагноз «задержка умственного развития» и вместе с ним крест на маленьком пациенте, считая, что лучшим решением проблемы для него станет обучение в спецшколе для недоразвитых детей. Такой подход в корне неверен и уже успел искалечить жизни многих семей.

На самом деле у большей части детишек, страдающих умственным недоразвитием, эта проблема носит временный характер. Достаточно будет выявить причину задержки, чтобы понять, насколько эффективным сможет стать лечение и введение коррекционной программы. Если причина в наследственности, когда малыш не может развиваться выше отмеренной метки, это одно. В таком случае он действительно потребует специального ухода и обучения.

Но если задержка умственного развития — это последствия хронической инфекции, аллергии, порока сердца и так далее, то дело поправимо. Ослабленный болезнями организм ребенка действительно снижает активность процесса его развития. Результат — задержка умственного развития, диагноз, лишающий права на нормальную жизнь. Если же обеспечить таким детям правильный подход, укрепляя первым делом иммунитет, создавая комфортные условия в семье, в школе, в детском саду, то можно будет добиться позитивной динамики.

Задержка умственного развития также может стать последствием неблагоприятных социальных условий, в результате чего травмируется психика детей. Например, они могут быть лишены контроля и внимания со стороны взрослых.

Примерно такого же эффекта, часто сами того не понимая, добиваются родители, метод воспитания у которых — это чрезмерная забота и опека малыша. Инфантильные дети растут неприспособленными к жизни, эгоистичными и зависимыми от других. В таких случаях изменить ситуацию можно будет, только поменяв условия воспитания.

Меньше шансов повлиять на процесс умственного развития будет в случаях с детьми, которые перенесли болезни головного мозга, родовые травмы либо были отравлены в утробе матери токсинами, пострадали в результате инфекций или удушья.

Своевременная диагностика — залог успеха

Независимо от типа задержки умственного развития у детей, крайне важно своевременно провести диагностику для выявления его основной причины. Лечение обязательно должно проводиться в комплексе, с привлечением родителей, педагогов, применением лекарственных препаратов и современных методик.

Не рекомендуется по отношению применять к детям не до конца проверенные методики, например фетальную терапию, мануальную терапию, а также электропроцедуры.

Что касается задачи родителей, то главная их миссия — наблюдать за развитием малышей и в случае подозрений на задержку развития не откладывая обратиться к опытному врачу. И, конечно же, в случае подтверждения диагноза не терять надежду и делать все, чтобы помочь детям справиться с проблемой, насколько это будет возможно.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи — нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты выделяют следующие.

Неблагоприятное течение беременности:

  • болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
  • Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.
  • Социальные факторы:

  • педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
  • Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

    Первый тип — ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм — это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь — учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

    Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

    Ко второй группе — соматогенного происхождения — относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания — все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

    Сюда же относят детей из семей с гиперопекой — чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит — и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

    Следующая группа — это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

    Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

    Четвертый и последний тип ЗПР — церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

    Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно — недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

    Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

  • поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  • патологическое течение предыдущих родов;
  • хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
  • такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  • наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  • патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.
  • Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

    О профилактике

    Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Психолого-педагогическую диагностику вы можете пройти в нашем Центре, и на её основе получить рекомендации по коррекции проблем именно вашего ребёнка.

    Основными этапами реабилитации при ЗПР являются:

  • Лечебные мероприятия:
  • медикаментозное лечение,
  • гомеопатия,
  • фитотерапия,
  • физиотерапия,
  • массаж,
  • лечебнаяфизкультура.
  • 2. Корреционно-развивающее обучение (занятия с логопедом, психологом, учителем-дефектологом).

    Но первое место нужно отвести именно профилактике ЗПР. Рекомендации по этому поводу, ничуть не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям: это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, перечисленных выше, и конечно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

    В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Сегодня, как правило, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому специалисту. Многие получают направление прямо из роддома. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш прекрасно себя чувствует, и нет ни малейшего повода для беспокойства — не поленитесь и посетите врача.

    Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя. Приёмам массажа вас обучат наши специалисты – учитель-реабилитолог и массажист.

    Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. В особенности, конечно, это касается младенцев, которым пока недоступны иные средства общения и выражения эмоций. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. И, конечно, очень важно все свое внимание уделять малышу. Некоторые полагают, что, потакая капризам младенца, вы тем самым балуете его. Это, конечно же, не так. Ведь маленький человечек настолько неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно требуется подтверждение того, что он не одинок, он кому-то нужен. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии.

    Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.

    Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.)

    Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

    Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

    ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

    ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

    При различных дисфункциях в первую очередь страдает развитие сложных межфункциональных связей, какими являются иерархические координации. Эти нарушения могут возникать как на смысловом, так и на технических уровнях. В последнем случае ведущий (смысловой) уровень вынужден «помогать» испытывающим трудности техническим уровням. В результате происходит перераспределение контроля в их пользу и, как следствие, страдает смысловая организация действия.

    Примеры можно найти не только в патологии, но и в норме при формировании нового действия. Так, ребенок, овладевая навыком письма, все внимание обращает на графическую сторону (написание букв), одновременно теряя смысловую сторону действия.

    Аналогичные трудности дети испытывают при овладении техникой чтения. В патологии развитие сложных межфункциональных связей страдает в первую очередь. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координации.

    Как уже отмечалось выше, в норме одним из механизмов возникновения новых координации является гетерохрония. В патологии же наблюдаются диспропорции, возникают различные типы асинхронии развития.

    Рассмотрим некоторые из этих вариантов .

    Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.

    Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной):

    • — первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом;
    • — во втором случае — о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.).

    Это явление наиболее характерно для олигофрении и задержки психического развития. Р.Е. Левиной описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов. В этом случае патологически фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период.

    Явления акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме, сочетающееся с грубым отставанием, ретардацией в сенсомоторной сфере. При этом варианте асинхронии развития могут длительно сосуществовать развитая (взрослая) речь и речь автономная: наглядные, комплексные обобщения и обобщения понятийные и т. д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

    Г.К. Ушаков выделяет сложную асинхронию, когда ретардация одних функций способствует акселерации других. Например, ребенок с дефектами опорно-двигательного аппарата, воспитывающийся в изоляции от сверстников, будет отставать от них в личностном развитии, но — вследствие вынужденной изоляции — может значительно опережать их в интеллектуальном развитии.

    Явления регрессии (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).

    Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

    В основе регресса — преходящая физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Под влиянием неблагоприятных биологических и социальных условий среды может происходить задержка дальнейшего созревания «уже незрелых» структур и функций мозга. Это проявляется у ребенка в более ранних, примитивных формах нервно-психического реагирования. Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни.

    Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме.

    Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

    По современным представлениям физиологии и психологии новые качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним относят и явление временной независимости — явления изоляции.

    Изоляция функции не сопровождается другими функциями. Функции стереотипизируются и зацикливаются в своем развитии — временная независимость превращается в изоляцию.

    Выготский писал, что в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно. Позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В то же время функции, на раннем этапе развивающиеся независимо друг от друга, могут вступать в различные факультативные взаимосвязи с другими функциями (например, речь + восприятие + аффект).

    Известно, что мышление ребенка второго года жизни находится еще на уровне сенсомоторного развития, т.е. на достаточно ранней стадии. Если бы развитие речи в этот период зависело от состояния мышления, то она (речь) фиксировалась бы на более раннем уровне. Между тем мы наблюдаем в 2-3 года быстрое развитие экспрессивной речи при отставании смысловой. Наполнение новыми смыслами это следующий этап в развитии мышления и речи.

    В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). В то же самое время та же функция временно вступает в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.

    В норме состояние независимости имеет временный характер. В патологии же эта независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимы координирующие воздействия со стороны нарушенной функции.

    Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять ритмическое раскачивание; стереотипные повторения одних и тех же элементарных движений. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько грубым нарушением мотивационной сферы.

    При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко наблюдается хорошая механическая память, однако, ее использование ограничено из-за низкого интеллекта. Внешняя богатая речь, со сложными «взрослыми» оборотами остается на уровне подражания.

    В дошкольном возрасте богатая речь таких детей может маскировать интеллектуальную несостоятельность.

    Таким образом, при асинхрониях развития наблюдаются различные варианты нарушений развития.

    1. Понятие «задержка психического развития» и ее классификация.

    Особенностью задержки психического развития (ЗПР) является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

    Кроме того, в отличие от олигофрении, у детей с задержкой психического развития отсутствует инертность психических процессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.

    Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

    Особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти.

    В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.

    Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлении об окружающем мире.

    Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей.

    Таким образом, одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.

    Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.

    Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность.

    Характерным признаком детей с задержкой психического развития является недостаточность у них тонкой моторики.

    При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.

    Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.

    Одной из часто встречающихся особенностей нарушений внимания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операции.

    Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.

    Для многих детей с задержкой психического развития характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

    Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

    Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного и в начале школьного возраста. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.

    При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности.

    Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза.

    Проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в обшей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Количество учеников начальных классов, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляют от 5 до 13%.

    Детям, которым был поставлен диагноз ЗПР, была свойственна достаточная сообразительность в пределах имеющихся знаний и способность к принятию помощи, которые свидетельствовали против олигофрениче-скои структуры дефекта.

    Внимание клиницистов прежде всего было обращено на инфантильные черты психики многих из этих детей: их эмоциональную незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию.

    Результаты проведенных исследований явились стимулом для организации специальных классов и школ для детей с ЗПР.

    Опыт этих школ показал, что при специальных формах и методах обучения, некотором увеличении сроков прохождения программы, щадящем режиме, поддерживающей медикаментозной терапии общеукрепляющими, успокаивающими и стимулирующими препаратами примерно половина этих детей после обучения в начальных классах специальной школы может быть переведена в IV класс массовой школы. Остальная же часть учащихся должна продолжать обучение в специальных условиях данных школ.

    Основные клинические типы ЗПР дифференцированы по зтиопато-генетическому принципу:

    1. ЗПР конституционального происхождения.

    2. ЗПР соматогенного происхождения.

    3. ЗПР психогенного происхождения.

    4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

    1. ЗПР конституционального происхождения- гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов.

    Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

    Такая гармоничность психофизического облика, не редкость семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма (Г.Б. Сухарева, 1965). Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными либо первых лет жизни. В этих случаях речь идет об экзогенной фенокопии конституционального инфантилизма генетического происхождения. В этом отношении представляют интерес данные Г.П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов и предположение о патогенетической роли гипотрофических явлений, связанных с фактором многоплодия.

    2. ЗПР соматогенного происхождения.Этот тип аномалий развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.

    В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место изадержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

    3. ЗПР психогенного происхождения.Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

    Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающее травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития, в таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

    ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, 1959; В.В. Ковалев, 1979 и др.), чаще всего обусловленном явлениями гипоопеки — условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируются развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально — волевой сферы в аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

    Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой — неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

    Вариант патологического развития личности но невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной, нерешительности, малой активности и инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.

    4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Задержка психического развития церебрально — органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус — фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постна-тальных нейроинфекций, токсико — дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

    Анамнестические данные часто указывают и на замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функции, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

    В соматическом состоянии, наряду с частыми признаками задержки психического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.

    В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегетативно-сосудистой дистонии.

    В отношении патогенеза ЗПР церебрально-органического генеза имеется определенная аналогия с принятыми за рубежом терминами: «минимальное повреждение мозга», «минимальная мозговая дисфункция». Акцент на понятии «дисфункция», констатирует в основном лишь количественный фактор, что позволяет включить в данную группу и самые легкие, функциональные расстройства ЦНС.

    Церебрально — органическая недостаточность прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР — как на особенности эмоционально — волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.

    Эмоционально — волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязании. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в занятиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в ситуациях, требующих целенаправленной интеллектуальной деятельности (например, приготовление уроков).

    В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый — с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто — боязливостью.

    Для ЗПР церебрально — органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.

    Психолого — педагогические исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико — пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно — моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в «правом — левом», явления зеркальности в письме, затруднения в различении сходных графем.

    У детей с ЗПР церебрально-органического генеза, как правило, наблюдается ряд энцефалопатических расстройств.

    1. Церебрастенические явления встречаются наиболее часто и проявляются в ряде феноменов, отражающих нейродинамические расстройства, в первую очередь повышенную истощаемость ЦНС.

    2. Неврозоподобные явления, патогенетически связанные с церебрастеническои почвой: тревожность, боязливость, склонность к страхам темноты, одиночества, ипохондрическим (за здоровье свое и близких); тикозные гиперкинезы — навязчивые движения, большей частью в мышцах нижней половины лица, шеи, плеч, связанные с мышечной дистонией; неврозоподобное заикание.

    3. Синдром психомоторной возбудимости, чаще наблюдаемый у мальчиков: аффективная и общая расторможенность, отвлекаемость, суетливость.

    4. Аффективные нарупиения проявляются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра: дисфорическое состояние — понижение настроения со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессивным разрядам; эйфорическом состоянии — повышенном настроении с элементами дурашливости, назойливости, бесцельной суетливости.

    5. Псгаопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса с интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда — расторможенности влечений (склонности к побегам, к воровству, лживости, онанизму и т.д.).

    6. Эпилептиформные нарушения — различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.

    7. Апатико-адинамические расстройства — снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженные эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.

    2. Общая психолого — педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

    В зависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов, задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально — волевой сфере и познавательной деятельности. В результате изучения психических процессов и возможности обучения детей с ЗПР был выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально — волевой сфере, поведении и личности в целом. Были выявлены следующие общие для

    ЗПР различной этиологии черты:

    — низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

    — незрелость эмоций и воли;

    — ограниченный запас общих сведений и представлений;

    — обедненный словарный запас;

    — несформированность навыков интеллектуальной деятельности;

    -неполная сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью.

    В мышлении обнаруживаются трудности словесно — логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно — действенных задач.

    У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.

    Кроме этого, отмечается низкий уровень самоконтроля, что особенно проявляется в учебной деятельности.

    К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность.

    Все вышесказанное отличает детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. В условиях массовой общеобразовательной школы дети с ЗГП, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих, что еще более травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликтам между школой и семьей ребенка.

    Только компетентная психолого-медико-педагогическая консультация, состоящая из высококвалифицированных специалистов разного профиля, может дифференцировать ЗПР от умственной отсталости. Приведем лишь основные (иногда не очень ярко, на первый взгляд, выраженные) признаки, отличающие ЗПР от умственной отсталости.

    В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание или выбрать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации. При овладении чтением, письмом, счетом они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые дети, но, тем не менее, У них имеются качественные отличия. Так, при слабой технике чтения дети с ЗПР всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повтор-ному чтению (без указания учителя). Умственно отсталые дети не могут понять прочитанное, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным.

    В письме обращает на себя внимание неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т.п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Вызывает затруднение фонетический и фонетико — фонематический анализ. У умственно отсталых детей эти недостатки выражены грубее.

    При изучении математики имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, решение задач с косвенными формулировками условия и т.д. Но помощь со стороны учителя здесь более эффективна, чем при обучении умственно отсталых детей. Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике ЗПР от умственной отсталости проводить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

    Поскольку работникам дошкольных учреждений и учителям начальных классов достаточно часто приходится сталкиваться с этой категорией детей, остановимся несколько подробнее на характеристике особенностей овладения детьми с ЗПР основными общеобразовательными дисциплинами и особенностями их изучения в специальных школах (классах) для этой категории детей.

    Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушении произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь детей в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.

    Недостатки произношения, а иногда и восприятия, у некоторых детей связаны с какой — либо одной парой звуков, при хорошем произнесении и различении всех остальных. Для коррекции дефектов в специальных школах для детей с ЗПР предусмотрены логопедические занятия.

    Основные задачи подготовительного периода состоят в том, чтобы привлечь внимание детей к слову, сделать речь в целом предметом их сознания. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи.

    Поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические особенности психолого — педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в произвольной деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

    Все это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально — волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту.

    Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем, это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Это обстоятельство в ряде случаев заставляет педагогов начальных классов ставить вопрос об умственной отсталости ребенка.

    Однако проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР исследования (В.И. Лубовскии, 1981) показали, что при самостоятельном анализе и описании объекта, имеющего по меньшей мере 20 признаков, дети с ЗПР в среднем выделяют 6-7, в то время как их нормально развивающиеся сверстники выделяют не менее 12. Но эти же дети (с ЗПР) при оказании необходимой помощи (при объяснении принципа выполнения задания, выполнении аналогичного задания под руководство учителя) при повторном выполнении выделяют уже 10 -11 признаков. Умственно отсталые дети до и после оказания им помощи выполняют 4-5 и 5-6 признаков соответственно. То обстоятельство, что дети с ЗПР после помощи оказываются в состоянии выполнить предложенное задание на близком к норме уровню позволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей.

    Своеобразна и речь рассматриваемой категории детей. Многим из них присущи дефекты произношения, что, естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением, письмом. Они имеют бедный (особенно активный) словарный запас. Имеющиеся у детей в словаре понятия зачастую неполноценны — сужены, неточны, а иногда и просто ошибочны. Дети с ЗПР плохо овладевают эмпирическими грамматическими обощениями, поэтому в их речи встречается много неправильных грамматических конструкций. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется. Дети с ЗПР испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико — грамматических конструкций и некоторых частей речи.

    Речь детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста качественно отличаются от речи их нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. У них позже чем в норме, возникает период детского «словотворчества», затягивается период использования в речи «неологизмов». У умственно отсталых детей этот период отсутствует вообще.

    Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу, в начальном периоде обучения они продолжают вести себя так, как дошкольники. Ведущим видом деятельности продолжает оставаться игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе, к учебе. Учебная мотивация отсутствует или выражена крайне слабо. Ряд исследователей считают, что состояние их эмоционально — волевой сферы и поведения соответствует как — бы предшествующей возрастной стадии развития.

    Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в его неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, а с другой — к попыткам личной компенсации в какой — либо другой сфере, иногда — в различных формах нарушения поведения.

    Очевидно, что по особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы дети с ЗПР значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. По-этому, как и в случае с умственно отсталыми детьми, для специального обучения и воспитания этой категории детей специфична коррекционная направленность.

    Учебно — коррекционная работа с детьми этой категории весьма обширна и разнообразна. Наиболее общие принципы и правила этой работы сводятся к следующему:

    — необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятии;

    — необходимо предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности и т.п.;

    — в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;

    — в системе коррекционных мероприятий необходимо предусматривать проведение подготовительных (к усвоению того или иного раздела программы) занятий (пропедевтический период) и обеспечивать обогащение детей знаниями об окружающем мире; на уроках и во внеурочное время необходимо уделять внимание коррекции всех видов деятельности детей; во время работы с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.