Моторная дисфазия

Дисфазия

Дисфазия – это стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых зон головного мозга, отвечающих за речевое развитие. В отличие от афазии, при которой происходит утрата уже сформировавшейся речи (вследствие травм, сосудистых заболеваний мозга, опухолей, операций на мозге и т.п.), дисфазия начинает развиваться в пренатальном периоде или на раннем доречевом этапе развития ребёнка. Степень тяжести заболевания зависит от того, в какое именно время произошло поражение головного мозга, наиболее опасный период – 3-4 месяц беременности. В российской классификации болезней это заболевание называется алалия (не путать с дислалией – искажением речи, звукопроизношения, которое до 5 лет не считается грубым нарушением речевого развития), также в разных источниках можно встретить названия: «дисфазия развития» или «ранняя детская афазия».

Причины дисфазии

Дисфазия может быть вызвана одной или несколькими причинами:

  • интоксикация плода во время беременности вследствие употребления матерью алкоголя, никотина, наркотиков или больших доз лекарственных средств, также вследствие отравления химическими веществами, бытовыми токсинами;
  • перенесённые во время беременности заболевания, инфекции (сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и т.п.);
  • неполноценное и скудное питание беременной (например, острая нехватка белка);
  • дефицит йода у мамы во время беременности;
  • резус-конфликт, иммунологическая несовместимость крови у матери и ребёнка;
  • родовая травма головного мозга новорожденного;
  • черепно-мозговые травмы у ребенка в доречевом периоде;
  • асфиксия плода в пренатальный период или при рождении;
  • генетическая, наследственная предрасположенность;
  • нейроинфекции.

Симптомы дисфазии

Большинство симптомов дисфазии является неспецифическими и характерными для очень многих диагнозов, связанными с речевыми дисфункциями. Каждый конкретный случай необходимо оценивать в комплексе с уточнением структуры дефекта и по наличию сразу нескольких симптомов:

  • позднее появление лепета и отсутствие звукоподражания на первом-втором годах жизни («мяу», «бабах», «ам», «гав»);
  • скудный словарный запас после 2.5 лет;
  • отсутствие в речи обобщающих слов, синонимов, антонимов после 3-х лет;
  • излишняя молчаливость (кажется, что ребёнок всё понимает, а говорить просто не хочет);
  • проблемы с полным произнесением слов и предложений у детей старше 5 лет (ребёнок искажает слова, произносит только первый слог);
  • частичное или полное непонимание речи других людей у детей старше 2-х лет, отсутствие интереса, к ней (ребёнок может неправильно реагировать на какие-то просьбы, не отзываться на собственное имя, во время разговора он внимательно смотрит на рот собеседника, будто старается читать по губам)
  • ребёнок с дисфазией часто использует для общения мимику и жесты, заменяя ими слова;
  • для детей-дисфатиков характерны такие речевые расстройства, как эхолалия (постоянное повторение новых, только что услышанных слов, которое происходит автоматически и не поддаётся контролю) и логорея (патология речи, проявляющаяся в чрезмерном многословии, речевом возбуждении).

Виды дисфазии

Специалисты выделяют три вида дисфазии: моторная (экспрессивная), сенсорная (импрессивная) и смешанная (сенсомоторная).

Моторная дисфазия вызвана поражением центра Брока (речедвигательного анализатора) – области коры головного мозга, отвечающей за моторную организацию и воспроизведение речи. Ребёнок с моторной дисфазией чаще всего имеет ясное и чёткое мышление, но не может выразить свои мысли вербально, затрудняется в подборе нужного слова, иногда заменяя его противоположным по значению. Такие дети хорошо понимают обращённую речь, складывается впечатление, что им просто не хочется говорить. На самом деле из-за поражения участков мозга, которые передают смысловую информацию к органам речи, ребёнок не знает, как произнести слово технически, как выполнить те или иные речевые движения. Дети с моторной дисфазией имеют скудный словарный запас (иногда всего в 50-100 слов), они не могут построить полноценную фразу, выражают свои мысли короткими репликами, часто прибегают к помощи мимики и жестов. Из-за практически отсутствующей речи к 4 годам у детей с моторной дисфазией без соответствующей коррекции может появиться сопутствующее нарушение – интеллектуальный дефицит.

Сенсорная дисфазия возникает в результате поражения речеслухового анализатора (области Вернике, отвечающей за восприятие, усвоение и понимание речи) в головном мозге. При такой патологии физиологический слух сохранен, то есть ребёнок слышит, но не понимает обращённую речь, не распознает её как систему знаков, не воспринимает смысл сказанного (другое название – речевая слуховая агнозия). Так чувствуют себя люди, когда вокруг них все говорят на незнакомом чужом языке, в особо сложных случаях речь окружающих воспринимается такими детьми как белый шум. Дети с сенсорной дисфазией часто даже не отзываются на своё имя, плохо понимают, о чём их просят. Они могут понимать отдельные слова, но теряют их смысл, когда они используются в составе развернутой грамматической конструкции. Такие дети не могут установить связь между звучанием слова и его значением, во время разговора они пристально смотрят в лицо собеседника, стараясь читать по губам, или пытаются уловить смысл сказанного по интонации. В тихой спокойной обстановке до них можно донести информацию, используя короткие предложения (из 2-3 слов). Часто ребёнок с сенсорной дисфазией понимает кого-то одного (например, только маму или педагога). Для детей, страдающих этим нарушением, характерна повышенная речевая активность, нервозность, часто они бессвязно повторяют все слова, которые знают. Такие дети не критичны к собственной речи, совершают ошибки в ударениях, искажают или заменяют звуки. При сенсорной дисфазии особенно велик риск отставания в развитии. У детей страдающих этим заболеванием, интеллектуальный дефицит более выражен и встречается гораздо чаще, чем при моторной дисфазии.

Сенсорная дисфазия в чистом виде встречается редко. Чаще происходит комплексное нарушение речевого развития, которое называют сенсомоторной дисфазией.

Сенсомоторная дисфазия сочетает в себе моторные и сенсорные симптомы. Дети с такой патологией испытывают сложности и с восприятием, и с воспроизведением речи.

Диагностика дисфазии

Ребёнок с любой формой дисфазии нуждается в обследовании психолога, нейропсихолога, логопеда и невролога. Обращаться за помощью к специалистам нужно, если речь ребёнка развивается с выраженным отставанием от нормы. Однако не стоит бить тревогу раньше времени, развитие речи – процесс индивидуальный. Диагностику дисфазии рекомендуется проводить у детей не младше 2,5-3 лет. Неврологическое обследование позволяет определить степень поражения мозга. Для верной постановки диагноза специалистам необходимо исключить сходные по симптоматике патологии: задержку речевого развития, дизартрию, мутизм, тугоухость, аутизм, детскую депрессию, умственную отсталость. Логопед оценивает состояние речи, объём словарного запаса, состояние артикуляционного аппарата, уровень понимания обращённой речи. Нейропсихолог определяет дисфункциональные зоны головного мозга, участвует в постановке диагноза и выявлении сопутствующих нарушений, планировании коррекционной работы; при необходимости – в проведении занятий с ребёнком.

Коррекция дисфазии

Дисфазия – заболевание, которое само не пройдёт и с возрастом не сгладится. Не стоит ожидать, что со временем ребёнок «перерастёт» и сам сообразит, как говорить, или начнёт хорошо понимать окружающих. Напротив, если не предпринимать никаких действий, состояние ребёнка только усугубится, к нему добавятся новые диагнозы. У детей, страдающих моторной дисфазией, развиваются проблемы с равновесием, возникают двигательная расторможенность и неуклюжесть (диспраксия, дисфункция сенсорной интеграции – сопутствующие нарушения). Все дисфатики испытывают проблемы эмоционального характера, сложности адаптации в социуме, в школе страдает успеваемость, развиваются дислексия, дисграфия и дискалькулия. Часто такие дети понимают свою проблему, стесняются её, замыкаются в себе, становятся угрюмы, молчаливы или, наоборот, излишне взбудоражены, даже агрессивны.

Дисфазия требует коррекционной работы, приступать к которой нужно как можно раньше, тогда желаемый эффект будет достигнут быстрее. Самый благоприятный период – от 2,5 до 5 лет. Благодаря пластичности детского мозга здоровые клетки со временем начинают выполнять функции поражённых, в мозге образуются новые нейронные связи. При дисфазии, не осложнённой какими-либо сопутствующими нарушениями, достаточно интенсивных (2-3 раза в неделю) занятий с логопедом. Коррекционная работа проходит в несколько этапов (постепенный выход из дисфазии и устранение её последствий). Это процесс длительный и трудоёмкий. Продолжительность коррекции зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных особенностей ребёнка. Специалист вызывает речь, учит ребёнка понимать слова, расширяет его словарный запас, объясняет, как правильно строить грамматически верные предложения (сначала простые, потом всё сложнее). Также логопед проводит работу с родителями, объясняет им, как общаться с ребёнком дома, так как без их поддержки логопедическая работа будет малоэффективна. Родители должны мягко побуждать ребёнка к речи в быту, в игре. Необходимо употреблять в общении простые слова, комментировать каждое действие (например: «мы идём гулять, мы моем руки» и т.п.), говорить нужно чётко, как можно чаще обращаться к ребёнку, вместе рассматривать и называть разные предметы (игрушки, мебель и проч.). Ни в коем случае нельзя давить на ребёнка, требовать от него («ну-ка, повтори!»), стыдить и ругать его за то, что он не справляется с тем или иным словом.

Нередко дисфазия осложнена сопутствующими интеллектуальными, когнитивными или психическими нарушениями. Тогда, в зависимости от их характера, к коррекционной работе, помимо логопеда, присоединяются такие специалисты, как психолог/нейропсихолог, невролог и дефектолог. Они вместе планируют и выстраивают комплексную коррекцию.

Также при дисфазии (особенно сенсорной) показаны сеансы Томатис-терапии и занятия с аппаратом Forbain (между сессиями Томатиса, для усиления эффекта).

В целом дисфазия хорошо поддаётся коррекции, важно не упустить момент и вовремя обратиться к специалисту.

Подозреваете у своего ребенка данный диагноз? Или нужна помощь в коррекции дисфазии? Обращайтесь к нашим специалистам по тел.: (812) 642-47-02.

Моторная дисфазия развития у детей: что это такое? Лечение, прогноз на будущее

Первое впечатление о ребенке с дисфазией: грустный, замкнутый, даже депрессивный. Стоит попробовать пообщаться и станет понятна главная причина: когда он говорит, вы плохо понимаете его или он не понимает вас. Наблюдая за ребенком, многие приписывают ему аутизм или врожденное слабоумие, ведь он говорит на непонятном языке или вообще молчит. Тем не менее, дисфазия не имеет ничего общего с этими заболеваниями, поскольку изначально затрагивает только речь, а сопутствующие патологии развиваются, как последствия.
В этой статье:

  1. Что такое дисфазия развития?
  2. Симптомы
  • Другие специфические признаки, не связанные с речью
  • Причины
  • Лечение
    • Как обеспечить эффективную коррекцию дисфазии?
  • Ожидаемый прогноз на будущее
  • Что такое дисфазия развития?

    Кажется, ваш ребенок лучше понимает жесты окружающих, чем слова, но он не глухой.
    Возможно:

    1. Он умный, но любит манипулировать.
    2. Он внимательный, но недостаточно хорошо адаптируется к изменениям.
    3. Он чувствует обстановку, но иногда реагирует негативно.
    4. Он понимает вашу интонацию, но быстро теряет концентрацию и отвлекается.

    Несмотря на некоторые странности, ребенок с дисфазией хочет общаться. Он уведомляет вас о своих мыслях и чувствах, используя доступные средства выразительности:

    • выражение лица, «говорящие глаза»;
    • жесты и мимика вместо речи;
    • действия и телодвижения, которые обычно сопровождают речь, при ее отсутствии.

    Дисфазия — это задержка развития речи, речевая недостаточность, которая всегда сопровождается трудностями в обучении.
    Дисфазия развития речи характеризуется выраженными проблемами вплоть до отсутствия слов, которые ребенок может членораздельно произносить в 2-3 года, несмотря на другие удовлетворительные показатели:

    • нормальный слух;
    • нормальный айкью;
    • развитый эмоциональный интеллект;
    • отсутствие серьезных повреждений мозга.

    Речь медленно развивается, даже когда у ребенка достаточно общения и используются игры, программы для улучшения речевых навыков.
    Дисфазия — это тип нарушения развития, который влияет на то, как ребенок понимает речь других людей и/или учится самостоятельно выражать свои мысли.

    Виды дисфазии:

    1. Моторная дисфазия — это нарушение, при котором дети не могут выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети долго не могут научиться говорить, а издают только отдельные звуки. Тем не менее, они могут общаться, используя любые средства выразительности: интонацию, жесты. Большинство детей с моторной дисфазией могут говорить или развивают речь до 6-7 лет, но у них часто возникают проблемы с подбором правильного слова и объемом словарного запаса (иногда они знают всего 50-100 слов). Вместо верного слова ребенок может назвать противоположное по значению или подобрать фразу, бессмысленную в контексте. Вместе с трудностями в устной речи наблюдаются проблемы с чтением и письмом. Мысли при моторной дисфазии ясные и четкие, но попытки ребенка вербально взаимодействовать с внешним миром часто безуспешны, он остается непонятым или вообще неспособен к самовыражению вербальным способом.
    2. Сенсорная дисфазия — трудности с пониманием речи или восприятием смысла слов. Этот вид дисфазии можно сравнить с ощущением, как если бы все люди говорили с вами на иностранном языке. В месте, где тихо и ребенок чувствует себя спокойно, удается донести до него некоторую информацию, но говорить обычно приходится короткими фразами из 2-3 слов. К трудностям в понимании речи добавляется забывчивость и неспособность разборчиво прочитать текст, даже если ребенок написал его самостоятельно.
    3. Сенсомоторная дисфазия — грубое нарушение развития речи, которое включает моторные и сенсорные симптомы. Дети с этим диагнозом испытывают сложности, когда пытаются понять речь и общаться. Патология влияет на освоение вербальных и невербальных способов коммуникации.

    Дисфазия — современное название алалии, употребляемое в международных классификациях. Если детский невролог поставил диагноз дисфазия или дисфазия развития — это термин, означающий задержку речевого развития. Аналогичен алалии. Моторная дисфазия — это моторная алалия. Сенсорная дисфазия — сенсорная алалия, соответственно. Сенсомоторная, артикуляционная и другие разновидности диагноза также взаимозаменяемы.
    Дисфазия развития — это хроническое заболевание, которое всегда влияет на эмоциональную сферу психики, отношения в семье, социальную жизнь и процесс обучения. Редко встречается изолированная: моторная или сенсорная форма заболевания, хотя неврологи часто ставят такие диагнозы. Обычно это происходит из-за того, что проблемы определенного типа выступают на первый план и на них обращают повышенное внимание. Если у вашего ребенка диагноз сенсомоторная алалия или вы подозреваете сочетание проблем с формированием слов и пониманием обращенной речи, предлагаю прочитать статью о сенсомоторной алалии. Там же вы найдете несколько рекомендаций и комплекс упражнений для занятий с ребенком.

    Симптомы

    Спектр симптомов дисфазии обширен. У конкретного ребенка это заболевание может проявляться только некоторыми из них. Точный перечень отклонений зависит от возраста пациента, локализации и тяжести повреждения головного мозга, занятий, которые уже были проведены, правильности подбора программы развития и работы педагогов.
    Симптомы, связанные со способностью говорить (преобладают при моторной дисфазии):

    • должен очень постараться, чтобы подобрать слова;
    • говорит медленно или прикладывает большие усилия, чтобы придумать, что сказать, или выразить свои мысли;
    • использует только отдельные слова или короткие фразы;
    • пропускает короткие слова, такие как предлоги;
    • допускает грамматические ошибки в самых простых словах и предложениях;
    • изменяет порядок слов;
    • заменяет слова и звуки на неподходящие;
    • в речи присутствуют бессмысленные слова;
    • может говорить быстро, но смысл уловить невозможно (или очень трудно).

    Симптомы, связанные со способностью детей понимать речь других людей (характерны для сенсорной дисфазии):

    • пытается понять речь;
    • иногда кажется, что ребенок понимает то, что вы ему говорите или о чем просите, но не воспринимает;
    • долго обдумывает, прежде чем ответить или выполнить действие, о котором его попросили;
    • отвечает невпопад, даже если вопрос очень простой;
    • не улавливает смысл быстрой речи;
    • с трудом осваивает грамматику;
    • неверно воспринимает значения слов и фраз, например, буквально понимает фигуральные выражения;
    • не осознает и не замечает своих речевых ошибок.

    Степень заболевания варьируется от легкой до тяжелой.
    Диагноз моторной дисфазии ставится после обследований у нескольких специалистов: психолога, логопеда, детского невролога. В случае сенсорной или сенсомоторной дисфазии развития к команде врачей присоединяется оториноларинголог, чтобы проверить слух и исключить тугоухость или глухоту. Подтверждение диагноза — обязанность логопеда, поскольку дисфазия — это расстройство речи.

    Другие специфические признаки, не связанные с речью

    У детей с дисфазией часто обнаруживают сопутствующие нарушения развития.
    Не с первых месяцев жизни, но с 2-5 лет у большинства детей с дисфазией в дополнение к языковым нарушениям выявляются другие проблемы. Они имеют неврологическую природу и, как и задержка формирования речи, вызваны легкой дисфункцией мозга. Ребенок необязательно столкнется со всеми перечисленными ниже симптомами, а их тяжесть зависит от степени дисфазии и обычно коррелирует с уровнем задержки речевого развития.
    У большинства детей с диагнозом дисфазия недостаточно развиты моторные (двигательные) навыки. Ребенку трудно выполнять повседневные задачи и играть со сверстниками. Дисфатик кажется неуклюжим, легко теряет равновесие, плохо бегает и прыгает. Он часто не может словить и удержать мяч (любого размера). Родители таких детей говорят, что учить их кататься на велосипеде очень сложно, долго и не всегда результативно.
    Уровень развития мелкой моторики не позволяет в 3-5 лет правильно держать фломастеры, карандаши, ножницы, посуду, застегивать одежду, самостоятельно завязывать шнурки, но со временем эти проблемы сглаживаются, если ребенок тренируется.
    Для детей с дисфазией характерны проблемы с моторным планированием, то есть с выполнением последовательности действий. Им трудно выполнять задачи и приобретать навыки, поэтому они склонны к дезорганизованной деятельности, даже если предварительно были даны четкие инструкции.
    Сенсорные нарушения — это неправильное восприятие стимулов, полученных через сенсорные системы: слух, зрение, восприятие движения, обоняние, осязание, вкус. Некоторые дети с дисфазией имеют пониженную чувствительность к сенсорным раздражителям. Другие, наоборот, проявляют гиперреакцию.
    Некоторые симптомы, которые могут присутствовать у ребенка при сенсорной дисфазии развития:

    • не может терпеть громкие звуки, реагирует на шум раздражительно, закрывает уши;
    • отказывается есть определенные продукты или исключает определенные блюда из-за их текстуры (обычно дисфатики не любят твердую пищу);
    • боится определенных ощущений, например, ходьба босиком по песку, траве или асфальту, использование предметов, которые пачкают руки;
    • часто испытывает головокружение (некоторые дети с сенсорной алалией специально вызывают это ощущение, вращаясь).

    Другие дети проявляют низкую чувствительность к неприятным ощущениям или вообще не чувствуют боли. Они не боятся упасть, удариться, не чувствуют опасности, поэтому нуждаются в дополнительном контроле.
    Большинство детей с сенсорной и сенсомоторной алалией не умеют дуть, пить из трубочки и чашки, целовать. Посторонним кажется, что ребенок плохо слышит (хотя проблема в восприятии, а не в слухе). Квалифицированный врач, ориентируясь на дополнительные симптомы, предположит диагноз дисфазии уже на первом приеме и легко отличит его от аутизма, синдрома Аспергера, слабоумия, элективного мутизма (когда ребенок не говорит только в определенных ситуациях) и других нарушений развития.
    На что еще следует обратить внимание родителям? Распространенные отклонения при дисфазии, которые необходимо наблюдать и лечить отдельно:

    • тревожно-фобические расстройства;
    • асоциальное поведение;
    • психоаффективные расстройства;
    • неспособность мыслить и рассуждать логически;
    • когнитивный дефицит;
    • проблемы с обучением;
    • социальная дезадаптация;
    • низкая самооценка.

    Изначально дисфазия затрагивает только функцию общения. Остальные проблемы добавляются постепенно. Последствий можно избежать, если начать эффективное лечение речевых отклонений в раннем возрасте. Нарушения в различной степени затрагивают умение читать и писать, способность обучиться этим навыкам, если дисфазия не была скорректирована в первые 3 года жизни ребенка.

    Причины

    Дисфазия имеет неврологическую этиологию. Многие пациенты имеют отличающуюся структуру мозга (заметно на КТ и МРТ), но не всегда изменения настолько выражены, чтобы их можно было распознать с помощью стандартных средств нейровизуализации.
    Дисфазия — это следствие дисфункции проводящих путей головного мозга, необходимых для развития устной речи, понимания речи, программирования речевого высказывания.
    Основные причины дисфазии:

    • генетические нарушения;
    • травмы во время беременности и родов;
    • инфекции.

    Дисфазия — результат органического повреждения головного мозга, не может возникнуть из-за эмоциональной травмы, «плохого воспитания» и т. д.
    Речевая недостаточность при дисфазии умеренной или сильной степени влияет на то, как ребенок развивается и обучается с первых лет жизни. Легкую дисфазию невозможно обнаружить в раннем возрасте, но признаки становятся очевидными ближе к школьному возрасту или даже в 1-2 классе.

    Лечение

    Ни в одном международном клиническом руководстве не содержится правил по медикаментозному или хирургическому лечению дисфазии, однако это не означает, что лечения нет.
    Единственным одобренным методом лечения моторной дисфазии является специальное образование и проработка речевых и смежных навыков, используя алгоритмы для компенсации уже сформировавшихся нарушений. В начальной и средней школе детям с диагнозом дисфазии развития часто требуется дополнительное образование (занятия с репетиторами), помощь психолога, психотерапевта и трудотерапевта.
    Для детей с дисфазией полезно раннее вмешательство. Диагностику необходимо провести сразу, как только у вас появилось подозрение на задержку речи. Развивающие занятия начинают сразу после постановки диагноза и подбора оптимальной программы/специалиста.
    Для развития навыков общения при моторной и сенсомоторной дисфазии родители могут использовать следующие методы:

    1. Привлеките внимание ребенка (позовите по имени, легкое прикосновение), но не будьте навязчивы.
    2. Используйте только те темы, предметы, которые вызывают интерес у ребенка. Не пытайтесь ему что-то навязать (это не принесет пользы для обучения).
    3. Адаптируйте вашу речь под уровень вашего ребенка. Не говорите о том, чего он не понимает или попытайтесь объяснить на доступном языке.
    4. Говорите медленно, короткими предложениями, четко формулируйте свою мысль в 2-3 словах, если возможно.
    5. Без сомнений повторите 2-3 раза, если ребенок что не понял, отвлекся.
    6. Используйте интонацию, жесты, чтобы донести мысль.
    7. Используйте только один язык общения. Не стоит начинать одновременно с русским учить, например, английский, если у ребенка нет особых успехов в освоении родного языка.
    8. Подружитесь с ребенком, если вы разобщены. Найдите общие развлечения. Используйте жесты, взгляды, любые формы общения. То же самое важно для преподавателей. Следите, чтобы ребенок не тяготился общением с логопедом, психологом, иначе шансы на успех занятий сильно снижаются.
    9. Побуждайте задействовать сильные стороны, чтобы компенсировать недостатки.
    10. Используйте визуальные сигналы (карточки, видео, игрушки) для разработки коммуникативных навыков.

    Водите ребенка в садик (на неполный день) или на групповые занятия с раннего возраста, если это не вызывает стресса. Общение со сверстниками — обязательная ступень, чтобы ребенок научился самостоятельно вырабатывать стратегии компенсации дефицита устной речи. Это правило особенно полезно при моторной дисфазии, поскольку сенсорная характеризуется еще большими затруднениями, отличающими ребенка от сверстников. Важно, чтобы ребенок мог общаться с другими детьми на одном уровне. Если в группе с участниками без патологий речи ему тяжело, нужно перевести в группу для особых детей или общаться в частном порядке, подружившись с родителями детей со схожими нарушениями развития.
    Без живого, захватывающего общения, игр для развития ребенок не сможет учиться и развивать речь.

    Как обеспечить эффективную коррекцию дисфазии?

    Правила, которых придерживаются педагоги при общении и обучении детей, страдающих дисфазией. Родителям, которые сами занимаются с детьми или хотят проконтролировать работу логопеда или коррекционного педагога, нужно эти правила взять на заметку.
    Рекомендации по развитию речи у ребенка с дисфазией:

    1. Убедиться, что ребенок знает и понимает все слова, произнесенные в классе. При необходимости дать родителям словарь для самостоятельного изучения с ребенком дома или в качестве руководства для репетитора.
    2. Выдать родителям план обучения для ознакомления и согласования с внеклассными занятиями.
    3. Подготовка иллюстраций или определений для незнакомых слов или устойчивых выражений.
    4. Улучшение понимания вербальной речи с помощью невербальных сигналов: знаков, мимики, жестов, иллюстраций, написания слов и одновременного их проговаривания.
    5. Использовать визуальные материалы, чтобы улучшить восприятие тем, идей, обсуждаемых с пациентами или учениками.
    6. Использование пиктограмм (упрощенного изображения объектов или ситуаций в схематичном виде) для упрощения запоминания и совершенствования навыков восприятия и обработки информации.
    7. Делать видео- или аудиозаписи уроков, чтобы заменить письменные заметки.
    8. Объяснять материал четко и кратко, используя примеры и инструкции.
    9. Выстраивание ассоциативных связей между информацией, озвученной вербальной речью, и событиями, объектами из реальной жизни или игры. Использование визуального материала.
    10. Обращаться к ребенку лично по имени, устанавливая зрительный контакт или касаясь, или давать указания всей группе.
    11. Адаптация учебного материала и формы его подачи под возможности понимания ребенка с дисфатическими нарушениями.
    12. После озвучивания нового факта, идеи необходимо предоставить пример: «Что делать дальше?», «Как это использовать?», «Зачем это мне?».
    13. Чаще проверять, понятен ли материал, предлагая детям повторить слова преподавателя.
    14. Избегать чрезмерного слухового, вербального или визуального воздействия, например, непрерывной музыки.
    15. Обеспечение небольших пауз между занятиями, требующими концентрации внимания, понимания и развития речи. В перерывах дети просто отдыхают, поддерживается тишина или требующая понимания речи деятельность чередуется с менее напряженной умственной или физической активностью.

    На индивидуальных занятиях важно синхронизировать программу обучения с личным опытом ребенка, распространенными ситуациями из жизни, использовать личные вещи или фотографии, затем переходя на новые объекты.

    Ожидаемый прогноз на будущее

    При дисфазии сохраняется интеллект, у некоторых детей он может быть очень высоким, но возникают когнитивные нарушения. У большинства маленьких пациентов проблемы с абстрактным мышлением и восприятием понятия абстракции. Им трудно обобщать полученные знания, поэтому домашняя работа занимает больше времени, чем у других детей.
    Дисфазия часто включает проблемы с концентрацией внимания. Особенно это заметно, когда от ребенка ждут конкретных успехов и сосредоточенности. Вместо того, чтобы заниматься изучением предмета или навыка, он начинает капризничать, отвлекается или избегает занятий (может даже спрятаться). Некоторые дети с моторной дисфазией развития могут нормально сосредотачиваться на задачах, но не могут сохранять концентрацию внимания долго.
    Находясь в группах с другими детьми в садике, школе, дети с дисфазией часто ведут себя беспокойно, импульсивно, чрезмерно активны. Иногда дисфазия развития сменяется или дополняется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. При наличии некоторых признаков этого расстройства, необходимо наблюдение за ребенком в течение длительного времени. Несмотря на частое возникновение схожих симптомов, диагноз не всегда подтверждается. Например, иногда ребенок много двигается и выглядит рассеянным, потому что из-за сенсорной дисфазии не может полностью понять, что ему говорят, о чем просят, какое его поведение будет оценено, как правильное.
    Другие поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются дети, если дисфазия не будет компенсирована к школьному возрасту:

    • самоизоляция (в том числе в семье);
    • социальное отчуждение;
    • враждебность к окружающим;
    • вспыльчивость;
    • тревога.

    Дисфатики негативно реагируют на любые новые события и изменения, касающиеся их жизни, потому что чувствуют себя очень неуверенно.
    Дети при легкой и умеренной степени дисфазии могут учиться в школе в обычном классе, но избежать проблем с успеваемостью они могут только с помощью занятий с логопедом и часто дополнительной учебной программы. Ребенку с дисфазией нужно больше времени для освоения общеобразовательных дисциплин, чем детям без нарушений речевого развития. Дисфазия средней и тяжелой степени — нарушение развития, при котором большинство пациентов нуждается в особом подходе к обучению. Лучший вариант для таких детей — коррекционная школа.
    Не всегда есть желание или возможность отдать ребенка в коррекционную школу. В будущем нужно быть готовыми к тому, что ребенку могут что-то недодать на уроках. В этом случае нельзя забрасывать ситуацию, следует объяснить ребенку самостоятельно или привлечь педагогов. Важно проконтролировать, что каждый учитель в школе знает и понимает суть проблемы вашего ребенка, учитывает это в своих требованиях, обращении и даже при выставлении оценок.
    Эффективность логопедической терапии, приспособленность больного к взрослой, самостоятельной жизни зависит от раннего начала лечения, контроля и коррекции образа жизни, поведения и взаимодействия ребенка с другими людьми в тех ситуациях, которые он не может самостоятельно отрегулировать.

    Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение

    Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366.
    Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
    Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в т. ч. речи, лучше всего поддаются коррекции.
    Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4–5-м годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленным поведением, способностью к программированной интеллектуальной деятельности.
    Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими .
    Формы нарушений развития речи. Специфические расстройства развития речи включают такие нарушения, при которых нормальное речевое развитие страдает на ранних этапах. По классификации МКБ-10 к ним относятся расстройства развития экспрессивной речи (F80.1) и рецептивной речи (F80.2). При этом нарушения проявляются без предшествовавшего периода нормального развития речи. Специфические расстройства развития речи – наиболее широко распространенные нарушения нервно-психического развития, частота их встречаемости в детской популяции составляет 5–10% .
    Алалия (по современным международным классификациям – «дисфазия» или «дисфазия развития») – системное недоразвитие речи, в его основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. При этом в первую очередь у детей страдает способность говорить, экспрессивная речь характеризуется значительными отклонениями, тогда как понимание речи может варьировать, но, по определению, развито значительно лучше . Наиболее часто встречающиеся варианты (экспрессивное и смешанное экспрессивно-рецептивное расстройства) проявляются значительным запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания. В связи с затруднениями организации речевых движений и их координации самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков и слов. Речь замедленна, бедна, словарный запас ограничен. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.
    В современной литературе применяются оба термина – «специфические расстройства развития речи» и «дисфазия развития», – при этом они относятся к одной и той же группе пациентов детского возраста. Но «дисфазия развития» считается более точной формулировкой диагноза, поскольку данный термин отражает как неврологический, так и эволюционно-возрастной аспект данного расстройства .
    Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3–4-х лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать чужую речь.
    Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения в центральной нервной системе (ЦНС) выделяется несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
    В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян предложил следующую их клиническую классификацию.
    I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС. В зависимости от уровня поражения они делятся на следующие формы:
    1. Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
    2. Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
    3. Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий.
    II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).
    III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
    IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
    В отечественной психолого-педагогической классификации алалия (дисфазия) наряду с другими клиническими формами отставания развития речи у детей рассматривается с позиций общего недоразвития речи (ОНР). Эта классификация построена на принципе «от частного к общему». ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования . Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
    Три уровня ОНР различаются следующим образом: 1-й – отсутствие общеупотребительной речи («безречевые дети»), 2-й – начатки общеупотребительной речи и 3-й – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Разработка представлений об ОНР ориентирована на создание методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.
    Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказываются связаны с дисфазией развития (алалией).
    Для нормального развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий, достиг определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
    Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
    Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития . Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша – отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше – избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.
    Причинами задержки развития речи у ребенка могут быть аутизм или общее отставание в психическом развитии, для которого характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. Для уточнения диагноза проводится углубленное обследование детским психоневрологом .
    С другой стороны, необходимо различать темповую задержку развития речи, обусловленную дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточного общения и воспитания). Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие, представляет образец речи. Известно, что в семьях со скудными речевыми побуждениями дети начинают говорить поздно и говорят мало. Отставание в речевом развитии может сопровождаться и общей недостаточной развитостью, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у этих детей соответствуют норме.
    Нейробиологические факторы в патогенезе расстройств развития речи. Перинатальная патология ЦНС играет значительную роль в формировании речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Учитывая это, целесообразно выделять группы риска по нарушениям психоречевого развития уже на 1-м году жизни . В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых в первые 3 мес. жизни в результате обследования выявлены структурные изменения со стороны ЦНС, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела), дети с нарушениями анализаторов (слухового и зрительного), недостаточностью функций черепных нервов (в частности V, VII, IX, X, XII), дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса .
    У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х нед. до 2–3-х мес., причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Негативную роль играет одно из основных последствий недоношенности – нарушение слуха . Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения .
    В последние годы также подтверждена роль генетических факторов в формировании нарушений развития речи .
    Развитие речевых навыков в норме. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи. Последовательность в развитии предречевых реакций показана в таблице 1.

    Итак, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.
    Важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

    Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:
    • Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9–18 мес.
    • Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5–2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
    • Появление фраз из 2-х слов – 1,5–2 года, из 3-х слов – 2–2,5 года, из 4-х и более слов – 3–4 года.
    • Объем активного словаря:
    – к 1,5 годам дети произносят 5–20 слов,
    – 2-м годам – до 150–300 слов,
    – 3-м годам – до 800–1000 слов,
    – 4-м годам – до 2000 слов.
    Ранние признаки неблагополучия в формировании речи. Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2–2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.
    На 3–4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать признаки неблагополучного формирования речи в сравнении с нормальными характеристиками ее развития, которые приводятся в таблице 2.
    Отсутствие помощи в раннем возрасте детям с недоразвитием речи приводит к формированию целого ряда последствий: нарушения общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе и контактах с другими людьми, незрелости в эмоциональной сфере и поведении, недостаточной познавательной активности. Это подтверждают данные проведенного нами исследования с целью оценки показателей возрастного развития детей с дисфазией .
    Обследованы 120 пациентов в возрасте от 3-х до 4,5 лет (89 мальчиков и 31 девочка) с дисфазией развития – расстройством развития экспрессивной речи (F80.1 по МКБ-10 ) и картиной ОНР 1–2-го уровня по психолого-педагогической классификации . Из изучаемой группы исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).
    Исследование показателей возрастного развития осуществлялось нами с помощью методики Developmental Profile 3 (DP-3) по пяти сферам: двигательные навыки, адаптивное поведение, социально-эмоциональная сфера, познавательная сфера, речь и коммуникативные способности.
    Применялась форма для структурированного опроса, проводимого специалистом с родителями. На основании полученных данных определялось, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждой из сфер и на какой возрастной интервал у него имеется отставание от нормальных показателей для его календарного возраста.
    При исследовании анамнеза многие родители указывали, что уже в раннем возрасте обращали внимание на отсутствие или ограничение лепета у детей. Родители отмечали молчаливость, подчеркивали, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развивались мимика и жестикуляция, которыми дети пользовались избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Родители при этом отмечали, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. Дети имели скудный активный словарь, пользовались лепетными словами, звукоподражанием и звуковыми комплексами. В речи отмечалось много оговорок, на которые дети обращали внимание и пытались исправлять ошибочно сказанное. На момент обследования объем активного словаря (запас произносимых слов) у детей с ОНР 1-го уровня не превышал 15–20 слов, а с ОНР 2-го уровня – 20–50 слов.
    В таблице 3 представлены результаты обследования, показывающие, на какой возрастной интервал имелось отставание от нормальных показателей в трех группах детей с дисфазией развития, разделенных по возрасту: (1) от 3 лет 0 мес. до 3 лет 5 мес.; (2) от 3 лет 6 мес. до 3 лет 11 мес.; (3) от 4 лет 0 мес. до 4 лет 5 мес.

    Закономерным представляется то, что наиболее значительным было отставание в формировании речи и коммуникативных способностей, но при этом степень данного отставания увеличивалась – от 17,3±0,4 мес. в 1-й группе до 21,2±0,8 во 2-й и 27,3±0,5 мес. в 3-й группе. Наряду с увеличением выраженности отличий от здоровых сверстников в речевом развитии, отставание во всех остальных сферах не только сохранялось, но и увеличивалось с каждым полугодовым возрастным периодом. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительном влиянии речи на другие сферы развития ребенка, а с другой – о тесной взаимосвязи и неразрывности различных аспектов индивидуального развития.
    Основными направлениями комплексной терапии при дисфазии развития у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, медикаментозное лечение. Поскольку дисфазия развития представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.
    Логопедическая помощь строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования речи у детей. Кроме того, она носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложно организованный процесс, который осуществляется длительно и систематически. При этих условиях коррекционная работа дает большинству детей с дисфазией развития средства, достаточные для речевого общения.
    Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Их назначение оправдано, исходя из основных эффектов этой группы лекарственных средств: ноотропного, стимулирующего, нейротрофического, нейрометаболического, нейропротективного. Одним их таких лекарственных средств является ацетиламиноянтарная кислота (Когитум).
    Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, нормализующее процессы нервной регуляции, обладающее иммуностимулирующей активностью. Когитум содержит ацетиламиноянтарную кислоту (в форме двукалиевой соли ацетиламиносукцината) – синтетический аналог аспарагиновой кислоты – заменимой аминокислоты, содержащейся преимущественно в тканях ЦНС.
    Для педиатров и детских неврологов имеют значение такие свойства аспарагиновой кислоты, как участие в синтезе ДНК и РНК, влияние на повышение физической активности и выносливости, нормализацию баланса между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, иммуномодулирующее действие (ускорение процессов антителообразования) . Аспарагиновая кислота участвует в ряде метаболических процессов, в частности регулирует углеводный обмен за счет стимуляции трансформации углеводов в глюкозу и последующего создания запасов гликогена; наряду с глицином и глутаминовой кислотой аспарагиновая кислота служит нейромедиатором в ЦНС, стабилизирует процессы нервной регуляции и обладает психостимулирующей активностью . В нейропедиатрической практике препарат применяется на протяжении многих лет по таким показаниям, как задержка психомоторного и речевого развития, последствия перинатальных поражений ЦНС, нейроинфекций и черепно-мозговых травм, церебрастенический и астено-невротический синдромы.
    Форма выпуска. Раствор для приема внутрь в ампулах по 10 мл. 1 мл препарата содержит 25 мг ацетил-аминоянтарной (аспарагиновой) кислоты, а 1 ампула (10 мл) – 250 мг. В состав препарата входят: фруктоза (левулоза) – 1,0 г, метиловый парагидроксибензоат (метил-n-гидроксибензоат) – 0,015 г, ароматические вещества (банановый аромат) – 0,007 г, дистиллированная вода – до 10 мл на 1 ампулу. Препарат не содержит кристаллического сахара или его синтетических заменителей, поэтому не противопоказан при сахарном диабете.
    Режимы дозирования. Препарат дается внутрь в неразведенном виде или с небольшим количеством жидкости. Для детей в возрасте 7–10 лет рекомендован прием внутрь 1 ампулы (250 мг) в утренние часы, детям старше 10 лет – 1–2 ампул (250–500 мг) утром. Для пациентов от 1 года до 7 лет доза определяется врачом индивидуально . По нашему опыту, детям до 7 лет предпочтительно назначать по 5 мл (1/2 ампулы) 1 или 2 раза в день. Продолжительность курса лечения обычно составляет 2–4 нед. При однократном приеме препарат назначается в утренние часы, при двукратном – второй прием не позднее 16–17 ч. Перед назначением Когитума необходимо получить письменное информированное согласие родителей/законных представителей на лечение ребенка ацетиламиноянтарной кислотой, с указанием, что они ознакомлены с показаниями, противопоказаниями и побочными эффектами и не возражают против назначения препарата ребенку.

    Побочные действия. Хотя реакции повышенной чувствительности (аллергические реакции) к отдельным компонентам препарата возможны, они отмечаются редко. О передозировках препарата в литературе не сообщается.
    При необходимости детям с задержками в развитии речи могут назначаться повторные курсы лечения препаратами ноотропного ряда. В ходе открытого контролированного исследования подтверждена клиническая эффективность при дисфазии развития у детей в возрасте от 3-х лет до 4-х лет 11 мес. двухмесячных терапевтических курсов гопантеновой кислоты, пиритинола и препарата, содержащего комплекс пептидов, полученных из головного мозга свиньи . Для объективной оценки эффективности проводимой терапии родителям рекомендуется вести наблюдения за ростом словарного запаса, улучшением произношения звуков и слов, появлением новых фраз в речи ребенка. Результаты этих наблюдений целесообразно фиксировать в форме специальных дневниковых записей, которые будут обсуждаться со специалистами во время повторных визитов к ним. Постоянный контакт со специалистами (врачом и логопедом), проведение консультаций в динамике – важное условие успешности осуществляемого лечения.

    Дисфазия. Симптомы, диагностика и лечение.

    Помогаем при дисфазии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения. Обучаем не только детей, но и их родителей: работа с ребенком не останавливается за пределами клиники, а родители получают навыки, которые пригодятся им в дальнейшем общении с ребенком.

    Дисфазия наступает вследствии поражения участков коры головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Эти сбои происходят в период вынашивания ребенка, либо в раннем возрасте, еще до того, как малыш учится говорить.

    Причиной внутриутробных нарушений может быть употребление матерью наркотиков, токсинов, алкоголя, курение, перенесенные ею инфекции, например, краснуха, токсоплазмоз, сифилис. Недостаток йода в организме беременной женщины, исключение из рациона питания некоторых видов продуктов без возмещения недостающих веществ, например, вегетарианство.

    Ребенок, получивший травму в процессе родов, также попадает в “группу риска” дисфазии. Сюда же относится асфиксия и аутизм. Более редкий случай, когда задержка в развитии речи связана с наличием аутизма или отставанием в развитии психики.

    Отсутствие детского лепета в первый год жизни — один из главных признаков развития дисфазии. Ребенок не только отказывается “разговаривать”, но и не хочет подражать взрослым, копировать язык и жесты. В более позднем возрасте дисфазия характеризуется непониманием ребенком речи окружающих, “белый шум” вместо слов мамы и папы. Ребенок отмалчивается, когда взрослые задают вопросы, часто, вместо попыток что-то сказать, использует жесты. Не всегда верно интерпретирует побуждающие слова родителей, например, не встает со стула, когда его просят, не идет навстречу, если его зовут. Не откликается на свое имя. По нескольку раз повторяет одни и те же слова, до конца не понимая их смысл. Что касается речи, то ребенок с дисфазией меняет в слове буквы и звуки, а слова — в предложении. Может несколько раз повторять один и тот же звук.

    Принято разделять сенсорную дисфазию и моторную. Моторная дисфазия имеет место быть, если ребенок неправильно произносит звуки, коверкает речь, неверно подбирает слова. Чем старше ребенок, тем более ярко проявляются эти дефекты. Словарный запас пополняется не так интенсивно, как у сверстников. Интеллектуальная “пропасть” между детьми становится все больше.

    Сенсорная афазия характеризуется непониманием ребенком того, что говорят. Малыш просто не воспринимает стороннюю речь. Часто чтобы “услышать” говорящего, он пристально смотрит ему в лицо, пытаясь “прочесть” смысл речи. Научившись таким образом “понимать” смысл сказанного матерью, ребенок может не реагировать на то же самое, но сказанное посторонним.

    Диагностика и лечение

    Диагностика дисфазии начинается с подробного опроса матери. Специалист всегда интересуется употребляла ли женщина во время беременности алкоголь, какие принимала лекарства, чем болела и как питалась; успешно ли прошли роды, не было ли осложнений и кислородного голодания у малыша. Дисфазия может развиваться на фоне недостаточной социализации малыша, нежелания родителей заниматься с ребенком, либо направить его к педагогу.

    Ребенка обязательно осматривает невролог, изучая рефлексы маленького пациента и работу его мышц. Нарушения в развитии мозга или явные признаки полученных травм помогают увидеть КТ и МРТ. Большую работу проделывает логопед, оценивая уровень развития речи, возможность или невозможность произнесения звуков и слов, анализ того, правильно ли ребенок расставляет буквы в словах, не путает ли окончания и т.д.

    Работа таких специалистов как нейропсихолог, логопед и невролог строится на основе того, что является “слабым звеном” в развитии ребенка: сложность в произношении или в понимании.

    Если запустить дисфазию, не привлечь воремя специалистов к решению данной проблемы, то последствия болезни могут остаться на всю жизнь. Это сохранение речевого дефекта, отставание в обучении, замкнутость, неуверенность в себе, сложность нахождения в социуме.

    Почему тысячи пациентов выбирают “Центр АКМЕ”

    За свою 10-летнюю работу Центр “Акме” помог более 1500 пациентов с проблемами нарушения функций головного мозга, отвечающих за развитие речи. Дети и взрослые ведут активную жизнь, вращаются в обществе, растут, развиваются и строят планы на будущее.

    “Центр Акме” выступает за безмедикаментозное лечение, позволяющее максимально снизить лекарственную нагрузку. Лекарственные формы могут применяться только в самых крайних случаях.

    Тщательная работа неврологов, логопедов и других смежных специалистов, длительный методически выверенный алгоритм логопедического курса, психологическая помощь пациенту и близким — вот основы нашего успеха. Мы всегда стараемся найти подход к пациенту, который позволит максимально эффективно решить проблему. Никакого насилия и принуждения, только партнерство и доброжелательность.

    Детям уютно в наших стенах, а взрослые чувствуют, что пришли “по адресу”, знают, что получат высококвалифицированную помощь и поддержку.

    Центр “Акме” всегда работает в связке с родителями маленького пациента: “домашняя работа” также важна как и занятия внутри кабинета. Небезразличие родителей к проблеме малыша всегда находит поддержку наших специалистов. Партнерская работа дает стабильный результат, а ребенок не чувствует себя брошенным родителями.

    Чтобы ваш малыш как можно раньше начал правильно говорить, грамотно строить речь, активно общаться в кругу сверстников – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

    Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!