Кто такой маугли?

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Основы социализации мы все, конечно, получаем в семье, позже на нас большое воздействие оказывает школа и наши друзья, то есть наше окружение или общество. Именно об этом говорит в своем высказывании русский литературный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Я считаю, что его слова никогда не утратят свою актуальность. Прочитав его высказывание, мы можем выделить проблему. Проблему воздействия общества на человека.

Все мы знаем знаменитую историю Редьярда Киплинга «Маугли» о мальчике, выросшем в джунглях и пережившем много приключений. В настоящее время существует такой термин «синдром Маугли» он означает психическое состояние детей, которых вырастили животные, чаще всего собаки. На данный момент человечеству известно множество историй детей «Маугли», но публично рассказывается далеко не про все. Я хочу привести в пример несколько таких самых известных историй.

Две эти истории прямое доказательство того, что человек становится человеком только в обществе себеподобных. Только в обществе человек сможет научиться ходить, говорить, писать и всему остальному.

Еще одной известной историей про детей выращенных волчицей является миф о Ромуле и Реме.

Младенцам было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить, так как царь Амулий считал их своими главными конкурентами на престол. Но палачи ошиблись – по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы. Плач голодных детей услышала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного больше инстинкта хищника. Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в свою пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел – ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере. В волчьем логове близнецы пробыли совсем недолго. Однажды детские голоса услышал проходивший мимо царский пастух – Фаустул. Приглядевшись, он заметил волчицу и двух детей. Вернувшись, он рассказал об увиденном своей жене, Акке Ларенции. У пастуха и его супруги было свой ребенок, но он умер совсем маленьким, а после долгое время у пары не было детей. Появление двух мальчиков супруги восприняли как дар небес. Возвратившись к пещере, они забрали близнецов и стали отныне воспитывать их как своих. Одного из мальчиков назвали Ромулом, другого – Ремом.

В данной работе я показала несколько примеров, когда дети были оторваны от общества. Это огромный стресс для человека и его психики. Они не могут вырасти полноценными людьми и только в минимальном количестве они могут адаптироваться в обществе.

Таким образом, хочу отметить, что и природа и общество, неотделимые и взаимодополняющие компоненты человеческой жизни. Природа дает начало существования индивида, но только общество формирует личность человека

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id65699

Обновлено: 2019-10-18 Опубликовал(а): zmvod01

В книге Киплинга соединены несколько рассказов, которые порою не связаны друг с другом. Литераторы не сразу определились с жанром произведения – сказка не похожа на классическую, перекликается с рассказом и мифом. Главные герои «Маугли” наделены человеческими чертами и именами, за которыми кроется определённый смысл. Сказка – кладезь мудрости, хорошего юмора, интересных и поучительных историй. В сказке «Маугли” герои – пример мудрости и величия самой природы. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к занятиям внеклассного чтения.

«Бедная Лиза» анализ произведения Карамзина – тема, жанр, план и идея рассказа

Сочинение про Маугли (по сказке Киплинга)

В молодости мы сталкивались с многими увлекательными сказочными произведениями, историями, стихотворениями. Но мне сильно понравился сборник произведений Дж. Редьярда Киплинга «Книга Джунглей». Когда я познакомился с «Маугли» — одним из творений данного сборника, — я захотел прочесть его весь.

«Маугли» — увлекательное и нравственное детское произведение, которое знакомит нас с одиноким ребенком, вскормленным волками. Девственная естественная среда обитания, прекрасные звери и превосходная гармоничная жизнь предстает перед читателями. Мальчик, которого зовут Маугли оказывается в диких зарослях, где его принимают в собственное окружение свора волков.

Меня сильно захватил образ жизни ребенка, попавшего в густые лесные заросли, который не просто сумел выжить, но и оказался вождем среди обитателей этих лесных массивов.

День ото дня он мужает, крепнет и становится мудрее. Его учат волк Акелла и пантера Багира, а большими приятелями оказываются медведь, которого зовут Балу и удав Каа. Они стремятся донести молодому герою все собственные познания относительно жизни в джунглях, которые он с наслаждением слушает. За доброту диких существ Маугли обеспечивает животных своей заботой, признает и ценит их повадки и порядки. Сильные любовные чувства охватывают юнца, поскольку он знает, что они все одной крови и оказываются родственниками друг для друга.

Но в этом сложном месте постоянно будут те, которые хотят устроить собственные законы и порядки, даже в лесных зарослях. При помощи хороших наставников, из человеческого детёныша вырос большой и крепкий человек, отважная личность, безжалостная к тем, кто хочет огорчить любого из его «семейства». Даже тигр Шерхан не сумел одолеть Маугли, и был побежден. После такого успеха волки зовут Маугли стать вожаком волков и царем джунглей. Но в дальнейшем, по правилам джунглей, он отправился к своим «человекам», он не стал на них обижаться.

Любовь и преданность, дружеские отношения и уважение законов, позволили ему понять весь смысл жизни в джунглях. Маугли подрос и оказался крепким человеком, у которого была хорошая душа и ясный ум. Ему далека ненависть и враждебность. Сказочное произведение учит быть порядочным, преданным и благородным в любом положении. Советует любить своих близких, хороших знакомых и находящихся рядом людей, то есть тех, кто тебя выходил и взрастил.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Рожь Шишкина 4, 7, 8 класс
    Картина И. И. Шишкина «Рожь» служит очередным подтверждением того, насколько величава, богата оригинальными пейзажами наша страна. Любовь автора пронизывает каждое изображенное явление природы.
  • Сочинение Берегите природу (2, 3, 5, 7, 9 класс)
    Многие не задумываются о природе вообще. Ну есть она и есть, что это я ещё должен о ней думать, у меня и своих проблем хватает! Верное? Согласитесь, что такие люди в нашем мире есть, они реально существуют
  • Сочинения по творчеству Фонвизина
    Русский литератор, переводчик, политический деятель XVIII -го века. Начинал свою творческую деятельность Фонвизин как переводчик статей в университете, с 1761 года начал заниматься переводом на профессиональном уровне

Главные герои

Отец Волк и мать Волчица

Добрые, мудрые, заботливые родители Маугли. Именно они спасли его от смерти, когда он был малышом: не отдали на растерзание тигру Шер Хану. Они заступались на совете за человеческого детёныша, обещая принять его в семью и воспитывать, как собственного ребёнка. Волчицу-мать в молодости называли «демоном” за резкий характер и умение драться «на смерть”. Её боятся и уважают даже больше, чем волка-отца. Волки вырастили Маугли, научили законам джунглей, любят и защищают его. Верят, что когда-нибудь он отдаст долг и спасёт зверей, ведь человек сильнее и умнее их всех.

Маугли, человеческий детёныш

В начале повествования ему около года-двух. Родители, спасаясь от тигра, оставили ребёнка в джунглях, посчитав погибшим. Благодаря решению волков и их заботе, он выжил, обрёл семью, научился жить в дикой природе. Умный, смелый, ловкий, добрый. В благодарность за заботу помогает обитателям джунглей выбраться из трудных ситуаций. Часто вынимает острые занозы (они причиняют мучительную боль беспомощным животным) из лап волчат и взрослых волков, такая работа под силу только человеку. Его любят и считают братом все лесные обитатели. Человеческая природа берет верх, душа Маугли стремится к людям, все понимают, что расставание неизбежно.

Акела

Вожак волчьей стаи, старый волк. За время его правления, никто не остался голодным или раненым, волки не попадали в ловушки, капканы, не погибали. Он справедлив, добр, великодушен. На последней охоте его подставляет Шер Хан, из-за этого Акела промахивается. По закону джунглей, если вожак промахнулся на охоте, значит он стар, его убивает собственная стая.

Балу

Старый медведь, живущий в джунглях, воспитывает и обучает волчат. Неуклюж, ленив, строг, умён. Заботится о Маугли трепетно и терпеливо, иногда с горяча шлёпает его своей большой лапой. Не умея рассчитывать силу, переживает, что ударил больно. Понимает превосходство человека перед животными.

Багира

Умная, хитрая, добрая, справедливая, расчётливая пантера. Родилась и росла в неволе, однажды инстинкт взял верх, и она вырвалась на свободу. С Багирой считаются в джунглях все, она внушает страх и уважение. На совете внесла выкуп (тушу буйвола) за то, чтобы Маугли оставили в стае. Учит и предупреждает человеческого детёныша об опасности. Умеет просчитывать события на шаг вперёд: предложила Маугли добыть «красный цветок”, чтобы защитить Акелу и наказать Шер Хана.

Шер-Хан

Тигр, хромой на одну ногу. Нарушает законы джунглей, стремится к власти. Труслив, хитёр. Из-за его набегов на домашний скот вынуждены страдать другие звери: люди устраивают охоту и пожар в джунглях из-за нарушения границ. Из-за него Маугли теряет родителей: Шер Хан набросился на них – люди сбежали, посчитав ребёнка погибшим. Пытается изгнать Маугли из стаи и убить. Ищет подходящего случая.

Каа

Горный удав, самый старый и мудрый представитель джунглей. Всегда на стороне правды, иногда действует импульсивно. Харизматичен и уважаем среди обитателей джунглей.

Хаузер Каспар

Иоганн Георг Ламинит. «Каспар Хаузер»

Ка́спар Ха́узер (он же Каспар Гаузер, Kaspar Hauser, Casparus Hauser), прозванный «Дитя Европы» (предположительная дата рождения: 30 апреля 1812) — известный своей таинственной судьбой найдёныш, одна из загадок XIX века. Юноша, практически не умевший ходить и говорить, был найден в Нюрнберге в 1828 году.

В скором времени Каспар стал знаменит. «Лесные дети» в это время были как раз модным и обсуждаемым феноменом, у всех на слуху ещё оставалась история Виктора, дикого мальчика из Аверона, умершего как раз в год появления Каспара. Новость распространилась мгновенно, дойдя до Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии. Газеты перепечатывали репортажи друг у друга и наперебой гадали, кем может быть найдёныш на самом деле. К Каспару началось подлинное паломничество, люди шли буквально толпами, чтобы увидеть новое чудо. Кто-то удовлетворялся тем, что просто смотрел или обсуждал его с приятелями, кто-то пытался объясниться (словами или жестами), подспудно обучая Каспара новым для него навыкам и обычаям, принятым в человеческом обществе.

Судя по документам той эпохи, Каспар в момент своего первого появления был юношей около 1,5 м роста, пропорционально сложенным, широким в плечах.

Когда Каспар плакал, его лицо искажалось гримасой, когда был доволен, улыбался словно младенец. Большие голубые глаза были яркими и живыми, но вначале совершенно лишёнными выражения. Также, словно младенец, он почти не мог пользоваться руками, в обычном положении держа пальцы растопыренными в разные стороны, соединив большой палец с указательным в кольцо. При необходимости взять какой-нибудь предмет он действовал всей рукой. Что касается ходьбы, то двигался он с огромным трудом, покачиваясь и сразу же делая следующий шаг, чтобы избежать падения. Малейшее препятствие немедленно заставляло его спотыкаться и падать. Подниматься и спускаться по лестнице он долгое время не мог без посторонней помощи. Осмотр врача показал особенности костей коленей, которые могли быть вызваны многолетним сидением.

Разум Каспара действительно представлял собой tabula rasa. Как новорождённый, Хаузер видел вокруг себя лишь мельтешение цветовых пятен и форм. Всех людей без различия пола и возраста найдёныш именовал «Bua» (то есть «мальчик»), различая их по одежде, причём явное предпочтение отдавал ярким женским платьям, и как-то раз даже пожалел, что сам не родился девочкой. Вся остальная живность — как животные, так и птицы — была для него «лошадками» (Ross). Словарь его был крайне бедным и не превышал 50 слов. О существовании внешнего мира и каких-либо живых существ до 16 лет Каспар не имел ни малейшего представления.

Желудок Каспара не был приспособлен к иной пище и питью, чем вода и чёрный хлеб, запах любой другой пищи (за исключением запаха укропа, тмина и аниса) вызывал у него отвращение. Попытка подмешать к воде пару капель вина или кофе кончалась тем, что у Каспара начиналась рвота, на теле выступал обильный пот, и ещё какое-то время он мучился головной болью.

Со временем он восстановил способность говорить и по рассказам самого Каспара, замок Бойгген, неподалёку от Базеля, и звучание венгерского и немецкого языков вызывали у него смутные воспоминания детства. По восстановленным событиям в возрасте 3 или 4 лет юный Каспар был заключён неизвестным в подземную камеру, где прожил в полном одиночестве до 16 лет.

Количество новых впечатлений подавляло Каспара. Он признался, что хотел бы снова оказаться в своей подземной каморке, где у него «никогда не болела голова». На замечание фон Фейербаха, что «человек, который с ним был» — преступник и достоин тюрьмы, он тут же возразил, что этот человек не сделал ему ничего плохого, при том что лишил сведений о внешнем мире.

Акварельный рисунок, выполненный Каспаром.

Народная молва упорно считала Каспара наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели (официально «умершим»), чей трон занял узурпатор. Окончательного ответа, кем был на самом деле Каспар Хаузер, нет до нынешнего времени.

Он был убит неизвестным спустя пять лет после обнаружения. Несмотря на все усилия и огромную награду, назначенную баварским королём, ни подлинное имя, ни происхождение Каспара, ни причину его убийства, ни личность убийцы установить так и не удалось.

Подробная история Каспара Хаузера в Википедии

Виктор из Аверона

Портрет Виктора с обложки книги о нём.

Викто́р из Аверо́на (он же «Дикий мальчик из Аверона”, «Аверонский дикарь”), родившийся около 1788 года, возможно, в департаменте Тарн, и умерший в 1828 году в Париже, — французский дикий ребёнок.

Виктор был найден в возрасте примерно 12 лет. После обнаружения он переходил от одних людей к другим и сбегал из цивилизации около 8 раз. В конце концов он был передан молодому врачу Жану Марку Гаспару Итару, который занимался с мальчиком в течение 5 лет и дал ему имя Виктор.

Итар был заинтересован в обучении Виктора: он разработал процедуры, чтобы научить мальчика словам и записывал его прогресс. На основе своей работы с Виктором врач вышел на новый уровень в образовании отстающих в развитии.

О Викторе делали всевозможные гипотезы, даже самые нелепые. В частности, оставалось неясным: была ли его умственная отсталость вызвана его изоляцией или же изначальная психическая неполноценность привела к отказу от него в возрасте 2 лет.

С целью изучения дикого ребёнка министр Люсьен Бонапарт потребовал его передачи в Париж. Виктор был доставлен в «Национальный институт глухонемых» в Париже, которым в то время руководил аббат Рош Амбруаз Кюкюрон Сикар, выдающийся авторитет в сфере образования глухих. Сикар и другие члены общества считали, что изучая и вместе с этим воспитывая мальчика, они получили бы доказательства, необходимые для популяризации недавно сформулированной эмпирической теории познания.

В контексте эпохи Просвещения, когда многие обсуждали, что именно отличает человека от животного, одним из самых значимых факторов считалась возможность выучить язык.
Но, несмотря на воздействие общества и обучение, Виктор добился лишь небольшого прогресса в институте под руководством Сикара.

Никто больше не верил в возможность социализации Виктора. Психиатр Филипп Пинель, врач больницы Bicetre, сделал доклад об этом диком ребёнке, в котором дал своё заключение о нём как о психически больном, идиоте с рождения. После того, как Сикар разочаровался в отсутствии прогресса у мальчика, Виктору пришлось в одиночестве бродить по учреждению, пока Жан Итар, молодой студент-медик не решил забрать его к себе домой.

Он принял Виктора в свой загородный дом, чтобы заниматься его развитием и составлять отчёты о его прогрессе. Он опубликовал статью в том же году и отчёт в 1806 году о своей работе с Виктором из Аверона. Итар считал, что две вещи отличают людей от животных: эмпатия и язык. Он хотел социализовать Виктора, научить его говорить и выражать человеческие эмоции. Виктор показал значительный прогресс на раннем этапе в понимании языка и чтении простых слов, но не смог продвинуться дальше элементарного уровня.

В то время как Виктор не смог говорить на языке, которому Итар пытался его научить, он, кажется, действительно продвинулся в своем поведении по отношению к другим людям. Однажды вечером в доме Итара экономка, мадам Герен сидела за столом и плакала по своему умершему мужу. Виктор прекратил своё занятие и продемонстрировал утешительное поведение по отношению к ней. Итар сделал сообщение об этом прогрессе.

Однако, Итар так и не смог заставить Виктора говорить, что он считал своим личным провалом.

В 1811 году Виктор был передан мадам Герен, проживающей в доме Impasse des Feuillantines в Париже, которая получала ежегодное содержание в 500 франков и опекала его в течение 17 лет до его смерти в 1828 году.

Подробная история Виктора из Авилона в Википедии

Мари-Анжелик ле Блан

Изображение Мари Анжелик ле Блан.

Мари́-Анжели́к Мемми́ ле Бла́н родилась около 1712 года в Новой Франции и умерла в Париже в 1775 году (прожила около 63 лет) — коренная американка, ставшая впоследствии монахиней ордена Августинок, знаменитостью века Просвещения и вошедшая в историю как дикий (феральный) ребёнок.

Мари-Анжелик прожила 10 лет в лесу (примерно со своих 9 лет и до 19-летнего возраста), в отрыве от цивилизации, лишенная человеческого общения. Однако позже она сумела научиться чтению и письму — исключительный случай у диких детей. Возможно это благодаря тому, что она попала в изоляцию уже в более позднем возрасте.

Впрочем, её случай более спорный, чем у других диких детей, поэтому некоторые видные современные учёные считают его полностью или частично вымышленным. Но по мнению французского врача и писателя Сержа Ароля, автора книги «Мари-Анжелик. Выживание и восстановление ребёнка, проведшего 10 лет в лесу» она единственный дикий ребёнок, чьё выживание в лесу в течение десяти лет прошло проверку подлинности в обширных собраниях архивов, в том числе, в документах, хранящихся в Секретном Архиве Ватикана.

Основанием для этого заключения послужили сведения о повадках Мари-Анжелик в тот период, когда на неё открыли настоящую охоту, пытаясь изловить. Она плавала и лазала по деревьям, иногда действовала с невероятной жестокостью. Для пропитания ловила рыбу и зверей, в её обычный рацион входили растения и мясо дичи, — всё это она употребляла сырым. Впоследствии от пищи варёной или жареной ей становилось плохо. Эти привычки служили доказательством того, что период её жизни вне общества был продолжителен.

Обнаружили Мари в сентябре 1731 года: девочка 9-10, страдающая от жажды, в сумерки вышла к селению Сонжи. У неё были босые ноги, покрытое тряпьём и шкурами тело, волосы под колпаком из тыквы, лицо и руки чёрные, как у негритянки. Она была вооружена короткой и толстой палкой с наконечником в форме булавы. Первые, которые её увидели, бросились бежать с криками. Кто-то спустил на неё мастифа, вооружённого ошейником с железными шипами. Дикарка нанесла ему такой страшный удар по голове, что он свалился замертво к её ногам. Торжествуя свою победу, она попрыгала несколько раз по туловищу собаки. Затем она попыталась открыть дверь, и, не добившись успеха, ушла назад за селение в сторону реки и забралась на дерево, где спокойно заснула.

Ее решили взять её голодом: поставив под дерево женщину с рыбой и корнеплодами в руках, показывающую ей дружелюбие. В конце концов дикарка спустилась вниз, а женщина стала медленно отходить, чтобы спрятавшиеся рядом мужчины успели подбежать и схватить её. Приведённая на кухню замка, она бросилась на пищу, которую ей предложили, и, в присутствии виконта, быстро содрала кожу с кролика и стала есть его сырым.

После неоднократного мытья кожа пленницы оказалась светлой, у неё были голубые глаза, а пальцы на руках, особенно большие, были непропорционально длинные. Она обнаруживала некоторые признаки поведенческой регрессии: опускалась на четвереньки, чтобы пить воду втягивая её, как это делает корова, у неё наблюдалось постоянные боковые движения глаз, похожие на нистагм, по причине жизни в состоянии перманентной бдительности. Она очень хорошо плавала, в том числе в зимний период.

Мари не разговаривала, отказывалась спать в постели, и её желудок переваривал только сырую пищу. Её пытались приучить к обычной еде: из учтивости она могла поесть немного хлеба, но потом её сильно рвало, и она начала слабеть. Поэтому ей разрешили есть сырое мясо; ей приносили курицу или живого кролика, у которых она сосала тёплую кровь, действовавшую, по её собственному признанию много лет спустя, «как бальзам, который растекался повсюду и восстанавливал мои силы».

Виконт д’Эпинуа отдал Мари на воспитание монахиням Шалона, которые терпеливо приобщали её к культуре, там она начала получать образование и обрела речь. В последующие годы она жила в 6 монастырях других четырёх городов Шампани. 16 июня 1732 года она приняла крещение и получила имя Мари-Анжелик Мемми и фамилию Леблан.

Джини

Эта душераздирающая история произошла уже в современном мире. Джи́ни родилась 18 апреля 1957 года в Калифорнии, США.

Власти обнаружили Джини в 1970 году, первые 13 лет и 7 месяцев своей жизни она провела в запертой комнате, пребывая практически в полной социальной изоляции. Случай вызвал значительный интерес у психологов, лингвистов и других учёных.

Джини — не настоящее имя девочки, а псевдоним, данный исследователями для того, чтобы гарантировать ей некоторую анонимность. По словам лингвиста Сьюзан Кёртис, работавшего с Джини, девочка была подобна джинну из бутылки, который, миновав детские годы, внезапно возник в обществе. «У неё не было того, что у людей называется детством», — сказала Кёртис.

У родителей Джини — Дороти Оглсби и Кларка Уайли было четверо детей, из которых выжили двое — Джини и её старший брат Джон. Первые двое скончались при невыясненных до конца обстоятельствах. Своего первого ребёнка — девочку, которая раздражала его плачем, — Кларк Уайли завернул в одеяло и поместил в ящик стола, стоявшего в гараже. После этого в возрасте 2,5 месяцев ребёнок умер от пневмонии. Второй ребёнок, мальчик, умер вскоре после рождения, захлебнувшись собственной слюной.

На протяжении первых шести месяцев жизни Джини регулярно осматривал педиатр. Согласно медицинским записям, Джини на протяжении этого периода была нормальным ребёнком. В возрасте 14 месяцев Джини был поставлен диагноз «острая пневмония»; после осмотра лечащий врач заявил о том, что она проявляет признаки «вероятной задержки умственного развития». Это предположение стало поворотным в жизни Джини: отец девочки изолировал её в одной из комнат своего дома от контактов с матерью и старшим братом.

Первые 12 лет своей жизни Джини провела в запертой комнате. Днём отец надевал на неё подгузники и привязывал к детскому стульчику. На ночь он фиксировал девочку при помощи самодельной смирительной рубашки и помещал ребёнка в металлический вольер. Кларк Уайли кормил девочку только детскими смесями на молоке и общался с ней, преимущественно имитируя собачий лай и рычание. Каждый раз, когда она пыталась говорить, он избивал её палкой. Игрушками для Джини служили полиэтиленовые плащи, висевшие в комнате, и пустые катушки из-под ниток. Уайли не переносил шума, и поэтому в доме не было ни радиоприёмника, ни телевизора. Мать девочки и её брат, опасаясь Кларка, разговаривали шёпотом.

Кларк предполагал, что Джини скончается до наступления двенадцатилетнего возраста. Он говорил Айрин, что женщина сможет обратиться за медицинской помощью для Джини, когда последней исполнится 12. Однако позже Уайли отказался от своих слов. В 1970 году 50-летняя Айрин ушла от мужа, взяв с собой дочь, которой на тот момент было 13 лет. К этому времени их сын Джон уже сбежал из дома.

Позже супругам Уайли были предъявлены обвинения в жестоком обращении с ребёнком. Незадолго до начала судебного заседания Кларк Уайли покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в правый висок.

Полицейский Линли, который производил арест Айрин и Кларка Уайли, вспоминает: «Джини спала в вольере из проволочной сетки, закрытом на замок. Это была клетка для ребёнка. Окно комнаты было задрапировано алюминиевой фольгой, отражающей солнечный свет. В комнате было темно, как в шахте ночью».

На момент её обнаружения 13-летняя Джини носила подгузники и практически не владела речью. Когда Джини поместили в детскую больницу, её вес составлял около 27 кг при росте 1,37 м. Она не умела бегать, не могла полностью выпрямить руки и ноги и поэтому ходила, испытывая значительные затруднения.

«Кроличья походка” Джини:

Девочка не реагировала на температуру окружающей среды, не была приучена к туалету, не умела жевать, не контролировала слюнотечение и постоянно плевалась, тело и одежда девочки были покрыты слюной.

В результате того, что в течение длительного времени ребёнок был зафиксирован в сидячем положении, на её ягодицах образовались массивные мозоли.

У Джини оставался целый ряд привычек, приобретённых в ранние годы жизни. У девочки происходило неконтролируемое мочеиспускание, когда что-то очень заинтересовывало или волновало её. Кроме того, она «неумеренно мастурбировала».

Тесты показали, что по умственному развитию она находится на уровне годовалого ребёнка. Поначалу она могла распознавать только собственное имя и слово «sorry» («извини»). Через некоторое время девочка стала произносить две фразы, которые, по оценкам специалистов, имели ритуальный характер: «stopit» и «nomore» («хватит» и «не надо»).

Несмотря на то, что поначалу в лексиконе Джини присутствовало менее 20 слов, врачи описывали её как «очень общительного» ребёнка. По словам Кёртис, если Джини не удавалось выразить мысли при помощи слов, то она использовала жесты. Кроме того, девочке нравилось, когда её гладили и обнимали. Если её что-то расстраивало, то девочка реагировала «беззвучным криком», но со временем она стала «выражать свои эмоции вполне открыто».

За первые 7 месяцев, прошедшие после освобождения, Джини научилась распознавать, предположительно, немного более сотни новых слов и начала говорить. Кёртис вспоминает, что как-то раз они с Джини пришли в гости к одному психологу, и девочка принялась за исследование комнат его дома. Внимание Джини привлекла декоративная подушка. На вопрос «что это?» девочка ответила «pillow» («подушка»). Затем девочку спросили, не хочет ли она посмотреть на кота. Джини ответила «No. No. Cat» («Нет. Нет. Кот») и резко покачала головой. Тем не менее, преимущественно ребёнок молчал.

Поначалу Джини подобно детям, которые только начинают говорить, произносила фразы, состоящие из одного слова. В июле 1971 года она начала объединять в одной фразе уже по два слова: «big teeth» («большие зубы»), «little marble» («маленький шарик»), «two hand» («два рука»).

В отличие от нормальных детей, Джини никогда не задавала вопросов, хотя и предпринимались неоднократные попытки обучить её этому. Также она не смогла освоить грамматику, а развитие её речевых навыков было чрезвычайно заторможенным. Как правило, через несколько недель после того, как ребёнок начинает произносить фразы из двух слов, происходит резкий скачок, и его речевые навыки начинают активно развиваться. С Джини такого не произошло. Даже после 4 лет обучения её речь напоминала «искажённый телеграфный стиль». Девочка оказалась неспособна связывать несколько слов в осмысленные предложения при помощи союзов и служебных частей речи.

В 1967 году Эрик Хайнц Леннеберг — психолог Гарвардского университета — выдвинул так называемую гипотезу критического периода. Леннеберг утверждал следующее: существует определённый возрастной порог, после достижения которого овладение языковыми навыками не представляется возможным. Согласно Леннебергу, критический период наступает в возрасте около 2 лет, а заканчивается с завершением периода полового созревания. Миновав критический период, человек оказывается не в состоянии овладеть первым языком. Джини частично опровергла эту гипотезу.

Кёртис сообщает, что особенно хорошо девочка справлялась с заданиями, направленными на проверку функций правого полушария. В частности, Джини отлично прошла так называемый «тест Муни», который заключался в следующем: испытуемой демонстрировали чёрно-белые, очень контрастные картинки, некоторые из которых изображали человеческие лица, а некоторые являлись абстрактными фигурами. Задача пациентки заключалась в том, чтобы распознать, на каких картинках изображены лица. По словам Кёртис, Джини «показала наилучший результат среди детей и взрослых из всех случаев, когда-либо описанных в литературе».

На протяжении 1971-1979 гг. Кёртис проводила, кроме того, тесты, целью которых было определение уровня интеллекта Джини. Кёртис отмечает, что IQ её подопечной значительно вырос за это время. В частности, в 1971 году Джини, пройдя тест, разработанный специально для глухих детей и не требующий вербальных инструкций, набрала 38 баллов; в 1972 году — 53 балла; в 1974 году — 65 баллов; а в 1977 году — 74 балла. Тем не менее, в заданиях, связанных с функциями левого полушария головного мозга, она добилась гораздо меньшего успеха.

Джини проживала в разных приёмных семьях (одна из них была глубоко религиозной), где она постепенно регрессировала. В 1975 году Джини исполнилось 18 лет. В том же году исследование было прекращено, а вскоре ее мать Айрин Уайли, добившись снятия выдвинутых против неё обвинений в жестоком обращении с ребёнком, изъявила желание взять Джини под свою опеку.

Ей было предоставлено это право, но через несколько месяцев совместного проживания Айрин поняла, что не может выполнять свои обязанности, и отказалась от дальнейшей опеки над Джини. По словам Дэвида Риглера, Джини была счастлива, когда проживала со своей матерью.

В 1979 году Айрин Уайли подала исковое заявление против детской больницы и членов исследовательской группы (в том числе и против Сьюзан Кёртис). Айрин от своего имени и от имени Джини обвинила медиков и учёных в разглашении «частной и конфиденциальной информации», касающейся её и её дочери. Согласно исковому заявлению Айрин Уайли, члены исследовательской группы подвергли девочку «чрезмерным и возмутительным» экспериментам, целью которых была не реабилитация пациентки, а извлечение личной и материальной выгоды.

Сьюзан Кёртис продолжала работать с Джини на добровольной основе, но решением суда ей было запрещено посещать её пациентку. В 2008 году Кёртис в интервью ABC News сообщила, что на протяжении последних 20 лет она пыталась разыскать Джини, но её попытки оказались безрезультатными.

В 2008 году американские СМИ сообщили о том, что некий человек, «занимавшийся исследованием жизни Джини», установил её местонахождение, воспользовавшись услугами частного детектива. По словам этого лица, пожелавшего сохранить анонимность, в 2000 году Джини содержалась вместе с 6—8 другими пациентками в частном специализированном заведении для взрослых. «У меня есть отчётные ведомости её расходов. Там присутствуют, например, счета за такие вещи, как купальник, полотенце, хула-хуп и Walkman. Это так трогательно. Но там ей хорошо», — заявил аноним.

Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Дина Саничар

Большинство детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 год тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 году. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.

Индийские маугли Амала и Камала

В 1920 году жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки восьми и двух лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития четырехлетнего ребенка.

Индийские маугли Амала и Камала

В 1975 году пятилетнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего — среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом отменный иммунитет и крепкое здоровье.

Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до пяти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

Смотрите также: Трагическая судьба пятерняшек Дион

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: дети • животные • история Теги: волки • воспитание • детство • малыш • малыши • маугли • синдром • стая • судьба

Рассказы о детях, выращенных и воспитанных дикими зверями, известны со времен античности. По легенде волчица спасла и выкормила будущих основателей Рима Ромула и Рема. В фольклоре разных народов и авторских литературных произведениях неоднократно встречаются истории о том, как дети растут среди животных. Достаточно вспомнить русскую народную сказку «Маша и медведь», истории о Маугли, вошедшие в «Книгу джунглей» английского писателя Редьярда Киплинга или романы о Тарзане американца Эдгара Берроуза. Благодаря этому многие считают, что немало подобных примеров было в реальности. На самом деле это далеко не так. Чаще всего за звериных воспитанников принимали умственно отсталых детей, заблудившихся в лесу или брошенных там родителями. Когда таких несчастных, нечленораздельно мычащих, находили крестьяне, то объявлялось, что их вырастили волки или медведи.

Самым ранним задокументированным подобным случаем стала история Питера, десятилетнего мальчика, обнаруженного в 1725 году в лесу недалеко от Ганновера. Ребенок был дик, питался кореньями, не умел говорить и пугался людей. Его судьба сложилась на удивление счастливо. В момент его находки неподалеку гостил английский король Георг I. Он заинтересовался найденышем и забрал его с собой в Лондон. Маленький дикарь получил королевскую пенсию, жилье и воспитателей. Он прожил в Англии 60 лет. С ним обходились ласково и пытались его «одомашнить», но Питер научился выполнять лишь простую работу, требовавшую физической силы и неразборчиво произносить всего два слова. Он оставался любимцем короля, и даже присутствовал на церемониях в Кенсингтонском дворце, являясь для гостей экзотичной диковинкой.

Питер. Фрагмент картины Уильяма Кента. Источник: wikipedia.org

В конце лета 1751 года Питер внезапно исчез с фермы, где жил. Все поиски оказались безуспешными. Пошли слухи, что королевский дикарь откликнулся на зов природы и сбежал в лес. Нашли пропажу только 22 октября. В тюрьме соседнего городка случился пожар, и по этому случаю всех заключенных вывели на площадь. Один из узников отличался от остальных повышенной волосатостью, бросавшейся в глаза физической силой и тем, что не говорил, а мычал.

Кто-то из зевак, читавший объявление в газетах, опознал в нём Питера. Как он угодил в тюрьму — так и осталось неизвестным. Беглеца вернули на ферму и во избежание повторения таких случаев надели на него кожаный ошейник с вытесненными именем и адресом. Этот «документ» Питер проносил до конца жизни. Умер он в 1785 году в возрасте примерно 70 лет. Его могила до сих пор является достопримечательностью города Норткрача.

Маленький дикарь, опровергший Руссо

Через несколько лет после смерти Питера, крестьяне французской провинции Тарн заметили в лесу мальчика 9−10 лет. В 1795 году его поймали, но спустя несколько дней он сбежал. Через четыре года он сам вышел на окраину деревни в соседней провинции Аверон. Местные охотники устроили облаву, от которой дикарь спрятался в доме красильщика. Там его и поймали. Мальчик отказывался от горячей пищи, ел только сырые овощи и с удовольствием голышом купался в снегу. При этом он был сгорблен и чрезвычайно грязен.

Крестьяне решили, что он глухой и немой, так как ребенок лишь мычал и жестикулировал. О пленнике узнали в Париже, и министр Люсьен Бонапарт приказал привезти мальчика в столицу. Здесь ребенком, получившим имя Виктор, всерьез занялись ученые. Они были весьма недовольны: найденыш опровергал распространенные тогда идеи просвещения о естественном человеке. Согласно трудам Жан-Жака Руссо цивилизация только портит человеческое естество. А дикарь, выросший в полном единении с природой вдали от других людей, должен быть полностью гармоничным, добрым, умным человеком, образцом для подражания. Виктор этот идеал нисколько не напоминал. Он был неопрятен, ходил под себя, готов был есть любые отбросы и на речи о гуманизме реагировал приблизительно никак.

Виктор из Аверона, гравюра XIX века. (wikipedia.org)

За изучение Виктора взялся студент-медик Жан Итар. Он поселил дикаря в своем загородном доме и принялся его воспитывать. Выяснилось, что подросток хорошо слышит, но не может повторить человеческую речь. Судя по наблюдениям, Виктор вряд ли жил в лесу с совсем юного возраста: он не боялся огня и с удовольствием грелся у камина. Ел сырые овощи, но не умел отличать съедобные коренья. Хотя мальчик сильно горбился, он явно никогда не ходил, опираясь на руки — его ладони не были мозолистыми. Внимательно осмотрев своего воспитанника, Итар обнаружил на его шее следы от заживших глубоких порезов. Он предположил, что кто-то пытался убить ребенка и нанес ему несколько ран, повредивших гортань. Именно из-за этого Виктор не мог овладеть человеческой речью. Кроме того, он явно был слабоумным. Возможно, его родители, обнищавшие во время революции, выгнали шестилетнего сына, ставшего обузой, в лес, где он жил, совершая набеги на огороды.

За пять лет занятий Итару так и не удалось почти ничему научить Виктора. Дикарь не понимал человеческой речи и даже не распознавал интонаций. Попытка обучения его языку жестов тоже провалилась. В 1811 году бестолкового воспитанника отняли у Итара и отдали некой вдове, которая за 500 франков в год заботилась о нём. Виктор дожил примерно до сорока лет и умер в 1828 году.

Случай Виктора часто сравнивали с историей Мари-Анжелики ле Блан, девушки, якобы найденной в 1731 году в Шампани. Однако, если биография Виктора четко задокументирована, то жизнь ле Блан больше напоминает легенду. Рассказывали, что она была индианкой, в детстве увезенной из Канады во Францию, что она сама сбежала в лес, что десять лет прожила в чаще, отбиваясь от диких зверей. Источники сильно расходятся в её возрасте, утверждая, что на момент поимки ей было или 10, или 19 лет. Кроме того, ле Блан подозрительно быстро вернула себе человеческий облик, научилась говорить, читать и писать. Никто из серьезных современных ученых не сомневается, что история Мари-Анжелики по большей части выдумана.

Человек-волк, проданный в рабство

XIX век как-то беден на истории о детях, воспитанных животными, зато в начале XX века сообщения о маленьких человеческих зверенышах посыпались одно за другим. В середине 1930-х годов Джозеф Сингх рассказал о двух сестрах, найденных в джунглях в 1921 году. Старшую, которой было на вид лет девять, он назвал Камалой, а младшую, полуторагодовалую — Амалой. Младенец умер почти сразу после находки, а Камала прожила еще восемь лет. По словам Сингха, она научилась ходить прямо, и под его мудрым руководством овладела несколькими человеческими словами. В 1929 году Камала умерла от болезни почек. В качестве доказательства существования сестёр Сингх показывал свой дневник и несколько мутных фотографий. Экспертиза, правда, установила, что снимки сделаны в начале 1930-х, поэтому история Амалы и Камалы считается фейком.

Маркос Родригез Пантоха родился в 1946 году в Испании. Мать умерла, мачеха била мальчика. Когда опостылевшему ребенку исполнилось семь лет, его продали какому-то богачу. Тот определил мальчика в помощники старику, пасшему большое стадо коз в горах. Несколько месяцев продолжалась скотоводческая идиллия, но затем старик исчез. Маркос остался один и подался в лес. Как рассказывал он сам много позже, он нашел волчью нору и уснул между волчатами. Явившаяся волчица не тронула новенького. Мальчик научился рычать и выть, и утверждал, что издаваемые им звуки понимали животные. Сначала он питался тем, что ему оставляли четвероногие соплеменники, а затем сам научился охотиться на оленей и теперь отдавал часть добычи своей стае. В лесу он боялся только кабанов, с которыми ему договориться никак не удавалось. Так продолжалось двенадцать лет.

Маркос Родригез Пантоха с волками. (elcomercio. es)

В 1965 году в горах Сьерра-Морена нашли юношу, жившего в стае волков. Его привезли в город, полиция занялась выяснением личности здоровенного найденыша. Удалось найти его родственников, и папаша, 12 лет назад продавший мальчика в рабство, подтвердил его личность. Никакого интереса к сыну он не выказал. Обвинения в работорговле отцу не предъявили: подобные нелицеприятные факты во франкистской Испании тщательно умалчивались.

После долгих злоключений Маркос оказался в одном из мадридских монастырей. Благодаря тому, что в лес Пантоха попал не младенцем, связно объясняться он научился довольно быстро. Он начал подрабатывать на стройке. Ему удалось скопить немного денег, но какой-то жулик сманил легковерного дикаря на Майорку, и там ограбил его. На курортном острове Пантоха провел лет десять, работая каменщиком, помощником повара, барменом. Случайно он познакомился с ученым-антропологом, который занялся изучением истории испанского Маугли, и написал книгу. Маркос стал знаменитым. Про его историю сняли фильмы, в одном из которых Пантоха появился сам в маленькой роли. Он жив до сих пор, но в последние годы в интервью всё чаще говорит, что разочаровался в человеческом обществе, и хочет вернуться назад к волкам.

Во второй половине XX века истории о детях, воспитанных зверями, всё чаще приходили из отдалённых районов Индии, юго-восточной Азии и Африки. Чаще всего крестьяне рассказывали забредшим в глухую деревню европейцам, что их сосед много лет назад потерялся в лесу, долго воспитывался обезьянами или дикими козами, а потом вернулся в деревню. В качестве доказательства показывали самого «Маугли», который гордыми кивками подтверждал эту сказку. Верхом оригинальности являлась история о мальчике Хадаре, который в двухлетнем возрасте заблудился в песках западной Сахары, и был усыновлен стаей страусов. Среди голенастых птиц Хадара прожил десять лет, а затем прибежал в родную деревню, где рассказывал массу интересного из жизни страусов. Эти байки в 2000 году его сын Ахмед пересказал шведской исследовательнице Монике Зак, которая написала об этом книгу.

Жизнь собачья, или Маугли в Подмосковье

В 1996 году четырехлетний Ваня Мишуков с мамой перебрались в подмосковный Реутов. Мать быстро исчезла из поля зрения сына, укатив с очередным ухажером, и оставила ребёнка на попечение своих сестры и отца. Дедушка много пил, а у тётки была собственная жизнь, в которой мальчику не нашлось места. Её муж часто бил Ваню. Гораздо уютнее, чем в квартире родни, мальчик чувствовал себя в построенном им на пустыре шалаше, вокруг которого собирались бездомные собаки. Они приняли Ваню в стаю, грели его своими телами холодными ночами и не подпускали к нему подозрительных взрослых. В благодарность мальчик дал четвероногим друзьям имена, построил для них домики из фанеры и жести, а когда побирался по окрестным магазинам, всегда делился съестным с собаками. Так продолжалось два года. В 1998-м милиционеры сладостями заманили Ваню в магазин и вынесли через черный ход, где уже ждала машина. Мальчик начал кричать, и стая собак погналась за «воронком», который долго разъезжал по городу, путая следы. В конце концов, Ваня оказался в опеке, а затем и в приёмной семье. Он быстро социализировался, окончил кадетское училище, отслужил в армии. Сейчас Иван Мишуков работает оператором на кабельном заводе.

История Вити Козловцева из Подольска ещё ужаснее потому, что на воспитание собаки его отдала родная мать. Мальчик мешал маме и бабушке смотреть телевизор, поэтому они его заперли в соседней комнате наедине с ротвейлером. Собака взяла двухлетнего ребенка под свою опеку. Они спали вместе на подстилке, еду им кидали в одну миску на полу. Так продолжалось больше четырех лет.

Витю хватились в районной детской поликлинике. Медсестра смогла попасть в квартиру зимой 2006 года только в сопровождении милиции. Собака бросилась защищать шестилетнего мальчика, как своего щенка, а мать и бабушка не проявили к судьбе ребёнка никакого интереса. Голого мальчика завернули в одеяло и отвезли в больницу, где выяснилось, что он не может ходить прямо, до крика боится воды, не знаком с правилами элементарной гигиены, зато легко сворачивается клубком. Произнести шестилетний Витя мог только слово «Бондюэль», которое, возможно, слышал сквозь стену в телерекламе. Конечно, мать лишили родительских прав, что её не очень огорчило. Витю отдали под опеку в семью Гореловых, в которой уже выросли больше двадцати приемных детей. С большим трудом мальчика удалось приучить к человеческой ласке, но когда его привели в воскресную школу, он тут же, рыча, забился под стул.

Витя Козловцев в 2008 году. (ria.ru)

Сегодня двадцатилетний Виктор Козловцев всё ещё живет в приемной семье. Существовать отдельно он не способен. Юноша учится в колледже на портного, но до сих пор плохо говорит, и при общении больше напоминает восьмилетнего ребёнка. Когда Виктора спрашивают о его раннем детстве, он отказывается отвечать и закрывает голову руками. Вспоминать «родной» дом ему явно страшно.

В XXI веке истории о детях, выращенных животными, чаще приходили не из африканских джунглей или сибирской Тайги, а из больших городов. Современные Маугли становятся жертвами социальных болезней и безразличия к ним родителей и ближайших родственников. Человеческая природа меняется крайне медленно, а значит и в будущем появление одичавших детей неизбежно.