Кризис 1 года у ребенка

Суть любого кризиса в психическом развитии, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного этапа, вступают в противоречие с прежней социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря становлению прямохождения и развитию речи, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими. Становление ходьбы является первым моментом в содержании данного кризиса. Второй момент, характеризующий суть кризиса первого года жизни, относится к речи. Здесь можно говорить о наличии латентного периода в развитии речи, который продолжается, по Л. С. Выготскому, примерно три месяца. В качестве третьего момента, описывающего кризис первого года жизни, Л. С. Выготский выделяет особенности проявления эмоций и воли (рис. 4.3). В связи с этим кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие протестные реакции ребенка могут проявляться очень интенсивно. Часто у ребенка, которому в чем-нибудь отказали или его просто не поняли, происходит резкое нарастание аффекта, приводящего к тому, что ребенок бросается на пол, начинает кричать, отказывается ходить, стучит ногами об пол.

Рис. 4.3. Явления, характеризующие кризис первого года (по Л. С. Выготскому)

Компоненты кризиса одного года содержательно раскрыты в работах К. Н. Поливановой. Автор указывает, что в кризисе первого года социальная ситуация развития трансформируется: еще вчера безразличное (отсутствовавшее как элемент среды) становится привлекательным или отвергаемым (а значит, возникает как элемент среды). Возникает поле притяжений и отталкиваний – пространство отношения. На этом этапе среда, до этого являвшаяся как бы продолжением желаний (все, что хотелось – достигалось), делится на достижимое и недостижимое, поляризуется. Примерно до одного года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит эволюционное накопление его возможностей. В это время все или почти все побуждения ребенка, его требования удовлетворяются. Более того, среда обогащается взрослыми как бы загодя, предметы, которые станут актуальными лишь несколько позже, уже предоставляются в распоряжение ребенка. Но с развитием активного ползания (нового способа передвижения, а значит, способа достижения желаемого) возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка.

При возникновении первых запретов и ограничений для ребенка впервые возникает его собственное желание как таковое. Пока любое стремление удовлетворяется, оно существует для ребенка только как часть желаемого. Запреты способствуют осознанию ребенком своих побуждений и стремлений. Невыполнение требования продлевает стремление и ребенок эмоционально проживает и осознает его. К. Н. Поливанова назвала этот процесс «объективация – субъективация», – это целостное преобразование социальной ситуации развития. Возрастание самостоятельности и возможностей ребенка вызывает со стороны взрослого запреты, которые разделяют для него окружающую среду на доступную и недоступную. Потребность ребенка не удовлетворяется, продлевается и приводит к возникновению состояния желания, а затем к его обнаружению им. В результате происходит субъективация стремления.

При описании кризиса первого года Л. С. Выготский особое внимание уделял феномену автономной речи. Он считал, что главное приобретение этого переходного периода – своеобразная детская автономная речь. Она имеет существенные отличия от взрослой речи и по звучанию (фонетическому строению), и по смысловому содержанию (семантической стороне). Детские слова по своей звуковой форме могут напоминать «взрослые», могут значительно отличаться от них. Семантические различия также могут быть различными. Маленький ребенок вкладывает в слова иное значение, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сформировались общепринятые понятия. Специфические особенности детского мышления приводят к тому, что слова становятся многозначными и ситуативными, включенными в эмоционально насыщенную ситуацию. Автономная речь возникает только при сильной эмоциональной окрашенности воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, проявляющейся в эмоциональных переживаниях или действиях. Из этого следует, что появление многозначных слов в автономной речи детей носит эмоционально-действенный характер. Другая особенность автономной детской речи заключается в специфике связей между словами. Язык маленького ребенка характеризуется аграмматичностью, которая проявляется в том, что слова не связываются в предложения, а переходят друг в друга как междометия подобно бессвязным восклицаниям.

Практический пример

Поскольку автономная речь детей имеет значительные фонетические и семантические отличия от взрослой речи, ее могут понять только близкие взрослые, постоянно общающиеся с ребенком и понимающие значения его слов. Общение с другими взрослыми посредством такой речи крайне затруднительно или невозможно. В этом случае пониманию речи ребенка могут способствовать неязыковые средства – жесты и мимика, сопровождающая непонятные слова. Из этого следует, что автономная детская речь может обеспечивать общение, но отличающееся по форме и средствам от обычного вербального общения на более поздних этапах онтогенеза.

Е. О. Смирнова приводит результаты анкетирования родителей, в ходе которого было выявлено, что поведению детей в возрасте от 10 до 15 месяцев присущи резкие изменения временного характера (табл. 4.10). Автор делает вывод, что совокупность показателей кризиса первого года проявляется во всех сферах жизни ребенка, главной из них является сфера предметной деятельности. В рамках этой деятельности существенно возрастает уровень самостоятельности, активность и разнообразие игровых и предметных действий детей, увеличивается количество новых способов действий, появляется стремление все выполнять самому, даже без необходимых для этого умений.

Другой сферой проявления симптомов кризиса первого года жизни являются взаимоотношения со взрослыми. В данной сфере можно отмстить возрастание избирательности в отношениях с разными взрослыми: проявление негативных эмоциональных реакций и недоверчивости к посторонним взрослым, повышение требовательности и возможно агрессивных проявлений в отношениях с близкими взрослыми. Значительные изменения происходят также в отношении ребенка к самому себе, которые заключаются в ярко выраженном стремлении отстоять свою независимость и свое право на самостоятельность, в повышенной чувствительности и обидчивости ребенка, в протестных реакциях против взрослых, в настойчивой требовательности выполнения его желаний.

Таблица 4.10

Изменения в поведении ребенка в период кризиса первого года

Поведенческие изменения

Сущность изменений

«Трудновоспитуемость»

ребенка

Упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания и пр.

Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений

Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию

Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых

Обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы

Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях

Связано с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее), повышенная капризность ребенка

К. Н. Поливанова проанализировала действия взрослых в ситуации развертывания негативных симптомов кризиса первого года. Автор отмечает, что до кризисного периода взрослый был источником и условием выполнения всех желаний ребенка. В кризисе взрослый впервые занимает позицию между ребенком и его желаниями, противостоит их удовлетворению. Данное противостояние является признаком эмансипации ребенка от взрослого и становится также условием обнаружения взрослого, подобно тому как неисполнение желания является условием его обнаружения. В данной ситуации взрослый вынужден изменить воспитательные воздействия. С одной стороны, родители пытаются теперь постоянно предвидеть возможные желания и побуждения ребенка, стараясь максимально обезопасить окружающую обстановку, с другой – они вынуждены повышать разнообразие репертуара способов взаимодействия с ребенком, включая в него совместные действия с предметами. Родителям в ситуации данного кризиса необходимо признать своеобразное «чувство взрослости», возникающее у ребенка, и отказаться от некоторых, потерявших свою актуальность запретов, предоставить ребенку некоторые новые формы взаимодействия. Однако абсолютно все желания ребенка не могут быть удовлетворены, поскольку остаются недоступными опасные, с точки зрения взрослых, зоны окружающего пространства и предметы. Ребенок хочет максимально увеличить пространство своей деятельности, взрослый же – стремится изменить содержание деятельности и действия ребенка в относительно небольшом контролируемом пространстве. Таким образом, в периоде кризиса первого года можно выделить несколько этапов (табл. 4.11).

Таблица 4.11

Этапы кризиса первого года

Этапы

Л. С. Выготский выделил три момента в содержании кризиса одного года : становление ходьбы, становление речи, гипобулические реакции – особые аффективные состояния, «первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим» , протекающие по типу эмоционального взрыва. Они проявляются в том, что ребенок может броситься на пол, плакать, громко кричать, топать ногами, требуя желаемого. Гипобулические реакции – это фактически первое проявление воли ребенка, выражающейся в способности удерживать потребностное/интенциональное состояние .

При этом, с точки зрения Н. Н. Толстых , сила «гипобулической воли» состоит не столько в интенсивности переживания, сколько в его длительности.

Источником аффективных вспышек ребенка нередко выступает отказ взрослого или непонимание детских желаний. Своеобразная ситуация развития в младенчестве приводит к потребности в общении, поскольку ребенок данного возрастного периода может действовать только через других. Однако этот возраст характеризуется тем, что у ребенка еще нет речи – основного средства общения. Становление речи младенца осуществляется через переход от безъязычного к языковому периоду развития и совершается посредством автономной детской речи. Автономная детская речь , по Л. С. Выготскому, является центральным новообразованием кризиса одного года . Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь годовалого ребенка, как мы уже говорили, многозначна, ситуативна, непонятна большинству окружающих. Она отличается от взрослой речи с фонетической стороны : это обычно такие слова, как «бо-бо», «ня-ня», «пу-фу», «ка», иногда обломки взрослых слов. Слова автономной речи отличаются от взрослых слов и по значению , их значение охватывает целый комплекс вещей. Л. С. Выготский приводит пример многозначности автономного слова «пу-фу», которое означает бутылку с йодом, сам йод, бутылку, в которую дуют, чтобы получить свист, папиросу, из которой пускают дым, табак, процесс тушения и т. д. . Таким образом, одно и то же слово в одной ситуации может означать одно, а в другой ситуации – другое. Кроме того, автономная детская речь аграмматична , связь между словами чрезвычайно своеобразна и, как указывает Л. С. Выготский, напоминает ряд бессвязных восклицаний, переходящих друг в друга. Еще одной особенностью автономной речи является особая форма и характер общения : общение возможно только в конкретной ситуации, когда предмет находится перед глазами, и только с близкими взрослыми, которые стараются приспособиться к детскому языку.

Автономная детская речь – средство общения, и обращена к другому, но поскольку она, как правило, значительно отличается от взрослой речи и по фонетическому строению, и по значению, и по форме связывания слов и форме общения, она может служить причиной «трудностей взаимного понимания» и вызывать гипобулические реакции . Начало и конец автономной детской речи, с точки зрения Л. С. Выготского, знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни. Вспомним, что, по мнению Л. С. Выготского, приобретение критического возраста никогда не сохраняется в последующей жизни, ново образования в критическом возрасте носят преходящий характер. В кризисе одного года ребенок приобретает автономную речь, которая в дальнейшем исчезает, трансформируясь и заменяясь настоящей речью.

Тем не менее автономная детская речь имеет чрезвычайно важное значение, являясь переходным мостом от безъязычного к языковому периоду развития, без которого ребенок не смог бы овладеть настоящей речью.

Кризис одного года внешне выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности . Ребенок овладевает ползанием, затем ходьбой, что расширяет пространство ребенка, круг предметов, с которыми он сталкивается, это, в свою очередь, расширяет сферу его ориентировочно-исследовательской деятельности, способствует овладению новыми способами достижения желаемого. Стремление к самостоятельности почти всегда встречает отпор со стороны взрослых, поскольку многие действия ребенка могут причинить вред ему самому или окружающим, т. е. со стороны взрослых вынужденно возникает запрет . По мнению К. Н. Поливановой , именно первые запреты выступают в качестве ключевых моментов, провоцирующих сдвиг в развитии ребенка. Сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих стремлений, ребенок настойчиво пытается добиться выполнения своих желаний. Пока требование ребенка удовлетворяется, оно для ребенка не существует само по себе. «С появлением первого запрета собственное побуждение, стремление оказывается представленным ребенку. Невыполнение требования порождает и «длит» стремление, последнее «зависает», ребенок эмоционально проживает его, тем самым узнавая» , таким образом, происходит субъективация стремления, его обнаружение. Именно длительность удержания интенционального состояния может служить критерием развитости, зрелости ребенка первого года жизни . При этом автономная речь, вокализация являются средством удержания данного стремления и его реализации: «дай» – выражение стремления, кряхтение – усилие по достижению желаемого, гуление – удовольствие от достигнутого, «няй-няй» (взрослое «нельзя») – гнев от невозможности реализовать стремление .

До кризиса взрослый оставался источником удовлетворения желаний ребенка, в кризисе взрослый впервые становится «между» ребенком и предметом его желаний, что подготавливает разрыв прежней социальной ситуации развития, ситуации «МЫ», ситуации полной слитности. Ребенок отделяет себя от взрослого, там, где было единство, стало двое – взрослый и ребенок; ребенок становится субъектом собственных желаний . Ситуация кризиса заставляет взрослых перестраивать свои отношения с младенцем, расширять поле безопасного действования ребенка, обогащая его предметную среду и репертуар своих взаимодействий с ребенком. Все это меняет социальную ситуацию развития , создавая условия для формирования предметно-орудийной деятельности .

Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До этого они слишком маленькие, чтобы что-то понимать настолько глубоко и переживать какие-то противоречия. Такое отношение нередко оборачивается для родителей первыми и, увы, необратимыми ошибками в воспитании. Если бы они не списывали нервозность, раздражительность и любые другие проявления личности годовалого малыша на прорезывание зубов, а помогли преодолеть ему переживаемое состояние, в дальнейшем было бы гораздо проще решить многие проблемы.

Все родители просто обязаны знать, как проявляется и сколько длится кризис 1 года, в чём его суть и что они должны сделать, чтобы помочь ребёнку преодолеть первые в его жизни противоречия. Именно в этом возрасте, если взрослые не справятся самостоятельно, возможна первая консультация у детского психолога.

Суть кризиса

За первый год жизни ребёнок проходит путь от маленького сморщенного комочка, появившегося из утробы матери, до самостоятельной личности, которая может показать свой характер. За этот период ему приходится изучить столько всего нового, сколько он впоследствии не узнает за всю жизнь.

Чтобы понять, что малыш растёт не только в физическом плане, но и в личностном, родителям нужно вспомнить его новорождённым. В первые дни он плакал только потому, что хотел есть, у него что-то болело, он замерзал или не высыпался. Большинство его реакций было продиктовано физиологией, а жизнью управляли биологические ритмы.

Но, начиная с 8-9 месяцев, всё кардинально меняется. Чем ближе первый день рождения, тем труднее управляться с ним. Всё чаще он плачет по необъяснимым причинам. В туалет сходил, выспался, наелся, нагулялся, в тепле, окружён лаской и заботой — но вдруг морщится и капризничает, отталкивает игрушки и мамину руку. Терапевт после обследования говорит, что поводов для беспокойств нет, малыш здоров. Так в чём же тогда дело?

Именно так начинается кризис 1 года жизни. У ребёнка складываются первые представления об окружающем мире и нём самом. Он переживает состояние лёгкого, но всё же стресса, обусловленного тем огромным скачком в развитии, который он совершил от новорождённого до этого момента. Он ощущает себя уже полноценной личностью, так как осознаёт собственные желания: хочет и просит есть, гулять, играть, спать и т. д.

Связь с мамой становится немного слабее: он понимает, что может уйти от неё в другую комнату, наесться без её груди. Этот фактор усугубляется, если именно на данный период приходится отказ от лактации или выход женщины на работу. Малышу трудно осознать, что он может без неё обходиться.

Главное противоречие 1 года жизни ребёнка заключается в том, что он ощущает себя полноценной личностью (в его субъективном понимании). А на деле к нему продолжают относиться как к малышу, у которого пока не может быть никаких личностных потребностей. Он знает только одно понятие — «хочу», и то продиктованное больше физиологией. А мир взрослых навязывает ему что-то непонятное и неприятное — «надо» и «нельзя». Маленький человечек не может ещё до конца их усвоить, хотя ему приходится подстраиваться под те нормы и запреты, к которым к этому времени приучают его родители.

Вывод первый. К концу 1 года жизни ребёнок переживает возрастной психологический кризис, который заключается в ощущении им самого себя как самостоятельной личности. Первое противоречие, с которым ему приходится сталкиваться, — к нему продолжают относиться как к ничего не понимающему малышу. Второе — как соединить «хочу» и «надо». Третье — как можно обойтись без мамы.

Причины

Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.

Психологи называют следующие факторы-провокаторы:

  • огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
  • необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
  • непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
  • открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
  • отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
  • отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
  • освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
  • выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.

С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.

Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.

Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.

Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.

Вывод второй. Кризис 1 года жизни — закономерный процесс, которого нельзя избежать. Его причины заложены на эволюционном уровне развития каждого человека. Гораздо страшнее его отсутствие, которое свидетельствует о наличии психофизических проблем. Вот с ними потом придётся идти уже даже не к психологу, а психотерапевту.

Как проявляется

Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить. И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности.

Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:

  • громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
  • резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
  • живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
  • требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.

Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).

Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:

  • любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
  • чрезмерная активность, непоседливость;
  • сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
  • назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
  • отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.

Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).

Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.

Вывод третий. Не нужно списывать изменения в поведении ребёнка на прорезывание зубов или проявления характера. Главное — вовремя догадаться, что это первые признаки кризиса и предпринять все необходимые меры для его преодоления.

Сроки

Как уже было сказано, кризис 1 года у детей может проходить по-разному. В среднем, психологи называют период, когда он проявляется наиболее ярко, с 8 до 15 месяцев. Именно в этот отрезок нужно особенно внимательно наблюдать за всем, что происходит с малышом и ловить первые признаки зарождающихся противоречий. Здесь тоже есть несколько важных моментов, которые родителям нужно обязательно усвоить.

Не нужно думать, что чем раньше начнётся кризис, тем лучше и тем быстрее он закончится. Здесь всё наоборот: психологи считают, что оптимальным вариантом является преодоление противоречий в период с 12 до 15 месяцев. Это продиктовано тем, что личностное развитие в этом возрасте тесно взаимосвязано с физиологией. Мозг ребёнка в 8 и 15 месяцев существенно отличается. Чем больше нейронных связей сформировано у него к моменту кризиса, тем легче ему его пережить, потому что он понимает гораздо больше.

Однако его нельзя замедлить, он зависит от индивидуальных особенностей. Если кризис выпал на младенческий возраст (до года), родителям нужно просто набраться терпения и предпринять все возможные меры для его благополучного разрешения.

Сколько длится

Длительность кризиса может составлять от 1 месяца до 1 года. Этот срок зависит от многих факторов, начиная с индивидуальных особенностей и заканчивая помощью со стороны. Чем активнее будет участие родителей в данном процессе, тем успешнее и быстрее будут преодолены противоречия. Некоторые психологи считают, что основной пик приходится на 8-15 месяцев, а затем он начинает стихать, т. е. ребёнку хватает этого времени, чтобы осознать собственную значимость и освоить основные запреты.

Другие специалисты считают, что кризис длится на протяжении целого года — с 12 до 24 месяцев. Просто гипобулические реакции то затихают, то проявляют себя с новой силой в течение всего этого времени. С одной стороны, кажется, что права именно эта группа психологов. Стоит только вспомнить, как детки, которым уже исполнилось полтора года, закатывают истерики в магазинах, чтобы им купили то, что они хотят. Однако считается, что в данном возрасте это уже последствие неправильного воспитания, когда малыш не смог в период первого кризиса освоить запреты и простейшие социальные нормы.

Календарь

По месяцам

Самыми проблемными в кризисе раннего возраста психологи называют 8, 9, 12 и 15 месяцы. Гипобулические реакции выражены максимально ярко и проявляются практически ежедневно.

10-й и 13-й месяцы проходят более спокойно. Гипобулические реакции крайне редки, кризис проявляется преимущественно обычными эмоциями, без истерик.

11-й и 14-й месяцы занимают «золотую середину»: капризы случаются, но в рамках допустимого.

По неделям

Если нужен более подробный календарь, то психологи отмечают следующие моменты:

  • самые проблемные недели, когда с ребёнком трудно совладать и приходится набираться терпения: с 34 по 37, с 42 по 46, с 51 по 55;
  • «золотая середина», когда капризы быстротечны и легко управляемы: 32, 33, 38, 40, 41, 47, 48, 50, 56, 57, 59;
  • благополучные недели, когда гипобулические реакции практически незаметны и взрослым можно на какое-то время расслабиться: 39, 49 и 58.

Однако к данному календарю нужно подходить, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, которые могут вести себя агрессивно в так называемые благополучные недели или месяцы, но затихать в кризисные. Не нужно относиться к этому как к патологии. Это лишь общие рекомендации психологов, основанные на анализе типичных реакций, и они требуют коррекции в каждом отдельном случае.

Если нужен более подробный календарь кризисных периодов на протяжении первых 2 лет жизни ребёнка, можете воспользоваться следующей схемой:

Вывод четвёртый. Сдвинуть сроки первого возрастного кризиса невозможно. Родителям необходимо терпеливо его дождаться. Его по истечении 15 месяцев он никак себя не проявил, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Как себя вести: советы психологов

Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.

Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.

Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?

  • Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
  • Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
  • Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
  • Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
  • Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
  • Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
  • Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
  • Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
  • Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.

10 «нельзя»: памятка для родителей

И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:

  1. Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
  2. Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
  3. Делать его центром вселенной.
  4. Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
  5. Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
  6. Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
  7. Нарушать режим дня.
  8. Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
  9. Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
  10. Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.

Вывод пятый. Главное правило для родителей в этот период — принять ребёнка как самостоятельную личность и помочь ему преодолеть противоречия и пережить кризис без истерик и нервных срывов. Для этого потребуется слаженная работа всех домочадцев и масса терпения, но поверьте: оно того стоит.

Последствия

При неправильном поведении родителей кризис может обернуться для ребёнка следующими проблемами:

  • развиваются эмоционально-поведенческие отклонения;
  • реакции временного характера (обида, ревность, злость, разочарование) становятся устойчивыми паттернами поведения;
  • формируется негативное отношение к привычным вещам;
  • происходит разрыв психоэмоциональной и даже физической связи с родителями;
  • наблюдаются первые признаки нарушения социализации.

Пример. Если ребёнок в момент кризиса постоянно ревновал маму к кому-то (папе, брату, чужому человеку) и взрослые ничего не сделали, чтобы помочь ему пережить эту боль, в будущем это может проявиться патологической ревностью к любимому человеку или даже ненавистью к кому-то из членов семьи.

Второй пример. Если родители в период кризиса насильно заставляют малыша умываться, впоследствии он будет испытывать негативные эмоции по отношению к водным процедурам и в подростковом возрасте будет ненавидеть это делать и всячески избегать.

Вывод последний, итоговый. Не нужно бояться кризиса 1 года. С точки зрения возрастной психологии, он является абсолютно естественным, нормальным и необходимым этапом становления личности каждого ребёнка. Задача родителей — распознать его, помочь преодолеть и направить развитие в нужное русло. Это самым положительным образом скажется на его дальнейшей жизни.

Начиная от рождения до полного взросления, ребенок проходит множественное количество возрастных кризисов, одним из которых является этап завершения периода младенчества или грудного вскармливания, приходящийся на 1 год.

Что такое кризис 1 года?

Любой возрастной перелом отличается отсутствием определенных временных рамок. В каждом индивидуальном случае продолжительность, четкость и напряженность развития процессов взросления являются различными.

Д. Б. Эльконин (советский психолог), практикующий в области детской педагогической психологии, отнес младенческий перелом после первых 12 месяцев жизни к виду «малых кризисов».

Согласно его трудам, такое явление возникает на границе перехода двух этапов развития: младенчества и начала раннего возраста, продолжающегося до школы. Причем кризисный период имеет отношение к периоду раннего детства.

Событие напрямую связано с несогласиями, которые появляются по ходу взросления в связи с началом появления речи, ходьбы и специфической для каждого возраста системой отношений ребенка с окружающим миром. Все новшества в развитии (движения, звуки, слова, отождествление себя в мире) ведут к многозначащим переменам в жизни.

В возрасте приблизительно 12 мес. исчерпывает себя социальное существование младенца, формирующееся с рождения. Если ранее родители выступали для ребенка в качестве его представителей при соприкосновении с внешним миром, то на данный момент малыш способен взаимодействовать со средой самостоятельно. Происходит своего рода разделение ребенка и взрослого.

Хотя без родителей малыш еще не в силах в полной мере осваивать новые понятия, предметы, явления. Поэтому в момент перелома происходит появление новой специфической системы отношений ребенка с окружающим миром, в которой родители играют роли не представителей, а помощников в процессах познания, развития интеллектуальных способностей.

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Кризис 1 года у ребенка начинается после окончания периода младенчества.

К этому времени малыш овладевает навыками:

  • ориентирования в пространстве;
  • ползания, стояния на ногах;
  • осознания обращенных к нему слов, фраз;
  • произношения звуков (слов);
  • осуществления действий с предметами.

В конце этапа младенчества у малыша развиваются понятия, которым советский психолог Л. И. Божович дала определение «мотивирующие».

В список представлений входят следующие аспекты:

  • Ходьба, которая меняет восприятие внешнего мира у малыша из-за возможности самостоятельного передвижения. Со временем навык совершенствуется и ребенок увеличивает границы своего познания благодаря доступу до различных предметов. При этом особенно интересными являются вещи, которые используют родители.
  • В начале годовалого кризиса исчезает автономная речь, которая заменяется языковым общением. Лепет младенца до 1 года имеет отличительные характеристики в виде свойств:
  1. фонетических;
  2. семантических (когда одно и то же слово или звук обозначает несколько предметов или понятий);
  3. аграмматических (неправильно произносимые слова);
  4. ситуативных (когда разговор малыша вразумителен только близким людям) факторов.
  • Мотивирующие понятия, которые выделила Л. И. Божович, означают следующее: во время младенчества развитие малыша зависит от вещей, попадающих в поле его восприятия благодаря родителям, начиная с 1 года, он уже пользуется не только своими ощущениями, но также процессами мышления, формирующимися под действием той информации, что уже сбереглась в памяти. Психолог определяет эти образы как «мотивирующие представления». Они имеют способности, как привлекать, так и отпугивать малыша и менять его поведение. На практике это обозначает, что ребенка уже трудно оторвать от заинтересовавшей его вещи или перенести внимание на что-либо.
  • Понятия о себе в конце 12-го месяца жизни меняются, малыш начинает осознаннее осваивать итоги своих манипуляций, в том числе себя во внешнем мире. Индикатором представлений о себе служит образ в зеркале, в котором ребенок узнает себя. Начиная с года, он проявляет стремления к самостоятельному совершению действий, к копированию поведения родителей.

Как проявляется кризис

Кризис 1 года у ребенка может проявляться по-разному, все зависит от его характера, психической и умственной активности.

Существуют исследования психологов со всего мира, в которых отмечены следующие симптомы годовалого кризиса:

  • Появление трудновоспитуемости, то есть малыш начинает ослушаться взрослых, проявлять упрямство, настырность.
  • Повышение внимания к себе.
  • Резкий скачок в обучении навыкам (как положительного, так и отрицательного характера), то есть малыш начинает заниматься самообслуживанием и пытается действовать самостоятельно в тех вопросах, в которых ранее полностью зависел от родителей (купание, кормление). В качестве негатива возникает нежелание выполнять рутинные бытовые процедуры, которые ранее осуществлялись спокойно.
  • Появление эмоций с повышенным уровнем восприятия (легко обижается, проявляет агрессию, чрезмерную радость, неудовлетворение).
  • Ребенок становится более капризным. Взрослые могут заметить, что малыш начинает часто и более интенсивно капризничать, впадать в истерику, может отказываться от еды.
  • Часто дети перестают отпускать родителей от себя.
  • Ребенок отказывается выполнять просьбы, а действия его становятся противоречивыми.

Что чувствует малыш

Иногда трудно бывает понять, чего хочет ребенок, хотя он, в свою очередь, всеми силами пытается выразить собственные желания и потребности. В это время меняются потребности у детей, они перестают понимать, почему родители не замечают этого. Поэтому любая, даже ранее нормальная ситуация, может вызвать у малыша бурю эмоционального всплеска, капризность, истерику.

По ходу проявления самостоятельности развитие малыша ускоряется стремительно. Он начинает открывать для себя, что родители – это взрослые люди, которые отличаются от него (почему-то взрослым можно больше). Малыш начинает осознавать себя как личность, которую отделили от родителей, и проявлять характер.

Ребенку кажется, что родители запрещают ему грызть провода или брать в рот вещи с пола (земли) потому, что его не любят. Ему еще трудно понять, что существует список запрещенных предметов, мест. Он уверен, что родители препятствуют познанию мира.

Также в этот период возрастает потребность командовать взрослыми, подражать им. Это может проявляться в нежелании ложиться спать, есть он хочет играть вместо прогулки или общаться, а родители его не понимают, что вызывает обиду и злость, и нежелание быть послушным.

Ребенок может обижаться, если ему давать подсказки: вот как нужно обращаться с книжкой, игрушкой. В то же время он может повторять, копировать действия родителей.

Именно в этот период взрослым необходимо обернуть кризис в свою пользу, то есть научить малыша самостоятельно мыть руки, держать ложку, нажимать на дверной звонок. Каждый родитель должен понимать, что воспитание ответственности и самостоятельности в ребенке начинается с самого раннего детства.

Во сколько начинается

Согласно таблице периодизации советского психолога Л. С. Выготского разделяются следующие этапы раннего развития детей.

Период Психическая деятельность Какая психическая сфера в большей мере развивается
От 0 до 1 г Непосредственное эмоциональное общение Личностная. Имеет потребностно-мотивационное направление.
От 1 до 3 лет Предметно-манипуляционная деятельность Интеллектуальная: речь, процессы мышление.

На границе между этапами раннего развития начинается кризис 1 года. В каждом отдельном случае время возникновения перелома индивидуально, так как дети развиваются по-разному: одни начинают ходить с 8 мес., другие – с 14. Однако психологи считают, что начало кризиса первого года жизни, может стартовать с девяти месячного возраста. Средним показателем считается 1 год.

Когда заканчивается кризис 1 года у ребенка?

Кризис 1 года у ребенка начинает идти на спад с приблизительного возраста в полтора года. Переломный момент наступает тогда, когда малыш сможет адаптироваться к новым для себя ощущениям, навыкам, умениям. После волнений настает непродолжительный стабильный период развития, который заканчивается новым кризисным витком в возрасте после 2 лет.

Как понять ребенка в кризисный период?

Каждый родитель должен понять, что данный этап развития ребенка является неизбежным. Любой малыш вынужден в обязательном порядке научиться взаимодействовать с окружающим миром, отождествлять себя в нем, и потихоньку усваивать то, что ему дозволено.

В данный период родителям советуют психологи дать возможность ребенку проявлять самостоятельность. Несмотря на то, что малыш испачкается, когда будет кушать, все равно ему следует делать это самостоятельно.

Также необходимо в этот период установить границы разрешенных действий, и сформировать запреты. Причем запреты должны касаться только безопасности малыша. Несмотря на взросление то, что было запрещено ранее, обязано таким же оставаться и, наоборот.

Психологи советуют использовать игры как один из элементов воспитания. Так игровая деятельность облегчает протекание любого кризиса. В игры могут входить следующие манипуляции: разыгрывание спектаклей на тему безопасности (как это может отразиться на игрушках), размышления на подобные темы, поиск аналогий в реальных ситуациях.

Также в этот период одним из важных аспектов является разговор, развитие речи через название предметов, эмоций и чувств с использованием мимики и жестов. Именно тогда дети лучше всего стараются копировать взрослых, поэтому их рекомендуют психологи обучать на собственном опыте.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

Кризис в психологии описывается, как позитивное явление в развитии детей, которое связано с трансформациями личности, самопознанием и развитием. При этом визуально внешне заметными считаются негативные проявления процессов, хотя при них в то же время происходят качественные изменения.

Психолог Е. Н. Корнеева дает родителям следующие советы, как пережить кризис в 1 год:

  • не нагружать малыша большим количеством запретов (они должны обеспечивать ему безопасную среду для познания внешнего мира);
  • не нужно сосредотачиваться на желании подчинить ребенка своей воле, заставить слушаться, лучше переключить его внимание на другие предметы;
  • главная задача родителей в этот период – отказ от роли посредника между окружающим миром и ребенком, а вместо этого стать помощником (больше рассказывать, показывать, что можно делать с тем или другим предметом);
  • взрослые должны научиться действовать не вместо малыша, а вместе с ним.

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать?

Кризис 1 года у ребенка часто сопровождается ситуациями, когда малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это явление относится к признаку развития перелома, который должен со временем пройти. Возможно, что в такие периоды придется отложить какие-либо походы или встречи, или же брать ребенка с собой.

Психологи не советуют оставлять малыша в дома с кем-либо из близких в слезах или истерике. Начиная от рождения, ощущение материнского тепла рядом относится к основополагающим потребностям ребенка, которое олицетворяет собой пищу, защиту, уют.

В процессе эволюционного развития человека выживали только те дети, которые не давали своим мамам далеко уйти, кричали, чтобы подозвать, не выявляли желания остаться в одиночестве. Те же самые понятия на уровне инстинктов выявляются у современных детей.

Ребенка после года можно оставлять без матери в привычных условиях, если его увлечь интересными занятиями. Следует акцентировать внимание, что остаться без матери сможет лишь тот малыш, который ощущает себя под защитой.

Поэтому очень важно, чтобы в качестве няни выступал хорошо знакомый человек, к которому существует узнавание и симпатия. Если малыш не будет ощущать себя в безопасности с человеком, который за ним присматривает, то в очередной раз он станет упорно цепляться за маму и не захочет разлучаться с ней.

Бывает, родители стараются объяснить цели, место и время своих отлучек, но маленький ребенок еще не может все это осознать. Поэтому, начиная с 1 года, малышу потребуются напоминания, помогающие поддержать незримый контакт с мамой в ее отсутствие. В качестве привязок могут служить фотографии или личные вещи родителей.

Shy cute baby with mother, holding her knees

Психологи утверждают, что единственным навыком, на который сможет опереться малыш является его личный опыт разлуки с мамой. Если эта практика окажется негативной, то без истерик при каждой следующей отлучке мамы не обойтись.

Если же родители мало отлучались из дома без ребенка и не оставляли его под надзором других людей, то ощутимые долговременные отлучки могут нанести ему психологическую травму.

Психологи рекомендуют ряд правил, которые помогут легче переносить расставания с детьми:

  • Сначала необходимо пройти подготовительный этап. В ходе него можно играть в прятки: когда мама, начиная от нескольких секунд до нескольких минут, исчезает в другой комнате, а затем появляется.
  • Отлучки из дома родителей должны быть регулярными, то есть ребенок, таким образом, будет постепенно привыкать к тому, что он остается с другими людьми.
  • Непременно следует вырабатывать ритуал прощания перед выходом с малышом. Дети должны наглядно понимать, что мама отлучается, а потом возвращается. При этом очень важна уверенность мамы в своих поступках, чтобы он не сомневался, что она обязательно вернется.
  • Периоды расставаний психологи рекомендуют увеличивать понемногу, начиная с нескольких минут.
  • Накануне отлучки нужно уделить малышу внимание.
  • Если расставание предусматривается надолго, то лучше продумать связь. В качестве напоминания может использоваться фотография мамы, ее вещь.
  • Оставлять ребенка можно только с человеком, к которому у него есть доверие (ни в коем случае не с новой няней).
  • При объяснении продолжительности пребывания без мамы необходимо привязываться к режиму дня (я вернусь, когда ты покушаешь или поспишь).
  • Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за проявление эмоций.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

У ребенка, в связи с взрослением, в кризисный период 1 года часто появляются опасные моменты, которые могут навредить малышу или окружающим:

  • Овладение навыком ходьбы приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для ребенка, они могут вызывать беспокойство у взрослых. Родители, в свою очередь, начинают ставить запреты, которые вызывают дискомфорт у малыша и приводят к нарастанию стремления добиться своего, осуществить желание. Запреты, поставленные ребенку в возрасте 1 года, очень редко достигают своих целей, а наиболее часто вызывают гипобулические реакции, то есть противодействия запретам. Такие реакции порождаются волей и часто сопровождаются протестами. Если ребенка неправильно воспитывают, то протесты перерастают в припадки агрессивного поведения: малыш может упасть на пол, кричать, плакать, отказываться выполнять задания.
  • Опасным также является в период кризиса 1 года непонимание речи малыша со стороны взрослых. Это непонимание также может привести к гипобулическим реакциям.
  • Невозможность отвлечь ребенка от каких-либо предметов или ситуаций, переключить его внимание, относится еще к одному источнику гипобулических реакций.
  • Существует вероятность появления опасности во время копирования ребенком действий взрослого. Очень важным аспектом является невозможность попадания в руки малыша опасных предметов: колющих, режущих, электроприборов. Необходимо перекрыть доступ к розеткам.

Чего нельзя делать при кризисе 1 года у ребенка?

Естественные процессы взросления у разных детей проходят по-разному. У одних они начинаются раньше, у других – позже.

Категорически нельзя в кризисные периоды:

  • Нервничать, кричать на малыша или высказывать ему грубые слова. Необходимо создать для ребенка как можно больше простора для игр и познания окружающей среды.
  • Не рекомендуется вырывать из рук ребенка предметы, которые не предназначены для игр. Их лучше убрать из поля зрения, спрятать повыше.
  • Ни в коем случае нельзя начинать потакать капризам малыша, баловать, так как кризис любой пройдет, а испорченное поведение останется.

Начиная с возраста в 1 год можно приступать к развивающим занятиям с ребенком, то есть приобрести пальчиковые краски, простые музыкальные инструменты, так как именно в кризисные периоды детей привлекает наиболее сильным образом все новое и неизведанное, данный период является благополучным для развития интеллектуальных способностей.

Видео о кризисе 1 года

Что делать с ребенком во время кризиса:

Любой кризис в детском развитии обусловлен противоречием между новообразованиями, которые производятся до конца определенного возрастного периода и определенной социальной ситуацией развития. На 1-м году жизни возникают противоречия между стремлением ребенка к самостоятельности и его зависимостью от взрослого (практической помощи, оценки).

Кризис первого года жизни — кризис, вызванный разрушением необходимости эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым, который проявляется в плаксивости, мрачности, иногда в нарушении сна.

Например, для ребенка, который уже овладел ходьбой, произнес первое слово, предварительные рамки единства с матерью становятся слишком узкими. Итак, становление ходьбы является первым моментом в содержании этого кризиса. Следующий ее момент касается речи. В этот период ребенок еще не является полноценным говорящим, становление его речи, как правило, происходит латентно, продолжаясь так примерно три месяца.

Кризис 1-го года жизни характеризуют особенности проявления эффектов и свободы. В связи с ней у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие реакции могут проявляться особенно интенсивно. У ребенка, которому в чем-то отказано или которого не поняли, резко проявляется аффект (она падает на пол, бьет ногами об нее, начинает кричать, отказывается ходить). Эта реакция направлена против запретов, отказов, прибегая к ней, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду жизни, но использует это иначе.

Кризис 1-го года не характеризуется остротой. Установления новых отношений с ребенком, предоставление ему определенной самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают ее ход.

Важнейшим достоянием 1-го года жизни является способность действовать только под влиянием непосредственно воспринятых объектов, но и аффективно заряженных образов и представлений, возникающих в памяти, т.е. «мотивирующих представлений» (С. Божович), которые являются центральными новообразованиями этого периода жизни. На этой основе возникают собственные, независимые от взрослого, желание ребенка.

Если раньше все, что нужно было малышу, исходило от взрослого и определялось им, то с этого времени он может хотеть то, что совсем не связано со взрослым. Если раньше окружающие предметы становились значимыми и привлекательными преимущественно в руках взрослого, то теперь они привлекают малыша независимо от него. Возникновение этого новообразования обусловлено новыми возможностями ребенка (свобода передвижения) и первыми запретами взрослого.

В этот период разрывается первичный связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, который резко повышает ее собственную активность. Однако эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам, постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить самому ему еще трудно. Взрослый еще нужен ему, но уже по-другому.

Малыш требует не только хорошего отношения к себе вообще, а к его действиям и их реализации — Без оценки и поддержки взрослого он не может чувствовать своей самостоятельности и активности. Этим обусловлена повышенная чувствительность новорожденных к похвале и позора, их обидчивость, требование внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является важным качественным преобразованиям, происходящим в период кризиса первого года жизни.

Основными новообразованиями этого периода развития является формирование языковой структуры (в конце 1-го года ребенок произносит первые слова) и предметных действий (ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира).

По Л. Выготским, речи годовалого ребенка становится автономным. Оно служит мостиком между пассивным и активным речью. По форме общения, по содержанию — эмоционально непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Появление и исчезновение автономного речи знаменует начало и окончание кризиса 1-го года жизни.

Так, в течение младенческого периода происходит интенсивное развитие ребенка. Ведущее значение в психическом развитии приобретает удовлетворение его растущих потребностей в общении с людьми, новых впечатлениях.

Или

1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие.

Она разделила их на 5 подгрупп:

1) трудновоспитуемость – ребенок упрямится, не желает подчиняться требованиям взрослых, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2) у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

3) ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;

4) ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе. Если что-то не получается, ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи;

5) ребенок может быть очень капризным.

Кризис 1-го года жизни влияет на жизнь ребенка в целом. Сферы, на которые влияет этот период, следующие: предметная деятельность, отношения ребенка со взрослыми, отношение ребенка к себе. В предметной деятельности ребенок становится более самостоятельным, его больше начинают интересовать различные предметы, он манипулирует и играет с ними.

Ребенок стремится быть независимым и самостоятельным, он хочет все сделать сам, несмотря на то, что у него не хватает умений. В отношении со взрослыми ребенок становится более требовательным, он может проявлять агрессию по отношению к близким. Посторонние люди вызывают у него недоверие, ребенок становится избирательным в общении и может отказаться от контакта с незнакомым человеком. Отношение ребенка к себе также претерпевает изменения.

Ребенок становится более самостоятельным и независимым и хочет, чтобы взрослые признавали это, позволяя ему поступать в соответствии с собственными желаниями. Ребенок часто обижается и выражает протест, когда родители требуют от него подчинения, не желая выполнять его прихоти.