Физиологическая дислалия у детей

  • Ключевые слова
  • Список сокращений
  • Термины и определения
  • 1. Краткая информация
  • 2. Диагностика
  • 3. Лечение
  • 4. Реабилитация
  • 5. Профилактика и диспансерное наблюдение
  • Критерии оценки качества медицинской помощи
  • Список литературы
  • Приложение А1. Состав рабочей группы
  • Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
  • Приложение А3. Связанные документы
  • Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента
  • Приложение В. Информация для пациентов

Ключевые слова

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

Список сокращений

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия — отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия — общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

Краткая информация

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) .

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже . От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями .

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь . Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) .

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP .

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни .

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста .

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 . По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия .

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 — Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 — Расстройство экспрессивной речи

F80.2 — Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

— связанное с развитием физиологическое расстройство;

— расстройство развития артикуляции;

— функциональное расстройство артикуляции;

— лепет (детская форма речи);

— дислалия;

— расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

— афазия БДУ (R47.0);

— дизартрия (R47.1);

— апраксия (R48.2).

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

— расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

— расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

— расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

— моторная алалия;

— задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

— связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

— связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Из данного расстройства исключаются:

— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

— элективный мутизм (F94.0);

— умственная отсталость (F70—F79);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

— дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— не восприятие слов;

— словесная глухота;

— сенсорная агнозия;

— сенсорная алалия;

— врожденная слуховая невосприимчивость;

— афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

— аутизм (F84.0x, F84.1x);

— элективный мутизм (F94.0);

— умственная отсталость (F70—F79);

— задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

— дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Осмотр делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента.

2.2 Физикальное обследование

  • Рекомендуется консультация врача-невролога

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

  • Рекомендуется логопедическое обследование ребенка .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, а также иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.

  • Рекомендуется оценивать показатели развития речи: речевая активность, звукопроизношение, понимание обращенной речи, активный словарь, развернутость фразы, лексико-грамматический строй речи. Под речевой активностью подразумевается стремление использовать речь для общения, активность в использова­нии средств языка .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень не­соответствия возрасту ребенка. Для оценки понимания обращенной речи ребен­ку предлагается с помощью только речевой инструкции, показать на картинке предметы, выполнить те или иные действия, постепенно усложняя задания. При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить по­нимание смысла предлогов, различий во времени, числе, падеже.

Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно опреде­лить действие, передать смысловые оттенки.

Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, вре­мен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмо­циональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интел­лект) .

  • Рекомендуется патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.

  • Рекомендуется консультация врача-психиатра (по показаниям) .

Уровень убедительности рекомендаций С, уровень достоверности доказательств III.

  • Рекомендуется консультация врача-сурдолога (по показаниям) .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: при расстройствах речи необходимо комплексное обследование, включающее консультацию сурдолога, который оценивает слух и выявляет его проблемы, при необходимости может быть проведена аудиография.

2.3 Инструментальная диагностика

  • Рекомендуется проведение ЭЭГ .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах.

  • Рекомендуется проведение МРТ головного мозга .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: С помощью МРТ могут быть получены трехмерные изображения головы, черепа, мозга, позвоночника. Магнитно-резонансная томография, выполненная в сосудистом режиме, позволяет получить изображение сосудов, кровоснабжающих мозг. МРТ позволяет улавливать изменения в мозге, связанные с его физиологической активностью. Так, с помощью МРТ может быть определено положение у больного двигательных, зрительных или речевых центров мозга, их отношение к патологическому очагу – опухоли, гематоме (так называемая функциональная МРТ).

2.4 Дифференциальный диагноз

Умственная отсталость

Дети с СРР неудовлетворительно выполняют невербальные тесты и задания, у них недостаточно выражены познава­тельный интерес и стремление к общению, не проявляется активность в использовании жестов и в поддержании игр.

Аутизм

При аутизме нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, и они тоже могут обуславливать нарушение речевого развития. Речь не используется в коммуникативных целях или используется недостаточно. Отмечается неравномерность и асинхронность темпов речевого развития. Фразовая речь может формироваться с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода. Характерны эхолалия, фразы-штампы, ис­пользование глаголов в неопределенной форме или в повелительном наклонении, длительное отсутствие в речи местоимения «я», в речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, наблюдается неспособность к диалогу, дети не задают вопросов. Нарушены произношение звуков, мелодика речи, ритм, темп.

Комментарии: Если нарушение речи обусловлено аутизмом, то выражены и поведенческие нарушения ребенка: он избегает контакта «глаза в глаза», или контактирует кратковременно, может не откликаться на свое имя, не пытается при­влечь внимание других к заинтересовавшему предмету, обращается к другому чело­веку как к неодушевленному предмету, игнорирует попыт­ки взаимодействия или активно отвергает их .

Синдром Ландау—Клеффнера

Расстройство, при котором ребенок с нормальным развитием речи теряет навыки рецептивной и экспрессивной речи. Начало расстройства чаще проявляется в возрасте 3-7 лет, но может возникать в более раннем или позднем возрасте.

Основные клинические проявления связаны с приобретенной афазией и эпилептическими припадками.

В большинстве случаев нарушение речи предшествует появлению судорожных припадков и развивается в течение нескольких месяцев. Эпилептические припад­ки, как правило, присоединяются в течение нескольких недель после развития афазии в виде генерализованных тонико-клонических, атонических, а также парциальных приступов с вторичной генерализаций и без нее. У большинства детей приступы редкие, ночные.

По мере развития заболевания у большинства детей отмечаются нарушения поведения в виде гиперактивности, раздражительности, агрессивности. Харак­терно, что нарушение рецептивной речи довольно глубокое и возникает в начале заболевания.

Комментарии: Диагностика синдрома основывается на данных ЭЭГ, на которой характерными являются изменения в виде высокоамплитудных мультифокальных спайков или комплексов «пик-волна» в центровисочных и центрофронтальных отделах полушарий. Во время сна происходит активация эпилептической активности .

3.1 Основное лечение

  • Рекомендуется логопедическая коррекция .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарии: Занятия с логопедом, а при плохом понимании обращенной речи с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше.

  • Рекомендуется психологическая коррекция .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарии: В первую очередь она направлена на преодоление рече­вого негативизма (нежелания общаться) и логофобии (боязнь общения). Ведущая роль принадлежит игровой терапии.

  • Рекомендуется проведение транскраниальной микрополяризации (ТКМП) .

Уровень убедительности рекомендаций D, уровень достоверности доказательств IV.

Комментарии: Она основана на лечебном применении посто­янного (гальванического) электрического тока небольшой силы на голо­вной мозг.

При ТКМП обеспечивается направленное воздействие на неспецифические системы головного мозга (неспецифические ядра таламуса, мезенцефалическую ретикулярную формацию) для активации не эффективно функционирующего синаптического аппарата нейронов и интенсификации процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры .

После курса лечения ТКМП у детей с СРРР отмечалось увеличение объема активного словаря, количества слов во фразе, улучшался лексико-грамматический строй речи, усиливалось понимание обращенной речи. Звукопроизношение значимо не улучшалось .

3.2 Консервативное лечение

  • Рекомендуется применение Пиритинол в виде суспензии, назначается по 0,2—0,25 мг в день (12—15 мг/кг в сутки) в 2 приема: утром после завтрака и днем после дневного сна и полдника, принимается в течение двух ме­сяцев .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы энцефабола в первые 7—10 дней приема.

Прием в режиме монотерапии позволяет достоверно улучшить показатели экспрессивной и импрессивной речи, речевое внимание, увеличить объем активного словаря и количество фраз в общем недоразвитии речи 1—2 уровня, обусловленном моторной алалией .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов в начале курса рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 6—10 дней.

Использование цереброзилина достоверно улучшает показатели экспрессивной и импрессивной речи, речевого внимания. Объем активного словаря возрастает в 3,5 раза, количество произносимых фраз — в 5 раз.

Анкетирование родителей показало, что у детей уменьшаются церебрастенические нарушения, моторная неловкость, гиперактивность, улучша­ются внимание, эмоциональный контроль и характеристики поведения. Установлено также положительное влияние церебролизина на двигательную сфе­ру и формирование моторных навыков .

  • Рекомендуется применение полипептиды коры головного мозга крупного рогатого скота № 10 в дозе 0,01 г внутримышечно с приемом ежедневно или через день .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарии: оценка результатов клинико-нейрофизиологического применения кортексина и энцефабола выявило более высокую эффективность кортексина в лечении СРРР с преобладанием экспрессивных и импрессивно-экспрессивных наруше­ний речи .

Большинство детей чаще использовали речь для общения, повторяли фразы за взрослыми, меньше прибегали к жестам или больше сопровождали их сло­вами.

Более выраженной положительная динамика оказалась у детей с преимущественным расстройством экспрессивной речи и с расстройством импрессивно-рецептивной речи.

  • Рекомендуется применеие препаратов гопантеновой кислоты: гопантеновая кислота назначается в дозе 2 г в сутки в течение двух месяцев . Гопантеновая кислота в концентрации 100 мг/мл назначается в средней суточной дозе 500—600 мг (30—35 мг/кг) два раза в день в течение двух месяцев в режиме моноте­рапии) .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Реабилитация

  • Рекомендуется применение реабилитационных мероприятий, таких как семейная, групповая и/или индивидуальная психотерапия, регулярные занятия с логопедом и/или посещение логопедической группы дошкольных и школьных учреждений .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Профилактика и диспансерное наблюдение

  • Рекомендуется оценка речевой функции во время профилактических и диспансерных осмотров детей неврологом и логопедом в сроки общей диспансеризации .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерий качества

Уровни достоверности доказательств

Уровни убедительности рекомендаций

Выполнено логопедическое обследование, нейропсихологическое исследование

Проведено ЭЭГ и МРТ исследование

Выполнены занятия с логопедом не позднее 7-14дней с момента обращения

А

Выполнено курсовое медикаментозное лечение ноотропными препаратами

Выполнен динамический осмотр при недостаточной удовлетворенности пациента или наличии нежелательных явлений и определена тактика коррекции

Список литературы

2. Ньокиктъен, Ч. Детская поведенческая неврология: Т. 2 / Нъокиктъен. Ч.— М.: Теревинф, 2010. — 336 с.

3. Billard, С. What should be done when a child cannot learn to read? / Billard C. // Archives of pediatrics. — 2006. — Vol. 13, № 7. — P. 1071-1075.

13. Stromswold, K. Genetics of spoken language disorders / Stromswold K.// Hum. Biol. — 1998. — Vol. 70, № 2. — P. 297-324.

15. Richard, I.H. Can «blue» genes affect mood and movement? / Richard I.H., McDonald W.M. // Neurology. — 2004. -Vol. 63, № 4. — P. 610-611.

17. Башина, В.М. Аутизм в детстве / Башина В.М. — М.: Медицина, 1999. — 240 с.

18. Гузева, В.И. Федеральное руководство по детской неврологии: / под редакцией Гузевой В.И.. — М.: ООО «МК», 2016. — 656 с.:ил.

Приложение А1. Состав рабочей группы

Батышева

Татьяна Тимофеевна

Главный врач городской психоневрологической больницы № 18 Департамента здравоохранения города Москвы

Белоусова Елена Дмитриевна

Д.м.н., профессор, руководитель отдела психоневрологии и эпилептологии МНИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий

Гузева Валентина Ивановна

Главный внештатный специалист детский невролог Минздрава России, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России

Гузева Виктория Валентиновна

Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России

Гузева Оксана Валентиновна

Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России

Дьяконова Елена Николаевна

Доцент кафедры ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия»

Ермоленко

Наталия Александровна

Д.м.н., зав. отделением ДОКБ, гл. детский невролог Воронежской области

Заваденко

Николай Николаевич

Д.м.н., проф., зав. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России

Зыков Валерий Петрович

Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой неврологии детского возраста ГУ ДПО РМАПО

Кузенкова

Людмила Михайловна

Д.м.н., профессор, руководитель отделения психоневрологии и психосоматической патологии, Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Левитина

Елена Владиславовна

Заведующая кафедрой нервных болезней с курсом детской неврологии ВПО «Тюменская государственная медицинская академия»

Скоромец Анна Петровна

Д.м.н. профессор кафедры неонатологии и неонатальной реанимации СПбГПМУ, ДГБ№1, главный внештатный детский специалист невролог Северо-Западного региона России

Чутко Леонид Семенович

Д.м.н. профессор руководитель Центра поведенческой неврологии, Институт Мозга Человека РАН им. Н.П. Бехтеревой

Конфликт интересов: отсутствует

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций

Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:

В данных клинических рекомендациях все сведения ранжированы по уровню достоверности (доказательности) в зависимости от количества и качества исследований по данной проблеме (Таблица П1, Таблица П2).

Таблица П1 – Уровни достоверности доказательств

Уровень

Источник доказательств

I (1)

Проспективные рандомизированные контролируемые исследования

Достаточное количество исследований с достаточной мощностью, с участием большого количества пациентов и получением большого количества данных

Крупные мета-анализы

Как минимум одно хорошо организованное рандомизированное контролируемое исследование

Репрезентативная выборка пациентов

II (2)

Проспективные с рандомизацией или без исследования с ограниченным количеством данных

Несколько исследований с небольшим количеством пациентов

Хорошо организованное проспективное исследование когорты

Мета-анализы ограничены, но проведены на хорошем уровне

Результаты не презентативны в отношении целевой популяции

Хорошо организованные исследования «случай-контроль»

III (3)

Нерандомизированные контролируемые исследования

Исследования с недостаточным контролем

Рандомизированные клинические исследования с как минимум 1 значительной или как минимум 3 незначительными методологическими ошибками

Ретроспективные или наблюдательные исследования

Серия клинических наблюдений

Противоречивые данные, не позволяющие сформировать окончательную рекомендацию

IV (4)

Мнение эксперта/данные из отчета экспертной комиссии, экспериментально подтвержденные и теоретически обоснованные

Таблица П2 – Уровни убедительности рекомендаций

Уровень

Описание

Расшифровка

Рекомендация основана на высоком уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация I уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)

Метод/терапия первой линии; либо в сочетании со стандартной методикой/терапией

Рекомендация основана на среднем уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация II уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)

Метод/терапия второй линии; либо при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии. Рекомендуется мониторирование побочных явлений

Рекомендация основана на слабом уровне доказательности (но как минимум 1 убедительная публикация III уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) или нет убедительных данных ни о пользе, ни о риске)

Нет возражений против данного метода/терапии или нет возражений против продолжения данного метода/терапии

Рекомендовано при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии, при условии отсутствия побочных эффектов

Отсутствие убедительных публикаций I, II или III уровня доказательности, показывающих значительное превосходство пользы над риском, либо убедительные публикации I, II или III уровня доказательности, показывающие значительное превосходство риска над пользой

Не рекомендовано

Порядок обновления клинических рекомендаций – пересмотр 1 раз в 3 года.

Приложение А3. Связанные документы

Данные клинические рекомендации разработаны с учётом следующих нормативно-правовых документов:

1. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. №20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

3. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

4. Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 N 03-132 «О Методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».

Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента

Приложение В. Информация для пациентов

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития. Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции. Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов.

Этапы развития речи нормального ребенка.

  • К 8 мес для экспрессивной речи характерен активный лепет, речевое подражание, слоговая речь; импрессивная речь характеризуется пониманием первых словесных инструкций: «дай», «где», «на».
  • К 10 мес для экспрессивной речи характерны парные лепетные слова, копирование интонации взрослого, для импрессивной речи — понимание разрешения, запрета и ряда других словесных инструкций.
  • К 12 мес экспрессивная речь характеризуется запасом из 8-10 слов; для импрессивной речи характерна предметная соотнесённость слов и конкретных ситуаций, понимание обращенной речи, отдельных инструкций.
  • В возрасте 1 года 3 мес экспрессивная речь характеризуется наличием запаса из 10-30 слов; для импрессивной речи характерно понимание изображения отдельных предметов и ситуаций.
  • К 1 году 9 мес запас слов увеличивается до 60, появляются первые фразы; ребёнок выполняет простые инструкции, узнает предметы на картинке.
  • Бурный скачок отмечают к двум годам. Словарный запас 200-300 слов, появляются первые вопросы. Для импрессивной речи к этому возрасту характерно понимание названия действий в различных ситуациях, двухступенчатой инструкции.
  • К трём годам у большинства детей сформирована фразовая эмоционально выразительная речь. Ребёнок пересказывает простые стихи и сказки. Понимает и употребляет в речи вопрос «почему?», понимает значение предлогов «под», «из», «на», «в» и др.

Коррекция специфических нарушений развития речи требует профессионального подхода с участием логопеда, дефектолога, психолога, психиатра в зависимости от выраженности и типа нарушений, наличия сопутствующих психологических проблем и психопатологических расстройств.

Комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического медикаментозного лечения. В образовательной системе предусмотрены следующие формы оказания помощи данному контингенту детей:

  • логопедические детские сады и дошкольные учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушением речи;
  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с патологией речи («речевые» школы);
  • центры психолого-медико-социального сопровождения.

Создание для ребёнка с раннего возраста социально-психологических условий для нормального речевого развития.

Слоговая структура слова. Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре.

Нарушение слоговой структуры слова- это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР, но может быть также и у детей с ФФН. Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам:

1г.3 мес.-1г.8мес. Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: га-га, ту-ту.

1г. 8 мес.-1г. 10 мес. Воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускаются один из слогов: мако (молоко).

2г. 1 мес.-2г.3 мес. В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась).

2г. 3 мес.- 3г. Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В случае патологии данные возрастные нарушения не исчезают к 3 годам из речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

— правильно произносимые слова: мама, дай;

— слова- фрагменты: мако (молоко);

— слова- звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

— абрисы слов папата (лопата);

— слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушение количества слогов в слове:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на” — луна), в его середине («гуница” — гусеница), слово может не договариваться до конца («капу” — капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка” — каша, «пи” — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными («пувица” — пуговица):

— опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник” – поросёнок; «сахрница” — сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

— увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава” — трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы » раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил” — дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

— перестановка слогов в слове («деворе” — дерево);

— перестановка звуков соседних слогов («гебемот” — бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

3. Искажение структуры отдельного слога:

— сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута” — капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул” — стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

— вставка согласных в слог («лимонт” — лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан” — капитан; «вевесипед” — велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама” — панама; «вввалабей” — воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница” — холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Вопросами коррекции слоговой структуры слова занимаются многие современные авторы. В методическом пособии С.Е.Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей” автор описывает причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы. Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирования слоговой структуры слова, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает приём мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Даётся порядок освоения слов со стечением согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учётом программ логопедического обучения. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками”, где автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова. (Типы слогов по А.К.Марковой).

В учебно-методическом пособии «Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания” Н.В. Курдвановской и Л.С. Ванюковой освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал подобран авторами таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведённый иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.

В своём пособии «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей” З. Е. Агранович также предлагает систему логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Автор складывает всю коррекционную работу из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и выделяет два основных этапа:

— Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; На данном этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1. Игры и упражнения на концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти.

2. Работа над ритмом: а) Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике; б) Сосчитай, сколько раз я хлопнула в ладоши; в) Воспроизведение определенного ритмического рисунка

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического прасксиса рук: выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак-ребро-ладонь)

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой- ребро правой руки).

6. Графические упражнения на переключение. (например, продолжи строчку)

Работа на вербальном материале.

2. Детей обучают различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

3. Проговаривание прямых и обратных слогов, закрытых и открытых (да-да, ма-па, пап- ап ).

— Собственно коррекционный этап. (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит «включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата.

Работа на уровне гласных звуков.

1. Произнеси А столько раз, сколько точек на кубике.

2. Произнеси О столько раз, сколько логопед хлопнул в ладоши.

3. Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда.

4. Выделить ударный звук: АУА, АУА…

5. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом

6. Логопед отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.

Работа на уровне слогов.

1. Составление слогов из предложенных букв (Игра «Кто больше?»).

2. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов.

3. Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог)

4. Сосчитай сколько слогов я произнесла.

5. Назови ударный слог.

6. Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше (меньше), чем я?»)

7. Чтение цепочек слогов.

8. Запоминание и повторение цепочки слогов.

9. Придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС

10. Скажи наоборот.

11. Игра «Кто быстрее?» Ребенок должен быстро найти и прочитать слог, заданный логопедом, среди других слогов.

12. Запись цепочки слогов и подчеркивание гласных, согласных и т.д.

Работа на уровне слова.

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно- ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Следует обратить внимание и на формирование связного высказывания- объединение двух слов в одно предложение.

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает следующую последовательность:

— Двусложные слова из открытых слогов (вата);

— Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

— Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

— Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

— Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);

— Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

— Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

— Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

— Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

— Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);

— Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

— Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза);

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:

Поезд

Логопед предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:

1 вагон — слова, состоящие из одного слога,

2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,

3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.

Прятки

Логопед демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слог

Цветок

Логопед предлагает составить слова из слогов, которые напечатаны на лепестках цветка.
В саду распустился красивый цветок
Он красный и синий имел лепесток,
На каждом из них был написан слог,
Чтобы слово составить каждый смог.
ЗА-, МОК-, РО-,ТА-, ВА-. (замок, ваза, роза, вата и др.)

Калейдоскоп слов

Игра проводится в форме соревнования между командами или детьми. Логопед демонстрирует на листе картинки с разным количеством слогов. (от 1 до 4-х), после этого команды по очереди бросают кубик, где точками(от 1 до 4-х) обозначены количество слогов, дети называют слова с таким количеством слогов. Каждое правильно названное слово отмечается фишкой. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.

Найди слог

Логопед предлагает детям найти потерявшийся слог. Детям, не обладающим навыками чтения, слова проговариваются.
Пример: Ма…на, иг…ка, те..визор, ка…даш, пира…да, во…та.

Потерялся слог куда-то.
Изменилось слово — ждёт.
Может, слог найдут ребята,
Кто же слово нам спасёт?

Снежинки

Зашифрованные слова

На доске или на карточках написаны «заколдованные»слова, нужно «расшифровать» слово, прочитав его правильно (без лишнего слога).Дошкольникам можно демонстрировать картинки, проговаривая слова.

Сапохар, васуренье, балиранки, пиророжок, сухарири и др.

Найди слово

Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.

Урожай

Урожай собрать пора,
Не зевайте, детвора,
Слово верно называйте
И картинки выбирайте!

Тематический марафон

Логопед предлагает детям назвать слова с определённым количеством слогов по заданной теме: «посуда», «одежда», «игрушки», «транспорт», «дом» и т. д.. При трудностях можно выставить картинки по теме. Пример: «Игрушки»: 1слог-гном, мяч; 2 слога- кукла, домик; 3слога- коляска,машина;4 слога- пирамида, велосипед.

Ласковое слово

Нужно изменить слово так, чтобы в каждом стало 2 слога. Пример: дом-домик, гном-гномик. Сад, лист, куст, мак, дождь, мост и др.

Кубик

Логопед выставляет картинки (карточки со словами) с разным количеством слогов. Учащиеся по очереди бросают кубик, называют число и выбирают слово, состоящее из такого же количества слогов.

Найди пару

Каждый учащиеся чётко по слогам называет своё имя. Затем расходятся. По сигналу , каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьём имени столько же слогов.

Пирамида

На наборном полотне помещают ряд картинок. Детям предлагается построить пирамиду, где в первом ряду будут слова, состоящие из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех, в четвертом — из четырех. Слова: вата, дом, снегири, Буратино, кот, муха, машина.

Кто дальше?

Дети выстраиваются шеренгой, им предлагается вспомнить или придумать слова с разным количеством слогов. На 1 шаг нужно назвать слово, состоящее из одного слога, на второй — из двух и т. д.

Закончи слово

Логопед просит закончить начатое им слово. Можно разделить детей на 2 команды и проводить игру в виде соревнования.

ра — ма
— кета
— бота
— дуга
— дость и т.д.

Помоги слову

Поймай мяч

Логопед подбрасывает мяч с детьми, называя первую часть имени ребенка, а ребенок — заканчивает. Ко-ля; Пе-;Ле-; Ка-.

Угадай имя

Логопед говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или 3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.

Мое имя

Предлагается детям произнести свое имя по частям:

а) прошагать его;

б) протопать одной ногой.

в) прохлопать.

Найди игрушку

Логопед выставляет карточки — схемы слов (1,2,3 слога). Детям предлагается в группе выбрать игрушки, название которых содержит такое количество слогов.

Угадай-ка

На наборном полотне выставляются картинки — отгадки. Логопед предлагает загадку и показывает схему слова — отгадки. Ребенок должен среди предложенных картинок выбрать отгадку, поставить рядом со схемой и назвать слоги.

Придумай имя

Логопед предлагает картинки с изображением детей. Нужно придумать имена, состоящие из определенного количества слогов (2, 3). Схемы слов выкладывают на доске.

Косноязычие – это заболевание, которому подвергнуты миллионы людей со всего мира. Проблемы с речевым аппаратом могут иметь как взрослые, так и дети.

В статье пойдет речь о понятии этого недуга, его формах, причинах возникновениях, в возрастных особенностях, а также способах его лечения.

Понятие «косноязычие»

Под косноязычием подразумевается недостатки речи, которые проявляются в результате неправильного произношения слогов или звуков.

Во время крайне степени развития заболевания речь человека нельзя понять. Она становится полностью неразборчивой.

При протекании косноязычия средней тяжести речь становиться внятной, но обладает неприятными оттенками во время слуха разговора.

Формы косноязычия

Это неприятная болезнь для человека. В медицине существуют такие разновидности косноязычия как:

  1. Болезнь моноформного типа. Проблема говорения слов с шипящими или звенящими звуками.
  2. Полиформного типа. Затруднения с выражением отдельных букв из различных групп.
  3. Физиологическое косноязычие. Встречается у детей, возрастом до пяти лет и характеризуется неразвитостью речевого аппарата ребенка. В 90% случаев заболевание проходит самостоятельно, с возрастом.
  4. Функциональное косноязычие. Проблема вызвана нарушением работы слухового аппарата, центральной нервной системы или артикуляции.
  5. Заболевание органического типа. Врожденные, приобретенные или генетические артикуляционные дефекты.

Причины косноязычия

В медицине существует порядка девяти причин развития косноязычия. К ним относят:

  1. Продолжительные заболевания, хронического типа. Частые: простуда. Проблемы в пищеварительной системе. Следствие – неврологические и физические слабости организма.
  2. Педагогические упущения опекунов, которые связаны с отсутствием необходимого внимания на правильном произношении слогов, звук и букв ребенком в раннем возрасте.
  3. Многоязычные семьи, в которых родители разговаривают на разных языках.
  4. Подражание людям, имеющие проблемы с произношениями слов, звуков или слогов. (Родители, друзья, педагоги, старшие товарищи, братья, сестры)
  5. Фонематические нарушения слуха.
  6. Нарушения в строении зыка, зубов, десен и других элементов аппарата речевого типа.
  7. Плохая наследственность.
  8. Нарушения, появившиеся в развитии плода в утробе матери.
  9. Полученные травмы на протяжении жизни.

Возрастное косноязычие

Эта болезнь может встречаться у людей, как в детском, так и в зрелом возрасте. Разберем каждый случай в отдельности.

Косноязычие у взрослых

Проблемы с речевым аппаратом у взрослых людей разделяются на два вида причин, которые связанны с их провоцированием. Основные причины косноязычия у взрослых:

  1. Черепно-мозговые травмы.
  2. Поражения частей артикуляционного аппарата (зубы, нос, горло, губы и т.д.).
  3. Проблемы в работе центральной нервной системы.
  4. Наличие заболеваний, связанных со слуховым аппаратом.

Болезнь может проявиться и после перенесения человеком таких заболеваний как:

  1. Вирусные инфекции острого типа.
  2. Мозговые опухоли.
  3. Инсульты.
  4. Тромбозы.
  5. Травмы во время родов.
  6. Альцгеймер.
  7. Паркинсон.
  8. Прием лекарств-антибиотиков, которые могут иметь ототоксические действия. Следствие – ухудшения слуха, речевые расстройства.
  9. Наличие нейроинфекций.
  10. Ботулизм.
  11. Сосудные спазмы в головном мозгу.
  12. Состояние прединсультного типа.
  13. Длительный алкоголизм.
  14. ДЦП.
  15. Эпилепсия.

Факторы, которые могут быть причинами возникновения косноязычия у взрослых:

  1. Стрессы.
  2. Недоразвитость речи 1-3 степени в юном возрасте, которые оставили недолеченными.
  3. Умственные отсталости.
  4. Невроз.
  5. Длительные депрессии.
  6. Испуги.
  7. Приступы истерии.
  8. Систематическое употребление транквилизаторов или антидепрессантов.
  9. Заболевания психики.
  10. Плохая наследственность.

Косноязычие у детей

Косноязычие у детей может развиваться по ряду причин. В одном случае это может быть связанно с нарушениями строений органов, которые относятся к речевому аппарату, в других – следствие неправильного воспитания малыша.

Данное нарушение разделяется на:

  1. Физиологическую форму. Недоразвитость структур механического типа, которые поддаются коррекции по мере взросления ребенка.
  2. Механическая форма заболевания. Патологии речевого аппарата, которые приобретены врожденно или генетически.
  3. Функционального типа. Отсутствие патологий в речевом аппарате. Неправильное произношение слов, звуков или слогов ребенком.

Функциональная форма делится на два типа:

  1. Заболевание моторного характера. Функциональные нарушения речевого аппарата ребенка. Во время разговора, язык, губы или челюсть двигается неправильной. Является первой причиной звуковых искажений.
  2. Болезнь сенсорного типа. Неправильное функционирование речевого аппарата, в случае чего происходит звуковые разделения на несколько частей, похожих друг на друга. Из-за этого ребенок не может правильно повторить звуки или слога.

Не исключены случаи наслаивания двух типов функционального косноязычия у детей друг на друга. Ребенок может не только некорректно слышать звуки, но и физически неправильно их выговаривать.

Существуют и неправильное произношение твердых и мягких звуков, когда ребенок заменяет согласные мягкого типа, на сдвоенные твердые гласные (или наоборот).

На практике встречается мономорфная или полиморфная форма нарушения. Это неправильное выговаривание одного или нескольких звуков.

В случае с заболеванием полиморфного типа – это нарушение произношения двух и более звуков.

Далее можно почитать – Нарушения речи ФФНР — причины, симптомы, методы коррекции

Как избавиться от косноязычия

Для того, чтобы самостоятельно избавиться от этого недуга (если у вас легкая степень болезни), существует несколько простых упражнений, которые помогут вам в этом.

Представим вашему вниманию самые эффективные из них.

  1. Чтение вслух. Упражнение помогает улучшить артикуляцию произношения слогов. Возьмите в руки книгу, журнал или другой источник текста и по одному часу в день читайте громко, быстро и выразительно его вслух.
  2. Чтение про себя помогает расширить словарный запас. Процедуру нужно проводить не спеша, стараясь уловить весь смысл произведения. Находя слова, которые незнакомы, их нужно запоминать и учить.
  3. Прослушивание своего голоса со стороны. Это упражнение помогает понять свои речевые дефекты, которые присутствуют у вас во время разговора. Для этого делайте пересказы любимых вам текстов посредством диктофона.

В других случаях лечение косноязычия предусматривает походы к логопеду для назначения индивидуального лечения для каждого пациента. Не стоит заниматься самолечением дома, имея запущенные формы недуга. Это не принесет положительного результата.

Логопед может назначить как комплекс упражнений для лечения косноязычия у детей, или взрослых, так и прием медикаментозных препаратов (в комплексной терапии лечения заболевания).

В отдельных случаях предусматривается хирургическое вмешательство.

Дислалия — это дефекты произношения, возникающие при совершенно здоровом слухе и сохранности иннервации речевого аппарата. Обычно подобные вербальные отклонения можно наблюдать у детей дошкольного возраста и младших школьников. Проявляются они искажением, смещением, замещением или полным отсутствием одного или нескольких звуков устной речи.

Типы нарушений и их симптомы

Такой термин, как «звукопроизношение» охватывает собой фонетическое (звуковое) оформление разговорной речи и речедвигательные навыки. Среди различных расстройств звукопроизношения чаще всего можно встретить отдельные аномалии ее звукового оформления, в то время как другие операции высказываний остаются естественными. Нельзя не принимать во внимание, что дислалия сегодня остается одним из наиболее распространенных логопедических нарушений, которые не связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы или слухового аппарата.

Симптоматику заболевания в каждом случае определяет конкретная форма патологии. В соответствии с классификацией заболевания различают физиологическую, механическую (или органическую), а также функциональную дислалию.

При этом физиологическая дислалия обуславливается возрастной невнятностью речи ребенка. Механическая же вызывается врожденными или приобретенными отклонениями в строении и развитии речевого аппарата.

Причины дислалии

Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.

  • В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
  • Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
  • Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как составляется характеристика речи на детей с ОНР?

Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.

  • Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
  • При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.

Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.

Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:

Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: учимся с ребенком выговаривать букву Р). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.

Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: как лечится короткая уздечка у новорожденного?). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

  • Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
  • Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках. Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
  • Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
  • Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
  • Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
  • Умственные отклонения.

Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.

Обследование

В результате подобного обследования специалистом может быть сделан вывод о наличии или отсутствии патологий.

Исследование заболевания начинают с того, что собирают полную информацию о течении беременности у матери ребенка. Тщательно анализируется история развития самого ребенка и перенесенные им в разное время болезни. Врач-логопед проводит зрительный осмотр маленького пациента, в ходе которого изучает строение и уровень подвижности речевого аппарата малыша, после чего предлагает ему выполнить несколько упражнений по подражанию.

Анализ уровня развития устной речи специалист проводит с помощью специально разработанных для выявления аномалий произношения дидактических материалов. Определяется природа существующих у малыша нарушений в различных позициях. Кроме того, оценивается фонематический слух маленького пациента, то есть его умение различать звуки, без которого невозможно нормальное понимание смысла сказанного. При постановке диагноза указывается не только форма, но и тип заболевания.

Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.

Лечение и профилактика

Способы лечения нарушения звукопроизношения определяются в зависимости от этиологии заболевания.

  • В случаях механической дислалии терапия будет направлена на исправление прикуса, коррекцию уздечки хирургическим путем и т.д. Устранение таких дефектов проводится в стоматологическом кабинете врачом-ортодонтом. Лучший возраст, в котором подобные патологии поддаются исправлению – 5-6 лет.
  • Лечение функциональной дислалии состоит из нескольких этапов, которые проводятся под контролем врача-логопеда. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, на протяжении подготовительного этапа лечения большое внимание уделяется применению специальных педагогических методик. В частности, используют различные способы развития концентрации внимания и памяти. Кроме того, с определенным вниманием следует отнестись к развитию логопедических навыков (распознаванию звуков (фонем) и т.д.).
  • Моторный тип недуга требует проведения специфических занятий с ребенком, ориентированных на совершенствование речевой моторики. Это особый логопедический массаж, специальная артикуляционная гимнастика для выработки правильного выговора и прочее (подробнее в статье: как выполняется общая артикуляционная гимнастика для детей?). Не последнее значение в отработке хорошего произношения звуков имеет правильное направление струи воздуха при произношении и развитие мелкой моторики.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится подрезание уздечки у детей?

Дальнейшие действия следует направлять на постановку звуков и доведение их проговаривания до автоматизма, в том числе и в составе отдельных слогов, слов и целых фраз. Одновременно у малыша развивается навык распознавания звуков. Для отработки качественного выговаривания отдельных звуков применяют методы подражания и механическую коррекцию при помощи особого логопедического зонда (подробнее в статье: как делается коррекция дислексии?).

Во время заключительного этапа лечения дислалии особое внимание уделяется психологической составляющей, поскольку должна развиваться способность малыша к коммуникабельности при любых обстоятельствах. Велико также значение педагогической работы для формирования у ребенка уверенности в себе.

В таблице ниже приводятся примеры упражнений для выработки произношения отдельных звуков:

Звук Упражнение
Выработка выговаривания звука «р» Во дворе гора, под горой нора. В той норе крот нору стережет.
Выработка выговаривания звука «с» Сидел воробей на сосне, Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне. До сих пор бы сидел на сосне.
Тренировка выговаривания звука «ж» У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи.
Тренировка выговаривания звука «щ» Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.