Дислексия как лечить у детей

Дислексия у ребенка – как распознать и что делать

/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Как хорошо уметь читать…

  • Что же это такое – дислексия?
  • Дислексия — все дело в мозге
  • Как понять, что твой ребенок – дислексик?
    • Определяем дислексию у дошкольника
    • Определяем дислексию у первоклассника
  • К какому специалисту обратиться, чтобы диагностировать дислексию
  • Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?
    • Упражнения для ребенка с дисфонезией
    • Упражнения для ребенка с дисграфией
    • Упражнения для ребенка с дисэйдезией

Дислексия – диагноз, который в последнее время набирает популярность среди родителей. Стоит успеваемости пойти вниз, как мамы и папы начинают подозревать – проблема в трудностях с чтением. Действительно ли это так, можно ли с этим справиться, занимаясь прилежней, и есть ли таблетка от дислексии?

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

Понятие дислексия достаточно широко. Оно включает в себя:

  • дисфонезию – неспособность соотнести написание и звучания слова (при этом человек понимает смысл написанного слова, опознавая его как картинку, но не соотносит отдельные знаки со звуками);

  • дисэйдезию – неспособность воспринимать написанные буквы, составляющие слово, как единое целое (при этом человек отлично читает по буквам, но не может составить из них слово).

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Часто у ребенка проявляется весь «букет» симптомов, поэтому в практике западной медицины все их считают проявлением одной проблемы – дислексии. Российские специалисты предпочитают рассматривать их как связанные, но самостоятельные диагнозы.

” Важно: дислексия не связана с отставанием в интеллектуальном развитии. Дислексики часто бывают весьма успешны в самых разных областях деятельности.

Однако не стоит рассчитывать, что дислексия сама по себе свидетельствует о каких-то необыкновенных талантах. Сегодня нет никаких доказательств, что дети-дислексики способнее своих сверстников. Но родители пытаются помочь им реализоваться в тех сферах, где неумение читать не препятствует карьерному росту, – так что среди звезд Голливуда есть множество актеров, испытывающих проблемы с чтением.

Дислексики Голливуда: Том Круз, Киану Ривз, Орландо Блум. Квентин Тарантино умеет читать, зато страдает дискалькулией (по его признанию, он до шестого класса даже не мог узнавать время по часам), а Кира Найтли стала лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией.

Дислексия — все дело в мозге

Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.

” Сейчас медики уверенно заявляют: зрение и дислексия – вещи не связанные.

Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.

” Но что вызывает нейрологические проблемы? Вероятно, эта особенность имеет генетические причины. Известно, что среди однояйцевых близнецов вероятность двойной дислексии достигает 70%, в то время как у братьев и сестер – не более 40%.

С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.

Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!

Не все знают, но Стив Джобс, настоящий мессия современного мира гаджетов, был дислексиком – он так и не научился толком читать. Что еще удивительнее, дислексиком, скорее всего, был и поэт Владимир Маяковский, испытывавший большие затруднения с чтением! Что ж, возможно именно эта особенность позволила ему подарить миру особый поэтический язык, которым восхищаются и которому подражают до сих пор.

Как понять, что твой ребенок – дислексик?

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Помните фрагмент из книги Николая Носова «Приключений Незнайки и его друзей», где поэт Цветик учит его сочинять стихи? – Ну, скажи рифму на слово «палка». – Селедка, – ответил Незнайка. – Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах. – Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково… Вот приблизительно так рассуждает и будущий дислексик!

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

Как определить, что первоклассник склонен к дислексии

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

Не болезнь, а особенность

Хотя на протяжении статьи мы пару раз употребили слово «диагноз», дислексия – это не болезнь, а особенность развития. Однако прежде чем обращаться к коррекционной педагогике, проверьте, не упустили ли вы что-то важное.

Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.

Проверьте слух. Полную глухоту и вы, и врачи, разумеется, обнаружите сразу, а вот снижение слуха ребенок может в быту успешно компенсировать. А для формирования навыков чтения это может стать серьезным препятствием.

Обратитесь к неврологу. Быть может, вашему ребенку трудно сосредоточить внимание на интеллектуальной задаче, скучно заниматься в школьном классе, у него синдром гиперактивности. Именно этот врач (вместе с логопедом или дефектологом) может определить, что ребенок – дислексик.

Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?

Прежде всего – выполнять все рекомендации невропатолога и логопеда. Мы же, в свою очередь, посоветуем несколько простых игровых упражнений, которые пойдут на пользу развитию ребенка.

Упражнения для ребенка с дисфонезией

«Первый звук»

Назовите простое слово и предложите ребенку определить первый, второй, последний звук.

«Ловец слов»

Вы перечисляете несвязаные слова, а ребенок подает сигнал каждый раз, когда слышит оговоренное заранее слово.

«Начинается на…»

Придумать как можно больше слов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву.

«Сколько звуков»

Попросите ребенка посчитать звуки в простых словах, где нет мягких гласных, удвоений и других сложностей, которые могут сбить его с толку: нос, рот, рука, корова…

Упражнения для ребенка с дисграфией

«Цепочка слов»

Хорошо известная игра, где нужно превратить одно слово в другое (например, муху в слона), меняя буквы по одной.

«Словесное лото»

Из карточек с половинками слов нужно составлять целые.

«На первый-второй рассчитайся!»

Предложите ребенку читать в тексте каждое второе, третье, пятое слово.

Упражнения для ребенка с дисэйдезией

«Узнай предмет»

На картинке ребенок должен узнать предмет по контуру.

«Найди десять отличий»

Необходимо найти отличия на двух похожих рисунках – такие задания часто встречаются в детских журналах.

Причины легастении у детей, симптомы нарушения, способы лечения

Умение грамотно писать и правильно произносить слова является не только признаком образованности человека, но и своеобразной нормой хорошего тона. Но не все дети и даже взрослые способны освоить эту науку — правописание. Оказывается, что при легастении у человека просто нет возможности писать грамотно. Как жить таким людям в обществе и возможно ли избавиться от этого недуга?

Причины легастении

Родители часто думают, что их ребенок ленится и не хочет учиться писать правильно. Но все не так. Легастения — это психическое расстройство у ребенка с нормальным уровнем интеллектуального развития. Дети-легастеники путают буквы и звуки, они их не могут иногда различить между собой. Особенно те, что похожи по звучанию. При этом у них часто присутствует дислексия и дисграфия.

Причина появления нарушения — проблемы в работе некоторых отделов головного мозга. К нарушению восприятия и обработки информации мозгом приводит его недостаточное кровоснабжение, снижение или увеличение активности отдельных его участков, увеличение плотности мозгового вещества в разных отделах и некоторые другие причины.

Из факторов риска появления недуга психиатры отмечают следующие:

  • Одна половина мозга патологически преобладает над другой половиной;
  • Травмы головы;
  • Заболевания инфекционного характера, которые оказывают влияние на отделы головного мозга;
  • Внутриутробные отклонения в развитии плода из-за гипоксии, внутриутробных инфекции и ряда других причин;
  • Социальные факторы.

Слишком высокие требования от родителей или учителей в школе могут спровоцировать или усугубить развитие этой патологии. У ребенка часто на фоне неправильного отношения взрослых появляются вторичные психопатологии, стрессы и эмоциональное перенапряжение.

Если ребенок физически не может соответствовать тем требованиям в учебе, которые к нему предъявляются, он перестает стремиться к достижению результатов в обучении и начинает привлекать к себе внимание взрослых иными способами и поступками. Как результат — изменение поведения в сторону неадекватности.

Гиперактивность на фоне систематических эмоциональных расстройств является характерной для легастеников. Постоянные неврозы, страх и депрессивное состояние является следствием неправильного отношения взрослых к детям, у которых развита эта патология.

Перед уроками, особенно перед оценочными занятиями, у легастеников могут проявиться психосоматические расстройства — тошнота, рвота и сильная головная боль.

Симптомы нарушения

Как уже отмечалось, легастения является нарушением в работе головного мозга при восприятии и обработке информации при обучении. При этом у ребенка уровень интеллекта может быть даже выше среднего, но стандартные методы обучения для него не подходят.

Симптомы легастении могут значительно отличаться в зависимости и от возраста ребенка, и от уровня его умственного развития. Наиболее часто встречаются следующие признаки:

  • Нарушена мелкая моторика (ребенок неуклюже берет в руку карандаш, ручку, ложку или другой мелкий предмет);
  • Концентрация внимания также нарушена;
  • Трудно запомнить и воспроизвести информацию;
  • Перестановка местами соседних букв при написании или чтении;
  • Пространственное мышление имеет нарушение, понятия «верх-низ» и «право-лево» вызывает сложности с определением.

В дошкольном возрасте у детей легастеников нарушены социальные навыки и координация движений, замедленное усвоение новых навыков и новой информации, возникают трудности в произношении некоторых сложных слов. У детей школьного возраста отмечается замена слов другими, похожими по звучанию и смыслу, путаница в написании слогов, непонимание смысла арифметических знаков и неправильное их использование.

Легастения является сложным заболеванием, симптоматика которого сильно зависит от индивидуальных особенностей каждого отдельного пациента. Она может быть как отдельным недугом, так и сопутствующим расстройством психики при таких заболеваниях, как ДЦП, ЗРП, умственная отсталость и некоторых других.

Диагностика и лечение

При появлении нескольких отмеченных выше симптомов необходимо посетить педиатра, который после осмотра при необходимости направляет на консультацию к узким специалистам: психиатру, невропатологу, логопеду, сурдологу. Диагностика проводится по результатам прохождения тестов на списывание текста, письма под диктовку и зачитывания вслух специально составленного текста.

Специалисты разработали тест, который можно применить для диагностики недуга у детей с трех лет. Его первая часть посвящена проверке внимательности, вторая уделяется способностям, которые необходимы для чтения, письма и арифметики.

Лечение легастении имеет два направления: устранение причины появления недуга и устранение его последствий. Часто назначают прием лекарственных препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, реже рекомендуют антидепрессанты. В любом случае медикаментозное лечение назначается после осмотра узкими специалистами и результатов обследований (ЭЭГ, ЭхоЭг и другие).

В зависимости от степени тяжести выбираются подходящие логопедические корректирующие программы занятий. Они помогут ребенку правильно воспроизводить текстовую информацию. От родителей требуется понимание сути проблемы и уменьшение требований к ребенку.

Обычная или специализированная школа?

Родители легастеника рано или поздно должны выбрать один из вариантов — обучать ребенка в специализированной школе или в обычной. Если есть желание, то стоит выбирать спецшколу. Там учителя имеют высокий уровень подготовки для обучения детей с этим расстройством, они не будут своими действиями наносить психологические травмы ребенку.

Если школьник вынужден ходить в обычную школу, то необходимо предупредить педагогов о наличии и ребенка легастении. Нарушение в написании и чтении слов у такого ученика не является признаком недостаточного умственного развития. Легастеники с успехом способны освоить школьную программу по всем остальным предметам.

Формы и причины дислексии

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС, что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • ЧМТ;
  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать:

  • алалию;
  • дизартрию;
  • афазию;
  • ДЦП;
  • ЗПР;
  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

7 мифов о дислексии, которым не стоит верить

Если ребёнок регулярно приносит из школы плохие оценки по чтению и письму, родители начинают паниковать: наверное, у него дислексия! Но, может быть, он просто ленится или забывает делать уроки. Доктор наук из австралийского университета Маккуори Серж Робиду рассказал о самых распространённых заблуждениях о дислексии в колонке для The Conversation.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Дислексия — довольно распространённое нарушение, которое влияет на способность учиться читать и писать. К примеру, в Австралии дислексией страдает 10% населения. Об этом много пишут и говорят, но всё же часто демонстрируют полное непонимание того, что это за болезнь, и как с ней бороться.

Дислексикам сложно воспринимать тексты с нетипичными для языка словами. Или теми, которые не несут определённого смысла. Они могут путать похожие слова. Им может быть трудно читать и писать — и только. Но у них нет проблем с памятью или с произношением слов.

Между тем, дислексии часто приписывают сразу все проблемы, которые есть у человека с этим заболеванием. И это лишь малая часть заблуждений. Ниже — семь самых распространённых мифов о дислексии.

1. Я плохо произношу слова, потому что у меня дислексия

В определение дислексии часто включают проблемы с произношением слов по буквам. В результате выходит путаница, потому что чтение и произношение всё же разные навыки.

Иногда нужно применить оба навыка сразу — например, при чтении вслух. Конечно, у дислексиков это может вызвать трудности. Но если верить этому мифу, у них должны быть проблемы и с каждым навыком в отдельности. Тем не менее, согласно исследованию, люди могут хорошо читать и плохо произносить слова, и наоборт.

Чтобы не смешивать два разных отклонения, лучше пользоваться отдельными терминами. Сложности при произношении слов по буквам — это признак дисграфии, а проблемы при чтении — дислексии.

2. У меня проблемы с… (укажите проблему), потому что я дислексик

Проблемы с чтением касаются только процесса чтения — казалось бы, это очевидно. Но иногда нарушения в других областях вызывают настолько сильные ассоциации с дислексией, что это заболевание начинают считать причиной.

К примеру, у человека, страдающего дислексией, могут быть ещё и проблемы с памятью. И про него можно сказать: «Он часто забывает свой контейнер с завтраком, потому что у него дислексия». Но если бы плохая память была следствием дислексии, то каждый человек с этим расстройством был бы к тому же и забывчивым.

На одном ресурсе утверждают, что у Леонардо да Винчи была дислексия, потому что большая часть его заметок написана задом наперёд, будто в отражении. Это тоже явный пример необоснованного расширения понятия дислексии.

3. Дислексия проявляется у всех одинаково

Умение читать складывается из нескольких смежных навыков. В процессе чтения нужно распознавать буквы и выстраивать их в определённом порядке, соотносить знаки на бумаге со звуками, понимать смысл слов. Причиной нарушений в механизме чтения может быть проблема с любым из этих навыков.

Есть ли у человека проблемы с восприятием слов, которые он видит впервые? Часто ли по сравнению со сверстниками он совершает ошибки в похожих словах? Легко ли ему даётся понимание прочитанного? Эти вопросы помогают выявить разные виды дислексии, которые не всегда проявляются одновременно.

4. С дислексией можно бороться лишь одним способом

Так как дислексия бывает нескольких видов, способов лечения тоже несколько. Нужно сначала определить конкретную проблему, а потом уже подбирать методику, которая поможет развить недостающие навыки.

5. Вылечиться от дислексии можно с помощью гимнастики

Лечение с помощью физических упражнений, цветных линз или специальной окрашенной бумаги неэффективно. Во-первых, эти методы подразумевают, что дислексия всегда проявляется одинаково. Во-вторых, они не имеют ничего общего с чтением.

Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу

Таких методик очень много и некоторые из них применяются в школах, хотя их эффективность никак не доказана. Современные исследования подтверждают пользу методик, которые основаны на развитии навыков чтения.

6. Фонетика — пустая трата времени

Фонетика учит детей преобразовывать буквы в звуки и составлять из них слова. Это очень важно для дальнейшего развития и профилактики дислексии. Разобравшись, как буквы складываются в слова, читать научиться гораздо легче. Но программы раннего образования не придают особого значения фонетике. В результате детям, склонным к какой-либо форме дислексии, затем трудно учиться в школе.

7. Если кто-то в моей семье страдает дислексией, мне остаётся только смириться

Генетика действительно играет определённую роль в этой проблеме. Но фраза «у меня есть генетическая предрасположенность» не равна фразе «я ничего не могу с этим поделать». В случае дислексии это не одно и то же. Если чётко поставить проблему и начать целенаправленное лечение, дислексию можно преодолеть. И неважно, что стало причиной отклонений.

Как научить ребёнка заботиться о себе

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

Главные отличия французской школы от нашей