Депрессия у ребенка 8 лет
Содержание
- Депрессия у детей до 3 лет
- Депрессия дошкольников – причины и симптомы
- Депрессивные состояния у младших школьников
- Подростковая депрессия
- Методы лечения
- Причины депрессии в детском возрасте
- Симптомы депрессии в детском возрасте
- Лечение депрессии у детей
- Причины
- Симптомы
- Классификация
- Возрастные особенности
- Диагностика
- Лечение
Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.
Депрессия у детей до 3 лет
Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.
Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.
Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:
- гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
- тяжелые заболевания в раннем возрасте;
- генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
- потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
- агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.
У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость
Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.
Депрессия дошкольников – причины и симптомы
По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.
В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.
Симптомы депрессии у дошкольников:
- вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
- стремление побыть в одиночестве;
- ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
- появляются различные страхи и фобии;
- мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.
Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.
Депрессивные состояния у младших школьников
Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.
К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.
Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.
Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.
Симптомы депрессии у младших школьников:
- снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
- избегание контактов со сверстниками, родителями;
- ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
- рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
- необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.
Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.
Подростковая депрессия
Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.
Причины депрессии:
- неудачи в отношении с противоположным полом;
- частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
- внутренние конфликты и противоречия;
- неудовлетворенность собственной внешностью;
- увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
- увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.
Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.
Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.
Методы лечения
Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.
Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.
Как лечить депрессию
- Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
- Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
- Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.
Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.
Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.
Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.
Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.
Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.
Не посещала ли вас мысль, что лучшее средство от депрессии – дать ремня? Не думали ли вы, что ребенок просто капризничает и на это не стоит обращать внимания? И не забудьте поделиться статьей с подругами в социальных сетях.
Детская депрессия – явление, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, тревогу, нежелание что-либо делать родители часто трактуют, как капризы или лень. Если кроха или подросток жалуется на хандру, апатию, упадок сил, беспричинную печаль в течение всего дня, и заметные изменения в поведении сохраняются дольше двух недель, можно предположить о развитии аффективного расстройства. Депрессия в детском возрасте сопряжена с существенными страданиями и приводит к социальной дезориентации малыша.
К настоящему дню отсутствуют точные данные о распространенности депрессии у детей. Предположительно, симптомы, соответствующие критериям аффективного расстройства, присутствуют у 1% малышей в возрасте до 10 лет и у 5% подростков. В последние годы в странах постсоветского пространства наблюдается рост числа заболевших в детской и подростковой категории.
В дошкольном и раннем школьном возрасте соотношение мальчиков и девочек, страдающих депрессией, приблизительно одинаковое. В подростковом возрасте эмоциональным аномалиям больше подвержены девушки, чем юноши. Яркая выраженность депрессивных признаков у ребят в возрасте от 11 до 18 лет часто обусловлена гормональными перестройками организма, характерными для пубертатного периода. Однако изменения, свойственные половому созреванию, не являются ведущей причиной расстройств настроения.
Причины депрессии в детском возрасте
Аффективные расстройства – явления, которые распространяются в семьях. Большинство детей, рожденных от родителей, в анамнезе которых были случаи депрессии, с 50% вероятностью будут иметь проблемы в эмоциональной сфере. Эта тенденция вызвана мутациями в гене-переносчике серотонина (SERT-1), которые прослеживаются у представителей одной семьи. Также редкие вариации гена NKPD1, наследуемого от предков потомкам, определяются у детей с высокими показателями депрессивной симптоматики.
Депрессия у детей и иные невротические расстройства могут быть связаны с нарушениями развития в эмбриональный и фетальный периоды. Заложить фундамент может хронической гипоксии плода, внутриутробные инфекции. Неблагоприятное течение беременности матери, особенно первый триместр, приводит к возникновению дефектов в основных системах жизнедеятельности будущего человека. Фундаментом для аффективных расстройств может стать перинатальная или приобретенная энцефалопатия, приводящая к недостатку снабжения головного мозга новорожденного питательными веществами.
Ведущая причина депрессий в детском возрасте – конфликтная неблагоприятная атмосфера в семье. Частые ссоры родителей являются серьезным испытанием для неокрепшей психики юной личности. Нередко расстройства настроения связаны с отсутствием единого взгляда на стиль воспитания у мамы и папы. Противоречивость требований, бездумное использование «кнута и пряника» расшатывают нервную систему ребенка и угнетают адаптационные возможности организма.
Типичная причина детских депрессий – взросление в неполной семье. Развод родителей и последующий уход одного из предков – тяжелое испытание для малыша. Нередко в таких ситуациях дети винят себя, полагая, что их поведение или, вообще, существование спровоцировало разрыв брачного союза.
Классический «виновник» детских депрессий – отсутствие должного внимания к ребенку со стороны родителей. Многие взрослые настолько увлечены созданием собственной карьеры, что не находят времени для полноценного общения со своим отпрыском. Они не интересуются жизнью малыша, не предлагают помощь в решении проблем, не делятся личным опытом и не дают конструктивных советов. Маленькая личность очень страдает от отсутствия безусловной любви и ласки. Однако ребенок не способен объективно трактовать причины отстраненности предков, и полагает, что из-за каких-то личных особенностей он вызывает чувство неприязни. Тем самым на этом фоне у крохи зарождаются и укрепляются идеи о собственной никчемности, бесполезности, ненужности.
Причиной депрессий у подростков выступают естественные возрастные проблемы. В детских коллективах всегда присутствуют лидеры, которые устанавливают свои правила и диктуют модель поведения. Те дети, которые не соответствуют устоям и нормам данного коллектива, становятся объектами насмешек или вовсе изгоняются из компании. Дефицит нормальных контактов с ровесниками, ощущение себя изгоем формирует у незрелой личности комплекс неполноценности и наводит на меланхоличные размышления.
Пусковым механизмом нередко являются частые переезды, объясняемые особенностями работы взрослых. Постоянная смена места жительства не дает ребенку возможности «обжиться» в новой среде, проявить свои таланты, обрести приятелей и друзей. Отсутствие принадлежности к постоянной детской «группировке» лишает ребенка необходимого для нормального развития общения со сверстниками. Кроха не получает требуемого опыта социального взаимодействия и лишается внутренней гармонии.
Распространенные причины детских депрессий – действие экстремальных стрессовых факторов, которые малыш и подросток трактует, как опасные и непреодолимые. Дать старт аффективным расстройствам могут:
- тяжелая болезнь, инвалидность, смерть близких родственников;
- несчастный случай, в результате которого пострадал близкий человек;
- вынужденное ограничение деятельности из-за опасных заболеваний, травм или проведенных операций;
- разлука с близкими людьми;
- физическое насилие со стороны сверстников или родителей;
- пережитые сексуальные домогательства или надругательства;
- моральный прессинг, исходящий от взрослых членов семьи, преподавателей, членов коллектива;
- пережитая автомобильная авария;
- насильственное ограничение свободы;
- предвзятое отношение учителей, завышенные требования, несправедливая критика.
В подростковом возрасте на первый план выступают вопросы, связанные с внешностью. Юноши и девушки болезненно переживают наличие у них реальных и мнимых дефектов. Для тинэйджеров неприемлема мысль, что они не соответствуют вымышленным стандартам красоты. Они страдают из-за отсутствия модной одежды и крутых гаджетов.
Teenage girl looking thoughtful about troubles in her life.
Нередко манифестация депрессии в подростковом возрасте связана с переживаниями из-за несчастной первой любви. Отсутствие внимания со стороны понравившегося ровесника подталкивает к раздумьям об ущербности. Подросток записывает себя в ряды непривлекательных и неинтересных особ, существенно раздувая размер имеющихся или придуманных недостатков. Однако у тинэйджера отсутствуют внутренние ресурсы для верной трактовки ситуации, нет полезных навыков по коррекции характера и развития личности. Подросток не видит вариантов по изменению положения и фиксирует внимание лишь на негативных аспектах бытия.
Симптомы депрессии в детском возрасте
Депрессия в детском возрасте проявляется многочисленными и разнообразными симптомами. Признаки меланхолии могут присутствовать постоянно или возникать периодически, например: при смене времени года. Интенсивность депрессивных проявлений вариабельная и зависит от темперамента ребенка, возраста, социального окружения, условий жизни.
Первичные симптомы детской депрессии – лабильность эмоционального фона. Родители замечают, что у их отпрыска часто и беспричинно меняется настроение. В один миг малыш веселится и смеется, в последующее мгновение грустит и плачет. По мере усугубления расстройства становится отчетливым подавленное мрачное настроение. Юная личность перестает радоваться жизни и воспринимает явления в черных тонах. Его одолевает скука и апатия. Ребенок не интересуется происходящими событиями, не хочет общаться с приятелями, не играет в обычные для его возраста игры, не радуется подаркам.
Симптомы депрессии у детей – нервозность и раздражительность. Малыш или подросток очень бурно реагирует на сообщения в его адрес. Все слова других людей он воспринимает, как обидные, оскорбительные несправедливые фразы. Дошкольники и младшие школьники становятся капризными и устраивают истерики, сопровождаемые потоком слез. Депрессивный подросток ведет себя враждебно и агрессивно, особенно по отношению к членам семьи. Он недоволен тем, как к нему относятся окружающие, сомневается в любви родителей.
При депрессии маленький человек воспринимает себя никчемным и неспособным существом. Его одолевает чувство безнадежности. Он уверен, что в будущем ему не удастся добиться каких-то значимых результатов. Ребенок перестает прикладывать усилия, необходимые для освоения учебного материала. Отсутствие мотивации к учебе дополняет ухудшение когнитивных способностей – явление, характерное для аффективных расстройств. При депрессии ученик не способен сконцентрировать внимание на одном задании, он становится невнимательным и неусидчивым, что отражается на качестве его знаний.
Депрессивный больной выглядит заторможенным и вялым. Ребенок, охваченный депрессией, жалуется на разбитость и слабость. Он указывает, что быстро устает от типичных нагрузок. Ученик, страдающий депрессией, может отказываться ходить в школу, говоря, что он не понимает информацию, подаваемую преподавателями. Он считает себя глупым, неспособным, плохим. При выраженных аффективных расстройствах появляются идеи самообвинения. Школьник упрекает себя в том, что он не может овладеть учебной программой.
Часто малыш пребывает в состоянии заторможенности. Ребенок может часами сидеть на одном месте с печальным выражением лица. На смену моторной и умственной заторможенности приходят периоды ажитации. Ребенок становится суетливым и непоследовательным в действиях. Он долго безутешно плачет, причитает, стонет, требует помощи от окружающих.
В сравнении с взрослыми у детей реже встречаются нарушения аппетита и проблемы со сном. Однако в подростковом возрасте на фоне депрессии юноша или девушка может отказываться от еды или, наоборот, испытывать возросшую потребность в пище. Маленькие дети жалуются на появление у них пугающих сновидений.
Типичные признаки детской депрессии – симптомы вегетативной дисфункции:
- головная боль;
- головокружение;
- дискомфорт и болезненные ощущения в области живота;
- усиление выделения пота;
- чувство зябкости;
- изменение сердечного ритма;
- частые позывы к мочеиспусканию.
Неприятные телесные ощущения при проведенном врачебном осмотре не соответствуют критериям известных соматических и неврологических болезней.
Для депрессий в младшем детском возрасте характерна низкая частота попыток самоубийств. Однако у подростков риск свершения суицида значительно возрастает. Решение о самоубийстве тинэйджер, как правило, принимает при существовании острых психотравмирующих факторов: сильной ссоры, избиения, изнасилования.
Лечение депрессии у детей
Роль медикаментозного лечения детских депрессий невысокая, поскольку большинство психотропных препаратов запрещено применять лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Ребенку могут быть назначены антидепрессанты растительного происхождения. Детям старше 6 лет рекомендован прием медикаментов на основе экстракта зверобоя. Содержащиеся в растении гиперфорин, псевдогиперицин и гиперицин способствуют улучшению работы центральной нервной системы и вегетативных отделов. Эти элементы помогают устранить подавленность, эмоциональное истощение, общую слабость.
Поскольку ведущей причиной детских депрессий выступают психогенные факторы, вызывающие интенсивный стресс, основной акцент в лечении сделан на психотерапевтической работе и психологической коррекции. Задача психотерапевта – выявить негативные компоненты в мышлении ребенка, установить нефункциональные установки и деструктивные идеи. После выявления разрушающих звеньев в сознании врач помогает маленькому пациенту провести их преобразование.
Работа специалиста также ориентирована на улучшение самооценки ребенка. Врач мотивирует малыша на принятие своей индивидуальности и рассказывает, каким образом он может раскрыть таланты и добиться авторитета среди ровесников. Психотерапевт обучает депрессивного больного навыкам контроля над своими эмоциями и поведением. Ребенок узнает, каким образом можно снять нервное напряжение и обрести внутреннее спокойствие.
Основное условие для устранения депрессивного статуса у ребенка – устранение психотравмирующих факторов. Родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку, приложить усилия для создания доверительных отношений между поколениями. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка. Взрослым следует избавиться от привычки критиковать своего отпрыска и не выдвигать ему невыполнимых требований.
Соблюдение режима дня – основное условие для преодоления детской депрессии. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.
Прекрасный способ справиться с депрессией – содействовать малышу или подростку в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы их чадо регулярно пребывало на свежем воздухе. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.
Психические расстройства, согласно статистике, молодеют с каждым годом. Специалисты с тревогой говорят об общей невротизации населения почти всего земного шара. Современному ребёнку приходится жить в постоянном информационном потоке, испытывать запредельные нагрузки в школе, не видеть целыми днями родителей, пропадающих на работе. Неудивительно, что многие из них оказываются в тисках стресса.
В середине прошлого века даже не задавались вопросом, бывает ли депрессия у детей, считая данное психоэмоциональное заболевание сугубо взрослой проблемой. Однако в начале 90-х XX в. многие психотерапевты выступили с заявлением о том, что ей подвержены подростки в силу своего возраста. Сейчас такой диагноз ставится даже дошкольникам, и это уже ни у кого не вызывает удивления.
Причины
Существует огромное количество факторов, на фоне которых у детей развивается депрессия. Наиболее чувствительным бывает достаточно одного из них, чтобы впасть в отчаяние. Но в большинстве случаев давление оказывает сразу несколько. Для эффективного лечения необходимо выяснить, какие причины запустили этот механизм, чтобы по возможности устранить их.
Семейные проблемы:
- развод родителей;
- постоянные ссоры, скандалы, драки;
- непонимание, отсутствие поддержки;
- недостаток внимания, любви, заботы;
- авторитарный стиль воспитания, слишком жёсткие наказания, завышенные требования;
- давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников;
- появление второго ребёнка — детская ревность;
- смерть кого-нибудь из семьи.
Трудности в школе:
- неспособность освоить школьный материал;
- чрезмерные нагрузки (физические и эмоциональные);
- синдром отличника;
- неприемлемость личности или стиля преподавания учителя;
- ситуации несправедливости;
- школьная дезадаптация;
- переход в новую школу.
Межличностные конфликты:
- буллинг;
- конфликты с одноклассниками / родственниками / противоположным полом;
- отсутствие друзей, одиночество;
- несчастная любовь;
- предательство близкого человека;
- сложности в заведении новых знакомств;
- социальная дезадаптация.
Внутреннее состояние:
- низкая самооценка, многочисленные внутренние комплексы;
- расстройства пищевого поведения;
- чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
- слишком болезненная реакция на всё происходящее;
- постоянное чувство вины за какой-то поступок;
- склонность к суициду;
- панические атаки, ночные кошмары;
- аутизм.
Причиной может стать серьёзная или длительная болезнь. Сильные боли, постоянная госпитализация, ограничения в движении (постельный режим), общении (при инфекциях) и еде подавляют и угнетают.
Современная детская депрессия обусловлена также теми стремительными изменениями, которые происходят в мире и за которыми ребёнок иногда просто не успевает. Постоянный информационный поток, соцсети, слишком резкое расслоение общества, войны, теракты, неформальные группировки — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на ещё не окрепшую психику и пока не сформировавшуюся личность. Родители не всегда в состоянии взять данный процесс под контроль, так как большинство из них практически живёт на работе 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.
Вот и оказывается, что сначала в школе ребёнок получает определённый пласт стресса: учитель накричал и поставил «двойку», одноклассник обозвал, задали много уроков. Потом приходит домой — там на него сваливается очередная масса переживаний: родители тоже накричали, наказали за «двойку», лишили компьютера, да ещё и сами между собой поругались. Домашние задания сделать не успел, а уже надо на секцию бежать. Там свои проблемы: на соревнования не взяли, показатели снизились, тренер наседает…
Для большинства современных детей каждый день — один сплошной стресс с утра до вечера. Только одних спасает любящая семья и понимающие родители, у других есть друзья, третьим повезло с учителем. Но есть и такие, кто под прессом всех этих переживаний впадает в депрессию и нуждается в помощи взрослых.
Симптомы
Как понять, что у ребёнка депрессия, а не просто плохое настроение? Действительно, данное расстройство коварно и может длительное время маскироваться под обычную усталость. Тем внимательнее должны быть родители, чтобы своевременно распознать симптомы и обратиться за помощью к специалисту.
Каждый ребёнок — индивидуален. Кто-то умело скрывает свои истинные чувства и нарочито улыбается, хотя в душе страдает. Другие, напротив, утрируют каждое своё переживание и доводят проблемную ситуацию чуть ли не до суицида. Поэтому родителям нужно внимательно присматриваться к новым паттернам поведения сына или дочери.
Типичные признаки детской депрессии можно разделить на несколько блоков.
Со стороны психики:
- закрывается у себя в комнате;
- ни с кем не хочет общаться;
- большую часть времени лежит, уставившись в потолок (может слушать музыку);
- не ходит гулять;
- хуже учится, чем раньше;
- отказывается от совместных семейных мероприятий, избегает участия в школьных делах;
- плачет без видимых причин (особенно в маленьком возрасте и девочки);
- становится неряшливым;
- не радуется элементарным бытовым ситуациям (купили обновку, поставили пятёрку, сделали подарок, поехали в путешествие).
У такого ребёнка налицо апатия, равнодушие, безынициативность, вялость и уныние. Он находится в глубоко подавленном и гнетущем состоянии.
Когнитивные функции тоже оказываются уязвимыми. Чаще всего пропадает познавательная мотивация, снижается концентрация внимания и умственные способности, ухудшается память. Это приводит к плохим оценкам в школе, даже если до этого проблем с учёбой не возникало.
Со стороны физиологии:
- потеря аппетита;
- головные боли;
- нарушения сна;
- похудение;
- гипотония;
- заторможенность в движениях, судороги в мышцах, слабость в конечностях, подёргивание века;
- жалобы на боли в области сердца.
В состоянии депрессии дети по-разному могут реагировать на окружающих. Кто-то злится и раздражается по мелочам, психует, плачет, швыряет вещи, кричит, чтобы его все оставили в покое. Другие могут делать вид, что вообще никого и ничего вокруг не замечают: не откликаются на просьбы, не отвечают на вопросы, не поддерживают беседу. Могут демонстративно отворачиваться к стенке или уходить из комнаты, когда кто-то к ним обращается.
Распознавание депрессии ложиться на плечи родителей и учителей. Чем раньше они поймут, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.
Классификация
Проблема
Нозологические классификации депрессий в детском возрасте, согласно МКБ-10 и DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), демонстрируют лишь попытку выделить какие-то конкретные синдромы, специфические исключительно для детей и не характерные для взрослых.
Например, в МКБ-10 эмоциональные детские нарушения указаны под отдельным шифром F-93 как самостоятельные. Это должно значить, что полной преемственности между депрессиями в детском и зрелом возрасте не существует. Но в дальнейшей классификации для взрослых можно найти ссылки на то, что некоторые расстройства впервые диагностируются ещё в детстве. Например, это прописано для депрессивных эпизодов (F-31) и дистимии (F-34).
Классификация DSM-III-R и вовсе использует одинаковые критерии депрессии для любого возраста с незначительными коррективами относительно стадий развитий.
Поэтому в современной психиатрии проблема классификации депрессий в детском возрасте актуальна. Специалисты настаивают на том, что нужно разработать её отдельно от той, что сейчас используется на практике и рассчитана преимущественно на взрослых. Но, пока её не создали, приходится ориентироваться на те виды, которые прописаны в МКБ-10 и DSM-III.
Классификации
Простые и сложные
Простые:
- меланхолическая (тоскливая) — подавленное настроение и гнетущая тоска;
- тревожная — двигательное возбуждение и повышенная тревога;
- адинамическая — упадок сил и мышечная слабость;
- апатическая — отсутствие стремления к деятельности.
Сложные:
- сенесто-ипохондрическая — жалобы на болезненные ощущения в теле;
- депрессия с бредом и галлюцинациями.
Эндогенные и экзогенные
Эндогенные развиваются на фоне внутренних заболеваний (у малышей чаще всего — физических, в более старшем возрасте — психических).
Экзогенные — следствие внешних факторов.
По степени проявления
- Лёгкая;
- умеренная;
- тяжёлая.
По МКБ-10
Общая классификация:
- депрессивный эпизод — плохое настроение, отсутствие активности, нарушения сна;
- рекуррентная (повторяющаяся) — периодическое повторение депрессивных эпизодов, на фоне типичных симптомов наблюдается снижение когнитивных способностей;
- биполярная — резкая смена настроений;
- циклотимия — более мягкая смена настроений, чем при биполярном расстройстве;
- дистимия — плохое настроение становится устойчивым паттерном поведения и воспринимается как особенность характера.
Классификация сугубо детских депрессий:
- тревожное расстройство, вызванное разлукой;
- фобическое, обусловленное навязчивыми страхами;
- социальное, развивающееся на фоне межличностных конфликтов и одиночества;
- расстройство сиблингового соперничества из-за рождения второго ребёнка;
- другие эмоциональные расстройства;
- неуточнённые эмоциональные расстройства.
При уточнении диагноза и назначении лечения психотерапевты учитывают все вышеперечисленные классификации.
Возрастные особенности
У детей дошкольного возраста
- До 3 лет
Причины: врождённые заболевания, кризис 3 лет. Проявления: капризность, плаксивость, нарушения сна, отсутствие аппетита.
- 4-5 лет
Причины: нехватка родительского внимания, неудачные попытки самоутвердиться, необходимость посещения детского сада. Проявления: непослушность, чрезмерная самостоятельность, плаксивость, агрессивность, истерики.
У детей школьного возраста
- 6-7 лет
Причины: школьная дезадаптация, проблемы в общении с учителем или одноклассниками, психотравмирующие ситуации в семье. Проявления: уныние, тревога, замкнутость, печаль, потеря удовольствия от игр и подарков.
- 8-9 лет
Причины: чаще всего семейные, так как к этому возрасту большинство пар принимает решение развестись или родить второго ребёнка. И то, и другое может стать фактором, спровоцировавшим депрессию. Проявления: утрата общительности, активности, приветливости, склонность к одиночеству, агрессия по отношению к родителям или младшему брату (сестре).
- 10-11 лет
Причины: начало переходного возраста, социальная дезадаптация, проблемы с учителями или ровесниками. Проявления: потеря интереса к играм и общению, ожирение (или похудение), ночные кошмары, навязчивые страхи, замкнутость, снижение познавательных способностей — проблемы в учёбе.
- Подростки
Если у детей младшего школьного возраста депрессия протекает явно, обусловлена причинами, лежащими на поверхности, и относительно быстро лечится, то с подростками всё гораздо сложнее. Провоцирующие факторы выяснить достаточно трудно из-за их скрытности и недоверия. Проблему усугубляет пубертатный период с кризисом, проявления которого во многом пересекаются с симптомами депрессивного расстройства. Но самое страшное — в этом возрасте оно может закончиться суицидом. Поэтому родителям нужно быть вдвойне внимательными.
Диагностика
При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:
- педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
- узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
- невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
- клинический психолог или психотерапевт.
В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:
- методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
- тест фрустрации Розенцвейга;
- опросник Бека;
- тест Зунга;
- диагностические критерии Смулевича;
- цветовой тест Люшера;
- CDI — шкала (опросник) Ковач.
Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.
Лечение
Если психотерапевт подтверждает диагноз, что у ребёнка депрессивное расстройство, он назначает комплексное лечение и консультирует родителей, что делать им.
Медикаментозное лечение
При депрессии обычно назначаются антидепрессанты для детей и подростков. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают фобии и панические атаки. Что могут прописать:
- Адаптол;
- Тенотен;
- Флуоксетин;
- Сертралин;
- Пароксетин;
- Флувоксамин;
- Глицин;
- Деприм (с 12 лет);
- Ново-пассит (с 12 лет).
При тяжёлой депрессии назначаются Амитриптилин, Азафен, Пиразидол, но только в условиях стационара под строгим контролем врача. Могут быть рекомендованы также успокаивающие чаи на травах и ароматерапия (при отсутствии аллергии на запахи).
Психотерапия
Помогают вывести ребёнка из депрессии различные психотерапевтические направления:
- когнитивно-бихевиоральная терапия, использующая в лечении методы расслабления — дыхательные гимнастики, проективные техники, игротерапию;
- арт-терапия — абсолютно все её виды идеально подходят для лечения детской депрессии;
- телесно-ориентированная терапия устраняет мышечные зажимы;
- символдрама помогает в решении проблем, ставших причиной расстройства;
- семейная психотерапия восстанавливает гармонию между членами семьи.
Лечение проводится амбулаторно. Стационарный режим требуется лишь при тяжёлой форме расстройства, когда были попытки суицида или психотические эпизоды.
В ряде случае родители прибегают к альтернативным методам лечения: рефлексотерапии и пет-терапии (общение с животными).
Рекомендации родителям
Как могут родители помочь ребёнку выйти из депрессии?
- Окружить вниманием и заботой, но не навязываться.
- Чаще разговаривать по душам.
- Обеспечить максимум положительных эмоций. Ездить в путешествия, гулять по магазинам.
- Не повышать голос, исключить ссоры и скандалы. Атмосфера в семье должна быть благоприятной.
- Обеспечить сбалансированное питание. Готовить то, что он любит. Не предлагать полезные, но не слишком вкусные блюда.
- Проследить, чтобы он ежедневно находился на свежем воздухе не менее часа.
- Нужно чем-то занять ребёнка, чтобы отвлечь от переживаний. Попросить помощь по дому, уехать в поход, отправиться в лес за грибами и т. д.
- Хорошо снимают напряжение и увеличивают выработку серотонина занятия спортом.
- Не ставить перед ним сверхзадач, снизить планку требований. Следить, чтобы не было переутомления.
- Оказывать психологическую поддержку и сочувствие.
Не нужно наивно верить в то, что депрессия — удел взрослых. Современный ребёнок, вынужденный жить в виртуально-информационном поле, оказывается беззащитным перед многочисленными стрессовыми факторами, подстерегающими на каждом шагу. Раньше, когда большинство родителей работали 6 дней в неделю с законным выходным и имели 8-часовой рабочий день, напряжение снималось уютной домашней атмосферой и совместным времяпрепровождением. Сейчас многие семьи трудно назвать спасительным кругом — дети остаются наедине со своими переживаниями, которые в итоге заканчиваются серьёзными психоэмоциональными расстройствами.
Начну с того что мое детство лишено родительского внимания, заботы, интереса ко мне. Я выросла в полной семье, до 7 лет была единственным ребенком и жила с мамой, отцом и бабушкой. Моя мать была молода и не хотела меня, ее заставили меня родить. Еще ребенком, она никогда не интерисовалась мною, хоть и просидела в дикрете до 5 лет. Отец был на работах, в свободное время также все «воспитание» «спихнул» на мать, которая, уже известно…..
Игрушек у меня не было, мультиков особо не смотрела, пойдя в садик, мне не понравилось, я оставалась дома (я никогда не была шкодливым ребенком). Была ребенком ассоциальным и не знала что такое общение со сверстниками. Была очень капризной, эгоистичной и демонстративной (и по сей день так) — это понятное дело почему- чтоб хоть так привлечь внимание. Никто никогда не спрашивал как я себя чувствую, или почему я отказываюсь ходить в садик.
Моих проблем никто не замечал, та я о них и не говорила- смысла не было. И не просила ничего- тоже бессмысленно. Кстате, про рождение- переношенность 2 недели, асфиксия. Еще внутриутробно я захлебнулась водой, меня унесли и мама не видела меня 4 дня. Кстате, привязанность к матери и тоска за нею с детства.
Становясь подростком, посещая школу, я всегда молчала и не знала как общаться, боялась. Общение с мамой началось лет так с 17-18.. Отцовской любви: «а что это??». Любовь родителей: что это?? Лет с 12 мечтала о парне, единственном и на всю жизнь.. В 15 лет (трудный возраст) я ругалась с родителями, обвиняла их в своих бедах, уходила из дому, ударялась во все тяжкие, пила..
И меня привлекали взрослые мужчины, которые в конечном счете просто * меня и все. Ничего хорошего. В 16 лет я типо дождалась с воего принца, доверилась и открылась (до этого я просто соблазняла мужчин- больше нечем было привлечь, комплекс неполноценности, неуверенность в себе и т. д.). 2 года обманов, алкоголя.. Потом я нашла силы окончательно попрощаться с человеком (он на 9 лет старше был и жил в забитой деревне).
Потом нашла Андрея (на 10 лет старше), он жил тоже за Киевом, как оказалось, он патологический врун и алкоголик. Пару раз в год у него случались запои с раздоением личности, агрессивностью и рукоподнятиями. Живя у меня дома (Киев), он так и не пошел на работу.. Постоянные разговоры что я бл*дь, что изменяю… Алкоголизм, вранье…
Тоже привели к расставанию (весна 2012). Что меня в нем привлекало?? Он для меня был папочкой, заботливым и преданным и он чувствовал мой внутренний мир.
Лет с 17 я узнала что такое обьятия, тепло… И начались страхи потерять, остаться одной… Да, я страшно боюсь одиночества!! Эта пустота вызывает тревогу которую может заглушить только препараты (у меня есть психиатр). Но и одновременно отчаялась. Нигде нету того что мне так нужно- понимание, тепло.. Оно то было, но с такими людьми жить было невыносимо. Характер у меня сложный и сама я свободолюбивая и агрессивная, к тому же табу на алкоголе и домохозяйстве.
Вобщем, в душе у меня (не первый год) постоянная грусть, отчаяние, страх, тревога, апатия, комплексы… Да, я научилась улыбаться, общаться с людьми (и даже очень), радоваться. Но это все маска. Оставаясь одна в комнате, я остаюсь наедине со своей печалью. Родители… Я забила давно и потеряла веру, и уже их не подпущу к себе, даже если они этого захотят. Но они не захотят, им по прежнему безразлично.
Я стараюсь чтоб моей сестре было легче жить, общаюсь с нею, стараюсь заменить родителей… Дома сложно находиться- меня угнетает все. Личная жизнь сложно складываеться. К тому же, потеряв надежды окончательно, я в себе закрылась и не хочу больше ни верить, ничего. После Андрея ударилась в такие тяжкие, что моя моральность почти ушла, я себя разрушила еще больше. Мне спокойно быть в своем отчаянии, жалеть себя (никто кроме меня этого не сделает), никому не верить…
Носить маску. Но а как же личка?? Ведь все равно хочеться отношений. Появился парень, уже молодой, но он видит мою печаль и постоянную депрессию. Он видит что я постоянно погружена в себя (а там веселья нету). Все равно личка для меня главное. Пусть я никому не доверюсь, но обьятия, тепло… Мне этого не хватает. Парень мне нужен. Нету парня- я ухожу в загул, убегая от себя, поскольку выдержать не могу.
Чтобы были нормальные отношения, нужно открыться человеку, впустить его. А я не хочу. Я потом начну бояться обжечься и искать то что меня может закрыть. Сейчас состояние апатии, на улицу не выхожу, такое стало происходить когда научилась идти по жизни. Просто устаю улыбаться и бороться с собой. Наступают моменты когда силы заканчиваются. Антидепрессанты частично помогают (Клофранил мне подобрали хорошо).
Мучаюсь от головных болей (это внутрення боль так ищет выхода) с 13 лет. Какой анализ еще мне с собой провести?? Позитивная психология не для меня- не хочу.
Многие из нас склонны считать депрессию спутником старшего возраста. Неудачи на работе, разочарования в близких, возрастные кризисы… Когда речь заходит о подростках мы нередко говорим о «перепадах настроения» и «это все пройдет». А между тем, депрессия свойственна подросткам, младшим подросткам и даже детям. И ее признаки надо знать, чтобы вовремя понять, что же происходит с ребенком.
Что такое депрессия?
Согласно определению, депрессия – это психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония). Также для пациентов с депрессией характерны низкая самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации, расстройства сна и аппетита, суицидальные мысли.
По данным специалистов, от депрессии страдают до 20% подростков. А вот выявляется она совсем не часто – всего у 2,9% молодых людей. Ряд врачей отмечают, что это следствие отсутствия знаний о депрессии: родители часто полагают, что дети просто устали, растут, невнимательны и т.д. Но есть врачи, которые считают, что подростки в принципе подвержены перепадам настроения. И совсем не так часто страдают настоящей депрессией: статистика в 20% считается преувеличенной. Кто же прав?
Признаки депрессии у детей
Как мы уже говорили, депрессия свойственна и взрослым людям, и подросткам, и детям. Но вот признаки ее могут различаться.
Для детской (у детей дошкольного возраста) депрессии характерно:
- чрезмерная привязанность к родителям («висение» на них)
- рассказ о себе в третьем лице, обращение к родителям по имени
- вредные привычки для самоуспокоения (например, сосание пальца)
- замедление психического развития, регресс
- печальное выражение лица и избегание зрительного контакта
- частый плач
По мере взросления детей меняются и признаки депрессии. У младших школьников может наблюдаться пассивность, потеря интереса к играм, постоянное пребывание в плохом настроении, страхи, различные фантазии, которые могут мешать учебе.
Подростковый возраст – давление со всех сторон
Подростки испытывают настоящий прессинг извне (школа, родители, все возрастающие требования), а также изнутри (меняется тело, перестраивается гормональная система). Перед подростком стоит несколько очень больших, поистине глобальных задач:
- Научиться принимать свое изменившееся тело.
- Ставить цели на будущее, разрабатывать план действий самостоятельно.
- Осмыслить свое «я», свое место в мире, почувствовать независимость от родителей и научиться взаимодействовать с ними по-новому.
- Выстроить новые отношения со сверстниками, в том числе и романтические, и т.д.
И все это на фоне высочайших требований, которые многие родители и учителя предъявляют к учебе. Справиться с этим – непростая задача, поэтому родителям рекомендуется внимательно следить за настроением и поведением своих подростков. Ведь грань между подростковой депрессией и дезадаптацией, потерей ориентиров, очень тонкая.
Что такое дезадаптация?
Не все одинаково успешно преодолевают трудности подросткового возраста. У части детей возникает дезориентация, когда разные стороны их новой личности формируются неравномерно. Дезориентированные подростки ранимы, очень чувствительны, могут проявлять агрессивность или отличаться неустойчивым настроением. Но все это вписывается в норму подросткового кризиса.
Как же отличить подростковую депрессию от возрастного кризиса? Не специалисту сделать это непросто, но надо помнить основной принцип:
Агрессивность и эмоциональность, сопровождающие возрастной кризис, в итоге имеют созидательную направленность. Подросток ищет пути самовыражения, самоутверждения, он имеет цель. Агрессивность при депрессии – это способ переживания подавленного настроения. Никаких целей подросток в депрессии перед собой обычно не ставит.
Признаки подростковой депрессии
- чувство грусти, которое может включать приступы плаксивости без явной причины
- раздражительность или недовольство
- снижение интереса или удовлетворения от обычных занятий
- конфликт с семьей и друзьями или снижение интереса к общению с ними
- низкая самооценка, чувства никчемности или вины
- зацикленность на прошлых неудачах или преувеличенная самокритика
- трудности с размышлением, концентрацией, принятием решений и запоминанием
- усталость и упадок сил
- расстройство сна
- изменения аппетита – сниженный аппетит и потеря веса или сниженная тяга к питанию и набору веса
- волнение или возбужденное состояние, например, хождение взад-вперед, заламывание рук или неспособность спокойно сидеть
- замедление мышления, разговора или движений тела
- частые жалобы на необъяснимые боли в теле иди головные боли, что может включать частые посещения школьной медсестры
- запущенный внешний вид
- вспышки гнева, разрушительное или рискованное поведение, членовредительство, например, порезы, ожоги, избыточный пирсинг или набивание татуировок
- разработка плана самоубийства или суицидальная попытка
Признаков очень много. Чтобы немного облегчить родителям задачу, обратим внимание на четыре основных момента:
- У вашего ребенка резко снизилась успеваемость.
- У ребенка резко поменялось физическое состояние: он утомляется, жалуется на боли, плохо спит и т.д.
- Отношения со сверстниками внезапно ухудшились.
- Самые обычные вещи и просьбы вызывают неадекватную реакцию.
Если эти симптомы сохраняются две недели и более, то скорее всего, вы столкнулись с подростковой депрессией.
Депрессия, оставленная без терапии, может вызывать эмоциональные, поведенческие проблемы и заболевания, затрагивающие каждую область жизни подростка. Осложнения, связанные с подростковой депрессией, могут включать, например, злоупотребления различными веществами и алкоголем, проблемы с успеваемостью, конфликты в семье, самоубийство.
Лечение депрессии должен проводить только специалист. Как правило, терапия включает прием медикаментов и работу с психологом. Причем работа ведется совместно с ребенком и членами его семьи. Потому что сам подросток должен постепенно выражать свои чувства, желания, стремления и недовольства. А члены его семьи должны научиться слушать и принимать его.
Понравился наш материала? Расскажите друзьям:
Добавить комментарий