Гипокинезия и гиперкинезия

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕЧПРОФПОМОЩИ
ДЕТЯМ И МАТЕРЯМ МЗ СССР

Утверждаю
Начальник Главного
Управления лечпрофпомощи
детям и матерям МЗ СССР
И.И.Гребешева
31.10.1984 N 11-14/27-6

Гигиеническая Норма
двигательной активности детей и подростков 5-18 лет

(Методические рекомендации)

1. Общая характеристика двигательной активности,
единицы измерения, обоснования для нормирования.

Двигательную активность (ДА) следует рассматривать как сумму разнообразных движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. Движение является одной из основных потребностей человека, которая обеспечивает связь и взаимодействие организма с окружающей средой, является средством трудовой, бытовой, спортивной и других видов деятельности, имеющих важное социальное значение. Велика и незаменима роль движений для растущего организма, как естественного стимулятора его роста и развития, как регулятора основных процессов гомеостаза. Движения постоянно тренируют и совершенствуют механизмы регуляции физиологических функции, повышают уровень дееспособности организма и его неспецифической резистентности.

Двигательная активность детей и подростков может быть количественно измерена по биомеханическим признакам: локомоциям (перемещение тела в пространстве), вращениям и изменениям взаимного расположения частей тела, по преодолению сил тяжести и т.д. В этих случаях количественная оценка ДА дается по количеству шагов, по величине проделанной работы в киловатт-часах или килограммо — метрах по количеству отдельных вращений, выполненных физических упражнений и т.д.

Кроме того, двигательная активность детей и подростков может характеризоваться временными показателями, т.е. временем, затраченным на выполнение различных движений. Единицей измерения в данном случае является секунда, минута, час. Из физиологических показателей, отражающих количественную характеристику ДА, используются данные расхода энергии (число килокалорий) или данные по изменению частоты пульса.

Форма, интенсивность и количество выполняемых ребенком движений меняются в процессе онтогенеза под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Суточная величина ДА зависит от возраста, пола, состояния здоровья детей и подростков, от объема выполняемых ими социальных функции, от местных климатических условий и сезона года. В естественных условиях наибольшая величина суточной ДА наблюдается у девочек в возрасте 9-10 лет, а у мальчиков — в 9-12 лет. При этом активность мальчиков во всех возрастных группах оказывается больше, чем у девочек. Наименьшие половые различия по уровню ДА отмечаются в 9-10-летнем возрасте (около 10%) и наибольшие — в 16-18 лет (около 30%).

Сезонные изменения ДА таковы, что зимой она снижается, по сравнению с другими временами года примерно на 1/3 часть. В период учебных занятий у большинства школьников наблюдается снижение суточной величины ДА. Между степенью снижения ДА школьников и ухудшением показателей их здоровья имеется прямая связь.

Недостаточная ДА (гипокинезия) способствует ухудшению физической работоспособности, нарушению координации движений, уменьшению профессиональной, спортивной и военной готовности молодежи. Гипокинезия снижает тонус организма, ослабляет эмоциональную устойчивость, создает предпосылки для быстрой утомляемости школьников и возникновения у них различных нервно-психических расстройств. Возникающее при длительной гипокинезии состояние детского организма характеризуется низкими показателями мышечной силы и жизненной емкости легких, повышенным содержанием холестерина в крови и оксикортикондов в моче, увеличением массы тела за счет жировой ткани и резким снижением резистентности организма (особенно к острым респираторным инфекциям).

Массовые обследования ДА школьников, проведенные в разных городах нашей страны, показало, что гипокинезия встречается в 50% у детей младшего школьного возраста, в 75-80% — у школьников старшего возраста.

У детей и подростков, занимающихся регулярно спортом или другими дополнительными формами физической культуры, двигательная активность может существенно увеличиваться. На начальных этапах такого увеличения наблюдается улучшение многих показателей состояния здоровья и работоспособности школьников. Однако имеются предельные нагрузки, превышение которых вызывает перенапряжение регуляторных механизмов, нарушение белкового, витаминного, минерального обмена и целый ряд патологических изменений в различных органах и системах растущего организма. Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) по глубине своего воздействия и возможности нарушений в состоянии здоровья детей и подростков является более опасной, чем гипокинезия.

Таким образом, двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизнедеятельности организма, может оказывать положительное воздействие на рост и развитие, на состояние здоровья детей и подростков только в определенном диапазоне величин. Как недостаток, так и избыток движений приводят к патологическим сдвигам в растущем организме. Выдвинутое положение является научной основой для гигиенического нормирования двигательной активности детей и подростков.

2. Суточная норма двигательной активности

Гигиенической нормой может быть признана такая величина ДА, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровья детей и подростков, их благоприятному и гармоничному развитию в дальнейшем.

Основным критерием нормирования суточной ДА является благоприятная динамика роста, развития и состояния здоровья большинства детей и подростков. Суточная суммарная величина (под сутками понимается время бодрствования) в течение дня может распределяться неравномерно. Более того, допускается некоторая компенсация недостатка или избытка движений на следующий день.

Гигиеническая норма суточной ДА выражается общим количеством суточных локомоций (шагов), распределением физических нагрузок по интенсивности, затратами времени на ДА и суммарной, величиной энерготрат в килокалориях.

Общая сумма локомоций (количество шагов) в сутки.

Гигиеническая норма суточной ДА по сумме локомоций (шагов) представлена в табл. 1 в виде средних арифметических величин с сигмальными колебаниями. Данная норма предназначена для большинства детей и подростков, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе для занятий физической культурой.

Таблица 1. Среднесуточная гигиеническая норма ДА
(количество шагов) для детей
и подростков разного возраста н пола. ——————————————————————
|Возраст в годах| Количество шагов в тысячах (М +- q) |
| |————————————————|
| | девочки | мальчики |
|—————+————————+————————|
| 5-6 | 15 | 17 |
|—————+————————+————————|
| 7-8 | 17 | 20 |
|—————+————————+————————|
| 9-10 | 20 | 21 |
|—————+————————+————————|
| 11-12 | 18 | 21 |
|—————+————————+————————|
| 13-14 | 17 | 20 |
|—————+————————+————————|
| 15-16 | 16 | 20 |
|—————+————————+————————|
| 17-18 | 16 | 20 |
|—————————————————————-|
| q = +- 3 q = +- 4 |
——————————————————————

Интенсивность двигательной активности

Кроме общего количества локомоций (шагов) важное значение при охране и укреплении здоровья детей и подростков имеет интенсивность ДА, т.е. количество движений, мышечной работы или расхода энергии за единицу времени. Нагрузки разной интенсивности имеют не одинаковый тренировочный эффект. Физические нагрузки малой интенсивности не увеличивают достигнутый уровень физической работоспособности. Положительный эффект для укреплений здоровья и гармоничного физического развития детей и подростков имеет более интенсивная ДА. Группировка интенсивностей физических нагрузок приведена в табл. 2. Очень легкие и легкие физические нагрузки имеют большое значение в приобретении моторных умений и навыков, развитии координации движений, в повышении общего тонуса организма, в развитии познавательной деятельности, а также в обеспечении повседневной жизнедеятельности организма. В режиме дня школьника должна быть предусмотрена ДА с разными по интенсивности физическими нагрузками в зависимости от поставленных целей.

Таблиц 2. Классификация физических нагрузок
по интенсивности выполняемых движений ——————————————————————
| NN | | Кратность повышения |
| пп.| Группы интенсивности | обмена веществ |
| | |по сравнению с уровнем |
| | | основного обмена |
|—-+————————————+————————|
| 1. |Покой (сон н отсутствие движений | 1 |
| |в положении лежа) | |
|—-+————————————+————————|
| 2. |Спокойная сидячая деятельность | 2 |
|—-+————————————+————————|
| 3. |Очень легкая физическая нагрузка | 3 |
| |(медленная ходьба — 3 км/ч, уроки | |
| |труда, медленная езда на велосипеде| |
| |и т.д.) | |
|—-+————————————+————————|
| 4. |Легкая физическая нагрузка | 4-6 |
| |(подвижные игры, физзарядка, танцы | |
| |и т.д.) | |
|—-+————————————+————————|
| 5. |Физическая нагрузка средней | 7-9 |
| |тяжести (интенсивный бег, | |
| |спортивные игры и т.д.) | |
|—-+————————————+————————|
| 6. |Большая физическая нагрузка | 10 и более |
| |(бег с околопредельной и предельной| |
| |скоростью и т.п.) | |
——————————————————————

Необходимая затрата времени на двигательную активность

Выполнение программы шагов происходит в группах интенсивности 3-6, что составляет от 3 до 4 часов в день, в младших группах больше, чем в старших, однако у старших интенсивность ДА увеличивается. Распределение времени в зависимости от интенсивности деятельности приведено в таблице 3.

Таблица 3. Затрата времени на ДА разной
интенсивности за сутки (в мин.) ——————————————————————
|Группа интенсивности| Девочки | Мальчики |
|———————+———————+———————-|
| 3-я | 90-200 | 80-180 |
|———————+———————+———————-|
| 4-я | 35-45 | 30-45 |
|———————+———————+———————-|
| 5-я | 10-30 | 25-45 |
|———————+———————+———————-|
| 6-я | 3-5 | 3-15 |
——————————————————————

Энергозатраты на двигательную активность.

С учетом вышеприведенного распределения затрат времени на ДА разной интенсивности энергозатраты за сутки определяются следующими величинами. В зависимости от возраста энергозатраты на ДА в сутки (с вычитанием доли основного обмена) составляют от 14 до 22% для девочек и от 13 до 24% для мальчиков. Такой расход энергии производится на ДА 3-6 групп интенсивности. Однако мышечная деятельность может происходить и с интенсивностью 2-й группы (сидя или стоя, без шагов). Такая деятельность часто совершается с большим удельным весом по времени и на нее расходуется сравнительно большое количество энергии. При суммировании энерготрат на виды мышечной деятельности группы интенсивности 2-6 расходуется у девочек в зависимости от возраста от 27 до 51% всех энергозатрат, а у мальчиков — от 27 до 54%.

Таким образом, из общего суточного расхода энергии (в зависимости от возраста, в размере 1400-3100 ккал у девочек и 1400-3800 ккал у мальчиков) энергозатраты на ДА (группы интенсивности 3-6) составляют соответственно 170-860 ккал у девочек и 180-1230 ккал у мальчиков (приблизительные данные для детей и подростков среднего роста к веса)

Физические нагрузки со средней или большой интенсивностью необходимо правильно организовывать под контролем преподавателя или тренера в виде урока по физической культуре, тренировочного занятия, спортивного состязания и т.п.

Следует иметь в виду, что после занятий с большой нагрузкой возникает утомление, признаки которого сохраняются на протяжении суток и могут исчезать только после достаточного по продолжительности ночного сна. Занятия физическими упражнениями с интенсивностью в группе «средней тяжести» оказывают тренирующий эффект на организм, способствуют благоприятному росту, развитию и укреплению здоровья. Выполнение таких физических нагрузок вызывает утомление организма, но оно проходит после кратковременного отдыха. Восстановлению работоспособности способствуют пребывание школьников на. свежем воздухе, наличие у них положительных эмоций, применение массажа, теплого душа и т.д.

Физические нагрузки группы легкой интенсивности оказывают положительный эффект на работоспособность школьников только по типу активного отдыха.

3. Недельные нормы двигательной активности.

Последствия гипокинезии могут проявляться после нескольких дней с недостаточной ДА. Тренировочный эффект повторной оптимальной двигательной активности суммируется в течение ряда дней и недель. В недельном цикле суточная ДА может быть распределена в определенной степени неравномерно и дефицит ДА за несколько дней может быть компенсирован повышенной ДА за следующие несколько дней. При этом следует избегать перенапряжения от чрезмерных нагрузок. Общая сумма ДА а недельной цикле должна соответствовать суммам дневных норм. ДА.

Таким образом, общее количество шагов на неделю должно составлять для девочек 5-18-летнего возраста от 105000 до 140000, а у мальчиков от 119000 до 147000. Нагрузки со средней тяжестью и большие нагрузки должны составлять за неделю у девочек 2,1-4,2 часов, а у мальчиков — 3,3-7,0 часов. Таким образом, легкие, средние и большие нагрузки должны суммарно составлять за неделю у девочек от 4 до 9 часов, а у мальчиков — от 7 до 12 часов.

4. Контроль за двигательной активностью.

Об объеме ДА конкретных детей и подростков или целых коллективов можно судить с помощью хронометража или анкетного опроса, а также измерением количества шагов (с помощью шагомера), определением частоты сердечной деятельности (пульс-сумматором числа сердечных сокращений) и расхода энергии (в течение дня или определенных его отрезков) с помощью хронометражно-табличного метода. Определение суточной ДА должно проходить в течение всего дня (период бодрствования). Лучше всего брать среднесуточную величину ДА за достаточно длительный период (1-2 недели в разные сезоны года). Об уровне ДА можно судить также косвенно на основании определения уровня достигнутого развития и состояния здоровья школьника (выявляется состояние гипо-, нормо- или гиперкинезии).

В соответствии с профессионально-должностными обязанностями врач по гигиене детей и подростков СЭС и врач — педиатр, обслуживающие дошкольное учреждение и школу, обязаны контролировать двигательную активность детей и подростков, посещающих данные учреждения, В этих целях рекомендуется проводить хронометраж урока физкультуры, анкетирование двигательного режима, расчет энергетических затрат и определять частоту пульса школьников при выполнении различных физических нагрузок. С целью оценки тяжести нагрузки рекомендуется на 3/4 и 1-1/8-часовом уроке (занятии) частоту пульса определять через каждые 10 минут, начиная с 5-10 минуты после начала урока. Из полученных данных высчитывают среднюю частоту пульса школьника за время урока (занятия). С помощью табл. 4 можно оценить величину физической нагрузки у школьников (которые входят в основную медицинскую группу).

Таблица 4. Оценка величины на занятии
на основании средней частоты пульса в мин. ——————————————————————
| Величина нагрузки | Средняя частота пульса на уроке (занятии) |
|——————-+———————————————|
| Легкая | до 140 уд. в мин. |
|——————-+———————————————|

Гипокинезия

Состояние низкой двигательной активности человека, сопровождаемое ограничением амплитуды, объема и темпа движений, называют гипокинезией. Развитие заболевания возможно на фоне психических и неврологических расстройств, включая паркинсонизм, и подобных экстрапирамидных синдромов, а также кататонического, депрессивного и апатического ступора.

Малоподвижный образ жизни человека или низкая трудовая деятельность напрямую влияют на развитие заболевания. Следствием работы, связанной с однообразием движений, низким уровнем затрат на мышечную работу, недостатком движения или локальным характером мышечной активности, при которой человек вынужден длительное время пребывать в фиксированной позе, зачастую является не только гипокинезия, но и гиподинамия.

Заболевание может возникать и на фоне интенсивной рабочей деятельности, связанной с однообразной работой определенной группы мышц (кассиры, программисты, бухгалтера, операторы и т.д.).

Для определения степени гипокинезии в медицинской практике принято брать в расчет энергозатраты пациента, исчисляемые путем определения того количества энергии, которое было затрачено на мышечную активность за короткий промежуток времени. Степень заболевания может быть различной – от незначительного ограничения физической активности до полного ее прекращения.

Гипокинезия и ее последствия

Гипокинезия оказывает негативное воздействие на функциональную активность внутренних органов и систем организма, у больного снижается устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды, падают силовые показатели и выносливость.

Последствием гипокинезии является ухудшение здоровья человека, нарушение работы сердечно-сосудистой системы, у больного падает частота сердечных сокращений, уменьшается вентиляция легких, происходят изменения в сосудистой системе, ведущие к застою крови в капиллярах и мелких венах. В результате этих процессов возникает отечность различных частей тела, образуется застой в печени и уменьшается всасывание веществ в кишечнике.

Гипокинезия и ее последствия оказывают негативное влияние и на работу суставов – они теряют свою подвижность из-за уменьшения количества суставной жидкости.

Гиподинамия и гипокинезия приводят к следующим негативным последствиям со стороны различных систем организма:

  • Снижению работоспособности и функционального состояния организма;
  • Атрофии, снижению веса и объема мышц, ухудшению их сократительных способностей и кровоснабжения, замене мышечной ткани жировой прослойкой, а также к потере белка;
  • Ослаблению сухожильно-связочного аппарата, нарушению осанки и развитию плоскостопия;
  • Потере при гипокинезии межцентральных взаимосвязей в ЦНС, изменению эмоциональной и психической сфер, ухудшению функционирования сенсорных систем;
  • Развитию гипотонии, которая значительно снижает физическую и умственную работоспособность человека;
  • Уменьшению показателей максимальной легочной вентиляции, жизненной емкости легких, глубины и объема дыхания;
  • Атрофии сердечной мышцы, ухудшению питания миокарда и кровотока от нижних конечностей к сердцу, уменьшению его объема, а также возрастанию времени кругооборота крови.

Согласно статистическим данным, гипокинезией болеют практически 50% мужчин и 75% женщин, причем у жителей северных стран эти показатели выше, нежели в других регионах.

Профилактика гипокинезии

Вне зависимости от состояния здоровья, абсолютно всем людям для ведения нормального образа жизни рекомендуется соблюдать принципы правильного питания и регулярно заниматься физическими упражнениями.

Для профилактики гиподинамии и гипокинезии людям, рабочая деятельность которых не связана с физическим трудом, рекомендуется ежедневно выполнять зарядку, осуществлять пешие прогулки, заниматься бегом, плаванием, ездой на велосипеде и т.д. В перерывах между работой необходимо осуществлять легкую разминку, важно усовершенствовать рабочее место, приобрести стул с фиксирующейся спинкой, при сидячей работе часто менять позу.

Важно взять за правило не использовать лифт и общественный транспорт, если нужно проехать небольшое расстояние, даже такая, незначительная на первый взгляд, нагрузка будет способствовать улучшению физического состояния человека.

Лечение гипокинезии

При низкой степени гипокинезии человеку будет достаточно лишь повысить уровень физической активности – регулярно заниматься любым видом спорта. В более тяжелых случаях, если гипокинезия является следствием другого заболевания, необходимо устранить причину, послужившую ее появлению.

В некоторых случаях лечение гипокинезии возможно лишь в сочетании физической нагрузки с медикаментозной терапией. Зачастую назначают лекарства, работающие на уровне нейротрансмиттеров, улучшающие нервно-мышечную проводимость и регулирующие мышечный тонус.

На раннем этапе гипокинезии, в особенности пациентам с болезнью Паркинсона, могут назначать дофаминергические препараты, действие которых становится неэффективным по мере увеличения их потребления.

Гипокинезией называют низкую физическую активность человека, которая может быть связана с ведением пассивного образа жизни или сидячей работой, либо возникает на фоне других заболеваний, включая депрессивные состояния. Гипокинезия и ее последствия негативно влияют на здоровье человека в целом, ставят под угрозу ведение им нормального образа жизни, а также влияют на психологическое состояние больного.

Профилактика заболевания включает в себя как соблюдение человеком принципов здорового питания, так и регулярное выполнение аэробных и силовых физических упражнений. Лечение гипокинезии представляет собой комплексную терапию, включающую в себя постепенное увеличение физической активности пациента (ЛФК) и назначение ряда лекарственных препаратов, в зависимости от степени заболевания.

Гиперкинезы у детей: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Представляет собой аномалию двигательной активности, которая возникает на фоне патологического тонуса скелетной мускулатуры.

Причины

Непроизвольные двигательные акты могут являться симптомами самых разных заболеваний и патологических состояний, которые могут появляться как сразу же после рождения либо по мере развития ребенка. Перечень причин, которые приводят к возникновению заболевания, достаточно разнообразен, сюда относится нарушения кровообращения, инфекционные заболевания, врожденные пороки, приобретенные повреждения.

Основными причина, вызывающими развитие гиперкинезов у детей являются:

врожденные аномалии центральной нервной системы, обусловленные структурным изменением хромосомных и генных мутаций, а также аномалий развития мозжечка;

наследственные нейродегенеративные патологии, которые впервые были диагностированы в детском или юношеском возрасте, а в последующем прогрессируют, что сопровождается постепенным отмиранием нервной ткани;

травматические повреждения центральной нервной системы у новорожденных, возникающие во время прохождения по родовым путям, в более старшем возрасте, патология может возникать на фоне черепно-мозговых травм, которые сопровождаются механическим разрушением клеток центральной нервной системы;

экзогенная интоксикация, которая может возникать у детей, принимающих нейролептики, противосудорожные, дофаминергические лекарственные средства и другие препараты, способные проникать через гематоэнцефалический барьер и накапливаться в нервной ткани;

эндогенная интоксикация, возникающая на фоне эндокринных патологиях, ядерной желтухи новорожденных, энцефалопатии, обусловленной почечной или печеночной недостаточностью;

расстройство гемодинамики центральной нервной системы, обусловленное острой или хронической гипоксией головного мозга,возникшей на фоне анатомических или функциональных сужений просвета сосудов, в результате чего возникает массивная гибель нейронов;

инфекционно-воспалительные процессы в тканях отделов мозга, регулирующих двигательную активность;

выраженные психические нагрузки, могут вызывать перегрузку лимбической системы, вследствие чего выделяется больше адренергических нейромедиаторов, что вызывает снижение ингибирующего воздействия дофамина, что проявляется развитием излишних движений.

Симптомы

В большинстве случаев непроизвольная двигательная активность может является первым признаком различных неврологических заболеваний, к которым в дальнейшем могут присоединятся другие симптомы. Одним из общих признаков различных типов гиперкинезов являются непроизвольность и навязанность движений. Двигательные акты, гортанное покашливание, скрежет зубов или бруксизм, манипулятивные движения, различные стереотипии, которые являются естественными, но не уместными на данный момент. Ребенок не контролирует свое тело, что приводит к нарушению произвольных движений.

Атетоз, характеризуется возникновением червеобразных замедленных движений пальцев, кистей, стоп, предплечий, голеней, мышц лица, являющиеся результатом асинхронно возникающего гипертонуса мышц агонистов и антагонистов.

Тики – это отрывистые низкоамплитудные аритмичные гиперкинезы, которые возникают в отдельных мышцах и могут частично подавляться волей больного. При тике речевого аппарата отмечается произношение отдельных звуков.

Диагностика

Диагноз выставляется на основании характерной клинической картины. Тип гиперкинеза, а также имеющаяся у больного сопутствующая симптоматика, оценка неврологического статуса позволяют судить об уровне поражения экстрапирамидной системы. План обследования больных сгиперкинезами включает осмотр невролога, проведение электроэнцефалографии, электронейромиографию, а также компьютерную и магниторезонансную томографию головного мозга. Также таким больным может потребоваться проведение исследования мозгового кровотока, назначение биохимического анализа крови.

Лечение

Лечение гиперкинезов сочетается с лечением основного заболевания. Для устранения двигательных нарушений больному могут быть назначены антигиперкинетические средства, относящиеся к группе холинолитиков, препаратов ДОФА, нейролептиков, вальпроатов, бензодиазепинов и препаратов ботулотоксина.

При неэффективности медикаментозной терапии рассматривается вопрос об использовании хирургического лечения.

Профилактика

Предупредить развитие гиперкинезов помогает профилактика и своевременное лечение перинатальных, травматических, гемодинамических, токсических, инфекционных поражений мозга.

Нейрогенные двигательные расстройства. Гипокинезии, гиперкинезии и дискинезии.

Прочитайте:

  1. C) Исследуйте двигательные реакции
  2. F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  3. I. Нейрогенные механизмы (нейротонический и нейропаралитический) развития ишемии.
  4. IX. Проблема основного расстройства. Концепция облигатных и факультативных синдромов
  5. V. Внушение и душевные расстройства. — Истерия.
  6. Активизирующие методы психотерапии (гимнастические, музыкальные, танцевальные, двигательные)
  7. Амнестические расстройства.
  8. Болезни нервной системы. Нейрогенные расстройства чувствительности, двигательных, вегетативно-трофических функций. Боль.
  9. Бредовые расстройства. Классификация, клинические критерии, лечение.
  10. В коре различают : сенсорные, ассоциативные и двигательные зоны.

Гипокинези́я — вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека. Внедрение научно-технического прогресса в производство привело к перераспределению нагрузки с крупных мышечных групп на мелкие мышцы плеча и предплечья и явилось причиной снижения общей ДА на производстве — профессиональной Г. Возникли профессиональные группы, выполняющие работу в малоподвижной рабочей позе. Исследования физического состояния людей «малоподвижных» профессий показало, что физическая работоспособность у них значительно снижена по сравнению с людьми, занимающимися физической культурой и спортом.

Г. является одним из факторов риска патологических изменений в организме человека: болезней сердечно-сосудистой системы, ожирения и нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди наиболее опасных последствий малой ДА человека выделяют нарушения в сердечно-сосудистой системе. У лиц, работающих в условиях Г., отмечается увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое на 20 %, снижение сократительной функции сердечной мышцы и скорости ее расслабления, ухудшение регуляции сердечного ритма. Адаптация сердца к мышечным нагрузкам происходит преимущественно за счет увеличения ЧСС при сравнительно малом увеличении систолического объема крови, что расценивается как неэкономная реакция, способствующая быстрому истощению функционального резерва сердца и имеющая неблагоприятное прогностическое значение в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы.

ГИПЕРКИНЕЗИЯ — Чрезмерная и неадекватная двигательная активность, крайняя неугомонность; обычно сопровождающаяся малым объемом внимания и импульсивностью

Дискинезия

(dyskinesia; Дис- + греч. kinēsis движение)

общее название расстройств координированных двигательных актов (в т.ч. внутренних органов), заключающихся в нарушении временной и пространственной координации движений и неадекватной интенсивности отдельных их компонентов.

Дискинези́я век (d. palpebrarum) — Д. мышц век, проявляющаяся невозможностью закрыть один глаз, в то время как двустороннее смыкание век происходит нормально.

Дискинези́я жёлчных путе́й (син. дистония желчная) — Д. мышечной стенки желчных протоков, проявляющаяся нарушениями отведения желчи из печени и желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку.

Дискинези́я жёлчных путе́й гипертони́ческая (син. Д. желчных путей гипертонически-гиперкинетическая) — Д. желчных путей, характеризующаяся повышением тонуса желчного пузыря и желчных протоков.

Дискинези́я жёлчных путе́й гипертони́чески-гиперкинети́ческая — см. Дискинезия желчных путей гипертоническая.

Дискинези́я жёлчных путе́й гипотони́ческая (син. Д. желчных путей гипотонически-гипокинетическая) — Д. желчных путей, характеризующаяся снижением тонуса и двигательной активности желчного пузыря и желчных протоков.

Дискинези́я жёлчных путе́й гипотони́чески-гипокинети́ческая — см. Дискинезия желчных путей гипотоническая.

Дискинези́я кише́чника атони́ческая (d. intestini atonica) — Д. кишечника, характеризующаяся резким ослаблением его тонуса и перистальтики, проявляющаяся запорами, тупыми распирающими болями в животе, иногда динамической кишечной непроходимостью.

Дискинези́я кише́чника спасти́ческая (d. intestini spastica) — Д. кишечника, характеризующаяся повышением его тонуса и спастическими сокращениями, проявляющаяся запорами и приступообразными коликоподобными болями в животе.

Дискинези́я профессиона́льная (d. professionalis; син. невроз координаторный) — Д. рук, развивающаяся у лиц, профессиональная деятельность которых связана с выполнением высокодифференцированных движений в быстром темпе, и характеризующаяся нарушениями координации этих движений при сохранении возможности выполнения работ непрофессионального характера.

В этом разделе рассмотрено три класса типовых форм нейрогенных расстройств движения: гипокинезии, гиперкинезии и атаксии.

Гипокинезии — ограничения объёма, количества и скорости движений. Они, как правило, сочетаются со снижением двигательной активности и силы мышечных сокращений — гиподинамией.

• С учётом различных критериев выделяют несколько типов гипокинезии.
+ В зависимости от выраженности нарушения движений выделяют парезы и параличи.
— Парез — уменьшение амплитуды, скорости, силы и количества произвольных движений.
— Паралич —полное отсутствие произвольных движений.

+ В зависимости от распространённости (масштаба) расстройств движения выделяют различные плегии, от моно- до тетраплегии.
— Моноплегия — паралич или парез одной конечности (руки или ноги).
— Параплегия — паралич или парез обеих рук или обеих ног.
— Гемиплегия — паралич или парез левой или правой половины тела.
— Триплегия — паралич или парез трёх конечностей.
— Тетраплегии — паралич или парез рук и ног.

Виды гипокинезий

+ В зависимости от изменения тонуса мышц различают спастические, ригидные и вялые формы гипокинезии.
— Спастические. Повышен тонус мышц, как правило, одной группы (например, сгибателей рук или разгибателей ног). Наблюдается при поражении центральных мотонейронов на любом участке кортико-спинального (пирамидного) пути.
— Ригидные. Длительно повышен тонус одной или нескольких групп мышц-антагонистов (например, отводящих и приводящих, сгибательных и разгибательных). В последнем случае (при одновременном повышении тонуса сгибателей и разгибателей) конечность или туловище длительно сохраняют приданную им позу (так называемая «восковидная ригидность», являющаяся следствием поражения экстрапирамидной системы).
— Вялые. Понижен тонус мышц в области иннервации повреждённого нервного ствола или центра (например, при поражении мотонейронов или передних корешков спинного мозга).

+ В зависимости от преимущественно поражённых нервных структур выделяют центральные, периферические, экстрапирамидные и миастенические (нервно-мышечные) формы гипокинезии.

Центральные параличи и парезы

+ Причины центрального (пирамидного, спастического) паралича или пареза.
— Поражение центральных — пирамидных — нейронов двигательного анализатора.
— Повреждение проводящих (кортико-спинальных) путей пирамидной системы.

+ Проявления центральных параличей и плегий.

— Гиперрефлексия — повышение сегментарных сухожильных и периостальных рефлексов (увеличение амплитуды ответа и расширение зоны вызывания рефлекса).
— Мышечная гипертония — повышение тонуса мышц по спастическому типу. Обычно носит неравномерный характер (например, на руке тонус повышается преимущественно в гфиводящих мышцах плеча, сгибателях предплечья, а в ноге — разгибателях бедра и голени, гфиводящих мышцах бедра, сгибателях стопы). Со временем это может приводить к контрактурам — стойким ограничениям движений в суставах и необычным положениям конечностей.
— Патологические рефлексы (например, Бабинского, Россалимо, Бехтерева). Эти рефлексы подразделяют на разгибательные и сгибательные. Первые являются одним из наиболее ранних и постоянных проявлений поражения пирамидного пути. Указанные признаки обусловлены повышением сегментарных рефлексов спинного мозга вследствие ослабления тормозных нисходящих влияний головного мозга.
— Клонус — высокая степень повышения сухожильно-мышечных рефлексов. Клонус проявляется серией быстрых ритмичных сокращений отдельных мышц, развивающихся спонтанно или в ответ на раздражение самой мышцы либо её сухожилия (примером может служить клонус мышц надколенника, стопы, кисти, подбородка).
— Синкинезии — непроизвольные содружественные мышечные сокращения и движения, возникающие в парализованной конечности при осуществлении произвольных движений другой конечностью или иной частью тела. Синкинезии осуществляются при участии пирамидной системы, мозжечка, спинного мозга.

— Парез — уменьшение амплитуды, скорости, силы и количества произвольных движений.
— Паралич —полное отсутствие произвольных движений

-Паркинсонизм — неврологический синдром, который характеризуется рядом симптомов: 1)тремором ( быстрые, ритмические, с частотой около 10 Гц., движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями и связанные с временной задержкой корректирующей афферентной импульсации, в силу чего реализация движения и сохранение позы происходит за счет постоянной подстройки движений к какому-то среднему значению. При утомлении и сильных эмоциях, а также при патологии нервной системы тремор существенно усиливается. В частности, патологический тремор (тремор покоя) наблюдается при болезни Паркинсона.

2)мышечной ригидностью(жёсткость, твёрдость, упругость, неэластичность)

3)постуральной неустойчивостью (неустойчивость)

4) брадикинезией(проявление паркинсонизма, заключающееся в затруднении начальных движений, замедлении выполнения всех движений и невозможности сохранить определенное положение тела). Чаще всего встречается первичный или болезнь Паркинсона

-Судороги – внезапные непроизвольные сокращения мышц. Возникают при заболеваниях нервной системы (эпилепсии, столбняке, неврозах), отравлениях, нарушении обмена веществ и деятельности желез внутренней секреции. Общая усталость, утомление мышц, однообразная сидячая работа, нервное напряжение, высокая температура тела, большая потеря организмом воды и поваренной соли могут быть причинами возникновения судорог.

-Тик — быстрое, стереотипное кратковременное насильственное движение.Сокращения одной мышцы или целой группы мышц по ошибочной команде головного мозга мышц называют гиперкинезами (гипер — избыток, кинезис — движение). Тик — разновидность гиперкинеза. Тиком считаются быстрые однотипные движения, которые иногда могут затрагивать и голосовой аппарат, что сопровождается произнесением звуков (вокализацией) — хрюканьем, чмоканьем, говорением слов.

-Хорея (хореический гиперкинез, ранее «виттова пляска» или «пляска святого Вита»; от греческого χορεία, вид танца) — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец.

-Атетоз (от др.-греч. ἄθετος — неустойчивый) — патологические непроизвольные движения (гиперкинез), выражающиеся медленной тонической судорогой мышц конечностей, лица, туловища. Степень судороги изменчива и она преобладает то в одних, то в других мышечных группах, вследствие чего эти насильственные непроизвольные движения медленны, червеобразны, как бы плывут по мышцам. Нередко распространяющимися на проксимальные отделы конечностей, мышцы языка, лица (вытягивание губ, перекашивание рта, гримасничанье). Важными признаками атетоза являются изменчивый тонус мышц, формирование преходящих контрактур. Атетоз занимает промежуточное положение между дистонией и хореей, объединяя черты обоих гиперкинезов. Обычно он характеризуется медленными червеобразными движениями в дистальных отделах конечности, но нередко захватывает также краниальную и туловищную мускулатуру. Обычно возникает в связи с массивным поражением базальных ганглиев в раннем детском возрасте (при родовой травме, ядерной желтухе, инсультах и т.д.)

-Тремор — см.паркинсонизм

-Атакси́я (греч. ἀταξία — беспорядок) — нарушение координации движений; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики. Генетическое, нервно-мышечное заболевание. Сила в конечностях может быть сохранена полностью, однако движения становятся неловкими, неточными, нарушается их преемственность и последовательность, равновесие при стоянии и ходьбе.

Выделяют атаксию статическую (нарушение равновесия при стоянии) и атаксию динамическую (дискоординацию при движениях).

-миастения (лат. myasthenia gravis; др.-греч. μῦς — «мышца» и ἀσθένεια — «бессилие, слабость») — аутоимунное нервно-мышечное заболевание, характеризующееся патологической, быстрой утомляемостью поперечно-полосатых мышц.

-эпилепсия Эпиле́псия (др.-греч. ἐπιληψία от ἐπίληπτος, «схваченный, пойманный, застигнутый»; лат. epilepsia или caduca) — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов., наиболее частым и характерным симптомом которого являются эпизодические или регулярные сильные и мучительные приступы головной боли в одной (редко в обеих) половине головы. При этом отсутствуют серьёзные травмы головы, инсульт, опухоли мозга, а интенсивность и пульсирующий характер болей связывают с сосудистой головной болью, а не с головной болью от напряжения. Головная боль при мигрени не связана с повышением или резким снижением артериального давления, приступом глаукомы или повышением внутричерепного давления (ВЧД).

Невралгия- (от др.-греч. νεῦρον — «жила, нерв» + ἄλγος — «боль») — поражение периферических нервов, характеризующееся приступами боли в зоне иннервации какого-либо нерва. В отличие от неврита, при невралгии нет двигательных нарушений и выпадения чувствительности, а в пораженном нерве отсутствуют структурные изменения. Невралгия развивается преимущественно в нервах, проходящих в узких каналах и отверстиях.

КАУЗАЛГИЯ — интенсивная жгучая боль в зоне иннервации частично поврежденного периферического нерва, содержащего большое число симпатических вегетативных волокон. Развивается в 3 — 5% случаев частичного повреждения периферических нервов: на руке — срединного (реже локтевого), на ноге — седалищного или большеберцового нерва.

Таламические боли возникают при энцефалите, иногда при сосудистых заболеваниях или после травмы с преимуще­ственным поражением зрительного бугра или его связей с корой больших полушарий. Боли возникают периодически. локализуются в конечностях, иногда распространяясь на всю-половину туловища. Во время приступа у больного появляет­ся выражение страдания, от мучительных болей. При таламо-стриарных гиперкинезах бывает насильственный. плач и смех. Характерно наличие гиперпатии:. извращение восприятия раздражений (тепло воспринимается, как холод, холод — как боль и т. п.), разлитой характер ги-леральлических ощущений, мучительный характер болей, ощущение «последействия» после раздражения (ощущение укола остается на долгое время после прекращения раздра­жения), усиление’болей при волнении и различных ноцицеп-тив’ных раздражениях. Иногда при этом бывают ложные •ощущения, касающиеся больных конечностей («увеличение количества» их, «изменение формы» руки или ноги и т. п.), •языка («язык увеличивается») и другие таламические сим­птомы («таламическая» рука и др.).

фантомные боли(см.выше)

Лечение включает назначение анальгетиков, седативных препаратов, финлепсина, индометацина, ганглиоблокирующих средств, физиотерапевтических процедур (электрофореза с анальгетиками, амплипульс-терапии, УВЧ-терапии, электросна, электроанальгезии), проведение психотерапии, гипнотерапии, иглорефлексотерапии, новокаиновых блокад симпатических ганглиев. При неэффективности лекарственной терапии может быть показано оперативное вмешательство.

132.Нейрогенные вегетативные расстройства. Виды, причины, механизмы, проявления. Принципы профилактики и лечения.

Различные виды стресса вызывают возбуждение гипоталамуса рефлекторным путем или через кору головного мозга, что ведет к увеличению секреции гормонов передней доли гипофиза. Симпатико-адреналовая система, в свою очередь, играет большую роль в возникновении психо-соматических нарушений в условиях эмоционального стресса.

Таким образом, психические травмы могут привести к изменениям, вызывающим вегетативные расстройства, в частности нарушения функции внутренних органов. Иногда эти нарушения могут быть центральными и привлекать основное внимание больного, в то время как сопутствующие им общие нарушения нервной деятельности (повышенная раздражительность, тревога, подавленное настроение, бессонница и т.д.) отходит на задний план.

При этом могут возникать нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой и других системах. Вегетативные нарушениямогут проявляться в виде вегето-сосудистой дистонии и кризов.

При дистонии вегетативные расстройства бывают либо в виде учащения пульса, повышения АД сухости во рту, зябкости конечности, либо наоборот замедления пульса, пониженного АД, повышенного выделения слюны, усиления перистальтики кишечника, покраснения кожи. Иногда эти явления могут сочетаться.

На фоне дистонии могут наблюдаться вегетативные кризы, обычно связанные с эмоциональным состоянием:

симпатико-адреналовые

вагоинсулярные

смешанные.

Первые выражаются в учащении пульса, болях и неприятных ощущениях в области сердца, бледности кожных покровов, онемении похолодании конечностей, нередко ознобе. Вторые – в ощущении замирания или перебоев в работе сердца, чувстве нехватки воздуха, удушья, неприятных ощущений в эпигастральной области, усиления перистальтики. При этом отмечается гиперемия кожных покровов, ощущение жара, потливость, полиурия. Кризы обычно сопровождаются состоянием тревоги или страха. Длительность кризов от нескольких минут до нескольких часов.

133. Нарушения высшей нервной деятельности. Виды, причины, механизмы, проявления. Депрессии, неврозы, психические заболевания. Принципы профилактики и лечения.

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами. депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Чаще страдают подростки, пожилые, женщины.Не каждый больной требует госпитализации, зачастую лечение осуществляется амбулаторно. При лечении депрессии наиболее часто используются антидепрессивные средства и психотерапия.

Психи́ческое расстро́йство (психи́ческое заболева́ние; душе́вная боле́знь) — в широком смысле — состояние психики, отличное от нормального, здорового

Виды:Экзогенные виды психических расстройств. Причинные факторы направлены извне, например: алкоголь, промышленные яды, наркотические вещества, токсические вещества, радиация, вирусы, микробы, черепно-мозговые травмы, психо-травмы.

Эндогенные виды психических расстройств. Внутренние причинные факторы. Пример: хромосомные аберрации (нарушения), генные заболевания, заболевания с наследственным предрасположением (могут передаваться через несколько поколений; из-за травмированного гена).

Невро́з (новолат. neurosis, происходит от др.-греч. νεῦρον — нерв; синонимы — психоневро́з, невроти́ческое расстройство) —иническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности

Психические симптомы

Эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин).

Нерешительность.

Проблемы в общении.

Неадекватная самооценка: занижение или завышение.

Частое переживание чувств тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то», фобии, возможны панические атаки, паническое расстройство.

Неопределенность или противоречивость системы ценностей, жизненных желаний и предпочтений, представления о себе, о других и о жизни. Часто встречается цинизм.

Нестабильность настроения, его частая и резкая изменчивость.

Раздражительность. (см. подробнее: Неврастения)

Высокая чувствительность к стрессам — на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией

Плаксивость

Обидчивость, ранимость

Тревожность

Зацикленность на психотравмирующей ситуации

При попытке работать быстро утомляются — снижается память, внимание, мыслительные способности

Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры

Расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость

Физические симптомы

Головные, сердечные боли, боли в области живота.

Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности. (см. подробнее: Неврастения)

Вегето-сосудистая дистония (ВСД), головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления.

Нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения.

Нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приеме пищи).

Нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения.

Психологическое переживание физической боли (психалгия), излишняя забота о своем здоровье вплоть до ипохондрии.

Вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления (чаще в сторону понижения), нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул.

Иногда — снижение либидо и потенции

В лечении неврозов используют психотерапию и, в достаточно тяжелых случаях, медикаментозное лечение.

134. Расстройства сна. Виды, причины, механизмы, проявления, значение. Принципы профилактики и лечения. Характеристика понятий: гиперсомния, гипосомния, парасомния, инсомния.

Гиперсомния — термин, обозначающий наличие избыточной продолжительности сна. Для гиперсомнии характерны повторяющиеся эпизоды чрезмерной дневной сонливости или избыточный ночной сон. У некоторых лиц, страдающих гиперсомнией, наблюдается утрата социальных, бытовых, профессиональных навыков .Как правило, гиперсомния возникает в молодом возрасте

Длительность сна менее 5 ч (гипосомния)

парасомния или расстройство сна – нарушение, которое может произойти в момент пробуждения от быстрого сна (быстрое движение глаз) или частичного пробуждения от длительного сна. Паросомния часто включает в себя сомнамбулизм или лунатизм, тревожные сны, ночные кошмары, пробуждение со спутанным сознанием и многое другое.

Виды парасомнии:

Страшные сны

Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 1980 | Нарушение авторских прав


Гипокинезией называют особое состояние организма, которое обусловлено недостаточностью двигательной активности, вызванной различными причинами. Иногда она может привести кразвитию гиподинамии.

Причины возникновения гипокинезии

Изменения условий жизни, быта и труда современных людей привели к снижению их двигательной активности – гипокинезии. Больше всего эти негативные перемены коснулись экономически развитых стран, что связано с исчезновением видов деятельности, для которых необходимо приложение значительной силы и выносливость. Широкое распространение общественного и личного транспорта также приводит к снижению общей суммы мышечных усилий, что в конечном итоге и определяет особенность режима жизни современного человека.

В зависимости от вызывавших гипокинезию причин можно выделить несколько видов этого состояния организма:

  • Физиологическая, возникающая под влиянием генетических факторов, наличия моторной «дебильности» или аномалий развития;
  • Привычно-бытовая, связанная с привыканием к малоподвижному образу жизни, бытовому комфорту, пренебрежению физическими упражнениями и наличием сниженной двигательной инициативы;
  • Клиническая, развивающаяся на фоне травм или болезней, приводящих к вынужденному продолжительному постельному режиму. Также причиной клинической гипокинезии могут быть болезни опорно-двигательного аппарата;
  • Профессиональная, вызываемая ограничением объема движений по производственной необходимости;
  • Климато-географическая, развивающаяся по причине неблагоприятных климатических или географических условий, ограничивающих двигательную активность;
  • Школьная, возникающая у детей из-за неправильной организации учебно-воспитательного процесса: игнорирования физического и трудового воспитания, перегрузки учебными занятиями, отсутствия увлечений и свободного времени.

Если гипокинезия определяется врачами как снижение двигательной активности, то гиподинамия – это совокупность негативных морфо-функциональных изменений организма, вызванных длительной гипокинезией.

Проблема предупреждения развития гипокинезии и гиподинамии имеет большое значение для здоровья. Это связано с глубокой перестройкой микро и макрофункциональных структур организма человека как биосистемы, а пониженный уровень питательной активности оказывает сложное воздействие на человеческий организм.

Учеными установлено, что снижение объема мышечной деятельности ускоряет процессы старения организма, ведет к росту сердечно-сосудистых болезней, возникновению расстройств пищеварения, снижению устойчивости организма к различным инфекциям.

Гипокинезия и ее последствия являются предметом многих исследований, поскольку многообразие причин дефицита движений, степени его выраженности и длительности способствуют возникновению достаточно широкого диапазона осложнений в организме – от незначительных адаптационно-физиологических до патологических.

Если в обычной жизни такая физиологическая перестройка не всегда заметна, то в экстремальных условиях, когда возникает необходимость мобилизовать резервные возможности организма, следствия гипокинезии проявляются более очевидно.

Снижение двигательной активности в первую очередь отражаются в мышечной системе, постепенно вовлекая все основные системы организма. Гипокинезия и гиподинамия приводят к атрофическим мышечным изменениям, общей физической детренированности, нарушениям сердечно-сосудистой системы, понижению ортостатической устойчивости, изменению водно-солевого баланса, деминерализации костей. Гипокинезия приводит к:

  • Снижению функциональной активности органов и систем;
  • Ухудшению снабжения тканей кислородоми интенсивности обменных процессов;
  • Уменьшению жизненной емкости легких и интенсивности газообмена;
  • Снижениюсилы сердечных сокращений, что связано с уменьшением венозного возврата в предсердия;
  • Сокращению минутного объема и массы сердца;
  • Ухудшению устойчивости к различным неблагоприятным факторам;
  • Нарушению координации движений.

Наиболее устойчивыми к развитию признаков гипокинезии считаются мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Быстрее всего атрофируются мышцы живота, что негативно сказывается на кровообращении, дыхании и пищеварении.

Малоподвижный образ жизни является противоестественным состоянием для человека. Гипокинезия и гиподинамия особенно опасны в сочетании с избыточным питанием. Это может привести к ожирению и связанным с ним осложнениям.

Практически все исследования подтверждают, что физическая активность является естественным стимулятором различных жизненно важных функций организма. Поэтому лечение гипокинезии является профилактикой развитияопасных для жизни нарушений.

Поскольку недостаточность двигательной активности довольно часто вызывается именно образом жизни, прежде всего, следует подумать о мотивации к его изменению. Первым шагом к преодолению гипокинезии считается регулярная утренняя зарядка. Это хороший способ повысить тонус перед рабочим днем и наиболее простой метод увеличения физической активности. В утреннем комплексе можно использовать различные упражнения, сохраняя правильную последовательность:

  • Ходьба и потягивания;
  • Упражнения для рук и плечевого пояса, мышц живота, туловища и ног;
  • Силовые упражнения;
  • Упражнения на расслабление;
  • Ходьба, бег и дыхательные упражнения.

Для лечения гипокинезии хорошо подходит ходьба. Считается, что 10 000 шагов в день обеспечивают минимум необходимой двигательной активности для здорового человека. Также нужно стараться не пользоваться лифтом, а выходные дни посвящать активному отдыху.